ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 10 • Номер 3 • Март 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
>
Первое
экономическое издательство
современное состояние и прогнозирование основных тенденций развития туризма в республике карелия
Плотникова В.С. 1, Глушанок Т.М. 1
1 Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье проведена оценка ключевых факторов и тенденций развития внутреннего и въездного туризма в Республике Карелия с целью обеспечения конкурентоспособности дестинации на туристском рынке. В результате социологического опроса выявлены качественные характеристики туристского продукта, привлекающего современного потребителя туристских услуг. Выполнен анализ предпочтений и мотиваций людей, приезжающих в Карелию на отдых, а также факторов, вызывающих дискомфорт при отдыхе в республике. Определены основные тенденции развития карельского туризма для обеспечения конкурентоспособности дестинации и направления развития новых видов туризма в регионе. Статья будет интересна туроператорам и специалистам гостиничного бизнеса не только в Карелии, но и в других регионах Северо-Запада России, имеющих богатый туристско-рекреационный потенциал, но при этом не использующих его в полной мере.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Республика Карелия, внутренний и въездной туризм, туристский продукт, потребитель услуг, мотивации туристских услуг, потребительские предпочтения
Contemporary state and forecasting of the main trends in tourism development in the Republic of Karelia
Plotnikova V.S. 1, Glushanok T.M. 1
1 Petrozavodsk State University, Russia
введение
Осенью 2019 года утверждена Стратегия развития туризма в России до 2035 года, которая в первую очередь направлена на развитие внутреннего и въездного туризма. Перед туроператорами поставлена важная задача по формированию и продвижению туристского продукта, который будет проектироваться на качественно новом уровне, чтобы быть конкурентоспособным на отечественном и мировом рынках. Въездной туризм активно развивается в каждой стране мира. По данным Всемирной туристской организации, в новом тысячелетии потоки въездных туристов удвоились: с 0,68 (2000 г.) до 1,4 млрд человек (2018 г.). Также отмечается рост внутреннего туризма с 32 млн
граждан в 2012 году до 54 млн российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в 2017 году [13].
Республика Карелия обладает богатым туристско-рекреационным потенциалом. В республике находится множество объектов туристского показа, в том числе объект всемирного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост», Валаамский монастырь, Горные парки «Рускеала», «Тулмозерье», Белая Гора». Заповедники Кивач и Костомукшский, национальные парки Паанаярви и Водлозерский, природный парк Ладожские шхеры - это лишь основные объекты природной составляющей Карелии. Уникальная северная природа с водопадами и археологическими памятниками, наскальными рисунками - петроглифами привлекают туристов практически со всего мира [8] (Komleva, Soldatova, 2015). Однако объемы туристского потока растут незначительно, и эта проблема должна быть решена на основе анализа разных направлений деятельности в сфере туризма, создания и продвижения конкурентоспособного туристского продукта.
Новизна проводимого авторами исследования заключается в выявлении состояния развития внутреннего и въездного туризма в Республике Карелия, а также в определении возможностей расширить список видов туризма, которые могут быть востребованы на ее территории.
ABSTRACT:_
The article assesses the key factors and trends in the development of domestic and inbound tourism in the Republic of Karelia in order to ensure the competitiveness of the destination in the tourist market. As a result of a sociological survey, the qualitative characteristics of a tourist product that attracts a modern consumer of tourist services are revealed. The analysis of preferences and motivations of people who come to Karelia on vacation, as well as factors that cause discomfort when vacationing in the Republic, is conducted. The main trends in the development of Karelian tourism to ensure the competitiveness of the destination and the direction of development of new types of tourism in the region are determined. The article will be of interest to tour operators and hotel business specialists not only in Karelia, but also in other regions of the North-West of Russia that have a rich tourist and recreational potential, but where it is not fully employed.
