122 Высшее образование в России - М 2, 2006
Т. РОЗОВА, профессор, руководитель Регионального центра управления качеством образования В. ИВАШОВА, доцент, руководитель лаборатории социально-педагогических исследований
Учреждения профессионального образования в период становления рыночных отношений столкнулись с целым рядом проблем. В первую очередь - это отсутствие достаточного и стабильного финансирования подготовки специалистов за счет бюджета, а также структурные изменения потребностей в кадрах различных отраслей экономики, что не могло не отразиться на востребованности различных категорий специалистов на региональном рынке труда. Нужна радикальная перестройка всей работы образовательного учреждения, в первую очередь сферы управленческой деятельности.
Для обеспечения эффективной системы управления учреждением высшего профессионального образования сегодня важно учитывать как минимум три обстоятельства:
> вуз является сложной социально-педагогической системой, нормальное функционирование которой требует постоянного мониторинга, анализа, своевременного и адекватного управленческого воздействия;
> возрастание роли потребителя образовательных услуг в условиях рыночных отношений существенно влияет на образовательную политику вуза;
> региональный рынок труда формирует спрос на подготовку конкурентоспособных специалистов, востребованных современным производством, т.е. предъявляет требования к содержанию образования.
В связи с этим в высшем образовании России активно разворачиваются следующие взаимосвязанные процессы:
• осуществляется переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации на базе
Современная стратегия управления качеством в вузе
утвержденного перечня критериальных показателей деятельности вузов;
• проводится работа по созданию, внедрению и сертификации систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000 и других моделей менеджмента качества;
• активизируется участие в регулярном (с 2000 г.) конкурсе Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», что заставляет многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества;
• интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образо-
Юбилей
123
вания (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг требуют разработки концепции, модели, принципов построения и функционирования внутривузовских систем менеджмента качества.
Ставропольский государственный аграрный университет разработал, внедрил и сертифицировал свою систему менеджмента качества (СМК), включающую модели управления качеством, подсистемы оценки качества, подсистемы обеспечения качества, интегрированные аналитические информационные системы и другие средства. В декабре 2004 г. генеральный директор Ставропольского центра стандартизации, метрологии и сертификации В.Г. Зеренков вручил университету Сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000) применительно к деятельности в области высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования.
Нами выделен ряд ключевых факторов, обеспечивающих реальное улучшение качества подготовки специалистов. СМК имеет ряд подсистем - инструментов, обеспечивающих мониторинг основных показателей качества и обратную связь между непосредственными участниками образовательного процесса и руководством вуза. Все элементы СМК взаимосвязаны, взаимозависимы и работают на достижение общей цели, а сама система является одним из основных звеньев в общей структуре управления университетом. Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Анализ качества содержания образовательного процесса на всех его этапах, осуществляемый под руководством Регионального центра управления качеством образования (РЦУКО), дает основания констатировать, что одним из главных достижений существующей системы менеджмента качества является значительное увеличение номенклатуры специальностей, востребованных региональным и российским рынком
труда, и обеспечение качества подготовки студентов в соответствии с ГОС ВПО.
Разработана и постоянно совершенствуется оригинальная система рейтингового контроля качества обучения студентов, рейтинга факультетов, специальностей, кафедр. Подготовлено информационное сопровождение в виде нормативных и учебно-методических документов, действует информационная система мониторинга качества образовательного процесса, предназначенная для фиксирования текущих показателей учебных достижений студентов, вычисления их рейтинговых оценок, получения необходимых выходных форм по одной или нескольким дисциплинам в каждой студенческой группе и пр. Функционал всей системы «Рейтинг подразделений СтГАУ» представлен на схеме 1.
На основе рейтинговой оценки выявляются факультеты, достигшие за год особых успехов в учебной, воспитательной, научно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности. С целью поддержки и развития материально-технической базы ежегодно премируются факультеты-победители.
Вовлечение в управление университетом
124 Высшее образование в России - М 2, 2006
Схема 1. Система «Рейтинг подразделений СтГАУ»
персонала, реализация стратегии и политики вуза требуют постоянного обучения сотрудников, повышения их профессиональной компетенции.
