УДК 631.115.11(470.45)
М.С. Лата
M.S. Lata
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
CURRENT STATE AND DEVELOPMENT OF PRIVATE SUBSIDIARY FARMS OF THE POPULATION IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF ECONOMY OF THE VOLGOGRAD REGION
Представлено современное состояние и развитие личных подсобных хозяйств населения в аграрном секторе экономики Волгоградской области. Выявлены основные проблемы экономического состояния, особенности и перспективы личных подсобных хозяйств в сельском хозяйстве Волгоградской области, обобщены организационные основы их деятельности. Для оценки эффективности Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» был проведен социологический опрос 1664 личных подсобных хозяйств Волгоградской области. Одна из главных задач исследования состояла в том, чтобы выявить трудности, обусловленные недостаточным информированием владельцев личных подсобных хозяйств о механизмах государственной поддержки малого предпринимательства на селе, о современных технологиях производства растениеводческой и животноводческой продукции, путях его реализации, о налаживании собственного «семейного» бизнеса. Данное социологическое исследование осуществлялось по основным четырем разделам: характеристика респондента, общая характеристика личных подсобных хозяйств, участие в Госпрограмме, перспективы участия в Госпрограмме. Одним из перспективных направлений дальнейшего развития личных подсобных хозяйств станет объективная необходимость их объединения в ассоциации. Создание ассоциаций личных подсобных хозяйств будет наиболее востребованной формой преобразования инфраструктуры села и финансовой основой организации новой системы сельской инфраструктуры. Другим направлением дальнейшего существования личных подсобных хозяйств может стать их преобразование в крестьянские (фермерские) хозяйства, которые являются самой динамично развивающейся категорией малых форм хозяйствования. Крестьянские (фермерские) хозяйства пользуются всеми формами государственной поддержки, которые предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям области в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Ключевые слова: индустриально-аграрная экономика, личное подсобное хозяйство (ЛПХ), малое предпринимательство,
социологический опрос, характеристика респондента, общая характеристика ЛПХ, участие в Госпрограмме, перспективы участия в Госпрограмме, предоставление субсидий и дотаций на сельскохозяйственную продукцию, государственная поддержка сельского хозяйства.
The current state and development of private subsidiary farms (PSF) of the population in the agricultural sector of the Volgograd Region is discussed. The principal problems of their economic status, PSF features and prospects in the Volgograd Region's agriculture are revealed, the organizational foundations of their activity are generalized. To evaluate the effectiveness the State Program "Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Markets, Raw Materials and Food for 2008-2012", the opinion poll among 1664 PSF owners of the Volgograd Region was conducted. Among the study objectives was to identify the difficulties arising from insufficient awareness of the PSF owners of the mechanisms of state support of small businesses in rural areas, of modern technologies of crop and livestock production, marketing opportunities, and establishing "family" business. The study involved the following: respondent characterization, general characterization of PSF, state program participation, and the prospects of state program participation. One of the directions for further PSF development will be an objective necessity of their association. The creation of PSF associations will be most popular form of transformation of rural infrastructure and the financial basis of the organization of the new system of rural infrastructure. Another direction of the may be their transformation into peasant farm enterprises, which is the fastest-growing category of small farms. Peasant farm enterprises have access to all forms of state support for agricultural producers in the Region through the State Program of Agricultural Development and Regulation of the Market of Agricultural Products, Raw Materials and Food for 2013-2020.
Keywords: industrial and agrarian economy, private subsidiary farm (PSF), small business, sociological poll, respondent characterization, general characterization of PSF, state program participation, prospects of state program participation, subsidization and dotation for agricultural products, state support of agriculture.
Лата Мария Сергеевна, аспирант, Волгоградский государственный аграрный университет. Тел.
919-545-92-84. E-mail: [email protected].
Lata Mariya Sergeyevna, Post-Graduate Student, Volgograd State Agricultural University. Ph.:
919-545-92-84. E-mail: [email protected].
Введение
Волгоградская область относится к регионам нашей страны с индустриально-аграрной экономикой. Основная отрасль АПК региона
— это сельское хозяйство.
По производству сельскохозяйственной продукции в 2012 г. Волгоградская область заняла 10-е место в России, поднявшись на две ступени по сравнению с 2011 г. Регион занимает лидирующие позиции в РФ по производству зерна — 9-е место, подсолнечника
— 7-е и овощей — 2-е место. В 2012 г. собрано 2,5 млн т зерна, 480 тыс. то маслосе-мян подсолнечника, более 800 тыс. т овощной продукции [1].
