ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ю.В. ВЕДЕРНИКОВ
Современная
социально-экономическая
и миграционная ситуация
в Приморском крае
как аспект национальной
безопасности
Проблемы миграции населения представлены с точки зрения социально-экономической безопасности общества, даны статистические данные миграционной ситуации в Приморском крае.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, занятость населения, миграция рабочей силы, межэтнические конфликты.
Основу безопасности государства составляют спокойствие и достаток его граждан. Социально-экономическая безопасность — это такое состояние общества, при котором отсутствуют или минимизированы угрозы его жизнедеятельности, созданы условия для его самодостаточного существования и развития. Императивом социального аспекта национальной безопасности является декларация Конституции: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека...».
Оценка состояния социально-экономической безопасности страны или ее региона может проводиться с различных позиций, но базисом этого процесса является характеристика населения, его состояния и перспектив.
Население Дальневосточного региона, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю [3], имеет тенденцию к сокращению его численности (табл. 1). Так, за 2000-2009 гг. население края уменьшилось на 173 тыс. чел. (с 2155 тыс. чел. в 2000 г. до 1982 тыс. чел. в 2009 г.), что составило 8,0 % за рассматриваемый
ВЕДЕРНИКОВ Юрий Владимирович — старший преподаватель кафедры экономики и таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
период [4]. Можно сказать, что Приморский край за первое десятилетие XXI в. потерял количество человек, равное населению такого города, как Находка.
По прогнозу Приморскстата, можно ожидать следующие изменения в численности населения региона: в 2015 г. в крае будет проживать 1931,6 тыс. чел.; в 2020 г. — 1875,4; в 2025 г. — 1811,4; в 2030 г. — 1746,6 тыс. чел.
Таблица 1
Изменение численности населения и его характеристика за 2007-2009 гг.
Население, тыс. чел. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменения
Приморский край, всего: 2005,9 1995,8 1988,0 -17,9
В том числе население:
сельское 492,7 489,9 487,8 -4,9
городское 1503,1 1498,1 1494,2 -8,9
В том числе:
во Владивостоке 607,3 605,4 605,2 -2,1
в Находке 171,0 169,5 167,6 -3,4
в Уссурийске 181,3 180,5 180,7 -0,6
В том числе по возрастам:
моложе трудоспособного 314,8 309,8 308,2 -6,6
в трудоспособном (мужчины — 16-59 1308,8 1293,9 1280,2 -28,6
лет, женщины — 16-54 года)
старше трудоспособного 382,3 392,1 399,6 + 17,3
Основу экономики страны составляют трудовые ресурсы — совокупность населения, способного участвовать в воспроизводственных процессах (табл. 2).
Таблица 2
Динамика трудовых ресурсов Приморского края в 2006-2008 гг. (по данным Приморскстата)
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. Изменения
Трудовые ресурсы, всего, тыс. чел. 1388,9 1385,9 1382,0 -6,9
В том числе: Население, занятое в экономике / в процентах к трудовым ресурсам 979,1 / 70,5 980,2 / 70,7 977,7 / 70,7 -1,4 / +0,2
Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства / в процентах к трудовым ресурсам 119,2 / 8,6 117,1 / 8,4 113,1/8,2 -6,1 / -0,4
Лица в трудоспособном возрасте, не занятые в экономике / в процентах к трудовым ресурсам 290,6 / 20,9 288,5 / 20,5 291,2/21,1 +0,6 / +0,2
Таким образом, данные статистики показывают, что в «докризисный период» каждый пятый трудоспособный житель Приморья не был задействован в экономике края, что является, на наш взгляд, устойчивой тенденцией современности: на протяжении 2000-2008 гг. удельный вес лиц трудоспособного возраста, не занятых в экономике, составлял 20,4-23,8 % от трудовых ресурсов края. В первую половину 2009 г. численность лиц, обратившихся за помощью в трудоустройстве, составила 62 726 чел. Из них признано безработными — 40 599 чел., трудоустроено — 28 588 чел., а потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, составила 32 418 чел. [6].
На наш взгляд, проявляется характерная для рыночной экономики проблема «лишних людей». Так, в 2008 г. не было задействовано в экономике края 291 тыс. трудоспособного населения, из них трудоустроено — 9,6 %, при потребности рынка в трудовых ресурсах — 10,9 % от трудового потенциала региона.
Отчетность «службы занятости» за последующие периоды только подтверждает выявленную тенденцию. Потребность в работниках по Приморью составляла в 2007 г. — 22 725 чел., в 2008 г. — 38 340 чел., в 2009 г. — 32 793 чел., в то время как величина незадействованных трудовых ресурсов была на порядок больше.
