Научная статья на тему 'Современная внешняя политика Литвы: корректировки традиционного курса'

Современная внешняя политика Литвы: корректировки традиционного курса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1587
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ЛИТВА / Внешняя политика / стратегический партнер / Д. Грибаускайте / В. Адамкус / D. Grybauskaite / V. Adamkus / Lithuania / foreign policy / strategic partner

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баторшина Ирина Александровна, Воловой Вадим

<i>Рассматриваются основные направления внешнеполитической деятельности Литовской Республики. Акцентируется внимание на корректировке основного вектора в области внешней политики, ранее сконцентрированного на сотрудничестве с Соединенными Штатами Америки и стратегическом партнерстве с Республикой Польша. Анализируются попытки президента Литвы Дали Грибаускайте сформировать так называемую «новую внешнюю политику», основанную на многовекторном подходе межгосударственного взаимодействия. Актуальность научно-исследовательской работы продиктована возрастающим влиянием малых государств на процесс принятия внешнеполитических решений внутри Европейского союза. Это влечет объективную необходимость анализа внешнеполитических ориентиров государств Балтии и Центрально-Восточной Европы, выявления основных тенденций в области международной политики в регионе с целью прогнозирования развития событий на европейском и глобальном уровне. Реализация заявленной цели достигается на основе комплексного подхода с элементами междисциплинарного исследования. Особый акцент сделан на сравнительно-историческом подходе, позволившем проанализировать отношения Литовской Республики с соседними государствами и ближайшими партнерами. Наряду с традиционными методами исторического исследования в работе были применены такие методы, как включенное наблюдение, контенти ивент-анализ, синхронный и типологический компаративный анализ. Научно-практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что выявляет необходимость применения дополнительной теоретической базы для изучения внешнеполитических шагов Литовской Республики на международной арене. Если ранее они были продиктованы во многом ценностным (демократическим) подходом, являвшимся рефлексией американского реализма, то сегодня всё более существенным становится фактор личности президента, который не всегда конструктивно влияет на теряющий свой привычный облик внешнюю политику страны. Достигнутые в результаты исследования результаты вносят весомый вклад в понимание внешнеполитических процессов, протекающих в Литве и в регионе в целом.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

<i>The authors consider the core areas of Lithuanian foreign policy. Special attention is paid to the adjustment of the major foreign policy vector, which concentrated earlier on cooperation with the United States of America and strategic partnership with the Republic of Poland. The article analyses the attempts of Lithuanian president Dalia Grybauskaitė to formulate the so-called «new foreign policy» based on the multivector approach to intergovernmental cooperation. This research is timely because of the increasing influence of small states on foreign policy decision-making within the European Union. It emphasises the need to analyse foreign policy priorities of the Baltic States and Central and Eastern European countries and to identify the dominant trends in international politics in the region in order to forecast further development at European and global levels. This objective is achieved with the help of an integrated approach with elements of interdisciplinary research. Special attention is paid to the comparative-historical approach, which facilitates the analysis of the relations between the Republic of Lithuania and the neighbouring states and its principal partners. Alongside traditional methods of historical research, this work employs such methods as participant observation, content and event analysis, and simultaneous and comparative analysis. The research and practical significance of this work is explained by its emphasis on the need to apply an additional theoretical framework to studies into the foreign policy initiatives of the Republic of Lithuania in the international arena. If, earlier, they were determined by the value (democratic approach), which was a reflection of American realism, today an increasingly important factor is the personality of the president, who does not always positively influence the changing policy of the country. The results of research contribute substantially to the understanding of foreign policy processes taking place in Lithuania and the region in general.</i>

Текст научной работы на тему «Современная внешняя политика Литвы: корректировки традиционного курса»

И. А. Баторшина В. Воловой

СОВРЕМЕННАЯ

ВНЕШНЯЯ

ПОЛИТИКА ЛИТВЫ:

КОРРЕКТИРОВКИ

ТРАДИЦИОННОГО

КУРСА

Рассматриваются основные направления внешнеполитической деятельности Литовской Республики. Акцентируется внимание на корректировке основного вектора в области внешней политики, ранее сконцентрированного на сотрудничестве с Соединенными Штатами Америки и стратегическом партнерстве с Республикой Польша. Анализируются попытки президента Литвы Дали Грибаускайте сформировать так называемую «новую внешнюю политику», основанную на многовекторном подходе межгосударственного взаимодействия.

