Nadezhda Aleksandrovna Kaverina, Надежда Александровна Каверина,
PhD in Philosophy, кандидат философских наук,
associate professor of the department доцент кафедры политологии и социологии,
of political science and sociology. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Plekhanov Russian University of Economics
Anatoly Ivanovich Gretchenko,
Honored Scientist of the Russian Federation, Заслуженный деятель науки РФ,
Doctor of Economics, доктор экономических наук,
professor of the department of national and regional economy, профессор кафедры национальной и региональной экономики,
Plekhanov Russian University of Economics Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
gai51@list.ru
Aleksander Anatolyevich Gretchenko, Александр Анатольевич Гретченко,
^ kaverna@list.ru
Анатолий Иванович Гретченко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
vaz21063@list.ru
PhD in Economics,
associate professor of the department of organizational and management innovations, Plekhanov Russian University of Economics
УДК 33:008
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В РОССИИ (опыт столицы и регионов)*
В статье рассматривается современное развитие креативных индустрий в РФ. Двадцатилетний опыт России в этой сфере свидетельствует не только об упущенных выгодах, но и о сохраняющемся огромном потенциале данной отрасли для экономического роста как страны в целом, так и отдельных городов и регионов. Вклад креативных индустрий в экономику России на фоне развитых стран мира пока выглядит более чем скромно. В 2017 г. в тройку лидеров рейтинга креативных городов вошли Москва, Санкт-Петербург и Казань. В этих городах идет создание и развитие креативных индустрий. Центром создания креативного сектора является Москва как город, в котором в одном месте собраны креативные специалисты, дальновидные инвесторы и лояльные управленцы. Международная практика показывает, что во всех странах развитие творческих индустрий опирается на программные меры государственной поддержки. Россия пока явно отстает в этом направлении, отдельные меры принимаются во многих городах, но необходима систематическая государственная поддержка, включающая введение понятия креативных индустрий в законодательство, выработку стратегии их развития в каждом регионе, создание креативных кластеров, а также бизнес-инкубаторов при федеральных вузах, соответствующую перестройку образовательной сферы, льготное кредитование, популяризацию и поддержку экспорта культурных индустрий.
Ключевые слова: креативные индустрии, креативная экономика, творческие индустрии, информационно-коммуникационные технологии, креативный город, креативный капитал.
CURRENT DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES IN RUSSIA (metropolitan and regional experience)
The article considers current level of creative industries development in the Russian Federation. Russia's twenty years of experience in this area shows not only lost profits, but also huge existing potential of this industry to stimulate economic growth both in the country as a whole and in individual cities and regions. The contribution of creative industries to the Russian economy in contrast to their contribution to the economies of the developed countries so far looks more than modest. In 2017, the top three leaders in the ranking of creative cities were Moscow, St. Petersburg and Kazan. These cities encourage development and evolution of creative industries. The center of the creative sector in Russia is Moscow where creative specialists, farsighted investors and loyal managers are gathered in one place. International practice shows that development of creative industries is better achieved when it is based on programs and measures of state support. Russia is clearly lagging behind in this area, while individual measures are being approved in many cities, systematic government support is still needed, including: introducing the notion of creative industries into legislation, working out a strategy for their development in each region, establishing creative clusters as well as business incubators at federal universities, and a necessary restructuring of the educational sphere, concessional lending, promotion and support of the export of cultural industries.
Keywords: creative industries, creative economy, information and communication technologies, creative city, creative capital.
* Статья подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 8-010-00534 «Разработка методологии, алгоритма и методики прогнозирования потребностей цифровой экономики России в квалифицированных кадрах в по-фессионально-квалификационном разрезе».
В эпоху цифровой экономики, научно-технологических преобразований креативные индустрии становятся локомотивом развития стран и регионов. Неслучайно в Европе, Северной Америке, Азии и Австралии креативные индустрии объявлены национальным стратегическим приоритетом, развитие которого гарантируют государственные программы: The European Union Programme for the СиЬига1 and Creative Sectors (2014-2020), Creative New York, Creative Industries Development Strategy, Propelling Singapore's Creative Economy, 12-th Five-year Plan of Shanghai, Creative Industries, Strategy for 21st Century Australia [1].
