УДК 327
Дьяконова М. А., асп.
Современное положение Афганистана в XXI веке
В статье представлен обзор современного политического и экономического положения в Афганистане. Автор останавливается на проблемах наркобизнеса, терроризма в стране, затрагиваются вопросы национальной безопасности, вооруженных сил, безработицы, а также помощи в решении этих проблем со стороны мирового сообщества.
Ключевые слова: политика, внешняя политика, экономика, Афганистан, Россия, Центральная Азия, НАТО, США, ООН, «Талибан», «Аль-Каида», международные отношения, мировое сообщество, наркомафия, терроризм, национальная безопасность, вооруженные силы, безработица.
Внешняя политика любого государства подразумевает общий политический курс страны в международных делах и регулирует его отношения с другими государствами и народами в соответствии с национальными интересами и целями.
До 2001 года в Афганистане шла гражданская война. Радикальное исламское движение «Талибан» контролировало большую часть территории страны. В тот момент в Афганистане террористическими организациями, в первую очередь «Аль-Каидой», были созданы лагеря подготовки боевиков.
После атак террористов на мирные объекты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года Соединенные Штаты Америки начали подготовку к операции «Несокрушимая свобода», то есть военной кампании, предусматривающей уничтожение тренировочных лагерей «Аль-Каиды» на территории Афганистана. США также угрожали свергнуть правительство «Талибана», если оно не запретит нахождение баз по подготовке террористов на своей территории, чтобы не допустить прихода к власти некоторых главарей «Аль-Каиды» из афганского радикального духовенства из числа сторонников Усамы бен Ладена.
В конце 2001 года в результате проведенной операции «Несокрушимая свобода» талибы были разбиты и к власти пришли проамерикански настроенные афганские политические круги, во главе с Хамидом Карзаем.
В соответствии с конституцией, принятой в 2004 году, Афганистан является исламским государством. В настоящее время в основу политики Афганистана положены независимость, национальный суверенитет и территориальная целостность страны. Остается в силе и важный принцип во внешнеполитической деятельности - Афганистан придерживается принципа нейтралитета.
После свержения режима талибов мировое сообщество приступило к оказанию помощи в восстановлении экономики Афганистана. В реализации этой помощи участвуют ООН и ее подразделения, неправительственные организации, отдельные государства и частные компании. В этом направлении заметна роль и России. Наряду с поставками МЧС России в Афганистан гуманитарной помощи в рамках реализации меморандума о взаимопонимании между правительством РФ и Всемирной продовольственной программой ООН, подписанного 3 ноября 2002 года [10], обеспечением средствами связи и транспортом афганских и международных организаций, российские специалисты заняты в сфере восстановления национальной энергетики и промышленных предприятий Афганистана. Особое внимание также уделяется восстановлению и налаживанию объектов связи, которые явля-
ются важной, быстроразвивающейся отраслью афганской экономики, и имеют немаловажное значение не только для самого Афганистана, но и для иностранных государств, так как благодаря геополитическому положению страна может выступать в роли пункта транзита информационных потоков, соединяющих Запад и Восток.
Одновременно Россия осуществляет на межгосударственном уровне ряд мер по поддержке Кабула, которые включают в себя и списание долгов, и предоставление продовольственной и военно-технической помощи, и участие в программах по подготовке афганских специалистов, что положительно воспринимается афганской стороной. В частности, на встрече в торгово-промышленной палате Российской Федерации Хамид Карзай, призывая российские компании не ограничиваться только лишь восстановлением «советских объектов», но и вкладывать инвестиции в афганскую экономику, заявил: «Товарооборот между нашими странами достиг 500 миллионов долларов. (...) Мы должны наладить торговое и транспортное сотрудничество между нашими странами. - Мы очень близки, почти сосе-ди»[9]. Афганский лидер в качестве инвестиционно привлекательных отраслей экономики назвал телекоммуникации, горнодобывающую промышленность, банковское дело, транспорт и др. Развитие этих и подобных отраслей экономики, по его словам, позволит решать и другие проблемы в Афганистане, связанные с деятельностью террористических и иных экстремистских организаций и наркомафии [9].
