УДК 338.43(470.333)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПК БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
л
© Т.М. Геращенкова1
Брянская государственная сельскохозяйственная академия,
243365, Россия, Брянская обл., Выгоничский р-н, с. Кокино, ул. Советская, 2а.
Рассмотрены специфические тенденции и проблемы развития регионального АПК. Изучены факторы, определяющие успешность его адаптации к условиям вступления в ВТО, обозначены возможности поддержки сельскохозяйственных производителей. Определены направления модернизации агропромышленного сектора экономики в Брянской области, обоснована возможность и целесообразность использования кластерных механизмов взаимодействия субъектов хозяйствования АПК и инновационно ориентированных инфраструктурных элементов экономики региона. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс (АПК); сельскохозяйственное производство; Всемирная торговая организация; Брянская область; инновационное развитие; интеграция; кластер.
CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF BRYANSK REGION AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX T.M. Geraschenkova
Bryansk State Agricultural Academy,
2a Sovetskaya St., Kokino village, Vygonichsky district, Bryansk region, 243365, Russia.
The article deals with specific trends and development problems of regional agro-industrial complex (AIC). It studies the factors determining its successive adaptation to the conditions of WTO accession and indicates the facilities to support agricultural producers. Modernization courses of the agricultural sector of the Bryansk region economy are identified. The possibility and feasibility to use the cluster mechanisms of interaction between the AIC business entities and innovation-oriented agricultural infrastructural elements of the regional economy are proved. 3 sources.
Key words: agro-industrial complex (AIC); agricultural production; World Trade Organization (WTO); Bryansk region; innovative development; integration; cluster.
Значимость сельскохозяйственных и перерабатывающих производств определяется стратегической важностью решаемых ими задач обеспечения населения продуктами питания и промышленности - сырьем. Помимо этого специфика российских территорий определяет агропромышленный комплекс как одну из важнейших сфер экономики, формирующую продовольственную безопасность, демографический, трудовой и поселенческий потенциал в регионах.
Огромное значение АПК имеет и для Брянской области, где в сельской местности проживает более 30% населения. Наиболее развитыми отраслями животноводства являются молочно-мясное скотоводство и птицеводство. Основная специализация растениеводства - выращивание зерновых культур и картофеля. Общая площадь сельскохозяйственных угодий области составляет 1,9 млн га, или 54% общей земельной площади, из них 1,2 млн га занимают пашни [1]. В последние годы в области стабильно растёт производство картофеля и зерна, расширяются посевы сахарной свёклы.
Характеризуя специфику развития регионального АПК, нельзя не обратить внимания на тот факт, что часть тенденций и проблем, существующих в данном секторе экономики Брянской области, являются общими и для развития АПК России в целом. К ним от-
носятся, прежде всего, низкая конкурентоспособность отрасли внутри страны по сравнению со многими развитыми странами, в первую очередь вследствие менее благоприятных природно-климатических условий, низкого уровня производительности труда, механизации и автоматизации, а также недостаточного внедрения достижений генетики и селекции.
Незначительная доля экспорта, ориентация сбыта, главным образом, на локальные рынки не даёт возможности товаропроизводителям устанавливать приемлемые цены реализации на произведённую продукцию.
Как в стране в целом, так и в Брянской области остаётся нерешённой проблема продовольственной безопасности. Причём, если говорить о самообеспечении зерном, картофелем, овощами и яйцами, то ситуация может быть охарактеризована скорее как позитивная, так как доля производимой в регионе и здесь же реализуемой продукции в данных секторах составляет 92-98%. Если же говорить об обеспеченности населения Брянской области продукцией животноводства, особенно о соответствии объёмов потребления продуктов питания рекомендуемым нормам, разработанным Институтом питания РАМН, то при норме потребления молочных продуктов на 1 человека в год - 392 кг (в пересчёте на молоко) в Брян-
1Геращенкова Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, тел.: 89038195756, e-mail: [email protected]
Geraschenkova Tatyana, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management and Marketing, tel.: 89038195756, e-mail: [email protected]
ской области потребляется 219 кг, 55,9% из которых произведено внутри региона. В отношении мяса рациональная норма, в соответствии с научно обоснованным питанием, предусматривает потребление человеком 82 кг в год, потребление же в Брянской области составляет 61 кг на 1 человека (74,4% - собственное производство) [1].