Актуальность научно-исследовательской работы продиктована возрастающим влиянием малых государств на процесс принятия внешнеполитических решений внутри Европейского союза. Это влечет объективную необходимость анализа внешнеполитических ориентиров государств Балтии и Центрально-Восточной Европы, выявления основных тенденций в области международной политики в регионе с целью прогнозирования развития событий на европейском и глобальном уровне.

Реализация заявленной цели достигается на основе комплексного подхода с элементами междисциплинарного исследования. Особый акцент сделан на сравнительно-историческом подходе, позволившем проанализировать отношения Литовской Республики с соседними государствами и ближайшими партнерами. Наряду с традиционными методами исторического исследования в работе были применены такие методы, как включенное наблюдение, контент- и ивент-анализ, синхронный и типологический компаративный анализ.

Научно-практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что выявляет необходимость применения дополнительной теоретической базы для изучения внешнеполитических шагов Литовской Республики на международной арене. Если ранее они были продиктованы во многом ценностным (демократическим) подходом, являвшимся рефлексией американского реализма, то сегодня всё более существенным становится фактор личности президента, который не всегда конструктивно влияет на теряющий свой привычный облик внешнюю политику страны.

Достигнутые в результаты исследования результаты вносят весомый вклад в понимание внешнеполитических процессов, протекающих в Литве и в регионе в целом.

Ключевые слова: Литва, внешняя политика, стратегический партнер, Д. Грибаускайте, В. Адамкус.

- «Р

Приход к власти в 2009 г. Д. Грибаускайте многие аналитики расценивали как возможность пересмотра Вильнюсом своих традиционных ориентиров и приоритетов в сфере внешней политики, основанных на принципах проамериканизма, глобализма и русофобии. К этому литовских политиков подталкивала и изменившаяся геополитическая ситуация в Европе и мире: претерпели изменения внешнеполитические концепции важнейших стратегических партнеров Литовской Республики (ЛР), что лишало последнюю важной опоры в решении глобальных международных вопросов и надежды на поддержку в деле защиты собственных национальных интересов. Поэтому перед лицом объективных обстоятельств Д. Грибаускайте была вынуждена заняться формированием «новой внешней политики».

По мнению нынешнего президента, проблема и уязвимость Литвы заключалась в том, что «у нас была одновекторная внешняя политика

— или США, или никто. Сегодня, я очень надеюсь, нам удастся повернуться в сторону многовекторной внешней политики, чтобы было несколько векторов: и США, без сомнения, как гарант нашей безопасности, и Европа нас найдет на карте, и особенно ее северная часть как наш приоритет, наши соседи. Стремлюсь таким образом сбалансировать, но для этого требуется время, и такие изменения не могут быть быстрыми» [1].

В связи с наметившимся отходом Грибаускайте от классических принципов формирования литовских внешнеполитических ориентиров экспертное сообщество ожидало практически революции в области внешней политики. В 2010 г. президент заявила о том, что «этот год будет годом утверждения моих внешнеполитических ориентиров» [2]. Однако годовой отчет Грибаускайте в 2010 г. продемонстрировал, что радикальных перемен в области внешней политики она не совершит. Более того, все сказанное во время отчета в целом укладывалось в концепцию еще 2004 г. (дальнейшая интеграция с ЕС и НАТО и конструктивные отношения с соседями) и не предлагало ничего нового [3]. Поэтому годовые отчеты президента 2010 и 2011 гг., в которых вопросам внешней политики уделялось достаточно скромное внимание, были восприняты политическими обозревателями весьма неоднозначно.

Уже сегодня очевидно, что Грибаускайте столкнулась как с отсутствием сплоченной команды (это продемонстрировала отставка министра иностранных дел ЛР В. Ушацкаса в январе 2010 г.), так и с проблемой формирования внятного внешнеполитического курса (экс-министр иностранных дел Литвы В. Ушацкас даже назвал внешнюю политику Грибаускайте «безвекторной») [4]. Не предложив ни реальной альтернативы, ни преемственной стратегии, внешняя политика президента в последнее время подвергается острой критике в силу отсутствия ясных ориентиров, понятных политической элите страны.