На сегодняшний день личные подсобные хозяйства являются одной из самых распространенных форм производственной деятельности сельского населения.
В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяй-
ство (ЛПХ) представляет собой форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции [2].
Личное подсобное хозяйство осуществляет свою деятельность гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для работы в личном подсобном хозяйстве.
Вся сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная в личном подсобном хозяйстве, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
История свидетельствует, что в 19301953 гг. ЛПХ были главным источником средств к существованию для колхозников, ибо выплаты и выдачи натурой по трудодням часто были мизерны. Часть продукции (картофель, мясо, молоко) колхозники потребляли сами, часть продавали на колхозных рынках в городах [3].
В последующий период ЛПХ продолжали играть важную роль в структуре доходов колхозников и работников совхозов. После преобразования колхозов и совхозов в хозяйственные общества в начале 1990-х годов работники этих обществ сохранили за собой ЛПХ. В условиях, когда заработная плата в сельском хозяйстве России в 1990-х годах была крайне низкой или вообще не выплачивалась в течение длительного времени, роль ЛПХ вновь возросла. В 1998 г. в ЛПХ было произведено 57,3% всей сельскохозяйственной продукции в России. На 1 января 1999 г. в них содержалось 34,8% крупного рогатого скота России, 42,9% свиней, 59,7% коз и овец.
Экономический кризис 1991-1995 гг. оказал разрушительное влияние на сельское хозяйство. Произошло сокращение посевных площадей, поголовья скота, уменьшение капиталовложений, снижение производства сельскохозяйственной продукции. Это не могло не сказаться на состоянии инфраструктуры села. Многие, особенно малочисленные, населенные пункты стали приходить в упадок.
Невысокий уровень заработной платы в сельскохозяйственном секторе экономики, сокращение количества сельхозпредприятий привело к снижению численности работников агропромышленного комплекса и принудило крестьян искать другие сферы занятости и источники своего дохода. В этот момент личное подсобное хозяйство стало одной из таких сфер деятельности для сельских жителей.
Сегодня ЛПХ перевоплотилось из дополнительного в главный источник жизнеобеспечения почти всего сельского населения. Нередко оно становится единственным местом приложения труда сельчан. Занятость в собственном подсобном хозяйстве стала одной из форм самозанятости и гарантирует практически половину общего заработка семьи [4]. Поддержать крестьян в сложившейся непростой экономической ситуации может и должно государство, чтобы обеспечить определенный уровень их жизни, сохранить производственный потенциал и самобытность российской культуры сельских территорий.
Объекты и методы
Для определения перспектив дальнейшего развития личных хозяйств и оценки эффективности Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» был проведен социологический опрос 1664 ЛПХ Волгоградской области. Исследование проводилось Волгоградским государственным аграрным университетом на основе анкетирования субъектов малого предпринимательства на селе.
В ходе данного исследования необходимо было выявить трудности, вызванные недостаточным информированием владельцев ЛПХ о механизмах государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе и определить причины слабого использования современных технологий в производстве растениеводческой и животноводческой продукции.
Социологическое исследование личных подсобных хозяйств осуществлялось по основным 4 разделам анкеты: характеристика респондента, общая характеристика ЛПХ, участие в Госпрограмме, перспективы участия в Госпрограмме.
Результаты и их обсуждение
1. Характеристика респондента.
Среди респондентов ЛПХ 46% являются мужчины и 54% — женщины. Средний возраст составляет 46 лет. Основным местом работы у 25% опрошенных является учреждение социальной сферы и 16,32% являются безработными гражданами. Основные занимаемые должности: рабочий, служащий, работник младшего обслуживающего персонала. У большинства руководителей ЛПХ среднее профессиональное образование — 45,09%.
Основной целью производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ является получение дополнительного источника денежных средств (44,99%) и только для 14,08% личное
хозяйство является основным источником получения денежных средств.
Из общего количества проживающих в домохозяйствах около 39% заняты в личных подсобных хозяйствах. Большинство ЛПХ располагает приусадебными земельными участками, полевыми земельными участками, сенокосами и пастбищами, у большинства глав ЛПХ имеется документация на используемые земли (около 90%).
2. Общая характеристика ЛПХ.