Борьба против наркобизнеса является важным аспектом помощи Афганистану со стороны международного сообщества. В настоящее время наркомафия проникает во все большие слои населения государств мира и становится международной проблемой. Продолжающееся незаконное производство в Афганистане наркотических веществ и их распространение, подрывает национальную безопасность как самого Афганистана, так и стран-соседей, других государств евразийского континента, а также США. Считается, что проблема производства и употребления наркотиков с каждым годом все больше обостряется в ИРА. Наиболее тревожная ситуация складывается в провинциях Фарах, Гур, Герат, Нимруз и Бадгиз. По сведениям ООНовских структур, только с 2001 по 2006 года на юге и юго-востоке Афганистана более 150 тысяч женщин и 100 тысяч детей стали наркоманами [7].
По словам главы ФСКН Виктора Иванова, опиаты, прежде всего героин, в России употребляют до 90% всех наркозависимых, и весь этот героин имеет исключительно афганское происхождение. При этом отмечается, что Россия за последние годы превратилась в абсолютного мирового лидера по рынку сбыта и потребления героина. Произошло превращение РФ из страны-транзитера в страну-потребителя [17].
В соответствии с имеющимся статистическими данными, как констатировал В.Иванов, ежегодная смертность среди гражданского населении в самих странах НАТО от передозировки того же самого героина в 50 раз превышает их же военные потери в Афганистане, а в США количество наркозависимых людей достигло 2 миллионов человек [2]. Почему это происходит? Дело в том, что США не борются с проблемами наркомафии - они их создают. Официальная политика НАТО, по словам руководства Альянса, бороться с той частью наркотиков, которая необходима для финансирования «Талибана», что составляет, по их подсчетам, всего 4-6% от общего 65-миллиардного оборота афганского героина [1].
Повсеместное сращивание нарко- и террористических группировок порождает другую важную проблему: происходит идеологическое обоснование наркоторговли, как одного из действенных инструментов политической борьбы и криминализации политики. Нестабильная обстановка в Афганистане ведет к ухудшению ситуации в сфере внутренней безопасности в соседних государствах, в первую очередь, в странах Центральной Азии. Усиление криминальных и экстремистских структур создает угрозу их влияния на легитимные институты власти и способствует формированию нестабильного и депрессивного пространства в регионе.
В этой связи не менее важным аспектом является продолжение действий международного сообщества по ликвидации террористических организаций в афгано-пакистанском
регионе. Выступая на церемонии открытия Лойя Джирги 15 ноября 2011 года Хамид Карзай заявил: «В стране уже есть стабильность, но еще нет безопасности. И это является весьма серьезной проблемой. Главная цель - независимость - еще не достигнута. Борьба с терроризмом не продвинулась вперед настолько, как того хотел бы афганский народ» [18].
Проблема терроризма имеет транснациональный характер и угрожает стабильности во всем мире. Несмотря на ликвидацию террориста №1 Усамы бен Ладена в мае 2011 года, деятельность террористических группировок не прекращается. Возможно, она даже будет усиливаться, так как члены «Аль - Каиды» обещали отомстить за смерть своего лидера.
Религиозный экстремизм, сепаратистские движения, международный терроризм проникают сквозь границы, особенно, государств Центральной Азии и создают целый клубок регионального общественного вреда. Сложный многогранный характер этого явления делает невозможным окончательное искоренение основы для терроризма силами одного государства. Лишь многостороннее сотрудничество может дать результаты.
Оценивая деятельность в ИРА США и их союзников по НАТО начиная с 2001 года и по настоящее время, сложно говорить о каких-либо серьезных успехах в борьбе с терроризмом и наркобизнесом. В реальности все наоборот. Так, количество совершенных терактов, численность экстремистских сетей, способных создать террористические угрозы, за десятилетний период пребывания иностранного контингента на территории Афганистана не только не снизилось, а наоборот возросло. Введенные в регион иностранные войска, которые отказываются бороться с проблемой выращивания и распространения опиатов, позволяют террористическим организациям по-прежнему иметь постоянный доход от реализации наркотических средств. Следовательно, и в ближайшем будущем сложно говорить о каком-либо улучшении внутриполитический ситуации в стране.
