Малафеева Ирина Михайловна
студентка, направления подготовки «Менеджмент», кафедра менеджмента и административного управления Российского государственного социального
университета, г. Москва Malafeeva Irina Mikhailovna student, training direction «Мanagement», Department of management and administrative Department, Russian state social University, Moscow
e-mail: miloyara@mail .ru
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В АО «АЛЬФА-БАНК»
The modern state of remote banking service at jsc «Alfa-bank»
Аннотация: Статья посвящена анализу развития дистанционного банковского обслуживания на примере АО «Альфа-Банк». Рассмотрены основные позиции и преимущества систем дистанционного банковского обслуживания Банка
Ключевые слова: дистанционное банковское обслуживание, АО «Альфа-Банк»,
Annotation: The article is devoted to analysis of the development of remote banking services on the example of JSC «Alfa-Bank». Describes the main positions and the advantages of e-banking systems Bank
Keywords: remote banking services, JSC «Alfa-Bank»
Миссия АО «Альфа-Банк» достаточно четко перекликается с ролью дистанционного банковского обслуживания в жизни клиента: «Мы верим, что свобода — ключевая ценность современного человека. Объединяя неравнодушных людей, их опыт и энергию, мы помогаем вам быть свободнее в поступках и мечтах». Дистанционное банковское обслуживание один из самых эффективным современных способов повысить мобильность клиента и дать ему свободу от необходимости решать финансовые вопросы, с которыми он сталкивается, постоянно обращаясь в отделение банка.
«Альфа-Банк», основанный в 1990 году, является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций. По итогам 2015 года «Альфа-Банк» подтверждает лидирующие позиции в банковском секторе России. «Альфа-Банк» победил сразу в трех номинациях Третьей Ежегодной премии инноваций и достижений финансовой отрасли «Банковская сфера», организованной журналом «Банковское обозрение». Второй год подряд банк удостоился номинации «Самый инновационный банк» как финансовое учреждение, применяющее в своей работе наиболее современные и передовые технологии.
24 мая 2000 года у «Альфа-Банка» появляется первая функция дистанционного банковского обслуживания - заказ банковских карт через интернет. В мае 2003 Альфа-Банк объявил о запуске услуги - Интернет-Банк по пластиковым картам. В октябре 2004 года «Альфа-Банк» запустил первый сервис SMS-сообщений о проведенных операциях по пластиковой карте. В сентябре 2005 года «Альфа-Банк» представил инновационную услугу оплаты сотовой связи со своих карт. В ноябре 2014 клиенты «Альфа-Банка» получили новый дистанционный канал банковского обслуживания («Альфа-Сенс»), c персональным финансовым помощником, позволяющий совершать банковские операции.
За прошедшие 16 лет (с 2000 года) «Альфа-Банк» внедрил множество инструментов дистанционного банковского обслуживания, которые существенно улучшили мобильность клиентов и качество оказываемых услуг со стороны Банка.
В России в 2014 году уже 40% платежей физических лиц совершается через системы интернет-банкинга. Доля объема банковских платежей физических лиц, совершенных через Интернет за 2014 год, выросла до 22% (+7 п.п. по сравнению с данными за 2013 год) и составила 1,7 трлн руб. в абсолютном выражении. Практически каждый второй платеж в 2014 году совершался через интернет-банкинг: количественная доля платежей физлиц, совершенных через Интернет, достигла 40%, показав прирост в 13% по сравнению с данными 2013 года
Постоянное развитие и усовершенствование систем дистанционного банковского обслуживания позволило «Альфa-Банку» занять почетное 3 место в рейтинге агентства Markswebb Rank & Report (Таблица 1 Рейтинг эффективности интернет-банкингов российский банков. Оценка эффективности Интернет-банкинга по шкале от 0 до 100 баллов. В скобках приведена оценка удобства пользования по шкале от 1 до 5 баллов).
