Изучив теорию и историю естественных монополий, мы пришли к закономерному выводу, что такая отрасль, где единственное предприятие эффективнее остальных вполне реальна и существует во многих экономиках мира. Как и любое явление, существование естественной монополии несёт в себе как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным моментам мы можем отнести уменьшение издержек производства, полное использование положительного эффекта от масштабов производства, развитие и внедрение научно-технических и опытно-конструкторских исследований, проектов и изобретений, обеспечение полной информации о рынке, возможность улучшения качества и аккумуляция значительных финансовых средств на дальнейшее развитие. Однако им противопоставлены и негативные последствия- существенное занижение объёмов производимой продукции и оказываемых услуг, отсутствие стимула улучшения качества продукции и даже тенденция к снижению его для экономии на издержках при сохранении завышенных цен, жёсткая диктатура в отношении мелких конкурентов, разрушение рыночных принципов функционирования экономики, торможение развития взаимосвязанных отраслей народного хозяйства.
Литература:
1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»
3. Микроэкономика. Теория и российская практика / Москва: 2005 г. под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова, КНОРУС
4. Managerial Economics / Москва: 2011 г. под ред. А.Г.Грязно-вой и А.Ю.Юданова, КНОРУС
5. Естественные монополии России / под общей редакцией Ю. З. Саакяна; Институт проблем естественных монополий. — М.: ИПЕМ, 2007. — 408 с.
6. Трачук А.В. Реформирование естественных монополий. Цели, направления и результаты развития. - Москва, 2011.
7. Механизмы и социально-экономические последствия реформирования естественных монополий / Алексее Е.А. - Москва: 2012.
8. Курс экономической теории: учебник - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2006 г.
9. Примо У. Прямая инфраструктурная конкуренция: миф о естественной монополии - 1986
10. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
11. Пухова М.М., Бутова Е.В., Толмачев В.П. Актуальные вопросы развития холдинговых структур в отечественной экономике / / Экономика и управление: проблемы, решения. №1(25) с.81-86
12. Петрова Ю.И., Кривцова М.К., Белозерова В.А. Лоббирование как форма объединения интересов бизнеса и власти. //Наука и современность. 2013. №24. с.283-287
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И
СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Коровайцев А.А., генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), к.ф-м.н.
Саков А.А., директор департамента общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), д.э.н., доцент Слепынцева Л.И., начальник отдела департамента общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)
В статье раскрыты содержание процедуры разработки, ведения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и основные направления их модернизации в краткосрочной перспективе.
Ключевые слова: общероссийские классификаторы; технико-экономическая информация; социальная информация; система.
MODERN STATE AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ALL-RUSSIA CLASSIFICATORS FOR TECHNICAL, ECONOMIC AND SOCIAL
INFORMATION
Korovayitsev A., General Director at Federal State Unitary Enterprise «Russian Science And Technology Center for Information on Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE «STANDARTINFORM»), candidate degree of physical and mathematical
sciences
Sakov A., Head of the Division of All-Russia Classificators of Technical, Economic and Social information at Federal State Unitary Enterprise «Russian Science And Technology Center for Information on Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE
«STANDARTINFORM»), doctorate degree of economic sciences Slepyntseva L., Head of the Department of All-Russia Classificators of Technical, Economic and Social information at Federal State Unitary Enterprise «Russian Science And Technology Center for Information on Standardization, Metrology and Conformity Assessment» (FSUE
«STANDARTINFORM»)
The article reveals the contents of the procedure of the development, accounting and application of all-Russia classificators for technical, economic and social information as well as main directions for their modernization in short-term perspective.
Keywords: all-Russia classificators, technical and economic information, social information, system.
Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 г. № 1815-р [1], предусмотрено обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, развитие технической и технологической основы становления информационного общества. Реализация этих задач обеспечит существенное сокращение транзакци-
онных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде.
Выполнение данных задач детерминирует развитие системы межведомственного электронного взаимодействия, реализация которого потребует применения общероссийских классификаторов
176 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 |
технико-экономической и социальной информации (ОК) в социально-экономической области. Не обойтись без ОК и при интегрировании в единую систему информационных систем федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), а также при формировании и функционировании ее региональных сегментов в органах исполнительной власти субъектов РФ.
