© Вестник Военного университета. 2011. № 4 (27). С. 176 - 179.
Ефлова М.Ю.
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: В ПОИСКЕ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ
Государственная политика Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту относительно наркозависимых лиц, как выявила автор, ведется по трем основным направлениям. Они предусматривают меры по:
- выявлению и учету лиц, употребляющих наркотики;
- оказанию им медицинской помощи;
- установлению ответственности за потребление наркотических веществ или психотропных веществ без назначения врача.
Процедура выявления и учета лиц, употребляющих наркотики, в российском законодательстве в настоящее время, к сожалению, четко не определена. Возникает ощущение, что государственная власть окончательно не определилась в вопросе о необходимости проведения принудительного и тотального выявления лиц, употребляющих наркотики. Пока данный процесс носит выборочный характер, хотя не вызывает сомнение тот факт, что чем раньше лицо, употребляющее наркотические вещества, будет выявлено, тем больше шансов на его излечение. Также немаловажным является то обстоятельство, что многих людей боязнь выявления удержит от желания попробовать наркотик.
В рамках действующей системы выявление лиц, употребляющих наркотики, возможно в следующих ситуациях:
- добровольное обращение за медицинской помощью совершеннолетнего гражданина или обращение законных представителей недееспособного;
- при совершении правонарушения;
- при прохождении первичных медицинских осмотров при приеме на работу и в других случаях, установленных законодательством;
- при прохождении медицинского осмотра, необходимого для получения лицензий на право заниматься определенным видом деятельности;
- при прохождении медицинских осмотров юношей при постановке на воинский учет и призыве в армию;
- при прохождении медицинских осмотров для оформления справки о допуске к управлению транспортным средством, получении удостоверения на управление транспортным средством и лицензии на владение оружием.
Однако только в случае совершения правонарушения медицинский осмотр, в ходе которого могут быть выявлены факты, свидетельствующие об употреблении наркотических веществ, приносит реальные результаты по выявлению начинающих наркопотребителей, потребителей «легких» наркотиков и наркопотребителей со стажем. В отличие от остальных случаев, эта проверка не зависит от желания проверяемого лица, и проверяемый не имеет возможности подготовиться к проверке на предмет употребления наркотиков.
В настоящее время за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в Российской Федерации установлена административная ответственность. Так, Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 417-ФЗ были внесены изменения в «Кодекс об административных правонарушениях» (далее - КоАП), предусматривающие отдельную ответственность за потребление наркотических веществ или психотропных веществ без назначения врача для иностранных граждан и лиц без гражданства, а также увеличивающие материальную ответственность за аналогичное правонарушение для граждан России [4]. Например, если прежде штраф за потребление наркотических веществ или психотропных веществ без назначения врача составлял от 500 до 1 тыс. рублей, то с 11 января 2011 г. - от 4 до 5 тыс. рублей.
В ст. 6.9. КоАП есть примечание, в котором установлено, что лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение [3]. Данный факт указывает на то, что государство до последнего времени строило свою антинаркотическую политику не столько на наказании лиц, употребляющих наркотики, сколько на лечении больных наркоманией1.
1 Больным наркоманией именуется лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», поставлен диагноз «наркомания». Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества [5, ст. 1]. - М.Е.
В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» прописаны основные гарантии государственной помощи больным наркоманией: «государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи, которая включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию; больным наркоманией наркологическая помощь оказывается по их просьбе или с их согласия; ... больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании, по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации» [5, ст. 54].
Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. А вот лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Не совсем понятно, чем вызвано такое разделение полномочий: почему лечение больных наркоманией является прерогативой только государственных и муниципальных медицинских учреждений. И это при том, что нередко из уст государственных чиновников звучат заявления о недостаточности средств на лечение больных наркоманией.
В «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (далее - Стратегия) признан факт, что на эффективности государственной антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации, недостаточно эффективно организованы профилактическая деятельность, медицинская помощь и медико-социальная реабилитация больных наркоманией, недостаточно используется потенциал общественных объединений и религиозных организаций [6].
Несмотря на то, что целью принятия данного документа была консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан России по пресечению распространения на терри-
тории нашей страны наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в Стратегии нашлось место и вопросам, направленным на создание условий для лечения и реабилитации наркозависимых. Основными угрозами в сфере профилактических мер, в частности, были названы «недостаточная эффективность организации оказания наркологической медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи больным наркоманией; сокращение числа специализированных наркологических медицинских учреждений, низкое число наркологических реабилитационных центров (отделений) в субъектах Российской Федерации, а также недостаточное количество медицинских психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников и иного персонала, участвующего в осуществлении медико-социальной реабилитации» [6].
Стратегией предусмотрено формирование правовых основ, обеспечивающих использование потенциала традиционных религиозных конфессий, неправительственных и общественных организаций в государственной системе реабилитационной помощи, что является безусловным шагом вперед в отношениях государства с негосударственными организациями, которые уже давно работают с наркозависимыми. Но, к сожалению, из данной концепции непонятно, в каком направлении будет происходить формирование этих основ, т.к. основной проблемой и для общественных, и для религиозных организаций при неплохих результатах реабилитации является недостаток финансовых средств, а государственная политика в сфере финансирования ориентирована исключительно на государственные и муниципальные медицинские учреждения.