В России тема креативных индустрий возникла в начале 2000-х гг. и привлекла внимание передовых экономистов своими возможностями. Так, на уровне страны креативные индустрии выступают одним из источников роста несырьевого экспорта, дают возможность изменить структуру экспорта в пользу высокотехнологичной продукции, креативных услуг и цифровых сервисов. Тем самым они повышают международную инвестиционную привлекательность страны, способствуют гуманитарному присутствию за рубежом и развитию имиджа России. На уровне регионального развития креативные индустрии способствуют трансформации городов в глобальные инновационные центры, со стабильными показателями роста благосостояния, увеличения числа рабочих мест, с грамотным распределением городских ресурсов. К сожалению, двадцатилетний опыт России в сфере креативных индустрий свидетельствует об упущенных выгодах: нечасто за этот период к креативным индустриям обращались как к антикризисному инструменту. Но и сегодня креативные индустрии сохраняют огромный потенциал для экономического роста как страны в целом, так и отдельных городов и регионов. Рассмотрим уровень современного развития креативных индустрий в России, во-первых, сравнивая с другими государствами мира (как упущенные выгоды), во-вторых, анализируя экспортные
возможности для страны и инновационные преимущества для регионов и городов России (как огромный потенциал).
Концепция креативных индустрий является сегодня одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение как к культуре, так и к экономике. Она развивается в рамках новой креативной экономики, теория которой описана в классических работах Ричарда Флориды и Джона Хокинса [13; 14]. Термин «креативные индустрии» стал активно употребляться политиками и исследователями в начале 1980-х гг., когда эксперты ЮНЕСКО опубликовали знаменитый доклад Огю-стена Жирара. Этот документ стал первой попыткой создать полноценную концепцию прикладного анализа и оценки состояния индустрии культуры. В 1998 г. британское Министерство культуры, СМИ и спорта (DCMS) опубликовало Creative Industries Mapping Document («Документ о картировании креативных индустрий») - первый объемный доклад, направленный на изучение влияния креативных отраслей на британскую экономику. Там же появилось определение креативных индустрий, считающееся сегодня каноническим: «Креативные индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [5, с. 22-23].
В настоящее время существует обобщенная классификация креативных индустрий, суммирующая опыт ведущих концепций (табл. 1).
Данная структура креативных индустрий актуальна для большинства развитых стран. Она представляет сферу креативной экономики как целостность, которую можно выделить из других отраслей экономического производства, при этом сектора тесно связаны между собой. Большинство указанных секторов представляет перспективные и быстро развивающиеся сферы постиндустриальной эконо-
Таблица 1
Обобщенная классификация креативных индустрий
Искусство и культура Дизайн Медиа и коммуникации Цифровые технологии
Фотография; Визуальное искусство; Исполнительское искусство; Искусство и антиквариат; Ремесла; Литература; Библиотеки; Музеи/галереи/архивы; Культурное наследие; Аукционы; Фестивали и культурные инициативы Реклама; Архитектура; Интерьерный дизайн; Графический дизайн; Промышленный дизайн; Мода; Коммуникационный дизайн; Дизайн среды; Производство ювелирных изделий Издательское дело; Телевидение и радио; Реклама Фильмы и видео; Звукозапись; СМИ; Связи с общественностью Дизайн и проектирование вебсайтов; Дизайн и проектирование программного обеспечения; Компьютерное программирование; Дизайн приложений; 1Т-стратегии и планирование
Составлено авторами на основе: В поисках новых ресурсов: креативная среда российских городов. Аналитические материалы - 2016. URL: http://www.rodnyegoroda.ru/upload/iblock/2ec/2eca0d8eae6d5bc78921211ac98c730d.pdf (дата обращения: 19.06.2018).