Увеличение объема работ по ОК привело к выделению этой деятельности в самостоятельное научно-техническое направление. Правовой основой этой деятельности стали Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [2, 3], принятое в его развитие постановление Правительства Российской Федерации от 10.11. 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» [4] и Правила стандартизации ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов», утвержденные приказом Ростехрегулирования (ныне -Росстандарт) от 14.12.2005 г. № 311-ст [5]. Отдельные особенности проведения работ по ОК отражены также в [6].
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ОК входят в состав национальной системы стандартизации. В законе установлено, что ОК явля-
ются нормативными документами в области стандартизации, распределяющими технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другими группировками) и являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и ресурсов при межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения ОК в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 № Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено, что финансирование расходов на разработку и ведение ОК осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Вышеупомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 г. № 677 установлено, что:
• Федеральное казначейство осуществляет межведомственную координацию работ по разработке, принятию, введению в действие, ведению и применению ОК;
• Росстандарт осуществляет принятие и введение в действие
ОК;
Таблица 1. Закрепление общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации за федеральными органами исполнительной власти
Наименование, аббревиатура и обозначение общероссийского классификатора ФОИВ
1 2
ОК стандартов (ОКС) ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96)001-2000 Росстандарт
ОК услуг населению (ОКУН) ОК 002-93 Росстандарт
ОК информации по социальной защите населения (ОКИСЗН) ОК 003-93 Росстандарт
ОК продукции (ОКП) ОК 005-93 Росстандарт
ОК управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93 Росстандарт
ОК изделий и конструкторских документов (ОКЕСКД) ОК 012-93 Росстандарт
ОК основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 Росстандарт
ОК валют (ОКБ) ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000 Росстандарт
ОК единиц измерения (ОКЕИ) ОК 015-94 (МК 002-97) Росстандарт
ОК информации о населении (ОКИН) ОК 018-95 Росстандарт
ОК деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД) ОК 020-95 Росстандарт
ОТК деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД) ОК 021-95 Росстандарт
ОТК сборочных единиц машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ) ОК 022-95 Росстандарт
ОК стран мира (ОКСМ) ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 Росстандарт
ОК информации об общероссийских классификаторах (ОКОК) ОК 026-2002 Росстандарт
ОК органов государственной власти и управления (ОКОГУ) ОК 006-93 Росстат
ОК объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК 019-95 Росстат
ОК предприятий и организаций (ОКПО) ОК 007-93 Росстат
ОК форм собственности (ОКФС) ОК 027-99 Росстат
ОК организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99 Росстат
ОК территорий муниципальных образований (ОКТМО) ОК 031-2005 Росстат
1 2
ОК видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 Минэкономразвития России
ОК экономических регионов (ОКЭР) ОК 024-95 Минэкономразвития России
ОК видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) Минэкономразвития России
ОК видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) Минэкономразвития России
ОК продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) Минэкономразвития России
ОК специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003 Минобрнауки России
ОК специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК) ОК 017-94 Минобрнауки России
ОК начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95 Минобрнауки России
ОК занятий (ОКЗ)ОК 010-93 Минтруд России
ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-94 Минтруд России
ОК полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) ОК 032-2002 Минприроды России
ОК видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ) ОК 031-2002 Росжелдор
ОК гидроэнергетических ресурсов (ОКГР) ОК 030-2002 Минэнерго России
Примечание:
ОК - общероссийский классификатор;
ОТК - общероссийский технологический классификатор;
ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОК.
ТКАШРОЯТ БШШЕ88 Ш ЯГОЗТЛ | №1 2014 | 177
• ФОИВ обеспечивают разработку (согласно порядку, установленному ПР 50.1.024-2005.), ведение и применение закрепленных за ними ОК. Принятые ОК закрепляются за ФОИВ, обеспечивающими их разработку, ведение и применение в соответствии с таблицей 1.