Анализ данных Приморскстата показывает, что в 2010 г. около 260 тыс. человек трудоспособного населения края не имели возможности трудоустройства, с вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями. В связи с тем, что интернет-сайт Приморскстата не публикует сведения о состоянии трудовых ресурсов сельских районов края, мы не имеем данных по возрастной структуре населения этих районов, на основании которых можно было бы выяснить количество экономически активного населения сельской местности Приморья. В среднем же по России в 2008 г. удельный вес экономически активного населения (от 15 до 69 лет) среди сельчан составлял 90 %, а осредненный уровень занятости этой категории населения — около 59 % [5]. Это позволяет предположить, что из 490 тыс. чел. сельского населения Приморья в 2008 г. экономически активным было 441 тыс. чел., а занятыми в экономике — 258 тыс. чел. Получается, что в сельских районах Приморья экономически незанятыми были 183 тыс. чел. В последующие пять месяцев 2009 г. по данным Управления государственной службы занятости Приморского края, в восемнадцати сельских районах Приморья за помощью в трудоустройстве обратилось 17 674 чел., было трудоустроено 4496 чел., при наличии 5689 вакансий.
Полагаем, что причина данного явления — не в недееспособности служб занятости и иных государственных учреждений, а в неадекватности сложившейся модели рыночной экономики хозяйственным интересам и перспективам жизнедеятельности населения.
Характерной чертой и очевидным итогом такой народнохозяйственной политики является социальное расслоение населения, «разделение на богатых и бедных» (табл. 3).
Таблица 3
Динамика социально-экономического положения населения Приморья в 2007-2009 гг. [3]
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Население Приморского края по итогам года, тыс. чел. 2005,9 1995,8 1988,0
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел. 464,5 435,3 433,1
Удельный вес, % коэффициент дифференциации доходов 11,5 12,2 12,2
Официальные данные, справочно: прожиточный минимум, руб. 4359 4929 5850
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % 107,1 109,7 113,5
Следует отметить, что коэффициент дифференциации, отражающий разницу в доходах между различными слоями населения, в среднем по России в 2008 г. составлял 8,65. Это является показателем того, что в 2008 г. двадцати процентам «богатого» населения страны принадлежала практически половина от совокупных денежных доходов общества — 46,7 %.
Обнищание народных масс вызвало значительный рост преступности в Приморье (табл. 4).
Таблица 4
Динамика преступности в Приморском крае в 2005-2009 гг. (по данным Приморскстата)
Показатели Всего В том числе:
2007 г. 2008 г. 2009 г.
Число зарегистрированных преступлений всего, чел. 342 680 76 636 65 554 56 181
В том числе: кражи, грабеж, разбой / то же в процентах 195 660 / 57,1 44 684 / 58,3 36 884 / 56,2 29 969 / 53,3
В том числе: лицами без постоянного источника дохода / то же в процентах 71 219 / 20,8 14 389 / 18,8 15 067/23,0 14 398 / 25,6
Традиционным источником роста населения в Приморье всегда была миграция. Миграция рабочей силы — экономический процесс, на развитие которого повлияли следующие факторы: наличие «свободного жизненного
пространства», экономические перспективы освоения новых территорий и поиск «лучшей доли» переселенцами-мигрантами, дефицит рабочих рук и дешевизна труда гастарбайтеров (от нем. «да81агЬеИег» — дословно: «гостящий работник»).
К началу XXI в. миграция труда превратилась в неотъемлемую часть мировой экономики. Всего мигрантов в этот период насчитывалось, по некоторым оценкам, около 36-42 млн чел., с членами семей их число достигало 80-97 млн чел. [2].
Миграционные процессы в современной России получили свое массовое развитие после краха СССР. По данным Росстата, за период 1992-2008 гг. в Россию прибыло из стран дальнего и ближнего зарубежья 8 104 652 чел., а выбыло — 3 600 949 чел. Полагаем, что реальная картина была несколько иная.
Теоретически этот процесс управляем и регулируем. Так, приказами Минздрава и соцразвития в России устанавливаются квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Например, на 2010 г. по России в целом квота предусматривала 1 944 356 разрешений. Для Приморья эти величины составляли 35 884 разрешений на 2009 г. и 34 884 разрешений на 2010 г., в том числе:
— 882 чел. — руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб);
— 376 чел. — специалисты в области естественных и инженерных наук;
— 1136 чел. — средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности;
— 2159 чел. — работники сферы индивидуальных услуг, защиты граждан и собственности;
— 3688 чел. — квалифицированные работники товарного сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства, имеющие рыночную ориентацию;
— 15 596 чел. — квалифицированные рабочие (рабочие, занятые на горных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности, водители и машинисты подвижного оборудования, и др.);
— 11 047 чел. — иные профессионально-квалификационные группы и неквалифицированные рабочие.
