Научная статья на тему 'Современное состояние экскурсионного туризма в Краснодарском крае'

Современное состояние экскурсионного туризма в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
664
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНОДАР / KRASNODAR / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / KRASNODAR TERRITORY / ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ / EXCURSION TOURISM / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА / TRAVEL AGENCY / ЭКСКУРСИОННОЕ БЮРО / ЭКСКУРСИЯ / EXCURSION / ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ / MONUMENTS OF NATURE / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КРАСНОДАРА / EXCURSION BUREAU / SIGHTS OF KRASNODAR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егорова Елена Николаевна, Сагандакова Елизавета Андреевна

В статье рассматриваются перспективы развития экскурсионного туризма в Краснодарском крае и городе Краснодаре, в частности. Приведен анализ потребительских предпочтений рынка экскурсионных услуг в Краснодарском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Егорова Елена Николаевна, Сагандакова Елизавета Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONDITION OF EXCURSION TOURISM IN KRASNODAR REGION

The article discusses the prospects of the development of excursion tourism in the Krasnodar region and in particular the city of Krasnodar. The analysis of consumer preferences of the market of excursion services in the Krasnodar Territory is given in the article.

Текст научной работы на тему «Современное состояние экскурсионного туризма в Краснодарском крае»

Педагогика

УДК:379.8

кандидат педагогических наук, доцент Егорова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);

студентка 3 курса направления подготовки 43.03.02 Туризм Сагандакова Елизавета Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития экскурсионного туризма в Краснодарском крае и городе Краснодаре, в частности. Приведен анализ потребительских предпочтений рынка экскурсионных услуг в Краснодарском крае.

Ключевые слова: Краснодар, Краснодарский край, экскурсионный туризм, туристическая фирма, экскурсионное бюро, экскурсия, памятники природы, достопримечательности Краснодара.

Annotation. The article discusses the prospects of the development of excursion tourism in the Krasnodar region and in particular the city of Krasnodar. The analysis of consumer preferences of the market of excursion services in the Krasnodar Territory is given in the article.

Keywords: Krasnodar, Krasnodar Territory, excursion tourism, travel agency, excursion bureau, excursion, monuments of nature, sights of Krasnodar.

Введение. Краснодар является одним из наиболее привлекательных для посещения городов. В 2017 году южная столица вошла в ТОП-10 туристических городов России [1]. Обладающий историко-культурным наследием и большим потенциалом для формирования экскурсионных услуг и продвижения их на внутреннем и внешнем рынках, зачастую Краснодар остается забытым туристами, являясь для многих путешественников перевалочным пунктом к черноморскому побережью России.

В городе - 18 крупных зеленых зон: парков, садов, аллей с удивительным ландшафтным дизайном и редкими насаждениями; порядка 20 музеев, художественных галерей, выставочных залов, в том числе, музеев под открытым небом; более 60 уникальных архитектурных сооружений, скульптур, памятников, мемориальных комплексов и все они - достопримечательности и культурные объекты Краснодара и Краснодарского края. Ежегодно столица Кубани становится площадкой для проведения музыкальных фестивалей, конкурсов различных направлений искусства.

Формулировка цели статьи. Однако, экскурсионная деятельность в городе Краснодаре развито слабо. Прежде всего следует отметить, что под организованной экскурсионной деятельностью понимается предложение стандартизованной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг. Под экскурсионной услугой понимается услуга по удовлетворению познавательных интересов экскурсантов (туристов), включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий. В ходе написания научной работы была определена основная цель исследования - изучение современного состояния рынка экскурсионных услуг в городе Краснодаре и Краснодарском крае.

Изложения основного материала статьи. В большинстве своем рынок экскурсионных услуг предлагает туристам отправиться в однодневные туры по достопримечательностям Краснодарского края из Краснодара. Каждое второе туристическое агентство предоставляет маршруты в Гуамское ущелье, плато Лагонаки, выставочный комплекс Атамань, дольменные комплексы Апшеронского и Геленджикского районов [2].