Сохраняется в области и проблема нехватки трудовых ресурсов, их недостаточной квалификации и мотивации, неразвитости социальной инфраструктуры в сельской местности. Уровень оплаты труда работников в сельском хозяйстве, который в 2011 г. составил 9,6 тыс. руб. на 1 работника, существенно ниже средней заработной платы по региону (13,89 тыс. руб.) [1].
Степень износа основных фондов в сельском хозяйстве Брянской области составляет 36,5%, удельный вес полностью изношенных основных фондов -6% [1].
Говоря об уровне государственной поддержки АПК в регионе, следует отметить, что в последние годы благодаря мероприятиям, реализуемым в рамках национального проекта и Государственной программы развития АПК, активно идёт техническое перевооружение отрасли. В период с 2005 по 2011 гг. коэффициент обновления основных фондов в сельском хозяйстве Брянщины возрос с 6 до 17,9 [1]. Также увеличиваются в регионе масштабы использования современных технологий.
В то же время аналитическая информация, предоставляемая в региональном разрезе, зачастую демонстрирует достаточно высокие производственные показатели по субъектам РФ в целом. Но подобные позитивные моменты в подавляющем большинстве случаев обеспечиваются за счёт нескольких предприятий, в которых ведётся крупномасштабное производство. Ситуация же в остальных хозяйствующих субъектах АПК является крайне неудовлетворительной.
Помимо общих для всего аграрного сектора России проблем и тенденций, АПК Брянской области имеет ряд специфических особенностей, а именно:
- близость к юго-западным границам России определяет большую зависимость отрасли от импорта, и, соответственно, повышенные риски при вступлении России в ВТО;
- этот же фактор может обеспечивать и дополнительные конкурентные преимущества ряду отраслей, потребляющих импортируемые составляющие (например, шрот, импортное оборудование и технику), а также при выходе предприятий с производимой продукцией на экспорт;
- в отличие от ряда регионов России основой развития сельского хозяйства Брянской области является животноводство, часто промышленного типа. Производство большей части продукции животноводства в отрасли обеспечивают крупные свинокомплексы, животноводческие фермы, птицефабрики. Растениеводство при этом чаще выполняет вспомогательную роль;
- дополнительным конкурентным преимуществом является территориальная близость области к крупнейшим в стране рынкам сбыта и капитала, в первую очередь к г. Москве;
- в Брянской области по-прежнему сохраняется тенденция сокращения населения в сельской местности, особенно в части трудоспособного.
Однако значительный образовательный и научный потенциал, накопленный в отрасли в предыдущие годы, участие в проектах приграничного сотрудничества и иных международных проектах, высокая активность в последние годы инвесторов и ведущих международных компаний-производителей обеспечивают в ряде случаев опережающее внедрение инноваций в регионе.
В настоящее время как на федеральном, так и на региональных уровнях идёт серьёзная перестройка агропромышленного комплекса.
Глобализация мирового хозяйства привела Россию к необходимости и неизбежности вступления в ВТО. Несмотря на необратимость происходящего как на уровне властных структур, так и в отдельно взятых субъектах хозяйствования продолжаются дискуссии на тему возможных последствий этого процесса. Проблемы, связанные с адаптацией отечественного АПК к условиям вступления России в ВТО, определяются рядом факторов.
Во-первых, несмотря на определённые положительные изменения в последние годы, сельское хозяйство ещё не в полной мере преодолело последствия реформ 1990-х гг. и кризиса 2008-2010 гг. Так, индекс физического объёма продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2011 г. составил 122,1% по отношению к 2010 г. и 87,6% - к 1990 г. [2].
Во-вторых, крайне низким остаётся уровень доходности большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей, часто не обеспечивается не только расширенное, но и простое воспроизводство. В 2011 г. размер кредиторской задолженности составил 1,5 трлн руб.
В-третьих, недостаточность собственных и недоступность привлечённых финансовых ресурсов не позволяет в необходимых темпах и требуемых объёмах модернизировать сельскохозяйственное производство, что крайне негативно сказывается на его конкурентоспособности, увеличивая разрыв в эффективности с развитыми государствами.
