Научная статья на тему 'Современное образование: сущность и направления развития'

Современное образование: сущность и направления развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36832
1306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIONS IN EDUCATION / NEW DIRECTIONS OF EDUCATION DEVELOPMENT / TENDENCIES OF MODERN EDUCATION DEVELOPMENT / MISSION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухарова Галина Дмитриевна, Старикова Людмила Дмитриевна

Рассматриваются новые направления развития современного образования: образование как компонент культуры человека, как накопленный капитал, как социальное благо. Идеология новых направлений современного образования детерминирована идеями гуманизма, паритетности, признания человеческой жизни высшей ценностью. Описаны основные тенденции современного образования: глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация. Охарактеризованы инновационные процессы в образовании, указаны сдерживающие их причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Education: Essence and Directions of Development

The authors examine new directions of modern education development: education as a component of culture, as an accumulated capital and social good. Ideology of new directions of modern education development is determined by ideas of humanism, parity, recognition of human life as the highest value. The article describes major tendencies of modern education: globalization, fundamentalization, humanization, technologization, standardization, computerization. It also characterizes innovative processes in education and points out its limiting factors.

Текст научной работы на тему «Современное образование: сущность и направления развития»

ББК 74.04(2)01

Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова Современное образование: сущность и направления развития

Ключевые слова: инновации в образовании, новые направления развития образования, тенденции развития современного образования, миссия образования.

Key words: innovations in éducation, new directions of éducation development, tendencies of modern éducation development, mission of education.

Категория образования на протяжении истории развития педагогической науки рассматривалась с различных позиций: образование как процесс, как результат, как система и как ценность. Сегодня образование следует изучать под несколько иным углом зрения: образование как компонент культуры человека, как накопленный человеческий капитал, как социальное благо.

Первые три позиции достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Остановимся лишь на некоторых уточняющих моментах.

Первая позиция предполагает освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений обучающих и обучающихся, воспитателей и воспитанников, воздействий и взаимодействий их друг с другом.

Вторая - характеристика уровня достижений обучающихся в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. В этом и состоит суть образования как результата.

Рассмотренные позиции свидетельствуют о том, что в центре внимания находятся знания как соответствующие результаты духовного богатства человечества, накопленного им в историческом опыте. Такой подход предполагает накопление знаний, формирование умений и навыков (знаниево-ориентированный подход), которые способствуют социализации человека, вхождению его в социум. С такой точки зрения их можно отнести к жизнеобеспечивающей системе человека. При этом они поглощают самого человека, заслоняя его личность. Процесс образования превращается в академизм, а знания при этом становятся абсолютной ценностью.

В современных условиях наиболее актуальным становится обращение не к знаниям, умениями и навыкам, а к компетентности и компетенциям.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход. Компе-тентностный подход - это приоритетная ориентация

на реализацию целей образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности и компетенции.

Компетентность - интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретикоприкладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.

Компетенция рассматривается как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта и как способность человека реализовывать компетентность в конкретной практической деятельности (компетентность в действии).

Подход к образованию как к системе предполагает совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Так понятие «образование» прописано в законе «Об образовании». Данная позиция может быть названа управленческой. Она только регламентирует, что входит в образование как систему.

Наиболее сложным является рассмотрение образования с позиции ценностного подхода. Под воздействием происходящей в стране трансформации меняются функции образования и воспитания, которые становятся намного шире и важнее, нежели только обучение, подготовка человека к какому-либо виду трудовой деятельности. Происходит утверждение личностно ориентированного подхода, при котором образование выступает как достояние определенной личности, как соответствующая ценность для конкретного человека. Существенным сдвигом в общественном сознании является переориентация образования на новые базовые ценности: с обеспечения потребностей производства и экономики в рабочей силе определенного качества на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества.

Интересен подход к образованию как компоненте культуры человека. Культура и образование находятся в тесной связи друг с другом. Без передачи последующим поколениям образцов культуры, способов взаимодействия человека с окружающим миром вряд ли можно представить человеческую жизнь. Образование является, с одной стороны, средством

трансляции культуры, а с другой - само способствует формированию новой культуры. До сих пор бытует мнение о том, что образование и культура находятся по разные стороны «баррикад». Примером тому может являться тот факт, что в диссертационных советах по педагогическим наукам с большим трудом проходят работы, темы которых содержат слово «культура». Представляется, что такой подход является недостаточно обоснованным. Жизнь меняется, она не стоит на месте и привносит новые смыслы в понимание ранее известного и принятого научным сообществом, идет процесс становления новых смысловых ориентиров.

В настоящее время область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации как в личностном, так и в профессиональном плане. Образование нацелено на обеспечение адекватного мировому сообществу уровня общей и профессиональной культуры каждого отдельно взятого человека, умственного развития личности, его профессиональной квалификации и профессиональной компетентности.