KEYWORDS: the Republic of Karelia, domestic and inbound tourism, tourist product, consumer of services, motivations of tourist services, consumer preferences
JEL Classification: L83, Z32, M31 Received: 03.02.2020 / Published: 31.03.2020
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Plotnikova V.S. (plotnikovaptz0mail.ru)
CITATION:_
Plotnikova V.S., Glushanok T.M. (2020) Sovremennoe sostoyanie i prognozirovanie osnovnyh tendentsiy razvitiya turizma v Respublike Kareliya [Contemporary state and forecasting of the main trends in tourism development in the Republic of Karelia]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (3). - 831-844. doi: 10.18334/epp.10.3.100652
Целью исследования является выявление предпочтений и мотиваций людей, приезжающих в Карелию на отдых, а также факторов, вызывающих дискомфорт при отдыхе в республике, и прогнозирование основных тенденций развития карельского туризма для обеспечения конкурентоспособности дестинации на рынке туристских услуг.
Объектом исследования данной работы являются факторы развития внутреннего и въездного туризма.
Предмет исследования - прогнозирование основных тенденций развития внутреннего и въездного туризма в Республики Карелия.
Гипотеза. Можно предположить, что если предпочтения, мотивации и факторы, вызывающие дискомфорт у туристов, приезжающих в Карелию из других регионов России и стран ближнего зарубежья, будут учитываться при формировании туристского продукта, то реализация тенденций развития карельского туризма позволит значительно увеличить поток туристов, а туристская сфера займет приоритетное место в экономике республики.
Теоретическая и методологическая база исследования. Авторы руководствовались исследованиями М.А. Морозова и М.Н. Войт, предлагающих модель формирования конкурентоспособности туристской дестинации, направленную на фиксирование региона на определенном сегменте туристского рынка, и с помощью синергетического эффекта, полученного от создания, использования и удержания конкурентных преимуществ, получение ею способности привлекать туристов [9, с. 83] (Morozov, Voyt, 2013), а также дополняющей ее работы Д.Ю. Дудецкого, который рассматривает концепцию развития туристской дестинации на примере Пермского края, предлагает пути повышения ее конкурентоспособности на основе комплексного подхода [1, с. 114 (Dudetskiy, 2014). Также в теоретическую базу исследования вошли работы: Л.Г. Кирьяновой, которая указывает, что туристские ресурсы дестинации являются лишь исходными, но недостаточными условиями ее высокой конкурентоспособности [4, с. 101] (Kiryanova, 2011), и это в полной мере характеризует развитие туризма в Республике Карелия, которая богата природными и культурными ресурсами, обладает всеми факторами привлекательности, но достаточно слабо развитой с экономической точки зрения из-за неправильных подходов управления и неграмотной маркетинговой
ОБ АВТОРАХ:_
Плотникова Виктория Сергеевна, доцент кафедры туризма, кандидат педагогических наук (plotnikovaptzß mail.ru)
Глушанок Тамара Михайловна, профессор кафедры туризма, доктор экономических наук (g[ushanok20100 yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Плотникова В.С., Глушанок Т.М. Современное состояние и прогнозирование основных тенденций развития туризма в Республике Карелия // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 3. -С. 831-844. doi: 10.18334/epp.10.3.100652
политики ее продвижения на российском и мировом рынках в современных реалиях ее экономического развития [5, с. 40] (Штуапоуа, 2010). В работе используется цикл работ и статей, посвященных таким актуальным современному потребителю видов туризма, как семейный, свадебный, сельский, фототуризм, хюгге-туризм. Источником данных также являются материалы официальных сайтов, таких как Вестник Ассоциации туроператоров России и официальный интернет-портал Республики Карелия.
Перспективы развития внутреннего и въездного туризма в Республике Карелия
Наряду с принятием Стратегии развития туризма в России до 2035 года в Республике Карелия начался процесс создания ее на региональном уровне. Ее цель -увеличение туристского потока с 850 тысяч (2018 год) до 2 миллионов человек (2035 год) [10]. Было выявлено, что для этого региону необходимо не только создавать условия для развития территории и привлечения в инфраструктурные работы новых инвесторов, увеличения доступности туристских услуг, а также формирования и продвижения республики за ее пределами на внутреннем и международном туристских рынках. Для этого последние годы правительство республики оказывает государственную поддержку в виде налоговых льгот для инвесторов, желающих строить новые гостиницы, организовывать и благоустраивать новые маршруты. Ремонт дорог, газификация территории делают отдых комфортнее, а территорию - привлекательнее для турбизнеса. Карелия активно продвигается в социальных сетях, проводятся рекламные компании в столичных городах страны.
