Научная статья на тему 'Современная юридическая наука о происхождении государства'

Современная юридическая наука о происхождении государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7191
1196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА / ORIGIN OF STATE / НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / NEOLITHIC REVOLUTION / ПАРНЫЙ БРАК / DOUBLE MARRIAGE / ГРУППОВОЙ БРАК / GROUP MARRIAGE / РОДОВАЯ ОБЩИНА / ГОСУДАРСТВО / STATE / CLAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыганов В. И.

На основе серьезных изменений в экономической сфере (перехода от присваивающего способа производства к производящему) происходит усложнение всех иных сторон жизни общества. Старые институты власти не могут справиться с управлением в этих условиях. Возникает публичная пол итическая власть государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LEGAL SCIENCE ABOUT THE ORIGIN OF THE STATE

Many serious changes in the economic sphere (change from appropriating mode of p roduction to manufacturing practice) determine complicating of all other aspects of social life. The former governmental institutions fail to manage governance under these circumstances. A public political power named the state arises.

Текст научной работы на тему «Современная юридическая наука о происхождении государства»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2014, № 1 (33), с. 114-117

УДК 316

СОВРЕМЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА

© 2014 г. В.И. Цыганов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

1а"^ипп@таП. ги

Поступила в редакцию 10.10.2013

На основе серьезных изменений в экономической сфере (перехода от присваивающего способа производства к производящему) происходит усложнение всех иных сторон жизни общества. Старые институты власти не могут справиться с управлением в этих условиях. Возникает публичная политическая власть - государство.

Ключевые слова: происхождение государства, неолитическая революция, парный брак, групповой брак, родовая община, государство.

Вопрос о происхождении государства имеет не только научное, но и важное практическое значение. Установление причин, лежащих в основе появления государственной власти, позволяет лучше понять социальную природу государства - его социальную роль, осуществляемые им функции и т.д.

Наукой было разработано множество теорий происхождения государств. Современная наука, оценивая различные теории происхождения государства, отмечает, что многие из них содержат элементы истины, но ни одной из них не удалось отразить сложный и противоречивый характер процесса происхождения государства. Любая теория, концепция развития общества неизбежно отражает в себе некоторые особенности текущего социально-политического момента и обусловлена уровнем развития создающей её науки. Точно так обстоит дело и с различными теориями происхождения государства. В различных теориях отражены отдельные, чаще всего действовавшие факторы, процессы, но при этом имеет место их гиперболизация.

Одной из древнейших является теологическая теория. Высокую степень развития она получила в трудах Фомы Аквинского, Жака Ма-ритена, Жозефа де Местра. В соответствии с теологической теорией, государство возникло и вечно существует в силу божественной воли, поэтому каждый должен подчиняться государственной воле как власти от Бога. В трудах некоторых мыслителей, например Ф. Аквинского, данное положение дополняется идеей о необходимости подчинения самого государства религиозным организациям (католической церкви),

обладающим монополией на установление истинной божественной воли. В условиях средневекового европейского общества, в котором католическая церковь являлась важнейшим социальным, политическим, экономическим ин-статутом, возникновение подобных взглядов было естественным.

Патриархальная теория. Ее основателем являлся Аристотель. Среди других разработчиков следует назвать англичанина Фильмера и русского ученого Михайловского. С позиций данной теории основой возникновения государства является семья. Процесс возникновения государства - это процесс разрастания из поколения в поколение патриархальной семьи. Аристотель считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Патриархальная семья перерастает в сельскую общину, а сельская община в городскую (в «полис», т.е. в город-государство, - к данному типу относилось большинство древнегреческих государств). Данная теория отражает реально существовавшие процессы концентрации власти в руках старейшин, вождей. Кроме того, «в то время были сильны в Греции остатки родового строя, и они [создатели теории - В.Ц.] как бы списывали свою теорию с окружающей действительности» [1, с. 358].

Договорная теория. Сторонники данной теории (Б. Спиноза, Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев) исходили из того, что до появления государства общество находится в естественном состоянии, которое они характеризовали по-разному («золотой век» у Руссо, «война всех против всех» у Гоббса). В

естественном состоянии каждый человек обладает личной свободой и другими неотъемлемыми естественными правами. Это, в конечном счете, приводит к противоречиям между людьми и к стремлению их разрешения. Следствием этого является заключение договора о создании государства, которому люди передают часть своих прав. Но государство обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность. Договорная теория, наряду с теорией естественного права, народного суверенитета и некоторыми иными концепциями, в условиях зарождавшегося капитализма явилась идеологическим обоснованием претензий третьего сословья на политическую власть.

