СОВРЕМЕННАЯ СТАТИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА РОССИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ, МЕТОДОЛОГИИ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 330.5.051
Дмитрий Владимирович Дианов
д .э. н., проф., профессор кафедры социально-экономической статистики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тел.: (495) 442-72-58, Эл. почта: [email protected]
Статья посвящена методологическим проблемам статистической оценки экономических операций и ресурсов экономики, составляющих национальное богатство России, недостоверность которой представляет реальную угрозу экономической безопасности и интересам государства, в частности в таких сферах, как бюджетный процесс, налогообложение, приватизация и других.
Серьезную проблему представляет некорректное применение алгоритмов различных подходов к оценке экономических активов, субъективная, необоснованная расстановка приоритетов между ними, противоречия, заложенные в стандартах оценочной деятельности. Кроме того, множество сомнение в организационных вопросах оценки и смежной с ней аудиторской деятельности предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования методологических положений в данной сфере.
Ключевые слова: экономические активы, нефинансовые активы, непроизведенные активы, саморегулируемые общества, виды стоимостной оценки.
Dmitry V. Dianov
Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Socioeconomic statistics, Moscow state university of economics, statistics and informatics (MESI)
Те1.: (495) 442-72-58, E-mail: [email protected]
PRESENT-DAY STATISTICS OF THE NATIONAL WEALTH OF RUSSIA: THEORY, METHODOLOGY AND DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT
The article is devoted to methodological problems of statistical evaluation of economic transactions and resources of Russian national wealth, unreliability of which constitutes a real threat to the economic security and interests of the state particularly in such spheres as the budget process, taxation, privatization and others. Serious problem is an incorrect application of algorithms of different approaches to the assessment of the economic assets, a subjective and unjustified allocation of priorities between them, contradictions laid in the standards of valuation activities. In addition, many questioned organizational issues of assessment and other related audit activities predetermine the necessity of further improvement of the methodological positions in this sphere.
Keywords: economic assets, non-financial assets, non-produced assets, self-regulating society, types of cost estimate.
1. Введение
Эффективность управления экономикой страны во многом определяется умением объективно учитывать состав и состояние национальных ресурсов, их размещение, распределение и перераспределение. Решение этих проблем невозможно без достоверной оценки национального богатства, как материальных, так и нематериальных активов, объектов двойного назначения, ресурсов дублирующих производств, конверсируемой техники и оборудования. Отсутствие понимания сути и роли оценки имущества и нематериальных активов, адекватных современным условиям развивающейся рыночной экономики, недостаточная пропаганда применения статистических методов оценки национального богатства являются причиной серьезных противоречий экономического и правового характера в подходах к деятельности по оценке экономических активов, несоответствия законодательной базы экономической сущности имущества как фактора производства.
За последнее десятилетие интерес к проблемам оценки реального состава и состояния национального богатства усилился, что связано с курсом на экономики и совершенствование механизмов рыночных отношений. Совершенствование хозяйственного механизма предполагает оптимальное размещение ресурсов, их участие в создании новой стоимости, реализации всего накопленного социально-экономического и восстанавливаемого оборонного потенциала страны.
Необходимость достоверной статистической оценки всех элементов национального богатства обусловлена потребностями субъектов рынка, а также появлением нового для отечественной экономики вида предпринимательской деятельности, связанного с оценкой имущества, новых механизмов формирования рыночной инфраструктуры, таких как приватизация и конверсия.
Эволюция финансовых механизмов и налоговой системы определяет потребность в оценке экономических активов для дальнейшего обеспечения процессов разгосударствления и конверсии, учета брошенных объектов, их эффективного вовлечения в экономический оборот, корректировок балансовой и остаточной стоимости главной составляющей национального богатства - национального имущества для определения налоговой базы посредством переоценок, информационного обеспечения управления воспроизводством фондов на основе использования, как текущих, так и сопоставимых цен.
На сегодняшний день отсутствуют действенные принципы формирования нормативной и методологической базы оценки экономических активов на государственном уровне. Недопустимо монотонное копирование зарубежного опыта, принимая во внимание более резкую дифференциацию населения по вопросам отношения к собственности. Недопустимо и создание новой методологии, не учитывающей общепризнанных понятий и категорий, региональных и отраслевых особенностей ценообразования на объекты недвижимости, природные ресурсы, перспективы их использования и порядок налогообложения.
В отечественной экономической науке рассмотрению вопросов оценки материально-технических ресурсов и статистике национального богатства посвящена значительная библиография. Вместе с тем, мало кто из авторов пытался объяснить последовательность механизмов комплексной оценки национального богатства, привнести гармонию в многообразие методов, применяемых в оценочной деятельности. И главное, редкие авторы поднимают вопрос об интеграции информационных систем для такой оценки (статистика, бухгалтерский учет, аудит, оценочная деятельность, налоговый учет и др.) в интересах единства методологического пространства. Социальные и экономические аспекты оценки ресурсов рыночной экономики, методологические проблемы оценочной деятельности изучены явно недостаточно. Это относится к конкретным видам деятельности, связанным с производством продукта, бюджетообразовани-ем, конверсией, обеспечением экономической безопасности. Хотя, вне всякого сомнения, ряд важных и значимых социальных аспектов оценки национального богатства, социальных последствий приватизации и проявлений конверсии
оборонно-промышленного комплекса в научной литературе исследован.
2. Экономические предпосылки совершенствования статистической методологии оценки национального богатства России
Становление и развитие нового хозяйственного механизма на базе рыночных отношений, формирование гражданского общества, правового государства является основной целью проводимой в настоящее время экономической политики. Для достижения этой цели необходимо решить целый комплекс практических задач формирования рыночных механизмов. На современном этапе не утратила актуальности задача оптимизации институциональной структуры экономики, основанной на применении всех материально-технических и использовании трудовых ресурсов.
Однако на сегодняшний день неоднозначна трактовка самого понятия национального богатства. Национальное богатство по методологии Росста-та представляет собой «совокупную стоимость всех экономических активов...». Таким образом, из определения Росстата следует, что категория «стоимость» приравнена к богатству, а фактором роста национального богатства может служить не движение его элементов (создание, ликвидация или старение), а изменение стоимостных характеристик в результате, например, переоценок.