Туристические фирмы, реже - экскурсионные бюро, предлагают следующие услуги:

- Обзорные и тематические экскурсии по Краснодару.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте.

Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента. Практически все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько подтем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности [3, 56 c.].

- Большой популярностью также пользуются экскурсии по природным памятникам Краснодарского края и республики Адыгея. Каждый выходные организуются однодневные поездки в близлежащие уголки Кубани. Чтобы добраться до природных красот черноморского побережья и в полной мере осмотреть их, необходимо потратить два дня. Например, посещение Таманского полуострова, а именно, Ханского озера с целебной вулканической глиной. Такая экскурсия чаще всего комбинируется с посещением этнокомплекса Атамань.

- Тематические экскурсии по Краснодару. Существуют экскурсии для более детальной, узкой направленности. Такие экскурсии будут интересны и познавательны тем, кто провел несколько дней городе, а также местным жителям, школьникам, студентам. Такими экскурсиями могут быть, к примеру, «Летопись архитектуры Екатеринодара», «Дорога к храму», «Город, опаленный войной» «Краснодар литературный». Способы передвижения на таких экскурсиях могут быть как автобусно-пешеходный, так и просто пеший [2].

Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии, ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические).

В ходе написания научной статьи, было проведено анкетирование с целью получения информации для анализа потребительских предпочтений рынка экскурсионных услуг в Краснодарском крае. Разработанные анкеты были размещены в социальных сетях, группах и каждый желающий мог принять участие в анкетировании. Всего удалось собрать 92 анкеты, заполненные респондентами в сети Интернет.

Одной из самых многочисленных социальных групп стало студенчество в возрастной категории от 17 до 23 лет - они составили 62,3% всех респондентов. 84,2% из опрошенных - девушки,15,8% - молодые люди.

50% опрошенных студентов никогда не прибегали к услугам туристических агентств. 34,2% опрошенных иногда пользуются услугами туристических компаний, 13,1% пользуются услугами туристических агентств время от времени, 2,6% - на постоянной основе.

При подборе экскурсионного продукта, большая часть опрошенных студентов руководствуется такой целью, как отдых - 47,3%; 18,4% - экскурсии; 13,2% - экстремальный отдых; 10,5% - обучение и повышение квалификации.

По распределению предпочтений относительно страны будущего отдыха, студенты разделились следующим образом: 39,4% студентов предпочитают путешествовать по России и странам СНГ, 60% предпочитают путешествовать за рубежом.

Для 68,4% опрошенных студентов имеет значение наличие экскурсионных маршрутов, 23,8% опрошенных утверждают, что наличие экскурсий не имеет значения, 7,8% затруднились ответить на поставленный вопрос.

44,7% опрошенных студентов предпочли бы не более двух-трех экскурсий в недельном туре, 28,9% смогли бы посетить не более четырех экскурсий, 13,1% опрошенных предпочли бы более шести экскурсий, 10,5% готовы отправиться не более чем на пять экскурсий.

В большинстве своем 65,7% опрошенных студентов отдают предпочтение обзорным экскурсиям в совокупности с историческими, искусствоведческими, литературными, археологическими, архитектурно-градостроительными экскурсиями. Спрос на экологические экскурсии не так велик, всего лишь 10,5% посетили бы экскурсии такого рода.

Однако, 60,5% студентов отметили, что чувствовали необходимость в новых тематиках экскурсий, 28,9% респондентов довольны уже представленными тематиками экскурсий на рынке туристических услуг, 7,8% затруднились ответить на поставленный вопрос.

Относительно транспортных услуг 65,7% опрошенных отдали предпочтение комбинированным средствам передвижения, 18,4% предпочитают передвигаться пешком, 7,8% выбирают автомобильный арендованный транспорт, по 2,6% респондентов высказали предпочтение средствам индивидуального передвижения и личному автомобилю.

