Научная статья на тему 'Современное состояние и пути развития пассажирских перевозок в городе Красноярске'

Современное состояние и пути развития пассажирских перевозок в городе Красноярске Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ / URBAN PASSENGER TRANSPORT / PASSENGER TRAFFIC / HIGH-SPEED TRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова И. Ю.

Городской пассажирский транспорт является неотъемлемой инфраструктурной частью современного города, позволяющей связать его территорию в единое жизненное пространство. Рассматриваются понятие городского пассажирского транспорта, динамика развития пассажирских перевозок в Красноярске, а также показаны возможности решения проблемы в городских пассажироперевозках путем внедрения скоростного трамвая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS AND THE DEVELOPMENT OF PASSENGER TRANSPORT IN KRASNOYARSK

Public passenger transport is an integral part of the infrastructure of a modern city, which allows to link its territory in a single living space. This article discusses the concept of urban passenger transport, passenger transport dynamics of Krasnoyarsk, as well as the ability to solve the problem of urban passenger transportation through the introduction of high-speed tram.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и пути развития пассажирских перевозок в городе Красноярске»

УДК 658.7

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ

И. Ю. Иванова Научный руководитель - Е. В. Белякова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: best_ella@mail.ru

Городской пассажирский транспорт является неотъемлемой инфраструктурной частью современного города, позволяющей связать его территорию в единое жизненное пространство. Рассматриваются понятие городского пассажирского транспорта, динамика развития пассажирских перевозок в Красноярске, а также показаны возможности решения проблемы в городских пас-сажироперевозках путем внедрения скоростного трамвая.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, пассажирские перевозки, скоростной трамвай.

CURRENT STATUS AND THE DEVELOPMENT OF PASSENGER TRANSPORT

IN KRASNOYARSK

I. Ju. Ivanova Scientific Supervisor - E. V. Belyakova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: best_ella@mail.ru

Public passenger transport is an integral part of the infrastructure of a modern city, which allows to link its territory in a single living space. This article discusses the concept of urban passenger transport, passenger transport dynamics of Krasnoyarsk, as well as the ability to solve the problem of urban passenger transportation through the introduction of high-speed tram.

Keywords: urban passenger transport, passenger traffic, a high-speed tram.

В крупных развивающихся городах важной частью инфраструктуры является городской пассажирский транспорт, к основной задаче которого относится обеспечение потребности населения в перевозках при возможности экономии времени, затраченного на перемещение населения между различными районами города.

В научной литературе существуют разные подходы к термину городского пассажирского транспорта (ГИТ). В частности, Х. Ю. Эльдарханов трактует данное определение как «многофункциональную транспортную систему, которая объединяет различные виды транспорта и осуществляет движение по территории города и ближайшей пригородной зоне» [9, с. 38].

В современных крупных городах в перевозке пассажиров широко используются различные виды ГИТ. В Красноярске городской пассажирский транспорт представлен автобусами, трамваями и троллейбусами. Самым востребованным видом транспорта в городе является автобус, его доля составляет 88,8 % от всех перевозок. Остальной объем перевозок пассажиров осуществляет электрический транспорт - 11,2 %. В последнее время доля электрического транспорта в г. Красноярске регулярно снижается. Например, в 1999 году объем перевозок составлял 28 % [4].

В свою очередь, за последние три года наблюдается снижение объема перевозок общественным транспортом. Ио данным муниципальных предприятий города Красноярска перевозки снизились на 18,5 %. (см. рисунок).

Такая ситуация связана с бурным развитием автомобилизации в городе. Ио данным Госавтоинспекции на сегодняшний день зарегистрировано 429 309 транспортных средств, что на 20 тысяч больше прошлогоднего показателя [8].

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управления цепями поставок»

о -

2 г

<и я

а ч

и 2

о О

240

230

220

210

200

2013

2014

2015

Год

Динамика изменения показателей развития пассажирских перевозок в г. Красноярске [4; 5]

К основной причине выбора личного автотранспорта можно отнести устойчивую тенденцию увеличения времени при поездках по городу. В пиковые периоды время маршрута транспортного средства возрастает более чем в два раза по сравнению с расписанием. В результате этого транспортные средства в большей степени переполнены; время ожидания пассажиров на остановочных пунктах увеличивается более чем на 10 минут; возрастает время доставки пассажиров до пункта назначения (более 40 минут, при нормативе 10-20 %) [1].

