Научная статья на тему 'Современное состояние и основные тенденции развития рынка строительных материалов в России'

Современное состояние и основные тенденции развития рынка строительных материалов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1398
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулова А. Ш., Назарова А. Ю.

В статье исследуются проблемы отечественных предприятий по выпуску строительных материалов, непосредственным образом влияющие на его конкурентоспособность. Сравнивается динамика ввода жилья и объемов производства стройматериалов, и обозначаются основные тенденции на строительном рынке РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE CONSTRUCTION MATERIALS MARKET IN RUSSIA

The article investigates the problem of domestic enterprises for the production of building materials, directly affecting its competitiveness. Compare the dynamics of housing construction and production of building materials, and are denoted by the main trends in the construction market of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Современное состояние и основные тенденции развития рынка строительных материалов в России»

УдК 339.13:691 (470) «20»

Акулова А.Ш., Назарова А.Ю.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОяНИЕ И ОСНОВНыЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИя рынка строительных МАТЕРИАЛОВ В РОССИИ

В статье исследуются проблемы отечественных предприятий по выпуску строительных материалов, непосредственным образом влияющие на его конкурентоспособность. Сравнивается динамика ввода жилья и объемов производства стройматериалов, и обозначаются основные тенденции на строительном рынке РФ

Ключевые слова: строительные материалы, строительная отрасль, рынок стеновых строительных материалов, производство керамического и силикатного кирпича

Прежде чем говорить о тенденциях, складывающихся на рынке строительного кирпича, необходимо оценить состояние строительной отрасли РФ в целом. Ориентиры, намеченные в данной сфере, будут определять стратегию предприятий, занимающихся непосредственно производством продукции, предназначенной для удовлетворения потребностей строительного комплекса страны.

Основным показателем, характеризующим развитие строительной отрасли, является ввод жилья. За период 2000-2012 гг. средний темп роста по данному показателю составил 6,29%.

Информация об объемах ввода жилья в Российской Федерации за период 2000-2012 гг. представлена на рисунке 1. Из рисунка видно, что в настоящее время строительный комплекс восстанавливает свои позиции после кризисных явлений в экономике.

Сложившаяся ситуация, главным образом, связана с изданными Правительством РФ указами, направленными на улучшение жилищных условий. Нормативное регулирование данной области включает в себя обширный комплекс мер, начиная от бесплатного предоставления земельных участков и строительства доступного жилья, и заканчивая регламентированием ЦБ ставок ипотечного кредитования.

Помимо этого в настоящее время на федеральном уровне реализуются целевая программа «Жилище», которая является главным инструментом приоритетного национального проекта «Доступное комфортное жилье - гражданам России». Также реализуется подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством», действуют различные региональные целевые программы.

Значительную проблему, сдерживающую рост массового строительства жилья, представляет нехватка земельных участков с подведенными коммуникациями. И хотя в данном направлении проводятся конкретные меры по созданию в новостройках инфраструктуры, масштабы результатов все же несоизмеримы с потребностями строительного комплекса.

Несмотря на это, намеченные Правительством РФ плановые показатели ввода строительных объектов будут способствовать планомерному росту объема рынка строительных материалов.

Что касается непосредственно кирпичной отрасли, то можно сказать, что в настоящее время наблюдается негативная тенденция отставания объемов производства продукции от роста объемов спроса на нее. Данный дисбаланс вызван рядом факторов:

Объемы ввода жилья в Российской Федерации за период 2000-2012 гг.

70

60

50

40

30

20

10

и

140 120 100 80

С

60 40 20

|-1 Объемы ввода жилья, млн. кв. м

—♦—Динамика ввода жилья, в % к предыдущему году

Рисунок 1. Объемы ввода жилья в Российской Федерации за период 2000-2012 гг.

0

0

- уход с рынка значительного числа субъектов, вызванный экономическим кризисом;

- низкая производительность труда на многих российских предприятиях, изношенное оборудование;

- слаборазвитая инновационная политика, устаревшая производственная технология;

- сильная зависимость от цен на топливно-энергетические ресурсы, отсутствие энергосберегающих технологий;

- недостаточные объемы собственных финансовых ресурсов и сложности в привлечении заемного капитала;

- дефицит специалистов и рабочих необходимой квалификации.

