УДК 378.096 Л.М. СЕМЕНОВА
кандидат биологических наук, доцент, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет E-mail: [email protected] О.Ф. ЧЕРНИЧЕНКО
кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 378.096 L.M. SEMENOVA
Сandidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of technology of psycho-pedagogical and special education, Orel State University E-mail: [email protected] O.F. CHERNICHENKO Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of technology of psycho-pedagogical and special education, Orel State University E- mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CURRENT STATE AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF THE CHAIR OF TECHNOLOGY OF PSYCHO-PEDAGOGICAL AND SPECIAL EDUCATION
В статье представлена работа кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования, показана ее учебная, воспитательная и научно-практическая деятельность как со студентами, так и педагогами, раскрыты научный потенциал кафедры, научные связи с учебными заведениями страны и города и практическими работниками специальных образовательных учреждений, обозначены перспективы ее развития.
Ключевые слова: кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, учебный процесс, воспитательный процесс, качество подготовки специалистов, научно-исследовательская деятельность.
The article presents the work of the chair of technology of psycho-pedagogical and special education, its training, educational, scientific and practical activities with students as well as teachers, discloses scientific potential of the chair, reveals scientific contacts with educational institutions of the country and the city and practitioners of special educational institutions, outlines the perspectives of the chair.
Keywords: Chair of Technology of psycho-pedagogical and special education, educational process, training, the quality of training, research and development activities.
Кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования возникла в 2010 г. в связи со слиянием кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии и кафедры психолого-педагогической технологии. В настоящее время кафедру возглавляет кандидат психологических наук, доцент Черниченко О.Ф.
Главной заботой руководителя стало укрепление учебно-педагогических и научных позиций новой кафедры. Вновь созданная кафедра вела подготовку по шести специальностям: 050703.65 Дошкольная педагогика и психология, 050712.65 Тифлопедагогика, 050713.65 Сурдопедагогика, 050714.65 Олигофренопедагогика, 050715.65 Логопедия, 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология; по направлению подготовки бакалавров 050700.62 Педагогика (по стандартам второго поколения) по профилям «Управление дошкольным образованием», «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»; по направлению подготовки бакалавров 050700.62 Специальное
(дефектологическое) образование (ФГОС-3) по профилям «Дошкольная дефектология» и «Логопедия», а также по направлению подготовки магистров 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование (ФГОС-3) по программе «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии».
По всем учебным курсам разработаны учебно-тематические планы и программы, подготовлены опорные конспекты лекций и мультимедийные презентации к ним, задания для самостоятельной работы студентов, тематика курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, списки рекомендуемой литературы.
Большое внимание на кафедре уделяется практической подготовке студентов, которая включает производственную и учебную практики. Целями и задачами практики является углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам предметной подготовки. В помощь студентам подготовлены и опубликованы методические рекомендации Кондратьевой В.Н.
© Л.М. Семенова, О.Ф. Черниченко © L.M. Semenova, O.F. Chernichenko
Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (68), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 68. 2015
«Организация и проведение производственной практики студентов, обучающихся по специальностям: Специальная дошкольная педагогика и психология, Логопедия, Олигофренопедагогика, Тифлопедагогика и Сурдопедагогика».
Кафедра явилась инициатором развития вопросов инклюзивного образования, индивидуализации обучения с учетом дифференцированного подхода к каждому ребенку с отклонениями в развитии в г. Орле и Орловской области. Результаты научных изысканий легли в основу диссертации Е.Г. Самарцевой и получили отражение в учебно-методическом пособии «Инклюзивное образование»
Основными научными направлениями работы кафедры являются.
1. Пути совершенствования содержания, методов и средств психолого-коррекционно-педагогической работы в общеобразовательных и специализированных учреждениях.
2. Формирование коммуникативной компетентности студентов при изучении филологических дисциплин.
3. Технологии формирования коммуникативной компетентности у дошкольников, школьников (в норме и при патологии), студентов вуза.