Безусловно, категория «стоимость» по-разному трактовалась и толкуется различными экономическими школами. Тем не менее, представители практически всех известных школ - А. Смит, Д. Рикардо, Д.Р. Мак-Куллах, К. Маркс, а также Ж.Б. Сей и Д. Лодер-дель - основой стоимости определяли труд, причем независимо от того, что они считали ее мерилом - рабочее время, издержки или полезность. Но природные ресурсы не являются результатом труда. Это означает, превалирование слова «стоимость» в определении национального богатства весьма спорно. Кроме того, многие природные ресурсы, не будучи вовлеченными в экономический оборот, выступают фактором бюджетообразования: могут быть предметом залога, квот на будущую разработку, улов или добычу.
Таким образом, национальное богатство - не совокупная стоимость, а совокупность самих экономических активов, являющихся фактором соз-
дания
новой стоимости, как вовлеченных в экономический оборот, так и являющихся накоплением и могущих выступать предметами залога и средствами покрытия обязательств.
Согласно трехтомной энциклопедии "Политическая экономия", на 1 января 1976 г. национальное богатство СССР, в которое не включалась стоимость земли и природных ресурсов, составляло 2 трлн. руб., увеличившись за 3 года на 300 млрд. руб.[1] Вероятно, к 1990 г. общая сумма богатства, согласно принятой тогда методике счета, выражалась в сумме не менее 3,5 трлн. руб., или в расчете на одного жителя примерно 12 тыс. руб. Как раз такой номинал был воспроизведен на приватизационном чеке (ваучере), что с очевидностью было более чем заниженной суммой, не отражавшей реальную картину. Отметим, что это были расчеты, основанные на планомерно регулируемых ценах, которые оказались заниженными по сравнению с рыночной методикой не менее чем в 60 раз.
Первая по-настоящему серьезная попытка выразить количественно национальное богатство России, которая включала все его элементы и при этом соответствовала бы новым экономическим условиям, была предпринята в 1998 г. Согласно опубликованным данным, оно исчислялось примерно в сумме 320-380 трлн. долл., из которых природно-ресурсные факторы, еще не вовлеченные в функционирующее хозяйство, составляли 80-85%.
Совокупного национального богатства в расчете на одного жителя приходилось, таким образом, примерно 2,5 млн. долл. В рублевом эквивален-
те, согласно экспертным оценкам, оно распределялось так (квадрлн. руб.): лесные угодья - свыше 200 пашни и другие сельхозугодья - 5, основные фонды - 17, "потребительское богатство домохозяйств" - 9, материальные оборотные средства и запасы - 3. Бесспорная собственность за рубежом - 70 млрд. долл. Согласно таким оценкам, Россия потенциально богаче Америки в расчете на одного жителя в 2,5 раза, в 6 раз - Германии, Японии - в 22 раза.
Если считать по минимуму, отталкиваясь от суммы в 320 трлн. долл., то при исчислении в рублях по ныне сложившемуся курсу, общая цена национального достояния будет составлять 1984 трлн. руб., в пересчете на одного жителя - более 14 млн. руб. Если исключить из этой суммы ту часть богатства, которая еще не вовлечена в хозяйственную деятельность, то в активе остается примерно 2 млн. руб. на одного человека.
На сегодняшний день Росстат располагает свежими статистическими данными, представленными ниже.
По расчетам, произведенным органами государственной статистики, как показано на рисунке 1, суммарная стоимость национального богатства РФ (материальные блага и природные ресурсы) на конец 2010 г. немногим превысила 122 трлн. руб.
Вышеприведенные данные отражают макроэкономический аспект, характеризуют потенциал экономики, выражают «агрегированную» количественную оценку материально-технических факторов производства. Однако статистическая оценка национального богатства является важнейшей функцией системы управления на всех уровнях и во всех секторах национальной
Рис. 1. Страница с официального сайта Росстата
экономики.
Внимание государства и общества следует усилить не только к проблемам состояния, но и восполнения национального богатства. Необходимость совершенствования практики применения статистических методов, основанных на массовых наблюдениях и законе больших чисел, подтверждают следующие официальные данные (см. табл. 1).
Разница в величине полной стоимости основных фондов на конец 2010 и 2008 г. г. составляет (93185,6 - 74471,2) млрд. руб. Таким образом, прирост стоимости основных фондов за два года составляет 18714,4 млрд. руб. При том, что ввод в действие основных фондов за эти годы составил (6356,2+6275,9) 12632,1 млрд. руб. Такое несовпадение не может объясняться учетом основных фондов в ценах разных лет: одновременный учет наличия основных фондов в ценах 2008 года, а ввода в действие в текущих ценах должен способствовать еще большему превышению суммарного ввода в действие над приростом. Нам же приходится наблюдать, что прирост стоимости основных фондов больше, чем величина их пополнения. Кроме того, выбытие основных фондов должно снижать уровень прироста. Указанное противоречие проявляется в несовпадении величины прироста и ввода в действие основных фондов (18714:12632) в 1,5 раза за рассматриваемый период.
В условиях «методологического вакуума», отсутствия интеграции информационных систем и методологического единства между статистическим и бухгалтерским учетом, оценочной и аудиторской деятельностью, российские статистики оказались один на один с нерешенными проблемами. В этих условиях госстатистика тем не менее дает представление о масштабах и динамике национального богатства, рассчитывает индексы стоимости, цен и физического объема основных фондов, коэффициенты их годности и износа. Выявленное же числовое противоречие определяет необходимость осуществления методологических работ в сфере оценки национального богатства, их согласованности на различ-
ных уровнях хозяйствования.
Активизация инвестиционной и амортизационной политики диктует необходимость вернуться к рассмотрению проблем, связанных с учетом, оценкой и переоценкой основных фондов. В то время как затраты предприятий на приобретение сырья, материалов и т.д. растут в соответствии с инфляцией, величина амортизации оказывается объективно заниженной. В условиях, когда проблемы с заменой устаревшей части основных фондов нарастают во всех отраслях экономики (в промышленности, например, треть машин и оборудования является полностью амортизированной), фактически происходит постепенный демонтаж системы амортизации, способной обеспечивать накопление средств на воспроизводство основных фондов.
