Научная статья на тему 'Современное состояние албанско-российских отношений в политической сфере'

Современное состояние албанско-российских отношений в политической сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
388
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
АЛБАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РАСШИРЕНИЕ НАТО / КОСОВСКИЙ КРИЗИС / УКРЕПЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / РАСШИРЕНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ALBANIAN-RUSSIAN RELATIONS / EXPANSION OF NATO / KOSOVO CRISIS / STRENGTHENING OF DIPLOMATIC RELATIONS / EXPANSION OF TRADE AND ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Махмутай Ноэла Мэстан

Современные политические отношения между Тираной и Москвой выстраиваются на стремлении к деловому и конструктивному партнерству, невзирая на разное отношение к некоторым международным проблемам (например, косовский кризис, расширение НАТО на восток, трагические события на Украине, борьба против терроризма). Автор оценивает будущее албанско-российских отношений в целом положительно, отмечая тенденцию к восстановлению культурных и творческих контактов, взаимного доверия, укреплению дипломатических отношений и расширению торгово-экономического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF ALBANIAN-RUSSIAN RELATIONS IN THE POLITICAL SPHERE

Modern political relations between Tirana and Moscow are built on the pursuit of business and constructive partnership despite the different attitudes to some international problems (for example, the Kosovo crisis, NATO expansion, the tragic events in Ukraine, the fight against terrorism). The author in general evaluates the future of Albanian-Russian relations positively, noting the tendency towards the restoration of cultural and creative contacts, mutual trust, the strengthening of diplomatic relations and expansion of trade and economic cooperation.

Текст научной работы на тему «Современное состояние албанско-российских отношений в политической сфере»

talking about a number of possible options for the further evolution of the European integration process. The choice between these options will depend on the level of political volition and creativity of the respective political forces, the ability to think strategically, going beyond the narrow framework of the vision of the present and the ability to analyze the entire complex set of factors, underlying European integration, carefully and in balanced way.

Keywords: European integration, European Union, crisis, development scenarios, differentiated integration, federalization, multi-speed Europe, enhanced cooperation

МАХМУТАЙ Ноэла Мэстан — аспирант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (191060, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, 8 под.; [email protected])

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АЛБАНСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

в политической сфере

Аннотация. Современные политические отношения между Тираной и Москвой выстраиваются на стремлении к деловому и конструктивному партнерству, невзирая на разное отношение к некоторым международным проблемам (например, косовский кризис, расширение НАТО на восток, трагические события на Украине, борьба против терроризма). Автор оценивает будущее албанско-российских отношений в целом положительно, отмечая тенденцию к восстановлению культурных и творческих контактов, взаимного доверия, укреплению дипломатических отношений и расширению торгово-экономического взаимодействия.

Ключевые слова: албано-российские отношения, расширение НАТО, косовский кризис, укрепление дипломатических отношений, расширение торгово-экономического взаимодействия

Уходящие корнями в глубину веков албанско-российские отношения неоднократно проходили фазы расцвета и увядания на протяжении своей более чем 250-летней истории [Албания, албанцы--- 2013: 11]. Первое взаимодействие России и Албании датируется серединой XVIII в., когда эти страны объединились в войне против Османской империи. После окончания военных действий тысячи албанцев, первоначально присоединившихся к российской армии, остались жить в России. Но настоящая дружба между Албанией и Россией начинается лишь в XX в. [Лямерошай 2014: 77-78]. После Второй мировой войны в Албании сложился и укрепился коммунистический режим. С 1945 г. Москва была ближайшим союзником Тираны. Отношения между Албанией и Россией во времена коммунистического режима были дружественными: обе страны проявляли большой интерес друг к другу.

Сотрудничество, впрочем, длилось недолго: в 1961 г. произошел открытый дипломатический разрыв между странами по причине идеологического разногласия. Лидер Албании Э. Ходжа открыто критиковал политический курс, выбранный Н.С. Хрущевым. Этот период продолжался почти 30 лет. Дипломатические отношения снова восстановились только после распада коммунистического режима (в 1991 г.), но сотрудничество между двумя государствами не получило должного развития, т.к. обе страны придерживались разных политических ориентаций на международной арене, и их интересы не совпадали.

После распада режима Э. Ходжи в Албании сформировался политический

плюрализм, в рамках которого все политические партии считаются важными и незаменимыми учреждениями для общества и реализации демократии. Процесс укрепления демократии в посткоммунистической Албании был сопряжен со многими проблемами и трудностейми; впрочем, это было характерно и для других стран Юго-Восточной Европы того времени.