4. Развитие компетентности специалиста как важнейшее направление реформирования профессионального образования.
Научно-исследовательская работа по первому направлению обращена к коррекционным учреждениям и нацелена на выявление новых научных данных о ребенке с проблемами в развитии и разработке новых подходов к его обучению. Наиболее значимыми аспектами в указанном направлении НИР являются: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации слабослышащих детей 5-6 лет», «Проблема обучения чтению детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта», «Использование знаково-символических средств при коррекции общего недоразвития речи у дошкольников», «Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ограниченные возможности, в условиях учебно-методического центра «Семейный лад», «Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с проблемами в развитии», «Технологии инклюзивного образования лиц с ОВЗ».
Наиболее значимыми аспектами исследований по второму направлению являются: «Исправление речи студентов при формировании коммуникативной компетенции», «Технологии формирования профессиональной компетентности в сфере образования». По итогам проведенного Аксиненко Т.М. исследования опубликована монография «Становление профессиональных коммуникативных компетенций в процессе университетского обучения (при изучении дисциплин лингвистического цикла)».
В рамках третьего направления исследовались такие аспекты, как: «Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного
возраста с отклонениями в развитии», «Развитие коммуникативного поведения дошкольников с нарушениями зрения и речи в образовательно-оздоровительной среде», «Совершенствование языкового развития младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе создания текстов». Итогом исследования в данном направлении стала монография Деминой А.В. «Теоретико-методологические основы формирования диалогической речи слабослышащих учащихся» и учебное пособие «Совершенствование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности».
Наиболее значимыми аспектами научных исследований по четвертому направлению выступают: «Формирование коммуникативной компетентности у заикающихся», «Психолого-педагогические условия формирования компетенций бакалавров, обучающихся по направлению 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование», «Компетентностный подход к организации учебного процесса при изучении специальных дисциплин», «Готовность будущих педагогов к инновационному обучению в сфере дошкольного образования», «Технологии формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста и студентов вуза», «Формирование этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета». Данное исследование раскрыто в учебном пособии «Основы поликультурного образования».
По результатам исследования организации психолого-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития по формированию мотивационной готовности к овладению чтением Чаркиной Н.В. защищена кандидатская диссертация и опубликовано учебное пособие для студентов и практических работников «Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста». Интерес представляет исследование Хромовой М.А. «Развитие самооценки детей от старшего дошкольного до подросткового возраста», опубликованное в одноименной монографии.
Кадровый потенциал укрепляется через докторантуру, аспирантуру и соискательство. В настоящий момент на кафедре выполнят диссертационные исследования 3 аспиранта и 1 соискатель. За время работы кафедры 10 преподавателей защитили кандидатские диссертации.
Основная часть экспериментальной работы преподавателей сосредоточена в лабораториях кафедры: лаборатории технологий подготовки специалиста в системе образования (руководитель Черниченко О.Ф.); лаборатории детской речи (руководитель Астахова Н.Ю.); лаборатория психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии в условиях специальных учреждений и семьи (руководитель профессор Семенова Л.М.). На базе последней из названных лабораторий уже 12 лет действует учебно-методический центр «Семейный лад», где регулярно проводятся занятия с детьми-инвалидами и их родителями.
Основными задачами Центра являются:
- изучение семьи, внутрисемейного климата, меж-
личностных отношений и адекватности восприятия родителями состояния своего ребенка;
- овладение родителями специальными коррекци-онно-педагогическими знаниями, умениями и навыками обучения детей с ограниченными возможностями в семье;
- повышение качества психолого-педагогической и методической подготовки студентов по различным аспектам воспитания детей с проблемами в развитии;
- формирование у будущих педагогов теоретических, практических умений и навыков, необходимых для работы с различным контингентом детей и подростков;
- обучение студентов формам, приемам и методам работы с родителями детей с проблемами в развитии;
- обучение детей с проблемами в развитии познавательным, коррекционно-развивающим занятиям, упражнениям и играм.
