чжурчжэньских и урянхайских племен к 1450-му голу" (из сайта форума Центральноазиатского исторического сервера, пост А. Пастухова).
34. Сердобов H.A. История формирования тувинской нации. - Кызыл: Тувинское книжное иза-во. 1971. "Ляолунские урианхаи частично образовали этническую группу харчин, частично вошли в состав жарудов и бааринов. Потомственные князья харчинов вели свое происхождение от урианхай-ского 3x1 мх Есть докуме!гг в Хуа-И-июй, где ляо-дунские урианхаи сами свое происхождение связывают с оин-уриан-
хаями из Бурхан Халлуна. По этому документу, они перекочевали в Ляодун во времена Чингисхана" (из сайта форума Центральноазиатского исторического сервера, пост монгольского ученого). Значит. Ляодунские урянхайцы - потомки лесных урянхайцев, а не монгольских, причастных к Су-будаю.
УДК 398 (571.56)
Современное состояние фольклора в заречной зоне улусов Якутии
Е.Н. Протодьяконова
В статье дается обзорный анализ современного состояния фольклорного наследия заречной зоны улусов республики по итогам фольклорной экспедиции 2002 года. Подробно описываются основные результаты сбора фольклорных материалов в ходе экспедиции: места сбора, информаторы, жанровый расклад, учитываются также положительные и негативные аспекты бытования устного народного творчества в современных условиях и затухания в целом фольклорной среды. Автор приходит к выводу о том, что срочно необходимо в ближайшие годы последовательно и планомерно собирать произведения устного народного творчества и изучать характер современного состояния фольклора в улусах республики.
The author gives a summarizing analysis of the modern state of folklore heritage of districts of the republic as a result of folklore expedition in 2002. Main results of folklore materials collections are described in detail: localities, informers, kinds of genre, positive and negative aspects of existing of oral folk art in the modern conditions and fading of folklore environment as a whole. The author comes to a conclusion that it is necessary in the very near future to gather systematically and consistently the works of oral folk art and to study the nature of the modern state of folklore in districts of the republic.
В последние годы вопросы изучения современного состояния фольклора, его сохранения неоднократно рассматривались на Международном форуме, международных и всероссийских конференциях, на семинаре ЮНЕСКО. Они были предметом обсуждения и на съезде работников духовной культуры. На семинаре ЮНЕСКО подчеркивалась большая воспитательная роль фольклора, его место и функции в культуре. Ответственные задачи, поставленные перед фольклористами, требуют новых материалов и повышения уровня исследований.
Собирание фольклора, изучение особенностей его современного состояния, его бытования, творчества его исполнителей, отношения к нему слушателей — самая интересная область фольклористики, она дает возможность познать творческие процессы информаторов-исполнителей, певцов, сказочников и проникнуть в них. Эта область науки имеет не только научное, но и общественное значение.
ПРОТОДЬЯКОНОВА Елена Николаевна, м.н.с. Центра олонхо Института гуманитарных исследований.
Современный фольклор находится в постоянном движении и развитии: одни формы и жанры активно бытуют, на основе их возникают новые формы и произведения, другие сохраняются лишь частично, в каких-то отдельных группах населения, некоторые забываются и отмирают. Общепризнано, что сейчас сфера активной жизни фольклора все более сужается, и наша первоочередная задача заключается в том, чтобы зафиксировать устное народное творчество как можно полнее. A.M. Горький видел в фольклоре начало искусства слова. Мысль об этом он высказал в 1934 г. На Первом съезде писателей СССР: "Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много даст материала и вам, и нам. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего...". Это знаменитое высказывание в то время способствовало росту интереса к фольклору в целом, и в частности к собирательской работе.
