у = 27 400 + 0,2х, где у - валовые кинотеатральные сборы; х - количество эксплуатируемых 3D залов, r2 при анализе рядов данных исследуемых параметров в данном случае составит 0,99, что также свидетельствует о существовании прямой зависимости между валовыми кинотеатральными сборами и количеством ввода в эксплуатацию 3D залов во все мире. Это позволяет сделать прогноз об увеличении валовых кинотеатральных сборов при вводе в эксплуатацию 3D залов, а также увеличении 3D релизов новых кинофильмов при условии сохранения существующих трендов изменений зрительских предпочтений.
Литература
1. Данилов П.В., Какосьян Э.К. Особенности моделей управления процессом проектного инвестирования в продюсерской деятельности в России и за рубежом // Вестник института экономки и управления / под ред. А.Д. Евменова. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2011. Вып. 2 (31). С. 33-40.
2. Focus 2010. World Film Market Trends. Marche du film. Festival de Cannes, 2010.
3. Focus 2011. World Film Market Trends. Marche du film. Festival de Cannes, 2011.
ДАНИЛОВ ПАВЕЛ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры продюсерства, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
dAnILOV PAVEL VYACHESLAVOVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of Producing Chair, St. Petersburg University of Film and Television, Russia, St. Petersburg.
УДК 621.001.12/.18 ББК 65.2
А.О. ЕГОРОВА, М.М. КУТЕПОВ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ РФ
Ключевые слова: машиностроительная отрасль, совокупный оборот (выручка), индекс производства, экономические показатели машиностроения, инвестиции, технологическое развитие.
Рассмотрены экономическое положение и основные проблемы развития российского машиностроения. В частности, дан анализ основных экономических показателей деятельности предприятий машиностроения. Отражены сильные и слабые стороны машиностроительной отрасли. Представлены современные направления технологического развития машиностроения.
А.О. EGOROVA, М.М. KUTEPOV MODERN STATE AND DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF MECHANICAL ENGINEERING OF THE RUSSIAN FEDERATION
Key words: mechanical engineering, aggregate turnover (consolidated revenues), index of production, economic performances of mechanical engineering, investments, technological development.
The economical status and fundamental problems of the development of Russian mechanical engineering are considered in the article. In particular, the authors conducted an analysis of the leading economic performances of enterprises engaged in mechanical engineering. Strong and weak spots of mechanical engineering are reflected. Modern directions for the technological development of mechanical engineering are considered.
Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России, базой технического перевооружения общественного производства. От уровня его развития зависят масштабы и темпы внедрения современного оборудования, уровень механизации и автоматизации производства, производительность общественного труда и благосостояние народа. Машиностроительный сектор является единственным поставщиком капитальных ресурсов на предприятия различных отраслей промышленности. Предприятия машиностроительной отрасли обеспечивают любое производство машинами и оборудованием, а население - предметами потребления [2. С. 2]. В настоящее
время невозможно представить сферу человеческой деятельности, в которой не использовалась бы продукция отраслей машиностроения.
На сегодняшний день российское машиностроение отстает по уровню развития от большинства развитых стран. Удельный вес отрасли в структуре промышленного производства составляет 20%, в то время как в экономически развитых странах он достигает 35-50%. Несмотря на успешные попытки внедрения новых технологий, темпы инновационного развития недостаточны в конкурентной борьбе с европейскими машиностроительными компаниями.
Поэтому представляет интерес анализ основных макроэкономических показателей машиностроения с целью определения сильных и слабых сторон развития отрасли, а также для выявления методов повышения её инвестиционной привлекательности.
По экспертным оценкам, объём (суммарный оборот) рынка машиностроительной продукции в 2011 г. превысил 4 трлн руб. (рис. 1), что составляет 20,2% от оборота всего обрабатывающего сектора, или 5% от оборота всех российских предприятий [8. С. 199].
6000 5000 4000 3000 2000
4832,7
3681,9 3714,7
3119,7 2844,1
Общий объём машиностроительной отрасли, млрд руб.
1000 0
2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 1. Общий объём машиностроительной отрасли в 2007-2011 гг., млрд руб.
В 2008 г. совокупный оборот (выручка) предприятий машиностроительной отрасли вырос на 18% по сравнению с таковым в 2007 г. Однако с 2009 г. развитие отрасли затормозилось, по экспертным оценкам, оборот машиностроительной отрасли сократился на 23% по сравнению с аналогичным показателем в 2008 г. В 2010 и 2011 гг. машиностроительный сектор показал положительные темпы прироста, объём машиностроительной отрасли вырос на 31% в 2010 г. и на 70% в 2011 г. по сравнению с объемом в 2009 г.
