Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы художественно-педагогического образования (к 45-летию художественно-графического факультета)'

Современное состояние и перспективы художественно-педагогического образования (к 45-летию художественно-графического факультета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы художественно-педагогического образования (к 45-летию художественно-графического факультета)»

ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

М. А. Алексеева

ных листов. Оно получило поддержку Министерства образования, которое рекомендовало его в качестве учебного пособия для студентов вузов и было выпущено двумя изданиями издательским центром «Академия» (г Москва) в 2004 году.

В целом, разработка научно-методического сопровождения учебного процесса будет способствовать подготовке квалифицированных специалистов в соответствии с высокими требованиями современного общества. Время требует, чтобы из стен университета выпускались профессионалы в области социальной работы, а также организаторы социальных служб, научные работники, преподаватели.

Опыт подготовки социальных работников в Костромском госуниверситете еще только скла-

дывается. Тем не менее, сделано не мало. Прежде всего создан коллектив единомышленников -кафедра социальной работы и методический кабинет при ней. Разработана в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования нового поколения учебно-методическая база: программы дисциплин, профессиональных практик, государственной аттестации и защиты квалификационных работ, дисциплин специализации. Вот уже несколько лет работает диссертационный совет по проблемам социального воспитания.

Впереди еще много нерешенных проблем, но они по силам людям, которые одержимы идеей готовить высококвалифицированных специалистов.

М. А. Алексеева

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (к 45-летию художественно-графического факультета)

Художественно-графический факультет - один из старейших факультетов . КГУ, в 2005 году ему исполнилось 45 лет. История возникновения факультета, как части художественно-изобразительной образовательной системы, берет свое начало в 1904 году. Тогда молодой художник Н. П. Шлейн, после окончания Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, возвратившись в Кострому, открыл художественные классы рисунка, живописи и лепки. В 1944 году художественная школа была преобразована в Костромское художественное училище. В 1960 году на базе училища создается художественно-графический факультет.

В разные годы факультетом руководили

A. И. Бузин, Е. А. Дудченко, А. В. Фокин, М. С. Резникова, С. К. Булдаков, Н. М. Рассадин,

B. В. Груздев, А. А. Коршунов. Много сил и энергии вложили они в дело подготовки будущих педагогов-художников. Заметный след в истории факультета, совершенствовании организации учебного процесса М. С. Колесов,

A. И. Бузин, Ф. Я. Кораблев, В. И. Лытнев,

B. Г. Смирнов, А. П. Белых, А. Г. Забагрин, В. А. Кутилин, Ю. А. Тощаков, В. Б. Сергеев.

На протяжении всех этих лет факультет сохраняет традиции обучения изобразительному искус-

ству, сформированные в Костромском художественном училище. Изучение и применение законов реалистической живописи и рисунка составляют главное содержание учебного курса в профессиональной подготовке художников-педагогов.

Последнее десятилетие - время насыщенное различными социально-экономическими изменениями, тяжелая экономическая ситуация в стране сказалась на учебно-методическом обеспечении. Так, перестали выделяться (с 19931994 годы), необходимые для учебного процесса материалы: кисти, краски, холсты, бумага, и т. д. Тогда были закрыты массовые специализированные журналы «Искусство», «Творчество», «Художник», «Декоративно-прикладное творчество», прекращено государственное издание репродукций, открыток, диафильмов с произведениями художников, централизованное обеспечение учебного процесса наглядными пособиями, перестали проводиться зональные, республиканские выставки студенческих работ и т. д.

В эти годы произошло уменьшение количества часов в стандарте на обучение специальным дисциплинам, на факультете не стало профессиональных натурщиков, студенты были вынуждены позировать сами себе.

На фоне данных перемен факультет, тем не менее, следовал достижению главной цели пре-

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2006

© М. А. Алексеева, 2006

Современное состояние и перспективы художественно-педагогического образования

подавания - воспитания человека гуманиста-творца с развитой индивидуальностью, способного сохранить и пополнить достижения отечественной культуры и искусства и, что немаловажно, готового к творческому труду в любой сфере деятельности в рыночных условиях общественного и индивидуального производства.

С 1995 года идет обновление содержания эстетического воспитания и художественного образования, в связи с этим активизируется работа по упорядочению и совершенствованию учебно-методической, нормативной документации факультета, приведению ее в соответствие с существующими требованиями, что позволило факультету в 1997 году успешно пройти государственную аттестацию. В 1996 году по инициативе декана М. А. Алексеевой и поддержке ректора Н. М. Рассадина был создан музей ХГФ. С этого времени подготовка будущих педагогов стала носить характер не только передачи определенного объема научных знаний и практических навыков, но и обучения творческой деятельности. Выставочная работа музея стала стартовой площадкой в творческой деятельности как студентов, выпускников, так и преподавателей факультета.

В 1998 году Министерство пересмотрело номенклатуру специальностей: специальность «Изобразительное искусство и черчение» стала называться «Изобразительное искусство» с последующим сокращением количества часов по предмету черчение и исчезновением методики его преподавания. Упраздняется консультационная работа преподавателя в период самостоятельной подготовки студентов. Сокращается и количество мест приема на факультет с 50 до 40 человек. Этот процесс продолжается и в последующие годы, набор на специальность в настоящее время сократился до 25 человек.