Планомерный сбор материалов якутского фольклора начался с созданием в 1935 г. Научно-исследовательского института языка и кульпры,
организатором и первым директором которого был основоположник якутской литературы П.А. Ойунский. С этого времени начался сбор якутского фольклора, в том числе олонхо, силами комплексных и локальных фольклорных экспедиций по разным улусам республики. В заречной зоне улусов деятельность экспедиций по собиранию фольклора была плодотворной с 1937 по 1979 гг. Эта увлекательная работа связана с именами известных фольклористов, сохранивших для будущих поколений огромное богатство: A.A. Саввин, С.И. Боло, A.C. Порядин, Г.М. Васильев, Н.В. Емельянов, В.В. Илларионов, П.Н. Дмитриев и др. Они записали образцы устного творчества из уст знатоков и самих сказителей. Обзор собранного и изученного якутского фольклора в свое время был сделан Г.У. Эргисом в "Очерках по якутскому фольклору". Исследователями и энтузиастами накоплен огромный объем материала по фольклору, который хранится в архиве ЯНЦ СО РАН. Эту часть собранного материала подробно анализировала в статье "Из истории собирания фольклора в зоне заречных улусов" м.н.с. Центра олонхо А.Н. Данилова. Представляют большой интерес таблицы, дающие полную картину сбора фольклорных материалов (по жанрам, экспедициям, исполнителям и носителям), сделанные А.Н. Даниловой. Из ее статьи видно, что в то время значительную часть собранного материала составляют предания, легенды, пословицы, загадки, олонхо, сказки, песни, которые еще недостаточно изучены.
В заречной зоне улусов, как и в других регионах, в то время, фольклор и эпос были частью духовной культуры народа. Эти улусы в свое время славились талантливыми олонхосутами, которые пользовались всеобщей любовью народа. Например, И.В. Винокуров-Табахыров и И.М. Давыдов из Таттинского улуса, Т.В. Захаров — Чээбий и Е.Е. Иванова из Амгинского улуса, И.И. Бурнашев — Тонг Суорун и H.A. Абрамов — Кынат из Мегино-Кагаласского улуса, Д.М. Говоров, Р.П. Алексеев и Н.П. Бурнашев — Боодогос из Усть-Алданского улуса, И.Г. Тимофеев-Тсплоухов из Чурапчинского улуса и многие другие, которые обладали своим большим репертуаром. Все это свидетельствует о богатой устной традиции народа. Они по своему социальному положению были выходцами из трудовой среды, имели в роду талантливых олон-хосутов. Основными источниками их существования были скотоводство, земледелие, охота. Становлению олонхосутов в то время способствовало наличие живой эпической среды. О их творчестве можно узнать из работ известных фольклористов — д.ф.н. В.В. Илларионова, с.н.с. П.Н. Дмитриева. Уход из жизни носителей устной традиции — это невосполнимые потери, ис-
чезает живая фольклорная среда, сегодня она на грани исчезновения.
В результате этих объективных причин отдел олонхо ИГИ АН РС (Я), Национальный комитет РС (Я) по делам ЮНЕСКО и Правительство РС (Я) в 2004 г. Инициировали выдвижение якутского героического эпоса олонхо в номинации 2005 г. На "Третье провозглашение шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества" в ЮНЕСКО.
И 25 ноября 2005 г. после долгой и кропотливой работы якутский героический эпос олонхо провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Теперь, после официального признания олонхо шедевром, предстоит проделать огромную работу для действительного сохранения и дальнейшего развития, популяризации эпоса. Одним из действенных шагов в этом направлении стало объявление указом Президента Республики 2006 — 2015 гг. Десятилетием олонхо и утверждение Государственным Собранием "Ил Тумэн" Закона Республики Саха (Якутия) "О государственной целевой программе по сохранению, защите и популяризации якутского героического эпоса олонхо на 2006 — 2015 гг.".
За все годы существования советской власти никогда фольклор как вид народной культуры не был так высоко оценен и не имел такого шанса получить государственную и международную поддержку. Развернулось воистину народное движение, повсеместно возрос интерес к традиционной культуре, идет процесс высокого интереса молодежи к эпическому наследию.
В последние годы собиранию и изучению фольклора стали уделять большое внимание. Сейчас этим планово стали заниматься сотрудники Института гуманитарных исследований, высшие учебные заведения, школы и Дома культуры республики, работники музеев, Национальная вещательная компания "Саха", Госкинохра-нилище, Республиканский единый научно-методический центр им. А.Е. Кулаковского и энтузиасты. Активизировалась публикация собранных материалов, масштабнее стало их изучение. В школах республики лаже ребята из начальных классов стали собирать и изучать устное народное творчество родного села, улуса и участвовать в ежегодном конкурсе юных исследователей "Шаг будущее". В результате ежегодно вводятся в научный оборот новые материалы.