Новая трактовка категории образования в законе «Об образовании» привела к возможности рассматривать его не только с позиции личностно ориентированного образования, но и с позиции человекоцентриро-ванного подхода.

В условиях стремительного развития общества образование выступает как накопленный человеком капитал, который может быть реализован в последующей жизнедеятельности. С позиции такого подхода категория образования имеет ярко выраженный социальный аспект.

Представляется, что целесообразно рассмотрение образования с позиции единства образования, воспитания и обучения как основных категорий педагогической науки. В этом случае воспитание и обучение можно воспринимать как две взаимосвязанные и обусловленные стороны единой категории «образование». Достижения в каждой составляющей оцениваются через уровни образованности и воспитанности.

Центральной идеей образования признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности. Понимание развития как непрерывного процесса следует соединить с принципом развивающего обучения, ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и его преобразованием. Этим обусловлен переход к открытой системе образования. Открытость как новое условие функционирования современной системы профессионального образования России предполагает ее широкое взаимодействие с социумом, органическую включенность в рыночные отношения с признанием приоритета заказчиков (работодателей) на подготовку кадров.

К числу приоритетных задач образования относится формирование в сознании подрастающего поколения научной картины мира - природного, социального, личностного, картины, которая отразила бы объективную действительность наиболее полно и глубоко. Сегодняшний мир - это прежде всего гуманизация и демократизация межчеловеческих отношений. Это новые формы общения, новые формы контактов между людьми и воспитание толерантного отношения к другим народам. Педагогическая проблема, какой бы она ни была, таит в себе общечеловеческое в том смысле, что она имеет универсальный характер и представляет общую ценность для всех народов мира.

Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает человеку и реализует через него новые требования, связанные с тенденциями и противоречиями нового XXI в. К числу главных из них можно отнести:

• обучаемость, т.е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, освоению новых видов деятельности, в том числе профессиональной;

интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий и сохранение здоровья;

• креативность, т.е. способность мыслить и действовать творчески не только в образовательном процессе, но и в будущей профессиональной деятельности;

духовность, патриотизм, гуманность и толерантность.

Состояние современного образования характеризуется сменой педагогических парадигм. Появляющиеся в современном образовании новые системы, технологии, подходы рождают новое психологопедагогическое отношение к процессу обучения, которое получило название инновационного. Инновационные процессы - новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров.

Среди инновационных педагогических процессов следует выделить следующие:

• осуществление перехода массовой школы на новый базовый учебный план, включающий федеральный, региональный и школьный компоненты, вариативные программы, методики обучения и воспитания, востребованные новыми условиями жизни российского общества;

• появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;

• разработка федеральной и региональных программ развития образования, учитывающих социальноэкономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской Федерации;

• активное обновление содержания общего среднего и профессионального образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;

• обеспечение непрерывности профессионального образования;

• перестройка организационных форм, методов обучения и воспитания с учетом личностно ориентированного и личностно центрированного подходов;

• интеграция начального и среднего профессионального образования в связи с изменением форм собственности в государстве;

• переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим устойчивого развития;

• создание в образовательных учреждениях диагностической службы (психологической, валеологи-ческой, социологической и др.);

• управление качеством образования на диагностической основе;

• осуществление непрерывного процесса повышения квалификации педагогических кадров;

• развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и педагогической культуры работников системы образования.

Перечисление инновационных процессов можно было бы продолжить, но при этом необходимо помнить о существующей проблеме низкого финансирования образовательных учреждений, особенно системы НПО. В связи со сказанным «... требует признания сословность образовательной системы России и постоянного воспроизводства ею социального слоя, характеризующегося низким уровнем образования, плохими условиями жизни и материальным неблагополучием. Подобное обстоятельство пока не учитывается в федеральной образовательной политике», - указывают И.П. Смирнов и Е.В. Ткаченко [1, с. 28].

Общеевропейская тенденция «образование через всю жизнь» сформулирована и принята к руководству в странах с развитой рыночной экономикой. Поскольку наша страна также вступила на этот путь, опыт рыночных стран необходимо анализировать и использовать. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как базовые умения для всех, больше инвестиций в человеческие ресурсы, ценность образования, переосмысление подходов к воспитанию подрастающего поколения, являются актуальными и для системы российского образования.

Привычные модели получения образования, обеспечивающие необходимый уровень готовности к выполнению профессиональных, служебных, хозяйственных, бытовых, досуговых и других функций, в современных условиях обновляющейся России претерпевают существенные изменения. Успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, результативная жизнедеятельность человека в информационном обществе должны сопровождаться процессом непрерывного образования. «Учение длиною в жизнь», «образование через всю жизнь», «образование в течение всей жизни» - вот формулы

одной из важнейших мировых тенденций современного этапа развития образования.