В начале 1990-х гг. по всей территории Албании начались протесты против государства. Их организовывали албанские студенты. Эти акции стали первым шагом на пути к прекращению коммунистического контроля над страной.

Одной из причин отсутствия существенного развития отношений между Албанией и Россией стал тот факт, что молодое государство Албании переживало начальный этап перехода к демократии. Москва не проявляла интереса к связям с бывшими социалистическими странами, а внешняя политика Тираны была ориентирована на Запад [Худолей 2005: 80].

После распада коммунистического режима для Балканских стран приобрели особую актуальность две стратегические цели: вступление в НАТО и вступление в ЕС. Это оказало большое влияние на внешнюю и внутреннюю политику, экономику и оборону Балканских государств. Албания уже вступила в НАТО и на данный момент ожидает решения по поводу вступления в ЕС.

Необходимо также отметить, что в этот период (конец ХХ в.) распалась не только социалистическая система, но и организация Варшавского договора в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, где появились новые государства из республик бывшей Югославии. Таким образом, в ходе распада и гражданской войны от Большой Югославии в конце ХХ в. отделились 4 из 6 союзных республик: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония [Сидоренко 2012: 133].

В июне 1991 г. была принята декларация о независимости и суверенитете Хорватии и Словении, а затем в сентябре этого года состоялся референдум о независимости Македонии (сегодня - Северная Македония). Только через год (в 1992 г.) была признана независимость Боснии и Герцеговины. Черногория и Сербия провозгласили создание Союзной Республики Югославия (СРЮ). СРЮ прекратила свое существование после референдума 21 мая 2006 г., когда Черногория вышла из состава Союзной Республики Югославия. После многолетних боевых действий 17 февраля 2008 г. была признана независимость Косово, отделившегося от Сербии.

Вступление в НАТО новых государств рассматривалось как гарантия их дальнейшей невовлеченности в военные действия на Балканах, таким образом, становясь своеобразной основой обеспечения стратегической безопасности. Со стороны народа наибольшая поддержка вступления в НАТО наблюдалась в Албании (96%) и в Румынии (95%). В Словении и Болгарии, например, инициатива вступления в НАТО была поддержана не всем населением (71% и 52% соответственно) [Кириллов, Буланникова 2015: 119200]. Стратегия новых государств была разработана таким образом, чтобы последовательно включить все постсоциалистические страны в группировку Запада: для этого сначала было необходимо вступить в НАТО, а затем - в Европейский союз.

Следует также отметить, что в 1990-е гг. государства нового типа еще недостаточно выкристаллизовались, потому что, как правило, их демократические политические институты, правовая форма, реальные политические права и свободы в основном формировались заново.

Так произошло и с Албанией, пережившей за последние десятилетия политические, институциональные, социальные и экономические преобразования. Процесс евро-атлантической интеграции был движущей силой ряда институ-

циональных и структурных реформ, которые внесли свой вклад в демократизацию страны [Албания, албанцы... 2013: 17].

Последние годы ознаменовались непрерывным процессом политической стабилизации и экономическим процветанием Албании, стремящейся стать более европейской, чем балканской страной [Уккеге 2008].

Благодаря вступлению в НАТО (1 апреля 2009 г.), либерализации визового режима (8 ноября 2010 г.), вкладу в международные дела (безопасность, война против терроризма, организованной преступности и т.д.) Албания приобретает новый имидж, помогающий ей продвигаться вперед.

На данный момент албанско-российские отношения зашли в тупик, что подтверждается ситуацией с оставшимся не ратифицированным Договором о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Албанией, подписанным в Москве в 1995 г. Российское и албанское правительства 8 декабря 2004 г. вернулись в Тиране к обсуждению договора, однако не сумели прийти к соглашению, т.к. договор требовал пересмотра с обеих сторон1.

Одной из причин неподписания договора стали трудности в реализации демократического режима в Албании, где еще продолжался политический кризис, мешавший стране развиваться быстрыми темпами. Другая причина связана с изменением после коммунистического периода политического и стратегического курса стран, которого правительства Тираны и Москвы придерживаются и сейчас. Для албанской внешней политики НАТО и ЕС в европейской и евро-атлантической перспективе являются приоритетными2.

В настоящее время Албания является страной - кандидатом в ЕС и ожидает начала переговоров о полноправном вступлении в Европейский парламент (459 голосов за интеграцию Албании в ЕС и открытие переговоров в июне 2019 г.3). В связи с этим дипломатическая миссия Албании в международных организациях очень важна. Она является ключевым приоритетом для албанского правительства, серьезно заинтересованного в соответствии необходимым критериям.

