Научная статья на тему 'Современное медиапотребление в мегаполисе'

Современное медиапотребление в мегаполисе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
421
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / MEDIA CONSUMPTION / МЕГАПОЛИС / METROPOLIS / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE / ПОПУЛЯРНЫЕ МЕДИА / POPULAR MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смеюха Виктория Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности медиапотребления и медиаинтересов жителей городов-миллионников. Медиаконвергенция и медиаглобализация модифицировали медийную среду города, произошла трансформация функций и роли массмедиа, изменились медиапредпочтения горожан. Данные изменения имеют как положительные, так и негативные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern media consumption in the metropolis

The article discusses the features of media consumption and media interface of the inhabitants of the cities. Media convergence and globalization of media modified media environment of the city, there was a transformation of the role and function of mass media has changed the media-preferences of citizens. These changes have both positive and negative consequences.

Текст научной работы на тему «Современное медиапотребление в мегаполисе»

В.В. СМЕЮХА доктор филологических наук, заведующий кафедрой массовых коммуникаций и прикладной лингвистики Ростовского государственного университета путей сообщения*

Современное медиапотребление в мегаполисе

В развитии массмедиа ученые рассматривают четыре коммуникационных революции, каждая из которых имела как положительные, так и негативные последствия. Сегодня мы не только наблюдаем за результатами четвертой ме-диакоммуникационной революции, но и широко используем ее достижения, являясь представителями информационного общества. Распространение в последней четверти XX в. новейших электронных средств массовых коммуникаций (спутникового, кабельного, цифрового телевидения, интернета) упростило производство и тиражирование информации, определило новые характеристики медиаресурсов: мультимедийность, интерактивность, гипертекстуальность. Новейшие медиакоммуникации внедрились в различные сферы социума и жизнедеятельность индивида, модернизировав их и оказав существенное влияние на экономические, политические и культурные процессы.

Развитие информационных технологий - дискуссионная тема. Ученые изучают влияние новейших коммуникаций на социум, увеличение численности информационных ресурсов и их соответствие потребностям индивидов, информационное неравенство населения, функциональную трансформацию медиа, коммерциализацию медиаотрасли и т.д. При этом М. Кастельс, представивший в своей книге «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» анализ современной информационной среды, отмечает, что «пророческие преувеличения и идеологические манипуляции, характеризующие большинство рассуждений, касающихся информационно-технологической революции, не

* Смеюха Виктория Вячеславовна, e-mail: [email protected]

должны привести нас к недооценке ее поистине фундаментального значения»1.

Целью данной работы является изучение медиаинте-ресов и медиапотребления жителей мегаполиса в условиях медиаконвергенции и медиаглобализации. На примере поведения медиааудитории г. Ростова-на-Дону будут рассмотрены направления и характер изменений предпочтений медиапотребителей, проживающих в городах-миллион-никах. Массмедиа городской среды, особенности современного медиапотребления рассматриваются в работах Л.Г. Свитич, О.В. Смирновой, А.А. Ширяевой, М.В. Шкондина2, О.И. Липилкиной3, Е.А. Зверевой4; М.В. Загидуллиной5, В.П. Коломийца6, М.М. Назарова7, В.Н. Ильмухина8 и др.

На сегодняшний день Ростов-на-Дону - один из крупнейших городов России, по данным за 2014 г., в нем проживает 1 110 тыс. чел. Являясь крупным промышленным, торговым и образовательным центром, в 2016 г. мегаполис занял 13-е место в рейтинге российских городов по уровню жизни населения (Ростов-на-Дону занял 13 место в рейтинге городов РФ по качеству жизни // Коммерсант.т. 13.01.2016). Среди ростовчан жители трудоспособного воз-

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000 [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/intro2.php

2 Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Городская газета как фактор общественного диалога в социуме (по итогам социологических исследований в газетах малых и средних городов Российской Федерации) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014, № 5(97), с. 149-156.

