П. К. Мавлонкулов, аспирант, Оренбургский государственный институт менеджмента e-mail: [email protected]
Б. М. Джураев, кандидат экономических наук, Институт предпринимательства и сервиса
e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Банковская система Республики Таджикистан, как в целом и экономика республики, находится на стадии становления. Поэтому в данной сфере присутствуют много проблем, решение которых способствует развитию банковской системы и экономики в целом. К числу существующих проблем в банковской системе можно отнести неопределённость денежно-кредитной политики страны на долгосрочный период; низкий уровень монетизации экономики; нестабильность развития банковской системы и т.д.. Мы считаем, что для решения этих проблем важную роль играет Национальный банк Таджикистана. Предложенные нами меры в статье могут в определенной степени способствовать развитию банковской системы, благоприятствовать макроэкономической стабилизации и развитию экономики страны в целом.
Ключевые слова: Банковская система; денежно-кредитная политика; денежные агрегаты; уровень монетизации экономики; ипотека.
В условиях начального этапа развития рыночных институтов банковская система Республики Таджикистана еще не реализовала всех своих стимулирующих возможностей. После преодоления трудностей и последствий гражданской войны банковская система Таджикистана до сих не приобрела необходимого запаса прочности и испытывает затруднения в наращивании своей капитальной базы.
Вопросы становления и развития банковской системы в период независимости изучались со стороны таких отечественных ученных, как Р. К. Рахимова, Шарифа Рахимзода, Х. У. Умарова, Б. Шарипова и других.
Несмотря на множество публикаций по проблемам становления и развития банковской системы, уровень разработки проблем остается недостаточным для целостного осмысления направлений повышения конкурентоспособности банковской системы Таджикистана, а также ее интеграции в мировую финансово-кредитную архитектуру.
Актуальность и практическая значимость данной статьи связана с тем, что создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской системы - одна из чрезвычайно сложных и важных задач экономической реформы в Таджикистане.
На современном этапе возникла необходимость уточнить роль банковской системы в обеспечении экономического роста в стране, выявить факторы ее устойчивости. Имеется и практическая необходимость изучения данной проблемы в связи с тем, что в настоящее время идет обсуждение стратегии развития банковского сектора Республики Таджикистана на период до 2020 года.
В условиях рыночной экономики банковская система в Республике Таджикистан является отраслью, при помощи которой можно стимулировать или сдерживать экономическое развитие страны. Стимулирующая же роль этой системы проявляется в полной мере, если она функционирует с учетом особенностей национальной экономики.
Экономике Таджикистана присущи следующие особенности. Во-первых, это экономика, которая функционирует как экономика суверенного государства, с точки зрения накопления опыта, непродолжительное время (с 1991 года). Во-вторых, это экономика, которая в результате гражданской войны понесла огромные материальные потери (по некоторым оценкам от 6 до 10 миллиардов долларов) и человеческие жертвы (более 150 тысяч человек). В-третьих, это
экономика, которая находится на переходном этапе - от централизованно-плановой к рыночной. В-четвёртых, в силу развития экономики республики в строгом соответствии с принципами разделения труда и специализации в рамках единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, развитие и размещение производительных сил республики происходило в ущерб комплексному и пропорциональному развитию народного хозяйства. В-пятых, из-за нестабильности политической ситуации на протяжении продолжительного времени реальное реформирование экономики с целью перехода на рыночные отношения началось лишь после установления мира и согласия в обществе, т.е. после 1997 года.
Вышеотмеченные особенности экономики Таджикистана предопределили динамику и уровень экономического развития, характер решения многочисленных социально-экономических проблем. Если говорить более конкретно, то следует отметить, что здесь ещё значителен разрыв современного объема производства продукции от начала спада в экономике (ВВП 2010 года, к ВВП 1990 года составляет 85,5%), уровень бедности - более 40%. Как показывает практика зарубежных стран, при таких условиях роль банковской системы в обеспечении дальнейшего роста экономики велика.
Банковская система, являясь ключевым звеном рыночной экономики, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, но и является ключевым звеном расчетного и платежного механизма хозяйственной системы страны [1].
От состояния финансово-кредитной системы государства существенным образом зависит степень защищенности и устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам, что имеет первостепенное значение для государственного суверенитета.
Не менее важно для государства устойчивое, надежное функционирование банковской системы страны. Без такой системы невозможно успешное осуществление государственных экономических, социальных, политико-правовых, экологических и других программ и проектов.
Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации. Изобретённая и построенная человеком, она воплотила в себе многогранный тончайший инструмент воздействия через валюту, деньги, банкноты, ценные бумаги на социально-экономические процессы, регулируя структуру, задавая направления развития и умело поддерживая стабильность функционирования денежного обращения, а посредствам него и всей экономики.
Банковская система Таджикистана является двухуровневой, схематически двухуровневая банковская система выглядит следующим образом (см. рис. 1):
Рис. 1. Структура банковской системы Таджикистана
Источник: составлено авторами.
Роль Национального банка Таджикистана в развитии экономики Таджикистана
Основными функциями Национального банка Таджикистана, как первого звена банковской системы являются:
1. Разработка и реализация денежно-кредитной политики Республики Таджикистан;
Национальный банк Таджикистана для осуществления своих задач в области денежно-кредитной и валютной политики использует следующие основные инструменты и методы:
- процентные ставки по операциям Национального банка Таджикистана (резервные требования);
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование банков;
- валютное регулирование;
- установление ориентиров роста денежной массы.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 18% обязательств банка и другой кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных членов кредитных организаций.
Действующие нормативы обязательных резервов являются высокими в сравнении с разви-
тыми странами, где этот показатель колеблется в пределах 5-12%.
2. Проведение экономического и денежного анализа и внесение на его основе Правительству Республики Таджикистан предложения, а также доведение результатов анализа до сведения общественности.
Данная функция взаимосвязана с контролем уровня монетизации экономики. От уровня монетизации экономики зависит процесс товарооборота в стране.
Под монетизацией экономики понимают обеспеченность ее деньгами, так как недостаток денег, равно как и их избыток, отрицательно сказываются на товарообмене и, соответственно, на развитии рыночных отношений.
Обеспеченность деньгами товарооборота может быть измерена с помощью коэффициента монетизации экономики (Кт).
Коэффициента монетизации экономики (Кт) предлагается рассчитывать путем отнесения «широких» денег (по денежному агрегату М2 в условиях республики Таджикистана) к ВВП.
Исходя из сказанного, Кт исчисляется (в %) по формуле:
Кт = М2 / ВВП
Значение коэффициента монетизации ВВП является основным индикатором усилий государства и его Национального банка по обеспечению контроля за денежной массой, недопущения бесконтрольного роста денежного оборота в условиях недостаточности товарного предложения.
Международная практика показывает, что для проведения расчетов (нормального обмена товарами и услугами) необходима монетизация на уровне 40%. Для осуществления нормальных инвестиций в основной капитал уровень монетизации экономики должен быть не ниже 80%. В Китае уровень монетизации экономики находится на уровне 160%.
По состоянию на январь 2012 года в Таджикистане уровень монетизации составляет 13,8% (то есть соотношение денежного агрегата - М2 - 4,3 млрд сомони к ВВП - 31 млрд сомони). Повышению уровня монетизации в нашей экономике препятствует экономическая политика, проводимая Минфином и Нацбанком Таджикистана.
3. Выдача лицензии кредитным организациям для осуществления банковских операций, регулирование и надзор за их деятельностью.
В соответствии с законом РТ «О банковской деятельности» банки на основе получении лицензии НБТ могут провести следующие операции:
- привлечение депозитов и сбережений;
- выдача кредитов (обеспеченных и необеспеченных), в том числе:
а) потребительские, ипотечные и межбанковские кредиты;
б) факторинг;
в) форфейтинг;
- открытие и ведение банковских счетов;
- купля и продажа для себя или клиентов следующих средств:
а) инструментов денежного рынка (включая чеки, векселя, гарантийные письма и депозитные сертификаты);
б) иностранной валюты;
в) акций и других передаваемых ценных бумаг;
г) форвардных контрактов, соглашений о свопах, фьючерсах, опционах и других производных, касающихся валют, акций, облигаций, драгоценных металлов и камней или курсов и процентных ставок;
- предоставление банковских гарантий, учёт условных обязательств,
включая гарантии и аккредитивы для себя и клиентов;
- дистанционные банковские, клиринговые, расчётные и переводные
услуги, связанные с денежными инструментами, ценными бумагами, платёжными поручениями и другими платёжными инструментами (в том числе банковские платёжные карточки, чеки, дорожные чеки, вексели и другие);
- посредничество на денежном рынке;
- сейфовые операции, хранение ценностей (деньги, ценные бумаги, металлы, драгоценности и другое) и управление ими;
- оказание трастовых услуг (управление денежными средствами, ценными бумагами и другое в интересах и по поручению доверителя);
- кассовые операции: прием, пересчет, размен, обмен, упаковка и
хранение банкнот и монет;
- инкассация и пересылка банкнот, монет и ценностей;
- выдача поручительства, предусматривающего исполнение денежного обязательства перед третьим лицом;
- финансовая аренда (лизинг);
- операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в
соответствии с законодательством;
- предоставление услуг в качестве финансового агента;
- предоставление услуг в качестве советника или финансового консультанта;
- услуги по предоставлению финансовой и кредитной информации.