Между тем российское правительство рассматривает албанскую деятельность как препятствие на пути развития отношений между двумя странами. Это очевидно по реакции как со стороны Москвы в отношении Албании, так и со стороны Тираны в отношении России.

С 2014 г. возобладали негативные тенденции, связанные с кризисом на Украине, санкциями Европейского союза против России и ответными мерами российского правительства. Известно, что Россия отреагировала наложением эмбарго в отношении ряда товаров как из Албании, так и из других европейских стран, присоединившихся к санкциям против Москвы. Многие албанские фермеры и компании пострадали из-за российского эмбарго. Тирана считала блокирование продукции на российском рынке негативным явлением, поскольку с 2012 по 2013 г. (когда особенно активно развивались торгово-экономические между Албанией и Россией) албанский экспорт увеличился в 6 раз. Российский рынок до сих пор до конца албанцами не изведан и представляет собой большой потенциал для будущего сотрудничества между Россией и

1 Kontaktet politike. URL: https://albania.mid.ru/en_GB/web/albania/kontaktet-politike (accessed 15.01.2019).

2 Interviste e Ambasadorit Arben Gazioni per Portalin e Grupit te Vizionit Strategjik "Rusia - Bota Islame". URL: http://www.ambasadat.gov.al/mssia/sq/intervist%C3%AB-e-ambasadorit-arben-gazioni-p%C3%ABr-portalin-e-grupit-t%C3%AB-vizionit-strategjik-%E2%80%9Crusia-bota (accessed 15.01.2019).

3 Western Balkans: European Parliament takes stock of 2018 progress. 29.11.2018. URL: http://www. europarl.europa.eu/news/en/press-room/20181126IPR20157/western-balkans-european-parliament-takes-stock-of-2018-progress (accessed 04.07.2019).

Албанией1. На данный момент политические курсы Албании и России не совпадают, и это препятствует развитию упомянутого потенциала. Как Албания, так и Россия владеют либо не всей информацией о рынках другой страны, либо ложной.

Также надо признать, что, в отличие от динамично развивающейся двусторонней торговли, инвестиционное сотрудничество долгое время находилось на достаточно низком уровне, несмотря на большое желание обеих стран сотрудничать и общий объем инвестиций. Этому результат отличающихся политических куров России и Албании наряду с внутренней политикой стран. Приходится также признать, что албанские компании и учреждения недостаточно информированы о возможностях участия в инвестиционных проектах в России и vice versa. Зачастую инвестированию российских и албанских компаний мешает коррупция, к сожалению, в обеих странах напрямую влияющая на будущее отношений между Албанией и Россией.

После вступления Албании в ЕС высока вероятность изменения формата отношений между Албанией и Россией, поскольку на него будет влиять политика ЕС. Скорее всего, это приведет к изменению тарифной политики в отношении продуктов и усложнению бумажного оформления. Фактически для достижения стабильности между странами и нормализации отношений с учетом нового политического курса понадобится много времени, и точные последствия вступления Албании в ЕС предстоит увидеть в будущем.

Недовольство Албании вызвало и «дело Скрипаля» в 2018 г. - так называемая «химическая атака в Великобритании». Албания приняла решение о высылке двух российских дипломатов из Албании (так же поступили Канада, США и ряд стран Европы).

Албанское правительство это действие объяснило как скоординированную со странами НАТО высылку россиян «в рамках защиты национальных интересов»2. Таким образом, Тирана рассматривает российское эмбарго на албанские товары как политическое решение.

Ответ российской стороны не заставил себя ждать. За высылкой двух российских дипломатов из Тираны последовала высылка из Москвы двух албанских дипломатов. Между тем российское правительство поясняет, что правительство Тираны полностью перекрыло свой доступ к российскому рынку и что будущее двух стран зависит от албанских властей и их готовности отказаться от антироссийских санкций (основное условие восстановления торговых площадок). Эмбарго для российского правительства является обязательной контрмерой, принятой Россией на основе принципа взаимности. Также следует отметить, что для российской политики любая страна, которая присоединяется к санкциям ЕС и США, находится за пределами группировки России. По мнению российского правительства, в отношениях Албании и России политика превалирует над экономикой. Порой в угоду так называемой евро-атлантической солидарности (с США и ЕС) принимаются ошибочные решения, не соответствующие национальным интересам. Это тормозит развитие экономики3 (например, навязанные санкции, необоснованная высылка двух российских

1 Embargoja ruse, p8rfaq8sues t8 Ministris8 s8 Bujq8sis8 drejt Mosk8s. 05.12.2014. URL: http://shekulli. com.al/61954/ (accessed 04.07.2019).