В-четвертых, вступая во Всемирную торговую организацию, Россия уже являлась членом Единого экономического пространства, следовательно, требуется согласование всех принятых условий вступления в ВТО с партнёрами по этому интеграционному формированию [2].
Перечисленные факторы ещё раз подтверждают сложность переходного периода для отечественного АПК.
Предлагая использовать традиционные подходы к повышению эффективности производства и росту производительности труда, правительство Российской Федерации ввело в законодательство понятие «неблагоприятный регион для ведения сельского хозяйства», поскольку правила ВТО позволяют оказывать поддержку таким регионам. Минсельхоз предложил признать неблагоприятными регионы, где уровень доходности в сельском хозяйстве оказался ниже
среднего по отрасли. Под такой критерий в настоящее время попадает 58 регионов РФ, в том числе и Брянская область. Правительство планирует изыскивать в бюджете ресурсы для увеличения финансирования Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 г. в соответствии с разрешённым уровнем поддержки, предусмотренным Соглашением ВТО.
Вместе с тем в рамках самой Всемирной торговой организации существует целый набор вариантов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, называемый «зелёной корзиной», который вообще не ограничивается какими-либо рамками [3]. В частности, - это развитие сельскохозяйственной науки, семенного растениеводства, племенного животноводства, рыночной инфраструктуры аграрно-продовольственного сектора, строительство и реконструкция дорог, телекоммуникации (для села в данном случае) и т.д. Также в рамках программ «зелёной корзины» осуществляется финансирование развития социальной инфраструктуры села и повышение образовательного уровня сельских жителей, развитие и поддержка несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, не связанная с производством продукции. Такие меры не подпадают под обязательства по сокращению, следовательно, Россия сможет их финансировать в любых объёмах исходя из политической воли руководства страны и реальных возможностей государственного бюджета. Однако реализация мер «зелёной корзины», которые носят долгосрочный характер, является необходимым, но недостаточным условием преодоления кризисного состояния сельскохозяйственной отрасли на современном этапе её развития.
Ещё одним, несомненно важным фактором поддержки российского АПК в период вхождении и адаптации в ВТО является накопленный на базе советской системы образования человеческий капитал. Относительно дешёвая и в тоже время квалифицированная рабочая сила может привлечь иностранные инвестиции в этот сектор экономики, но, учитывая критическую ситуацию с трудовыми ресурсами в сельской местности (старение и высокий уровень смертности сельского населения, уменьшение его численности), необходимо модернизировать систему подготовки и переподготовки кадров для сельскохозяйственной отрасли, а также обеспечить достойные условия проживания, труда и досуга тружеников села.
Согласно проведённому анализу и опыту других стран обозначим несколько основных направлений реализации государственной политики по предупреждению негативных последствий вступления в ВТО для агропромышленного комплекса Российской Федерации:
1. Ознакомление широкой общественности с правовой системой ВТО. Проведение мероприятий по обсуждению проблем и возможных последствий присоединения к ВТО. Разработка для подотраслей АПК общей концепции работы в рамках ВТО и рекомендаций для конкретных субъектов хозяйствования данной отрасли.
2. Проведение системной инновационно ориентированной модернизации АПК РФ, укрепление материально-технической базы.
3. Развитие социальной и рыночной инфраструктуры (финансовой, информационной, транспортной, торговой) в сельской местности.
4. Научно обоснованные зональное районирование сельскохозяйственного производства, специализация и разделение труда при производстве наиболее перспективных видов продукции, способных составить конкуренцию на мировом рынке.
5. Предоставление скидок к тарифам на электроэнергию и железнодорожную транспортировку сельскохозяйственных грузов.
6. Развитие системы страхования урожаев сельскохозяйственных культур.
7. Гармонизация российской сертификации сельскохозяйственной и пищевой продукции со стандартами, существующими в ВТО.
8. Активизация микрокредитования сельского населения.
Итак, вызовы современности диктуют необходимость инновационной ориентации в развитии АПК региона. Это относится не только в технике, технологиям сельскохозяйственного производства, использованию семенного материала и разведению породистого скота, но и к самой системе ведения хозяйственной деятельности в данном секторе экономики.
Межрегиональная отраслевая кооперация приобретает особую значимость для развития региональной экономики, поскольку она тесно связана с реализацией одного из перспективных направлений регионального развития - развитие кластеров.
