Л. А. Балясникова, М. П. Воюшина СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ПУТЬ К ПРОДВИЖЕНИЮ ИДЕАЛОВ ЮНЕСКО
В рамках II Всероссийской педагогической ассамблеи состоялся круглый стол на тему «Современное образование — путь к продвижению идеалов ЮНЕСКО» с участием кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации, ассоциированных школ региона «Балтика-Север», ответственных работников Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга, руководителей, учителей и преподавателей школ, гимназий и педагогических колледжей Санкт-Петербурга, представителей издательств учебной литературы, студентов университета. Участники круглого стола обсудили вопросы, связанные с деятельностью кафедр и ассоциированных школ ЮНЕСКО, с их стремлением к идеалам ЮНЕСКО как ценностно-целевым ориентирам современного образовательного процесса, с ролью кафедр и ассоциированных школ ЮНЕСКО в реализации и распространении опыта меж-культурного диалога и развития образования в поликультурном мире. Многочисленные вопросы и значительный интерес вызвало обсуждение проблемы методической обеспеченности ФГОС общего образования второго поколения.
С аналитическим обзором культурно-образовательной политики ЮНЕСКО в контексте идей нового гуманизма, в которой идеалы ЮНЕСКО приобретают конкретное воплощение в области образования, выступила доцент кафедры ЮНЕСКО Н. Ф. Золотухина.
О том, как ассоциированные школы ЮНЕСКО (АШЮ) воплощают идеалы организации в практику образования, рассказала Т. В. Власова, координатор ассоциированных школ ЮНЕСКО региона «Балтика-Север», директор ГБОУ СОШ № 1 Санкт-Петербурга. Она выделила следующие направления деятельности АШЮ: распространение информации об ООН и ЮНЕСКО (в этом направлении работает 15% АШЮ региона); образование для устойчивого развития (35%); мир и права человека (25%); межкультурная коммуникация (25%). Реализуя эти направления работы, АШЮ организуют и участвуют в многочисленных проектах, проводят конференции, конкурсы, презентации, уроки, беседы по классам, выставки, фестивали, ознакомительные поездки. Успешно функционируют школьные клубы, ведется международная переписка, развивается сотрудничество с МГИМО, работа с пресс-центром ООН в Москве и т. д.
Академия постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга успешно реализует направление «Педагогические инновации и эксперименты». В рамках проекта проводятся семинары для педагогов и руководителей, курсы повышения квалификации с участием специалистов из других регионов РФ и зарубежных стран, обменные программы. Организуются конкурсы творческих работ среди педагогов и учащихся. Академия обеспечивает научно-методическое сопровождение программ реализации принципов устойчивого развития. Н. В. Богатенкова, заведующая центром международных и региональных проектов академии, рассказала о запуске нового проекта «ЮНЕСКО в школе», разработанного совместно с кафедрой ЮНЕСКО Герценовского университета во исполнение решения Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (Уфа, 2011).
Е. А. Купирова, заместитель директора гимназии № 209, продолжила дискуссию, обобщив опыт работы гимназии по реализации межкультурного диалога, в частности, рассказала о международном проекте «Гений места», в котором принимают участие школьники Таллинна, Москвы и Санкт-Петербурга. Основной идеей этого проекта является приобщение школьников к творчеству А. С. Пушкина.
Ж. Э. Смирнова, заместитель директора гимназии N° 278, обратила внимание на то, что образование для всех является приоритетным направлением деятельности ЮНЕСКО, и поделилась опытом работы гимназии по адаптации семей мигрантов в рамках проекта «Мир семьи — семья в мире».
Заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО Санкт-Петербургского университета авиационного приборостроения О. В. Мухина познакомила участников круглого стола с работой кафедры по дистанционному обучению, предложив АШЮ сотрудничество в рамках проекта ЮНЕСКО по ИКТ в образовании.
Директор гимназии № 271 Санкт-Петербурга Л. Г. Спиридонова представила презентацию, посвященную потребностям современной школы в связи с переходом к реализации ФГОС нового поколения.
Именно к этому направлению развития современного образования — ФГОС общего образования второго поколения - обращались участники круглого стола до конца заседания.
Профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А. И. Герцена М. П. Воюшина отметила, что, для того чтобы продвигаться по пути межкультурного диалога, нужна прежде всего система образования. Такая система разрабатывается под научным руководством академика РАО Г. А. Бордовского коллективом ученых Герценовского университета. М. П. Воюшина подробно остановилась на характеристике УМК «Диалог», построенного как единый комплект, включающий соотнесенные друг с другом на ценностно-целевом, содержательном и организационно-деятельностном уровнях программы и учебники по всем школьным дисциплинам, тетради на печатной основе, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителя. В УМК выстраивается диалог культур разных эпох, разных поколений, разных регионов, разных социальных групп — участников образовательного процесса. В таком диалоге, авторы ищут прежде всего то, что объединяет людей, поэтому акцент делается на общечеловеческих ценностях.
