Современное состояние и проблемы развития оперативного контроллинга на предприятиях промышленности
Евдокимова Марина Владимировна, преподаватель кафедры стратегического менеджмента НИУ ВШЭ - Пермь Evdokimova Marina Vladimirovna, teacher department of Strategic Management NRU-HSE - Perm [email protected]
Аннотация. Статья посвящена оперативному контроллингу - современной концепции управления деятельностью промышленного предприятия, координирующей и интегрирующей процессы планирования, регулирования и контроля.
Обоснована актуальность и необходимость внедрения оперативного контроллинга. Рассмотрены понятие, цели, задачи и функции оперативного контроллинга, его сущность и роль в системе управления промышленным предприятием.
Abstract. The paper considers operational controlling - a modern conception of industrial enterprise management which coordinates and integrates processes of planning, regulation and control. The relevance and necessity of operational controlling introduction have been proved. The notion of management and its functions have been considered. In the paper the concept, purposes, tasks and functions of operational controlling have been characterized.
Ключевые слова: оперативный контроллинг, промышленное предприятие, эффективность, система управления, информация, управленческие решения Key words: operational controlling, industrial enterprise efficiency, system of management, information, administrative decisions
На современном этапе развития рыночных отношений промышленные предприятия представляют собой совокупность различных по своему виду деятельности подразделений, связанных между собой единым процессом изготовления продукции или оказания услуг. Они являются экономически и юридически самостоятельными хозяйствующими единицами, полностью отвечающими за результаты своей деятельности, поэтому особенно нуждаются в системе управления, позволяющей сохранять конкурентоспособность и положение на динамично изменяющемся рынке.
В условиях экономического кризиса и быстроизменяющихся условий экономической среды принятие управленческих решений становится все более сложным и трудоемким процессом, поэтому у руководителей предприятий возникает настоятельная потребность во «внутрифирменном советнике», владеющим всей необходимой информацией. В случае отсутствия адекватной и своевременной информации о текущем состоянии и о перспективах деятельности предприятия возникает необходимость формирования новых подходов к управлению. При их внедрении требуется разработка и применение таких инструментов, которые не только позволят прояснить усложняющиеся экономические проблемы предприятия, но и своевременно подадут сигналы для принятия мер. Они будут способствовать "расширению" узких мест на предприятии с ориентацией на перспективу и обеспечат информационную поддержку управления бизнес-процессами по установленным стратегическим и оперативным целям.
Инструментом, позволяющим эффективно разрабатывать и внедрять на промышленном предприятии современные подходы к управлению, является контроллинг. Являясь ответом на растущую непредсказуемость и нестабильность внешней среды предприятия, контроллинг способствует интеграции частных компонентов - целей, задач и функций управления предприятием - в единый комплекс процессов через информационную поддержку и координирование. [1]
Термин «контроллинг» информационно емкий, он передает характер этого современного явления в менеджменте и включает в себя весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.
Необходимость исследований в области контроллинга в современных рыночных условиях определяется потребностью в теоретико-методическом обосновании и разработке методических рекомендаций по совершенствованию системы управления стратегическим, тактическим и оперативным контроллингом на промышленном предприятии. Современная система управления промышленным предприятием не может эффективно функционировать без применения принципов и инструментов контроллинга. К основным причинам появления на отечественных предприятиях новой системы управления, учитывающей внедрение контроллинга, можно отнести следующие:
• повышение нестабильности внешней и внутренней среды предприятия;
• необходимость повышения гибкости и надежности функционирования предприятия;
• требование создания продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и по избеганию кризисных ситуаций;
• в связи с усложнением систем управления предприятием требуется построение специальной системы информационного обеспечения и разработка механизма координации внутри системы управления;
• для выполнения переноса фокуса управления с контроля прошлого на анализ будущего необходимо непрерывное отслеживание изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия.