Таблица 1 Рейтинг эффективности интернет-банкингов российский банков
Позиция в рейтинге Интернет-банкинг Оценка
1 Тинькофф Банк 76 (4)
2 Промсвязьбанк 68,5 (3,8)
3 Альфа-Банк 66,1 (3,8)
4 Сбербанк России 65,2 (3,9)
5 Банк Русский Стандарт 63,5 (3,6)
6 Связной Банк 60 (3,8)
7 Банк Уралсиб 58,5 (3,8)
8 Банк Открытие 55,7 (3,4)
9 Банк Авангард 54,9 (2,7)
10 МТС Банк 53,5 (3,2)
При этом темпы прироста количественной доли вновь подключаемых пользователей рынка дистанционного банковского обслуживания замедляются, поскольку эффект «низкой базы» 2000-х годов уже исчерпан. По данным
Федеральной службы государственной статистики в демографическом прогнозе до 2030 года7, в среднем варианте развития ситуации, прирост население будет близок к нулю.
В таких условиях «Альфа-Банку», чтобы не потерять лояльную базу клиентов и получить конкурентные преимущества первого уровня (значительно влияющие на итоговое решение клиента о пользовании услугами конкретного Банка), банку необходимо эффективно реагировать на новые основные вызовы развития отрасли дистанционного банковского обслуживания.
На данный момент самыми серьезными вызовами отрасли являются:
• быстрый сдвиг в сторону мобильных приложений. На сегодняшний день интернет лидирует, но мобильные приложения уже показывают схожие результаты;
• больше удобства и саморазвивающиеся платформы (обучающиеся). Смартфон часть современного человека и банк должен поспевать за модными трендами;
• банковские карты исчезнут ближайшие 10 лет. Скоро все карты и возможно государственные документы будут оцифрованы и будут находится в смартфоне;
• сервисы по инвестированию, управлению финансами и помощники будут получать все большую популярность.
• персонализация ДБО. Есть клиенты, желающие всех инноваций, есть консервативные клиентов, поэтому ДБО станет разнообразным для различных клиентов. Особый набор услуг, разные цвета и иконки приложений, способы подтверждения платежей.
Многие из этих вызовов «Альфa-Банк» предвосхищает, поэтому создал совместно с фондом «Сколково» проект отбора лучших IT-решений для банковской сферы среди стартапов. Интерес в рамках отбора сосредоточен на проектах следующих направлений: BigData, «Интернет/мобильные решения», «Медиа аналитика», «Игры и развлечения» (геймификация), Носимые устройства (NFC), «Финансовые сервисы» (p2p кредитование, электронные кошельки, инвестиции для физических/юридических лиц и прочие), General Consumer (нестандартные каналы коммуникации, car sharing, on-demand сервисы), «Программы лояльности», «Финансовые советники». После определения наиболее перспективных проектов команды получат возможность запустить продукт и масштабировать его на аудиторию «Альфa-Банка».
Литература:
1. Бондалетов В.В., Бабич В.П. Государственные услуги: сущность и содержание основных понятий. В сборнике: Сборник научных трудов кафедры
1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики демографическом прогнозе до 2030 года http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
государственного, муниципального управления и социальной инженерии Москва, 2015. С. 40-47.
2. Бондалетова Н.Ф. Состояние жилищного строительства в современной России. Человеческий капитал. 2012. № 1 (37). С. 55-59.
3. Дадонова И. В., Кабанова В. О. Автоматизированная обработка банковской информации. Учебное пособие. - М. КноРус, 2014. - 176 стр.;
4. Официальный сводный годовой отчет Банка России за 2014 год http://www.cbr.ru/publ/god/ar_2014.pdf;
5. Официальный сайт агентства Markswebb Rank & Report «Internet Banking Rank 2015» http://markswebb.ru/e-finance/internet-banking-rank-2015;
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики демографическом прогнозе до 2030 года http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/de mography;
7. Официальный сайт АО Альфа-Банк «О Банке» https://alfabank.ru/about/;
8. Официальный сайт Ежегодная премия инноваций и достижений финансовой отрасли «Банковская сфера» http://bosfera.bosfera.ru/award.html;
9. Исследование «Эксперт РА» «Интернет-банкинг в России: потенциал не исчерпан» http://bankir.ru/publikacii/20150619/internet-banking-v-rossii-potentsial-ne-ischerpan-10006517/