Структура машиностроительной отрасли, по данным, приведенным Госкомстатом РФ, в последние 5 лет остается практически неизменной (рис. 2). Почти половина доходов приходится на производителей транспортных средств и оборудования, по четверти рынка занимают производители электрооборудования и производители промышленных машин и оборудования.
2011
2010
2009
2008
2007
26,1% 1 24, 7% | 49,2%
і
27,5% 26 4% | 46,1%
29,5% 26, 7% | 43,7%
27,9% 25 ,4% | 46,7%
26,5% 26, 3% 1 47,0' ,
1
□ Производство машин и оборудования
□ Производство электрического и оптического оборудования
□ Производство транспортных средств и оборудования
Рис. 2. Структура машиностроительной отрасли
Общий индекс производства в машиностроении, по данным Госкомстата РФ, в 2011 г. по отношению к 1991 г.=100 составил 234,9% (рис. 3) [8. С. 222]:
- индекс производства машин и оборудования - 53,2%;
- индекс производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 120%;
- индекс производства транспортных средств и оборудования - 61,7%.
□ Производство транспортных средств и оборудования
□ Производство электрического и оптического оборудования
□ Производство машин и оборудования
2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 3. Индекс производства в машиностроительном комплексе
Быстрые темпы роста в российском машиностроении наблюдаются в 2007 г. (общий индекс производства 271,1%), минимальные темпы роста в 2009 г. (общий индекс производства 173,8%). Падение индекса производства транспортных средств и оборудования в 2009-2010 гг. говорит о кризисе гражданского авиа- и судостроения, а также затянувшейся перестройке в автомобилестроении и железнодорожном машиностроении.
Основные экономические показатели деятельности машиностроения за 20072011 гг. представлены в табл. 1. Следует отметить, что данные показатели приведены по следующим видам экономической деятельности: «Производство машин и оборудования», «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «Производство транспортных средств и оборудования», статистические данные обобщены и переведены в отраслевую классификацию.
Таблица 1
Экономические показатели деятельности машиностроения в 2007-2011 г.
Показатели деятельности 2007 2008 2009 2010 2011
Число действующих предприятий [8. С. 246-2501 43 473 45 808 49 495 50 878
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд руб. [8. С. 246-2501 2909 3424 2738 3616 4530
Доля продукции отрасли в общем объёме производства промышленной продукции, % [8. С. 197-1991 22,3 21,5 19,7 19,8 20,2
Среднегодовая численность работников предприятий, тыс. чел. [8. С. 246-2501 3163 3157 2767 2596 2609
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности, руб. 40 608 50 880 51 738 61 047 70 750
В том числе [8. С. 1331
производство машин и оборудования 13 480 16 940 17 010 20 103 23 135
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 13 114 16 609 17 360 20 178 23 002
производство транспортных средств и оборудования 14 014 17 331 17 368 20 766 24 613
9,4% 1,7%
.9,7% 7,5% 4 1-9,6% <
1 14,2 о 120%
3,3% 5
3 ,2 %
Окончание табл. 1
Показатели деятельности 2007 2008 2009 2010 2011
Сальдированный финансовый результат (прибыль-убыток), млн руб. [8. С. 246-2501 160 069 40 188 -63 521 93 139 196 778
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ (услуг), % [8. С. 246-250] 24,7 21,6 17,5 20,8 24,5
Рентабельность активов, % [3. С. 628; 8. С. 445] 22 9,4 1,1 9,8 13,6
Финансовые вложения предприятий машиностроения, млн руб., в том числе: [8. С. 4871 705 475 1 144 507 1 043 039 1 554 080 1 962 023
краткосрочные 630 862 1 094 369 977 274 1 473 122 1 870 800
долгосрочные 74 613 50 138 65 765 80 958 91 223
Инвестиции, млрд руб. [3. С. 660] 159,4 213,9 180,9 209,4
В 2010 г. по сравнению с 2007 г. количество действующих предприятий в машиностроении увеличилось на 17%. Согласно данным Госкомстата, общее количество предприятий машиностроительного сектора в 2011 г. составляло 88 тыс., из которых 1100 предприятий находились в государственной и муниципальной собственности, 81 700 предприятий - в частной, 14000 предприятий - в смешанной (российской) собственности [4. С. 1931.
Количество убыточных предприятий машиностроительной отрасли в 2011 г. по сравнению с 2007 г. сократилось на 1,4% (сумма убытка увеличилась на 144%) (табл. 2).
Таблица 2
Количество убыточных предприятий машиностроительного сектора и сумма убытка за 2007-2011 гг.
2007 [5. С. 395] 2008 [6. С. 420] 2009 [7. С. 445] 2010 [8. С. 437] 2011 [8. С. 447]
Число убыточных предприятий 864 1036 1428 1067 852
Сумма убытка, млн руб. 29 715 115 096 202 521 113 515 72 657
В 2011 г. по отношению к 2010 г. число убыточных предприятий машиностроения сократилось на 20% (сумма убытка на 36% (-40 858 млн руб.)).