Сегодня в Волгоградской области хозяйства населения стали основными производителями жизненно необходимых видов сельскохозяйственной продукции: 96% — по картофелю, 72% — по овощам, 63,1% — по шерсти, 92% по молоку, 63% — скот и птица на убой, а также единственным местом занятости и важнейшим источником доходов сельского населения.
Зональное размещение отрасли животноводства в ЛПХ Волгоградской области представлено в таблице (по результатам анкетирования).
В ЛПХ степной зоны черноземных почв большую часть поголовья составляют: птица
— 58,77%, свиньи — 11,44, овцы и козы — 10,73, кролики — 8,24%. В сухостепной зоне темно-каштановых почв птица является основным видом животных, 45,87% от общего поголовья, а доля, приходящаяся на овец и коз, составила 21,59%, свиней — 12,07, КРС
— 7,62, кроликов — 5,33%. В Волго-
Ахтубинской пойме большую часть поголовья также составляют овцы и козы — 49,46%, птица — 28,97%. ЛПХ сухостепной зоны каштановых почв занимаются разведением птицы
— 45,98%, овец и коз — 17,91, КРС — 13,77, свиней — 8,26%. Удаленность от городской черты районов, входящих в состав данной зоны, приводит к необходимости развития овцеводства. В ЛПХ полупустынной зоны светло-каштановых почв большую часть поголовья составляют: птица — 45,5%, овцы — 30,31, КРС — 10,82%.
Около 51% (зерно) и 42% (картофель) производимой в ЛПХ растениеводческой продукции реализуется, продукция животноводства (мясо скота и птицы, молоко, шерсть) реализуется на 63%. Основными каналами реализации являются: продажа скупщикам (34,65%), продажа соседям, своим клиентам (31,89%) и продажа на рынке (23,68%).
Испытывают трудности со сбытом продукции 42,37% участников опроса, причинами в основном служат низкая закупочная цена, низкий спрос, отсутствие рынка сбыта, удаленность рынков сбыта, высокая конкуренция на рынке сбыта, высокие затраты на реализацию продукции, отсутствие господдержки.
Не заключают договор на поставку продукции до ее реализации более 93% ЛПХ. Доставка продукции осуществляется при реализации своим видом транспорта (47,56%) и транспортом закупщика (52,44%).
3. Участие ЛПХ в Госпрограмме.
В целях повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе в рамках Госпрограммы государственная поддержка для ЛПХ осуществлялась посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
Главы ЛПХ могли взять льготный кредит на срок до 2 лет — на приобретение горючесмазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. руб. на одно хозяйство. На срок до 5 лет — на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 т, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. руб. на одно хозяйство [5].
Однако не воспользовались кредитами банков, других кредитных организаций, займами кооперативов 85,2% ЛПХ, и только 14,8% получили заемные средства. На производственные цели использовали полученный кредит 41% ЛПХ, в то время как 53% направили заемные средства на потребительские цели. Большинство кредитов было взято в Россельхозбанке и Сбербанке РФ.
Услугами информационно-консультационных организаций в 2008 г. воспользовались 4,90% опрошенных. Практически 50% глав ЛПХ знали, что осуществлялась Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и владели информацией, на ка-
ких условиях предоставляются кредиты для ЛПХ в рамках Госпрограммы. Но лишь 8,21% ЛПХ воспользовались этими кредитами (в основном на срок до 5 лет — 75,76%). Большая часть кредитов была использована на расширение хозяйства (67,86%), чтобы сохранить свое хозяйство и выжить в существующих условиях — 25%. О возможности получения субсидированного кредита владельцы хозяйств узнали от местной администрации — 36,67%.
Условия кредитного договора считают приемлемыми 48% опрошенных. В возврате взятого кредита вполне уверены 63%. Основными причинами, по которым не обращаются за кредитом (кроме отсутствия потребности в кредите — 94,51%) являются неподходящие условия договора с кредитной организацией, опасение невозможности возврата кредита, а также сложная, длительная процедура оформления кредита и субсидий.
1. Перспективы участия в Госпрограмме.
На вопрос: «Как Вы полагаете, какой процент Ваших односельчан взяли бы субсидированные кредиты (при наличии кредитного кооператива или филиала банка в районе)?» был получен ответ — 23,95%.
По мнению респондентов, мерами, способствующими развитию кредитования ЛПХ населения являются, расширение возможностей и улучшение условий сбыта продукции ЛПХ (27,94%), упрощение правил предоставления кредитов и субсидий по ним (23,15%), увеличение субсидий и дотаций на сельскохозяйственную продукцию для ЛПХ (18,62%), увеличение сумм субсидий, выделяемых району на развитие кредитования (12%), а также усиление разъяснительной и консультационной работы среди населения (11,05%) и организация кредитных кооперативов в районе (3,05%) (рис. 1).
