Для получения решений по этой модели можно использовать алгоритмы, реализующие метод ветвей и границ, который позволяет решать смешанные задачи целочисленного и непрерывного линейного программирования, причем количество булевых переменных и скорость счета отвечают требованиям интерактивной технологии [2].
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 10-06-00146а).
Список литературы:
1. Батьковский А.М., Божко В.П., Булава И.В. и др. Методология и инструментарий управления инновационной деятельностью экономических систем в условиях транснационализации экономики и ее неустойчивого посткризисного развития. / Под редакцией Батьковского А.М. - М.: МЭСИ, 2010. - 360 с.
2. Батьковский А.М. Управление инновационным развитием предприятий радиоэлектронной промышленности. - М.: ОнтоПринт, 2010. - 248 с.
List of references:
1. Batkovsky A.M., Bogko V.P., Bulava I.V. etc. The methodology and tools of innovation governance and economic systems in the transnationalization of economy and its unstable post-crisis development. / Ed. Batkovsky A.M.- М.: MESI, 2010. - 360 p.
2. Batkovsky A.M. Management of innovative development of enterprises of electronic industry. -М.: OntoPrint, 2010. - 248 p.
М.Р. Гусейнова
соискатель, Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Аннотация. В данной статье рассматривается современное состояние инновационной деятельности Республики Дагестан, на основе выявления проблем в области инноваций даются пути их решения, разрабатывается концепция формирования инновационной политики и ее приоритеты.
Ключевые слова: инновационная политика, инновации, инновационная активность, приоритеты, социально-экономическая политика.
M.R. Guseinova, the competitor of the Dagestan Centre of science of the Russian Academy of Sciences, [email protected]
CURRENT STATE AND THE BASIC DIRECTIONS OF FORMATION OF THE INNOVATIVE POLICY OF REPUBLIC DAGESTAN
Abstract. In given article the current state of innovative activity of Republic Dagestan is
considered, on the basis of revealing of problems in the field of innovations ways of their decision are given, the concept of formation of an innovative policy and its priorities is developed.
Keywords: the innovative policy, innovations, innovative activity, priorities, the social and economic policy.
Модернизация экономики и перевод ее на инновационные рельсы на сегодняшний день является жизненно важным направлением развития нашей страны и ее регионов.
Экономика Российской Федерации характеризуется высокой дифференциацией регионов по основным показателям социально-экономического развития. А важной составной частью любой государственной социально-экономической политики является инновационная политика, которая и определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных для региона программ и проектов.
Одной из центральных экономических проблем инновационной модернизации для Республики Дагестан, так и для России в целом является формирование инновационной политики.
Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны и валового регионального продукта субъектов Российской Федерации за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынка сбыта отечественных товаров.
Главными и острейшими проблемами в настоящее время в республике являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение в производство результатов фундаментальных и прикладных исследований.
Быстрое сокращение производственных мощностей и уменьшение затрат на их обновление привели в последние годы к коренным изменениям в состоянии производственного потенциала. В большей части он морально устарел и физически изношен. В отраслях промышленности происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень.
Инновационная активность снижается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора экономики. В условиях уменьшения спроса организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и дешевой. Также немалозначимыми причинами низкой инновационной активности научных предприятий являются ограниченные возможности инвестиционных накоплений из-за сложного финансового положения большинства из них, ограниченность бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств.
Особый режим для нововведений, страхование рисков, венчурные фонды,
инновационная инфраструктура - это такие необходимые условия, без которых нельзя обеспечить инновационный прорыв.
Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Для построения эффективной инновационной политики республике необходимо: обеспечить спрос на инновации со стороны основных отечественных потребителей знаний и идей, а для этого нужно пропагандировать отечественные разработки, доводить результаты проводимых исследований до широкой общественности;
государственная поддержка в обеспечении связи между отечественными производителями знаний и их потребителями не только внутри страны, но и на международном уровне;
разработать инновационную стратегию, которая бы учитывала изменяющиеся условия внешней среды, законодательно-правовые основы инновационной деятельности, сохранение стабильности и нравственных основ бытия.