Практически все респонденты - 92%, высказались за необходимость хороших точек обзора для фотографий на маршруте экскурсий. 8% не уверены, так ли это необходимо.

68,4% готовы прибегнуть к дополнительным услугам, например, подборке ресторанов и кафе на маршруте экскурсии. 23,6% студентов не нуждаются в таких услугах, 7,8% респондентов не смогли дать однозначного ответа на вопрос.

Аналогично, 78,9% респондентов хотели бы быть осведомлены о локальных мероприятиях, не входящих в тур или экскурсионный маршрут, 21% не уверены, так ли это необходимо.

Среди опрошенных студентов 57,8% уже пользовались экскурсионными услугами в Краснодарском крае. 47,3% из них остались довольны, 10,5% не могут дать однозначный ответ на вопрос. 42% студентов не пользовались экскурсионными услугами в Краснодарском крае, а значит, не могут оценить ситуацию на рынке услуг.

55,2% опрошенных заинтересованы в посещении экскурсии по мистическим местам в Краснодарском крае, 31,5% отдали предпочтение экскурсии по местам съемок знаменитых кинокартин, чуть меньшим интересом пользуются гастрономические и аграрные экскурсии - по 21% каждая.

Участие в анкетировании также приняли граждане средней возрастной категории следующих социальных групп:

1..работники бюджетной сферы представлены в возрасте от 25 до 39 лет и составляют 13,1%;

2..Возраст офисных работников колеблется от 38 до 43 лет - они составили 6,6% опрошенных;

3..Наименьшее процентное соотношения в возрасте от 21 года до 42 лет составляют индивидуальные предприниматели - 3,3%; Государственные служащие - 1,6% и временно безработные - 1,6%.

По гендерному признаку опрошенные разделились в следующем соотношении: 68,7% - женщины, 31,3%

- мужчины.

43,7% - никогда не пользовались услугами туристических агентств, 25% прошенных иногда прибегают к их услугам, 18,7% время от времени обращаются в туристические агентства и лишь 12,5% пользуются их услугами на регулярной основе.

Приоритетной целью при выборе туристского продукта также является отдых - 43,7%, для 31,2% опрошенных главной целью являются экскурсии, 18,7% приобретают туристские продукты с целью обучения или повышения квалификации, 6,2% опрошенных задумываются о лечении.

Чуть более старшее поколение, чем студенты, отдает предпочтение отдыху в России и странах СНГ (56,2%), нежели за рубежом (43,8%).

75% опрошенных считают, что экскурсии все еще являются важной составляющей любого тура, однако касательно оптимального количества экскурсий в недельном туре мнения разошлись: 37,5% хотели бы посетить две экскурсии, 25% уверены, что четыре экскурсии более чем достаточно, равное количество опрошенных (12,5%) отдают предпочтение трем экскурсиям, не более пяти, и более шести экскурсий в недельном туре.

Популярными остаются обзорные и искусствоведческие экскурсии у 56,2% респондентов, исторические

- 75%, литературные - 25%, археологические - 31,2%. А вот популярность экологических экскурсий оставляет желать лучшего - всего лишь 6,2% опрошенных не отказались бы их посетить.

68,7% опрошенных заявили, что, хотя бы раз чувствовали необходимость в новых, интересных тематиках экскурсий.

При выборе транспортных средств 75% отдают предпочтение комбинированным средствам передвижения на маршруте экскурсий, 12,5% хотели бы передвигаться на арендованном автомобиле, средства индивидуального передвижения и пеший способ передвижения поделили по 6,2% каждый.

Почти единогласно респонденты изъявили о необходимости хороших точек обзора для фото - 93,7%.

62,5% высказались за необходимость подборки ресторанов и кафе. Чуть в большей степени нуждаются опрошенные в информировании о локальных мероприятиях - 75% ответили утвердительно.

Половина опрошенных (50%) ранее пользовались экскурсионными услугами в Краснодарском крае и осталась довольна.