мики. Тем не менее разные страны сегодня предлагают свои классификации креативных индустрий с учетом специфики национального контекста.
В настоящее время существуют три крупнейших мировых рынка креативной индустрии: Азиатско-Тихоокеанский (АТР), Европейский, Североамериканский.
АТР - крупнейший в мире рынок креативной индустрии с максимальной концентрацией потребителей, высочайшим спросом на газеты и видеоигры, «дом» для ряда лидеров креативной индустрии. В октябре 2000 г. съезд Коммунистической партии Китая включил развитие творческих индустрий в перечень рекомендаций к пятилетнему плану развития страны. Основной акцент в развитии творческих индустрий делается на программное обеспечение, мультимедиа, 3Б-технологии, рекламу и другие виды интеллектуальных продуктов. Примечателен и тот факт, что сегодня в Шанхайском университете работает автор концепции креативной экономики Джон Хокинс, основавший там Центр креативной экономики Джона Хокинса и определивший китайский рынок творческих инду-стрий активно развивающимся.
Японская газета Увтшп БЫтЪып выходит тиражом 10 миллионов экземпляров в день. Индийская книжная индустрия - 10-й по величине книжный рынок в мире с самыми высокими темпами роста доходов от продаж книг. Начатое в Сеуле в 1990-е гг. стимулирование развития ИКТ и медийных технологий привело сегодня город на вершину списка самых технологичных в мире. Колоссальные инвестиции в киберспорт сделали город лидером экспорта в этой сфере.
Европейский рынок креативной индустрии базируется на уникальной концентрации организаций, связанных с историческим наследием, искусством и модой. Например, 7 из 10 самых посещаемых музеев мира являются европейскими. Из 69 креативных городов 30 - европейские. Великобритания - лидер на арт-рынке (особенно в области современного искусства).
Развитие рынка креативной индустрии в США и Канаде связано с рынком креативных сервисов и аудиовизуальных медиа - телевидения, кинопроизводства и радио (182, 28 и 21 млрд долл. США соответственно). Здесь сосредоточено наибольшее число потребителей цифрового культурного контента (47%), что больше, чем в Азии (25%) и Европе (24%).
В настоящее время среднегодовой доход креативных индустрий в странах АТР составляет 33% рынка, или 743 млрд долл., в Европе - 32%, или 709 млрд долл., в Северной Америке - 28% рынка, или 620 млрд долл. Выручку российской креативной индустрии можно примерно оценить в 127 млрд долл., что составляет 6% рынка (рис. 1).
Отставание в развитии российского рынка креативных индустрий связано прежде всего с поздним обращением к этой теме. Впервые понятие «творческие индустрии» зафиксировано в государственном документе «Основы государственной культурной политики» в 2014 г.: «Творческие индустрии -компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельности по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, гале-рейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации» [11]. В ограниченном списке отраслей креативных индустрий представлены прежде всего секторы «Искусство и культура» и «Дизайн». Неслучайно в России, говоря о креативных инду-стриях, чаще используют термины «культурные индустрии», «творческие индустрии». Тем не менее сегодня среди отечественных отраслей креативной индустрии первая строчка принадлежит сфере информационных технологий, программного обеспечения и компьютерных услуг, вторая - рекламе и маркетингу, а тройку лидеров по доходности замыкает отрасль «Издательская деятельность».
703
В
■ АТР Европа США Россия
Рис. 1
Среднегодовые доходы мировых рынков креативной индустрии, млрд (World Economic Forum, 2016)
долл.
В настоящее время в России наиболее интенсивно развивается экспорт услуг ИКТ. По данным Центрального банка Российской Федерации, с 2005 по 2015 г. его объем утроился, достигнув 4 млрд долл. По оценкам компании РУССОФТ [15], в 2015 г. с учетом продаж через зарубежные представительства российских компаний экспорт составил 6,7 млрд долл. (табл. 2).