Таким образом, широкое распространение личного транспорта привело к снижению объема перевозок общественным транспортом и образовало дополнительные транспортные проблемы для города. Среди которых можно выделить следующие: загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу парниковых газов и загрязняющих веществ, транспортные заторы на дорогах, нехватка пар-ковочных мест для автомобилей в городе [7]. От вышеперечисленных проблем приходится страдать всем людям, даже тем, кто не использует личные автомобили. Тем не менее, несмотря на все трудности, проведённый опрос в Красноярске показал, что 53 % населения готовы пересесть на общественный транспорт в случае совершенствования системы общественного транспорта, а именно по таким показателям как комфорт, безопасность, скорость [6].

Одним из решений совершенствования системы общественного транспорта могло бы стать строительство метрополитена, отличающегося высокой провозной способностью и обеспечивающего быстрое, безопасное и комфортабельное сообщение. Необходимость метрополитена в Красноярске была осознана ещё в 60-е годы, однако непосредственное строительство началось лишь в 1995 году. На данный момент строительство метрополитена зарезервировано и в ближайшие годы введение его в эксплуатацию не предвидится, по причине больших потребностей в капиталовложениях.

Проект о развитии городского пассажирского транспорта в Красноярске предлагает создать наземный аналог метро - скоростной трамвай. Скоростной трамвай является наиболее перспективным видом скоростного пассажирского транспорта, который имеет ряд преимуществ:

1. Высокая скорость. Скоростной трамвай быстрее разгоняется и может долго поддерживать высокую скорость движения.

2. Экологически чистый вид транспорта. Работая на электроэнергии, он не загрязняет атмосферу выхлопами.

3. Большая провозная способность. Трамвай способен перевозить до 20-24 тыс. пасс. Например, в крупных городах развитых стран скоростные трамваи осуществляют перевозки до 50 % пассажиров [2].

4. Лучшие показатели по комплексу характеристик: стоимость - комфорт - безопасность.

Не менее важным моментом является то, что реализация проекта скоростного трамвая в целом составляет около 16 млрд руб., тогда как объем финансирования для строительства метрополитена только за год должен составлять не менее 12 млрд руб. [2; 3].

В проекте предлагается осуществление модернизации существующих линий трамвая в городе, проектирование и строительство новых линий для скоростного трамвая, последнюю из которых планируют построить до 2020 года. Маршрутные линии трамваев будут соединять правый и левый берег г. Красноярска, что в будущем позволит значительно снизить транспортную нагрузку дорог. По окончанию проекта маршрутная сеть будет иметь пять скоростных трамвайных линий.

Таким образом, при реализации внедрения скоростного транспорта в г. Красноярске, будут созданы благоприятные условия для решения транспортных проблем, что положительно скажется на дорожно-транспортной обстановке, экологической ситуации и экономики города в целом.

Библиографические ссылки

1. Концепция развития пассажирского транспорта общего пользования в г. Красноярске на 2011-2015 годы с перспективой до 2020 года. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

2. Красноярское общественно-деловое издание [Электронный ресурс]. URL: http://www.dela.ru/ articles/krasnoyarsk-lightrail/ (дата обращения: 10.02.2016).

3. МАП ГЭТ «Ассоциация городского транспорта» [Электронный ресурс]. URL: http://www. mapget.ru/news/26/56/krasnoyarsk-ot-ustarevshej-kontseptsii-metro-k-skorostnomu-tramvayu/ (дата обращения: 10.02.2016).

4. Муниципальная программа «Обеспечение пассажирских перевозок транспортом общего пользования в городе Красноярске» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Муниципальная программа «Обеспечение пассажирских перевозок транспортом общего пользования в городе Красноярске» на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. НГС. Новости- [Электронный ресурс]. URL: http://ngs24.ru/news/97539/view/ (дата обращения: 10.02.2016).

7. Никаноров Р. О., Гильц Н. Е. Общественный транспорт как решение проблемы загруженности дорожной сети города Красноярска // Решетневские чтения : материалы XVIII Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения генер. конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решет-нева (11-14 нояб. 2014, г. Красноярск) : в 3 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014. Ч. 2. С. 439-441.

8. Сайт муниципальной газеты Красноярска «Городские новости» [Электронный ресурс]. URL: http://gornovosti.ru/glavnoe/gosavtoinspektsiya-krasnoyarska-otmechayet-rost-avtomobilizatsii444445546.htm (дата обращения: 10.02.2016).

9. Эльдарханов Х. Ю. Логистика: управление городским грузодвижением. Тамбов : Грамота, 2008. 143 с.

© Иванова И. Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.