стр. 34 из 121
УДК 379.854 DOI: 10.12737/3596
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТУРИЗМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Корнеев Алексей Алексеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и организации туристической деятельности,
aleksej44@vandex.ru,
Ермаков Александр Станиславович, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и организации туристической деятельности,
tkei2011@yandex.ru
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В работе рассмотрены современное состояние и перспективы развития автомобильного туризма в Российской Федерации. Показано, что развитие автотуризма положительно влияет на экономику страны. Представлены актуальные предпосылки и проанализированы основные факторы, сдерживающие рост развития автотуризма в Российской Федерации. Показано что основным направлением развития автомобильного туризма является создание автомобильных туристских кластеров на благоприятных территориях.
Ключевые слова: автотуризм, путешествие, кемпинг, мотель.
На современном этапе развития Россия, к сожалению, не принадлежит к группе стран с высокоразвитой туристической индустрией. Социологические исследования, анализ современных и прогноз перспективных потребностей в рекреационной деятельности показывают нарастание роли массового отдыха населения страны в природной среде.
В то же время в России находится значительное количество туристских ресурсов для успешного развития въездного и внутреннего туризма. Природные территории с их разнообразным рельефом, лесами, лугами, реками, чистым воздухом составляют «основной фонд» службы отдыха. И чем больше повышается активность реализации разнообразных форм отдыха (в частности, автотуризма), тем настоятельней становятся потребности в совершенствовании таких услуг. Однако стихийное формирование самодеятельного автотуризма наносит вред сохранности окружающей среды. Поэтому актуальной задачей стала не только защита ценных представителей флоры и фауны, но и охрана живописных, неповторимых ландшафтных комплексов.
стр. 35 из 121
Условия посещения культурных и природных объектов и других туристских ресурсов в регионах являются решающим фактором при их выборе туристами. При этом правильная стратегия использования и представления туристских объектов позволяет обеспечить значимость и конкурентоспособность региона на туристском рынке. В самодеятельном автотуризме путешественник не имеет достаточно полной информации для выбора туристских объектов и построения рационального маршрута их посещения.
Опыт ведущих стран мира подтверждает, что одним из наиболее экономически эффективных и рациональных инвестиционных вложений в развитие туристической индустрии является автотуризм. Развитие автотуризма в России может существенно изменить ситуацию с темпами созидания внутреннего и въездного туризма в нашей стране, увеличить объем услуг в туристической отрасли и, как следствие, увеличить занятость населения в туристической индустрии. Также автотуризм особенно будет популярен в таких видах туризма, как экологический или сельский, рыбалке, охоте и т.п.
Под автомобильным туризмом понимается посещение туристами на личном автомобиле городов, культурно-исторических и природных достопримечательностей регионов, выезд за грибами, на лыжные прогулки, рыбную ловлю, охоту и просто прогулки.
Автомобильные туризм имеет следующие преимущества по сравнению с другими видами туризма. Во-первых, не обязательно заранее планировать дату выезда и приобретать билеты на самолет или поезд. Во-вторых, путешествовать на автомобиле экономически выгоднее и гораздо интереснее. Кроме вышеуказанного, представляет интерес возможность не придерживаться заранее выбранного маршрута, а корректировать его в процессе путешествия.
Наша страна имеет большой потенциал в области развития автомобильного туризма. Общая протяженность Российских дорог составляет 930,40 тыс. км. По данному показателю мы превосходим практически все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире [4].
Развитие автомобильного туризма в СССР было медленное (по сравнению с США и Европой). В 50-е годы прошлого столетия была предпринята попытка организовать прокат автомашин для населения, но она не увенчалась успехом. В 1970 году в связи с появлением завода АвтоВАЗ автомобильный туризм стал приобретать массовый характер. Автомобильный туризм в СССР был в основном внутренним (только с 90-х годов XX века россияне стали путешествовать за пределы страны). Однако статистика последних 5 лет показывает, что ежегодный рост интереса к путешествиям на автомобиле по России
стр. 36 из 121
составляет примерно 10%. Наиболее популярными путешествиями российских автотуристов являются города Золотого кольца, Алтайский край и Республика Карелия. Также было замечено значительное увеличение внутреннего автотуризма в Краснодарском крае и Республике Адыгея [1].
Тем не менее автомобильный туризм в данный момент занимает всего 1% в структуре внутреннего российского туристского потока.
Актуальность развития автомобильного туризма в нашей стране определяется следующими условиями [2]:
- изменением образа жизни для большинства населения страны, приводящим к повседневному массовому использованию личных автомобилей;
- ростом ежегодных продаж автомобилей, который в ближайшие годы составит более трех млн. штук;
- уровнем обеспеченности личными автомобилями населения, достигающим в настоящее время для различных регионов страны одной машины на 2.5.. .3 жителей;
- возрастанием числа россиян, путешествующих на собственных автомобилях;
- явным отставанием и в количественном и в качественном отношении от современных требований существующей инфраструктуры сервисных зон в автотуризме;
- принадлежностью туристско-рекреационных и автотуристских кластеров к основным структурным элементами в реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»;
- наличием в стране большого потенциала природных туристских объектов, не имеющих статуса особо охраняемых территорий.
Для получения объективной ситуации современного состояния и перспективы развития автомобильного туризма в Российской Федерации проанализируем его преимущества, недостатки, возможности и риски (SWOT-анализ) (таблица).