Объемы экспорта креативных услуг за последнее десятилетие удвоились. Основной его объем весь этот период обеспечивали реклама, маркетинг,
архитектурные, инженерные и прочие технические услуги.
Экспорт креативных товаров за тот же период вырос на 44%, в основном за счет продукции дизайна и аудиовизуальных средств. При этом его доля в общем объеме экспорта российских товаров и услуг не росла, в отличие от доли креативных услуг и ИКТ.
Важно отметить, что при низком уровне экспорта в России (рис. 2) устойчиво растет импорт в сфере творческих индустрий, что приводит к на-
Таблица 2
Объемы российского экспорта креативных индустрий, млрд долл.
Отрасли 2005 2010 2015
Креативные товары 1,21 1,20 1,57
Художественные промыслы 0,01 0,01 0,02
Аудиовизуальные средства 0,03 0,08 0,12
Дизайн 0,19 0,13 0,48
Новые медиа 0,02 0,07 0,04
Исполнительское искусство 0,00 0,00 0,00
Издательская деятельность 0,87 0,90 0,85
Изобразительное искусство 0,09 0,02 0,07
Креативные услуги 3,38 6,68 6,58
Реклама, исследования рынков и опросы общественного мнения 1,57 2,62 3,25
Архитектурные, инженерные и прочие технические услуги 1,15 3,23 2,65
Исследования и разработки 0,48 0,36 0,32
Персональные, культурные и рекреационные услуги 0,19 0,47 0,34
Услуги ИКТ 1,04 2,62 3,97
Креативные индустрии, всего 5,63 10,51 12,10
Составлено авторами на основе: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), 2016.
Рис. 2. Доли стран в мировом экспорте продукции творческих индустрий в 2015 г., (Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), 2016)
%
экспорт импорт —внешнеторговое сальдо
- -Ш--■- -Г -Л- ж ф-♦-♦-♦— -«
*--*-д-А_. 2002 2003 2004 2005 ~2lie&^2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 3. Внешнеторговая деятельность РФ в сфере креативных индустрий, млрд долл. (Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), 2016)
растанию отрицательной динамики внешнеторгового сальдо в этой сфере (рис. 3). А это уже проблема не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Ввозя культурные продукты из-за границы, мы заимствуем культуру других стран, с ее идеями, смыслами, ценностям, что, в свою очередь, ставит под угрозу национальную идентичность, образ жизни, свойственные нашему государству (неслучайно большая часть молодежи в России придерживается западной системы ценностей).
Вместе с тем необходимо отметить, что в России, в отличие от международных практик, сектор креативной индустрии «Искусство и культура» (особенно в части культурного наследия) превосходит среднемировые показатели в пять раз. Как отмечают отдельные российские ученые, креативная индустрия имеет огромный социально-экономический потенциал для развития территорий [9; 10]. Отрасли креативной индустрии обеспечивают приемлемые формы занятости, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяют находить дополнительные резервы для развития сельских территорий, моногородов путем развития отраслей области креативной индустрии «Культурное наследие».
С развитием креативных индустрий в мире появилось понятие «креативный город» [4]. Главная задача таких городов - создание инновационной среды, продукция или услуги которой могут внедряться в первую очередь на территории этого же города. Творческие индустрии способствуют трансформации городов в глобальные инновационные центры, со стабильными показателями роста благосостояния, увеличения числа рабочих мест, с грамотным распределением городских ресурсов.
В 2017 г. на сессии «Новая экономика городов: креативный капитал и территориальное развитие» в рамках Сочинского экономического форума компания PwC и фонд Calvert 22 представили Индекс креативного капитала российских городов. «Под
креативным капиталом создатели Индекса понимают особенности социальной и культурной инфраструктуры, возможности инновационно-креативного сектора и свойства институциональной среды, способствующие привлечению представителей креативных профессий и реализации их потенциала в экономическом разрезе в рамках отдельно взятого города» [7]. Предполагается, что индекс может стать основой для мониторинга креативной экономики в регионах России.