Понимание контроллинга в разных странах сложилось на основе деловой и организационной культуры предприятий, именно она определяет не только ценности компании, правила принятия управленческих решений, но и координирует работу всех подразделений и сотрудников промышленного предприятия. В мире существует два основных концептуальных подхода к контроллингу, между которыми находятся другие
течения, определяющие направления его развития. В Германии преобладает подход, позволяющий дать научное обоснование принципам и методам контроллинга, а в США и некоторых европейских странах, осуществляется более практичный подход, при котором основное внимание уделяется инструментам контроллинга и их применению на практике.
Понятие «controlling» пришло в Россию через Г ерманию из англоязычных стран и обозначает концепцию, объединяющую управленческий учет, планирование и контроль.
Также, в зависимости от уровня применения, существует разграничение на стратегический и оперативный уровни, соответственно на стратегический и оперативный контроллинг. Вопросы стратегического контроллинга направлены на достижение глобальных целей, поставленных перед промышленным предприятием в долгосрочной перспективе и достаточно емко представлены в научной литературе. Зарубежные и отечественные авторы, такие как П. Хорват, Д. Хан, X. Фольмут, Р. Манн, Э Майер, Н.Г. Данилочкина, Одегов Ю.Г.А. Дайле, A.M. Карминский, Э.А. Уткин, Р.А. Фатхутдинов, Е.Г. Ойхман, Г. Пич, Э. Шерм, подробно рассматривают общетеоретические аспекты контроллинга, проблемы и принципы стратегического контроллинга, не уделяя должного внимания оперативному контролингу. Так ведущие специалисты по контроллингу Германии Р. Манн и Э. Майер, дают следующее определение: «...это система управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. в экономическом отношении, с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия». [2].
Однако, по мнению Ю.Г. Одегова, действительного члена РАЕН и АБОП, система контроллинга - это интегрированный управленческий подход, объединяющий элементы планирования, реализации и контроля функционирования стратегий развития и управления бизнесом. Также данный подход предполагает постоянный мониторинг и всесторонний анализ внутренней деятельности и ресурсов предприятия, анализ внешних аспектов
функционирования компании - поставщиков, покупателей, макроэкономических факторов, политики государства, изменений нормативно - правовой базы и другие. [3]. Роль оперативного контроллинга заключается в проведении постоянного мониторинга и анализа внутренней деятельности предприятия. Именно оперативный контроллинг имеет наиболее практико - ориентированное значение и прикладной характер, т к. основные оптимизационные резервы российских предприятий лежат в оперативной деятельности.
Движение компании к стратегическим целям из года в год осуществляется посредством выработки и достижения оперативных целей. Исходя из текущего состояния бизнеса, предприятие устанавливает оперативные цели в полном согласовании со стратегией, достигает этих цели и задает очередные оперативные рубежи, тем самым стремится к своим стратегическим целям. В этом процессе немаловажным является горизонтальное согласование оперативных целей отдельных направлений бизнеса и бизнес - единиц и интеграция этих целей с оперативными целями компании в целом. Достижение оперативных целей возможно различными способами и с разной скоростью. Очевидно, что оптимальным является достижение этих целей с помощью эффективного использования имеющихся ресурсов компании, а именно при помощи исполнения основных функций менеджмента: планирования, управления, организации и контроля за
ресурсами компании.
Для реализации своих функций менеджерам необходима информация: полная, достоверная, своевременная, т.к. существует некий минимальный объем информации, без которого эффективное управление не возможно. Причем необходима не просто информация, а информация систематизированная, проанализированная, интерпретированная и агрегированная, Релевантность информации в оперативном контроллинге выходит на передний план, при этом сведения должны иметь
непосредственную связь с конкретным решением и учитывать следующие данные:
- условия, в которых принимается решение;
- целевые критерии;
- набор возможных альтернатив (какие решения в принципе можно принять); последствия принятия каждой из альтернатив (что произойдет, если будет принято то или иное решение).
На основе полученной информации проводится анализ и разрабатываются рекомендации для принятия управленческих решений (рисунок 1).
