УДК: 616-083.98+614.8:574.23:656.08(575.172)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНЫ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ТРУДНОКЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН
С.М. БЕГАЛИЕВ, Т.Ж. КАЛНАЗАРОВ, А.К. МАДРЕЙМОВ
UP-TO-DATE CONDITION AND ISSUES OF EMERGENCY MEDICINE SERVICE AT PREHOSPITAL LEVEL IN SEVERE CLIMATIC CONDITIONS OF KARAKALPAKSTAN REPUBLIC
S.M.BEGALIEV, T.J.KALNAZAROVC, A.K.MADREYMOV
Нукусский филиал РНЦЭМП
Проанализирована деятельность службы отделения скорой медицинской помощи Республики Кара-калпакстан за 5-летний период с 2009 по 2013 гг. Освещены актуальные проблемы службы экстренной медицины, решение которых приведет к повышению качества оказания скорой помощи населению. Предложены пути дальнейшего усовершенствования и модернизации диспетчерской службы центра экстренной медицины. Показаны особенности региона и повышение заболеваемости вследствие возникшей экологической катастрофы от высыхания Аральского моря.
Ключевые слова: организация и модернизация деятельности отделения скорой медицинской помощи, высококачественное оказание скорой медицинской помощи, статистические показатели отделения скорой медицинской помощи.
Period of 5 years from 2009 to 2013 has been analyzed in this paper. Scientific background and interpretation of got results has been presented. Appeared actual difficulties of emergency medicine service the solving of which will led to providing highly qualified emergency medicine to population have been described. The further methods of improving, modernization of dispatcher centre have been offered. The regional peculiarities and decreasing of morbidity due to ecological disaster have been shown.
Keywords: organization and modernization of emergency department service, highly qualified emergency medicine service, statistic data of emergency medicine department.
Республика Каракалпакстан является северным регионом Узбекистана. Площадь ее составляет 165 тыс. км2, население 1 млн 711 тыс. 800 человек, из них на долю городского населения приходится 48%, сельского - 52%. Плотность населения 10,4 на 1 км2.
В республике имеется 12 городов, столица - г. Нукус с населением 289 тыс. человек. Республика находится в центре дельты реки Амударьи, на севере расположено Аральское море, на западе - плато Устюрт, на востоке -пустыня Кызылкум, на юге - горы Каратау. Климат резкоконтинентальный. Среднегодовая температура января - -25°С, июля +37°С. Засоленность почвы от высыхания Аральского моря превышает 70%, что влияет на увеличение количества острых и хронических заболеваний. В течение 30 лет экологическая неблагоприятная обстановка в регионе негативно сказывается на состоянии здоровья людей. Различные соли неорганических соединений и тяжелых металлов отрицательно влияют на реологические свойства крови, функции кроветворной, костной системы, вызывая артериальную гипертонию, инсульты, инфаркты, остеохондрозы, хроническую гипохромную анемию и депрессию иммунного статуса, которые приводят к нарушению защитных сил организма, повышая заболеваемость населения. Своевременность оказания медицинской помощи нуждающимся является одним из главных направлений охраны здоровья населения, где ключевое место занимает скорая медицинская помощь (СМП).
Высохшая часть Аральского моря превратилась в мощный источник выноса соли и пыли, в результате чего участились пылевые бури, повысилась запыленность приземного слоя воздуха, на обширных прилегающих территориях резко возросло количество сухих солевых
аэрозольных осадков. Крайне актуально оперативное получение информации о динамике опустынивания Арала, распределении солей в прибрежной зоне и их ветровом выносе.
Соль и пыль, выносимые с высохшего дна Аральского моря, представляют опасность для здоровья местного населения и вызывают высокий процент заболеваемости [2]:
- острыми респираторными заболеваниями,
- острыми кишечными заболеваниями,
- инсультами вследствие высокого артериального давления из-за вдыхания насыщенного солью воздуха и употребления засоленной, жесткой питьевой воды, а также ишемической болезнью сердца (инфаркт миокарда, острый коронарный синдром, стенокардия),
- мочекаменной и желчнокаменной болезнью.