На протяжении долгого времени главным стратегическим партнером Литвы были Соединенные Штаты Америки. Первые шаги Гри-баускайте в качестве президента ясно свидетельствовали, что ее внешнеполитический курс не будет продолжением проамериканской тради-

ции В. Адамкуса. К примеру, однажды назвав Литву «заложницей» политики США, Грибаускайте добавила: «США остается нашим важным партнером в области безопасности и в рамках НАТО, но Литва не будет исполнителем внешней политики США или России. Литва будет проводить свою внешнюю политику» [5].

Более того, на начальном этапе своего президентского правления Д. Грибаускайте отказалась от поездки на ужин, организованный главой США Б. Обамой в Праге, послав вместо себя премьера. А в интервью австрийской газете "Die Presse" Д. Грибаускайте открыто подвергла сомнению правильность действий западной коалиции в Ливии, заявив, что они вышли за рамки мандата ООН [6]. Однако, по мнению политических экспертов, ЛР как члену НАТО и близкой союзнице США, ратующей за трансатлантическое единство, делать подобные заявления безответственно.

Обобщая тему новой политики Вильнюса по отношению к Америке, можно сказать, что с приходом Д. Грибаускайте общий фон литовско-американских отношений из позитивного превратился в напряженный, что ставит под угрозу их стратегический характер. В то же время связи со «старой Европой» не вышли на качественно новый уровень. В июле 2010 г. известный литовский политический обозреватель Р. Ва-латка написал: «Берлин, Париж и Москва хотели вбить клин между Литвой и США, а Литва должна была отказаться от своей внешней политики, так и вышло» [7]. Основная претензия к Д. Грибаускайте в данном случае заключается в том, что, отдалившись от США, она до сих пор не предложила стратегической альтернативы.

Не менее противоречивая (если не сказать — конфликтная) ситуация складывается в отношениях Литвы с Польшей. Суть проблемы заключается в правах польского национального меньшинства в Вильнюсском крае и в целом в ЛР. Поляков не удовлетворяет тот факт, что они не могут писать свои фамилии в паспорте и названия улиц в местах своего компактного проживания на польском языке. Кроме того, протест вызывает Закон об образовании для школ национальных меньшинств, в соответствии с которым учащиеся нелитовских школ с 2013 г. должны будут сдавать литовский язык на том же уровне, что и литовцы, а преподавание некоторых предметов в этих школах (в первую очередь истории и географии) планируется литуанизировать.

При этом очевидно, что Польша как стратегический союзник важнее Литве, чем Литва Польше. Во-первых, Республика Польша сегодня является приоритетным партнером США в Европе. Поэтому близкие отношения с Варшавой могут дать Литовской Республике возможность привлечь внимание Америки к своим проблемам, и наоборот. Во-вторых, Польша — это «большое» европейское государство с гораздо большим влиянием в Европе, чем ЛР. Иными словами, теряя Польшу, Литва теряет важного партнера и влияние в ЕС и НАТО. В-третьих, Литве необходимо участие Польши в строительстве АЭС на своей территории и создании «электромоста» между государствами. Однако если отношения двух стран и дальше будут ухудшаться, то Польша может

- «Р

решить самостоятельно строить АЭС и/или сотрудничать в данной сфере с Россией, которая возводит АЭС в Калининградской области (в СМИ уже появилась информация о российско-польских переговорах в отношении покупки электроэнергии с Балтийской АЭС).

Таким образом, Литва, занимая принципиальную позицию в отношении польского меньшинства, действует недальновидно. При этом абсолютно логична позиция польского министра иностранных дел Р. Сикор-ского, ожидающего первых шагов навстречу именно от Литвы [8]. Однако министр иностранных дел Литвы А. Ажубалис, комментируя то, как поляки, живущие в ЛР, пытаются бороться за свои права, сказал, что национальные меньшинства не должны становиться заложниками близоруких популистских игр, подогреваемых «третьей стороной» [9].

Таким образом, накопленный во время руководства В. Адамкуса потенциал в литовско-польских отношениях сегодня растрачен, а нерациональное «упрямство» Литвы в будущем может дорого обойтись в стратегическом плане.