4. Выдача лицензии Бюро кредитным организациям для осуществления их деятельности, регулирования и надзора за их деятельностью;
Национальный банк Таджикистана дает лицензии банкам для осуществление своей деятельности на территории Таджикистана. В Республике Таджикистан по состоянию на 1 ноября 2012 года функционировали 16 банков, 299 их филиалов, 2 небанковские кредитные организации и 124 микрофинансовых организаций. Ежегодно наблюдается рост количества кредитных организации в РТ, о чём свидетельствует таблица 1.
5. Монопольное осуществление эмиссии денежной наличности, организация их обращения и их изъятия из обращения.
В соответствии с требованиями законодательства Республики Таджикистана Национальный банк Таджикистана имеет монопольное право на эмиссию национальной валюты Таджикистана.
Под эмиссией же понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.
Денежная масса - весь объём выпущенных в обращение бумажных банкнот и металлических монет, денежные средства на текущих счетах в банках. В статистических отчётах зачастую выделяется особо из общего объёма денежных средств в хозяйственном обороте сумма наличных денег.
Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. Чаще всего используют следующие агрегаты: МО = наличные деньги в обращении (бумажные и металлические деньги);
М1 = МО + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты). М2 = М1 + срочные вклады М3 = М2 + сберегательные вклады L = М3 + ценные бумаги В Таджикистане в последние годы используется 5 денежных агрегатов: М0, М1, М2, М3 и М4. В первый агрегат (М0) включаются наличные деньги (в национальной валюте). М1 содержит М0 и депозиты до востребования (в национальной валюте). М2 - еще один агрегат, в который, помимо агрегата М1 включены срочные депозиты. М3 - состоит из агрегата М2, а также включены облигации государственных займов. М4 - состоит аз агрегата М3 и депозиты в иностранной валюте. Структура денежной массы за последние годы в Таджикистане приведено в таблице 2.
Как видно на таблице 2, ежегодно денежная масса в обращении увеличивается в среднем от 21 до 35%%.
6. Хранение и управление золотовалютными резервами;
Одной из важных задач НБТ - это хранение и управление золотовалютными резервами страны. Важной функцией Национального Банка Таджикистана является хранение, умножение и рациональное использование золотовалютных резервов по поручению и в интересах общества. Надо отметит, что золотовалютный резерв страны ежегодно увеличивается. В 2012
Таблица 1
Количество кредитных и микрофинансовых организаций в Республике Таджикистан*
Годы Показатели 2008 2009 2010 2011 2012
Банки 12 13 14 15 16
Филиалы банков 238 240 242 272 299
Небанковские кредитные организации и микрофинансовые организации 112 121 123 124 126
году золотовалютные резервы Республики Таджикистан составили порядка 972 млн долларов. Объем золотовалютных резервов Таджикистана вырос за год к 1 января 2012 года на 170,4 млн долларов. В 2011 году этот показатель составлял 806 млн долларов в 2009 году он составил 358 млн долларов. Общий объем золота в резервах достиг 11000 килограммов [4].
Доллар США является основной резервной валютой мира. В течение последнего десятилетия более 60 % от общего объема золотовалютных резервов стран мира были в долларах США. Евро в настоящее время вторая по использованию резервная валюта, на его долю приходится 26%.
На сегодняшний день почти 50% золотовалютных резервов страны составляет золото. Остальные 50 % переведены на американский доллар, Евро и российский рубль.
Нахождение оптимального соотношения между накоплением и использованием золотовалютных резервов имеет большое экономическое и социальное значение. Для определения минимального необходимого объема золотовалютных резервов применяется несколько критериев используемых в международной практике. Во-первых, их уровень должен быть достаточным для покрытия объема трехмесячного импорта товаров и услуг. Во-вторых, их величина должна покрывать годовой объем выплат по внешнему долгу страны (критерий Гвидотти). В третьих, требуется обеспечение одновременного покрытия резервами и трехмесячного импорта, и годового объема выплат по внешнему долгу (критерий Редди).