Среди факторов, обусловливающих необходимость обучения по обозначенным формулам, можно выделить:

• беспрецедентное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), оказывающих влияние практически на все сферы жизни человека;

• развитие торговли и коммуникаций, которые расширяют способы ведения конкурентной борьбы;

• демографическое старение населения, неизбежно приводящее к изменениям в составе рабочей силы и спроса на социальные услуги.

В настоящее время наблюдается смена образовательной парадигмы. Основное противоречие современной системы образования - между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения отдельно взятым человеком. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека, к саморегуляции и самообразованию.

Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим устойчивого развития. Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии культурного и кадрового потенциала страны.

Общей основой современной стратегии образования является гуманистическая концепция, в основе которой лежит безоговорочное признание человека как высшей ценности.

Говоря о проблемах современного российского образования, невозможно его рассматривать в отрыве от общемировых тенденций. Однако в России на них накладывается целый ряд особенностей, связанных с кризисной социально-экономической ситуацией, отказом от прежних ценностей, происходящими социокультурными изменениями. Задачей образования XXI в. является преодоление кризиса культуры, духовности и гуманизма.

Образовательная политика, как указывает В.И. Загвязинский, должна учитывать социальную, содержательно ориентированную, процессуально ориентированную и личностно ориентированную направленности [2].

Социальная направленность. Приоритет отводится социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену общества, его качествам и способностям. Образованность становится одной из решающих жизненных ценностей.

Содержательно ориентированная направленность определяется возросшими требованиями мирового сообщества к получаемым знаниям, умениям и навыкам в связи с новым уровнем производства, науки и культуры. Образовательные системы становятся призванными готовить специалистов высокого уровня профессиональной квалификации.

Процессуально ориентированная направленность. Предпочтение отдается в этом случае самому процессу обучения, образовательным технологиям, методике преподавания и методике обучения, совместной деятельности обучаемого и обучающего.

Личностно ориентированная направленность выражается в безусловном приоритете интересов развивающейся личности и реализуется через лич-ностно ориентированную технологию обучения и воспитания.

Итак, выстраивается новая педагогика, в основу которой положена идея гуманизма, его паритетности, признания высшей ценности - человеческой жизни и жизни вообще.

К основным тенденциям и направлениям развития современного образования следует отнести такие, как глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация. Остановимся более подробно на выявленных тенденциях современного образования.

Глобализация образования определяется прежде всего тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. И это приходится до сих пор доказывать с позиции приоритетной значимости развития образования для человеческой цивилизации, отдельно взятого человека. Сфера образования призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов и человека, и общества, работает на будущее, «предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты», - отмечает Б.С. Гершунский [3, с. 20]. Единый мировой рынок, единое информационное пространство, интеграция локальных цивилизаций в единое мировое сообщество обеспечивают воспроизводство социальных связей и отношений в историческом пространстве и времени. Единая история человечества, впитавшая в себя опыт всех народов, привела к возникновению одной из важнейших проблем человечества - выживанию. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество. Может быть, оказавшись на краю гибели, человечество, наконец, остановит деструктивные силы и начнет возвращаться к истинным ценностям жизни.

Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Признание фундамента-

лизации вызвано ростом объема информации, ее обновлением каждые 2-3 года. Первоочередными задачами в данной области выступают: введение цикла общих гуманитарных дисциплин в естественно-научное и техническое образование с целью преодоления разобщенности естественно-научных и гуманитарных компонентов целостной мировоззренческой культуры личности; создание интегральных междисциплинарных курсов, которые содержат наиболее универсальные и обобщенные знания, являющиеся основой прикладных исследований и разработок, базой для формирования общей и профессиональной культуры личности, быстрой адаптации к новым профессиям и специальностям; преодоление противоречия между фундаментальным образованием и профессиональным обучением при безусловном приоритете фундаментальных знаний.

Гуманитаризация образования касается вопросов обучения, воспитания и развития личности обучаемых, а также вопросов его организации, функционирования и управления. Предполагается, что она должна реализовываться во всей системе образования, пронизывая гуманитарную и естественно-научную составляющие образования, область технических, инженерных, экономических и других наук.

Гуманитаризация - частное проявление общей задачи, связанной с возрождением культурно соотнесенного образования. Гуманитаризировать образование - значит выявить личностный смысл при изучении учебных дисциплин как гуманитарного, так и естественно-научного направлений, осознать его значимость с позиции каждой личности, т.е. сделать его личностно ориентированным и личностно значимым. Гуманизация образования - одна из ведущих современных тенденций развития образования. В нашей стране эта проблема поставлена более десяти лет назад (Закон «Об образовании», 1992 г.), но полного теоретического и практического решения она пока не получила, хотя от этого во многом зависит дальнейший уровень образования и процветания общества и человека.