По официальным данным, на территории Республики Карелии зарегистрировано 60 туроператоров, находящихся в Едином федеральном реестре туроператоров [14], которые предлагают гостям различные виды туров по Карелии, как коллективные, так и индивидуальные. Предпочтением пользуются экскурсионные летние маршруты; туры на Соловки и Валаам; однодневные экскурсии (удобный вариант для тех, кто бронирует, к примеру, проживание в гостиницах самостоятельно или находится транзитом в Карелии); активные туры (снегоходные, водные походы (сплав на рафтах и байдарках по рекам и озерам), джип-туры, конные прогулки, езда на квадроциклах, собачьих упряжках, пешие походы). По подсчетам специалистов, в среднем без учета платы за транспорт турист платит 3700 рублей в сутки [10], поэтому для формирования стабильного бюджета региона важно сконцентрироваться на привлечении платежеспособных туристов, что потребует высокого уровня обслуживания и качества услуг и товаров.
Республика располагает большими возможностями для развития разных видов туризма: культурно-познавательного, религиозного, экологического, сельского, событийного, водного и других. Она удобна для семейных туристов, приезжающих с детьми, и для молодежи, предпочитающей активный отдых. Но привлекательность и конкурентоспособность характеризуют две разные стороны функционирования дести-
нации - привлекательность определяет турист, а конкурентоспособность - органы управления данной территорией [4, с. 102] (Kiтyanova, 2011). Поэтому очень важно определить тенденции и условия формирования эффективной политики регионом, но для этого необходимо выяснить мотивацию и предпочтения людей, приезжающих в Карелию на отдых, а также факторы, вызывающие у них дискомфорт при отдыхе.
По итогам продажи туров в Карелию московскими и питерскими туроператорами в 2019 году наибольший спрос - на размещения с мая по сентябрь. Это связано с тем, что много достопримечательностей находится на островах и труднодоступных вне летнего сезона территориях. В июле и августе по сравнению с предыдущим годом вырос заезд организованных групп в июле и августе, но снизилось количество заявок на групповые пакетные экскурсионные туры на 20%. В то же время стало больше бронирований туров корпоративными группами. В целом продажи туров в Карелию увеличились на 12%. По отзывам крупных российских туроператоров, пользуются наибольшим спросом экскурсионные туры продолжительностью от 2 до 8 дней с посещением островов: Кижи, Валаам, Соловки. Привлекают Мраморный каньон и Рускеальские водопады, музей Кронида Гоголева в городе Сортавала. География туристов, приезжающих в Карелию, разноплановая - это и страны СНГ - ближнего зарубежья, и отдаленные районы России. Больше всего туристов - из столичного региона. Основные потребители карельского турпродукта - люди от 40 лет и старше. Молодежь представлена 20-30% и это является причиной снижения притока новых туристов. Влияет и снижение платежеспособности россиян, а также погодные факторы [2].
С целью выявления современного состояния и прогнозирования основных тенденций развития туризма в Карелии преподавателями и студентами кафедры туризма Петрозаводского государственного университета при поддержке регионального Управления по туризму и в сотрудничестве с ООО «Эффективные решения» (г. Москва) был проведено социологическое исследование, которое складывалось из следующих составляющих:
• Выявление качественных характеристик туристского продукта.
• Оценка качества туристских продуктов и услуг.
• Сегментация туристов по возрастному и социальному критерию.
• Ассоциативное восприятие Карелии как туристской дестинации.
• Представим получившиеся результаты.
Выявление качественных характеристик туристского продукта
В рамках количественного опроса туристов в местах скопления целевой аудитории (в гостиницах, на железнодорожном вокзале, автовокзале) и через социальные сети участвовало 1139 респондентов, убывающих из Республики Карелия, в том числе: туристы из российских регионов - 814 респондентов; туристы из стран ближнего зарубежья - 242 респондента. Было выявлено, что 77,08% туристов прибывают в Карелию из других регионов России, а 22%, 92% - из стран ближнего зару-
бежья. Далее были определены основные предприятия туризма и гостеприимства города Петрозаводска, на территории которых поводился опрос гостей с помощью цифровых ресурсов Google. Также были направлены отдельные анкеты руководителям туристских предприятий.