Пилотная версия индекса была разработана на базе девяти городов: Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Санкт-Петербурга и Тюмени. Для расчета использовались как данные опросов, так и общие показатели состояния экономики в регионах. Учитывались пять блоков:
1) «город» (включает общие условия состояния среды, развития культуры, здравоохранения и образования);
2) «люди» (социокультурная активность, открытость и терпимость, креативность горожан);
3) «бизнес» (учитывает концентрацию предпринимателей в креативных индустриях и наличие инфраструктуры для их развития);
4) «власть» (как поддержка бизнес-проектов, а также развития культуры);
5) «бренды» (имидж города и наличие узнаваемых местных брендов).
В тройку лидеров по сумме баллов вошли Москва (75,4 балла), Санкт-Петербург (67,9 балла) и Казань (64,7 балла). Исследование показало, что в целом креативные индустрии наиболее развиты в Москве и Санкт-Петербурге. Но по отдельным факторам, влияющим на их рост, зачастую лидируют регионы. Так, самое креативное население -в Краснодаре, а власти Казани наиболее открыты предложениям бизнеса из творческих отраслей.
Согласно индексу креативного капитала, Москва лидирует по таким показателям, как « бренды»
(89,3), «бизнес» (77,3), «город» (89,3). Нигде больше в России нет настолько широкого спектра условий, необходимых для стремительного креативного развития города: институциональная поддержка, специализированное образование, комфортная городская среда, социальная активность, открытая культура, экономическая диверсификация.
В Москве амбиции и идеи находят деньги, именно поэтому самые передовые проекты так часто зарождаются здесь. Ярким примером являются творческие кварталы (множество независимых небольших творческих организаций и коллективов, компактно разместившихся в брошенном здании или старом промышленном квартале, превратившим его в популярный и модный район, в который начинают инвестировать средства девелоперы и крупные прибыльные компании). Одной из первых таких организаций стала «АРТСтрелка», возникшая в 2004 г. на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Она стала стартовой площадкой для многих галерей, ориентиром для открытия художественных площадок. Сегодня там находятся одновременно несколько объектов, объединенных территорией, названием и целью: это Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», выставочный центр, художественная площадка, бар.
В 2005 г. был основан Центр творческих инду-стрий «Фабрика» - пространство бывшего производства технических бумаг на Бауманской. В 2007 г. открылся Центр современного искусства «Винза-вод», который впервые объединил в одном пространстве множество галерей современного визуального искусства. В 2009 г. у станции метро «Дмитровская» открылся творческий кластер -дизайн-завод «Флакон». Самым большим по размеру в Москве сейчас является Центр дизайна ЛЯТРЬЛУ. На его территории расположено несколько учебных заведений, среди которых Британская высшая школа дизайна, Московская школа кино, Московская архитектурная школа.
Культурный центр ЗИЛ, музей современного искусства «Гараж», множество коворкингов (оборудованные доступом в интернет комфортные пространства для интеллектуальной и творческой работы, деловых встреч и семинаров) стали модными арт-пространствами, центрами притяжения творческой молодежи.
В Москве в 2016 г. стартовал проект городских фестивалей «Московские сезоны». Тематические ярмарки с уникальными товарами со всей России, а также яркие инсталляции и арт-объекты от российских и зарубежных художников привлекают внимание москвичей и гостей столицы. В 2016 г. все городские фестивали посетили 58 млн человек, в 2017 г. - 62 млн человек. В среднем один фестиваль проходит на 40 площадках по всей Москве, его посещают до 12 млн человек, третья часть из которых - туристы. Фестивали генерируют огромный пешеходный поток. Оборот кафе и ресторанов на улицах, где они проходят, может увеличиваться на 200%. Повышение рентабельности дает возможность среднему и малому бизнесу открывать новые
точки, появляются новые рабочие места. Посещение туристами фестивальных площадок, магазинов и кафе, театров, музеев и концертных залов, высокая загрузка гостиниц - все это значительно увеличивает доходы городской казны и государственных учреждений. Помимо коммерческого успеха, данные фестивали имеют важное социокультурное значение, так как занимаются популяризацией русской национальной культуры - народных промыслов, фольклора, декоративно-прикладного искусства.