Доцент кафедры методики начального естественно-математического образования РГПУ им. А. И. Герцена О. А. Ивашова рассказала о культурологической направленности учебника по математике, входящего в УМК «Диалог», подробно остановившись на том, как, изучая математический материал, дети одновременно знакомятся с традициями, обычаями, праздниками, обрядами, играми, жилищами народов России и других стран.
Идею внедрения УМК «Диалог» в современное школьное образование активно поддержала Е. А. Хамраева, заведующая редакцией национальной школы издательства «Дрофа», которая характеризовала его как «новый революционный прорыв в создании учебников», как комплект, изначально создающийся на единых методологических основаниях.
Подводя итоги дискуссии по данному вопросу, профессор кафедры ЮНЕСКО Е. П. Суворова отметила важность подготовки учителя к работе по новому комплекту, подчеркнула необходимость формирования у учительского корпуса нового методического мышления — междисциплинарного, опирающегося на владение содержанием и методами обучения различным учебным предметам. Она подчеркнула важность наличия опыта установления межпредметных связей на уровне целеполагания, умение отбирать содержание и методы обучения, выбирать методики и образовательные технологии. При этом, отметила Е. П. Суворова, особое значение имеет формирование у учителей филологического мышления, ориентированного на представление о многообразии и единстве культуры, воспитание уважения к своей и чужим культурам, толерантности, способности к диалогу.
Модератор круглого стола Г. А. Бордовский, президент Герценовского университета, заведующий кафедрой ЮНЕСКО, выразил благодарность всем его участникам, подчеркнув, что начатый диалог кафедр и ассоциированных школ ЮНЕСКО по проблемам современного образования, желание усилить научно-методическую работу в этом диалоге будут в значительной степени способствовать обеспечению качественного образования для всех в условиях поликультурного полилингвального общества.
Участники круглого стола приняли следующие адресные рекомендации: сектору по работе с учителями в ЮНЕСКО: использовать опыт работы российских кафедр и ассоциированных школ ЮНЕСКО для его развития на международном уровне и обогащения с учетом рекомендаций партнеров сектора среди кафедр и школ;
Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО: поддержать продвижение инициативы российских кафедр ЮНЕСКО о проведении международного Года учителя в целях поднятия статуса учителя;
Национальному комитету ассоциированных школ ЮНЕСКО Российской Федерации:
• распространить опыт ассоциированных школ ЮНЕСКО региона «Балтика-Север» по проведению и реализации совместного проекта с кафедрой ЮНЕСКО Герценовского университета «ЮНЕСКО в школе» и способствовать его развитию на общенациональном уровне;
• открыть специальную страницу на сайте ассоциированных школ ЮНЕСКО, освещающую вопросы совместного сотрудничества АШЮ и кафедр ЮНЕСКО;
• Кафедрам и ассоциированным школам ЮНЕСКО:
• расширить сферу взаимодействия в области подготовки и апробации обучающих материалов, в частности УМК «Диалог», поощряющих образование человека в интересах ценностей, прав, гражданственности, терпимости, диалога для примирения и мира;
• включить контактные адреса участников круглого стола в список электронной рассылки информации о текущих мероприятиях школ и кафедр, осуществляемую кафедрой ЮНЕСКО РГПУ им. А. И. Герцена, с целью развития продуктивной профессиональной деятельности.
К. В. Преображенская НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Вопросы о судьбе национальной школы в современном мире стоят очень остро. Сохранение основ национальной культуры подразумевает поиск эффективных форм ее передачи, формирования линий исторической преемственности. Вместе с тем в общественных дискуссиях все чаще звучит тема возможных рисков акцентирования национальной проблематики.
Открывая заседание круглого стола «Национальная школа в условиях глобализации», проректор по международному сотрудничеству Герценовского университета С. М. Шилов отметил, что заявленная проблема, актуальная для развития образования во всех странах мира, требует прояснения самого понятия «национальная школа», определения ее черт, условий сохранения в ситуации глобализации.
Академик РАО, заведующий кафедрой философской антропологии и истории философии А. А. Корольков обратил внимание на то, что возрождение национальной школы ставит вопрос об угрозе формирования механизмов поощрения национализма в обществе.