Опрос в отеле «Карелия» (Петрозаводск, наб. Гюллинга, 2) проходил в первой половине дня, так как в это время гости обычно выезжают из отеля. В категорию опрашиваемых вошло большое количество бизнес-туристов из Санкт-Петербурга. Возможно, поэтому, на вопрос: «Как вы воспринимаете Республику Карелия с точки зрения социально-экономического положения?», большая часть респондентов ответили: «Как неразвитую».
Опрос в отеле «PiterInn» (пл. Гагарина) показал, что в межсезонье в Карелию приезжают туристы с деловыми целями, в основном из Санкт-Петербурга, так как Карелия богата природными ресурсами и расположена недалеко от их города.
В гостинице «Северная» (пр. Ленина, 21) респондентами стали участники фестиваля «Аромат национальной кухни», который проходил под руководством общества дружбы «Карелия - Финляндия». Практически все респонденты, которые были на фестивале, отвечая на вопрос «Как вы воспринимаете Республику Карелия в историческом аспекте?», отмечали, как «историческую».
Опрос туристов на железнодорожном вокзале, которые уезжали на поезде «Ласточка» Петрозаводск - Санкт-Петербург, показал желание вернуться в Карелию еще раз.
Помимо непосредственного опроса респондентов в отелях города на вокзале опрос проводился и в социальных сетях «Вконтакте» и «Facebook».
В результате проведения исследования выявлено, что наибольшее количество туристов приезжают в Карелию из стран ближнего зарубежья и стран СНГ: из Белоруссии (80,2%), Армении (6,63%), Азербайджана (5,77%); из стран дальнего зарубежья: из Финляндии (54,55%) и Китая (26,86%).
оценка качества туристских продуктов и услуг
Для определения качества предложенных за время пребывания туристов на территории Республики Карелия туристских продуктов и услуг были заданы вопросы по их положительным и отрицательным характеристикам. Основное впечатление на туристов произвели природные объекты, их отметили 283 отечественных туристов и 45 из стран СНГ. Среди туристов из стран ближнего зарубежья активный отдых выбрали 148 человек, и 501 российский турист. Памятники русского деревянного зодчества привлекают 155 отечественных и 80 туристов из стран СНГ. Другие виды туристских продуктов из стран ближнего зарубежья выделили 13 человек и 43 отечественных туристов, особо здесь была отмечена рыбалка (рис. 1).
Факторы, вызывающие дискомфорт у туристов, посещающих Республику Карелия, представлены на рисунке 2. Внутренние туристы не испытывали дискомфорт во время
путешествий> но отметили неудобное транспортное сообщение (151 чел.), недостаточный уровень сервиса (143 чел.). Путешествующие на машине выделили небольшое количество туалетов и заправок вдоль дорог (194 чел.) и отсутствие информационной поддержки (92 чел.). Среди других факторов отмечались труднодоступность некоторых объектов для посещения туристов не собственном транспорете и отсутствио четкого распи сания общественного транспорта.
Рисунок 1. Предпочтения отдыхающих в Карели туристов Источник: составлено автором.
Другое (указать)
Хамство в туристских объектах (гостиницах, ресторанах, магазинах)
Небольшое количество туалетов и заправок
Сложная система ориентирования
Отсутствие информации на английском языке
Отсутствие информационной поддержки туристов
Не было дискомфорта
Недостаточныо уровень сервиса
Неуверенность в собственной беиопасности
Отсутствие трасспоета в ,егионе
Неудобное транспортное сообщение
190
9)2 2И6 ■ Туристы из стран СНГ ■ Отечественные туристы
не 143
151
0
100
200
300
400
Рисунок 2. Факторы,вызывающие дискомфорт у отдыхающих в Карелии Источник: составлено автором.
Анализ средств размещения, используемых туристами во время посещения Республики Карелия, показал, что туристы из России в основном останавливались на ночлег в гостиницах (32%) и арендуемых домах (24%), а туристы из стран ближнего зарубежья отдавали предпочтение гостиницам (51%) и частным домам (18%).