Еще одной важной проблемой является обеспечение безопасности страны. Еще в 2008 году президент ИРА Хамид Карзай говорит, что после свержения «Талибана» «мы добились определенных значимых успехов, однако, что касается одного из самых главных чаяний нации - безопасности, то мы оказались неспособны ее обеспечить» [19]. Нельзя сказать, что сегодня ситуация кардинальным образом изменилась, несмотря на то, что проблемами обеспечения безопасности в регионе в разной степени занимается целый ряд организаций: ООН, ОДКБ, ШОС, НАТО, ОБСЕ. Пока что, как считают многие иностранные специалисты, Афганистан не готов самостоятельно обеспечивать свою безопасность [14].
Касаясь создания национальных сил безопасности в Афганистане, Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в послании Хамиду Карзаю относительно российско-афганских отношений отметил, что «международный терроризм сегодня является серьезной угрозой для наших стран и Исламская Республика Афганистан несет на себе тяжелое бремя борьбы с этим злом» [6]. Таким образом перед Афганистаном стоит задача по скорейшему воссозданию боеспособности национальных вооруженных сил и правоохранительных органов, готовых взять на себя всю полноту ответственности за обеспечение безопасности страны. Россия готова оказать соответствующую помощь афганскому правительству в решении данного вопроса.
В этой связи Россия оказывает и планирует продолжать осуществлять военнотехническое содействие Афганистану, как на двусторонней основе, так и во взаимодействии с международными партнерами. Так, с 2010 г. реализуется программа подготовки на безвозмездной основе афганских полицейских на курсах и в вузах МВД России (ежегодно -225 человек). Всего же за последние 10 лет в России прошли подготовку 219 военнослужащих Афганской национальной армии и 478 афганских полицейских (по линиям МО (Министерства Обороны), МВД (Министерства Внутренних Дел), ФСКН (Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков), СРН (Совета России-Н АТ О), ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе)). Кроме того, в конце прошлого года российские ершовые структуры осуществили поставки легкого стрелкового вооружения в дар МВД ИРА (20 тыс. автоматов и 2,5 мин. патронов) [12].
В качестве дальнейшего конкретного вклада России в наращивание боевой мощи вооруженных сил Афганистана в рамках международных усилий по стабилизации военнополитической обстановки планируется продолжить подготовку в российских специализированных вузах сотрудников Афганской национальной армии (АНА) и правоохранительных структур Афганистана. При этом хотелось бы отметить, что после падения режима талибов в 2001 году, началось реформирование афганской армии при участии советников из США и НАТО. Однако строительство афганских вооруженных сил постоянно наталкивается на различного рода препятствия. В то же время, их создание все-таки постепенно сдвигается с мертвой точки. В июле 2011 года в Кабуле был запущен, долгое время находившийся в состоянии разработки, процесс передачи ответственности за безопасность отдельных регионов афганскому руководству, который пройдет в несколько этапов и должен завершиться в полном объеме к концу 2014 года. Прежде всего, под контроль афганским силам должны перейти провинция Кабул, за исключением уезда Соруби; административный центр южной провинции Гельменд - город Лашкаргах, административный центр провинции Герат, административный центр северной провинции Балх - город Мазари-Шариф и административный центр восточной провинции Лагман - город Мехтарлам, а также провинции Бамиан и Панджшир.
На данный момент, по оценкам иностранных военных специалистов, только один батальон афганской армии способен действовать независимо от сит МССБ, в то же врет ни одно из подразделений афганской полиции, несмотря на 10 лет подготовки и обучения, к этому до сих пор не готово [15]. Об этом свидетельствует тот факт, что когда летом 2011 года военным подразделениям АНА было поручено несколько усилить боевую активность, то сразу возросло число потерь, а также очень резко повысится уровень дезертирства, достигший 35% в год [15]. Это связано, во-первых, с неготовностью афганской армии противостоять талибам, в связи с тем, что Кабул назначает офицеров на руководящие должности за их преданность и уступчивость, а не за профессионализм.... и второе, и важное, что у правительственных афганских солдат нет соответствующего стимула воевать со своими соотечественниками.