В Положении о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 г. № 677, предусмотрено, что Росстандарт:
• обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке Техническим комитетом по ОК экспертизы проектов ОК и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов ОК и других касающихся их документов;
• определяет при принятии ОК (совместно с ФОИВ, ответственным за разработку, ведение и применение ОК), дату введения его в действие;
• обеспечивает включение принятых ОК и внесенных в них изменений в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;
• осуществляет официальное опубликование ОК и внесенных в них изменений;
• обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых ОК и внесенных в них изменений.
В Положении определено, что ведение ОК включает в себя представление в установленном порядке внесенных изменений для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных ОК. Отмечено также, что ОК используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.
Применение ОК обеспечивается путем:
• прямого использования ОК без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;
• включения в ОК дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций ОК и предусмотренных в них резервных позиций.
ФОИВ при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и ресурсов, согласовывают с Минфином России, Федеральным казначейством, Росстатом эти проекты в части обязательного применения в них ОК в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.
В целях исключения влияния административного фактора на деятельность хозяйствующих субъектов определение по ОК кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется последним самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции ОК, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
Положением также предусмотрено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся ОК и внесенных в них изменений, обеспечивают:
• Росстандарт и Росстат - в отношении всех ОК;
• Минэкономразвития России - в отношении ОК видов экономической деятельности, продукции и услуг, ОК экономических регионов, ОК видов экономической деятельности, ОК продукции по видам экономической деятельности;
• Минобрнауки России - в отношении ОК специальностей по образованию, ОК специальностей высшей научной квалификации и ОК начального профессионального образования;
• Минтруд России - в отношении ОК занятий и ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
• Минприроды России - в отношении ОК полезных ископаемых и подземных вод;
• Росжелдор - в отношении ОК видов грузов, упаковки и упаковочных материалов;
• Минэнерго России - в отношении ОК гидроэнергетических ресурсов.
Предоставляемая информация включает в себя:
• библиографическую информацию об ОК, в том числе дату введения в действие, ФОИВ, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОК, и наличие изменений;
• текст ОК и внесенных в него изменений.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 г. № 677 Росстандартом приказом от 9.12.2003 г. № 1194 ФГУП «ВНИИКИ» (Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству Госстандарта России) был определен головной организацией по научно-методическому обеспечению работ по разработке, ведению и применению ОК. В дальнейшем распоряжением Правительства РФ от 6.12.2006 г № 159-р было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») путем реорганизации (слияния) ФГУП «ИПК Издательство стандартов» и ФГУП «ВНИИКИ», являющееся правопреемником этих предприятий.
Приказом Росстандарта от 27.10.2005 г. № 1366 при ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» был создан Технический комитет по ОК.
Для конкретизации требований к работам, проводимым по ОК, ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» разработаны, согласованы с заинтересованными ФОИВ, а затем Росстандартом утверждены и введены в действие с 01.04.2006 г. Правила стандартизации ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов».
В ПР 50.1.024-2005 установлено, что основными задачами, решаемыми с использованием ОК, являются:
• обеспечение совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов;
• обеспечение межведомственного документооборота и обмена информационными ресурсами;
• создание условий для формирования единого информационного пространства на территории РФ;
• систематизация, классификация и кодирование информации по единым классификационным правилам;
• информационное обеспечение основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью, социальное страхование, финансовое посредничество;
• гармонизация ОК с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации.
Кроме того, установлены термины и их определения, используемые при разработке, ведении и применении ОК.
В ПР 50.1.024-2005 при создании ОК предусмотрена разработка первой и окончательной редакций проектов ОК. На стадии разработки первой редакции проекта ОК должны быть проанализированы и учтены действующие в этой области нормативные правовые акты, включая законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, технические регламенты, международные и региональные классификации и др.
Разработанная первая редакция проекта ОК подлежит рассылке в заинтересованные ФОИВ по перечню, согласованному с Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Казначейством России, Росстатом и Росстандартом и утвержденному ФОИВ, обеспечивающим разработку данного ОК.
По результатам рассмотрения первого варианта проекта ОК осуществляется разработка его окончательной редакции, которая рассылается по перечню, согласованному с ФОИВ, утвердившими перечень рассылки первой редакции проекта ОК и утвержденному Росстандартом.
Подготовленная окончательная редакция проекта ОК представляется ФОИВ, обеспечивающим разработку ОК, для принятия в Росстандарт.