2 EMRAT/ Cil8t jan8 dy diplomat8t rus8 q8 do t8 d8bohen nga Shqip8ria. 27.03.2018. URL: http:// www.panorama.com.al/emrat-cilet-jane-dy-diplomatet-ruse-qe-do-te-debohen-nga-shqiperia/ (accessed 04.07.2019).

3 Интервью посла России в Албании А.Р. Карпушина албанскому телеканалу «Top Channel». Тирана, 13 июля 2018 г. 02.08.2018. URL: http://www.mid.ru/publikacii/-/asset_publisher/nTz0QTrrCFd0/content/ id/3313440 (проверено 04.07.2019).

дипломатов в марте 2018 г., препятствующие развитию отношений стран в торгово-экономической сфере).

По словам почетного консула Албании в Санкт-Петербурге и Ленинградской обл. А.А. Новика, вектор интересов албанского государства направлен исключительно в сторону Запада1. «В любой конфликтной ситуации Албания принимает сторону Запада. Аналогичным образом в любой сложной ситуации Россия ставит выше интересы союзников из Сербии, Албания не воспринимается как дружественное государство, к Албании относятся осторожно. Поэтому только экономические интересы должны взять верх, а не политические устремления элит двух стран», - считает А.А. Новик.

Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Албании А.Р. Карпушин заявил в своем интервью во время передачи Passport (на албанском телеканале Scan), что поддержка Албанией стран, которые ввели санкции против России, может навредить экономическим и политическим отношениям между Албанией и Россией. Российские чиновники предлагают Албании пойти по тому же пути, по которому пошли Сербия, Македония, Босния и Герцеговина, не присоединившиеся к антироссийским санкциям и поддерживающие торгово-экономические связи с Россией, не отдалившись при этом от Евросоюза. Другими словами, сотрудничество с Россией может протекать без ущерба для европейских устремлений2.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, А.Р. Карпушин выражает оптимизм по поводу того, что, возможно, Тирана пересмотрит свой подход и не будет больше воспринимать членство в НАТО и европейскую перспективу как препятствие для расширения связей с Россией3.

Кроме того, для российской стороны ситуация с Тираной является совершенно уникальным явлением. По мнению А.Р. Карпушина, нынешнее состояние экономических и политических отношений между нашими странами «не может вызывать особого восторга», поскольку их реальный гигантский потенциал остается нереализованным. Страны успешно сотрудничают в сферах культуры и образования, и это тот фундамент, на котором Албания и Россия должны построить стабильные отношения во всех других областях4.

Взгляд московского правительства на дальнейшее развитие российско-албанских отношений отличается от взгляда на них тиранского правительства в силу того, что у России и Албании разное географическое положение, сотрудничество в различных областях со странами региона и странами ЕС. Несомненно, большую роль в несовпадении интересов играет и восприятие Албанией ЕС как стратегического партнера, что было нами отмечено ранее. Тем не менее желание развивать отношения между странами не угасает с обеих сторон.

Чрезвычайный полномочный посол Албании в Российской Федерации Арбен газиони также выразил надежду на то, что санкции между Тираной и Москвой будут носить временный характер5. Конечно, это выводит обе страны на новый этап развития отношений и может считаться прогрессом.

Кроме того, некоторые вопросы, связанные с историей, этническими конфликтами в регионе, конфликтами после мировых войн, а также с исторически

1 Интервью с А.А. Новиком, ноябрь 2018 г. (личное общение).

2 Intervist8 ABCNews, Ambasadorirusn8 Tiran8, Aleksand8rKarpushin. 06.12.2017. URL: https://www. youtube.com/watch?v=nxBrM EYI BnY (accessed 04.07.2019).

3 Intervist8 n8 «Passport», SCAN, Aleksand8rKarpushin, Ambasadorii Rusis8 n8 Shqip8ri. 24.10.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=1yonOlOObGk (accessed 04.07.2019).

4 Ibid.

5 KazanSamit 2017. Посол Албании в России Арбен Газиони. 18.05.2017. URL: https://www.youtube. com/watch?v=KujW5hy8kQgКazanSummit (accessed 04.07.2019).

сложившимися геополитическими альянсами между Балканскими странами и странами Запада, до сих пор считаются деликатными не только для албанской власти, но и для других стран1. Ярким примером здесь может послужить статус Республики Косово, чей суверенитет Российской Федерацией не признан.

Косовский вопрос, очевидно, влияет на отношения между Албанией и Россией, поскольку сегодня представляет собой одну из центральных проблем разрешения политического кризиса на Балканах. Косовский кризис - это кризис, ставящий вопрос о контурах и принципах новой Европы2.