К работе с детьми-инвалидами привлечены студенты, что способствует формированию у будущих специалистов гуманистического отношения к детям с проблемами в развитии. Работой студентов руководит старший преподаватель Мишина Е. А.
Кафедра активно курирует волонтерское движение студентов в рамках оказания помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями. Основной целью студенческого волонтерского движения «Орлята» является развитие и социальная самореализации студентов путем ознакомления с различными видами социальной активности, вовлечения их во Всемирное добровольческое движение. Под руководством доцента Сухоленцевой Е.А. организуются семинары для ответственных за воспитательную работу в общеобразовательных учреждениях во всех районах Орловской области: вожатых, методистов, педагогов-организаторов, по проблемам социализации и адаптации детей группы риска; оказывается помощь в проведении фронтальных и индивидуальных консультации для родителей по проблемам социализации и адаптации детей группы риска. Кроме того, были проведены благотворительные акции с показом театрализованных представлений: «Добро есть в каждом сердце»; новогодние карнавалы для детей Дмитровской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида, «Орловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида», Детской областной клинической больницы, детской поликлиники № 2, СДЮШОР № 10 для трудных подростков.
Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности начинается с подготовки и написания курсовых работ под руководством преподавателя, продолжается в проблемных группах при кафедре и завершается выпускной квалификационной работой. В 2013-2014 учебном году преподаватели осуществляли руководство выполнением 188 курсовых и 103 выпускных квалификационных работ.
Итоги выполнения студенческих исследований публикуются. Только в 2014 году студентами опубликовано 12,49 п. л. научной продукции, в том числе: 3 пуб-
ликации в сборниках, включенных в базу цитирования РИНЦ.
Студенты принимают активное участие в конференциях в рамках Фестиваля научного творчества, ежегодно проводимого на факультете педагогики и психологии, где студенты выступают с докладами. В процессе представления докладов используется наглядность: графики, таблицы детские рисунки. Применяются видеоматериалы, мультимедийные презентации. По результатам оценки научных докладов студенты награждаются дипломами. Так, Кузло Е.И., студентка 4-го курса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», получила диплом лауреата Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов «Молодежь в науке: новые аргументы» за доклад на заседании секции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» по теме: «Особенности материнского отношения к детям дошкольного возраста с ранним детским аутизмом» (г. Липецк).
Особое место занимает проведение олимпиады «Специальная коррекционная педагогика» (руководитель - доцент Самарцева Е.Г), для участия в которой приезжают команды студентов из педагогических вузов Москвы, Белгорода, Брянска, Курска, Перми.
Кафедра плодотворно сотрудничает с научными и образовательными центрами России и Европы, многими учебными заведениями города и области, поддерживает тесную связь с практическими работниками, оказывает практическую и научно-консультативную помощь специальным образовательным учреждениям путем проведения консультаций, семинаров, научно-практических конференций.
Преподаватели кафедры только в 2014 году приняли участие в работе 21 конференции, из них 16 международных, в том числе 4 проходили за рубежом: в Гранаде (Испания) и Лондоне (Великобритания) в режиме on-line, в Софии (Болгария), в Шеффилде (Великобритания); 2 всероссийских конференции с международным участием, 3 всероссийских конференции.
Для повышения качества подготовки бакалавров и магистров необходимы: оптимизация процессов подготовки кадров, направленная на формирование умений работать с лицами с самой разнообразной патологией и их ближайшим окружением; реализация различных моделей системы специального образования с использованием инновационных технологий при обучении студентов; развитие личности студента, формирование культуры его мышления, творческих способностей, готовности к осознанному и целенаправленному саморазвитию, самосовершенствованию; обучение студентов самостоятельному проектированию мультимедийных образовательных продуктов.
Таким образом, сложившаяся система специфической деятельности кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования в условиях регионального вуза позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.