Научная статья на тему 'Современное музееведческое образование: основные направления и перспективы развития'

Современное музееведческое образование: основные направления и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майоров А. В.

Attention is paid totrainingprofessionalsin the fields of museum heuristics, scholarlykeptstocks, attribution and expert treatment of museum objects, excursion and tourist service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern museum education: main trends and prospects for development

Attention is paid totrainingprofessionalsin the fields of museum heuristics, scholarlykeptstocks, attribution and expert treatment of museum objects, excursion and tourist service.

Текст научной работы на тему «Современное музееведческое образование: основные направления и перспективы развития»

2006 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_Сер. 2, вып. 4

МУЗЕОЛОГИЯ

A.B. Майоров

СОВРЕМЕННОЕ МУЗЕЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Основные направления и перспективы развития

В настоящее время во всем мире развиваются два направления в системе профессионального музееведческого образования. Первым и основным направлением является базовое высшее профессиональное образование, осуществляемое музееведческими факультетами, отделениями и кафедрами университетов или специальных высших учебных заведений. Второе направление составляет дополнительная профессиональная переподготовка и повышение квалификации, предназначенные для действующих специалистов, сотрудников музейных учреждений, не имеющих высшего профессионального музейного образования. Такую образовательную деятельность наряду с университетами и специальными вузами, осуществляют также крупные (как правило, общенациональные) музеи или музейные ассоциации в форме семинаров, стажировок, мастер-клас-сов и др.

Ведущими мировыми центрами высшего музейного образования являются прежде всего крупнейшие университеты, имеющие соответствующие факультеты, отделения и кафедры - Лестерский (Великобритания), Сиднейский (Австралия), Будапештский (Венгрия), Пражский (Чехия), Шанхайский (Китай) и др, Существуют и специализированные учебные заведения, ведущие подготовку музейных кадров - Нью-Йоркский университет музеологии (США), Школа Лувра (Франция), Институт музеологии при университете в Тромсе (Норвегия). В последние годы видную роль стали играть музееведческие образовательные центры, созданные в ряде развивающихся стран, в частности в странах Латинской Америки - Институт музеологии (Аргентина), Школа музеологии при Дирекции музеев и памятников (Куба), Региональная школа музеологии при Институте культуры (Колумбия), Школа реставрации памятников древности и музео-графии при Технологическом институте (Эквадор) и др.

С целью повышения квалификации музейных работников регулярно проводятся Зальцбургские международные музееведческие семинары (Австрия), Международная музеологическая школа в Брно (Чехия), Семинары по музеологии при Ассоциации членов Международного совета музеев (Бразилия) и др. Координирующим центром международного сотрудничества в области подготовки музейного персонала является Комитет по подготовке музейных кадров Международного совета музеев.

Существующая ныне в нашей стране система высшего профессионального музейного образования сложилась лишь во второй половине 1980-х годов, хотя первые попытки создания такой системы были предприняты еще в 1930-е годы.

О A.B. Майоров, 2006

Первым музейным вузом России следует считать действовавшие в 1934-1938 гг. в Москве Высшие музейные курсы, разгромленные в период сталинских репрессий. В конце 1930-х годов были образованы музейно-краеведческий факультет Ленинградского института политического просвещения им. Н.К. Крупской (ныне Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства), закрытый в связи с началом Великой Отечественной войны в 1941 г., а также межфакультетская музейно-краевед-ческая кафедра Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. После ее закрытия в 1953 г. подготовка кадров с высшим музейным образованиям в нашей стране более чем на три десятилетия прекратилась.

В настоящее время основными центрами российского музейного образования являются созданная в 1987 г. кафедра, а затем факультет музеологии Российского государственного гуманитарного университета (Москва) и возникшие вслед за ней кафедры музееведения Санкт-Петербургского и Московского государственных университетов культуры и искусства. В 1990-2000-е годы подобные кафедры открыты также в целом ряде университетов и других вузов нашей страны, в том числе в Санкт-Петербургском государственном университете. В настоящее время около 30 вузов России ведут подготовку кадров по специальностям «Музеология» и «Музейное дело и охрана памятников».

В соответствии с требованиями действующего ныне в Российской Федерации стандарта высшего профессионального образования по специальности «Музеология», а также разрабатываемыми нормативами будущих стандартов по направлению «музеология» специалист (и соответственно бакалавр и магистр)-музеолог должен быть подготовлен к выполнению широкого круга как научно-исследовательских задач в области сохранения и использования объектов историко-культурного наследия, так и практических - в сфере культурно-просветительской и организационно-управленческой деятельности.

Реализация подобных комплексных задач предполагает участие широкого круга специалистов различного профиля в процессе подготовки кадров, требует разработки соответствующих учебных программ и их методического обеспечения. В этой связи открытие новой специальности на базе университета, располагающего необходимым учеб-но-научным потенциалом, представляется совершенно закономерным и оправданным.

Современное музееведческое образование должно основываться на следующих принципах:

1. Носить фундаментальный характер, то есть опираться на широкую базу именно университетского образования, включающего подготовку по гуманитарным, социально-экономическим, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. В этом, на наш взгляд, состоит естественное конкурентное преимущество образования в рамках классического университета.

2. Вместе с тем, современное образование должно быть мобильным образованием, что обеспечивается набором постоянно обновляющихся дополнительных краткосрочных и среднесрочных программ, в рамках которых отрабатываются и апробируются тематические модули основных программ, которые могут быть открыты в будущем.

3. Достигать оптимального сочетания различных форм и методов обучения, как аудиторных, так и интерактивных, дистантных, обеспечивающих максимальное увеличение состава обучающихся и возможность обучения без отрыва от производства.