На современном этапе развития службы экстренной медицины (СЭМ) Узбекистана, при проведении реформирования и модернизации системы здравоохранения с реализацией государственной программы развития здравоохранения СЭМ Республики Каракалпакстан работает круглосуточно, спасая жизни и сохраняя здоровье населения. Отделения СМП Нукусского филиала (НФ) РНЦЭМП и его субфилиалов в районах РК в последние годы значительно повысило качество и количество оказываемой населению СМП, госпитализации больных в стационар. Регистрируется снижение смертности при оказании СМП, уменьшается количество повторных вызовов и расхождения диагнозов. Всему этому способствовало создание Правительством республики и Министерством здравоохранения специализированных и общепрофильных врачебных бригад, которые заменили
ранее существовавшие фельдшерские бригады. Проводится систематическое обучение врачебного состава на курсах повышения квалификации в Ташкентском институте усовершенствования врачей и в учебном центре повышения квалификации среднего медицинского персонала (Нукус), осуществляется модернизация материально-технической базы отделения СМП, которые сейчас оснащены информационно-коммуникационными системами и средствами связи. Служба экстренной помощи обеспечена новейшими транспортными средствами, оснащенными портативными и стационарными рациями, медицинской аппаратурой и инструментарием, а также расходными материалами и медикаментозными средствами, что значительно улучшило качества оказываемых медицинских услуг и способствовало увеличению доверия населения к этой службе. Основополагающими руководящими документами явились: Указы Президента Республики Узбекистан №УП-2107 от 10.11.1998 г. и №УП-3923 от 19.09.2007 г. «Об основных направлениях дальнейшего углубления реформы и реализации Государственной программы развития здравоохранения», Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1114 от 21.05.2009 г. «О совершенствовании деятельности системы скорой медицинской помощи», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №537 от 12.02.2013 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию службы экстренной медицинской помощи», приказ Министерства здравоохранения Республики Узбекистан №328 от 23.07.2001 г. «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Узбекистана» [1].
Цель работы. Анализ достигнутых успехов и выявление возникших на догоспитальном этапе проблем, а также поиск возможных путей их разрешения.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Нами проанализирован 5-летний период деятельности отделения скорой медицинской помощи Республики Каракалпакстан с 2009 по 2013 гг. В качестве материала исследования использованы статистические показатели годовых отчетов, журналы регистрации обращаемости населения и вызывные карты больных и пострадавших. Все полученные данные обработаны методом качественного, количественного и сравнительного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ деятельности службы экстренной медицины на догоспитальном этапе свидетельствует о правильности выбранного пути реформирования системы здравоохранения Узбекистана и организации, модернизации оказания скорой медицинской помощи населению. Основными факторами качественного оказания скорой медицинской помощи населению является кадровый потенциал службы экстренной медицины, его квалифицированность, укомплектованность штатов, обеспеченность транспортными средствами и их оснащенность рациями, а также обеспеченность медицинской аппаратурой, медикаментозными средствами, инструментари-ями и перевязочными материалами.
За изученный период в изменениях кадрового потенциала отделений скорой медицинской помощи Республики Каракалпакстан, так же как и в целом по республике, наблюдается положительная динамика. Так, если в 2009 г. укомплектованность отделения скорой
помощи Республики Каракалпакстан врачами составляла 341 (98,3%), а категорию по специальности имели только 188 (55,0%) работников, то в 2013 г. эти показатели возросли соответственно до 346,5 (100%) и 247 (71,3%). Из них 184 (53%) врача скорой помощи повысили свою квалификацию на курсах повышения квалификации по специальности «врач скорой медицинской помощи» в Ташкентском институте усовершенствования врачей. Укомплектованность фельдшеров в 2009 г. составляла 546 (97,5%), а категорию по специальности имели 180 (33%), а в 2013 г. эти показатели составили соответственно 560,3 (100%) и 401 (71,5%). 476 (85%) фельдшеров прошли курсы повышения квалификации в Нукусском учебном центре повышения квалификации среднего медицинского персонала Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан. Это способствовало увеличению обращаемости населения за СМП. Так, в 2009 г. количество вызово службы 103 составило 219792, что было условно принято нами за 100%, а в 2013 г. этот показатель увеличился до 316351, составив 144%. Количество выполненных вызовов и оказанная медицинская помощь в 2009 г. составили 216557 и 100%, а в 2013 г. - 313642 и 145%. Показатели госпитализации и оказанной стационарной помощи в 2009 г. были равны 45,5 на 1000 населения, а в 2013 г. - 73,8, амбулаторной помощи - соответственно 110,3 и 162,4. Как было отмечено выше, это было связано с улучшением оснащенности СМП медицинской аппаратурой, инструментарием, техникой, современными средствами связи, медикаментами, а также возросшей квалификацией медицинских работников и возросшим доверием со стороны населения к этой службе [3].