3 Лепилкина О.И., Шандрыголова Е.С. Способы актуализации проблем в современной газетной прессе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015, № 1-2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20221

4 Зверева Е.А. Журнальные издания Тамбовского региона: тенденции функционирования деловой и досугово-развлекательной прессы // Вопросы теории и практики журналистики. 2014, № 1, с. 74-84.

5 Загидуллина М.В. Информационная потребность жителей провинциального мегаполиса в аспекте медиапотребления // Челябинский гуманитарий. 2012, т. 1, № 18, с. 63-71.

6 Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010, № 1, с. 58-66.

7 Назаров М.М. Телевидение и Интернет: типология российского медиа-потребления // Социологические исследования. 2014, № 6, с. 116-126.

8 Ильмухин В.Н. Изучение практик медиапотребления в городской среде: методологические подходы и методические решения. Дис. канд. ... социолог. наук. М., 2016.

раста составляют 62,7%, 13,4% - лица, не достигшие трудоспособного возраста, 28,1% - молодежь; женское население - 54% (данный показатель соотносится с численностью женского населения в стране - 54% (сведения 2016 г. Федеральной службы государственной статистики)). Изучение особенностей медиапотребления городской аудитории проводилось посредством анкетирования (личное интервьюирование, случайная выборка). Весной 2016 г. было опрошено 320 жителей Ростова-на-Дону (ростовчане в возрасте от 18 до 25 лет составили 45%, от 25 до 35 лет -21%, от 36 до 45 - 16%, от 46 до 55 - 9%, от 56 до 65 - 6% и свыше 65 лет - 3%; среди опрошенных превалировала женская группа (60%)); летом этого же года была изучена женская медиааудитория: в опросе приняли участие 516 ростовчанок (женщины от 18 от 25 лет составили 56%, от 25 до 35 лет - 25%, от 36 до 45 - 19%). Анализ полученных данных позволяет выявить ключевые тенденции современного медиапотребления в мегаполисе.

Медиапотребление в городах-миллионниках имеет свои особенности. Условия проживания в мегаполисе, экономические и технические характеристики жизни горожан модифицируют медиапотребление и его функциональные составляющие.

Жизнь индивида в городе характеризуется наличием гораздо большего объема свободного времени, чем, например, в сельской местности. Свободное время формирует интересы горожанина, его досуг, характер потребления. Ж. Бодрийяр, описывая возникновение и развитие потребительского общества, связывал его с наличием свободного времени: «Вернемся на мгновение к собственно идеологии досуга. Отдых, расслабление, отвлечение, развлечение являются, может быть, «потребностями»; но они не представляют сами по себе присущее досугу требование, каким является потребление времени»1. Сегодня медиапотреб-ление - одна из форм досуга: в свободное время, как показало проведенное нами исследование, ростовчане предпочитают смотреть телевизор, общаться в социальных сетях, искать информацию в сети Интернет, слушать радио,

1 Бодрийяр Ж. Общество потребления [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 26.10.2008. - URL: http://gtmarket.ru/labora-tory/basis/3464/3470.

играть в компьютерные игры. Чтение по-прежнему занимает значительную часть времени горожан, однако в условиях развития электронных медиа речь идет уже не только о традиционном чтении печатной литературы, периодики, но и об электронном. Совмещение чтения письменного, визуального и аудиального является характерным для периода постграмотности, становление которого связывают с развитием постиндустриального общества.

Функции чтения меняются в постиндустриальном обществе. Если изначально основной функцией чтения было получение знаний, позже ее сменила «функция наслаждения», и, как отмечает в своем исследовании доктор культурологии М.Ю. Гудова, «для более успешного обучения потреблению рождается особый жанр литературы для чтения - глянцевый журнал. А вместе с ним и новая разновидность чтения - чтение-листание»1. Чтение-листание бумажной глянцевой прессы сегодня вытесняется чтением-просматриванием электронных медиа, позволяющим совмещать функции наслаждения, развлечения и приобщения к социально значимой информации.