Институт гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия) в 2002 г. Организовал фольклорную экспедицию в заречную зону улусов, возобновив, таким образом, после большого перерыва нужное дело — экспедиционное обследование и собирание устного народного творчества.
В качестве объектов исследования выбраны населенные пункты, которые являются очагами фольклорной традиции. Впервые собирание фольклора произведено в с. Лрылах и Мындагай Чурапчинского улуса, Нахара, Табага, Бырама Мегино-Кангаласского улуса, Танда Усть-Ал-данского улуса. Вторично посещены с. Черкех, Баяга Таттинского улуса, Эмисцы, Абага Ам-гинского улуса, Танда Усть-Алданского. Самыми крупными из Посещенных населенных пунктов являются Черкех Таттинского, Мындагай Чурапчинского, Табага Мегино-Кангаласского, Абага Амгинского улусов, здесь расположены главные усадьбы коллективных хозяйств. Села украшают новые школы-десятилетки, Дома культуры, есть почта, библиотеки, музеи.
Мы ставили перед собой такие цели: поиск и сбор фольклорных материалов для определения современного состояния устного народного творчества, сбор полных сведений о носителях, информаторах, местном фольклорном активе и приобщение к делу увековечения, сохранения фольклора людей, проживающих в данном населенном пункте, заполнение анкет "Современное состояние устного народного творчества".
Успешной, на наш взгляд, деятельности экспедиции в значительной степени способствовали понимание значимости, поддержка и одобрение проводимой работы со стороны населения улусов, охваченных экспедиционным обследованием. Например, учительница якутского языка и литературы Черкехской средней школы Слепцова Евдокия Павловна передала собранные лично сю фольклорные материалы. Это предания об известных силачах, бегунах, знаменитых богачах, шаманах; Степанова Мария Егоровна (1939 года рождения) из села Эмиссы Амгинского улуса передала сочиненные ею стихи и песни и т.д.
Продуманная организация фольклорной экспедиции позволила нам побывать в 15 населенных пунктах заречной зоны улусов республики, ближе познакомиться с людьми разных профессий и возрастов, глубже вникнуть, лучше узнавая жизнь и быт тружеников села, ближе познакомиться с творчеством знатоков и исполнителей произведений фольклора. В насе-ленных пунктах главы администраций, директора сельских домов культуры, работники музеев познакомили с прошлым и настоящим родных мест, рассказали о культурных очагах, о состоянии самодеятельности и охарактеризовали отдельных исполнителей произведений народного творчества.
Основные результаты сбора фольклорных материалов в ходе экспедиции могут быть описаны следующим образом:
1. Мегино-Кангаласский улус. В сс. Табага, Хочо, Бырама, Соло с 14 по 17 ноября экспедицией зарегистрирован 1 сказитель, записаны
фольклорные произведения от 31 информатора. Общее количество записанных образцов — 164. Записанные образцы относятся к 12 жанрам: олонхо — 2, песни и тойуки — 10, алгыс — 2, осуохай — 2, предания, легенды — 53, воспоминания — 47, автобиографии — 23, этнографические материалы — 3, загадки — 3, басни — 2, обряды — 15, приметы, сновидения — 1. Общее количество анкетируемых — 122 человека.
Нашими информаторами в основном были люди в возрасте от 50 до 85 лет, умудренные жизненным опытом носители народного творчества.
2. Амгинский улус. В сс. Эмисцы, Амга, Абага с 22 по 28 ноября от 32 информаторов записано 217 образцов. Записанные образцы относятся к 13 жанрам: олонхо — 4, песни и тойуки — 24, алгысы — 3, осуохай — 2, чабыргахи — 3, предания, легенды — 87, воспоминания — 44, автобиографии — 29, этнографические материалы — 5, загадки — 3, стихи, басни — 1, обряды — 6, приметы, сновидения — 6. Анкетой охвачены 73 человека.
3. Чурапчинский улус. В сс. Мындагай, Ары-лах с 29 ноября по 11 декабря экспедиция работала с 17 информаторами. Общее количество записанных образцов — 93. Записанные образцы относятся к 8 жанрам: чабыргахи — 2, предания, рассказы — 59, воспоминания — 5, автобиографии — 14, этнографические материалы — 4, стихи, басни — 4, обряды — 4, сказки — 1. Количество анкетируемых — 76 человек.