Проблемы регионального рынка труда имеют свои особенности. Так, в Приморье при наличии безработицы экономика испытывает дефицит кадров по некоторым специальностям. Доля иностранных трудовых мигрантов с каждым годом увеличивается. Основная причина привлечения гастарбай-теров — несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, вследствие чего часть рабочих мест остается вакантной в силу непривлекательности труда и низкой заработной платы. Эти места занимают трудовые мигранты (табл. 5).
Таблица 5
Показатели и динамика результатов деятельности Управления ФМС России по Приморскому краю в 2009-2010 гг.
Показатели За 12 мес. 2009 г. За 4 мес. 2010 г. В среднем за один месяц
2009 г. 2010 г. Изменение
Оформлено видов на жительство 157 88 13,1 22 +8,9
Оформлено разрешений на работу 27 013 13 412 2251,1 3353 + 1101,9
Оформлено разрешений на временное проживание 2964 692 247,0 173 -74,0
Поставлено на миграционный учет иностранных граждан 203 628 61 004 16 969,0 15 251 -1718,0
Так, по итогам 2009 г. и первых четырех месяцев 2010 г., на миграционный учет поставлено 264,6 тыс. иностранных граждан, что равнозначно трудовым ресурсам Приморья, не задействованным в региональном хозяйстве [7].
Таким образом, объем и характер потоков трудовых мигрантов в Приморский край несколько иной, чем в целом по стране. Налицо устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, прибывающих из стран Центральной Азии. Особенно быстрыми темпами растут миграционные потоки из Узбекистана, Таджикистана.
Другим аспектом реализации миграционной политики в России является привлечение русских, проживающих за рубежом. Для этого «в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», был издан указ Президента России, в рамках реализации которого в Приморском крае был принят закон [1], утверждающий краевую целевую программу «Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом на 2007-2012 годы» (далее Программа). Заказчиками Программы выступили Дальнегорский, Артемов -ский, Находкинский, Уссурийский городские, Красноармейский и Пограничный районные округа, департаменты сельского хозяйства и продовольствия, промышленности и транспорта администрации Приморского края. Общий объем финансирования планировался (в ценах 2006 г.) на сумму 6123,3 млн р., из которых:
— 3560,2 млн р. — средства работодателей, для реализации инвестиционных проектов создания новых рабочих мест;
— 1316,0 млн р. — средства краевого бюджета на реализацию программы «Квартира молодой семье», частичное субсидирование (возмещение) расходов граждан по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам и оказанию переселенцам бюджетных социальных услуг;
— 20,0 млн р. — средства муниципальных бюджетов на восстановление муниципального жилья;
— 449,3 млн р. — средства переселенцев;
— 777,8 млн р. — кредитные ресурсы.
Количество участников программы предусматривало 26 048 переселенцев и членов их семей1, что по замыслу разработчиков Программы должно было содействовать «компенсации миграционного оттока, снижению территориальных дисбалансов экономического и демографического развития Приморского края.»2.
По данным Управления государственной службы занятости населения Приморского края, по состоянию на 1 июня 2010 г. в Приморском крае проживало 56 участников Государственной программы переселения и 78 членов их семей (всего 134 чел.), в том числе по территориям вселения:
— Дальнегорский городской округ — 12 участников программы переселения и 25 членов их семей;
— Артёмовский городской округ — 9 участников и 15 членов их семей;
— Востокское городское поселение (Красноармейский район) — 3 участника и 4 члена их семей;
— Находкинский городской округ — 17 участников и 13 членов семей;
— Уссурийский городской округ — 14 участников и 18 членов семьей;
— Пограничный район — 1 участник Государственной программы переселения и 3 члена его семьи.
Переселенцам были предоставлены жилые помещения в общежитии в Дальнегорске и Артеме, в Красноармейском районе — две квартиры (по другим районам данных нет).
Первые трудовые мигранты3 в массовом масштабе стали появляться в Великобритании: в 1948 г. прибыла партия афро-карибцев, нанимаемых на работу в систему здравоохранения и на транспортный сектор, затем в массовом порядке стали прибывать представители Индостана, как правило, для работы в промышленности.
Обратная сторона миграции проявилась десятилетие спустя, в августе 1958 г. состоялись первые массовые беспорядки на этнической почве.
Подобные конфликты были отмечены также в австралийском Сиднее (2005 г.), во Франции в 2005 и 2007 гг., и пр.