Обеспеченность пригодных к использованию автотранспортными средствами отделения СМП в 2009 г. составила 110 единиц (цифра была принята нами за 100%), в 2013 г. - 101 единица, или 91,8% (табл. 1). В структуре обращаемости, заболеваемости и оказанной СМП наблюдается положительная динамика, о чем свидетельствует повышение показателей соответственно на 56,4 и 56,7, в том числе госпитализации на 28,3 и оказанной амбулаторной помощи на 52,1. Вместе с этим имеются недостатки в оснащении автопарка санитарными автотранспортными средствами. Обеспеченность исправным и функционирующим санитарным автотранспортом снизилась на 8,2%, потому что на данный момент парк санитарных автомашин требует обновления. Так, из 117 единиц автомашин СМП РК находится в исправном состоянии и функционирует только 101. 4 единицы подготовлены к списанию, капитального ремонта требуют 12 единиц вследствие полной изношенности всех моторных ресурсов, ходовых частей и салонов кузовов, восстановление и реставрация которых нецелесообразны. В то же время согласно отраслевым нормативам СМП полагается 114 единиц санитарных автомашин.
Количество опозданий на 15 мин и более в 2009 г. было 12317, что составило 5,7% от общего количества выполненных вызовов. В 2013 г. таких опозданий было 22172 и соответственно 10,2%, т.е. увеличилось на 4,5%. Это объясняется недостаточным обеспечением, пригодных к использованию автотранспортных средств, согласно отраслевому нормативу в количестве 13 единиц (табл. 2). Анализ безрезультатных, повторных вызовов
ЗИОБИШПСИ 1мЬЫусИ: ахЬого1:пота$1, 2015, № 3
63
Современное состояние и проблемы службы экстренной медицины на догоспитальном этапе в трудноклиматических..
Таблица 1. Показатели обращаемости, заболеваемости и обеспеченности автотранспортом отделения СМП, %
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Обращаемость на 1000 населения 128,4 140,3 139,2 145,7 184,8
Выполненные вызовы на 1000 населения 126,5 147,1 145,3 152,1 183,2
Госпитализация на 1000 населения 45,5 56,3 60,7 61,5 73,8
Оказанная амбулаторная помощь на 1000 110,3 135,7 131,7 132,4 162,4
населения
Обеспеченность автотранспортом 100 94,50 103,60 98,30 91,80
Таблица 2. Показатели эффективности деятельности отделения СМП, %
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Опоздания на 15 мин 5,70 3,30 6,00 6,14 10,20
Безрезультатные вызовы 1,10 0,77 0,83 0,72 0,86
Отказано из-за необоснованности вызова 0,38 0,37 0,66 0,76 0,65
Повторные вызовы 0,20 0,10 0,06 0,05 0,03
Расхождение диагнозов 4,90 3,90 3,50 3,30 3,10
и расхождения диагнозов в СМП указывает на эффективность работы этой службы. Чем больше или меньше безрезультативных, повторных вызовов к одному и тому же больному с одним и тем же диагнозом, а также расхождения диагнозов между СМП и стационаром, тем конкретнее характеризуется деятельность службы СМП как позитивная или негативная. Как известно, если была выбрана правильная тактика ведения, диагностики, лечения и прогнозирования исхода заболевания во время первого выезда к нему бригады скорой помощи, то повторного вызова и расхождения диагнозов быть не должно. Безрезультатных вызовов в 2009 г. было 2409, по отношению к выполненным вызовам это составило 1,1%. В 2013 г. этот показатель составил 1889 и 0,86%. Отказов в оказании скорой помощи за необоснованностью вызовов в 2009 г. было 826, по отношению к обращаемости 0,38%, в 2013 г. - соответственно 1420 и 0,65%. Количество повторных вызовов в 2009 г. было 0,2%, 2013 г. - 0,03%. Расхождение диагнозов в 2009 г. составило 4,9%, в 2013 г. - 3,1%. Это свидетельствует о позитивной динамике, которая выражается в снижении показателей безрезультатных вызовов на 1,5%, повторных вызовов на 1,7%, расхождения диагнозов на 1,8% и увеличении отказов диспетчеров отделения СМП в оказании скорой помощи за необоснованностью вызова на 0,27%.
Наряду с этим имеется ряд проблем диспетчерской службы с организацией и управлением оказания скорой медицинской помощи населению. Из-за отсутствия стандартов по сортировке поступающих вызовов на три категории по экстренности и неумения определения приблизительного состояния больного, владения алгоритмом наводящих вопросов среднего персонала фельдшера-диспетчера в большинстве случаев бригады СМП приезжают к плановым амбулаторным больным, чтобы дать одну таблетку аспирина или измерить артериальное давление. Им приходится выполнять не свои функции, оказывая медицинскую помощь на дому и транспортировать плановых больных, число которых превышает 70%.