64% отечественных туристов не имели сложности в бронировании номера (рис. 3), а чуть больше половины туристов из стран ближнего зарубежья испытывали трудности при поиске мест размещения, но смогли забронировать дистанционно.
Нет, нашел быстро
Да, но забронировал дистанционно
Да, пришлось искать «на месте»
521
I Туристы из стран СНГ I Отечественные туристы
0 100 200 300 400 500 600
Рисунок 3. Туристы, испытавшие сложности с поиском места для проживания, чел. Источник: составлено автором.
Другое (указать) Питались в доме отдыха Кафе Столовые Рестораны и бары
¡Туристы из стран СНГ I Отечественные туристы
0 100 200 300 400 500
Рисунок 4. Виды предприятий питания , посещаемые туристами,количество ответов Источник: составлено автором.
Мнения респондентов из ближнего зарубежья о наличии достаточного количества мест размещения разделилось почти поровну между ответом «Да» (36%) и «Затрудняюсь ответить» (38%).
Противоречивое мнение туристов сложилось о сферо общественного питания, несмотря на то, что треть уристов из сран ближнего зарубежья и туристов из России удовлетворена количеством и разнообразием точек питания, также треть всех туристов нее считают разнообразным выбор предприятий пятания.
Рисунок 5. Дополнительные объекты инфраструктуры, посещаемые туристами во время пребывания в Оеспублике Карелия,чел.
Источнио: составлено автором.
При этом в основном отечественные туристы питались в кафе (34%) и ресторанах и барах (29%), так же как и из ближнего зарубежья 35% и 37% соответственно (рис. 4). Чуть меньше трете туристов покупали продукты в магазине и на рынке, а затем самостоятельно готовили. Это связано с тем, что данная категория туристов снимали дома, квартиры и останавливались в палатках.
Анализ посещения туристами дополнительных объектов инфраструктуры во время пребывания в республике показал, что лишь 10% от общего количества туристов из России посещали культурно-развлекательные места, а 9% от общего количества туристов предпочли рыбалку на природе (рис. 5).
Сегментация туристов по возрастному и социальному критерию
Для определения особенностей поведения туристов разных категорий была проведена их сегментация по возрастному и социальному критерию. В результате было выявлено, что:
1. Все респонденты в возрасте моложе 20 лет (180 человек) являются студентами и в основном приезжают в Карелию для отдыха и учебы (56% и 31% опрошенных данной возрастной категории соответственно). Нет четко выявленного места размещения, которое выбирало бы большинство студентов, 25% студентов выбирают гостиницы, и также 25% останавливаются у родственников. В сфере питания наибольшее количество голосов получили кафе, за них проголосовало 113 студентов, на втором месте по количеству набранных голосов стоят столовые и кафе, за каждое предприятие питания проголосовало около 55 человек.
2. Респонденты в возрасте от 20 до 30 лет (303 человека) приезжают в Карелию для учебы, отдыха и бизнеса (48%, 44% и 8% соответственно) и по социальному статусу большинство являются студентами (56% опрошенных данной возрастной категории).
Студенты данной возрастной категории чаще снимают квартиры и частные дома, те, кто приезжает на отдых, останавливаются в основном в гостиницах. Наибольшей популярностью в сфере питания у респондентов в данном возрасте пользуются кафе (180 голосов), второе и третье места занимают рестораны и столовые, за них было отдано 157 и 123 голоса соответственно.
3. 64% туристов в возрасте от 30 до 40 лет (282 человека) приезжают, чтобы отдохнуть в Карелии, 28% опрошенных данной возрастной категории приезжают для бизнеса. По социальному статусу респонденты данной возрастной категории делятся на служащих, предпринимателей и рабочих (44%, 32% и 24% соответственно). Наибольшее количество респондентов (48%) выбрали гостиницы для размещения во время поездки в Карелию, так как это наиболее подходящий вариант размещения как для отдыха, так и для бизнеса. В данной возрастной категории, как и у предыдущих двух, самым распространенным ответом о месте питания было «кафе», за него проголосовали 147 человек.