Медиапотребление в мегаполисе определяется количеством медиаресурсов и качеством их работы. Если ранее телевидение являлось явным лидером в информационном пространстве, то сегодня население широко использует интернет, подключение к которому осуществляется через различные виды коммуникаторов (стационарные компьютеры, планшеты, смартфоны), что делает возможным выход в сеть не только из дома и офиса, но и в местах общественного пребывания и отдыха.

Несмотря на сокращение телевизионной аудитории и изменение ее характеристик (в аудиторном сегменте превалируют зрители среднего и старшего возраста), телевизионная сфера продолжает совершенствоваться. В 2016 г. жителям городов было доступно 63 телеканала. Рост количества телевизоров в семье способствует расширению возможностей телепотребления: 33% российских семей имеют два телевизора, 15% - три и более (доклад

1 Гудова М.Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ. Дис. ... д-ра культурологии. Екатеринбург, 2015, с. 85 [Электронный ресурс] - URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34700/1/ur-gu1512_d.pdf

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Телевидение в России в 2016 году»).

В городах распространяется практика нелинейного телевизионного просмотра (с использованием цифрового телевидения, сети Интернет), что обеспечивает интерес к телевизионной продукции молодых зрителей. На сегодняшний день доля отечественного контента в нелинейном просмотре составляет около 50% (доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Телевидение в России в 2016 году»); значительная часть граждан предпочитает просматривать зарубежные фильмы.

Издатели печатной прессы также ориентированы на жителей мегаполисов. Широко реализуются издательские стратегии, связанные с распространением контента на различных медийных площадках (интернет-версии, мобильные версии и др.), кроме того, издательские холдинги продолжают выпуск печатной прессы, адресованной социально обеспеченным слоям населения. Сегмент качественной прессы, согласно отчетам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, остается стабильным.

Медиапотребление горожан характеризуется не только количественным ростом медиаканалов, но и их типологическим разнообразием, которое обеспечивается за счет международных, федеральных и локальных медиаресурсов. Как правило, в крупных городах, сегодня действует несколько местных теле- и радиокомпаний, издательских холдингов, обеспечивающих аудиторию информацией о жизни региона.

Проведенное исследование подтвердило статистику, характерную для медиапотребления крупных городов: наиболее популярным источником информации для жителей Ростова-на-Дону является интернет (его указали 79% опрошенных ростовчан), на втором месте по популярности находится телевидение (44%), на третьем - печатная пресса (14%), на четвертом - радио (12%). Отметим, что у участников опроса было право указать несколько медиаресур-сов, которым они отдают предпочтение, т.к. большая часть россиян получает информацию, используя как традиционные, так и новейшие коммуникации, и даже практикует одновременное использование нескольких медиа (например, просмотр телевизионных программ совмещается с использованием мобильного интернета).

По данным Фонда «Общественное мнение», в 2015 г. количество российских пользователей сети Интернет составило 80,5%. По численности интернет-аудитории лидируют Москва, Санкт-Петербург, за ними следуют города-мил-лионники. При этом наименее приобщенными к интернет-коммуникациям остаются жители сельской местности, по данным ФОМ, более половины из них не пользуются интернетом. Что касается уровня проникновения интернета в Ростовскую область, то он составляет 70%, по данным, обнародованным пресс-службой губернатора области, «около трети домохозяйств региона находятся в сельской местности, где широкополосный доступ к Интернету ограничен или отсутствует» (официальный портал Правительства Ростовской области. 20.01.2016. URL: URL: http://www.don-land.ru/news/Vasilijj-Golubev-Ustranenie-cifrovogo-neravenst-va-%E2%80%93-odin-iz-prioritetov-razvitiya). Представленные сведения наглядно подтверждают наличие неравных условий использования медиаресурсов в крупных городах и на территориях, отдаленных от них (в данном случае в сельской местности).