Рисунок 1
ОПЕРАТИВНЫЙ
КОНТРОЛЛИНГ
Достоверность
Релевантность
Систематизация
Агрегирование
Разработка
управленческих
решений
Интерпретирование
Так на промышленном предприятии процесс может выглядеть следующим образом: Менеджер (мастер), составляет оперативно-календарный план, тогда как контроллер дает информацию для составления плана, берет информацию о текущем ходе производства (рисунок 2).
Рисунок 2
При выполнении этого процесса осуществляются следующие этапы (рисунки 3-5):
Рисунок 3
1. Этап планирования
Цех
Склад
участок
За смену. Сутки,
t - промежуток
Итоговые данные для составления плана (ОКП)
Центр сбора информации (Отдел контроллинга)
Сбор
Обработка
Анализ
Формирование
Основными критериями информации являются: своевременность, полнота
2. Этап контроля
достоверность,
Рисунок 4
I
Итоговые данные для регулирования хода производства
Цех Склад Участок
Отдел контроллинга
Информация об отклонениях
За смену, Сутки, t - промежуток Учет отклонений
Требования к критериям учета: полный, своевременный, точный.
3. Этап анализа и разработки рекомендаций для выработки управленческих решений
Рисунок 5
Критерии анализа: своевременность, ранжирование отклонений,
выборочность (не для всех отклонений требуется принятие мер).
Исходя из анализа сложившейся ситуации, а также будущих возможностей и опасностей контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, а также оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия. На основе данных рекомендаций руководитель может осмысленно принимать управленческие решения [5]. Именно поэтому основная цель оперативного контроллинга заключается в информационной, а также консультационной поддержке менеджеров, для того чтобы они могли качественно выполнять свою работу, управляя производственным предприятием.
В соответствие с этой целью, организация системы оперативного контроллинга, включающего в себя подсистемы оперативного планирования, учета, контроля и анализа, содействует менеджменту в оптимальном достижении оперативных целей компании. Другими словами, оперативный контроллинг помогает менеджерам делать дело правильно.
Таким образом, с одной стороны, стратегический контроллинг устанавливает маяки, указывающие оперативному контроллингу направление движения, с другой стороны, оперативный контроллинг фиксирует скорость движения и израсходованные ресурсы, тем самым
проверяя реалистичность стратегических целей, и при необходимости предлагает менеджменту пересмотреть эти цели или достичь их иным путем, т.е. изменить места расположения оставшихся маяков [6].
Особенность ситуации в современной России такова, что необходимо реализовывать одновременно как регистрационно-учетные функции контроллинга, так и консультационно-навигационные [4]. Исходя из этого, в нашей стране требуется ускоренно осваивать и реализовывать на предприятиях основные принципы оперативного контроллинга, которые Запад прошел два десятилетия назад, при этом параллельно изучать и внедрять на практике современные методы и инструменты, практикующиеся в наиболее развитых зарубежных и отечественных компаниях.
Для современного развития промышленности в России характерна необходимость в развитии именно оперативного контроллинга, в его методическом и инструментальном аспектах. Одно из направлений оперативного контроллинга, связанное с учетом затрат и результатов, хорошо развито. Практически все современные программные средства информационной поддержки систем управления включают в себя блоки "Контроллинг финансов», "Контроллинг затрат", "Контроллинг показателей эффективности". Оперативный контроллинг тесно связан с управленческим учетом, они взаимодействуют при определении параметров, контролируемых во временном и содержательном разрезах, при разработке и ведении системы внутреннего учета, а также при разработке требований к корпоративной информационной системе. Однако эти понятия часто подменяют собой друг друга, и если управленческий учет на российских предприятиях используется в полной мере, то методы оперативного контроллинга применяются частично или не применяются совсем. Поэтому, существующее главенство учетноаналитической составляющей в контроллинге привело, на наш взгляд, к определенному застою в практике современного контроллинга. Руководители предприятий видят в службе контроллинга только подразделение,
занимающееся исключительно углубленным анализом данных финансового и управленческого учета.