После рассмотрения Техническим комитетом по ОК окончательная редакция проекта принимается Росстандартом. При этом устанавливается дата введения в действие ОК и осуществляется государственная регистрация приказа Росстандарта и ОК. Информация об этом включается в ОК информации об общероссийских классификаторах.
Официальное опубликование принятых ОК осуществляется на государственном языке РФ ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» в виде текстов ОК в печатных изданиях и в соответствующей им элект-
178 ТЯАШРОЯТ БШШБББ Ш ЯиББТА | №1 2014 |
ронно-цифровой форме или только в электронно-цифровой форме.
При разработке изменений к ОК следует учитывать, что обоснованием для этого являются
• законодательные акты Российской Федерации и изменения к ним;
• указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
• постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и изменения к ним;
• технические регламенты и изменения к ним;
• нормативные правовые акты ФОИВ, относящиеся к их компетенции, и изменения к ним, имеющие межведомственный характер и зарегистрированные в Минюсте России;
• созданные органами государственной власти субъектов РФ правовые акты и изменения к ним в случаях принятия этих актов в соответствии с нормами, установленными вышеуказанными правовыми актами;
• международные (региональные) классификации, межгосударственные классификаторы, международные (региональные) стандарты по классификации и изменения к ним;
• ОК и внесенные в них изменения;
• национальные стандарты РФ, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, и изменения к ним.
В Правилах стандартизации ПР 50.1.024-2005 установлена форма представления проектов изменений к ОК, обеспечивающая возможность их машинной обработки.
Разработанные проекты изменений к ОК рассматриваются Техническим комитетом по ОК и после их принятия Росстандартом публикуются ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты».
Новый этап развития работ по ОК связан с Планом мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации ОК, реестров и информационных ресурсов, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворко-вичем 10.08.2013 г. № 4760п-П10 (далее - План мероприятий).
В Плане мероприятий предусмотрена разработка Концепции создания единой информационной среды в сфере систематизации и кодирования информации, используемой в государственных и муниципальных информационных системах.
Для осуществления такой Концепции во 2-м квартале 2014 г. намечена разработка постановления Правительства РФ о порядке создания, ведения, изменения и применения ОК, реестров и информационных ресурсов.
В целях дальнейшего совершенствования действующих ОК Минэкономразвития России в 4-м квартале 2013 г. была осуществлена разработка новых редакций ОК видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и ОК продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) с установлением переходного периода до
1.01.2015 г. и последующей отменой ОК видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1), ОК видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1), ОК видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, ОКП по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), ОК услуг населению (ОКУН) ОК 002-93 и ОК продукции (ОКП) ОК 005-93.
Планом мероприятий предусмотрена также актуализация ОК специальностей по образованию (ОКСО), ОК начального профессионального образования (ОКНПО), ОК специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК), ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), ОК информации по социальной защите населения (ОКИСЗН), ОК единиц измерения (ОКЕИ), ОК управленческой документации (ОКУД), ОК органов государственной власти и управления (ОКОГУ), ОК полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) и разработка новых редакций ОКСО, ОК информации о населении (ОКИН), ОК занятий (ОКЗ), ОК основных фондов (ОКОФ).
В целом выполнение Плана мероприятий направлено на дальнейшее развитие работ по ОК, реестрам и информационным ресурсам, основывающихся на новых подходах к информационной совместимости.
Кроме того, на 2-й квартал 2014 г. намечена разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке создания, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов.
Литература:
1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 г. № 1815-р // Российская газета, 2010. - 16 ноября.
2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от
27.12.2002 г. №184-ФЗ (ред. от 01.05.2007 г.) // СЗ РФ, 2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» от 30.12.2009 г. № 385-ФЗ / / Российская газета, 2009. - 31 декабря. - № 255.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от
10.11.2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» // СЗ РФ. - 2003. - № 46(ч. 2). - Ст. 4472.
5. Правила стандартизации ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов». - М: СТАНДАРТИНФОРМ, 2006. - 37 с.
6. Рахманов М. Л., Саков А.А. Об общероссийских классификаторах в свете Федерального закона «О техническом регулировании» // Стандарты и качество, 2005. - № 10.
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014
179