3. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться / Пер. с англ. А.Б. Орлова, С.С. Степанова, Е.Ю. Патяевой; под ред. А.Б. Орлова. - М., 2002. - 527 с.
4. Роджерс К.Р. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование. - 1993. - № 5-6. - С. 8-12.
5. Роджерс К.Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. - 1987. - № 10. - С. 22-24.
6. Жижина И.В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И.В. Жижина. - Екатеринбург: Уральский гос. проф.-пед. ун-т, 2000. - 153 с.
7. Зеер Э.Ф. Личностно-развиваюшие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 176 с.
8. Борисюк С.О. Розвиток здатносп до фасилггативно! взаемоди у майбуттх соцальних педагопв засобами сощально-педагопчного третнгу / С.О. Борисюк // Науковi записки НДУ iм. М.Гоголя. Психолого-педагопчш науки. - 2011. - № 5. - С. 180-182.
9. Димова О.И. Педагогические условия развития способности к фасили-тирующему взаимодействию у будущих учителей: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.И. Димова. - Хабаровск: Хабар, гос. пед. ун-т, 2002. - 199 с.
10. Врублевская Е.Г. Развитие способности педагогов к фасилитирую-щему общению: Учебное пособие / Е.Г. Врублевская. - Хабаровск, Изд-во «Колорит», 2001. - 182 с.
11. Маслова Е.А. Сущность и структура фасилитативной направленности личности будущего педагога / Е.А. Маслова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. -№ 3. - С. 109-117.
12. Шахматова О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития / О.Н. Шахматова // Научные исследования в образовании. - 2006. - № 3. - С. 118-125.
СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В РАМКАХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Шевырева Е.Г.*
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
В статье рассмотрены некоторые подходы к подготовке психологов и педагогов, работающих в сфере специального образования, пред-
* Доцент кафедры Специальной и практической психологии, кандидат психологических наук, доцент.
ставлены методы обучения (групповой терапии), которые позволят повысить профессиональные компетенции данных специалистов.
Ключевые слова фасилитативная способность, проблематизация, эмпатия, методы групповой терапии.
Оказание эффективной психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии, представляется одной из приоритетных задач практической коррекционной психологии. Основным смыслом профессиональной деятельности специалистов должно стать создание и организация условий для эффективного преодоления трудностей развития ребёнка, оптимизация развития, формирование зрелой, гармоничной личности. Поэтому у таких специалистов наряду с педагогической должна доминировать позиция психологическая, т.е. «принимающая» самоценность личности и её права на собственный путь развития, которая требует особой работы по осознанию и рефлексии ценностных ориентаций, свою собственную динамику развития.
Одной из «точек роста» и оптимизации системы подготовки педагогов и психологов-практиков для инклюзивного образования является задача обеспечения психологическими знаниями, которые успешно будут реализованы в практике работы посредством эффективных методов коррекции трудностей личностного развития ребёнка.
Специальные исследования в сфере обучения (Ф.Б. Базаров, 1997) позволяют говорить о необходимости наличия трёх типов компетентности педагога - методической, профессиональной (специальной) и социальной.
Методическая компетентность включает владение специальным профессиональным инструментарием - технологиями, методами и техниками обучения, воздействия на индивида и группу в учебном процессе: умение по формированию учебной программы с учетом преемственности тем и форм занятий, по отбору, структурированию и оформлению учебного материала, Методическая компетентность преподавателя - это фактор, обеспечивающий эффективность обучения.
Профессиональная (специальная) компетентность), подразумевает владение специальными знаниями в той области, которая будет реализована в практической деятельности, т.е. не только знание теоретических основ, практики деятельности, но и существующих проблем данной сферы и способов их решения.
Социальная компетентность означает социальную зрелость личности самого специалиста, наличие у него определённых этических принципов, личного опыта, а также навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов.