Инновации в значительной степени определяют экономический рост предприятий региона, занятость населения и рост производительности труда, а также являются существенным фактором социально-экономического развития региона.
Республика Дагестан за последние годы активизировала работу в области развития науки, поддержки научных и научно-исследовательских организаций, предприятий, занимающихся инновационными разработками. Для таких предприятий основными проблемами помимо дефицита финансовых средств являются проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции.
Специфика инновационной ситуации в Дагестане заключается в том, что в республике имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры. В то же время крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. При модернизации экономики на основе инноваций необходимо прежде использовать такие инновации, которые прошли экспертизу и готовы к внедрению в производство, тем более, что Дагестан обладает необходимым потенциалом для перевода развития своей экономики на инновационный путь.
На сегодняшний день в республике действуют 24 научно-исследовательских учреждений, в том числе институты Дагестанского научного центра РАН, занимающиеся инновационными и научными разработками[2].
Правительством поддерживаются фундаментальные исследования
дагестанских ученых, направленных на развитие республики. Так, в рамках соглашения между Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительством РФ в 2007-2008 годах на финансирование 30 выигравших конкурс проектов фундаментальных исследований было выделено средств на сумму 15,7 млн. рублей из республиканского бюджета.
В 2010 году в Дагестане более 15 предприятий были отнесены к инновационно-активным организациям. Из этого числа инновационных организаций 2 учреждения проводят исследования и разработки, 8 организаций приобретают машины, оборудование, установки и прочие основные фонды, связанные с внедрением инноваций, некоторые из этого числа выполняют производственные проектно-конструкторские работы, приобретают программные средства.
В республике создан инновационно-инвестиционный центр при Дагестанском Государственном Техническом университете, центр высоких технологий при институте физики РАН, инновационно-инвестиционный центр при Дагестанском Государственной университете. Такие центры ориентированы на развитие в Республике Дагестан инновационного предпринимательства и повышения конкурентоспособности отечественных производителей.
Но, тем не менее, в настоящее время в республике нет тесной взаимосвязи между наукой и производством, как и должно быть в любых развитых странах.
В последние годы в Дагестане резко упала инновационная активность промышленности в целом. Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей внутреннего рынка: легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов. В условиях низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров, сопровождаемой интенсивной импортной интервенцией, спад объемов производства в данных отраслях продолжает оставаться значительным. Перелом сложившейся тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности в соответствующих отраслях экономики республики.
В целом по промышленности лишь 5% предприятий и организаций самостоятельно занимаются исследованиями и разработками. Это ОАО «Авиаагрегат», ОАО НИИ «Сапфир», ОАО ДНИИ «Волна», ОАО «Концерн «КЭМЗ», ОАО «Завод имени Гаджиева», ОАО «Электросигнал» и т.д. Однако состояние экспериментальной базы и инфраструктуры научно-технической деятельности многих предприятий сегодня является неудовлетворительным. Свыше 40% предприятий машиностроения и научных организаций республики не имеют экспериментальной базы.
Необходимо оказать государственную поддержку промышленным предприятиям, внедряющим инновации в производство, внедрить энерго- и
ресурсосберегающих технологии, базирующиеся на малоотходных и безотходных принципах, нетрадиционных источниках энергии, гарантирующих экологическую безопасность, развивать и поддерживать малое предпринимательство в сфере инноваций и высоких технологий путем обеспечения субъектов малого предпринимательства высокотехнологичным оборудованием через механизм лизинга и т.д. Следовательно, повысится конкурентоспособность продукции, услуг, отраслей и всей экономики республики, улучшится инвестиционный климат и условия предпринимательской деятельности. Благодаря реализации этих направлений возможным станет организация эффективных стимулов привлечения частного капитала к участию в разработке и создании новых технологий и наукоемкой продукции с помощью различных кредитных и налоговых преференций и льгот, страхования рисков, развития венчурного бизнеса.
Таким образом, Республике Дагестан необходима грамотно разработанная инновационная политика. Большое значение при формировании инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии и ее нацеленность на формирование прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.
С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях народнохозяйственного комплекса, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.
К основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;
- создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на
начальном этапе деятельности;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;
- реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ, реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства;
- использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для оборонного комплекса, так и для продукции гражданского назначения.
Должны формироваться приоритеты инновационной политики в различных отраслях экономики: топливно-сырьевой комплекс, энергетика и нефтегазовый комплекс, машиностроительный комплекс, металлургический комплекс, транспортный комплекс, приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др.
В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика должна быть ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки.
В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.
В транспортном комплексе инновационная политика должна быть ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем
В машиностроительном комплексе предприятия и организации должны быть ориентированы на технологическое перевооружение общемашиностроительных
производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции. Таков опыт разработки и применения инновационных технологий на предприятиях машиностроения нашей республики, о котором говорилось в предыдущей публикации. В этом отношении особенно можно выделить ОАО «Авиаагрегат», ОАО НПП «Сапфир», ОАО ДНПП «Волна» и другие.
На пути реализации приоритетов инновационной политики республика имеет следующие ограничения:
- отсутствие единой республиканской инновационной системы, способной обеспечить управление инновационными преобразованиями;
- низкий уровень развития инновационной инфраструктуры, отсутствие тесной взаимосвязи научно-исследовательских и промышленных предприятий;
- недостаточное финансирование инновационных разработок и проектов по их внедрению (преимущественно за счет собственных средств предприятий);
- сложное финансовое положение большинства научно-исследовательских предприятий;
- низкий инвестиционной интерес к инновационной сфере республики.
- недостаточно высокий на сегодняшнее время уровень развития государственной инновационной политики;
- недостаточно сформированы законодательная и нормативная база.
Но есть и плюсы, такие как наличие Реестра инновационных проектов и разработок научных учреждений и ведомств республики, ежегодное увеличение количества предприятий, внедряющие в производство передовые технологии, увеличение численности научно-технического персонала, занятого исследованиями и разработками, наличие на многих предприятий уникальных разработок.
Для решения данных проблем в инновационной политике было бы целесообразно в законодательном плане предусмотреть меры по разработке правовых актов, в первую очередь федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации. Также необходимы государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов; совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования.
Нельзя, конечно, забывать о ряде других мер, а, в частности, о внешнеэкономической поддержке, предусматривающей создание условий для
формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке.
Итак, современная экономика без использования достижений науки и высоких технологий не может быть конкурентоспособной. Поэтому инновационный путь развития является крайне важным для Республики Дагестан. Поэтому необходимо создать систему, обеспечивающую эффективное взаимодействие государственных органов управления для использования достижений науки и техники в интересах социально-экономического развития территории, а также сформировать условия для повышения технологического уровня и конкурентоспособности промышленного производства и обеспечение на этой основе устойчивого роста производительности труда в материальной сфере региональной экономики.
Список литературы:
1. Инновации - жизненная необходимость // Дагестанская правда.14.04.2010.
2. Гусейнова Л.С. Особенности инновационного развития предприятий Республики Дагестан. Социально-экономическое развитие России: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов // Под ред. Казиевой Ж.Н. - Махачкала: ГОУ ВПО «ДГТУ», 2010.
3. Хидиров Г. Концепция инновационной политики www.dagpravda.ru://?com=materials&task=view&page=material_print&id=14676.
List of references:
1. Innovations - vital necessity//The Dagestan truth.14.04.2010.
2. Guseynona L.S. Feature of innovative development of the enterprises of Republic Dagestan. Social and economic development of Russia: problems and prospects. The collection of proceedings//Under the editorship of Kazievoj Z.N. - Makhachkala: GOU VPO «The Dagestan State Technical University», 2010.
3. Khadirov G. The concept of an innovative policy phtt/www.dagpravda.ru://? com=materials&task=view&page=material_print&id=14676
А.П. Мерзлякова
ОАО «ЦНИИ «Электроника»
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Аннотация. Разработана экономико-математическая модель, практическое применение которой позволяет определить эффективность различных инновационных проектов и экономическую целесообразность их реализации.
Ключевые слова: эффективность, инновационные проекты, оценка, модель.