Сокращение возможностей использования амортизационных средств для обновления производственного потенциала связано не только со сложностями в применении ускоренных методов амортизации, но и с происшедшим в последние годы отказом от обязательных переоценок основных фондов, балансовая стоимость которых является базой для начисления амортизации. Для обеспечения учета реальной стоимости экономических активов при налогообложении, прогнозировании инвестиционной деятельности и иных операций с активами существенное значение имело бы регламентирование порядка регулярного пересчета их стоимости в текущие цены, с учетом инфляции. Отмеченное обстоятельство усиливается тем, что важнейшей частью национального богатства России являются основные фонды. Добровольный характер проведения переоценок позволяет в определенной мере учесть интересы организаций в определении стоимости их основных фондов и приводить ее в соответствие с существующими ценами в тех случаях, когда она была завышена или занижена в ходе предшествующих переоценок. Однако добровольное проведение переоценки получило слабое распространение, что объясняется преобладанием текущих интересов большинства предприятий над
Таблица 1. Ввод в действие новых основных фондов за год, миллион рублей, значение показателя за год
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Российская Федерация 1972112 2943686 3252436 4296411 5744850 6356223 6275935
долгосрочными инвестиционными интересами. Наиболее заинтересованными в добровольном проведении переоценок для увеличения балансовой стоимости основных фондов оказываются организации, относящиеся к естественным монополиям. Результатом переоценки они обосновывают перед регулирующими органами рост своих цен и тарифов, при том, что ценовые ограничения отсутствуют в определении спроса на продукцию. Заинтересованными в добровольном проведении переоценки могут быть также другие предприятия, намеривающиеся получать кредиты под залог имущества или продавать (сдавать в аренду) пользующиеся спросом объекты.
С течением времени проведение переоценок исключительно на добровольной основе начинает приводить к нарастанию неоднородности учитываемых стоимостных характеристик основных фондов вследствие разной первоначальной стоимости приобретаемых в разные годы объектов и различной заинтересованности предприятий в проведении их переоценки, т.е. по своему учитывая фактор инфляции. Объективный учет инфляционных факторов является неотъемлемой составляющей решения проблемы сопоставимости данных.
Кроме того, переоценка основных средств - действенный инструмент улучшения финансового положения предприятия или организации, практически любой сферы деятельности или отраслевой принадлежности. Очевидны две формы его проявления.
Во-первых, увеличение стоимости основных фондов по результатам переоценки должно привести к росту величины чистых активов, к величине которых федеральное законодательство предъявляет четкие требования. Объективная и достоверная переоценка основных средств должна способствовать избежанию неблагоприятных последствий, связанных с уменьшением уставного капитала, или даже ликвидации и вынужденной реорганизации.
Во-вторых, переоценка основных средств позволит увеличить собственный капитал предприятия (в результате отнесения положительных результатов переоценки на добавочный капитал). Увеличение собственного капитала в мировой и уже отечественной практике служит формальным признаком улучшения показателей финансовой устойчивости предприятия и мо-
жет способствовать повышению инвестиционной привлекательности в глазах акционеров, партнеров, доверию со стороны налоговых и правоохранительных органов.
Особо следует отметить роль национального богатства в процессе бюд-жетообразования, чем определяется значение комплексной оценки и совершенствования ее методологии. Как фактор образования бюджетного фонда национальное богатство играет двоякую роль. Во-первых, непосредственную - стоимость имущества выступает налоговой базой, пропорционально которой осуществляется начисление сумм налога, подлежащего уплате в бюджет; во-вторых, опосредованную -применение материально-технических ресурсов означает получение результатов - прибыли, добавленной стоимости и др., являющихся налоговой базой.
В этой связи одна из главных задач связана с рассмотрением возможностей приближения инвентаризационной стоимости недвижимости к рыночной. Налогообложение накопленного богатства, овеществленного в объектах недвижимости, выступает средством повышения эффективности их использования и возможности сделать рынок недвижимости имущества общественно-понятным, создать информационную базу объектов, организовать их систематический учет и оценку, стать одним из основных источников поступлений в бюджет местных органов власти.
Таким образом, перспектива получения доходов в бюджеты за счет налогообложения элементов национального богатства является стимулом для местных органов власти к созданию информационной базы по недвижимости и разработке методических подходов к формированию единых критериев и системы показателей оценки различных видов и типов объектов недвижимости.
Для планирования налоговой базы и принятия управленческих решений, проведения гибкой политики в области налогообложения за счет введения дифференцированных ставок для объектов различных категорий строений и поэтапного перехода к рыночным методам может использоваться опыт государственного технического учета, оценки и мониторинга инвентаризационной стоимости в регионах.
Государство как институт, как собственник предприятий и военного иму-
щества заинтересовано в достоверной оценке принадлежащих ему активов, так как это способствует адекватному поступлению в бюджетный фонд страны средств от реализации имущества государственных учреждений и военно-имущественных комплексов, исчислению налога на имущество организациями, приобретающими это имущество.
При всей противоречивости и фрагментарности проводимых экономических преобразований важнейшей задачей является определение роли и места государства в вопросах регулирования хозяйственного механизма. Это, безусловно, кается и вопросов регулирования оценочной деятельности. На первом этапе развития рыночных реформ в России преобладало мнение, что вопросы регулирования оценочной деятельности по аналогии с развитыми странами смогут взять на себя саморегулируемые профессиональные объединения оценщиков. Однако дальнейший опыт показал, что общий уровень, как правовой культуры, так и уровень понимания роли и места независимой оценки в общей экономической системе государства требует введения государственного регулирования. Кроме того, возникшие общественные объединения, недобросовестно используя складывающуюся ситуацию, практически привели к обесценению саму профессию и разрушению только начавшегося процесса формирования рынка этих услуг, а правовой вакуум отчасти привел к развалу общего оценочного пространства в Российской Федерации. Поэтому введение государственного регулирования должно стать мерой защиты не только потребителей услуг оценщиков, но и самих оценщиков. Обратим внимание на тот факт, что в подавляющем большинстве стран с рыночной экономикой, как теперь и в России, вообще отсутствует лицензирование этого вида деятельности. Именно для развитых стран с устойчивыми демократическими традициями, основными институтами, регулирующими деятельность оценщиков, являются саморегулируемые (общественные) объединения оценщиков, членство в которых и является основным условием для предпринимательской деятельности в области оценки.