Педагогический процесс имеет дело с ребёнком как целостной личностью, принимая и понимая его, специалисты (педагоги и психологи) должны помогать ему раскрывать собственные способности и возможности. Такой педагогический процесс предъявляет значительные требования к лич-
ности самого специалиста, работающего в сфере специального образования и к самому воспитаннику. Поэтому важным условием функционирования является наличие у всех субъектов педагогического взаимодействия толерантности. Решению этих задач может содействовать организация совместных дел, позволяющих детям предъявить себя друг другу с лучшей стороны, продемонстрировать свои способности, возможности и увлечения. Одним из путей формирования толерантности у детей является проблематиза-ция их установок и отношений к отдельным людям (проблематизация - искусственно создаваемая проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий и установок, позволяющая преодолеть собственные стереотипы - Р.Г. Каменский).
Специалисту необходимо установить доверительные отношения с детьми, поэтому составляющей профессионального мастерства должна стать толерантность. Б.Н. Боденко одним из первых критериев определяет толерантность субъектов воспитательного взаимодействия и комфортность психологического климата, а составляющая такого взаимодействия является эмпатия [1]. Установлено, что эмпатическая способность индивидов растёт с опытом и легче реализуется в случае сходства поведенческих эмоциональных реакций субъектов. Эмпатия коррелирует с большинством личностных характеристик и особенно с потребностью в общении.
Школа является одним из социальных институтов, в котором формируется личность человека на длительном и важном возрастном отрезке жизни. Поэтому такое качество, как эмпатия окружающих людей, прежде всего педагогов, может быть реализовано в определённой система отношений учителя и ученика. Здесь профессиональная компетентность специалиста определяется в умении выстроить педагогическую систему в логике диалогического учебно-воспитательного процесса (создание пространства диалога) и в умение быть в диалоге с собой, адекватно оценивая результаты собственной деятельность, что будет открывать новые возможности для повышения педагогического мастерства.
«Человек, - писал К. Роджерс, - есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нём самом» [4]. Педагог, осуществляющий такую поддержку в процессе развития ребёнка называется (по Роджерсу) фасилитатором, т.е. поддерживающим. Фасилитативная способность состоит из 5 составляющих: уважения, понимания, помощи и поддержки, договора быть самим собой (трансцендентность - знание собственной Я-концепции и отражение осознания личности самой себя как источника информации для других). Трансцендентному педагогу важно находить новые знания, помогающие ему решать совместно с детьми их проблемы. Такой педагог, должен быть конструктивным (способность проникать в суть вещей, видеть закономерности явлений и воспринимать разного рода противоречия как положительный фактор - умение переориентировать
разрушительную энергию в созидательную). Это будет способствовать пониманию специфики и многообразия конфликтов, обусловленных особенностями развития конкретных детей и ситуаций их взаимодействия с учебным предметом, друг и другом, учителями, родителями, собой.
Важнейшая прикладная задача коррекционной педагогики и психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития детей, с особыми образовательными потребностями с целью более ранней диагностики и выявления вторичных и третичных нарушений и отклонений в развитии, их предупреждению и коррекции. Поэтому преобладание у преподавателя совместимости - желание и умение участвовать в совместном деле, предпринимать совместные усилия; умение сотрудничать, работать в «команде» - может значительно повысить эффективность кор-рекционного воздействия [2].
Все выше перечисленные качества специалиста не будут эффективно работать без рефлективности - качества, которое включает самоанализ процесса взаимоотражения личностей (рефлексия как деятельность - это процесс осознания одним человеком внутреннего мира другого человека). Преподавателю придётся быть более открытым к изменениям и отказаться от мысли, что подготовленным им учебный продукт раз и навсегда завершён. Каждый раз ему придётся ориентировать на потребности конкретной аудитории и искать разные варианты достижения учебных целей - оценивать коррекционную программу с точки зрения различных уровней функционирования участников: на уровне разрешения трудностей развития, на уровне постановке целей и задач коррекционной программы, на уровне контроля динамики эффектов коррекционной работы.