В связи с этим приоритетными направлениями развития кирпичной отрасли становятся доведение объемов производства продукции до необходимого минимума за счет ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей, а также модернизация существующих заводов, повышение уровня технической оснащенности отечественных предприятий.

По данным Росстата в 2011 году в эксплуатацию были введены кирпичные заводы с общей производственной мощностью 265,6 млн. усл.

кирпичей. При этом в 1 полугодии 2012 года данный показатель составил всего лишь 18,3 млн. усл. кирпичей, в связи с чем можно сделать вывод, что экономическая нестабильность, характерная для начала 2012 года, значительно повлияла на развитие рынка строительного кирпича.

Рассмотрим динамику производства керамического и силикатного кирпича за период 2002-2013 гг. (рисунок 2).

На основании вышеприведенного рисунка можно сделать вывод, что до 2008 года объемы производства строительного кирпича имели устойчивые темпы роста. Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, еще не успел оказать значительного влияния на строительную отрасль в этом периоде. Однако в 2009 году объемы рынка резко сократились, а в 2010 году совокупное производство составило 3156 млн. усл. кирпичей, и отрасль уже не в состоянии восстановить докризисные объемы.

Разрушительность последствий кризиса была обусловлена высокой степенью износа производственного оборудования, неудовлетворительным качеством продукции, а также конкуренцией с альтернативными видами стройматериалов.

Объемы производства кирпича в России за период 2002-2013 гг.

14000 12000 10000 8000

с а

5

(3 6000 >

н э

ц 4000 2

2000- -

111,0

. 106,9

100 ^ 02,1 11474

050

97,6

10736

113,7 11660

110,5

99,8

43,4

3156

3486

3797 3791

120

100

-- 80

-- 60

40

20

ь 0

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

^Объемы производства кирпича '—Темп роста, в % к предыдущему году

Рисунок 2. Объем и динамика рынка строительного кирпича в России в 2002-2013 гг.

9707 9472 9674

0

Акулова А.Ш., Назарова А.Ю. Современное состояние и основные тенденции развития рынка...

В большинстве своем отечественные кирпичные заводы работают по устаревшей технологии на оборудовании с низкой производительностью. По данным Росстата процент использования среднегодовой производственной мощности в производстве строительного керамического кирпича в 2011 году составил 70%. Практика использования производственных отходов, в том числе с содержанием углеродных соединений, ограничена.

При этом в производстве силикатного кирпича вполне могут применяться известковые отходы производства чугунных отливок. Данные вещества представляют собой продукт удаления известью шлакового расплава. Этому процессу сопутствует образование силикатов кальция и ферритов, которые обладают высокой реакционной способностью. Анализ химического состава указанных элементов доказывает возможность замены части извести в силикатном сырце на промышленные отходы.

Использование данной технологии позволяет значительно повысить показатели физико-механической устойчивости производимых изделий. Средняя плотность готовой продукции при данном способе составляет 1800-1850 кг/м3. При этом кирпич выдерживает давление 25-35 МПа и показатель морозостойкости составляет 36-42 циклов замораживания и оттаивания.

По сравнению с традиционной производственной технологией данный способ дает увеличение в 1,5-2,0 раза основных показателей прочности и морозостойкости. Использование вышеописанной разработки, во-первых, позволяет предприятию сделать процесс выбора сырья более гибким, а во-вторых, решает проблему утилизации промышленных производственных отходов.

При этом обжиг кирпичной продукции производится в туннельной либо кольцевой печи. И хотя в последней предусмотрена возможность увеличения производительности путем замены арочного свода плоским, проблема качества при этом остается не решенной.

Также необходимо отметить, что рынок строительного кирпича в Рос-

сии в последние годы демонстрирует тенденцию снижения своей доли в совокупном объеме производства строительных материалов. Его объем постепенно сокращается в результате значительного падения спроса. За период 2008-2012 гг. доля строительного кирпича упала с 74% до 67%. Данное обстоятельство связано, главным образом, с ростом популярности ячеистого бетона. В связи с этим многие предприятия отрасли диверсифицируют производство и начинают выпускать пенобетонные неавтоклавные блоки.