Кроме того, в настоящее время талибы вновь контролируют большую часть территории Афганистана и практически во всех провинциях страны имеет свои теневые правительства. В этой связи отдельные американские политические круги рассматривают возможность ведении переговоров с представителями умеренного крыла движений «Талибан», которые будут обладать реальной властью после ухода коалиционных войск. По их мнению, среди талибов есть и религиозные фанатики, отвергающие какой-либо компромисс с мировым сообществом и в частности, с американцами, но есть и представители, которые отстаивают консервативные социальные нормы пуштунского этноса [8]. «Талибы, по сути дела, мало чем отличаются от других афганских полевых командиров, — говорит американский военный аналитик Х.Уллман, — и администрация Обамы научилась наконец видеть разницу между вождями повстанцев, отражающими интересы афганских племен, и боевиками «Аль-Каиды», нацеленными на глобальный джихад» [8]. США планируют договориться с талибами о примирении, но при этом будут стремиться договориться об оставлении своих военных баз на западе и на севере страны, неподалеку от китайской и иранской границ. Вопрос только в том, нужны ли переговоры самим лидерам «Талибана»?
Другой значимой проблемой для руководства Исламской Республики Афганистан является безработица. Выращивание и продажа сырья для производства опиума для многих афганцев - это главный, а чаще всего, и единственный источник дохода. По оценкам UNODC (Управление ООН по наркотикам и преступности), общий финансовый объем наркоиндустрии Афганистана от выращивания мака составляют 1,4 миллиарда долларов США, эквивалентным 9 процентам ВВП Афганистана в 2011 году [20].
Министерство экономики страны считает безработицу одной из серьезных проблем на пути обеспечения безопасности в ИРА. Министр экономики Афганистана Абдул Хади
Аргандеваль заявил, что его ведомство подготовило к реализации 4 программы по снижению уровня безработицы в стране. «Только в этом случае мы сможем решить проблемы трудоустройства нашего населения, - заявил министр в интервью телеканалу «Ариана-ТВ».
- На самом деле это очень серьезная проблема, и она является одной из главных причин отсутствия безопасности в стране» [11].
Представляя доклад Управления Верховного комиссара ООН (OHCHR) о ситуации с правами человека и бедностью в Афганистане, основанный на исследовании, проведенном в 14 (из 34) афганских провинций, Н.Ниланд отметила, что сегодняшний Афганистан - одно из самых бедных государств мира, где треть населения живет в тотальной нищете [13].
Необходимо отметить, что виной такой статистики можно назвать саму политику администрации США относительно ИРА. Так, после введения в Афганистан в 2001 году воинских контингентов США и НАТО для борьбы с терроризмом, количество выращиваемого мака возросло более чем в 50 раз, а жизненный уровень населения остался практически прежним.
Здесь возникает вопрос: насколько серьезной была ситуация террористических угроз до вторжения американских войск в Афганистан? Никогда еще мир не был настолько подвержен опасности атак террористов, как в настоящее время. До сих пор исследователи не могут точно сказать, кто истинные виновники взрывов в Вашингтоне и Нью-Йорке в 2001 году. Америке нужно было расположить свои базы в Центральной Азии, а это был хороший предлог.
В условиях масштабного международного присутствия в стране её внутренняя и внешняя политика испытывает определённое воздействие со стороны зарубежных участников, многие из которых, в первую очередь его соседи, стремятся получить здесь свою зону влияния, зачастую выступая в качестве соперников, тем самым подрывая усилия по стабилизации внутри- и внешнеполитического положения ИРА.