Содержание образования предполагает обращенность познавательной активности учащихся на себя, углублённую и систематическую личностную рефлексия. Выпускник образовательного учреждения должен понимать и принимать себя, поэтому у него необходимо формировать готовность к самовоспитанию: самообразовани и, главное, к саморегуляции психических состояний и поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях; оптимизацию условий труда; формирование индивидуального стиля деятельности.
«Воссоздать» такого специалиста в рамках ВУЗовского образования -одна из задач педагогического обучения. Такими методами могут методы групповой терапии, т.к. «легче изменить индивидумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» [3]. Цель - оптимизация и повышение эффективности профессиональной деятельности специалистов, а средством достижения этой цели становится совершенствование их коммуникативной компетентности. В учебном процессе это может осуществляться посредством активного социально-психологического обучения, которое отличается обязательным взаимодействием обучаемых между собой, т.е. сама группа становится моделью для изучения социально-психологических
явлений и процессов. Эта задача может быть решена посредством метода социальной терапии или статусной психотерапии, метода поведенческого тренинга, тренинга сензитивности.
Метод социальной терапии - метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и оценки. Данный метод обеспечивает профилактику и коррекцию отклонений в личностном развитии ребёнка, обусловленных депри-вацией потребности в социальном признании, формировании адекватных способов социального взаимодействия, повышение уровня коммуникативной компетентности. Реализуется через специальный подбор игра, других видов деятельности, заданий, в которых удовлетворяется потребность в социальном признании через отказ от негативной оценки личности и неуспешных действий, поддержка инициативы и ориентировки, направленной на исследование и установление социальных отношений и контактов.
Метод статусной психотерапии представляет собой модификацию метода социальной терапии, основан на возрастных перемещениях ребёнка, позволяющих регулировать статус в группе и тем самым направленно изменять относительную успешность его деятельности. В практике подготовки специалистов (психологов и педагогов), работающих в сфере специального образования это прохождение практики, где в комплексе происходит перемещение в группу детей более младшего возраста для выполнения определённых направлений работы; и перемещение в группу старших, опытных коллег-профессионалов для создания адекватной оценки собственным знаниям и умениям. Что впоследствии может повысить познавательную активность специалистов.
Метод поведенческого тренинга направлен на обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях. Для того, чтобы образовательная среда учила пониманию, важно чтобы она была средой разных смыслов. Цель - выработка новых поведенческих реакций, отсутствующих в поведенческом репертуаре. Социальное научение может происходить не только в результате тренировки самого субъекта в той или иной форме поведения, но и в результате наблюдения образцов поведения модели, последствии тех или иных действий. Когнитивный контроль и регуляция своего поведения посредством участия в конкретных ситуациях: это проблемные и проектные кейсы; решение учебных задач и т.п.
Тренинг сензитивности как повышение способности специалиста предсказывать чувства и поведение другого человека, как способность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики других людей или группы и на основании этого прогнозировать их поведение и деятельность. Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Участники, оказавших в социальном вакууме, вынуждены сами
организовывать взаимоотношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение. Использование этой формы тренинга позволяет развивать у специалистов (педагогов и психологов) чувствительность к групповому процессу, способности к его более адекватному пониманию и использованию в ходе групповой психотерапии, умение оценивать установки, психологические проблемы и внутренние конфликты людей на основании анализа межличностного взаимодействия.
Внедрение данных методов обучения в подготовку специалистов кор-рекционных образовательных учреждений обеспечит повышение их социальной компетентности посредством групповой поведенческой психотерапии. Итогом будет выступать способность специалиста находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением.
Продуктивная социализация педагогов и психологов обеспечит ориентацию их образовательной практики на реальные конечные продукты учёбы через углубление индивидуализации образования и социализации ребёнка в обществе.
Список литературы:
1. Боденко Б.Н. Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения / Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, С.В. Климин, Н.А. Морозова, Р.М. Петрунева, Ю.Г. Татур, И.Ф. Шишкин. - М.: «Новый учебник», 2003.
2. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. -СПб.: Питер, 2013.
3. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - Изд. Речь, 2000.
4. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение. - Изд-во Психотерапия, 2007.