Сравним динамику производства строитель -ного неогнеупорного керамического кирпича с производством мелких стеновых блоков из ячеистого бетона на основе месячных данных Росста-та за период 2010 и 2011 гг. (рисунок 3).

Из рисунка видно, что в 2010 году производство ячеистого бетона отставало, однако начиная с 2011 года, сравнялось с производством керамического кирпича. И хотя в январе 2011 все же наблюдается разрыв, вызван он сезонным спадом, а его величина значительно меньше аналогичного показателя за предыдущий период. Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентное давление на рынке стеновых строительных материалов возрастает, и кирпич постепенно сдает свои позиции.

Кроме того, имеет место падение цен на продукцию кирпичной отрасли при их росте на энер-

Динамика производства керамического неогнеупорного кирпича и блоков из ячеистого бетона за 2010-2011 гг.

Объемы производства керамического кирпича Объемы производства мелких блоков из ячеистого бетона

Рисунок 3. Объемы производства строительного неогнеупорного керамического кирпича и мелких стеновых блоков из ячеистого бетона за период 2010 и 2011 гг.

гетические ресурсы и электроэнергию. Совокупность всех выше обозначенных факторов делает прогнозы для отрасли неутешительными.

В свете жесткой конкуренции и растущих объемов потребления новых строительных материалов отечественные производители встают перед задачей пересмотра своей товарной политики и расширения ассортимента.

В настоящее время многие предприятия предпринимают меры в данном направлении, но они, как правило, ориентированы не столько на качество продукции, сколько на изменение ее внешнего вида. В частности, это окрашивание сырьевой смеси цветными пигментами, изменение формы поверхности, выпуск облицовочного кирпича, а также поризованного керамического кирпича, который особенно популярен в малоэтажном строительстве. Основным конкурентным преимуществом кирпича является его безопасность для окружающей среды. Поэтому задача выбора состава сырьевой смеси непосредственным образом связана с повышением экологичности материала.

Значительную угрозу для развития отрасли представляет вступление России в ВТО. Со-

гласно мнениям экспертов и самих рыночных субъектов, отечественные производители не в состоянии сегодня поднять планку качества своей продукции. Между тем, цены зарубежных конкурентов более низкие, а с отменой таможенных пошлин спрос на российский кирпич, предположительно будет падать [7].

Кроме того, некоторые зарубежные производственные технологии предлагают продукт с улучшенными качественными характеристиками. Это крупноразмерные блоки, сырьем для которых выступает известь, кизельгур и керамзит, что позволяет повысить теплоизоляционную способность.

В свете изложенных обстоятельств единственным выходом для местных кирпичных заводов становится модернизация и техническое переоснащение, а также строительство автоматизированных новых объектов, чтобы компенсировать выведенные кризисом производственные мощности. При этом основная роль отводится государству, задача которого состоит в создании благоприятного инвестиционного климата для реализации подобных проектов.

12.12.2014

Список литературы:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gks.ru

2. Журавлев А.А. Предприятия нерудных строительных материалов в условиях кризиса // Строительные материалы. - 2009. -№ 9 (657). - С. 52-54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сомов Н.В. Решение проблем силикатной отрасли - дело самих силикатчиков // Строительные материалы. - 2009. -№ 9 (657). - С. 18-20

4. Смирнов В.П. Развитие теории управления предпринимательскими организациями / В.П. Смирнов // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2012. - № 1. - С. 113-123.

5. Тарасова Ю.Н. Прогнозирование емкости рынка в системе бизнес-планирования (на примере производства строительных материалов) // Российское предпринимательство. - 2013. - № 1 (223). - С. 96 -100.

6. Белоусова Л.С., Карлик А.Е., Орт А.И. Особенности развития строительного комплекса в посткризисный период // Экономические науки. - 2012. - № 2. - С. 19-23.

7. Куценко, Е.И. Социо-эколого-экономическая оценка устойчивого развития региона / Е.И. Куценко // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2014. - № 1-2. - С. 139-147.

Сведения об авторах:

Акулова А.Ш., доцент кафедры экономики и организации производства факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук,

e-mail: [email protected]

Назарова А.Ю., магистрант кафедры экономики и организации производства факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета, e-mail: [email protected]

460018. г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6306, тел. (3532) 372449

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.