4. Охватывать максимально широкий круг направлений постоянно расширяющейся сферы реальной работы в музее, в том числе вопросы организации экскурсионно-

туристической деятельности. Современная практика свидетельствует о существенном повышении роли музеев в сфере туристской деятельности, о формировании единого музейно-туристического комплекса, что обусловливает необходимость формирования новой научно-образовательной дисциплины - музейного туризма.

5. Наряду с подготовкой по общепрофессиональным дисциплинам чрезвычайно важна роль дифференцированного обучения, осуществляемого в рамках специализаций и модулей по специальным дисциплинам и образовательным программам, в том числе дифференцированная подготовка:

- музейных менеджеров, преимущественно в рамках второго высшего образования и дополнительных программ переподготовки и повышения квалификации специалистов,

- специалистов в области музейного экскурсоведения со знанием иностранных языков (по среднесрочным программам в рамках курсов профессиональной переподготовки),

- методистов в области музейной педагогики,

- музеологов-исследователей, специалистов в области научно-фондовой работы и музейного источниковедения, осуществляется на базе десятилетиями функционирующей системы специализаций в рамках исторического образования,

- учета и хранения музейных предметов (возможно только совместно с музеями, чьи практические достижения в данной сфере являются общепризнанными),

- организации и оформления экспозиций и выставок, в том числе посредством современных интернет-технологий.

6. Подготовка и переподготовка в области реставрации, атрибуции и экспертизы музейных предметов - особо значимое направление, связанное также с растущим антикварным рынком - важнейшим ресурсом пополнения музейных коллекций, выявления и учета предметов музейного значения.

7. Особое значение приобретают практические занятия и возможность отработки навыков практической деятельности. В связи с этим важно не просто увеличение часов, предусматриваемых учебными планами для прохождения практик, но и переход от ознакомительной к технологической практике, призванной сформировать и закрепить профессиональные навыки в первую очередь работы с музейными предметами, специальные навыки культурно-просветительской и педагогической деятельности.

Наряду с ориентацией на образовательные программы, в основе которых лежит традиционный предметный подход к пониманию содержания музейной деятельности, современное музейное образование должно учитывать новые тенденции, сложившиеся в теории и практике музейной работы, реализующиеся в рамках культурно-антропологического подхода к пониманию предназначения и роли музея как института культурной коммуникации.

Современное музейное образование должно реагировать на меняющие, я культурные запросы общества, реализуемые посредством музеев и музейной коммуникации.

Роль музея в жизни общества в наше время значительно возрастает, чте связано с расширением сферы и повышением степени музеефикации современной культуры, размыванием граней между прошлым и настоящим, традициями и новациями в общественном сознании. Нарастающий динамизм постиндустриальной цивилизации тэиводит к возникновению общественной потребности в музеефикации не только объектов прошлого, но и настоящего, пробуждает интерес не только к феноменам элитарной «высокой культуры», но и к явлениям массовой «низовой культуры» или «культуры повседневности». Происходит существенное изменение сферы деятельности музеев, в которую

включаются уже не только и не столько раритеты «высокой культуры», традиционно обозначаемые понятием «культурное достояние», сколько альтернативные ей явления «низовой культуры», составляющие более широкую и нейтральную категорию «культурного наследия».

Еще одним важным элементом постиндустриальной культурной парадигмы, нашедшим выражение в практике музейного строительства, стала экологизация культуры. Под влиянием усиливающихся глобальных экологических проблем сформировалось новое системное представление о природе и обществе как о взаимозависящих компонентах биосферы Земли. В музейной теории возникли понятия «среда бытования памятников» и «природное наследие», рассматриваемое как неотъемлемая часть культурного наследия, а в музейной практике появились новые задачи по музеефикации уникальных исторических территорий.

Указанные изменения привели к появлению принципиально новых типов музеев и видов музейной деятельности. Это прежде всего общественные (общинные) или антропологические музеи, а также экомузеи, получившие широкую известность во всем мире в последние десятилетия. Их деятельность обращена к рядовому человеку и сфокусирована на решении задач его культурной самоидентификации. В сферу деятельности таких музеев включаются не только традиционные музейные предметы, но и явления духовной культуры, нематериальные объекты наследия. Появление новых типов музейных учреждений привело к существенному пересмотру основ музейной теории, а также к созданию новых методов музейной работы.

Традиционная система подготовки специалистов-музееведов по специальности «Музейное дело и охрана памятников» с присвоением квалификации «историк-музее-вед» была ориентирована преимущественно на исторические музеи и соответствующие отделы краеведческих музеев. Органическим дополнением и развитием ее должны стать новые образовательные программы по специальности «Музеология» с присвоением квалификации «музеолог» (впервые открыта в нашей стране в 1994 г. в Российском государственном гуманитарном университете).

В новой концепции университетского музейного образования в качестве базового объекта изучения выступает культура в более широком видовом и хронологическом многообразии, феномены которой, хранимые в музее, обозначаются общим понятием «культурное наследие». Наряду с изучением феноменов «высокой культуры» (идеология, религия, философия, искусство), современное музейное образование должно включать дисциплины и тематические разделы, посвященные явлениями «культуры повседневности» (образ жизни, привычки, стиль поведения, отношения в пределах локальных социальных групп).

Кроме того, подготовка современных специалистов-музеологов требует преподавания ряда дисциплин естественнонаучного и междисциплинарного профиля, призванных сформировать общую экологическую культуру и дать профессиональные знания для работы в естественнонаучных музеях и экомузеях. Разумеется, что реализация подобных задач возможна только на базе классического университета, располагающего достаточным научно-образовательным потенциалом в области гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин.

Таковы, на наш взгляд, основные задачи и перспективы подготовки современных музееведов, - задачи, к выполнению которых приступила вновь созданная на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета кафедра му-зеологии.

Статья поступила в редакцию 29 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.