37,5% хотели бы посетить экскурсию по местам съемки знаменитых кинокартин, 31,2% отдали предпочтение экскурсии по мистическим местам Краснодарского края, 18,7% высказались за посещение археологической экскурсии и в одинаковом соотношении разделились респонденты относительно аграрных и гастрономических экскурсий - по 6,2% каждая.

Еще одной социальной группой, принявшей участие в анкетировании, оказались пенсионеры. Они составили 11,5% всех опрошенных. 87,5% опрошенных пенсионеров - женщины, 12,5% мужчины.

12,5% - никогда не пользовались услугами туристических агентств, 25% опрошенных иногда прибегают к их услугам, 37,5% респондентов время от времени обращаются в туристические агентства и 25% пользуются их услугами регулярно.

Приоритетной целью при выборе туристского продукта также является отдых - 62,5%, для 25% опрошенных главной целью являются экскурсии, 12,5% респондентов приобретали путевки с целью лечения.

Старшее поколение отдает предпочтение отдыху в России и странах СНГ (62,5%), чем за рубежом (37,5%).

88% опрошенных считают, что экскурсии все еще являются важной составляющей любого тура и проявляют к ним небывалый интерес: 62,5% хотели бы посетить более пяти экскурсий в недельном туре, 37,5% отдали предпочтение трем экскурсионным маршрутам.

Особой популярностью среди пенсионеров пользуются обзорные экскурсии 75% отдают предпочтение именно им. 25% заинтересованы в посещении экскурсий исторической направленности.

62,5% опрошенных заявили, что, хотя бы раз чувствовали необходимость в новых, интересных тематиках экскурсий.

При выборе транспортных средств 75% отдают предпочтение комбинированным средствам передвижения на маршруте экскурсий, 25% предпочли бы передвигаться на арендованном автомобиле.

75% респондентов изъявили о необходимости хороших точек обзора для фото.

75% опрошенных пенсионеров считают, что скорее всего не нуждаются в подборе кафе или ресторана, а 25% ответили на поставленный вопрос «нет».

50% респондентов хотели бы владеть информацией о культурных событиях региона, не включенных в программу.

75% ранее пользовались экскурсионными услугами в Краснодарском крае и осталась довольна.

Относительно выбора тематических экскурсий респонденты разделись почти одинаково: по 37,5% пенсионеров хотели бы посетить экскурсию по местам съемки знаменитых кинокартин и археологические экскурсии. Свой интерес к экскурсии по мистическим местам в Краснодарском крае высказали 25% опрошенных.

На основе анализа полученной информации в ходе анкетирования в сети Интернет можно судить о отношении и доверии граждан различных социальных групп и возрастных категорий к туристическим агентствам. Также были выявлены основные цели приобретения туристских продуктов гражданами. Ими являются отдых, посещение экскурсий, обучение, реже активный отдых.

При подборе желаемого туристического продукта, какая из целей является для Вас наиболее приоритетной?

ф Отдых

ф Экстремальный спорт

■ Обучение и повышение квалифик... ф Лечение

ф Посещение экскурсий ф Ни одна из вышеперечисленных ф Отдых активный и пассивный, ле... Ф Все вышеперечисленное

VIТ

Рисунок 1. Диаграмма соотношения приоритетных целей потребителей при покупке тура

По итогу, половина граждан отдает предпочтение отдыху в России и странах СНГ, аналогично с отдыхом за рубежом.

Вы предпочитаете путешествовать:

Рисунок 2. Диаграмма соотношения потребительских предпочтений по географическому признаку

Объединив данные касательно количества экскурсий в недельном туре, можно сделать вывод, что туристы чаще отдают предпочтение трем или четырем экскурсиям продолжительностью от двух до трех часов каждая.