4. Респонденты в возрасте от 40 до 50 лет (213 человек) приезжали в Карелию для бизнеса (47%) и отдыха (42%). Из всех возрастных категорий респонденты данного возраста больше всех посещали родственников (11%). Респонденты такого возраста в основном были служащими (48%), а также приблизительно равное количество людей оказались рабочими и предпринимателями, около 42% от общего количества опрошенных данной возрастной категории. В гостиницах остановилось 90 человек, в арендуемых квартирах и частных домах - 45 человек данного возраста. Большинство выбирали рестораны и кафе (67 и 56 голосов соответственно).
5. Равное количество людей в возрасте старше 50 лет (78 человек) по социальному статусу оказались служащими и пенсионерами, по 43% в данной категории, пенсионеры отметили, что они приехали отдохнуть или увидеться с родственниками, а служащие выбрали вариант «бизнес». Большинство респондентов данной категории останавливались у родственников (22 человека) и в гостиницах (33 человека), питались в ресторанах (23 голоса) и кафе (21 голос).
Ассоциативное восприятие карелии как туристской дестинации
В ходе опроса была поставлена задача выявления качественных характеристик туристского продукта, мотивации туристов для посещения Республики Карелия и потребительских предпочтений. Для этого были определены исторические, географические, социально-экономические, страховые и экологические аспекты.
Туристы были очень разнообразны в суждениях и оценили Республику Карелия в первую очередь как неразвитую (44%) с точки зрения социально-экономического положения, но в то же время как самодостаточную (21%). Также Республика Карелия на 35% туристов произвела впечатление неизведанной и на 26% - провинциальной.
В историческом аспекте наибольшее количество респондентов назвали Республику Карелия малозаселенной (26%).
Популярными ответами в географическом аспекте были: «недалеко от Санкт-Петербурга» (27%), «недалеко от Финляндии» (25%) и «среди тысячи озер» (24%).
Другое Паломничество Сплавиться по реке Отдохнуть на природе Учеба Работа
1943
0 3
ЬЛ 64
124 359
155 190
100
200
300
I Туристы из стран СНГ I Отечественные туристы
400
Рисунок 6. Мотивация туристов Источник: составлено автором.
С точки зрения экологии туристам Карелия показалась «чистой» - 23%, «зеленой» - 19%, «богатой природно» - 20%.
В страховом аспекте большинсмво опрошенных указали Карелию как «безопасную» (38%) республику, в которой они «чувствуют себя защищенными» (24%).
Среди основных мотивов посещения у туристов из России и стран СНГ Республики Карелия явилось желание отдохнуть на природе (44% и 51%% тоответственно), поработать (23% и 19% соответственно) и учиться (19% и 13% соответственно) (рис. 6).
Важным для исследования был вопрос наиболее популярных источников информации для туристов. За интернет как основной источник информации проголосовали 52% отечественных респондентов и 50% респондентов из стран СНГ. 21% ответили: «другое», а в примечаниях туристы указывали родственников и знакомых.
Анализ ответов на вопрос: «Из каких источников туристы узнали о туристических объектах» показал, что 20% туристов из России и 19% туристов из стран СНГ узнали о туристических объектах «на месте». Этот результат говорит о слабой степени продвижения Республики Карелия как туристкой дестинации.
Низкая проработка информационной поддержки туристов привела к тому, что 30% отечественных туристов и 24% туристов из стран ближнего зарубежья испытали сложности с поиском туристских объектов и логистикой.
Позитивным выводом является тот, что более 75% всех туристов планируют посетить Республику Карелия еще раз.
заключение
На основе полученных данных были авторами работы были разработаны рекомендации. С целью развития внутреннего и въездного туризма в регионе можно определить следующие пути совершенствования туристских услуг в Республике Карелия:
0
1. Сформировать благоприятный климат и условия для инвесторов, вкладывающих инвестиции в инфраструктуру индустрии туризма и гостеприимства: в транспортное сообщение, коммунальные службы, дороги, совершенствование зон отдыха, поддержание маршрутов по национальным паркам, заповедникам, пешеходным экологическим тропам и маршрутов на снегоходах, квадроциклах, собачьих упряжках.