Изменение требований к уровню качества образовательного процесса потребовало изменений как в организационном, кадровом, учебно-методическом, так и научно-исследовательском плане. Для разрешения этих проблем возникла необходимость совершенствования содержания программ и технологий педагогического процесса, которые действовали в рамках, хотя и традиционной, но репродуктивной парадигмы; стимулирования художественно-изобразительного творчества студентов как условия повышения эффективности подготовки выпускника; повышения уровня профессионального образования

профессорско-преподавательских кадров факультета; расширения изобразительно-творческого пространства областью дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Сейчас на факультете применяются методики, способные обеспечить высокий уровень научных, прикладных и художественно-творческих исследований, сложились и успешно функционируют творческие группы и коллективы (под руководством преподавателей А. А. Мариева, В. Е. Еремина, Я. А. Высоцкой, Т. Н. Решетняк и др.).

В период подготовки к аттестации специальности в 2004 году, преподавателями факультета были разработаны и опубликованы программы всех основных дисциплин учебного плана, в настоящее время совершенствуются и уточняются программы спецкурсов и спецсеминаров. Коллектив преподавателей факультета успешно осуществляет научно-методическое сотрудничество со средними профессиональными и высшими учебными заведениями, принимает активное участие в повышении квалификации, аттестации и переподготовке специалистов, проводит серии семинаров и консультаций для преподавателей общеобразовательных школ.

На факультете особое значение придается решению такой задачи как развитие творческого потенциала студентов. Немаловажную роль в этом играет музей художественно-графического факультета, в его фондах собираются лучшие дипломные работы по живописи, графике, декоративно-прикладному искусству Зал музея выполняет функцию выставочного, там ежегодно проводятся вернисажи преподавателей, студентов, выпускников факультета. Выполняется вся обширная организационная работа по отбору, подготовке и представлению большого числа живописных и графических дипломных работ для участия в различных выставках.

За последние три года работы студентов факультета прошли отбор и были приняты к участию в таких крупных выставках как Всероссийской выставке студентов и преподавателей художественных вузов (март - апрель 2003 года) в г. Смоленске; областной выставке работ студентов творческих факультетов г. Костромы (ноябрь 2003 года); областной молодежной выставке художников (январь 2004 года); Всероссийской выставке творческих работ студентов и преподавателей художественных вузов (ноябрь 2004 года) в г. Чебоксары; областной выставке работ студен-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2006

19

ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

А. Н. Шевелев

тов творческих факультетов г. Костромы «Студенческая весна» (апрель 2005 года). По итогам столь важных и ответственных вернисажей работы студентов ХГФ и сам факультет были отмечены дипломами лауреатов, а представленные художественно-творческие работы студентов и преподавателей факультета получили самую высокую оценку выставочных комитетов и специалистов других вузов Российской Федерации.

На факультете работают высококвалифицированные преподаватели, имеющие достаточно высокий теоретический и методический уровень подготовленности. Исходя из специфики специальности, к требованиям, определяющим профессиональный уровень педагога и уровень качества обучения, относятся такие качества преподавателей как способность к изобразительной деятельности и владение в совершенстве изобразительной грамотой. Отсюда показателем профессиональной компетенции преподавателей ХГФ является их членство в Союзе художников РФ. Сейчас на факультете трудятся 8 членов Союза художников России. Согласно требованиям стандартов подготовки специалиста, учебный процесс в части кадрового обеспечения должны осуществлять преподаватели, имеющие соответствующую профилю подготовки ученую степень.

Преподаватели факультета стремятся соответствовать требованиям стандарта - поступают, обучаются и заканчивают аспирантуру. Тревожит лишь тот факт, что в большинстве случаев окончание аспирантуры не приводит к завершающей стадии - защите кандидатской диссертации, соисканию ученой степени кандидата наук. Безусловно данная ситуация требует своего анализа, обобщения и решения.

Для расширения сферы художественно-изобразительного образования, в октябре 2004 года, был налажен контакт с УМО художественно-промышленного высшего учебного заведения им. Строганова, определен перечень необходимой документации для открытия новой специ-

альности «Графический дизайн». С 2004 года идет разработка необходимой для открытия новой специальности документации. Приведен в соответствии с нормативными требованиями учебный план по данной специальности, определен кадровый состав. На данном этапе разрабатываются учебные программы по дисциплинам. Из Санкт-Петербурга привезена документация по бакалавриату и магистратуре по направлению «Художественное образование». Перспективы развития художественно-графического факультета могут быть связаны с развитием магистратуры, но не бакалавриата. Четырехлетний срок обучения в бакалавриате грозит уменьшением содержательной подготовки, поверхностным освоением специальных предметов, снижением уровня качества подготовки специалиста. В организации учебного процесса очень важно сохранить сугубо художнический опыт системы образования, который подвергается сегодня сложнейшим испытаниям.

Надо отметить, что многолетняя деятельность нашего факультета доказала его жизненность, необходимость его существования. Даже в наше трудное время, время переориентации социальных ценностей, число желающих поступить на факультет превышает число мест, которое мы можем им предоставить. Это говорит о существующей сильной тяге молодежи к искусству как источнику духовного развития, что само по себе ценно во время падения нравственности и засилья низкопробной массовой культуры.

Думается, что одной из приоритетных задач художественно-графического факультета является то, что факультет должен стать своего рода очагом культуры для конкретного региона, центром для создания координационных советов по художественно-педагогическому и художественному образованию, экспертным органом при обсуждении лучшей организации дел в художественно-творческой, декоративно-прикладной деятельности города, области и региона в целом.

20

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.