Заметно изменились позиции Вильнюса в общении со странами постсоветского пространства, отношения с которыми были своеобразной визитной карточкой экс-президента Валдаса Адамкуса. Во времена В. Адамкуса Литва очень активно взаимодействовала с Грузией и Украиной в рамках американской стратегии «демократии на Восток», преследуя цель их скорейшей евроатлантической интеграции. Такую позицию можно было поддерживать или критиковать, но она оставалась четкой и последовательной. С приходом же к власти Д. Грибау-скайте ситуация заметно изменилась, свидетельством чего стала приписываемая президенту фраза: «Подписываем договоры о партнерстве с нищими, а с принимающими решения странами находимся в конфронтации» [10]. Видимо, вследствие этого Грузия и Украина оказались во многом забыты Вильнюсом как значимые партнеры.

Еще одним недоразумением стали действия Литвы на белорусском направлении, где также не обошлось без президентских перегибов. Беларусь важна Литве по крайней мере потому, что по перевалке грузов через Клайпедский порт в 2010 г. она заняла первое место [11]. Кроме того, Вильнюс всегда позиционировал себя в качестве посредника между ЕС и Минском. Поэтому, когда отношение Евросоюза к Беларуси стало изменяться (в лучшую сторону в контексте ее нарастающих противоречий с Москвой), Литва оказалась в авангарде налаживания связей с Минском. Чего стоил только обмен визитами президентов двух стран! Пошли разговоры о совместном строительстве терминала для приема сжиженного природного газа в Литве и поставках венесуэльской нефти в Беларусь через Клайпеду. Однако вскоре прагматизм Д. Грибаускайте начал выходить за ценностные рамки ЕС. По сообщению агентства «Рейтер», на встрече с европейскими дипломатами она заявила: «А. Лукашенко — это гарант экономической и политической стабильности, а также независимости Белоруссии» [12]. Практика доказала неосторожность литовского подхода, в результате чего ЛР потеряла лицо, чрезмерно уповая на обещания А. Лукашенко.

Международное сотрудничество «5 ------------------------------------------------------------------

Наконец о России. Следует отметить, что внешняя агрессивность Литвы по отношению к Москве с приходом Д. Грибаускайте уменьшилась, но с места отношения двух стран так и не сдвинулись. Вопрос, заслуживающий отдельного внимания, касается взгляда Литвы на Балтийскую АЭС. В. Путин приглашал Литву в лице ее президента к участию в данном проекте, но Д. Грибаускайте ответила решительным отказом [13]. Тема, конечно, сложная, особенно если учесть интересы энергетической безопасности Литвы и ее планы постройки Висагин-ской АЭС. Однако категоричность в данном случае — не лучший вариант. В качестве президента Литвы Д. Грибаускайте обязана заботиться о нуждах литовских граждан, которые не настроены платить тройную цену за электроэнергию. Висагинская АЭС, если она будет построена, в любом случае не сможет гарантировать низких цен. Поэтому «сжигание мостов» с Россией в контексте сотрудничества в рамках проекта Балтийской АЭС (пусть даже в области транзита электроэнергии) по меньшей мере неблагоразумно. К. Прунскене в Литве считается откровенно пророссийским политиком. Однако она права, когда говорит: «Литва даже не обсуждала это предложение России. <...> Решение столь важного для Литвы вопроса, как наращивание энергопотенциала Балтийского региона, присоединение к западноевропейским электросетям, не утрачивая уже имеющиеся связи с Россией и Белоруссией, возможно, позволит обеспечить страну более дешевой электроэнергией. Увы, людей продолжают пугать химерой российской угрозы, от которой мы никак не можем избавиться и которая верно служит консерваторам и преданным им СМИ как средство запугивания» [14]. Наконец, Д. Грибаускайте выразила поддержку министру энергетики А. Секмо-касу, который конфликтует с «Газпромом» и которому оппозиция организовала неудавшуюся интерпелляцию. Российский газовый монополист прежде всего недоволен тем, что Литва выбрала самый радикальный способ реализации требований третьего энергетического пакета ЕС по отделению поставщика от распределительной инфраструктуры. Во многом из-за этого «Газпром» отказывается снижать цены на газ для Литвы, но президент страны своей поддержкой «конфликтному» министру дает понять, что ее этот факт не беспокоит. С учетом негативных тенденций представляется верным мнение о том, что наладить отношения с Россией будет весьма сложно.