Ростов-на-Дону относится к городам, жители которых являются активными интернет-пользователями, так, по активности пользователей Яндекс.Браузера он занимает 11-е место в рейтинге городов-миллионников. В сеть Интернет ростовчане выходят, используя чаще всего компьютеры и ноутбуки (первое место), планшеты (второе место), смартфоны (третье место) (Развитие Интернета в регионах // Яндекс. 2016. - URL: https://yandex.ru/company/re-searches/2016/ya_internet_regions_2016). В общественных местах (городские парки, торгово-развлекательные центры, кафе, рестораны) действует бесплатный Wi-Fi, в 2015 г. им оснастили и городской общественный транспорт.

Расширение медийной среды, увеличение информационных потоков, активизация информационных войн в медийном пространстве, а также распространение практики фальсификации информации с целью увеличения численности аудитории, управления ее поведением снижают степень доверия к информации и ее источникам. Некогда самое популярное СМИ - телевидение - воспринималось аудиторией как наиболее правдивый информационный ресурс, что объяснялось его аудиовизуальной природой, создающей эффект зрительского присутствия на месте

событий. Согласно данным социологических исследований, сегодня телевидение по-прежнему остается лидером в рейтинге СМИ, пользующихся доверием россиян, однако значительную долю среди тех, кто оценивает его как достоверный источник информации, составляют жители сельской местности. Доступность интернет-коммуникаций в городе, возможность самостоятельно выбирать интернет-медиа, а также их демократичность формируют отношение к сети Интернет как наиболее правдивому источнику информации, о чем заявили 55% опрошенных ростовчан. Телевидение по степени доверия у жителей донской столицы находится на втором месте (38%), на третьем -печатная пресса (18%), на четвертом - радио (11%).

Сеть Интернет ростовчане используют с целью получения необходимой информации (70%), общения в социальных сетях (66%), просмотра видеофильмов (46%), прослушивания музыки (38%), чтения информации профессионального характера (19%), чтения образовательной литературы (19%), обмена официально-деловой информацией (15%). То есть в сети горожане реализуют, главным образом, информационно-коммуникативные и рекреативные интересы. Так как поиск информации осуществляется пользователями через поисковые системы, а знакомство с новостным контентом происходит чаще всего через социальные сети, то аудитория не запоминает названия интернет-СМИ, тематических ресурсов, в связи с чем респондентам было трудно оценить качество их работы, а вопрос «Какие ростовские интернет-сайты вам известны?» вызвал у большей части опрошенных затруднения.

Тематический поиск информации в сети определяется тендерными характеристиками аудитории. И если в конце 90-х гг. прошлого столетия женщины составляли незначительную часть интернет-аудитории, то сегодня они не только превалируют по численности в сетевом пространстве, но и показывают себя как активные пользователи: ведут блоги, участвуют в интернет-дискуссиях. Мужчины предпочитают искать информацию об автомобилях, науке и технике, женщины - о здоровье, кулинарии, семье и детях. Около половины опрошенных ростовчанок отметили, что их интересует информация, размещаемая на женских интернет-ресурсах: сайтах о кулинарии, модных сайтах и ресурсах о рукоделии. Горожанки признают данные ресурсы

важными для себя, так как они «помогают получать необходимую информацию» (данный ответ лидировал во всех возрастных группах), «развивают интересы женщины», «помогают женщине организовать свой быт» и «выбрать свой стиль». Минимальное количество опрошенных отметило, что женские интернет-сайты «оказывают помощь в профессиональной сфере» (указали 3% горожанок в возрасте до 25 лет, 8% - в возрасте от 25 до 35 лет и 3% - в возрасте от 35 до 45%). Информация, связанная со сферами кулинарии, моды, рукоделия, удовлетворяет традиционные ген-дерные интересы аудитории, используется ею в быту, для организации досуга, формирования личного стиля. При этом сайты знакомств не популярны среди опрошенных, несмотря на то, что около половины жительниц Ростова-на-Дону не состоят в браке. Согласно данным опроса, проведенного компанией «Head Hunter», только у 11% россиян интернет-знакомство получило реальное продолжение (Эксперты рассказали, какие знакомства чаще всего завершаются свадьбой // Ria.ru. 19.11.2013. URL: https://ria.ru/so-ciety/20120706/693275007.html), столь низкий процент брачных союзов, начало которым было положено в информационной среде, можно объяснить не сложностью формирования межличностных коммуникативных отношений в сетевом пространстве, а изменением гендерных моделей поведения. Качество и ритм жизни в мегаполисе трансформируют жизненные ценности: на смену традиционной семье приходят новые формы отношений (незарегистрированные, гостевые браки); в сложившихся условиях как женщины, так и мужчины не спешат создавать семью (см., например, Е.Н. Новоселова1).