Теория насилия. Основной причиной возникновения государства сторонники данной теории (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг) считали войны между людьми, завоевания и порабощения сильным слабого. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для его эксплуатации и создается государство. «Племя победителей, - отмечает Каутский, - подчиняет себе племя побеждённых, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побеждённое племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, а другая угнетённым и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают победители для управления побеждёнными, превращается в государство» [2, с. 77]. Теория насилия верно отражает тот факт, что во вновь возникающих государствах управленческий аппарат часто формировался из победителей. Помимо этого данная теория несёт на себе печать революционной, воинственной эпохи конца XVIII - второй половины XIX века.

Марксистская теория происхождения государства (К. Маркс, Ф. Энгельс). Данная теория связывает возникновение государства в первую очередь с экономическими причинами, с возникновением частной собственности и делением общества на классы. Государство возникает как результат классового антагонизма, как орудие подавления эксплуататорским классом класса эксплуатируемых, неимущих. «Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, эко-

номически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса» [3, с. 176]. Классовая теория справедливо указывает на важнейшую роль в жизни людей материальных условий, дифференциации по имущественному признаку. Она также отражает возраставшую в условиях XIX века классовую борьбу.

Ирригационная (гидравлическая) теория (К.-А. Виттфогель). Виттфогель связал процесс происхождения государства с необходимостью (у некоторых восточных народов) строительства крупных ирригационных сооружений. Наука действительно говорит о подобном варианте происхождения государств в Древнем Египте, Месопотамии, Индии, Китае. Для этих аграрных территорий были характерны жаркий климат и недостаток водных ресурсов при наличии крупных рек. Наличие рек позволило создавать масштабные гидросооружения для накапливания воды и использования ее в засушливый период. Строительство подобных сооружений требовало усилий десятков тысяч людей, а значит, и достаточно многочисленной инжненерно-управляющей группы, которая постепенно порабощала своих соплеменников, становясь политически господствующим классом уже в условиях государственности.

Наукой была создана масса иных теорий, среди которых можно отметить расовую, ин-цестную, органическую, психологическую, спортивную и другие.

Современные учёные стоят на фундаменте, созданном их предшественниками, имея возможность использовать весь накопленный онтологический и методологический арсенал науки.

Теория, которая обозначается нами как взгляд современной науки, тоже представляет собой лишь один из вариантов ответа на поставленный вопрос, но её преимущество заключается в использовании результатов, полученных предшествующими поколениями исследователей.

Рассматривая различные концепции, мы пришли к выводу, что наиболее глубоко, всесторонне и методологически последовательно вопрос о происхождении государства был рассмотрен в рамках классовой теории. Её недостатками, на наш взгляд, явились недооценка иных, помимо экономических, условий общественной жизни и переоценка классового фактора.

116

В.И. Цыганов

Таким образом, излагаемая здесь концепция имеет методологическую общность с марксистской методологией. Налицо материалистический подход, применительно к социальным процессам означающий, что в качестве основы общественного развития рассматриваются экономические факторы. Но при этом отмечается, что иные социальные, идеологические факторы также играют очень важную роль, у некоторых народов выходящую на ведущее место. Кроме того, вслед за многими современными российскими учёными в вопросе о происхождении государства мы отказались от жёсткой детерминации этого процесса классовыми факторами. Деление общества на классы сыграло более или менее важную роль, но наряду со многими другими изменениями в жизни людей.

Власть в родовой общине имела общественный характер, т.е. высшей властью было общее собрание всех взрослых членов общины, это было прямое правление. Власть старейшин, вождей имела временный, выборный характер, не передавалась по наследству. Данную систему власти в науке называют первобытной демократией.

Экономика первобытного общества характеризовалась общественной формой собственности, крайне низкой производительностью труда при наличии примитивных орудий труда и, как следствие, присваивающим способом воспроизводства.

Основной формой социальной организации была родовая община, в основе которой лежали родственные отношения, передаваемые по материнской линии. Женщина, по мнению многих исследователей, в том числе и Ф. Энгельса, играла в обществе ведущую роль, основанную на её более высоком, по сравнению с мужчиной, хозяйственном значении1. Межполовые отношение имели форму групповых браков, постепенно заменяемых парными браками. В целом социальная структура общества отличалась однородностью, все члены рода выполняли сходные функции.

Дальнейшее развитие человечества было ускорено благодаря экологическому фактору. Примерно 10 тыс. лет назад на всей планете происходит резкое понижение температуры, наступает великое оледенение. Это заставляет человека интенсифицировать свою деятельность, с тем чтобы уменьшить зависимость от природы. На протяжении нескольких тысячелетий происходит неолитическая революция .

В экономике на базе более совершенных орудий труда происходит рост его производительности и появление прибавочного продукта,

который начинает накапливаться, порождает появление различных форм собственности. В этот период происходят три знаменитых разделения труда: разделение земледелия и скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление торговли. Как инструмент грабежа, обогащения начинают использоваться войны.