4. Таттинский улус. В сс. Черкех, Ытык-Юоель, Томтор с 2 по 8 декабря экспедицией зарегистрирован 1 сказитель, записаны фольклорные произведения от 38 информаторов. Общее количество записанных образцов — 313. Они образцы относятся к 14 жанрам: олонхо — 1, песни, тойуки — 26, алгысы — 8, осуохай — 4, чабыргахи — 1, легенды, рассказы — 146, воспоминания — 64, автобиографии — 34, кулинарные рецепты — 11, этнографические материалы — 6, загадки — 1, стихи, басни — 5, обряды — 4, приметы, сновидения — 2. Количество анкетируемых — 76 человек.
5. Усть-Алданский улус. В сс. Танда, Бэрия. Кэптэни с 12 по 20 декабря экспедицией от 12 информаторов записано 70 образцов. Записанные образцы относятся к 6 жанрам: предания, рассказы — 29, воспоминания — 22. автобиографии — 11, этнографические материалы — 5. обряды — 1, приметы, сновидения — 2. Анкетированием охвачено 88 человек.
Таким образом, в общей сложности от 131 информатора записано 857 образцов фольклора. Записи, произведенные на диктофоне в объеме 59 аудиокассет, переданы для перезаписи местным энтузиастам в фонд местных музеев. Мест-
ный актив помог нам расшифровать собранный фольклорный материал в объеме 43 аудиокассеты. Созданию такого актива способствовала хорошо налаженная разъяснительная деятельность среди местных жителей в процессе непосредственного общения.
Наибольшее количество произведений записано в с. Черкех Таттинского улуса. Остальные населенные пункты не различаются между собой по степени сохранности фольклорных традиций: во всех есть, хотя и единицы, свои знатоки фольклора, везде живут в народной памяти воспоминания, рассказы об известных богачах, силачах, шаманах. Повсеместно сузилась сфера бытования традиционного фольклора. В материалах экспедиции фольклорные жанры представлены неравномерно. Преобладает материал прозаический, записи песенного фольклора единичны.
В итоге личных наблюдений и на основе собранных материалов можно прийти к выводу, что в заречной зоне улусов фольклор в данное время не играет той роли в культурной и духовной сфере, какую он играл раньше, его значение в жизни сельского человека в определенной степени утеряно.
Мы, вникая в современный репертуар во всех его проявлениях, составили объективное представление о бытующих ныне произведениях фольклора. Наблюдения участников экспедиции подтверждают, что сейчас самой наиболее бытующей и продуктивной формой фольклора являются предания, легенды, тойуки, песни. Они сохранились лишь в памяти отдельных представителей старшего и очень редко среди среднего поколения. Наименее распространенными и жизнеспособными нам кажутся песни-импровизации, рассказы-воспоминания живых участников памятных событий, осуохай с новым содержанием. Сказочная традиция, по общему признанию, затухает, сокращается сказочный репертуар, как и сама сфера его бытования.
Якутский эпос в этих улусах раньше имел глубокие корни. В настоящее время олонхо в его прежнем виде почти не встречается, исполняется редко. Да и исполнителей осталось немного. За время экспедиции нами зарегистрировано 2 сказителя: Решетников Петр Егорович из с. Черкех Таттинского улуса и Бандерова Мария Васильевна из с. Эмиссы Амгинского улуса.
В последнее время детские коллективы все чаще берутся за инсценировку фрагментов олонхо, лучшие работы пользуются успехом у публики. Несомненную роль в этом играют ежегодные республиканские смотры-конкурсы "Мин олонхо дойдутун оготобун". Такие постановки имели место, например, в с. Черкех Таттинского улуса. Руководителем этого детского коллектива более десяти лет работает отличник культуры РС (Я)
Вырдылина Мотрена Петровна. В последнее время в концертные программы сельских Домов культуры иногда включаются только небольшие отрывки из олонхо. И вместе с тем дети, молодежь недостаточно знают фольклор, чтобы по-настоящему понимать и любить его.