В связи с популяризацией интернета и увеличением времени пребывания пользователей в сети все более актуальным становится вопрос об интернет-зависимости. Исследование, проведенное ВЦИОМ в 2016 г., подтверждает, что ежедневное времяпрепровождение в интернете становится нормой для большей части россиян. Ученые констатируют, что в мегаполисах доминирует промежуточный тип интернет-зависимости, характеризующий пользователей, тратя-

1 Новоселова Е.Н. Традиционная семья в большом городе: социальный атавизм и необходимая ценность // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2014, № 4, с. 166-188.

щих ежедневно на сеть от 3 до 6 часов. К данному типу интернет-зависимых относятся преимущественно холостые, бездетные мужчины1. 47% жителей донской столицы указали, что проводят в сети Интернет более трех часов, 25% -более часа в день, 18% - несколько часов в неделю.

Аудитория городов-миллионников составляет значительную часть в телевизионном зрительском сегменте. Предпочтение горожане отдают федеральным каналам. По сведениям компании «TNS Россия», зрительская аудитория, проживающая в Ростове-на-Дону, в январе 2016 г. составила 10,7% от аудитории канала «Россия 1», 9,5% - от «Первого канала», 8,5% - ТНТ, 7,9% - СТС, 5,3% - НТВ (Рейтинг телеканалов 2016 [Электронный ресурс] // Рекламное агентство «Лиони». - URL: http://ralioni.ru/smi/rek-lama-na-tv.php).

Телевидение является для горожан и информационным источником, и средством развлечения. Новостные программы позволяют гражданам получать основную информацию о политической, экономической, культурной жизни. Усиление интереса к новостному вещанию, наблюдаемое в последнее время, определяется изменением международной ситуации. Потому неслучайно, отвечая на вопрос «Программы какого телеканала вы смотрите наиболее часто и почему?», ростовчане выделяли федеральные каналы с широкой сеткой новостного вещания «Первый» и «Россию 1» («канал объективно освещает события», «предоставляет полную информационную картину жизни в стране и мире»).

Одна из основных тенденций развития современного телевещания - превалирование развлекательного контента, что позволяет привлекать массовую аудиторию и удерживать ее внимание. Ростовчане отдают предпочтение развлекательным каналам ТНТ и СТС. На предложение выбрать самостоятельно для анализа телевизионную программу ростовчане отреагировали следующим образом: они оценили в общей сложности 24 развлекательных программы («Орел и решка», «Comedy Clab», «Уральские пельмени», «Голос», «Comedy Баттл», «КВН», «Танцы», «Битва

1 Варламова С.Н., Гончарова Е.Р., Соколова И.В. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. 2015, № 2, с. 165-182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-molodyozhi-megapolisov-kriterii-i-tipologiya

экстрасенсов» и др.) и 4 информационных («Вести», «Новости», «Утро России», ростовское «Местное время»).

Региональное телевидение также продолжает привлекать внимание зрителя. В отчете Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Телевидение в России в 2016 году» приведен список наиболее «сильных местных телеканалов». Ростовские телекомпании в данный список не вошли. Сами ростовчане в ходе опроса выделили местные телеканалы «Дон-ТР», «Дон 24». Наиболее высокую оценку получил канал «Дон-ТР» за освещение региональных и городских новостей. Среди недостатков местного телевещания ростовчане отметили, что «содержание программ не рассчитано на массовую аудиторию» и «программы выполнены на низком профессиональном уровне».