Балканы всегда были объектом политики великих держав с разными интересами, что стало своеобразной нормой решения всех внутренних и внешних вопросов в данном регионе. Косовский кризис довлеет над сербами, даже в обществе поселилась уверенность: только его решение может открыть путь к нормализации отношений [Энтина 2016: 97].

После провозглашения независимости государства Косово (17 февраля 2008 г.) Россия заявила, что вопросы, связанные со статусом Косово, должны быть урегулированы политическим путем - на основе диалога сторон, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 12443.

Известный албанский дипломат и журналист, а также автор многих публикаций об Албании на международной арене Шабан Мурати критикует политику России. Он считает, что дружественные отношения и взаимное сотрудничество между Москвой и Тираной будут достигнуты только тогда, когда произойдет переоценка позиции российского правительства в отношении Косово. Мурати пишет: «Если Москва действительно хочет добиться дружеских отношений и взаимного сотрудничества с Албанией, то ей придется пересмотреть свою позицию в отношении независимого государства Косово. Не может быть ни дружеских отношений с Албанией, ни даже развития отношений России с регионом в целом, если Россия не изменит свое враждебное отношение к албанской проблеме на Балканах»4.

Ислам Лаука, директор Албанского института политических исследований, в своей статье «Косовское независимое государство - фактор стабильности в регионе и за его пределами» пишет: «Косово как независимое и суверенное государство генерирует мир, стабильность, безопасность и надежды на развитие и прогресс на Балканах и за их пределами» [Албания, албанцы. 2013: 26-31].

Изменение событий в регионе и в общем в мире также привело к изменению российского твердого решения по вопросу Косово.

Как выразился чрезвычайный и полномочный посол РФ в Албании, «Россия приветствует текущие переговоры Белграда и Приштины и готова поддержать любое взаимоприемлемое решение, которое будет достигнуто сторонами, при условии, разумеется, что их договоренности не будут угрожать миру и стабильности на Балканах5.

Заместитель министра иностранных дел РФ А.В. Грушко заявил в интервью албанской газете «Шекули» (Shekulli), что Россия намерена развивать партнерские отношения со всеми странами региона и заинтересована в укреплении взаимовыгодного сотрудничества во всех областях, которые представляют

1 Klodiana Beshku, Perceptime t8 intelektua^ve mbi performanc8n e politics s8 jashtme shqiptare (20132015), Qendra e Ekselenc8s, Ministria e Pun8ve t8 Jashtme. Игапё, Maj 2016. Fq. 25-26.

2 http://carnegieendowment.org/files/cosovomnaspekty.pdf

3 Россия примет любое соглашение по Косово, которого достигнут Белград и Приштина. 19.12.2017. Доступ: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2967886&cid=5 (проверено 04.07.2019).

4 ShabanMurati, MesRusisë dheShqipërisë ё^ Kosova. 19.02.2018. URL: http://www.gsh.al/2018/02/19/ mes-rusise-dhe-shqiperise-eshte-kosova/ (accessed 04.07.2019).

5 Intervista e Ambasadorit të Rusisë гё Tira^ Aleksandër Karpushin për gazetën "Shekulli". 02.10.2018.

взаимный интерес. Российское правительство поддерживает развитие многостороннего диалога по всем важным вопросам, связанным с безопасностью в регионе, чтобы стабильность на Западных Балканах постепенно укреплялась с учетом интересов всех сторон1.

Изменение позиции России по косовской проблеме привело к смягчению политики между сербским и косовским правительством. Правительство Косово заявило о поддержке России в отношении соглашения между Белградом и Приштиной, оценивая это как шаг к нормализации международных отношений2. В свою очередь, и правительство Сербии оценивает поддержку Российского государства, потому что в глазах России Сербия традиционно занимает центральное место среди западнобалканских государств; кроме того, Россия является потенциальным и активным инвестором в Сербию [Энтина 2016: 17]. Сербское государство считает, что при любых трудностях может рассчитывать на помощь и поддержку России. Сербия всегда может попросить помощи у России, уверен глава МИДа страны3.

Известный албанский историк Паскал Мильо утверждает, что российская политика исторически присутствовала на Балканах, где были и есть славянские страны; особенно сильными признаки славянской культуры были в Сербии. Россия неоднократно осуществляла инвестиции в славянские страны и продолжает это делать. Также имеет место и давнее культурное присутствие и политическое влияние России4. По словам П. Мильо, Сербия была и является эпицентром влияния России на Балканах, что предстоит Сербии значимость в регионе5.