2. Стимулировать конкурентоспособность и высокое качество обслуживания во всех секторах индустрии туризма [9, с. 91] (Мотогоу, УоуЪ 2013): на предприятиях размещения, питания, транспортного, досугового и экскурсионного обслуживания с помощью общественных опросов, отзывов на сайтах и в социальных сетях.
3. Провести дополнительные маркетинговые исследования по повышению качества услуг, их дифференциации, актуальности разработки новых услуг и товаров [1, с. 117] (Dudetskiy, 2014).
4. Расширить позиционирование Карелии с разных сторон: как край камней, лесов и водоемов; как край легенд, былин и карело-финского эпоса «Калевала» [7, с. 116] (КоШткоуа, КоШткоу, РШткоуа, 2016); как регион положительных контрастов и креатива. Важно, чтобы он воспринимался приятным, спокойным, чистым и свежим, как ее сосед - Финляндия.
5. На основе такого позиционирования предлагать такой туристский продукт, который более качественно, чем у конкурентов, удовлетворит потребности туристов, оправдает их ожидания и будет стимулировать к повторным поездкам [4, с. 102] (Ктуапоуа, 2011). Создавать дизайн-проекты туров и экскурсий, которые позволяют визуализировать информацию о маршруте перед потребителем, сделать ее более привлекательной [11, с. 26] (РШткоуа, 2018).
7. Сделать упор на расширение ассортимента услуг, заполнив новые ниши туристского рынка такими видами туризма, как сельский [3] (КтНпа, Ко^ткоуа, Ко^ткоу, 2015), свадебный [12, 15] (РШткоуа, Zaikina, 2018), фототуризм [16] (КкаШоуа, СНетпоЬтоукт, 2012), хюгге-туризм [6] (Ко^ткоуа, 2018). Сделать упор на развитие молодежного туризма и позиционировать республику как дестинацию, привлекательную для молодежи. Формировать разнообразные виды зимнего туризма. Учитывать потребности и мотивы выбора поездок семейных туристов с детьми разного возраста [12, с. 11] (РШткоуа, Zaikina, 2018).
7. Использовать концепцию медленного туризма [17, с. 207] (ОН, Assaf, Baloglu, 2014), который привлекает все большее внимание, связанного с теорией целенаправленного потребления и предусматривающего неторопливое изучение дестинации, что позволит повысить число туродней, но требующего комфортного проживания, уюта, насыщенности дополнительных услуг.
ИСТОЧНИКИ:
1. Дудецкий Д.Ю. Концепция развития туристской дестинации и пути повышения ее
конкурентоспособности (на примере Пермского края) // Вопросы современной
экономики. - 2014. - № 1. - с. 104 - 118.
2. Каких туристов не хватает Карелии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.
ru/news/press-centre/new/47255.html ( дата обращения: 07.02.2020 ).
3. Кирилина В.М., Колесникова Н.В., Колесников Н.Г. Развитие сельского туризма
в Республике Карелия на основе трансграничного сетевого взаимодействия. -Петрозаводск, 2015. - 88 с.
4. Кирьянова Л. Г. Модель конкурентоспособности туристской дестинации // Известия
Тульского государственного университета. - 2011. - № 2-1. - с. 94 - 103.
5. Кирьянова Л.Г. Маркетинг дестинаций как современный подход к управлению
туристским регионом // Известия Томского политехнического университета. -2010. - № 6. - с. 35-41.
6. Колесникова Н.В. Хюгге как концептуальная основа развития нового вида туризма
(на примере Республики Карелия) // Сервис в России и за рубежом. - 2018. - № 3. -с. 79-89.
7. Колесникова Н.В., Колесников Н.Г., Плотникова В.С. Туризм и нематериальное
наследие: карело-финский эпос // Современные проблемы сервиса и туризма. -2016. - № 3. - с. 115 - 123.
8. Комлева Н.С., Солдатова Е.В. Оценка стратегического потенциала развития индустрии
гостеприимства и туризма Республики Карелия // Вестник ВУиТ. - 2015. - № 3.
9. Морозов М.А., Войт М.Н. Конкурентоспособность туристской дестинации, анализ
ее основных конкурентных преимуществ // Современная конкуренция. - 2013. -№ 3. - с. 82-92.