Как отмечалось ранее, издатели печатной прессы связывают её развитие, в первую очередь, с аудиторией мегаполисов. Проведенное исследование показало, что наиболее популярными изданиями среди опрошенных ростовчан являются не только федеральные, но и региональные СМИ. Лидерами, по итогам опроса, стали издания различных типов: массовые газеты («Комсомольская правда», «Аргументы и факты»), деловое («Ведомости») и спортивное СМИ («Спорт-Экспресс»), общенациональный городской телегид «Антенна - Телесемь»; а также городская газета «Вечерний Ростов». Согласно данным TNS, в группе ежедневных изданий в г. Ростове-на-Дону лидером является именно «Вечерний Ростов» (май 2015 - апрель 2016). Вторая группа изданий, отмеченная жителями донской столицы, включает в себя сегмент глянцевой прессы, востребованной у аудитории городов-миллионников: женские журналы «Elle», «Cosmopolitan», «Allure», «Vogue», «Marie Claire», «Glamour», «Домашний очаг»; мужские журналы: «GQ», «Esquire»; журналы о стиле жизни (lifestyle): «Собака РНД», «Seasons». Третья группа - это молодежные издания: «Oops!», «Bravo». Четвертая группа - СМИ, специализирующиеся на интересах аудитории: издания о домашнем хозяйстве, рукоделии, кулинарии, садоводстве, охоте, рыбалке, музыке и др. Пятая группа - деловая пресса: «Российская газета», «Известия». И выделяется группа ростовских изданий: «Город N», «Газета Дона», «Кто главный», «Ростов официальный».

Именно читательницы составляют основу аудитории популярной прессы. Около половины опрошенных ростов-чанок читают женскую прессу, причем процент тех, кто делает это постоянно намного ниже (17% - в группе от 18 до 25 лет, 12% - в группе от 25 до 35 лет», 16% - в группе от 35 до 45 лет). Для чтения женщины выбирают как традиционные печатные журналы, так и их электронные, мобильные версии.

Как показал проведенный опрос, у ростовчан пользуются популярностью следующие радиостанции: «Европа плюс», «Русское радио», «Радио Дача». По данным Фонда независимого радиовещания, в Южном федеральном округе представлена 41 радиостанция со 100% собственным программированием (2015 г.). Ростовчане отмечают среди локальных радиостанций «Радио Ростова», «Дон-ТР», «Ростов-FM».

Таким образом, можно заключить, что медиапотребле-ние в городе-миллионнике приобрело свои особенности в силу доступности медиакоммуникаций и их типологического разнообразия. Житель мегаполиса может выбирать виды и типы медиа в соответствии со своими интересами, может использовать их в профессиональной, культурной и бытовой деятельности, вследствие чего городская среда оказывается зависимой от информационных технологий. Активное интегрирование массмедиа в жизнедеятельность индивида имеет и свои негативные последствия: может развиваться зависимость от интернет-медиа, медиа могут замещать и вытеснять коммуникативные отношения в реальной действительности, увеличение численности информационных потоков и усиление их значимости ведут к распространению поверхностных знаний.

Смеюха В.В. Современное медиапотребление в мегаполисе. В статье рассматриваются особенности медиапотребления и медиаинтересов жителей городов-миллионников. Медиаконвер-генция и медиаглобализация модифицировали медийную среду города, произошла трансформация функций и роли массмедиа, изменились медиапредпочтения горожан. Данные изменения имеют как положительные, так и негативные последствия.

Ключевые слова: медиапотребление, мегаполис, аудитория, популярные медиа.

Smeyukha V.V. Modern media consumption in the metropolis.

The article discusses the features of media consumption and mediainterface of the inhabitants of the cities. Media convergence and globalization of media modified media environment of the city, there was a transformation of the role and function of mass media has changed the media-preferences of citizens. These changes have both positive and negative consequences.

Key words: media consumption, metropolis, audience, popular media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.