Следует отметить, что диспетчерская служба экстренной помощи западных европейских стран обеспечива-
ется круглосуточными дежурствами врачами-диспетчерами из числа высокообразованных, опытных врачей, и все поступающие вызова в оперативный отдел диспетчерской службы подразделяются на три категории: А - экстренные, немедленно обслуживающиеся вызовы; В - срочные вызовы, то есть серьезные, но обслуживание которых можно отложить до 30 минут; С - не срочные вызовы, обслуживание которых можно отложить на 30 минут и более. Такая система на практике доказала свою эффективность и жизнеспособность. Ведь на самом деле врачи лучше, чем средний медицинский персонал ориентируются в жалобах, анамнезе, патогенезе и клинике заболевания и могут принять адекватные решения относительно тактики ведения больного или пострадавшего, выбрать бригаду при поступлении вызова по телефону в службу 103 [4].
Таким образом, как показал анализ, в деятельности отделения СМП НФ РНЦЭМП наблюдается позитивная динамика, а решение имеющихся проблем обеспечит оперативное управление службой экстренной медицины, безусловно, будет способствовать качественному оказанию скорой помощи населению.
ВЫВОДЫ
1. Организация и модернизация службы экстренной медицины при реформировании системы здравоохранения Узбекистана создали позитивные тенденции в деятельности службы экстренной медицины Нукусско-го филиала Республики Каракалпакстан, где отмечается положительная динамика по организации и управлению оказания скорой медицинской помощи населению. Обращаемость повысилась до 56,4 на 1000 населения, количество выполненных вызовов - на 56,7, госпитализация - на 28,3, амбулаторная помощь - на 52,1. Количество безрезультатных вызовов снизилось на 1,5%, повторных вызовов - на 1,7%, расхождение диагнозов - на 1,8%.
2. С целью рационального использования бюджетных средств, моторесурсов, кадрового потенциала, а также усовершенствования и улучшения деятельности отделения скорой медицинской помощи, необходимо заменить старшего фельдшера-диспетчера на старшего
врача-диспетчера, а также создать протоколы стандартов по медицинской сортировке поступающих в службу 103 вызовов на три категории.
3. В отделениях СМП РК, пригодных к использованию, санитарные автотранспортные средства имеются в количестве 101 единицы. Согласно отраслевому нормативу полагается 114 единиц. Необходимо 12 единиц неисправных автомашин СМП с изношенными моторными ресурсами и кузовами вместе с подготовленными к списанию 4 единицами автомашин направить на утилизацию и дополучить недостающие 13 единиц автомашин СМП для качественного обеспечения населения скорой помощью.
4. Согласно приказу Министерства здравоохранения №328 от 23.07. 2001 г. «О совершенствовании скорой медицинской помощи населению Узбекистана» для повышения эффективности, качества и автоматизации оказания скорой медицинской помощи населению предлагается создание документов электронной базы данных всех поступающих вызовов в
службу 103 и специализированной информационно-коммуникационной программы по диагностике, лечению, а также прогнозированию сердечно-сосудистых заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Икрамов А.И., Хаджибаев А.М. Служба экстренной медицинской помощи Республики Узбекистан: Основные результаты деятельности. Материалы 1-го съезда Ассоциации врачей экстренной медицинской помощи. Ташкент 2009: 1; 5-9.
2. Мамбетуллаева С.М., Тлеумуратова Б.С. Экология и её приложения. Нукус Илим 2013; 137-152.
3. Махмудова Н.М., Таджиева УХ., Агзамходжаев С.С. Анализ деятельности кадрового потенциала Ташкентской городской станции скорой медицинской помощи. Врач скорой помощи 2012; 1: 31-36.
4. Назыров Ф.Г., Хаджибаев А.М. Мировой опыт оказания неотложной помощи и развитие службы экстренной медицины Узбекистана. Вестн экстр медицины 2008; 1: 5-9.
KpPAKAflnOF^TOH РЕСПУБЛИКАСИ ШОШИЛИНЧ ТИББИЙ ЁРДАМ ХИЗМАТИНИНГ ШИФОХОНАГАЧА БУЛГАН БОСКИЧИНИНГ OF^ ТИББИЙ ШАРОИТДАГИ Х.ОЗИРГИ ХДЛАТИ ВА МУАММОЛАРИ
С.М. Бегалиев, Т.Ж. Калназаров, А.К. Мадреймов
Кррацалпогистон Республикасининг тез тиббий ёрдам булинмаларининг 5 йиллик (2009-2013 йй.) фаолия-ти тахлил цилинган. Шошилинч тиббий ёрдам хизматининг хозирги вацтдаги долзарб муаммолари курсатилган. Шошилинч тиббий ёрдам марказининг диспетчерлик хизматини модернизациялаш зарурлиги цайд цилинган. Орол денгизининг цуриб цолиши натижасида юзага келган экологик фожианинг ахоли саломатлигига салбий таъсири курсатилган.
Shoshilinch tibbiyot axborotnomasi, 2015, № 3
65