На сегодняшний день объем золотовалютных резервов нашей страны вполне отвечает этим требованиям.
Главная задача Национального банка Таджикистана заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т.е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций. Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Национального банка. Национальный банк Таджикистана устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.
Национальным банком определяется также официальный курс национальной валюты к иностранным денежным единицам, который публикуется в печати.
Для дальнейшего совершенствования функционирования Национального Банка Таджикистана можно предложить следующие меры:
1. Создать условия для функционирования зарубежных банков на территории республики Таджикистан. Разрешить зарубежным банкам приобрести пакет акций наших банков, но не более 50%.
2. Необходимо поддержать золотовалютные резервы на должном уровне. С учетом изменения роли доллара в мировом масштабе, диверсифицировать валютные резервы в надежные мировые валюты.
3. С целью увеличения инвестиций в экономику и развития предпринимательства, снизить ставки рефинансирования до 6%.
4. Сейчас Национальный банк применяет и прямые и косвенные методы денежно-кре-
Таблица 2
Структура денежной массы в Таджикистане (тыс. сомони)*
Годы Денежный агрегат М0 (наличные деньги) Денежный агрегат М1 (М0+Безналичные средства) Денежный агрегат М2
2008 1 402 988 1 955 000 1 955 000
2009 1 768319 2 601 888 2 601 888
2010 2 002 602 3 214 294 3 214 294
2011 2 708 722 3 467 654 4 334 434*
2012 2 836 761 3 654 343 4 567 839
М2 - рассчитан с учетом облигации государственного займа
дитного регулирования. Однако уже назрела необходимость расширения косвенных методов регулирования и интенсивного развития финансовых рынков. Переход в большей мере к косвенным методам в дальнейшем будет эффективен при стабилизации денежного мультипликатора.
5. Желательно расширение участия государства в капиталах отдельных банков для расширения их работы с реальным сектором и направления кредитных ресурсов в жизненно важные отрасли экономики.
6. Для повышения доверия к Национальной валюте, увеличения предельной склонности к сбережениям и таким образом увеличение суммы привлечённых средств банков, нужно разработать систему государственного гарантирования вкладов или, другими словами, систему страхования депозитов до 20 тысяч со-мони;
7. Государство должно всячески способствовать развитию негосударственных пенси-
онных фондов и страховых компаний, так как они также играют большую роль в аккумуляции временно свободных денежных ресурсов и их перераспределении.
8. Национальный банк должен вести политику предупреждения банкротств банков, ибо банкротство банка имеет последствием «эффект домино» и более выгодно его предотвратить, чем эти последствия в дальнейшем «залечивать».
9. Влияние национального банка должно возрастать с расширением его операций на открытом рынке, с использованием как государственных, так и корпоративных ценных бумаг. Причем объемы операций будут служить целям обеспечения наилучших соотношений и размеров денежных агрегатов.
Предложенные меры могут в определенной степени способствовать денежной и кредитной политике государства, благоприятствовать макроэкономической стабилизации и развитию экономики страны в целом.
Литература
1. Усоскин, В. М. Современный коммерческий банк. Управление и операции / В. М. Усоскин. М., 1994.
2. Банковское дело : учебник / под. ред. Г. Г. Коробовой. - М., 2004.
3. Закон РТ «О банковской деятельности» Республики Таджикистан г. Душанбе, 19 мая 2009 года. - № 524.
4. Рахимзода, Ш. Денежное обращение и кредит / Ш. Рахимзода. - Душанбе, 2009. - 286 с.
5. URL: http://news.tj/ru/news/zolotovalyutnye-rezervy-tadzhikistana-sostavlyayut-972-mln.
References
1. Usoskin, V. M. (1994) Modern commercial bank. Management and operations. [Sovremenniy kommercheskiy bank. Upravlenie i opperatsii]. - M., 1994/
2. Banking [Bankovskoe delo: Ucheb / Pod. red. G.G. Korobovoy]. - M., 2004.
3. Law of Tadjikistan "On banking" of 19 May, 2009 [Zakon RT «O bankovskoy deyatelnosti» Respubliki Tajikistan g. Dushanbe, 19 maya 2009 goda] № 524.
4. Sharif Rahimzoda Currency circulation and credit [Sharif Rahimzoda: denejnoe obrashenie i credit]. - Dushanbe, 2009. - 286 p.
5. URL: http://news.tj/ru/news/zolotovalyutnye-rezervy-tadzhikistana-sostavlyayut-972-mln