Все вышеупомянутое прослеживается в программе внешней политики России, утвержденной президентом РФ В.В. Путиным в феврале 2013 г., где подчеркивается, что Балканский регион имеет для России важное стратегическое значение - в т.ч. как крупнейший транспортный и инфраструктурный узел, через территорию которого осуществляется доставка нефти и газа в страны Европы6.

Албанский политический фактор на протяжении многих лет играет решающую роль на Балканах. Очевидно, что албанцы четко ориентированы на членство своей страны в НАТО и ЕС. Важно отметить, что текущие политические события (которые не перестают влиять на взаимодействие Москвы и Тираны) продолжают создавать препятствия для осуществления дипломатических, экономических, торговых и культурных отношений и инициатив.

В первой половине нового десятилетия российско-албанские отношения оказались под давлением таких международных факторов, как старые конфликты на Балканах, расширение Североатлантического договора (НАТО), вступление в Европейский союз (ЕС), борьба против терроризма, события на Украине и т.д., но, тем не менее, обе стороны демонстрируют желание к сотрудничеству, несмотря на разное отношение к некоторым международным проблемам.

1 Aleksandér Grushko: Qéndrimi rus pér Kosovén dhe e vérteta e bazés пё Nish. 28.02.2019. URL: http:// shekulli.com.al/aleksander-grushko-qendrimi-rus-per-kosoven-dhe-e-verteta-e-bazes-ne-nish/ (accessed 04.07.2019).

2 HashimTha$i, Twitter. 12.11.2018. URL: https://twitter.com/

3 Интервью первого вице-премьера и главы сербского МИД Ивица Дачича. 15.02.2019. Доступ: https://ria.ru/20190106/1549071029.html (проверено 04.07.2019.)

4 Paskal Milo Fuqité e Médha dhe §éshtja shqiptare. 25.11.2013. URL: http://www.panorama.com.al/ fuqite-e-medha-dhe-ceshtja-shqiptare/ (accessed 04.07.2019).

5 Paskal Milo, Ende ka barut té thaté né Serbi. 21.10.2014. URL: https://telegrafi.com/ende-ka-barut-te-thate-ne-serbi/ (accessed 04.07.2019).

6 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Президентом РФ В.В. Путиным 12.02.2013. Доступ: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/122186 (проверено 04.07.2019).

Следует учитывать также, что современное состояние албанско-российских отношений влияет на европейские процессы, оказывает влияние на характер региональной безопасности. Это значит, что укрепление сотрудничества между правительством Тираны и Москвы положительно скажется на развитии политического диалога между Россией и Европейским союзом по разным вопросам (например, урегулирование региональных конфликтов и энергическая политика).

Важно отметить, что Албания в данный момент не только выступает за развитие отношений с ЕС, но и старается налаживать двустороннее сотрудничество с Россией.

Текущие отношения между российским и албанским правительствами основываются на стремлении к деловому и конструктивному партнерству и на растущем интересе обеих сторон к установлению развернутых связей с точки зрения прагматизма и взаимной выгоды. Между представителями обеих стран поддерживается регулярный обмен мнениями, взаимодействие по межпарламентской, межмидовской и межведомственной линиям [Албания, албанцы.,.2013: 13].

Все больше крупных российских компаний проявляют интерес к инвестициям в энергетический и минеральнодобывающий комплексы албанской экономики. Год от года растет туризм, культурные и научные обмены. Ежегодно порядка 20-50 албанских студентов и аспирантов начинают обучение в российских университетах на бесплатной основе в рамках президентского гранта. Между тем потенциал развития российско-албанских связей всестороннего сотрудничества значительно превышает достигнутый к настоящему моменту уровень [Албания, албанцы.2013: 13].

По мнению почетного консула Албании в Санкт-Петербурге и Ленинградской обл. А.А. Новика, российско-албанские отношения станут крепче и устойчивее лишь при развитии экономических связей. В результате развития торгово-экономических отношений двусторонний бизнес сможет наладить обмен информацией. Таким образом, бизнес является фактором и актором в их сотрудничестве, и также играет важную роль в развитии отношений между Россией и Албанией.

На настоящий момент по сравнению с имеющимися возможностями уровень товарооборота очень низок. Обе стороны знают о существовании множества потенциальных шансов.

