2006 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_Сер. 2, вып. 4
МУЗЕОЛОГИЯ
A.B. Майоров
СОВРЕМЕННОЕ МУЗЕЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Основные направления и перспективы развития
В настоящее время во всем мире развиваются два направления в системе профессионального музееведческого образования. Первым и основным направлением является базовое высшее профессиональное образование, осуществляемое музееведческими факультетами, отделениями и кафедрами университетов или специальных высших учебных заведений. Второе направление составляет дополнительная профессиональная переподготовка и повышение квалификации, предназначенные для действующих специалистов, сотрудников музейных учреждений, не имеющих высшего профессионального музейного образования. Такую образовательную деятельность наряду с университетами и специальными вузами, осуществляют также крупные (как правило, общенациональные) музеи или музейные ассоциации в форме семинаров, стажировок, мастер-клас-сов и др.
Ведущими мировыми центрами высшего музейного образования являются прежде всего крупнейшие университеты, имеющие соответствующие факультеты, отделения и кафедры - Лестерский (Великобритания), Сиднейский (Австралия), Будапештский (Венгрия), Пражский (Чехия), Шанхайский (Китай) и др, Существуют и специализированные учебные заведения, ведущие подготовку музейных кадров - Нью-Йоркский университет музеологии (США), Школа Лувра (Франция), Институт музеологии при университете в Тромсе (Норвегия). В последние годы видную роль стали играть музееведческие образовательные центры, созданные в ряде развивающихся стран, в частности в странах Латинской Америки - Институт музеологии (Аргентина), Школа музеологии при Дирекции музеев и памятников (Куба), Региональная школа музеологии при Институте культуры (Колумбия), Школа реставрации памятников древности и музео-графии при Технологическом институте (Эквадор) и др.
С целью повышения квалификации музейных работников регулярно проводятся Зальцбургские международные музееведческие семинары (Австрия), Международная музеологическая школа в Брно (Чехия), Семинары по музеологии при Ассоциации членов Международного совета музеев (Бразилия) и др. Координирующим центром международного сотрудничества в области подготовки музейного персонала является Комитет по подготовке музейных кадров Международного совета музеев.
Существующая ныне в нашей стране система высшего профессионального музейного образования сложилась лишь во второй половине 1980-х годов, хотя первые попытки создания такой системы были предприняты еще в 1930-е годы.
О A.B. Майоров, 2006
Первым музейным вузом России следует считать действовавшие в 1934-1938 гг. в Москве Высшие музейные курсы, разгромленные в период сталинских репрессий. В конце 1930-х годов были образованы музейно-краеведческий факультет Ленинградского института политического просвещения им. Н.К. Крупской (ныне Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства), закрытый в связи с началом Великой Отечественной войны в 1941 г., а также межфакультетская музейно-краевед-ческая кафедра Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. После ее закрытия в 1953 г. подготовка кадров с высшим музейным образованиям в нашей стране более чем на три десятилетия прекратилась.
В настоящее время основными центрами российского музейного образования являются созданная в 1987 г. кафедра, а затем факультет музеологии Российского государственного гуманитарного университета (Москва) и возникшие вслед за ней кафедры музееведения Санкт-Петербургского и Московского государственных университетов культуры и искусства. В 1990-2000-е годы подобные кафедры открыты также в целом ряде университетов и других вузов нашей страны, в том числе в Санкт-Петербургском государственном университете. В настоящее время около 30 вузов России ведут подготовку кадров по специальностям «Музеология» и «Музейное дело и охрана памятников».
В соответствии с требованиями действующего ныне в Российской Федерации стандарта высшего профессионального образования по специальности «Музеология», а также разрабатываемыми нормативами будущих стандартов по направлению «музеология» специалист (и соответственно бакалавр и магистр)-музеолог должен быть подготовлен к выполнению широкого круга как научно-исследовательских задач в области сохранения и использования объектов историко-культурного наследия, так и практических - в сфере культурно-просветительской и организационно-управленческой деятельности.
Реализация подобных комплексных задач предполагает участие широкого круга специалистов различного профиля в процессе подготовки кадров, требует разработки соответствующих учебных программ и их методического обеспечения. В этой связи открытие новой специальности на базе университета, располагающего необходимым учеб-но-научным потенциалом, представляется совершенно закономерным и оправданным.
Современное музееведческое образование должно основываться на следующих принципах:
1. Носить фундаментальный характер, то есть опираться на широкую базу именно университетского образования, включающего подготовку по гуманитарным, социально-экономическим, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. В этом, на наш взгляд, состоит естественное конкурентное преимущество образования в рамках классического университета.
2. Вместе с тем, современное образование должно быть мобильным образованием, что обеспечивается набором постоянно обновляющихся дополнительных краткосрочных и среднесрочных программ, в рамках которых отрабатываются и апробируются тематические модули основных программ, которые могут быть открыты в будущем.
3. Достигать оптимального сочетания различных форм и методов обучения, как аудиторных, так и интерактивных, дистантных, обеспечивающих максимальное увеличение состава обучающихся и возможность обучения без отрыва от производства.
4. Охватывать максимально широкий круг направлений постоянно расширяющейся сферы реальной работы в музее, в том числе вопросы организации экскурсионно-
туристической деятельности. Современная практика свидетельствует о существенном повышении роли музеев в сфере туристской деятельности, о формировании единого музейно-туристического комплекса, что обусловливает необходимость формирования новой научно-образовательной дисциплины - музейного туризма.