Кластерный подход положен в основу интеграции по причине того, что в условиях глобализации принятое ранее, считающееся традиционным деление экономики на секторы и отрасли зачастую утрачивает свою мобильность. На первое место выходят паттерны взаимодействия фирм и организаций. При этом значимость их как целого превышает простую сумму составных частей.
Меры по продвижению кластеров предполагают укрепление сетей взаимодействия между экономическими субъектами - участниками кластера, с целью обеспечения доступа к новым технологиям, облегчения выхода на внешний рынок, централизации знаний и активов, а также распределения рисков и привлечения инвестиций.
Кластерный подход к повышению конкурентоспособности АПК на уровне региона подразумевает объединение территориального и межотраслевого принципов управления. В агрокластере может быть сформирована сложная комбинация конкуренции и кооперации субъектов хозяйствования на региональном рынке, что позволит им выступать на равных и противостоять губительным тенденциям глобальной конкуренции, которая особенно усилится в связи с присоединением России к ВТО за счёт снижения барьеров ввоза (импорта) сельскохозяйственной продукции.
Стратегическими целями агропромышленного кластера на территории Брянской области является
формирование эффективного высокотехнологичного АПК, внедрение инновационных технологий и модернизация сельскохозяйственного производства.
Учитывая существующую нормативно-правовую базу, обозначающую вектор развития АПК Брянской области, автором определено место концепции кластерного инновационного развития АПК Брянщины. Основными направлениями при этом являются:
- развитие инновационной, инженерной и социальной инфраструктур в сельской местности региона;
- реализация проектов поддержки и развития АПК;
- привлечение инвесторов в аграрный сектор региона;
- формирование базы инновационных высокотехнологичных исследований и разработок в сфере сельскохозяйственного производства и переработки.
Реализация данной концепции предполагает создание и функционирование интегрированного формирования, которое наиболее целесообразно именовать мультикластером, так как фактически агропромышленный комплекс уже представляет собой совокупность сфер производства сельскохозяйственной продукции, её переработку и производство средств производства для АПК. Его основными элементами станут уже существующие и успешно функционирующие хозяйствующие субъекты в сфере молочного и мясного животноводства, птицеводства, овощеводства защищённого грунта, перерабатывающие предприятия, а также объекты институциональной, финансовой, производственной, инновационной и социально-бытовой инфраструктур.
Объединяющими факторами экономических интересов различных субъектов АПК могут стать:
- проведение единой ценовой политики на товарном рынке;
- расширение объёма производства товаров и
услуг;
- проведение единой маркетинговой политики;
- своевременное внедрение инновационных технологий в результате интеграции и кооперации производства продукции и её реализации на товарных рынках.
При мониторинге внедрения инноваций в производство необходимо количественно измерять этот процесс. На практике часто возникают вопросы, что является инновацией, а что нет, и при этом часто забывают, что инновации всегда относительны. Инновация может быть на уровне страны или отдельного региона, на уровне отрасли или компании-производителя (переработчика), наконец, на уровне конкретного сельскохозяйственного предприятия. Например, в Брянской области в молочном животноводстве благодаря современным технологиям практически отсутствует сезонность производства молока в течение года, а в ряде других регионов эти инновации ещё необходимо внедрять.
Внедрение инноваций не должно быть самоцелью. К сожалению, порой руководство региона стремится к внедрению новых технологий «любой ценой». Но следует понимать, что инновации - не цель, а только одно из средств, которые в перспективе способны обеспечить конкурентоспособность, рентабельность, инвестиционную привлекательность отрасли, продовольственную безопасность, повышение уровня жизни на селе и другие значимые целевые ориентиры развития АПК региона.
Комплексный подход к сохранению и формированию нового потенциала развития в АПК Брянской области позволит улучшить положение хозяйствующих субъектов в регионе, разрабатывать конкурентоспособные продукты и технологии в соответствии с вызовами современности на основе наиболее перспективных научно-технических достижений.
Библиографический список
1. Сельское хозяйство Брянской области: стат. сб. Террит. орган ФСГС по Брянской обл., 2012. 165 с.
2. О рисках и угрозах обеспечения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО. Режим доступа:
http://www.vniiesh.ru/news/9651 .html
3. Приложение 2 к соглашению по сельскому хозяйству.
Режим доступа:
http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3668&doc_id=2105