Заключение

Приход Дали Грибаускайте к власти в Литве был связан со многими ожиданиями — как в области внутриполитического регулирования и решения проблем по выводу страны из состояния масштабного экономического и социального кризиса, усугубленного нарастающим общественным недовольством, так и в сфере внешней политики.

Проявленные президентом сразу после инаугурации качества жесткого и непримиримого лидера, сопровождавшиеся значительными кадровыми перестановками в органах государственной власти, прокурату-

- «р

ре, судебной системе, структурах Департамента государственной безопасности, не только отвечали долговременным ожиданиям литовских граждан, но и вызвали вполне обоснованные опасения политической элиты страны. Более того, Грибаускайте осмелилась подвергнуть сомнению значимость для современной Литвы внешнеполитического курса экс-президента ЛР Валдаса Адамкуса, в основе которого лежали принципы некритичного взгляда на сотрудничество с Соединенными Штатами Америки, подкрепляемого совместными военными операциями в рамках реализации американских геостратегических интересов. Отказавшись от одновекторности внешней политики, Грибаускайте сконцентрировала политические усилия на формировании проевропей-ского курса внешнеполитической составляющей политики Вильнюса.

Главная претензия к Грибаускайте в настоящее время сводится к тому, что, отказавшись от классических основ внешней политики Литвы, она не смогла предложить альтернативной внешнеполитической стратегии, понятной для политической элиты страны. Национальная безопасность Литвы и ее внешняя политика находятся в прямой корреляции от отношений с тремя внешними фигурами — Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки и Республикой Польша. В последние два года произошло существенное охлаждение отношений с США и Польшей, что может осложнить для Вильнюса успешную реализацию собственных национальных интересов и целей. Усугубляет ситуацию сомнительность варианта нормализации отношений с Россией в условиях начатой реструктуризации энергетической отрасли и открытого противостояния с «Газпромом». После президентских выборов 2010 г. не приходится рассчитывать и на тесное сотрудничество с Беларусью.

Список литературы

1. D. Grybauskaite siekia ne pakeisti, bet subalansuoti uzsienio politik^ // Лету-

вос ритас: [электронная версия газеты]. URL: http://www.lrytas.lt/-

13100180671307815245-d-grybauskait%C4 %97-siekia-ne-pakeisti-bet-subalansuoti-u%C5 %BEsienio-politik%C4 %85.htm (дата обращения: 10.06.2011).

2. Lietuvos uzsienio politika ir pereinamasis laikotarpis: [сайт Т. Вилюкаса]. URL: http://viluckas. lt/lietuvos-uzsienio-politika-ir-pereinamasis-laikotarpis/ (дата обращения: 12.06.2011).

3. Годовые отчеты президента Д. Грибаускайте 2010, 2011 годы: [официальный сайт президента Литовской Республики]. URL: www.prezidentas.lt (дата обращения: 1S.07.2011).

4. Usackas V. Lietuvos uzsienio politika — "bevektorire" // Бальсас: [электронная версия газеты]. URL: http://www. balsas. lt/naujiena/529202/v-usackas-lietuvos-uzsienio-politika-bevektorine (дата обращения: 13.07.2011).

5. Даля Грибаускайте: Литва была заложницей политики США // Newsland: [информационно-дискуссионный портал]. URL: http://www.newsland.ru/news/ detail/id/554766/cat/94/ (дата обращения: 19.07.2011).

6. Prezidentes Dalios Grybauskates interviu Austrijos dienrasciui "Die Presse": "Operacija Libijoje perzengia JT mandat^": [официальный сайт президента Литовской Республики]. URL: http://www.president.lt (дата обращения: 13.07.2011).

7. Valatka R. Dvylika prezidertss D. Grybauskari£s atradim^. 2010-07-15: [электронная версия газеты «Летувос ритас»]. URL: http://m.lrytas.lt/-127SS5S201127SS43115-p1-dvylika-prezident%C4 %97s-d-grybauskait%C4 %97s-atradim%C5 %B3.htm (дата обращения: 13.07.2011).