Обратимся к истории рассматриваемого вопроса. Ее изучение и анализ современных международных тенденций гуманитаризации образования позволяют во многом прояснить суть дела. Естествознание изначально было гуманитарным: это основа мировоззрения людей. Ядром естествознания является физика. Физика была частью натурфилософии, истолковывавшей явления природы в их целостности и неделимости.

На протяжении последних двух столетий успехи физики и ее роль в научно-техническом прогрессе столь велики, что акцент в преподавании невольно был смещен в сторону прикладного значения этого предмета. Все содержание науки стало ассоциироваться с научными основами механизации и электрификации производства, радиосвязи, телевидения, ядерной энергетики, использования радиоактивных изотопов, лазеров, освоения космоса, разработки компьютеров и т.п. Между тем революция в физике, которая произо-

шла в начале прошлого столетия, заставляет обратить внимание на гуманитарный аспект физических знаний. Это неоценимый вклад в развитие философии, теории познания, мировоззрения и культуры.

Методы научного познания, применяемые в физике, оказали существенное влияние на развитие общественных наук и стали основой современных методов познания. Отсюда просматривается огромный потенциал физики как предмета, изучение которого вносит определенный вклад в общее образование и интеллектуальное развитие студентов вузов.

Курс физики обладает достаточно большими воспитательными возможностями. Помимо интересных исторических и биографических фактов и справок учебный курс физики обогащен изложением некоторых научных теорий и концепций в их историческом развитии.

Представляется, что тенденция сокращения часов на обучение физике, выступающей фундаментальной наукой современного естествознания и одновременно являющейся сердцевиной гуманистического образования, может привести к необратимым негативным последствиям всей системы образования. Технические достижения Страны Советов являются бесспорным доказательством сказанному.

Именно открытия в физике XX в. изменили парадигму научного познания, повлияв на всю современную культуру. Отказ от классического детерминизма привел к новому типу научного вероятностного мышления. Понятия физического вакуума, взаимодействие виртуальных частиц, дуализм свойств материи вышли за пределы самой науки физики и стали достоянием всего человечества. Самоорганизация живой и неживой материи рассматривается в теории управления сложными неравновесными системами и находит применение в психологической и педагогической науке. На изучение этих вопросов в курсе физики, как средней, так и высшей школы, практически не отводится времени.

В поле зрения современной физики находится проблема взаимоотношений человека с природой: сам исследователь становится частью естественнонаучной картины мира. Перед нами развертывается процесс самоорганизации материи от ее создания до сегодняшнего дня. Таким образом, физика как наука не опосредованно, а непосредственно влияет на культуру, является её компонентом, вносит

свой вклад в развитие планетарного мышления человека.

Важным направлением развития образования является технологизация образовательного процесса, которое предполагает внедрение в образование современного эффективного и продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных технологий, продолжающуюся повсеместную компьютеризацию. Будущее образования - это образование с все увеличивающейся долей участия компьютера и информационных компьютерных технологий. В образовательный процесс приходит «компьютика», наука о совместной деятельности преподавателя, обучающегося и компьютера [4].

Следует отметить, что в содержании образования происходят крупные изменения в связи с его стандартизацией, функция которой двояка. С одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообразия, а с другой

- предполагает такое содержание образования, которое удовлетворяло бы соответствующему стандарту. И весь вопрос в том, чтобы не ошибиться, так как образование само по себе явление творческое. Образовательный стандарт определяет требования к образованности человека. Еще Н.И. Пирогов говорил, что образование современно, значит, современны и члены общества; если обратное, значит, будет отсталым и общество [5].

Перед Российским государством и вузовским сообществом в настоящее время остро встают задачи реорганизации высшего образования, перевода его в режим инновационного развития, обеспечивающего полноценное вхождение страны в постиндустриальное, информационное общество. Система высшего профессионального образования вступает в новую фазу своего функционирования, так как происходит переход от подготовки специалиста к образованию и формированию личности человека, что, в свою очередь, требует разработки и реального воплощения на практике новой образовательной парадигмы воспитания и обучения, направленной на конкретного человека.

Предлагаемая статья не претендует на исчерпывающую полноту всех затронутых в ней дискуссионных вопросов, наметившихся тенденций развития современного образования. В ней лишь обозначены некоторые направления развития российского образования, волнующие тех людей, которые переживают за судьбу образования, а значит, будущее Отечества.

Библиографический список

1. Смирнов, И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко.

- М., 2005.

2. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М., 2001.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI

века : учеб. пособие для самообразования. - 2-е изд., пере-раб. и доп. / Б.С. Гершунский. - М., 2002.

4. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М. ; Воронеж, 2002.

5. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. - М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.