Итоги сбора материала показали еще и другое: фольклор лучше сохранился там, где больше развита национальная культура. В с. Черкех Таттинского улуса собраны разнообразные, активно бытующие произведения, характеризующие современное состояние фольклора. На территории села расположены коллективное хозяйство, сельский Дом культуры, драмтеатр, средняя школа, историко-этнографичсский мемориальный музей. В селе оказалось немало небольших семейных и детских групп с достаточно большим репертуаром традиционных народных песен. Здесь записаны образцы почти всех жанров фольклора.
Наиболее интересные, в хорошей сохранности произведения нами записаны в селах Быра-ма и Нахара Мегино-Кангаласского улуса, с. Танда Усть-Алданского улуса, с. Эмиссы Амгинского улуса, с. Баяга Таттинского улуса. Здесь встретили и отдельных исполнителей, и мужской ансамбль, обладающий высокой художественной культурой, людей, стремящихся к сохранению традиции. В то же время в сравнительно большой деревне Абага Амгинского улуса жители неохотно откликались на наши просьбы спеть, рассказать, с трудом припоминали что-либо из устного народного творчества. Собирательская практика показывает, что информаторы гораздо охотнее соглашаются исполнить или рассказать, если надеются, что потом их исполнение можно будет послушать по радио, по телевидению или оно будет зафиксировано в книге.
Исполнители, знатоки и просто памятливые люди могут вспомнить многое. Но их "живой" репертуар определяется эстетическими потребностями среды. Любое праздничное событие, по рассказам жителей, в населенных пунктах, в которых побывали мы, по-прежнему сопровождает тойук, алгыс. народная песня. На основе небольших семейных, мужских, женских и детских ансамблей в некоторых селах при сельских Домах культуры создаются фольклорные коллективы. Подобные коллективы имеются в селах Черкех, Баяга Таттинского, Табага Мегино-Кангаласского, Танда Усть-Алданского, Мындагай Чурап-чинского улуса. Среди них выделяются некоторые ансамбли, по уровню близкие к профессиональным. Таковы ансамбли сел Табага Мегино-Кангаласского, Танда Усть-Алданского улусов. Они выступают не только на сцене собственных клубов, но и на районных и республиканских смотрах художественной самодеятельности.
Фольклор в современности функционирует постольку, поскольку сохраняется уклад жизни, соответствующий той традиции, благодаря которой фольклор единственно и способен функционировать.
В с. Эмиссы, Амга Амгинского улуса живут и пользуются уважением такие исполнительницы песен, как Степанова Мария Егоровна (1939 г.р.), Борисова Мария Николаевна (1937 г.р.), Пестерев Егор Егорович (1940 г.р.) и Новиков Иван Николаевич (1929 г.р.). Репертуар их состоит и из народных песен, которые с большим удовольствием слушают односельчане. Их пояснения о месте и времени исполнения этих произведений были отнесены к послевоенному периоду. Любимыми песнями Марии Егоровны и Егора Егоровича являются "Песни Чулбук". Эти песни в свое время распространились широко. Особый интерес имеют песни-туойсуу между мужчиной и женщиной, исполненные супругами Марией Николаевной и Егором Николаевичем Тимофеевыми из с. Черкех Таттинского улуса. Иногда можно наблюдать факт проникновения в фольклорный репертуар стихов поэтов, положенных на известные мелодии, которые пользуются любовью и затрагивают жизненные проблемы. Такие стихи близки людям, их быстрее усваивают и ноют.
Много интересного рассказал в с. Нахара Ме-гино-Кангаласского улуса Бурнашсв Иннокентий Дмитриевич (1928 г.р.). Он хорошо помнит и знает, откуда берет начало тот или иной образец фольклора. С детских лет Иннокентий Дмитриевич слышал от своих родителей много преданий о старине.
По рассказам информаторов Мегино-Канга-ласского улуса, на территории улуса проживали известные богатыри, великие шаманы, выдающиеся бегуны, знаменитые богачи. О них сохранилось много преданий.
Интересны рассказы о своих предках Захарова Егора Егоровича (1933 г.р.) из села Эмиссы Амгинского улуса, Захаркина Афанасия Васильевича (1919 г.р.), Слепцова Ивана Афанасьевича (1928 г.р.), Решетникова Петра Егоровича (1929 г.р.) из села Черкех, Хатылаева Романа Егоровича (1934 г.р.), Попова Александра Иосифовича (1936 г.р.) из села Томтор Таттинского улуса. Многие информаторы хорошо знают историю своего фольклорного репертуара.