Кредиторская задолженность предприятий машиностроения за пятилетний период увеличилась на 115% (+1 105 582 млн руб.), дебиторская задолженность увеличилась на 101% (+652 059 млн руб.) (табл. 3).
Таблица 3
Кредиторская и дебиторская задолженности предприятий машиностроительной отрасли за 2007-2011 гг.
Задолженность, млн руб. 2007 [4. С. 392-393] 2008 [5. С. 407] 2009 [6. С. 433-434] 2010 [7. С. 459-460] 2011 [8. С. 449-450]
Кредиторская 963 831 1 267 156 1 381 645 1 776 458 2 069 413
Дебиторская 648 686 793 491 862 240 1 070 546 1 300 745
За 2010-2011 гг. кредиторская задолженность предприятий машиностроения увеличилась на 16,5% (+292 955 млн руб.). Увеличение кредиторской задолженности может быть вызвано следующими причинами: привлечением
дополнительных средств (кредиты, займы, ссуды) на поддержание текущего функционирования предприятий машиностроения; увеличение долгов покупателей, заказчиков и кредиторов.
Дебиторская задолженность предприятий машиностроительного сектора в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 21,5% (+230 199 млн руб.). Увеличение дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении потенциальных доходов и повышении ликвидности предприятий машиностроения.
Объём отгруженной продукции (работ, услуг) машиностроительной отрасли в 2011 г. увеличился на 1621 млрд руб. (или на 55,7%) по сравнению с таковым в 2007 г. (см. табл. 1). Следовательно, можно предположить, что идёт процесс концентрации производства, предполагающий сосредоточение производства на более крупных предприятиях.
Доля машиностроительного сектора в структуре промышленного производства сократилась с 22,3% в 2007 г. до 20,2% в 2011 г., что свидетельствует о снижении спроса на выпускаемую продукцию.
Среднегодовая численность работников предприятий машиностроения за пятилетний период сократилась на 17,5%. Сокращение численности может быть вызвано следующими причинами: 1) снижением объема производства в натуральном выражении; 2) низким уровнем среднемесячной номинальной заработной платы промышленно-производственного персонала по сравнению со среднероссийским уровнем по экономике в целом; 3) объединением предприятий (сокращение специалистов одинаковых специальностей).
В 2011 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий машиностроения по виду экономической деятельности «Производство машин и оборудования» увеличилась на 9655 руб. (или на 71,6%) по сравнению с аналогичным показателем за 2007 г. Заработная плата работников машиностроения по виду экономической деятельности «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» в 2011 г. увеличилась на 75,4% (+9888 руб.) по сравнению с уровнем 2007 г. За период 2007-2011 гг. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий машиностроения по виду экономической деятельности «Производство транспортных средств и оборудования» увеличилась на 10 599 руб. (или на 75,6%).
Просроченная задолженность по заработной плате работников машиностроения в 2011 г. сократилась на 21,3% (-91 млн руб.) по сравнению с показателем за 2007 г. (рис. 4) [8. С. 4761.
1000 500 0
2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 4. Просроченная задолженность по заработной плате работников предприятий машиностроения за 2007-2011 гг.
За 2009-2011 гг. просроченная задолженность по заработной плате работников предприятий машиностроения сократилась на 278 млн руб. (или на 35%).
Сальдированный финансовый результат в 2011 г. увеличился на 23% (+36 709 млн руб.) по сравнению с таковым в 2007 г., что свидетельствует об эффективной ценовой политики в подотраслях машиностроения.
Рентабельность продукции машиностроительной отрасли в 2011 г. уменьшилась на 0,8% по сравнению с показателем за 2007 г. (наблюдается снижение прибыли при росте себестоимости).
Рентабельность активов в 2011 г. сократилась на 38,1% по сравнению с таковой в 2007 г. Низкая рентабельность активов свидетельствует, во-первых, о большом объёме дебиторской задолженности, во-вторых, о наличие на балансе предприятий большого объёма неликвидного имущества.
Финансовые вложения предприятий машиностроения РФ увеличились в целом на 1 256 548 млн руб., что указывает на отвлечение средств из основной производственной деятельности и может способствовать ухудшению финансового состояния предприятий. В 2011 г. по отношению к 2007 г. краткосрочные финансовые вложения предприятий машиностроительной отрасли увеличились на 196,5% (+1 239 938 млн руб.). За период 2007-2011 гг. долгосрочные финансовые вложения увеличились на 16 610 млн руб. (или на 22,3%).
Инвестиции в основной капитал машиностроения увеличились в 2010 г. на 31,4% (+50 млрд руб.) по сравнению с таковыми в 2007 г., и в основном осуществляются за счет собственных средств предприятий (прибыли и амортизации).