Рисунок 3. Диаграмма соотношения потребительских предпочтений относительно количества

экскурсий в туре

По тематической направленности обзорные, исторические, искусствоведческие экскурсии остаются лидерами среди опрошенных. Меньшее предпочтение граждане отдают экологическим, гастрономическим экскурсионным маршрутам. Однако, более половины опрошенных утверждают, что чувствуют необходимость в свежих тематических направлениях экскурсионного сервиса.

Относительно также большая часть опрошенных отдает предпочтение комбинированным средствам передвижения, например, автобусно-пешему. Практически абсолютное большинство респондентов считают, что точки лучшего обзора для фотографий должны быть на маршруте экскурсии.

Однозначного мнения относительно подбора кафе и ресторанов на маршруте экскурсии выявить не удалось: этот вопрос является сугубо индивидуальным для каждого человека. Тем не менее, более половины опрошенных хотели бы знать о культурно-досуговой программе, не в ходящих в экскурсию.

Практически одинаковое соотношение получилось относительно пользования экскурсионными услугами в Краснодарском крае - половина респондентов ответили «да». Менее половины из них остались довольны приобретёнными услугами.

Относительно тематических экскурсий удалось установить факт того, что граждане заинтересованы в экскурсиях мистической, кинематографической и гастрономической направленности.

Какую, на Ваш взгляд, экскурсию, Вы бы посетили с наибольшим предпочтением?

ф Экскурсию, связанную с

ми ста чески ми местами в Краен од... 0 Гастрономическую экскурсию по Краснодарскому краю Экскурсионный маршрута Краснодарском крае по местам с... ф Археологическую экскурсию ф Аграрную экскурсию (например.

связанную с винным производств... ф по местам которые лучше всего х...

Рисунок 4. Диаграмма соотношения потребительских предпочтений относительно тематических

экскурсий

Выводы. Таким образом, можно вывести несколько отличительных особенностей региона:

1. Краснодарский край представляет собой регион, богатый значительным историко-культурным наследием, местом интеграции многих национальностей Российской Федерации;

2. Краснодар - южная столица России - уникальный город, сочетающий в себе европейский шик и традиционную казачью культуру;

3. Природные памятники и объекты Кубани являются обширной базой для развития экологического туризма с элементами экскурсий.

Вышеперечисленные особенности Краснодарского края являются крепким фундаментом для стабильного развития экскурсионного туризма на Кубани и его превращении в одну из отраслей краевой экономики.

Литература:

1 ТурСтат: исследование рынка туризма и путешествий в России и СНГ // Электрон. дан. Режим доступа URL: http://turstat.com/besttravelcityrussia2017 (дата обращения 24.11.2017)

2 ПутЭкс41: экскурсионное бюро // Электрон. дан. Режим доступа URL: http://putehks41.blizko.ru/ (дата обращения: 01.11.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, профессор Елисеева Елена Владимировна

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат технических наук, доцент Иванова Наталья Александровна Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат философских наук, доцент Малинников Сергей Григорьевич

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ОПТИМИЗАЦИОННОГО

ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость совершенствования информационно-технологической подготовки студентов вуза с учетом требований ФГОС ВО, отечественных и зарубежных стандартов в сфере информационных технологий на базе использования практико-ориентированного и оптимизационного подходов в обучении.

Ключевые слова: информационно-технологическая подготовка, студент, университет, практико-ориентированное обучение, оптимизационный подход, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Annotation. The article substantiates the need to improve the information technology training of University students taking into account the requirements of the GEF VO, domestic and foreign standards in the field of information technology based on the use of practice-oriented and optimization approaches in teaching.

Keywords: information technology training, student, University, practice-oriented training, optimization approach, e-learning, distance learning technologies.

Введение. В настоящее время проблема повышения качества подготовки специалистов для современной экономики страны приобретает особую значимость. В этой связи весьма актуальным становится изучение современных тенденций развития образования в новых условиях жизнедеятельности человека и широкомасштабной информатизации всех сфер жизни общества (Е.Н.Пасхин. А.Д.Урсул).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.