S. Sikorskis R. Santykiuose su Lietuva patyreme nusivylim^ [информационный портал «Дельфи»]. URL: http://www.delfi.lt/news/daily/ lithuania/rsikorskis-santykiuose-su-lietuva-patyreme-nusivylima.d?id=466236S1 (дата обращения: 15.06.2011).

9. A. Azubalis ragina lenkus statyti, o ne griauti tiltus: [электронная версия газеты «Вейдас»]. URL: http://www.veidas.lt/a-azubalis-ragina-lenkus-statyti-o-ne-griauti-tiltus (дата обращения: 20.06.2011).

10. Cibulskis G., Popovaite I. Prezidentёs simtadienis. 15min. lt, 19 октября 2009 г.: [информационный портал]. URL: http://15min.lt/id/aktualu/lietuva/ prezidentes-simtadienis-56 — 60691 (дата обращения: 13.07.2011).

11. Matutis V. Klaipёdos uost^ maitino Baltarusija: [информационный новостной портал]. URL: http://www. jura24.lt/lt/naujienos/uostas/klaipedos-uosta-maitino-baltarusija-326616 (дата обращения: 13.07.2011).

12. Grybauskaite D. Baltarusijos stabilumo garantas — jos zmoras: [электронная версия газеты «Летувос ритас»]. URL: http://m.lrytas.lt/-129043501512S9529327-d-grybauskait%C4 %97-baltarusijos-stabilumo-garantas-jos-%C5 %BEmon%C4 %97s. htm (дата обращения: 13.07.2011).

13. Литва твердо отклонила предложение России принять участие в строительстве Балтийской АЭС // Kaliningrad. net: [информационно-новостной портал]. URL: http://kaliningrad.net/news/news_1S061/next=160?PAGEN_1=165&type= 146&idT =1S061 (дата обращения: 15.09.2011).

14. Прунскене К. Литва даже не обсуждала предложение России // Экспресс-неделя. 2011. № 25 (750). С. S.

Об авторах

Баторшина Ирина Александровна, кандидат исторических наук, начальник отдела исследований стран Балтии, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: ibatorshina@rambler.ru;

Воловой Вадим, ведущий эксперт Центра геополитических исследований, Вильнюс (Литва).

E-mail: vadim@geopolitika.lt

I. A. Batorshina, V. Volovoy

MODERN LITHUANIAN FOREIGN POLICY:

TRADITIONAL POLICY ADJUSTMENT

The authors consider the core areas of Lithuanian foreign policy. Special attention is paid to the adjustment of the major foreign policy vector, which concentrated earlier on cooperation with the United States of America and strategic partnership with the Republic of Poland. The article analyses the attempts of Lithuanian president Dalia Grybauskaite to

-

formulate the so-called «new foreign policy» based on the multivector approach to intergovernmental cooperation.

This research is timely because of the increasing influence of small states on foreign policy decision-making within the European Union. It emphasises the need to analyse foreign policy priorities of the Baltic States and Central and Eastern European countries and to identify the dominant trends in international politics in the region in order to forecast further development at European and global levels.

This objective is achieved with the help of an integrated approach with elements of interdisciplinary research. Special attention is paid to the comparative-historical approach, which facilitates the analysis of the relations between the Republic of Lithuania and the neighbouring states and its principal partners. Alongside traditional methods of historical research, this work employs such methods as participant observation, content and event analysis, and simultaneous and comparative analysis.

The research and practical significance of this work is explained by its emphasis on the need to apply an additional theoretical framework to studies into the foreign policy initiatives of the Republic of Lithuania in the international arena. If, earlier, they were determined by the value (democratic approach), which was a reflection of American realism, today an increasingly important factor is the personality of the president, who does not always positively influence the changing policy of the country.

The results of research contribute substantially to the understanding of foreign policy processes taking place in Lithuania and the region in general.

Key words: Lithuania, foreign policy, strategic partner, D. Grybauskaite, V. Adamkus.