Материально-техническая база многих предприятий машиностроения требует модернизации. За период 2007-2011 гг. степень износа основных фондов обрабатывающих производств (в том числе машиностроения) превысила 45% (табл. 4).
Таблица 4
Степень износа и коэффициенты обновления, выбытия основных фондов обрабатывающих производств за 2007-2011 гг.
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011
Степень износа, % [8. С. 771 47,1 45,6 45,7 46,1 46,6
Коэффициент обновления, % [8. С. 751 6,4* 6,9 6,2 5,9 5,9
Коэффициент выбытия,% [8. С. 761 1,5* 1,4 1,1 1,0 1,0
Примечание. * См. [6. С. 2191.
Согласно данным Росстата РФ, показатели коэффициента обновления основных фондов обрабатывающих производств за рассматриваемый период превышали показатели коэффициента выбытия, следовательно, имело место расширенное воспроизводство основных средств. В 2010-2011 гг. по сравнению с 2007-2009 гг. наблюдается снижение коэффициента обновления. В 2011 г. по отношению к 2007 г. коэффициент обновления уменьшился на 7,8%. Небольшие положительные изменения в динамике отдачи от основных фондов в 2010-2011 гг. связаны с тем, что в рыночных условиях хозяйствования предприятия были вынуждены избавляться от активов, которые они не в состоянии эффективно использовать. Вместе с тем при относительно низких (по меркам мирового рынка) ценах на производственные ресурсы модернизация основных фондов на базе современной техники экономически не выгодна [11. Следовательно, выпускать конкурентоспособную продукцию на такой производственной базе весьма затруднительно.
В результате анализа динамики развития машиностроительной отрасли РФ было выявлено, что на деятельность предприятий машиностроения наибольшее положительное воздействие оказывают такие факторы, как положительная динамика роста производства, стабильная макроэкономическая среда, большая ёмкость внутреннего рынка, внедрение новых технологий и обновление оборудования, наличие наработанного опыта в производстве маши-
ностроительной продукции. Отрицательное воздействие оказывают такие факторы, как высокий уровень морального и технического износа производственного оборудования, низкая загруженность производственных мощностей, высокая зависимость от импорта сырьевых материалов и комплектующих, низкий инновационный потенциал, дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях производства.
Для современного машиностроения необходимо опережающее технологическое развитие, которое включает в себя [9. С. 661:
- развитие всех форм специализации и кооперирования;
- электронизацию и гибкую автоматизацию производства (создание автоматизированных цехов, осуществление контроля за технологическими процессами роботокомплексами и ЭВМ);
- создание систем машин универсального назначения взамен узкоспециализированных машин и оборудования;
- развитие небольших узкоспециализированных заводов, производящих унифицированные детали (заготовки, узлы);
- увеличение выпуска оборудования с ЧПУ всех видов (фрезерных, деревообрабатывающих, металлообрабатывающих, токарных станков и т.д.);
- экономию всех видов ресурсов, сокращение физического и интеллектуального труда и т.д.
Успешная реализация указанных направлений возможна при чёткой системе хозяйствования на основе развития организационно-экономических механизмов и целевой финансовой поддержки.
Таким образом, несмотря на существенные трудности, у отечественного машиностроения есть определенный потенциал, который позволит ему занять достойное место среди других отраслей российской промышленности и достойно представлять страну на мировом рынке.
Литература
1. Клинов В. Современные тенденции развития машиностроения // Вопросы экономики. 2006. № 9.
2. Инвестиционная компаний «ЕВРОФИНАНСЫ»: аналитический обзор. Машиностроение. Ч. I. Обзор отрасли: структура, динамика, рынок акций. Версия 05-2009. 18 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. 795 с.
4. Россия в цифрах. 2008: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2008. 510 с.
5. Россия в цифрах. 2009: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2009. 525 с.
6. Россия в цифрах. 2010: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2010. 558 с.
7. Россия в цифрах. 2011: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2011. 581 с.
8. Россия в цифрах. 2012: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2012. 573 с.
9. Рустенова Э.А. Анализ динамики развития машиностроения в Казахстане // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. № 4 (90). С. 61-66.
ЕГОРОВА АНАСТАСИЯ ОЛЕГОВНА - аспирантка кафедры экономики организации, Нижегородский государственный педагогический университет, Россия, Нижний Новгород ([email protected]).
EGOROVA ANASTASIYA OLEGOVNA - post-graduate student of Economy Organization Chair, Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod.
КУТЕПОВ МАКСИМ МИХАЙЛОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Нижегородский государственный педагогический университет, Россия, Нижний Новгород.
KUTEPOV MAXIM MIKHAYLOVICH - candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of Physical Education and Sports Chair, Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod.