Научная статья на тему 'Современное состояние голбола в России'

Современное состояние голбола в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
990
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛБОЛ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ТРЕНЕР / ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / GOALBALL / CURRENT STATE / COACH / PROBLEMS OF TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корнев Александр Владимирович

В статье представлены результаты исследования по определению современного состояния и степени развития голбола (спорта слепых) в России. Освещены основные проблемы, возникающие в процессе подготовки спортсменов с нарушением зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корнев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние голбола в России»

УДК 796.33

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОЛБОЛА В РОССИИ*

CURRENT STATE OF GOALBALL IN RUSSIA А. В. Корнев A. V. Kornev

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по определению современного состояния и степени развития голбола (спорта слепых) в России. Освещены основные проблемы, возникающие в процессе подготовки спортсменов с нарушением зрения.

Abstract. The following article presents the results of the research on determining the current state and degrees of development of goalball (the kind of sports for the blind) in Russia. It reveals the main problems that occur during training sportsmen with visual disturbance.

Ключевые слова: голбол, современное состояние, тренер, проблемы учебно-тренировочного процесса.

Keywords: goalball, current state, coach, problems of training process.

Актуальность исследуемой проблемы. В последние годы в нашей стране активно развиваются теория и методика адаптивной физической культуры и спорта, разрабатываются различные подходы к проведению занятий физическими упражнениями с людьми, имеющими различные травмы и отклонения в состоянии здоровья. Особое место в направлениях реабилитации, адаптации и социализации занимает физическая культура и спорт. Именно средства адаптивной физической культуры и адаптивного спорта могут оказать помощь человеку, находящемуся в непростой жизненной ситуации, даже в тех случаях, когда он остается прикованным к инвалидному креслу и имеет лишь минимальные возможности к выполнению движений.

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальному дефекту, социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения -слепота и слабовидение [4]. Систематические занятия физической культурой и спортом имеют большое значение в реабилитации слепых и слабовидящих. Разнообразие средств адаптивной физической культуры и спорта обеспечивает незрячим людям возможность точно и правильно выполнять движения, экономить силы, способствует развитию способности относительно свободно ориентироваться в пространстве, оценивать внешние условия за счет повышения активности компенсаторных механизмов функционирования других сенсорных систем организма (по звуку, мышечному ощущению, чувству препят-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-36-01255

ствия, тактильному чувству и др.). Грамотно используя разнообразные средства и методы физического воспитания, можно не только способствовать общему физическому оздоровлению и ликвидировать недостатки двигательной сферы, но и улучшить зрительные функции.

Для незрячего человека движение - это не только путь к физическому совершенствованию, но и важнейший психологический фактор, который в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться к меняющимся условиям социальной среды. Двигательная активность является мощным средством социальной адаптации детей с нарушением зрения, и разработка технологий, связанных с подготовкой резерва для адаптивного спорта в командных играх для слепых и слабовидящих, важна для их социальной адаптации и полноценной жизни.

Научные исследования показывают, что занятия физическими упражнениями не противопоказаны при глазных заболеваниях и любой остроте зрения, если правильно подобраны упражнения и дозированы физические нагрузки. Именно с целью обеспечить правильное сочетание физических нагрузок и формирования умения ориентироваться в пространстве австрийцем Г. Лоренценом и немцем З. Райндле в 1946 году была изобретена игра голбол. Постепенно голбол приобрел популярность во всем мире. На Паралимпиаде голбол был впервые представлен в 1976 году в Торонто (Канада), а в 1980 году он вошел в программу летних Паралимпийских игр [1]. Начиная с 1987 года во Всероссийском первенстве появился голбол как игровой вид спорта, а первая показательная игра состоялась в 1984 году между командами Москвы и Ленинграда на первенстве Всероссийского общества слепых по роллингболу в Ростове-на-Дону.

Игра голбол имеет свою специфику. Прежде всего, ворота, длина которых 9 метров, защищают сразу три спортсмена, причем в положении лежа на боку. Задача спортсменов - закатить специальный звуковой мяч за линию ворот соперника. В голбол играют не только совершенно слепые спортсмены, но и слабовидящие, и для того, чтобы все были в одинаковых условиях, глаза закрывают специальными светонепроницаемыми очками, исключающими возможность что-либо видеть во время игры. По мнению Р. А. Толмачева, соревновательные упражнения в голболе относятся к ациклической работе переменной мощности, требуют от игроков проявления быстроты, координации движений, хорошей ориентации в пространстве, остроты мышления и ловкости. Сама игра обладает достаточно большой моторной плотностью [4].

Ценность игры как средства функциональной реабилитации незрячих людей заключается в значительной физической нагрузке на слуховую, тактильную и двигательную сенсорные системы. Анализаторы этих сенсорных систем активно принимают информацию из внешней и внутренней среды организма, направляют действия, требующие изрядного напряжения и координации всех групп мышц и мгновенного принятия решения по выполнению конкретного движения [3].

Материал и методика исследований. Цель исследования - определить современное состояние голбола и проблем его развития в России. Для достижения цели исследования был проведен анкетный опрос специалистов, педагогов, тренеров, работающих с лицами, имеющими нарушения зрения.

Анкетирование проводилось в период повышения квалификации по программе «Реабилитация слепых и слабовидящих средствами адаптивной физической культуры и спорта» в негосударственном учреждении «Культурно-спортивный реабилитационный

комплекс Всероссийского общества слепых» (г. Москва, сентябрь 2011 года) и во время проведения первенства России по голболу (г. Раменское, март 2012 года). В анкетировании приняли участие специалисты, тренеры и педагоги, работающие со слепыми и слабовидящими детьми и взрослыми из Ивановской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Тюменской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской и Челябинской областей, Краснодарского, Красноярского и Пермского краев (48 человек).

Результаты исследований и их обсуждение. Выявлено, что у большинства респондентов стаж тренерской работы по голболу составляет 3-4 года (85 %), большинство специалистов работают учителями по физической культуре в специальных (коррекционных) школах-интернатах Ш-1У вида и тренируют детей лишь по необходимости, обусловленной подготовкой к соревнованиям, часть (10 %) работает в детских спортивных школах и 5 % - учителями общеобразовательных школ.

Практически все опрошенные подчеркивают отсутствие надлежащей научнометодической базы тренировочного процесса начинающих голболистов, плохую информационную поддержку данного вида спорта. Действительно, в настоящее время информационное освещение адаптивного спорта в Российской Федерации оставляет желать лучшего. Однако наблюдаются и положительные сдвиги в информационнокоммуникативных процессах. Яркий тому пример прямые включения телеканалов «Россия-2» и «Спорт-1» из Лондона с летних Паралимпийских игр и широкое освещение на определенных Интернет-ресурсах всех видов адаптивного спорта, включая онлайн-трансляции.

Мощным фактором в популяризации адаптивного спорта среди слепых и подготовке специалистов по реабилитации инвалидов по зрению средствами культуры и спорта являются курсы повышения квалификации в негосударственном учреждении «Культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского общества слепых» по программе «Реабилитация инвалидов по зрению средствами физической культуры и спорта». Курсы повышения квалификации посетили 60 % респондентов, участвующих в анкетировании, 30 % узнали о голболе от специалистов по физической культуре и спорту и 10 % опрошенных нашли информацию самостоятельно в Интернете или получили ее от друзей. Для более качественного и быстрого развития любой спортивной игры необходим Интернет-ресурс, выполняющий роль электронного хранилища информации, которая постоянно и своевременно обновляется (календарь соревнований, правила, итоги игр), места, где обсуждаются актуальные вопросы, связанные с голболом (форум, консультации и др.), и т. д. Создание электронного ресурса по голболу поддерживают 80 % респондентов, что говорит об актуальности внедрения современных компьютерных технологий в деле становления и развития голбола в России.

Анализ проблем развития голбола позволил выявить целый блок трудностей, с которыми встречаются тренеры. Большинство специалистов и тренеров испытывают трудности при наборе игроков в команду по голболу, о чем свидетельствуют результаты анкетирования. Прежде всего, это трудности, которые связаны с состоянием здоровья игроков. Согласно ответам тренеров (55 %), значительная часть инвалидов по зрению не допускается к занятиям голболом по заключению врачей.

Отдельно стоит проблема поиска спортсмена. Специфика заключается в том, что если в обычную спортивную школу идет отбор из числа желающих заниматься, то здесь противоположная картина. Инвалидов по зрению не так много, и нужна долгая разъясни-

тельная работа с теми, кто потенциально может заниматься данным видом спорта. Отсутствие желания у инвалидов по зрению заниматься тем или иным видом спорта, в том числе и голболом, отметили 44 % респондента.

По мнению анкетируемых, существует несколько групп критериев отбора для занятий спортивными играми инвалидов по зрению. К ним относятся: желание заниматься (отметили 52 % респондентов); допуск врача (37 %); физическая подготовленность (12 %); дисциплинированность (12 %); возраст занимающегося (8 %); технико-тактические способности, задатки (4 %).

Одной из причин недостаточного уровня подготовки спортсменов командных видов спорта является низкая степень научно-методического сопровождения тренировочного процесса. В аспекте проблемы оптимизации подготовки незрячих спортсменов необходимым представляется разработка методологических, теоретико-методических основ адаптивного спорта. Мы предложили специалистам оценить уровень методического обеспечения игры голбол: «неудовлетворительно» оценили 84 % опрошенных, «удовлетворительно» - 16 %.

Важной составляющей развития и становления голбола является материальнотехническое обеспечение игры, в которое входят экипировка спортсмена и инвентарь. Экипировка голболиста включает: налокотники, наколенники, паховые раковины (мужчины), защиту груди (женщины), светонепроницаемые очки, толстовку, спортивные трико, защиту на голень и перчатки. Инвентарь в голболе состоит из ворот, разметки на игровом поле, голбольного мяча, тренажеров для физической подготовки и специальных тренажеров для голбола. Ворота в голболе нестандартные, и это основная трудность в техническом обеспечении спортивной игры. Отсутствует технология изготовления ворот, поэтому тренерам приходится самим разрабатывать чертежи и впоследствии делать гол-больные ворота. Многие спортивные залы школ-интернатов, где в основном и проходят тренировки, по размерам меньше игровой площадки в голболе, поэтому изготовление ворот представляется нецелесообразным. Ворота имеют 33 % опрошенных специалистов, практически у всех есть голбольные мячи, очень многие используют в тренировочном процессе стандартные тренажеры (75 %), и всего 14 % используют специальные тренажеры, предназначенные только для голбола, разработанные самими тренерами.

58 % опрошенных тренеров проводят тренировки 2 раза в неделю, 30 % - 3 раза в неделю, 12 % тренеров - 4-5 раз в неделю. В основном учебно-тренировочный процесс с голболистами проходит в послеобеденное и вечернее время и лишь только у 16 % опрашиваемых специалистов - до полудня.

Поскольку уровень материально-технического оснащения физкультурных залов в школах-интернатах Ш-ГУ видов оставляет желать лучшего и многие залы просто меньше размеров игрового поля, на котором играют голболисты, многим тренерам приходится искать альтернативные помещения для организации тренировочного процесса. На помощь приходят близлежащие среднеобразовательные школы, многие из которых готовы безвозмездно предоставлять свой зал 1-2 раза в неделю (так проводят занятия 50 % опрошенных тренеров), спортивные школы (25 %), спортивные комплексы (12,5 %) и 12,5 % респондентов проводят свои занятия в зале школы-интерната.

Количество занимающихся варьируется от 6 до 20 человек в зависимости от населенного пункта, где организована команда по голболу, количества детей в школе-интернате и количества детей, которым не противопоказано заниматься спортом. Что ка-

сается тотально слепых, то в семи командах они отсутствуют, в двух командах их 10 человек, в четырех командах - по 1, в трех командах - по 2 человека, в одной команде -1 человек и т. д. Интересным является тот факт, что в некоторых командах, например Новосибирской области, практически все игроки мужской и женской команды тотально слепые и их количество в группе по голболу составляет 15 человек.

В программе тренировок специалисты уделяют большое внимание техникотактической подготовке: ее используют (98 % респондентов). Общей физической подготовке уделяют внимание 82 % педагогов, психологической подготовке - всего лишь 50 %. В процессе подготовки голболистов 66 % тренеров используют средства из других видов спорта, таких как: легкая атлетика (25 %), настольный теннис (18,75 %), футбол (12,5 %), плавание (12,5 %), боулинг (12,5 %), волейбол (6,25 %), баскетбол (6,25 %), акробатика (6,25 %). Привлекают специалистов из других видов спорта 34 % тренеров.

В настоящее время все более популярным и актуальным становится волонтерское движение по отношению к людям с ограниченными возможностями, в том числе на всевозможных спортивных праздниках, соревнованиях, фестивалях спорта и физкультурнооздоровительных мероприятиях [2]. В тренировочном процессе по голболу волонтеры -необходимое составляющее, которое обеспечивает максимальную эффективность тренировочного занятия. Волонтеры могут оказать неоценимую помощь тренерам и спортсменам, занимающимся голболом, например, в сборке и установке голбольных ворот, сопровождении тотально слепых спортсменов, в судействе и т. д. Но, к сожалению, к своей учебно-тренировочной деятельности привлекают волонтеров лишь 34 % опрошенных специалистов.

При проведении соревнований разного ранга организаторы все чаще сталкиваются с нехваткой судейских кадров в голболе, иногда приходится ставить неквалифицированных судей, что приводит к частым ошибкам во время игры, которые в свою очередь вызывают негативные эмоции как у тренерского состава, так и у зрителей. Проблема судейства гораздо глубже, чем кажется. Отсутствуют научно-методическое обеспечение подготовки и рекомендации для судей по голболу, остаются неразработанными нормативные квалификационные требования к присвоению судейских категорий по паралимпийским видам спорта, в том числе и голболу. Областные структуры, отвечающие за физкультурно-спортивную деятельность в регионе, не имеют права присуждать судейские категории без квалификационных требований, утвержденных Министерством спорта Российской Федерации.

На вопрос «Имеете ли вы опыт судейства?» положительно ответили только 48 % опрошенных, которые указали, что судили в основном местные и областные соревнования. Товарищеские встречи устраивает только половина опрошенных тренеров, хотя именно в таких играх можно экспериментировать в технико-тактических приемах и схемах, проверять игроков на различных позициях.

Голбол - вид спорта, который, как и многие другие, требует немалых материальных затрат, начиная от экипировки и заканчивая закупкой голбольных мячей и изготовлением ворот. Тренерскому составу приходится обращаться за помощью к спонсорам, что и делают 71 % опрошенных. Очень важной является работа с родителями детей, занимающихся голболом, в ходе которой решаются в основном психологические вопросы, возникающие во время учебно-тренировочного процесса. Эту работу ведут 75 % педагогов.

В конце анкетирования мы просили оценить уровень развития голбола в своей области и в России по 10-балльной шкале. 49 % специалистов считают, что уровень развития голбола в их области соответствует 4-5 баллам, оценке 8 отдали свое предпочтение 9 % тренеров, и низкий уровень (1-3) выбрали 42 % опрошенных.

Оценку уровня развития голбола в России участники исследования распределили следующим образом: низкий уровень (1-3 баллов) - 13 %; средний уровень (4-5 баллов) - 71 %; высокий уровень (6-8 баллов) - 16 %.

Резюме. В результате проведенного исследования были получены более точные данные о современном состоянии голбола в субъектах Российской Федерации, степени материально-технического оснащения команд, примерном контингенте занимающихся, условиях проведения учебно-тренировочного процесса голболистов. Выделены наиболее острые проблемы подготовки спортсменов, с которыми сталкиваются специалисты, работающие с инвалидами по зрению. Данные исследования могут стать опорной точкой в развитии путей, направленных на устранение определенных проблем в спортивной подготовке голболистов и способствующих дальнейшему развитию голбола в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. История голбола [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:/^оа1ЬаИ.ги/?р=36

2. Махов, А. С. Клубная система адаптивного спорта - база для подготовки волонтеров / А. С. Махов // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 1. - С. 29-31.

3. Муляр, Л. П. Использование подвижных и спортивных игр при занятиях в спортивных секциях с детьми с нарушениями зрения (на примере голбола) : метод. пособие для учителей физкультуры школ слепых и слабовидящих / Л. П. Муляр ; под ред. А. Ю. Максименко. - М. : Сарма, 2002. - 41 с.

4. Толмачев, Р. А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих / Р. А. Толмачев. - М. : Советский спорт, 2004. - 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.