References

1. D. Grybauskaite siekia ne pakeisti, bet subalansuoti uzsienio politik^, 2011. In: Lietuvos rytas. [online] Available at: <http://www.lrytas.lt/-13100180671307815245-d-grybauskait%C4 %97-siekia-ne-pakeisti-bet-subalansuoti-u%C5 %BEsienio-politik% C4 %85.htm> [Accessed 25 June 2011]

2. Lietuvos uzsienio politika ir pereinamasis laikotarpis, 2011. In: website T. Viliuckas [online] Available at: <http://viluckas.lt/lietuvos-uzsienio-politika-ir-pereinamasis-laikotarpis> [Accessed 26 June 2011]

3. Oficial'nyj sajt prezidenta Litovskoj Respubliki. [online] Available at: <www. prezidentas. lt> [Accessed 18 July 2011]

4. Civas T., 2011. Usackas V.: Lietuvos uzsienio politika — "bevektorine". In: Balsas Online, [online] 14 March. Available at: <http://www.balsas.lt/naujiena/ 529202/v-usackas-lietuvos-uzsienio-politika-bevektorine> [Accessed 13 July 2011]

5. Dalja Gribauskajte: Litva byla zalozhnicej politiki SShA, 2010. In: Newsland Online, [online] 09 June. Available at: <http://www.newsland.ru/news/detail/id/ 554766/cat/94/> [Accessed 19 July 2011]

6. Prezidentes Dalios Grybauskaites interviu Austrijos dienrasciui "Die Presse": "Operacija Libijoje perzengia JT mandat^", 2011. In: Oficial'nyj sajt prezidenta Litovskoj Respubliki [online]. Available at: <http://www.president. lt/lt/prezidento_ veikla/prezidente_ziniasklaidoje/interviu_385/prezidentes_dalios_grybauskaites_int-erviu_austrijos_dienrasciui_die_presse_operacija_libijoje_perzengia_jt_mandata. html?backlink=%252Flt%252Fpaieska%252Fresults%252Fp0.html> [Accessed 13 July 2011]

7. Valatka R., 2010. Dvylika prezidentes D. Grybauskaites atradim^. In: Lietuvos rytas Online, [online] 15 July. Available at: <http://rn.hytas.lt/-12788582011278843115-p1-dvylika-prezident%C4 %97s-d-grybauskait%C4 %97s-atradim%C5 %B3.htm> [Accessed 13 July 2011]

8. Sikorskis R.: santykiuose su Lietuva patyreme nusivylim^, 2011. In: Delfi Online [online] 15 June. Available at: <http://www.delfi. lt/news/daily/lithuania/ rsikorskis-santykiuose-su-lietuva-patyreme-nusivylima.d?id=46623681> [Accessed 15 June 2011]

9. Azubalis A. Ragina lenkus statyti, o ne griauti tiltus, 2011. In: Veidas Online [online] 20 June. Available at: <http://www.veidas.lt/a-azubalis-ragina-lenkus-statyti-o-ne-griauti-tiltus> [Accessed 20 June 2011]

10. Cibulskis G., Popovaite I., 2009. Prezidentes simtadienis. In: 15 min. lt Online [online] 19 October. Available at: <http://15min.lt/id/aktualu/lietuva/prezidentes-simtadienis-56-60691> [Accessed 13 July 2011]

11. Matutis V., 2011. Klaipedos uost^ maitino Baltarusija. In: Jura24 Online [online] 01 January. Available at: <http://www.jura24.lt/lt/naujienos/uostas/ klaipedos-uosta-maitino-baltarusija-326616> [Accessed 13 July 2011]

12. Grybauskaite D.: "Baltarusijos stabilumo garantas — jos zmones", 2010. In: Lietuvos rytas Online [online] 22 November. Available at: <http://m. lrytas. lt/-12904350151289529327-d-grybauskait%C4 %97-baltarusijos-stabilumo-garantas-jos-%C5 %BEmon%C4 %97s. htm> [Accessed 13 July 2011]

13. Litva tverdo otklonila predlozhenie Rossii prinjat' uchastie v stroitel'stve Baltijskoj AJeS, 2010. In: Kaliningrad net Online [online] 12 February. Available at: <http://kaliningrad.net/news/news_18061/next=160?PAGEN_1=165&type=146&id-T=18061> [Accessed 15 September 2011]

14. Prunskene K. Litva dazhe ne obsuzhdala predlozhenie Rossii, 2011. Jek-spress nedelja, 23 June, p.8.

About authors

Dr Irina A. Batorshina, head of the Baltic States studies unit, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: ibatorshina@rambler.ru.

Vadim Volovoy, leading expert of the Centre for Geopolitical Studies, Vilnius (Lithuania).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.