Отметим, что принятый Федеральный закон № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является законом, прежде все-
го о предпринимательской деятельности, затем уже - в области оценки национальных экономических активов. Вместе с тем, нормальное развитие экономики, в том числе использование и адаптация методов оценки имущества к российской действительности, как показывает практика, в том числе и мировая, без наличия государственного статуса оценщика и всей оценочной деятельности невозможно. Госу -дарственный статус оценщика, прежде всего, необходим при рассмотрении вопросов введения налогообложения недвижимости, проведении налоговых проверок, реализации программ применения земельного кадастра и иных, требующих использования методов массовой оценки. Формирование института государственной оценки должно идти совместно с формированием общей методологической, математико-статистической и нормативной базы развития оценки.
При этом регулированию, а в дальнейшем, контролю должно предшествовать методологическое обоснование процедуры оценки, основанное на экономической сути и роли объектов оценки в общественном производстве.
Независимая оценка имущества и нематериальных активов является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, что определяет самостоятельное направление в статистической науке - разработка методологии применения статистических методов для оценки всего ассортимента материально-технических ресурсов, ориентируясь на многообразные цели и задачи, а также на интересы различных субъектов рыночной экономики.
Оценка является новым научным направлением для российской экономики, со своей методологией, терминологией, принципами исследований и т.д. Базируясь на мировом опыте развития оценки, в современных условиях России необходимо создавать и развивать национальную систему оценки, охватывающую институциональные единицы, методы, механизмы, приемы оценки, которые должны найти отражение в комплексной методологической базе.
Четкое определение роли и места государства в вопросах ценообразования и правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений выступает необходимым условием становления и развития системы оценочной
деятельности. Оценка как профессиональный вид деятельности должна отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ, а также учитывать как региональные, так и отраслевые особенности, выступать действенным инструментом эффективного управления социально-экономическим потенциалом общества.
Социальный и экономический эффект от развития оценочной деятельности может быть достигнут только при условии соблюдения баланса прав и обязанностей всех участников оценочного процесса, при наличии конкуренции независимых оценщиков, наличия принципа единства оценочной деятельности - единого правового и методологического поля, достоверного статистического учета операций на рынке недвижимости.
Таким образом, актуальность применения статистических методов, необходимость разработки комплексной методологии их применения в процессе оценки стоимости национального богатства обуславливается следующими предпосылками:
• влиянием материально-технических ресурсов, их достоверной оценки на результаты хозяйственной деятельности на всех уровнях, во всех отраслях и сферах экономической деятельности, на формирование бюджетного фонда страны и налоговую систему, на военно-экономический потенциал страны, на эффективность социальных программ и уровень жизни населения. Национальное богатство является фактором социально-экономического потенциала страны, а его элементы - носителями способности обеспечения оптимального уровня и структуры производства и накопления, возможности рационального и достаточного использования благ и услуг, формирования необходимого бюджетного фонда, оборонного могущества страны;
• неадекватностью применявшейся на протяжении десятилетий методологии оценки ресурсов современным условиям рыночной экономики, потребностям субъектов рынка, а также появлением нового для отечественной экономики вида предпринимательской деятельности, связанного с оценкой имущества, новых механизмов формирования рыночной инфраструктуры, таких как приватизация и конверсия;
• признанием обществом как положительных результатов проведенной приватизации государственной
собственности в 90-х годах, так и отрицательных ее последствий, вызванных не только несправедливыми механизмами разгосударствления объектов, зачастую недоступностью к этим процессам, информационной безграмотностью населения в вопросах использования ваучеров, но и неадекватной, во многих случаях недобросовестной оценкой государственного имущества и военных объектов;
• потребностями в оценке ресурсов национального богатства для дальнейшего обеспечения процессов разгосударствления и конверсии, учета брошенных объектов, корректировок балансовой и остаточной стоимости национального имущества для определения налоговой базы посредством переоценок, информационного обеспечения управления воспроизводством фондов на основе использования, как текущих, так и сопоставимых цен;
• возможностью достоверной оценки национальных ресурсов только на основе применения знаний, накопленных в различных областях науки, в первую очередь экономических, военных, технических, юридических. Единство инженерных и военных аспектов, экономической сущности и законодательной базы оценки выступает особенностью изучаемого вида деятельности, определяющей специфику применения статистических методов. Иными словами, оценка национального богатства должна осуществляться «на стыке» наук, агрегировать опыт которых, призваны статистические методы и модели;
• многоотраслевым, или напротив моноотраслевым применением тех или иных ресурсов, следовательно, объективным наличием, как общего, так и специфических особенностей реализации методов оценки в отраслях и сферах экономической деятельности, в оборонно-промышленном комплексе;
• отсутствием действенных принципов формирования нормативной и методологической базы оценки в настоящее время на государственном уровне при отсутствии экономически обоснованной увязки между методами, а также видами стоимостной оценки ресурсов;
• наличием проблемы разграничения полномочий по управлению и контролю за оценочной деятельностью между Федеральным уровнем государственной власти, субъектами Федерации и органами местного само-
управления, что усиливает актуальность работ по формированию методологии применения статистических методов оценки, независимой от процессов реструктуризации системы государственного управления;
• несоответствием интересов государства с одной стороны, и прочих субъектов рыночных отношений - с другой, по вопросам оценки национального имущества, что вносит субъективизм в применение методов, ложную трактовку влияния рыночных факторов на величину стоимости объектов. Не решен вопрос о месте и роли частной и государственной оценки имущества и нематериальных активов.
Основными задачами государства в достижении адекватной оценки национального богатства должны стать создание методологической базы их оценки и создание системы ее правового регулирования.