При рассмотрении примеров конфликтных ситуаций, связанных с мигрантами, прослеживаются следующие «формальные» признаки угроз национальной безопасности. Сначала происходит «закрепление гостевых работников»
1 По данным Приморскстата [3], за 2009 г. бюджеты территорий вселения составляли (+ профицит, - дефицит): Красноармейский район +27 000,0 р., Пограничный район -12 198,0 р., Дальнегорский городской округ -47 605,9 р., Артемовский городской округ -29 767,6 р., Находкинский городской округ -1080,9 р., Уссурийский городской округ -111 283,4 р.
2 По данным Приморскстата [3], за 2009 г. бюджеты территорий вселения составляли (+ профицит, - дефицит): Красноармейский район +27 000 р., Пограничный район -12 198,0 р., Дальнегорский городской округ -47 605,9 р., Артемовский городской округ -29 767,6 р., Находкинский городской округ -1080,9 р., Уссурийский городской округ -111 283,4 р.
3 Использованы материалы сайта «Конфликтолог». URL: http://conflictologist.narod.ru/central.html
на низших ступенях социально-экономической иерархии и вытеснение коренного населения с низкооплачиваемых работ (западноевропейский бизнес и муниципалитеты этому содействовали в связи с очевидной экономией денежных средств). Затем все идет по цепочке: осознание мигрантами «беспросветности» своего бытия и своих «демократических прав»; люмпенизация как следствие низких доходов от определенного труда в соответствии с уровнем профессиональных навыков; криминализация как результат сложившейся нищеты и стремления к легкой наживе; нежелание или неспособность уважать культуру принявшей их страны; необходимость самоутверждения, выражаемого в форме вандализма; наркомания, проституция; и т. д.
По времени эти процессы заняли 10-15 лет, что обусловлено как отсутствием серьезных экономических кризисов в этом периоде, так и подрастанием «мигрантов второго поколения» до возраста, именуемого «хулиганским». Впрочем, процессы могут быть «ускорены», что подтверждено примером Великобритании, в которой от момента прибытия первых трудовых мигрантов до первого крупного межэтнического столкновения едва прошло десять лет.
В итоге недальновидная и «политкорректная» Европа, судя по всему, оказалась в стратегическом тупике. Во время межэтнических беспорядков и во Франции, и в Австралии полицейским пришлось соблюдать «корректность». Так, в Сиднее полиция получила указание «не провоцировать» ближ-невосточников (ливанцев), только записывать номера их машин.
По поводу британских межэтнических конфликтов радиостанция «Би-Би-Си» заметила: «.не видно никакой взаимосвязи между количеством брошенных на обустройство мигрантов денег, принятых в их пользу законов и собственно их поведением.» [2].
Возможно, «мина замедленного действия» заложена и в федеральном законодательстве России. Так, пунктом 2 ст. 12 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 04.12.2009 № 328-ФЗ) предусмотрено: «Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.».
В современной России межэтнические конфликты породили огромные потоки беженцев и вынужденных переселенцев. Так, по официальным данным, только с 1989 по 2003 г. статус вынужденного переселенца получили более 2 млн чел. Подобные размеры вынужденной миграции вызвали в России проблемы, важнейшей из которых стала проблема социальной адаптации и интеграции групп вынужденных мигрантов в социальном пространстве принимающей стороны. Сложность этой проблемы усугубляется нерешенностью многих социальных проблем значительной части местного населения, что во многих местах привело к резкому обострению взаимоот-
ношений между местным населением и группами мигрантов в местах их компактного проживания.
И в этом аспекте Приморье не стало исключением. В настоящее время на фоне региональных социально-экономических проблем сформировавшаяся мощная религиозно-этническая, зачастую деклассированная, группировка стала источником потенциального экстремизма, на предупреждение которого мало и ресурсов, и времени.
Список литературы
1. Закон Приморского края о краевой целевой программе «Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2007-2012 годы [Электронный ресурс]. URl: http://www.refernt.ru/107
2. Куликов В.А. Влияние миграции на экономическую безопасность [Электронный ресурс]. URL: http://www.waaf.ru/index_ru.php
3. Приморскстат [Электронный ресурс]. URL: http://www.primstat.ru:81/ dbinet http://www.primstat.ru/default.aspx
4. Россия в цифрах: краткий стат. сб. М., 2001-2010.
5. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2009: стат. сб. M.: Росстат, 2009. С. 20, 167.
6. Управление государственной службы занятости Приморского края [Электронный ресурс]. URL: http://zanprim.ru/index.php
7. Управление федеральной миграционной службы России по Приморскому краю [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmspk.ru