Второе место, согласно индексу креативного капитала, занимает северная столица России -Санкт-Петербург. Здесь отмечен самый высокий средний балл по блоку «Люди» (социокультурная активность, креативность, открытость и терпимость) - 77,2 (Москва - 73,6). Преимуществами Санкт-Петербурга являются богатые культурные и научные традиции, высокий уровень образования. В то же время некоторый консерватизм властей и нехватка крупных инвестиций заставляют амбициозных людей по-прежнему переезжать в Москву.
Проблема миграции молодежи с успехом решена в Казани: здесь развитие городской среды опережает Санкт-Петербург. Более того, Казань на первом месте в России по такому важному показателю, как «Поддержка бизнеса» - 77,7 (Москва - 45,8).
Стратегия Республики Татарстан включает в себя флагманский проект «Креативные индустрии» [6]. По многим параметрам Казань - типичный развивающийся центр креативных индустрий. Символом нового видения стал Иннополис, представляющий собой исследовательский центр, университет и научный город будущего в пригороде столицы.
Важно, что креативная среда в Казани развивается в двух направлениях: формируется по инициативе сверху (центр креативных индустрий «Штаб» открыт при поддержке администрации города), базируется на энтузиазме представителей арт-сообщества (центр современной культуры «Смена», который когда-то был единственной прогрессивной выставочной площадкой и платформой экспериментальной культуры и неформального образования в Казани).
Значимой составляющей креативного сектора является национальная идентичность: в Казани создана популярная онлайн-платформа национальных дизайнеров, регулярно проходят национальные фестивали, недавно начали появляться комиксы на татарском языке с персонажами национального фольклора.
Долгое время Казань боролась с Нижним Новгородом за звание «третьей столицы» России, но в 2009 г. город официально закрепил свою позицию, зарегистрировав в Роспатенте соответствующий товарный знак.
Нижний Новгород, согласно индексу креативного капитала, является аутсайдером среди исследуемых городов. Один из крупнейших городов современной России сегодня стал городом с «плавающим» порядковым номером («третья столица России», «первая столица Поволжья» - четкой определенности со статусом нет). Нижний Новго-
род идеально расположен - всего несколько часов на скоростном поезде от Москвы. С точки зрения классического туризма Нижний Новгород - удачный выбор для путешествия выходного дня по центральной части России. Это город с серьезным интеллектуальным прошлым, которое проявляется в первую очередь в сфере технологий и инженерного дела. Нижний Новгород - один из флагманов IT-индустрии в России: здесь зарегистрировано впечатляющее количество IT-компаний, а многие международные гиганты, такие как Intel, перенесли российские представительства именно в Нижний Новгород. Технологии - основная тема крупнейшего фестиваля электронной музыки и цифровой культуры в России Alfa Future People, который ежегодно проходит в Нижнем Новгороде.
Особые приметы городской креативной инфраструктуры - сильные образовательные институты, точечное появление медийных и событийных площадок. Вокруг центра современного искусства «Арсенал» формируется самодостаточное креативное сообщество, способное создать динамичную культурную среду.
В то же время закрытый статус, сохранявшийся вплоть до 1990 г., наложил определенный отпечаток на менталитет города, с недоверием и опаской воспринимающего все новое. Невысокий уровень толерантности городского сообщества (5,2 балла из возможных 10) и низкая социальная активность (3,8 балла из 10) лишний раз подтверждают определенный реакционизм, который распространяется не только на инициативы, приходящие извне, но и в какой-то степени определяет слабую заинтересованность городского сообщества в изменениях городской среды.