Вышеизложенные проблемы означают необходимость создания методологической базы оценки национального богатства и системы ее правового регулирования в целях совершения операций на открытом рынке налогообложения, приватизации и конверсии по следующим направлениям:
• оценка экономических активов на макроуровне, во взаимосвязи с показателями поступлений в бюджетный фонд страны в форме обязательных налогов, платежей и сборов, доходов от приватизации и конверсии. Полученные таким образом результаты оценки могут стать исходной базой для измерения эффективности работы налоговых и правоохранительных органов по собираемости налогов и пополнению бюджета за счет реализуемого имущества государственных учреждений и военного имущества;
• оценка влияния объемов материально-технических ресурсов на уровень исполнения налоговых обязательств предприятиями и организациями, частными предпринимателями. Цель такой оценки в сравнении ожидаемых и фактических значений налоговых платежей, установление абсолютных и относительных размеров отклонений и принятия на их основе решений по усилению налогового контроля тех или иных налогоплательщиков;
• получение стоимостных оценок различных видов, применяемых в экономической статистике на основе индексного метода и средневзвешенных характеристик в конкретных условиях
современных рыночных отношений. Экономическая статистика традиционно использует такие категории, как «полная первоначальная стоимость», «восстановительная стоимость с учетом износа» и др. Однако получение соответствующих оценок на сегодняшний день затруднено, как отмечалось выше, инфляционными процессами, высокой степенью износа ресурсов, в том числе морального, наличием неучтенных, недостроенных, законсервированных и заброшенных объектов. Таких объектов в России насчитывается по некоторым оценкам от 12 до 15 млн. Цель данного направления связана с упорядочением реализации затратного метода стоимостной оценки имущества, применение которого необходимо при налогообложении;
• разработка методологии оценки рыночной стоимости элементов национального богатства на основе учета факторов, влияние которых обуславливает необходимость ее корректировки в зависимости от территории, новизны объектов, перспектив получения доходов и времени. Это позволит комплексно использовать доходный метод и метод сравнения продаж для оценки рыночной стоимости ресурсов, определяющей уровень таких налогов, как налог на прибыль, НДС и др.
Разработка перечисленных направлений методологических работ призвана решить целый комплекс задач, которые можно объединить в три группы:
• задачи, связанные с непосредственным получением величины стоимости материально-технических ресурсов на основе применения статистических методов для эффективного размещения производительных сил, управления процессом экономического развития на всех уровнях хозяйствования;
• задачи, связанные с количественной оценкой влияния национального богатства на уровень развития финансово-бюджетной системы;
• задачи соответствия правового обеспечения деятельности по оценке национального богатства, столь сложной и нуждающейся в методологическом обновлении.
Достоверная оценка всех элементов национального богатства призвана решить проблемы как экономического, так и правового характера. Вопросы создания и развития правового государства включают в себя целый комплекс мер по обеспечению равных
прав всем членам общества, включая и имущественные права. Основным элементом, призванным обеспечить научность в подходах к формированию методологической базы и практической реализации оценки национального богатства должно стать применение статистических методов на основе массовых наблюдений, факторный анализ, моделирование взаимосвязей между ресурсами хозяйствования и доходами государства на всех бюджетных уровнях в неразрывной связи с юридическим обрамлением этих методов.
3. Проблемы обеспечения методологического единства и интеграции информационных систем в оценке национального богатства
Оценка ресурсов может проводиться в целях налогообложения, конверсии, разгосударствления, для обеспечения сделок на свободном рынке, для реализации высвобождаемого военного имущества, для моделирования социально-экономических процессов, для информационного обеспечения управления ими. Заключения независимых оценщиков могут использоваться для налогообложения, при оценке налогооблагаемых сумм в перспективе. При гражданско-правовых сделках, где необходима оценка рыночной или производной от нее стоимости, незаменимы независимые оценщики, чей независимый статус наряду с контролем со стороны профессионального сообщества являются гарантией объективности и профессионализма. Статистики, оценщики, аудиторы и эксперты должны работать в общем правовом, методологическом и информационном пространстве.
Необходимость формирования института оценки национального богатства, методологии применения статистических специальных методов для получения количественных характеристик, системы правового обеспечения указанных процессов обусловлена следующими основными причинами:
1. статистическая оценка материально-технических и природных ресурсов приобрела принципиально иное значение для современных российских условий, нежели при прошлой экономической формации;
2. в обществе отсутствует ясное понимание сути и роли оценки национального богатства в современных условиях реформируемой экономики, как имущества, так и нематериальных активов;
3. достоверность оценки всех элементов национального богатства влияет практически на все сферы экономической деятельности;
4. деятельность по статистической оценке национального богатства носит междисциплинарный и межведомственный характер. Оценка находится на стыке экономических и технических наук, что в свою очередь предопределяет требования к профессиональной подготовке оценщиков;
5. открытыми остаются вопросы о разграничении полномочий по регулированию этого вида деятельности между Центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Даже после принятия Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не решен вопрос о месте и роли частной и государственной оценки имущества и нематериальных активов;
6. Проводимая административная реформа не привела до настоящего момента к построению четкой системы (перечня и последовательности принятия) нормативных актов, которые позволят организовать работы по регулированию этого вида деятельности на федеральном и местном уровне. Основные принципы формирования нормативной и методологической базы по оценке остаются неразработанными в настоящее время на государственном уровне.
Основной функцией государства в формировании интегрированного механизма оценки национального богатства должно явиться, в первую очередь, создание системы правового регулирования этого вида деятельности. Оценкой должны заниматься как государственные органы (госстатистика, БТИ, ФНС и др.), так и частные оценщики, аудиторы. При этом и те, и другие должны иметь равные возможности для реализации своих профессиональных навыков и работать в общем правовом, методологическом и информационном пространстве.
Развитие обновленной методологии статистики национального богатства является необходимым информационным условием в преодолении существующего экономического кризиса, проведении полноценной структурной перестройки, активизации инвестиционных процессов. Становление интегрированного института оценки национального богатства возможно только в условиях рыночных отно-
шений при четком определении роли и места государства в вопросах ценообразования и правового регулирования предпринимательской деятельности.
Роль государства на рынке, в том числе и на рынке услуг по оценке двоякая: оно выступает как институт, устанавливающий " правила игры", и, с другой стороны, как один из участников этого рынка.