Однако не прошло и года с момента принятия этого важного документа, на основе которого еще не были приняты нормативные правовые акты в целях его реализации и не проведены сколько-нибудь значительные мероприятия, как прозвучали заявления, свидетельствующие о намерении изменить государственную политику в сфере борьбы с наркоманией, определенную Стратегией.
18 апреля 2011 г. на заседании президиума Государственного совета, посвященного проблеме наркомании среди российской молодежи, состоявшегося в Иркутске, Президент Российской Федерации Д. А. Медведев заявил, что не видит прогресса в борьбе властей против наркотиков, и озвучил несколько инициатив, которые коснутся школьников. Глава государства привел некоторые статистические данные, согласно которым в России насчитывается около 2,5 млн. наркопотребителей, причем 70% - это молодежь до 30 лет, в последние пять лет ниж-
няя планка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, опустилась до катастрофического уровня - 11-12 лет, это учащиеся 5-6 классов [2].
Министр юстиции РФ А.В. Коновалов на этом же заседании Госсовета предложил рассмотреть возможность введения уголовной ответственности за потребление наркотиков. Он заявил о необходимости серьезно продумать вопрос криминализации употребления наркосодержащих средств в контексте возможного обязательного тестирования на наркотики. Министр юстиции сообщил, что в третьем пакете законопроектов по борьбе с наркоманией, который находится на рассмотрении Государственной думы, есть предложения по назначению прохождения курса лечения в качестве альтернативы наказания за преступления, связанные с употреблением, а не оборотом наркотиков.
По итогам Госсовета Д.А. Медведев дал поручение Правительству РФ и Администрации Президента РФ подготовить предложения об установлении ответственности за систематическое немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, а также о возможности применения в качестве основного или альтернативного вида наказания для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, связанные с наркотиками, прохождения медико-реабилитационной процедуры избавления от наркотической зависимости.
Однако для реализации наркополитики в данном направлении существуют некоторые препятствия: во-первых, недостаточность медицинских учреждений для лечения наркопотребителей, их слабое финансирование, неукомплектованность медицинским персоналом и оборудованием; во-вторых, низкая эффективность существующих заведений (по словам Президента РФ, лишь 2% пациентов наркологических медучреждений после курса лечения воздерживаются от наркотиков) [1].
Логично предположить, что если в ближайшее время, при существующем уровне медицинской помощи наркозависимым и недостаточном количестве реабилитационных центров, не укомплектованных подчас самым элементарным оборудованием, ввести тотальное тестирование и принудительное лечение, то существующая система здравоохранения просто не справится с потоком больных.
Если идея принудительного лечения все же будет реализована, то будет нанесен удар еще по одной идее, выраженной в Стратегии - идее использования потенциала общественных и/или религиозных организаций в деле реабилитации наркозависимых, так как при реализации принудительного лечения сама идея
реабилитационных центров сводится на нет: невозможно себе представить идею принудительной реабилитации. Большинство специалистов признают, что лечение от наркомании без реабилитации не принесет положительного результата. В системе, где лечение является или видом дополнительного наказания, или вариантом избежать лишения свободы, крайне маловероятно, что пациент после выхода из медицинского заведения закрытого типа после принудительного лечения обратится в реабилитационный центр для дальнейшей реабилитации [1].
Сейчас Россия находится на перепутье в деле борьбы с наркоманией, государству предстоит сделать выбор: либо продолжить реализацию Стратегии, либо применять жесткие меры в отношении наркопотребителей - одновременно эти программы сосуществовать не могут. Если государство признает наркопотребителей больными людьми, нуждающимися в лечении и реабилитации, то ими будет заниматься Министерство здравоохранения и социального развития РФ при поддержке общественных и религиозных организаций. Если наркопотребители будут считаться преступниками, которых необходимо выявлять путем тотального тестирования, привлекать к уголовной ответственности или направлять на принудительное лечение, то тогда ими будут заниматься Министерство внутренних дел РФ и Федеральная служба исполнения наказаний РФ.
Таким образом, в «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» государство озвучило идею использования потенциала, опыта общественных организаций, привлечения общества к решению общественно-важных проблем, привлечения к работе лиц, желающих помогать больным наркоманией не по долгу службы, а по велению души. Введение принудительного лечения или уголовной ответственности за употребление наркотиков, по мнению автора, значительно снизит роль общественных или религиозных организаций в деле помощи наркозависимым. Подобное отношение государства к общественным организациям не будет способствовать и развитию института гражданского общества, потребность в котором назрела в современном российском социуме. К тому же результаты реализации данного подхода в антинаркотической политике сложно предсказуемы. К слову, идея принудительного лечения от алкоголизма уже реализовывалась в Советском Союзе, однако провалилась и не принесла сколько-нибудь ощутимых положительных результатов.
* * *
1. 22.04.11. Президент РФ провёл заседание президиума Госсовета, посвящённое борьбе с распространением наркотиков среди молодежи [Электронный ресурс] // Московские аптеки: фармацевтическая газета: [сайт]. URL: http : //www.mosapteki. ru/module s/news/article. php ? storyid= 1897
2. Дайджест от 19 апреля 2011 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: [сайт]. URL: http://gak.gov.ru/includes/periodics/review/2011/0419/041812206.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: федер. закон от 28 декабря 2010 г. ФЗ № 417-ФЗ [Электронный ресурс] // Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: [сайт]. URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/info/legal_foundation/4033/9968/index. shtml
5. О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
6. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».