Так, только за последние три года сотрудники РЦУКО прошли обучение на различных отечественных и зарубежных семинарах и курсах, организованных Российской академией госслужбы при Президенте РФ, Санкт-Петербургской академией методов и техники управления, Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации, Департаментом научно-технической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ, Открытым аграрным университетом, Центром тестирования профессионального образования (Москва), университетом штата Мериленд (США) и др.
Современное управление университетом базируется на информационной поддержке. РЦУКО совместно с Учебным центром информационных технологий СтГАУ проводит планомерные исследования в области моделирования, построения и эксплуатации информационной системы управления качеством образования. Система включает серию взаимосвязанных модулей: планирования образовательного процесса (графики и планы учебного процесса, рабочие учебные программы дисциплин, методическое обеспечение образовательного процесса, кафедральная и индивидуальная нагруз-
ка преподавателя и др.); контролирующих модулей (система дистанционного тестового контроля знаний - текущий, итоговый и контроль остаточных знаний; система учета и анализа успеваемости студентов) и пр. Результатом оценки разработанной РЦУКО системы научно-методических услуг явилось звание лауреата Всероссийской программы «100 лучших товаров России» по итогам 2005 г.
Система управления университетом совершенствуется, опираясь на результаты многочисленных исследований, проводимых лабораторией социально-педагогических исследований. Деятельность лаборатории развернута в двух основных направлениях: исследования внутренней и внешней среды образовательного учреждения.
В настоящее время большинство исследований идет в режиме мониторинга: «Оценка образовательного учреждения студентами очной формы обучения»; «Экспертная оценка состояния системы воспитания в СтГАУ»; «Состояние и перспективыразви-тия студенческого самоуправления»; «Социальный портрет студентов СтГАУ»; «Жизненные планы выпускников СтГАУ»; «Экспертная оценка кадровых процессов в аграрном секторе экономики Ставропольского края»; «Адаптация молодых специалистов АПК Ставропольского края».
В опросах принимают участие разные
Юбилей
125
категории потребителей образовательных услуг: работодатели (руководители и главные специалисты сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края), молодые специалисты АПК края, студенты и их родители. Результаты исследований внутренней среды демонстрируют, что 91% опрошенных студентов в целом довольны тем, что учатся именно в СтГАУ. Причем в течение последних трех лет наблюдается увеличение этого показателя.
На X Международной выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» (И1-ТееЬ 2005, Санкт-Петербург) в рамках конкурса «Лучший инновационный проект и научно-техническая разработка года» модель мониторинга деловой карьеры выпускника вуза в современной системе менеджмента качества высшего
профессионального образования была отмечена ДипломомШ степени.
Сегодня СтГАУ шагает в ногу с XXI столетием, которое называют веком конкуренции в сфере качества. Соответствие международным стандартам качества придает университету уверенность в завтрашнем дне, повышает его авторитет как учреждения с высоким качеством образовательных услуг и в то же время возлагает большую ответственность за подготовку высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных и востребованных на современном рынке труда.
B. МОРОЗОВ, руководитель отдела молодёжной политики и НИРС
C. СОТНИКОВА, ассистент
В нашем университете, где огромное внимание уделяется инновационным преобразованиям, всевозрастающее значение обретает научно-исследовательское творчество молодёжи.
Студенческое научное общество (СНО) вуза создано в целях профессиональной ориентации студентов, развития их творческого потенциала и индивидуального стимулирования в процессе обучения и научно-исследовательской деятельности. На кафедрах и факультетах проводятся заседа-
Путь в большую науку
ния кружков, дискуссии, «круглые столы», экспериментальные работы, деловые игры, где студенты представляют свои доклады, рефераты, библиографические обзоры, часто перерастающие в курсовые и дипломные проекты, которые направляются на конкурсы различного уровня: от регионального до международного. В Ставропольском государственном аграрном университете работают 120 студенческих научных кружков, в них регулярно задействованы более 5000 студентов (79,5%).