Необходимо чётко разделить три различных по сути сферы деятельности государства:
- формирование административной системы регулирования деятельности по оценке экономических активов;
- деятельность государства по оценке национального богатства в лице органов государственной статистики;
- участие государства как субъекта товарного рынка, реализующего, покупающего и осуществляющего прочие операции с экономическими активами, входящими в состав национального богатства.
Рынок услуг по оценке элементов, входящих в состав национального богатства в принципе сформировался как на федеральном, так и на местном (муниципальном) уровне. При этом надо иметь ввиду, что экономические активы всегда имеют определенное местоположение, право собственности, налоговые обременения и т. д. Поскольку объектом оценки может выступать имущество, собственником которого является Российская Федерация, субъекты Федерации, юридические и физические лица, то в отношении вопросов регулирования этого вида деятельности должна быть реализована четкая система разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ.
Определенные подходы к этому вопросу заложены в Федеральном Законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Реализация принципа создания общего методологического пространства в РФ в области оценки может быть достигнута только при осуществлении на Федеральном уровне программ по созданию следующих основных механизмов регулирования:
- система Федеральных стандартов в области оценки;
- унификация требований к содержанию учебных программ по подготовке специалистов органов государственной статистики независимой оценки;
- создание условий для унифика-
ции требований по реализации услуг в области оценки национального имущества;
- разработка унифицированных требований к информационному обеспечению работы таких специалистов;
- организация процесса приведения уже принятых законодательных и иных распорядительных актов Российской Федерации и субъектов Федерации, а также ведомств в соответствие с Федеральным Законом; координация работы по включению методологии и процедур применения статистических методов и профессиональной оценки в нормативные и распорядительные акты как федеральных, так и местных органов управления;
- контроль за исполнением законодательства в области оценки экономических активов.
Учитывая все перечисленные задачи, которые необходимо решать, целесообразно в структуре исполнительной власти обозначить Росстат как уполномоченный орган, который бы осуществлял координацию работ в области оценки всего национального богатства. Это важно подчеркнуть, поскольку наблюдаются непрекращающиеся попытки создания как «местных» и «ведомственных» систем регулирования, так и корпоративного закулисья в управлении оценкой экономических активов.
При этом необходимо отметить, что учет специфических особенностей отраслей и видов деятельности требует создания отраслевых нормативных актов, в разработке которых должны, безусловно, участвовать ведомства, хорошо знающие специфику конкретных элементов национального имущества и нематериальных активов.
Поэтому наиболее продуктивным является создание специализированных нормативных документов в области оценки, которые должны в первую очередь базироваться на методологических положениях органов государственной статистики.
Аудит и оценку в идеале следовало бы рассматривать как важнейшее звено информационного обеспечения статистики национального богатства, соответствующее определенным начальным этапам статистического наблюдения. Оценочное или аудиторское положительное заключение должно быть гарантией отсутствия правонарушения. Аудит и оценка - виды деятельности, которые призваны содействовать обеспечению экономических интересов го-
сударства, его экономической безопасности. В то же время, действующие федеральное законодательство об аудиторской деятельности и об оценочной деятельности являются, прежде всего, законами о предпринимательской деятельности на рынке аудита и оценки. Интересы аудиторов и оценщиков как предпринимателей не идут в унисон с интересами государства, делегирующего им свои полномочия, поэтому заказные результаты оценочной и аудиторской деятельности стали, к сожалению, повседневностью. В качестве ремарки, Росфиннадзор в ближайшее время проведет проверку качества аудита 211 банков (это пятая часть всего банковского сектора России).
В странах с развитой рыночной экономикой существуют крупные аудиторские и оценочные компании, которые заслужили доверие на оценку стратегически важных для государства предприятий, экономическую оценку ресурсного потенциала страны и на основании этого можно с уверенностью говорить о том, что деятельность по оценке собственности связана с экономической безопасностью не только отдельно взятых хозяйствующих субъектов, но и всего государства в целом.
Созрело ли общество и современная российская культура рынка до такого делегирования ему государством своих полномочий - вопрос неумол-кающих обсуждений на круглых столах. Следует обратить внимание, что не только оценочная, но и аудиторская, и даже строительная деятельность перешли от госконтроля к саморегулированию. Хотя вопрос о трансформации государственного контроля в рыночное саморегулирование, его соотношение с экономической безопасностью еще не сбалансировано, а по отдельным видам деятельности, где остро стоят вопросы и жизненной безопасности, возможно просто преждевременно.
Серьезные противоречия заложены в Стандартах оценочной деятельности призванных определить подходы к оценке и виды оценочной деятельности. Разрешите обратить внимание на некоторые наиболее существенные из них.
Так в 3-м стандарте в разделе «ТРЕБОВАНИЯ к отчету» робко сказано о том, что в отчете об оценке должно содержаться обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов.
Рис. 2. Методологическая база стоимостной оценки экономических активов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ N 3 «Требования к отчету об оценке
(ФСО N 3)» Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2007 г. Регистрационный N10009 Раздел V Требования к описанию в отчете об оценке методологии оценки и расчетов
13.В отчете об оценке должно содержаться описание последовательности определения стоимости объекта оценки, позволяющее пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
14. В отчете об оценке должно содержаться обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов.
15. В отчете об оценке должно содержаться описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки.
Более или менее разработанные, апробированные и устоявшиеся методики применения каждого из трех подходов (методов) оценки - затратного, сравнительного и доходного - сводятся на нет в связи с предоставленном оценщикам карт-бланшем на субъективный фактор такого обоснования. Полученными по результатам реализации этих подходов стоимостными величинами оценщик или пользователь могут манипулировать как угодно.
Очевидно, что оценка стоимости экономических активов должна осуществляться как с учетом показателя затратности, определяемого одним из методов затратного подхода, так и с учетом стоимости, рассчитанного с точки зрения методологии доходного подхода. При этом в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности необходимо учитывать рыночную (сравнительную) оценку стоимости аналогичных предприятий. Другими словами, для более точной и обоснованной оценки стоимости предприятия необходим комплексный метод, ба-
зирующийся на одновременном использовании трех подходов к оценке, что позволит устранить односторонность рассматриваемых оценок.