В записях целый ряд воспоминаний представлен лишь отдельными отрывками, даже несколькими фразами. Они самостоятельного значения не имеют, могут быть нужны только для того, чтобы засвидетельствовать факт бытования определенного текста в то или иное время в конкретной местности.
Замечательно, что в самых отдаленных селах Мындагай и Арылах Чурапчинского улуса носи-
тели и певцы сохранили достаточно богатый репертуар устного народного творчества. Большое место в нем занимают рассказы о предках, о чу-рапчинском переселении, чабыргахи. Необходимо отмстить ценность воспоминаний, рассказов, записанных в селе Мындагай от Дьячковского Егора Семеновича (1926 года рождения). Он сохранил в памяти уникальные фольклорные материалы. Некоторые знатоки хранят в памяти всю родословную своего рода, своего наслега. Со слов таких знатоков записан целый цикл преданий.
Особого внимания заслуживает Данилова Мария Устиновна — Бакаа Маайа (1927 г.р.) из села Арылах Чурапчинского улуса. Она исполнила ча-быргахи об окружающей жизни, о людях.
Из записей в селе Абага Амгинского улуса интересны предания, легенды, записанные от Яковлева Спиридона Васильевича (1941 г.р.), Пестерсвой Майи Дмитриевны (1941 г.р.) и Бе-лолюбекого Иннокентия Ильича (1921 г.р.).
Такую же огромную ценность представляют материалы, записанные от Нсустроева Бориса Федоровича (1945 г.р.), Александры Петровны (1934 г.р.) и Степана Егоровича (1931 г.р.) Гоголевых, Егорова Николая Ивановича (1953 г.р.) из села Баяга Таттинского улуса.
Экспедиция подтвердила, что как традиционный фольклор, так и новые произведения устного народного творчества, не так широко, как раньше, но еще бытуют, что среди населения живут и продолжают пользоваться всеобщим уважением единицы мастеров устного народного творчества, что фольклорная традиция в настоящее время, как и много лет тому назад, имеет глубокие корни, что на смену старшему поколению приходит новое. Экспедиция выявила значительное количество ранее не записанных произведений фольклора.
Налицо и другие тенденции. Например, актуализировалась традиция народной медицины. Ценны рассказы народных целителей из села Бэ-рийэ Усть-Алданского улуса Турантаева Гурия Ивановича, Егоровой Александры Петровны, а также Федотова Николая Алексеевича из села Нахара Мегино-Кангаласского улуса. Народные лекари, раньше вынужденные скрывать от людей свои уникальные способности, сегодня приоткрыли завесу тайн лечебной практики, народной медицины в целом.
Ограниченность срока и обширность территории полевых работ не позволили нам полнее и глубже ознакомиться с сегодняшним состоянием фольклора. Это была по существу только фольклорная разведка, давшая нам основные сведения о бытовании фольклора в заречной зоне улусов. Поэтому выводы, полученные нами в процессе полевой работы, мы считаем ориентировочными.
требующими подтверждения. Но следует отметить, что участники экспедиции собрали материал достаточно большого объема, таким образом, расширили и обогатили архивный фонд необходимым материалом для будущих сравнительных исследований. Работа оказалась очень увлекательной. В нашей памяти остались добрые, талантливые люди, их песни, рассказы, воспоминания. Полученные данные в ходе экспедиционных работ мы стараемся популяризовать на круглых столах, семинарах, конференциях разного уровня.
Экспедиционные исследования по улусам республики в будущем необходимо продолжать с использованием новых технологий. Мы надеемся, что они и впредь обнаружат немало материалов, которые значительно обогатят наши представления о современном состоянии устного народного творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горький М. О литературе. М., Гослитиздат, 1961. - С. 452.
2. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. - Якутск, 1976.
3. Данилова А.Н. Из истории собирания фольклора в зоне заречных улусов // Якутский архив. 2004. №1. стр. 41-47.
4. Илларионов В. В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. - Новосибирск: Наука, 2006.