Современный Афганистан остается стратегической территорией, особенно в военном отношении, главным образом, для США. Нахождение американских военных сил в Афганистане позволяло бы США контролировать значительную часть Центральной и Средней Азии.
Поэтому, несмотря на свою отсталость, бедность в этой стране, Афганистан занимает важное место в военно-стратегическом и экономическом плане в регионе Центральной, Юго-Восточной, Средней Азии, Среднего и Ближнего Востока. Если посмотреть на карту данного региона, то можно увидеть, что на юге Афганистан граничит с двумя находящимися в постоянной конфронтации государствами, владеющими ядерным оружием. Это
- Индия и Пакистан, последний в какой-то степени еще остается союзником США. Также, в непосредственной близости от Афганистана расположены и другие государства, обладающие ядерными технологиями и оружием (Китай). Кроме того, на западе ИРА граничит с Ираном, который, по мнению ряда аналитиков и сейчас стремится к получению военных ядерных технологий.
Также значительную роль Афганистан играет в развитии экономических связей между Западом и Востоком, так как находится на пересечении древних маршрутов так называемого Великого Шелкового Пути. В последние годы все большее экономическое значение приобретает наличие в регионе значительных запасов полезных ископаемых, в том числе урана, железа, меди, кобальта, золота, лития, а также дешевой рабочей силы. Это было подтверждено исследованиями в рамках программы «ТРАСЕКА» - транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия [22].
В заключении необходимо сказать, что американское присутствие в Афганистане, как отмечают сами представители высших военных кругов США, останется до неопределенного времени и после 2014 года [1].
ИРА также входит в зону важных национальных интересов России, которая в целом заинтересована в поддержании добрососедских отношений с данным государством. Вместе
с тем, необходимо также учитывать, внешнеполитический курс, проводимый политическим руководством Афганистана.
Литература
1. Америка не борется с угрозами терроризма и наркотиков. Она их создает! [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://army-news.ru/.
2. Афганистан. - Телеканал «Россия 24».
3. Афганистан [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/.
4. В ожидании российско-афганской «перезагрузки» [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.afghanistan.ru/.
5. Внешэкономсвязи, политика. Афганистан [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://polpred.com/.
6. Дмитрий Медведев направил ответное послание Президенту Афганистана Хамиду Карзаю [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://kremlin.ru/.
7. Дурани А.: В Афганистане растет число наркозависимых женщин и детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.centrasia.ru/.
8. И снова мулла Омар [Электронный ресурс] - Режим доступа: //
http://www.odnako.org/.
9. Итоги визита Хамида Карзая в Москву: Время экономической дипломатии [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.afghanistan.ru/.
10. Между МЧС России и Всемирной продовольственной программой ООН подписан ежегодный меморандум о взаимопонимании [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.mchs.gov.ru/.
11. Министр экономики Афганистана: безработица - одна из главных причин нестабильности в стране [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://www. afghanistan.ru/.
12. Министерство Иностранных Дел РФ. Интервью Специального представителя Президента РФ по Афганистану З.Н.Кабулова [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.mid.ru/.
13. Нищета убивает в Афганистане больше людей, чем вооруженный конфликт [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://ria.ru/world/.
14. Отчет о работе международной конференции «Афганистан, ШОС, безопасность и
геополитика Центральной Евразии» [Электронный ресурс] - Режим доступа: //
http: //'WWW. fergananews. com /.
15. Передача ответственности за безопасность в Афганистане национальным силам переживает кризис [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://www.warandpeace.ru/.
16. Связь в Афганистане: политический аспект [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://afghanistan.ru/.
17. Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://l 1 .fskn.gov.ru/
18. Хамид Карзай: «Афганцам нужен мир» [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.afghanistan.ru/.
19. Хамид Карзай: мы скатываемся в пропасть страданий и нищеты [Электронный ре-сурс] - Режим доступа: // http://www.afghanistan.ru/.
20. Afghan opium prices soar as production rises [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.unodc.org/.
21. CIA World Factbook. Afghanistan [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.ciaworldfactbook.us/.
22. TRACE С А [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://mt.ro/.