Мина замедленного действия (в ко-вычках) заложена и в определении видов стоимостной оценки активов. В стандарте № 2 их четыре.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ «Цель оценки и виды стоимости
(ФСО N 2)» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 августа 2007 года, регистрационный N10045 Виды стоимости объекта в оценочной деятельности:
• рыночная стоимость;
• инвестиционная стоимость;
• ликвидационная стоимость;
• кадастровая стоимость.
При этом не понятно, почему стоимость инвестиционного проекта не может быть оценена по рыночной стоимости, как и ликвидационная в рыночных ценах. Кроме того, какой критерий положен в основу такой типологической группировки тоже никто объяснить не может. Такая же беда была и в стандарте предыдущего поколения, где в хаотичной последовательности перечислялись 13 видов стоимостной оценки.
При этом связь с действующими информационными учетными системами, в том числе и адаптированными к меж-
дународным стандартам отсутствует, т. е. с бухгалтерским и статистическим учетом, где применяются следующие виды оценки, как при составлении баланса, так и для аналитических целей. Элементарные уточнения по ликбезу о стоимостных оценках, используемых в финансовой отчетности не оставляют шансов отстоять неадекватный отчет с ложной оценкой. Так было в случае с ЮКОСОМ: следствие началось с внимательного изучения стоимости финансовых активов первых купле-продаж.
Основные виды оценки в соответствии с Методологическими положениями органов государственной статистики (аналитическое представление) следующие:
• Полная первоначальная стоимость (базисные цены, износ равен нулю);
• Первоначальная стоимость с учетом износа (базисные цены, в т. ч. фактический износ);
• Полная восстановительная стоимость (текущие цены, износ равен нулю);
• Восстановительная стоимость с учетом износа (текущие цены, в. т. ч. фактический износ).
Балансовая стоимость активов компании (частный случай полной первоначальной стоимости, когда в качестве базисных цен применяются цены на дату последней переоценки) в течение определенного времени может существенно отличаться от их реальной рыночной стоимости. Для того чтобы приве-
сти балансовую стоимость активов в соответствие с их рыночной стоимостью необходимо проводить переоценку активов и многие организации пользуются этим правом.
Одновременно с рыночной стоимостью земельные участки обладают такой характеристикой как кадастровая стоимость. В целях определения этого вида стоимости осуществляется процедура государственной кадастровой оценки земель.
Государственная кадастровая оценка земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и его территориальными органами и находящимися в их ведении федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП).
Государственная кадастровая оценка земель осуществляется в целях установления кадастровой стоимости земельных участков, которые имеют различное целевое назначение. В основе государственной кадастровой оценки земель лежит деление земель по целевому назначению и виду функционального использования. Кроме того, в ходе проведения указанного мероприятия учитываются обременения прав землевладельцев, которые были установлены на основании закона, административного акта либо судебного решения.
При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная ИНДИВИДУАЛЬНАЯ цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки располагают всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства
При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется (методами МАССОВОЙ оценки) рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения. В ходе государственной кадастровой оценки земель осуществляется оценочное зонирование территории. Стоит отметить, что в качестве оценочной зоны признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
Рыночная стоимость земельного
участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, т.е. наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной.
Как правило, переоценка приводит к увеличению балансовой стоимости активов, поэтому ее проводят организации, которые имеют определенную заинтересованность в позитивном восприятии на рынке. Например, при планируемой продаже бизнеса или каких-либо активов, а также при намерении организации получить кредит.
Результаты переоценки активов находят свое отражение на счетах бухгалтерского учета, а соответственно, и в бухгалтерской отчетности, и тем самым оказывают прямое влияние на размер чистых активов организации. Однако помимо использования данного показателя в управленческих целях необходимо понимать, возможные налоговые последствия после проведения переоценки.
Непосредственно оценка, которая связана с изменением стоимости активов компании, т.е. их дооценка или уценка, в налоговом учете не отражается.
Налоговое законодательство определяет, что первоначальная стоимость основных средств не изменяется в результате переоценки объектов основных средств: сумма дооценки не признается доходом для целей исчисления налога на прибыль, а сумма уценки не признается расходом. Соответственно, результаты переоценки не учитываются и при исчислении амортизации. Аналогичная ситуация складывается и при переоценке нематериальных активов.
Методологическая и учебная литература кишат определением балансовой стоимости как стоимости, по которой объект учтен на балансе. При этом природу балансовой стоимости, как и остаточной, может объяснить редкий оценщик и аудитор. Балансовая стоимость является частным случаем полной первоначальной стоимости объекта, особенность в том, что базисными ценами выступают цены на дату последней переоценки. По аналогии и остаточная стоимость является частным случаем первоначальной стоимости с учетом износа. Элементарное незнание категориального аппарата может стать причи-
ной неадекватных результатов оценки.
Изучению операций с экономическими активами посвящена не только оценочная деятельность, но и родственная ей аудиторская деятельность, которая, как я уже говорил, также находится в пространстве саморегулирования. За два десятилетия отечественный аудит в своем развитии прошел тот путь, который аудит в странах с развитой рыночной экономикой прошел примерно за полтора столетия. Это касается и эволюционных фаз развития аудита. Наш аудит начинался в рамках подтверждающего аудита, затем он уже развивался в системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.
Помимо оказания чисто аудиторских услуг аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе заниматься лишь теми видами предпринимательской деятельности, которые связаны с аудиторской деятельностью и не создают конфликт интересов. В рамках оказания прочих услуг аудиторы и аудиторские организации могут заниматься оценочной деятельностью. При этом они должны вступить в СРО оценщиков.
Следует особо отметить, что оценка не может рассматриваться как точное значение оцениваемой стоимости. Оценка не является самоцелью и обычно является одним из элементов в системе принятия решений. Методология принятия решений в условиях риска и неопределенности хорошо развита и предусматривает использование не только оценок, но и характеристик их неопределенности. Поэтому включение в Отчет информации об уровне неопределенности, присущей итоговой оценке, не только защищает пользователя Отчета от чрезмерно прямолинейного понимания оценки, но и позволяет ему манипулировать результатами оценки разнонаправлено: при выполнении обязательств, определяемы Налоговым Кодексом и при приватизации - в одну сторону, при получении кредита - в другую сторону (например, в целях ложного банкротства) и т.д.