Считают, что реализация Госпрограммы на развитие ЛПХ окажет существенное влияние 16,89%, и 48,77% респондентов затрудняются ответить на этот вопрос (рис. 2).
Таблица
Поголовье сельскохозяйственных животных, содержащихся в ЛПХ-респондентах по зонам Волгоградской области
Сельско- хозяйственные животные Степная зона черноземных почв Сухостепная зона темнокаштановых почв Волго- Ахтубинская пойма Сухостепная зона каштановых почв Полупустынная зона светлокаштановых почв
гол. % гол. % гол. % гол. % гол. %
КРС — всего 178 6,61 167 7,62 195 6,41 412 13,77 475 10,82
в т.ч. коровы 93 3,46 141 6,43 148 4,87 274 9,15 268 6,10
Свиньи 307 11,44 264 12,07 150 4,93 247 8,26 114 2,60
Овцы и козы 288 10,73 472 21,59 1504 49,46 536 17,91 1331 30,31
Лошади 12 0,44 24 1,10 10 0,33 15 0,50 11 0,24
Птица всех видов 1579 58,77 1003 45,87 881 28,97 1376 45,98 1998 45,50
Кролики 221 8,24 117 5,33 153 5,03 131 4,38 194 4,43
Другое 8 0,31 - - - - 2 0,05 - -
Итого 2687 100 2186 100 3041 100 2993 100 4391 100
Источник: авторск.
Рис. 1. Какие меры способствовали бы развитию кредитования ЛПХв вашем районе?
(источник: авторск.)
Рис. 2. Какое влияние, по вашему мнению, оказывает реализация Госпрограммы на развитие ЛПХ вашего района? (источник: авторск.)
Заключение
Таким образом, можно отметить благоприятное влияние Госпрограммы на развитие ЛПХ Волгоградской области. Однако проведенный социологический опрос среди населения работающих в своих личных подсобных хозяйствах выявил ряд организационно-
экономических проблем: полунатуральный и потребительский характер деятельности; производство продукции осуществляется традиционными, полукустарными способами; неразвитая система закупки у населения сельскохозяйственной продукции; невозможность привлечения кредитных ресурсов из-за отсутствия залоговой базы.
Одним из перспективных направлений дальнейшего развития ЛПХ станет объективная необходимость их объединения в ассоциации. Создание ассоциаций ЛПХ будет наиболее востребованной формой преобразования инфраструктуры села и финансовой основой организации новой системы сельской инфраструктуры. За счет денежных средств ассоциаций ЛПХ можно будет осуществлять программы поддержки объектов социальной инфраструктуры села, неразвитость которой является одной из причин обезлюдения сельских территорий (по результатам опроса).
Кроме того, важно оказать комплексную государственную поддержку личным подсобным хозяйствам как в период производства сельскохозяйственной продукции, так и в решении проблемы выхода на потребительский рынок и сбыта произведенной продукции.
Другим направлением дальнейшего существования ЛПХ может стать их преобразование в К(Ф)Х, которое является самой динамично развивающейся категорией малых форм хозяйствования. К(Ф)Х пользуются всеми формами государственной поддержки, которые предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям области в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Таким образом, грамотное и комплексное выполнение поставленных задач позволит повысить экономическую эффективность дальнейшего развития личных подсобных хозяйств, что положительным образом скажется на развитии сельского хозяйства Волгоградской области.
Библиографический список
1. Официальный портал Администрации
Волгоградской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ksh.
volganet. ru/news.
2. Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. От 21.06.2011) «О личном подсобном хозяйстве».
3. Повинности советских крестьян: барщи-
на и оброк [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inosmi.by/2011/09/22/
povinnosti-sovetskix-krestyan-barshhina-i-obrok.
4. Попова Л.В., Сурикова Н.Г. Сельскохозяйственный кооператив как социальноориентированный институт // Трудовые и социальные отношения. — 2009. — № 2 (56).
— С. 67-74.
5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы // Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 N 446 (ред. от 23.04.2012).
References
1. Ofitsial'nyi portal Administratsii
Volgogradskoi oblasti [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://ksh.volganet.ru/news.
2. Federal'nyi zakon ot 07.07.2003 N112-FZ (red. ot 21.06.2011) "O lichnom podsobnom khozyaistve".
3. Povinnosti sovetskikh krest'yan: barshchina i obrok [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://inosmi.by/2011/09/22/povinnosti-sovetskix-krestyan-barshhina-i-obrok.
4. Popova L.V., Surikova N.G.
Sel'skokhozyaistvennyi kooperativ kak
sotsial'no-orientirovannyi institut // Trudovye i
sotsial'nye otnosheniya. — 2009. — № 2 (56). — sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i
S. 67-74. prodovol'stviya na 2008-2012 gody
5. Gosudarstvennaya programma razvitiya (Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2007
sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov N 446 (red. ot 23.04.2012).
УДК 631.12: 332.14
Л.В. Тю, А.Г. Синюков
L.V. Tyu, A.G. Sinyukov
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СИБИРИ
PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT TECHNICAL BASIS OF AGRICULTURE OF SIBERIA
Рассмотрены проблемы развития технической базы сельского хозяйства Сибири, в числе которых высокая степень изношенности, низкий уровень обновления, использование устаревших конструкций. Дана оценка основных факторов, влияющих на её развитие. Показана необходимость модернизации технико-технологической базы в соответствии с моделью инновационного развития АПК. Обоснована потребность в ускоренном обновлении сельскохозяйственной техники на основе инноваций.
Ключевые слова: сельское хозяйство, техническая база, сельскохозяйственные машины и оборудование, ресурсосберегающие технологии, инвестиции в обновление сельскохозяйственной техники, инновации.
The development problems of the technical basis of agriculture of Siberia are discussed including the following: high degree of wear, low level of renovating and the use of old buildings. The main factors affecting the development are evaluated. The necessity of modernizing the technical and technological basis in accordance with the model of innovative development of agricultural industry is emphasized. The need for accelerated renovation of agricultural machinery based on innovations is substantiated.
Keywords: agriculture, technical basis, agricultural machinery and equipment, resource-saving technologies, investments in agricultural machinery renovation, innovations.
Тю Людмила Васильевна, д.э.н., зам. директора, Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства РАСХН, Новосибирская обл. Тел. (383) 348-06-63. E-mail:
Синюков Андрей Геннадьевич, д.э.н., с.н.с., Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства РАСХН, Новосибирская обл. Тел. (383) 348-06-63. E-mail: [email protected].
Tyu Lyudmila Vasilyevna, Dr. Econ. Sci., Deputy Director, Siberian Research Institute of Agricultural Economics of Rus. Acad. of Agr. Sci., Novosibirsk Region. Ph.: (383) 348-06-63. E-mail: [email protected].
Sinyukov Andrey Gennadyevich, Dr. Econ. Sci., Senior Staff Scientist, Siberian Research Institute of Agricultural Economics of Rus. Acad. of Agr. Sci., Novosibirsk Region. Ph.: (383) 348-06-63. E-mail: [email protected].
“Vу"
Введение
В XXI в. мир вступил в эпоху инноваций, обусловленных рядом глобальных причин. Осознавая радикальные перемены в развитии передовых стран мира, Россия в последние годы уделяет значительное внимание модернизации АПК на инновационной основе с целью развития аграрных технологий и роста конкурентоспособности сельского хозяйства. Последнее включает повышение производительности труда (к 2020 г. в 1,7 раза) на базе использования современных технологий, совершенствования организации производства, труда и управления; обеспечение подъема племенного животноводства и повышение продуктивности скота до уровня европейских государств; развитие интенсивных технологий в растениеводстве, поддержку элитного семеноводства и резкое увеличение урожайности основных культур [1].
Технико-технологическая база сельского хозяйства в значительной степени определяет
инновационное развитие АПК, что находит выражение в положительных изменениях многих важных сторон аграрно-промышленного производства при повышении уровня его оснащения. В их числе — технологическое совершенствование производства продукции растениеводства и животноводства, повышение плодородия почвы и увеличение продуктивности сельскохозяйственных земель, более полная реализация в производстве биологического потенциала полезных свойств растений и животных, замена ручного труда механизированным, оптимизация сроков проведения сельскохозяйственных работ. В сфере переработки и хранения сельскохозяйственной продукции обеспечивается более полная сохранность продуктов и их полезных свойств, улучшаются качественные характеристики и расширяется ассортимент продуктов конечного потребления. В настоящие время аграрный сектор экономики России, в том числе и Сибири, оказался перед необхо-