В сравнении с развитыми странами понятия «креативная индустрия», «креативный город» для России относительно новые. Однако в последние годы в нашей стране уделяется все большее внимание проблемам развития этого сектора экономики и созданию инфраструктуры для его развития. В ряде российских городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань и некоторые другие, идет создание и развитие творческих кластеров, несмотря на кризисные явления в экономике страны. Центром создания креативной инфраструктуры является Москва как город, в котором в одном месте собраны креативные специалисты, дальновидные инвесторы и лояльные управленцы. Столица представляет положительные примеры экономической и культурной трансформаций для региональных центров России.
Международная практика показывает, что во всех странах развитие творческих индустрий опирается на программные меры государственной поддержки. Россия пока явно отстает в этом направлении, отдельные меры принимаются во многих городах, но необходима систематическая государственная поддержка, включающая введение понятия креативных индустрий в законодательство, выработку стратегии их развития в каждом регионе, создание креативных кластеров, а также бизнес-инкубаторов при федеральных вузах, соответству-
ющую перестройку образовательной сферы, льготное кредитование, популяризацию и поддержку экспорта культурных индустрий. В настоящее время наблюдается определенное недоверие к отечественной креативной индустрии, что повышает для нее репутационные и экономические риски. Обладая огромным потенциалом, многие инициативы не могут пройти точку «взлета» вследствие отсутствия навыков управления и продвижения проектов, преодоления бюрократических преград, юридической неграмотности.
1. Барышева Е.А. Великобритания: «культурная индустрия» в современной культурной политике // Эволюция культурной деятельности в новом столетии: Социально-экономические аспекты культурной политики. Том 2: Культура в глобальном мире. СПб.: Алетейя, 2005.
2. В поисках новых ресурсов: креативная среда российских городов. Аналитические материалы 2016. URL: http:// www.rodnyegoroda.ru/upload/iblock/2ec/2eca0d8eae6d5bc78 921211ac98c730d.pdf (дата обращения: 19.06.2018).
3. ГретченкоА.И., ГретченкоА.А., ГороховаИ.В. Формирование цифровой экономики в России // Вестник РЭУ. 2018. № 3. С. 3-11.
4. Гретченко А.И., Каверина Н.А. Россия - лидер со-циогуманитарных технологий // Вестник НГУЭУ. 2017. № 3. С. 25-36.
5. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М.: Классика-XXI, 2010.
6. Индекс креативного капитала российских городов. Методология и результаты исследования 2016. URL: http:// www.creativecapitalindex.com/uploads/attachment/file/28/ CCI_0tchet_01032017.pdf (дата обращения: 19.06.2018).
7. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика-XXI, 2011.
8. Мельвиль Е.Х. Креативные индустрии в России: правовые и экономические аспекты // Развитие финансирования и законодательства в творческих индустриях Северного измерения. URL: http://www.spbicp.ru/UserFiles/File/ Financing%20and%20legislation.pdf.
9. Молодова Е.П. Творческие индустрии как фактор развития территорий // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. № 11. С. 214-219.
10. Недосвитий Н.В. Творческие индустрии как инструмент наращивания конкурентного потенциала территории // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 87-90.
11. Основы государственной культурной политики. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 172706/
12. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. URL: http://mert.tatarstan. ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm (дата обращения: 12.06.2018).
13. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2011.
14. Хокинс Дж. Креативная экономика. М.: Классика-XXI, 2011.
15. Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения. 13-е ежегодное исследование. М.: РУССОФТ, 2016.
16. Gretchenko A.A., Gretchenko A.I., Demenko O.G., Gorokhova I.V. Fostering innovative integrated structures in Russian higher education institutions // Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38 (Ыо 40). Pâg. 15.
17. GretchenkoA.I., NikitskayaE.F, ValishviliM.A; Gretchenko A.A. (2018) Role of higher education institutions in developing hr potential in a forming innovation economy // Revista ESPACIOS. 2018. Vol. 39 (Ыо 21). P. 13.