Как за рубежом, так и в России, в работе служб контроллинга много внимания уделяется планированию и контролю оперативных бюджетов. В этой части резервы роста эффективности предприятия, особенно в долгосрочной перспективе, весьма ограничены. Для условий России речь идет о потенциальном росте интегральных показателей эффективности деятельности предприятия на 1 - 3% в год, что при существующем положении дел в отечественной экономике можно считать незначительной величиной. В индустриально развитых странах эти цифры существенно ниже и исчисляются долями процентов [4].
Наряду с этим, следует отметить, что в современных экономических условиях все больше предприятий ощущают нехватку информации для принятия адекватных управленческих решений. Информационные потоки между подразделениями и отделами непрерывно усложняются, растут количественно и качественно. Управлять этими потоками все сложнее, поэтому наличие на предприятии службы, способной взять на себя функции поставщика информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятия, становиться необходимым. В основе концепции оперативного контроллинга лежит контроль предварительный и текущий. Предварительный контроль обеспечивает понимание того, как достичь поставленных целей в случае отклонений от запланированных показателей. Текущий контроль, в свою очередь позволяет производить анализ отклонений для обеспечения возможности своевременно перенастроить систему управления производством. Таким образом, влияние менеджера на проходящие процессы будет непосредственным и своевременным.
Оценивая современное состояние контроллинга по уровням пирамиды, профессор Фалько С. Г. определил, что большинство его систем на предприятиях работают в стратегической ее части, то есть, контроллинг работает с вторичными источниками информации, не выходя в те слои,
которые оказывают на эффективность деятельности предприятия существенно большее влияние. Речь идет о таких направлениях, как организация рабочих мест и производственных процессов на принципах научной организации производства, за счет чего, по оценкам экспертов, можно добиться роста интегральных показателей эффективности на 15 - 30 %. В настоящее время практически не затрагиваются проблемы управления инновациями на предприятии. А именно там заложен по разным оценкам потенциал роста эффективности порядка 50 - 75% [4].
Контроллинг ближайшего будущего должен стремиться в своей деятельности в сторону основных источников эффективности, прежде всего в разработку методов организации труда и производства во всех функциональных сферах деятельности предприятия. При организации службы контроллинга на промышленном предприятии не следует ограничиваться лишь выполнением функций внутреннего контроля и управлением затратами, необходимо помнить, что контроллинг способен обеспечивать органическое соединение информационной базы и всех источников получения информации - анализа, мониторинга, планирования и контроля. При выполнении этих условий контроллеры станут не привычными сегодня специалистами по учету и анализу, а реально востребованными помощниками руководителей предприятий различных отраслей народного хозяйства и форм собственности.
Библиографический список:
1. Лаута Ю.С., Герасимов Б.И., Создание системы контроллинга на
промышленном предприятии; под науч. ред.д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова., Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного
технического университета, 2005. - 96 с.
2. Манн Р., Майер Э., Контроллинг для начинающих, 2-е изд.,- М.: «Финансы и статистика» 1995. - 304 с.
3. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. «Аудит и контроллинг персонала»: учебник. - М.: Издательство «Альфа-пресс», 2006. - 560 стр.
4. Фалько С.Г., Расселл К. А. Левин Л.Ф. «Контроллинг: национальные особенности - российский и американский опыт» Журнал объединения контроллеров «Контроллинг. Технологии управления» № 2 2003 г.
5. Власова Л.И., Внимание к информации и процессам. Журнал «Экономика и жизнь», 19 июня 2009 © 2009 Ekonomika i zhizn, DLS. All Rights Reserved. http://global.factiva.com/ha/default.aspx
6. Сафаров Александр «Правильный» контроллинг: мнение практика»
Журнал «Управленческий учет» № 1 2006 г.
http://www.intelcont.ru/information/articles/347/?print=Y