Большое значение для двусторонних отношений между странами имеет туризм, причем в последнее время не только Албания является традиционно популярным местом для русских туристов, но и Россия стремится повысить свою привлекательность для албанцев. Совместные бизнес-проекты и инвестиции способны вернуть интерес Албании к России. Албания - подходящая страна для путешествий, что объясняется ее благоприятным географическим расположением, климатом, красивой природой, выдающимся гостеприимством и, самое главное, правильной политикой правительства, главным приоритетом которой является развитие туризма, что предоставляет российскому рынку большие возможности. Нужно также отметить, что для россиян введен безвизовый режим: ранее русские граждане могли побывать в Албании во время летнего сезона, а в последние годы албанское правительство приняло решение, что с 1 апреля до 31 октября россияне могут беспрепятственно путешествовать по Албании. Это решение считается стратегией албанского правительства для продвижения туризма.

К сожалению, пока нет облегченного визового режима в отношении албанских граждан. Конечно, это способствовало бы удобству контактов между компаниями, бизнесами и, самое главное, между людьми.

Для успешного выхода из сложившейся ситуации необходимо наладить прямое авиасообщение. Хотя российские и албанские туроператоры совместно с российскими авиакомпаниями провели значительную работу по организации прямых чартерных перевозок по маршруту Москва - Тирана, пока этот проект до логического завершения довести не удалось1. Это может объясняться отсутствием финансирования и, возможно, недостаточным уровнем доверия между странами. Россия и Албания работают над этим проектом, который, без сомнения, ознаменует начало новой эры отношений.

По прогнозу Новика, в ближайшие 5 лет поток российских туристов в Албанию очень вырастет. Массовый туризм из России с его экономическими возможностями способен дать новый импульс развитию Албании2. Важным направлением инвестирования остается недвижимость, чему способствует целенаправленная политика албанской власти3.

Для того чтобы сотрудничество было успешным, в первую очередь необходимо восстановить культурные и творческие контакты, за которыми должно последовать расширение экономического и политического сотрудничества при широкой поддержке общественного мнения в обеих странах [Лямерошай 2014: 79].

Даже в наше время технологий и открытого доступа к информации мы часто сталкивается с существованием и распространением лженовостей (англ. - fake news). Албания в российских СМИ долгое время оставалась «неизвестной страной» (особенно по сравнению с соседними балканскими странами - Сербией, Черногорией, Македонией и др.). В албанских СМИ России уделяется недостаточное внимание (та информация о России, которую можно найти, по большей части переведена с других иностранных языков), из-за этого практически отсутствуют как сведения о том, что происходит в стране, так и реакция на происходящие там события. Причины неудовлетворительного освещения событий и отсутствия их обсуждения коренятся в дипломатическом разрыве 1961 г., когда все контакты между странами прекратились.

В России бытует объективно подозрительное отношение к Албании. Самое стереотипное представление россиян об Албании - «там мусульмане, там опасно, и там прежде был тоталитарный режим». В Албании у среднего и молодого поколения людей существует скорее подозрительное отношение к современной России. Первое, что ассоциируется с Россией, - КГБ, шпионаж, враждебное отношение к западным странам. Положительное отношение к России наблюдается только у старшего поколения албанцев - тех, кто учился в Советском Союзе до 1961 г.4 Поэтому следует обмениваться информацией о культуре, экономике и торговом развитии обеих наших стран, развивать юридические аспекты, чтобы они отвечали текущим интересам сотрудничества в разных сферах. За последнее десятилетие состояние упомянутых отношений между Албанией и Россией постоянно менялось в соответствии с механизмом up and down (фазы подъема и падения). Это было связано, как уже было упомянуто, с трудностями или проблемами реализации демократии после распада коммунистического режима и с изменением политического и стратегического курса стран на международной арене.

Интересно отметить, что албанское правительство поддерживает контакты

1 Традиционно албанцы очень тепло относятся к России, русскому народу и русской культуре. 05.06.2017. Доступ: http://rusisworld.com/glavnyi-redaktor/tradicionno-albancy-ochen-teplo-otnosyatsya-k-rossii-russkomu-narodu-i-russkoy/

2 Интервью с А.А. Новиком, ноябрь 2018 г. (личное общение).

3 Programi i Qeverisé RAMA II 2017-2021.

4 Интервью с А.А. Новиком, ноябрь 2018 г. (личное общение).