Согласно проведенному анализу центрами автомобильного туризма в Российской Федерации являются:
1. Центральный федеральный округ (Белгородская, Воронежская, Калужская, Костромская, Липецкая, Московская, Смоленская, Тверская, Ярославская области и Москва).
2. Северо-западный федеральный округ (Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская области).
стр. 37 из 121
3. Южный федеральный округ (Ставропольский и Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области).
4. Приволжский федеральный округ (Пермский край, Нижегородская, Самарская области, Республика Башкортостан).
5. Уральский федеральный округ (Свердловская, Тюменская и Челябинские области).
Таблица - SWOT-анализ развития автотуризма в Российской Федерации [3]
Сильные стороны/преимущества: - значительный потенциал въездного туристского потока; - значительный природно-экологический, историке- культурный и рекреационный потен пи ал; - тенденции к переориентации туристических операторов на внутренний рынок; - рост объема в России внутреннего туристского потока, - положительные тенденции развития «туризма выходного дня*, «агро туризма», «экологического туризм а», «событийного туризм а*; - ожидаемая экспансия в Россию; - наличие особых экономических зон. на территориях которых действует особый режим предпринимательской деятельности; развитие информационных ресурсов. Слабые стороны / недостатки: - низкий уровень развития придорожной инфраструктуры, нехватка м ест разм ещения; - низкое качество придорожного сервиса и высокие пены на размещение; - отсутствие поддержки со стороны государства, слабая поддержка на региональном уровне; - низкое качество и плотность дорог во многих регионах; - отсутствие сильных отраслевых структур (союзов, ассоциаций, клубов, федераций по автотуризму); - пробелы в нормативно-правовом обеспечении; - отсутствие единых норм и стандартов по созданию кемпингов ой инфраструктуры; - сложившийся имидж России в Европе, как страны непривлекательной для туризм а; - низкий уровень безопасности
Возможности / потенциал: - привлечение инвесторов и развитие инфраструктуры; - развитие аренды и лизинга; - поддержка отрасли на государственном и региональном уровне; - рост внутреннего и въездного туризма; - развитие нал и он альных парков; о св оение территорий с запретами на стационарное строит ель ств о; - развитие информационных ресурсов; - появление отраслевых объединений. У гр озы / р иски: - стихийное нерегулируемое развитие отрасли; - сохранение диспропорции между пеной и качеством услуг; - отсутствие внимания к отрасли со стороны федеральной и региональных власти; - сохранение заградительных ввозных там оженных пошлин; - сниж ение уровня жизни н а с ел ения.
Основным направлением развития автомобильного туризма в Российской Федерации, на наш взгляд, является создание на данных территориях автомобильных туристских кластеров, которые будут включать в себя парковки для автотранспорта, кемпинги и мотели, рестораны и кафе, автосервисные предприятия и автозаправочные
стр. 38 из 121
комплексы, магазины придорожной торговли и др. Такое сетевое построение создаст удобную базу для организации маршрутов автотуристов на трассах их массового перемещения и обеспечит единый высокий стандарт сервиса.
Создание автомобильных туристских кластеров также позволит:
- повысить инвестиционную привлекательность регионов;
- создать дополнительные рабочие места;
- увеличить доходы бюджета;
- предоставить туристам качественные и безопасные услуги.
В заключение можно сказать, что в Российской Федерации есть все предпосылки для активного развития автомобильного туризма.
Литература
1. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма. - М.: КНОРУС, 2010. - 272 с.
2. Сенин B.C., Денисенко А.В. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 144 с: ил.
3. Тамов А.И. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2010.
4. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]:
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_39/IssWWW.exe/Stg/08-04.htm (дата обращения:
02.10.2013).
CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF TRAILERING IN THE
RUSSIAN FEDERATION
Korneev Aleksei Alekseevich, Candidate of Engineering,
Associate Professor at the Department of Tourist Activity Technologies and Management,
aleksej44@yandex.ru,
Ermakov Aleksandr Stanislavovich, Candidate of Engineering,
Associate Professor at the Department of Tourist Activity Technologies and Management,
tkei2011@yandex.ru
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
In the article, the authors deal with the current state and the development prospects of trailering in the Russian Federation, demonstrating the fact that trailering development favourable contributor to the economy of the state. The authors identify and analyse the major immediate factors restricting the pace of trailering development in the Russian Federation, and
стр. 39 из 121
claim that trailering cluster creation in trailering-favourable regions is the basic line of trailering development.
Key words: trailering, travel, camping, motel.
References
1. Kosolapov, A.B. Geografiia rossiiskogo vnutrennego turizma [Russian domestic tourism geographic reach]. Moscow: KNORUS Publ., 2010. - p.272.
2. Senin, V.S., and Denisenko, A.V. Gostinichnyi biznes: klassifikatsiia gostinits i drugikh sredstv razmeshcheniia: uchebnoe posobie [Hotel industry: Classification of hotels and other means of accommodation: a study-guide]. Moscow: Finansy i Statistika Publ., 2004. - p. 144.
3. Tamov, A.I. Organizatsiia upravleniia avtomobil’nym turizmom v regionakh Rossii [Trailering management in Russian regions]. Dissertatsiia kandidata ekonomicheskikh nauk [A Candidate of Economics’ thesis]. Moscow, 2010.
4. Ofitsial’nyi sait Federal’noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Federal State
Statistics Service’s official website]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/
b12_39/IssWWW.exe/Stg/08-04.htm (Accessed on October 2, 2013).