При этом разность между фактической ценой сделки и рыночной стоимостью, рассчитанной Оценщиком, рассматривается как ошибка. Статистические характеристики этой ошибки (например, стандартное отклонение, или два-три стандартных отклонения, правило трех сигм) принимаются как погрешность измерения. Однако какие-либо относительные предельные границы такой погрешности не определе-
ны ни законодательно, ни в каких-либо методологических положениях.
В целом проблемы развития и организации аудиторской и оценочной деятельности, работы экспертов-документалистов, сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействию коррупции с соответствующими документами, сопряженными с этими видами деятельности, идентичны в силу того, что и аудиторская и оценочная деятельность по многим признакам являются «родственными», дополняющими друг друга.
4. Заключение
Для отечественных производителей товаров и услуг в условиях развития рыночных отношений стала весьма актуальной проблема оценки стоимости экономических активов, без рационального использования и адекватной оценки которых сегодня затруднен процесс создания и движения валового внутреннего продукта, оптимального размещения производительных сил и эффективного управления хозяйственной деятельностью. Без ее решения невозможно обеспечить менеджеров информацией, необходимой для принятия управленческих решений, повысить эффективность финансовой деятельности, обеспечить должное бюджетное финансирование коллективных потребностей общества.
Каковы бы ни были мотивы, фактором реального воплощения в жизнь мошеннических действий является возможность совершить то или иное действие в силу отсутствия контроля или преград. Именно поэтому, в последние годы, финансовое сообщество и менеджмент компаний более серьезно стали относиться к вопросам снижения рисков мошенничества, классификации мошеннических действий, системам мониторинга и тестирования операционной среды компании, системам обеспечения информационной безопасности.
Анализ наиболее эффективного использования различных активов, проводимый в ходе работы оценщиков, применение различных методик оценки способствуют в целом росту культуры управленческих решений. Специалисты, обладающие знанием технологии оценки, являются интеллектуальным капиталом, способным внести заметный вклад в реализацию задачи увеличения темпов экономического роста, поставленную президентом России.
Цели проводимых реформ объективно требуют создания и надлежащего применения действенных механизмов,
обеспечивающих процесс расширенного воспроизводства, что также предполагает эффективное применение всего комплекса материально-технических, трудовых, интеллектуальных и иных ресурсов. Для этого необходимо решить целый комплекс практических задач формирования рыночных механизмов.
Современное общественное развитие России неразрывно связано с реформами бюджетной и налоговой системы, постоянными преобразованиями хозяйственных механизмов, изменением роли национальных ресурсов в производстве национального продукта и бюджетообразовании. Реформы в социальной и экономической сфере накладывают свой отпечаток на всю систему экономических отношений. Основу этих экономических отношений составляют оценочные и ценовые отношения, количественно соизмеряющие в денежном выражении ценность и стоимость различных экономических активов. С помощью оценок сопоставляются затраты и результаты не только традиционных факторов производства (материальных, природных), но и относительно новых ресурсов (финансовые активы, гудвилл), оказывающих все большее влияние на характер общественного воспроизводства по мере совершенствования глобальной экономической системы в стране. Поэтому исследование формирования механизмов оценочных отношений в системе воспроизводства, разработка методики применения статистических методов для количественной оценки национальных ресурсов представляются весьма актуальным и важным как с теоретической, так и с практической стороны для экономической науки и практики статистических работ.
Оценка является новым научным направлением для российской экономики, которому присущи относительно быстрое формирование методологии, терминологии, принципов исследований. Базируясь на мировом опыте развития оценки, в современных условиях России необходимо создавать и развивать национальную систему оценки, охватывающую институциональные единицы, методы, механизмы и приемы, которые должны составить научную основу комплексной методологической базы.
Литература
1. Политическая экономия. Энциклопедия, М.: Финансы, 1979 г., т.3
2. Александров В. Т. Оценка уста-
ревания и наиболее эффективного использования недвижимости. / - СПб. : СтройИздат СЗ, 2010
3. Дианов Д.В. , Радугина Е.А., Сте-панян Е.Н. Статистика финансов и кредита / Учебник - М.: Кнорус, 2011
4. Михайлец В .Б.Способ согласования результатов определения рыночной стоимости методами различных подходов к оценке./Вопросы оценки - 2010
5. Попова Л.В. Оценка и налогообложение недвижимого и другого имущества предприятий: методы и практика. Издательство «Дело и сервис», 2009. - 512 с.
6. Ревуцкий Л. Д. Уточнённая формула для определения экономически справедливой рыночной стоимости предприятия. - М.: // «Вестник машиностроения», № 9, 2010. С. 83 - 87.
7. Снова о демпинге и 94-ФЗ. Пресс-служба Всероссийского профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций. 2011 г. Ресурс Интернет: http:// www.profsro.ru/issledovaniya-analitika/ snova-o-dempinge-i-94-fz.html
8. Щербакова Н.А. Оценка недвижимости: теория и практика/ Учебник
- М.:Омега Л, 2011
References
1. Political economy. Encyclopedia, M.: Finansy, 1979 g., t.3
2. Aleksandrov V.T. Assessment of aging and the most efficient use of real estate. / - SPb. : Stroylzdat SZ, 2010
3. Dianov D.V. , Radugina E.A., Stepanyan E.N. Finance statistics and credit / Textbook - M.: Knorus, 2011
4. Mihaylec V.B. Way of reconciling the results to determine the market value of the methods of different approaches to assessment. / Voprosy ocenki - 2010
5. Popova L.V. Assessment and taxation of real estate and other assets: Methods and Practice. Izdatel'stvo «Delo i servis», 2009. - 512 s.
6. Revuckiy L.D. A refined formula for determining the fair market value cost of the enterprise. - M.: // «Vestnik mashinos-troeniya», № 9, 2010. S. 83 - 87.
7. Once again about dumping and 94-FZ. Press service of the All-Russian Trade Union of the audit, evaluation, advisory and consulting organizations. 2011 Web Resource: http://www.profsro.ru/issle-dovaniya-analitika/snova-o-dempinge-i-94-fz.html
8. Scherbakova N.A. Real estate valuation: theory and practice / Textbook
- M.:Omega L, 2011