10. Новости стратегического развития Карелии. ТАСС, 11 декабря 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/7325645?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https:%2F%2Fyandex. ru%2Fnews ( дата обращения: 07.02.2020 ).
11. Плотникова В.С. Проектирование экскурсионных услуг. / учеб. пособие. - ПетрГУ, 2018. - 58 с.
12. Плотникова В.С., Заикина Е.Н. Организация обслуживания в семейном туризме. / учеб. пособие. - Петрозаводск : ПетрГУ, 2018. - 52 с.
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOa VA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf ( дата обращения: 07.02.2020 ).
14. Реестринформ. Ру. Туроператоры региона Республика Карелия в едином Федеральном реестре туроператоров России. [Электронный ресурс]. URL: https:// reestrinform.ru/reestr-turoperatorov/region-10.html ( дата обращения: 06.02.2020 ).
15. Скиф. 2017. №15. Сарафанов Александр Александрович, Сарафанова Анастасия Геннадьевна Свадебный туризм как перспективный вид туристских услуг. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svadebnyy-turizm-kak-perspektivnyy-vid-turistskih-uslug ( дата обращения: 08.02.2020 ).
16. Халитова Н.Р., Чернобровкин В.А. Фототуризм как новое направление мирового
туризма // Вопросы туризмоведения. - 2012. - № 2. - с. 51-56.
17. Oh H., Assaf A. G., Baloglu S. Motivations and Goals of Slow Tourism // Travel
Research. - 2014. - № 55. - p. 205-219.
REFERENCES:
Dudetskiy D.Yu. (2014). Kontseptsiya razvitiya turistskoy destinatsii iputipovysheniya ee konkurentosposobnosti (naprimere Permskogo kraya) [The concept of development of a tourist destination and ways of increasing its competitiveness (on the example of the perm region)]. Voprosy sovremennoy ekonomiki. (1). 104 - 118. (in Russian).
Khalitova N.R., Chernobrovkin V.A. (2012). Fototurizm kak novoe napravlenie mirovogo turizma [Photo tourism as a new direction of world tourism]. Voprosy turizmovedeniya. (2). 51-56. (in Russian).
Kirilina V.M., Kolesnikova N.V., Kolesnikov N.G. (2015). Razvitie selskogo turizma v Respublike Kareliya na osnove transgranichnogo setevogo vzaimodeystviya [The development of rural tourism in the Republic of Karelia on the basis of a cross-border network cooperation] (in Russian).
Kiryanova L. G. (2011). Model konkurentosposobnosti turistskoy destinatsii [The model of competitiveness of tourist destinations]. Proceedings of the TSU. (2-1). 94 - 103. (in Russian).
Kiryanova L.G. (2010). Marketing destinatsiy kak sovremennyy podkhod k upravleniyu turistskim regionom [The marketing of destinations as a modern approach to the management of the tourist region]. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Geo Assets Engineering. (6). 35-41. (in Russian).
Kolesnikova N.V. (2018). Khyugge kak kontseptualnaya osnova razvitiya novogo vida turizma (na primere Respubliki Kareliya) [Hygge as the basis for new types of tourism: a case study of the republic of karelia]. Service in Russia and abroad. (3). 79-89. (in Russian).
Kolesnikova N.V., Kolesnikov N.G., Plotnikova V.S. (2016). Turizm i nematerialnoe nasledie: karelo-finskiy epos [Tourism and intangible heritage: the Karelian-Finnish epos]. Service and Tourism: Current Challenges. (3). 115 - 123. (in Russian).
Morozov M.A., Voyt M.N. (2013). Konkurentosposobnost turistskoy destinatsii, analiz ee osnovnyh konkurentnyh preimushchestv [The competitiveness of a tourist destination, the analysis of its key competitive advantages]. Modern competition. (3). 82-92. (in Russian).
Oh H., Assaf A. G., Baloglu S. (2014). Motivations and Goals of Slow Tourism Travel Research. (55). 205-219.
Plotnikova V.S. (2018). Proektirovanie ekskursionnyh uslug [Design of excursion services] (in Russian).
Plotnikova V.S., Zaikina E.N. (2018). Organizatsiya obsluzhivaniya v semeynom turizme [The organization of services in family tourism] (in Russian).