с российским правительством лишь в той мере, в какой это позволяют реалии современной международной политики, включая вопрос Косово и санкций. Отношения России и Албании можно понимать как модель взаимодействия России со странами Европейского союза, присоединившимися к санкциям против Москвы. Как нам представляется, восстановление контактов между государствами возможно будет лишь тогда, когда албанские и российские граждане смогут воспользоваться ресурсами «культурной дипломатии» как новым ракурсом албанско-российских отношений.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что потенциал развития албанско-российских связей не исчерпан, о чем свидетельствуют укрепление дипломатических отношений, восстановление торгового оборота, рост туристического обмена и появление новых инвестиционных проектов. Также очень важным представляется установление контактов, например, в формате государственных визитов между странами на всех уровнях.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: на данном этапе, после сложного перида формирования собственных внешнеполитических стратегий, Тирана и Москва находятся на пути строительства двусторонних отношений, основанных на взаимном доверии, уважении законных интересов, т.е. тех характеристик, на которые привыкли ориентироваться народы двух стран на протяжении многих лет.

Приходится также признать, что в отношениях между правительствами Албании и России сделано пока меньше, чем еще предстоит сделать. Поэтому мы оцениваем будущее албанско-российских отношений в целом положительно - с тенденцией к восстановлению культурных и творческих контактов, взаимного доверия, укреплению дипломатических отношений и расширению торгово-экономического взаимодействия.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Албания, албанцы и российско-албанские отношения: К 100-летию независимости Албании 1912-2012 (отв. ред. С.Г. Кулешов, А.К. Никитин). 2-е изд. 2013. М.: ЛИБРОКОМ. 198 с.

Кириллов В.Б., Буланникова Ю.А. 2015. Международные отношения и внешняя политика Балканских стран: 1856-2014. Евро-атлантическая интеграция Балканских стран. М.: Изд-во МГИМО(У). 340 с.

Лямерошай С.Х. 2014. Дружба между Россией и Албанией в прошлом и настоящем. - Власть. № 1. С. 77-80.

Сидоренко А.В. 2012. Югославская трагедия: двадцать лет спустя. - Власть. № 2. С. 130-136.

Худолей К.К. 2005. История Албании: учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУ. 181 с.

Энтина Е.Г. 2016. Международный контекст евроинтеграции западных Балкан. - Доклады Института Европы №333: монография. М.: Изд-во ИЕ РАН. 129 с.

Vickers M. 2008. Shqiptant nje histori modern. Тгапё: Bota Shqiptare. 397 fq.

MAHMUTAJ Noela Mestan, postgraduate student at the Faculty of International Relations, St. Petersburg State University (entr. 8, 1/3 Smolnogo St, St. Petersburg, Russia, 191060; [email protected]

CURRENT STATE OF ALBANIAN-RUSSIAN RELATIONS IN THE POLITICAL SPHERE

Abstract. Modern political relations between Tirana and Moscow are built on the pursuit of business and constructive partnership despite the different attitudes to some international problems (for example, the Kosovo crisis, NATO expansion, the tragic events in Ukraine, the fight against terrorism). The author in general evaluates the future of Albanian-Russian relations positively, noting the tendency towards the restoration of cultural and creative contacts, mutual trust, strengthening diplomatic relations and expansion of trade and economic cooperation.

Keywords: Albanian-Russian relations, expansion of NATO, Kosovo crisis, strengthening diplomatic relations, expansion of trade and economic cooperation

ИСОБЧУК Мария Вячеславовна — студентка магистратуры историко-политологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15)

соприкосновение властной и тендерной иерархий в контексте «правого поворота» в европе

Аннотация. В исследовании выдвинуто предположение о влиянии консервативной повестки в национальной политике на репродуктивную политику. Предполагается, что гендерная и политическая составляющие являются взаимосвязанными, более того - констелляция партий в партийной системе способна влиять на аспекты гендерной иерархии. Особенную значимость данная проблема приобретает в контексте «правого поворота» в современной Европе. Действительно, масштаб влияния правых сил в национальной политике существенно влияет на политический курс в области репродуктивного здоровья и гендерную иерархию в целом.

Ключевые слова: гендерная иерархия, политическая иерархия, партийная система, политическая партия, репродуктивная политика

Последние несколько лет в европейской политике отмечается значительный поворот в сторону традиционных ценностей [Pirro 2015]. Консервативные правительства поочередно приходят к власти в большинстве европейских государств.

Одной из наиболее иерархически организованных сфер в настоящее время остается сфера гендерных отношений. Несмотря на тот факт, что с конца XIX в. гендерная иерархия перманентно оспаривается, сама проблематика гендерной иерархии остается актуальной и на сегодняшний день. Между тем гендерная политика остается весьма динамичным феноменом, зачастую зависящим от влияния множества контекстуальных и агентских факторов. Кроме того, сама гендерная политика в кросс-национальном разрезе предстает достаточно разнообразной [Bochel, Bochel 2000], что подтверждает предыдущий тезис. В связи с этим гендерная политика различных субъектов политики, в т.ч. и партий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.