5. Наряду с подготовкой по общепрофессиональным дисциплинам чрезвычайно важна роль дифференцированного обучения, осуществляемого в рамках специализаций и модулей по специальным дисциплинам и образовательным программам, в том числе дифференцированная подготовка:
- музейных менеджеров, преимущественно в рамках второго высшего образования и дополнительных программ переподготовки и повышения квалификации специалистов,
- специалистов в области музейного экскурсоведения со знанием иностранных языков (по среднесрочным программам в рамках курсов профессиональной переподготовки),
- методистов в области музейной педагогики,
- музеологов-исследователей, специалистов в области научно-фондовой работы и музейного источниковедения, осуществляется на базе десятилетиями функционирующей системы специализаций в рамках исторического образования,
- учета и хранения музейных предметов (возможно только совместно с музеями, чьи практические достижения в данной сфере являются общепризнанными),
- организации и оформления экспозиций и выставок, в том числе посредством современных интернет-технологий.
6. Подготовка и переподготовка в области реставрации, атрибуции и экспертизы музейных предметов - особо значимое направление, связанное также с растущим антикварным рынком - важнейшим ресурсом пополнения музейных коллекций, выявления и учета предметов музейного значения.
7. Особое значение приобретают практические занятия и возможность отработки навыков практической деятельности. В связи с этим важно не просто увеличение часов, предусматриваемых учебными планами для прохождения практик, но и переход от ознакомительной к технологической практике, призванной сформировать и закрепить профессиональные навыки в первую очередь работы с музейными предметами, специальные навыки культурно-просветительской и педагогической деятельности.
Наряду с ориентацией на образовательные программы, в основе которых лежит традиционный предметный подход к пониманию содержания музейной деятельности, современное музейное образование должно учитывать новые тенденции, сложившиеся в теории и практике музейной работы, реализующиеся в рамках культурно-антропологического подхода к пониманию предназначения и роли музея как института культурной коммуникации.
Современное музейное образование должно реагировать на меняющие, я культурные запросы общества, реализуемые посредством музеев и музейной коммуникации.
Роль музея в жизни общества в наше время значительно возрастает, чте связано с расширением сферы и повышением степени музеефикации современной культуры, размыванием граней между прошлым и настоящим, традициями и новациями в общественном сознании. Нарастающий динамизм постиндустриальной цивилизации тэиводит к возникновению общественной потребности в музеефикации не только объектов прошлого, но и настоящего, пробуждает интерес не только к феноменам элитарной «высокой культуры», но и к явлениям массовой «низовой культуры» или «культуры повседневности». Происходит существенное изменение сферы деятельности музеев, в которую
включаются уже не только и не столько раритеты «высокой культуры», традиционно обозначаемые понятием «культурное достояние», сколько альтернативные ей явления «низовой культуры», составляющие более широкую и нейтральную категорию «культурного наследия».
Еще одним важным элементом постиндустриальной культурной парадигмы, нашедшим выражение в практике музейного строительства, стала экологизация культуры. Под влиянием усиливающихся глобальных экологических проблем сформировалось новое системное представление о природе и обществе как о взаимозависящих компонентах биосферы Земли. В музейной теории возникли понятия «среда бытования памятников» и «природное наследие», рассматриваемое как неотъемлемая часть культурного наследия, а в музейной практике появились новые задачи по музеефикации уникальных исторических территорий.
Указанные изменения привели к появлению принципиально новых типов музеев и видов музейной деятельности. Это прежде всего общественные (общинные) или антропологические музеи, а также экомузеи, получившие широкую известность во всем мире в последние десятилетия. Их деятельность обращена к рядовому человеку и сфокусирована на решении задач его культурной самоидентификации. В сферу деятельности таких музеев включаются не только традиционные музейные предметы, но и явления духовной культуры, нематериальные объекты наследия. Появление новых типов музейных учреждений привело к существенному пересмотру основ музейной теории, а также к созданию новых методов музейной работы.
Традиционная система подготовки специалистов-музееведов по специальности «Музейное дело и охрана памятников» с присвоением квалификации «историк-музее-вед» была ориентирована преимущественно на исторические музеи и соответствующие отделы краеведческих музеев. Органическим дополнением и развитием ее должны стать новые образовательные программы по специальности «Музеология» с присвоением квалификации «музеолог» (впервые открыта в нашей стране в 1994 г. в Российском государственном гуманитарном университете).
В новой концепции университетского музейного образования в качестве базового объекта изучения выступает культура в более широком видовом и хронологическом многообразии, феномены которой, хранимые в музее, обозначаются общим понятием «культурное наследие». Наряду с изучением феноменов «высокой культуры» (идеология, религия, философия, искусство), современное музейное образование должно включать дисциплины и тематические разделы, посвященные явлениями «культуры повседневности» (образ жизни, привычки, стиль поведения, отношения в пределах локальных социальных групп).
Кроме того, подготовка современных специалистов-музеологов требует преподавания ряда дисциплин естественнонаучного и междисциплинарного профиля, призванных сформировать общую экологическую культуру и дать профессиональные знания для работы в естественнонаучных музеях и экомузеях. Разумеется, что реализация подобных задач возможна только на базе классического университета, располагающего достаточным научно-образовательным потенциалом в области гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин.
Таковы, на наш взгляд, основные задачи и перспективы подготовки современных музееведов, - задачи, к выполнению которых приступила вновь созданная на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета кафедра му-зеологии.
Статья поступила в редакцию 29 июня 2006 г.