На этой основе существенно усложняется социальная структура общества. Общество разделяется на группы - по имущественному, по профессиональному статусу. На смену парному браку приходит патриархальная семья, основанная на ведущей хозяйственной роли мужчины в скотоводстве, земледелии, ремесле, торговле. С появлением семьи процесс имущественного расслоения и разложения родовой общины многократно усиливается. Следует также отметить резкий рост численности людей.

Происходят серьёзные изменения и в духовной сфере общества. С одной стороны, усложнение общества, изменение роли человека в системе человек-природа, а с другой - появление прибавочного продукта, излишков привели к появлению в обществе людей, занимающихся преимущественно умственным трудом. Это обусловило формирование религий, научных представлений, появление зачатков искусства.

В результате общество настолько усложнилось, что традиционные институты власти родового строя не могли справиться с управлением. Постепенно формируются надобщинные, имеющие публичный характер институты власти. Так появляется государство.

Следует учитывать, что процесс перехода от родовых структур к государственным не был одномоментным, он длился порой сотни лет. Кроме того, отмечаются существенные отличия формирования государственных структур у разных народов. Ещё Ф. Энгельс выделял азиатский, афинский и германский пути появления государства.

Условно изложенную концепцию происхождения государства можно определить как «современную материалистическую». В юридической литературе она встречается и под другими названиями. Думается, что наши выводы в принципиальном плане совпадают с выводами Т.В. Кашаниной, которая, исследуя вопрос происхождения государства и права с позиций материализма и диалектика, обозначает его как «теорию специализаций» [1, с. 358].

Примечания

1. Думается, что матриархата, основанного на ведущей экономической роли женщины, не было.

Это противоречит всему социальному опыту и здравому смыслу. Мужчина существенно сильнее физически, наделён более мощными волевыми качествами, гораздо агрессивнее, обладает более рациональным и аналитическим складом ума. Всё это от природы делает мужчин основными создателями (добытчиками) материальных благ, превращает их в управляющих, а женщин в управляемых. Скорее всего, прав В. Дольник, утверждавший, что «матриархат наблюдался лишь у некоторых, зашедших в тупик деградировавших племён, обитавших в крайне неблагоприятных условиях» [4, с. 148]. Имел место не матриархат, а некоторое обожествление женского начала, естественным образом формируемое в условиях групповых и парных форм брака. Дети знали своих родных матерей, которые их выносили, кормили и много лет были рядом, оберегая от любых опасностей. Отцов у них не было или, по-другому, все взрослые мужчины рода были их отцами. Естественно, что это формировало абсолютно разное отношение у людей к мужскому и женскому началу, но отношение, главным образом, духовно-нравственное. Именно поэтому боги народов, находящихся в догосударственном состоянии, в основном, женского пола, о чём свидетельствуют и археология, и история. Но это совсем не означает существования на протяжении десятков

тысяч лет матриархата, так как не отменяет естественного, можно сказать, биологического, превосходства мужчин. С созданием патриархальной семьи основная экономическая роль мужчин, их фактическое социальное лидерство получило формальное закрепление, что, в частности, стало отражаться в «смене пола» богов древних народов. Только в цивилизованном обществе, когда социальные факторы отрываются от природных и начинают доминировать, возможны самые причудливые формы общественного уклада, в том числе и матриархат.

2. Данный термин ввёл в научный оборот английский археолог Г. Чайлд.

Список литературы

1. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие. М.: Высшее образование, 2009. 368 с.

2. Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2. М.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1931. 851 с.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1989. 639 с.

4. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-пресс, 1994. 208 с.

MODERN LEGAL SCIENCE ABOUT THE ORIGIN OF THE STATE

V.I. Ziganov

Many serious changes in the economic sphere (change from appropriating mode of production to manufacturing practice) determine complicating of all other aspects of social life. The former governmental institutions fail to manage governance under these circumstances. A public political power named the state arises.

Keywords: the origin of state, Neolithic Revolution, double marriage, group marriage, clan, state.

References

. 3. Engel's F. Proishojdenie sem'i, chastnoi sobstvennosti

1 ЮнЬшша T.V. pmij!^ gosudarstva i prava: i gosUdarstva. M.: Politizdat, 1989. 639 s.

Ucheb. posobie. M.: Vysshee obrazovame, 2009. 368 s. лт^ичтгат iu j-*, u-f n j

r ..........4. Dol'nik V. Neposlushnoe ditya biosfery. Besedy o

2. Kautskii K. Materialisticheskoe pommame istorii. , , , , .■ ■ ■ Л, „ ,

r cheloveke v kompanii ptic i zverei. M.: Pedagogika-press,

T. 2. M.: Gos. soc.-ekonom. izd-vo, 1931. 851 s. \994 208 s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.