УДК 377.6
СОВРЕМЕННАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Овчинникова
Рассматриваются основы преподавания классического танца на начальном этапе обучения с учетом современных требований программы. Отмечается важность развития современных технологий преподавания в хореографических учебных заведениях, внедрение новых педагогических моделей преподавания классического танца, соответствующих требованиям сегодняшней системы образования.
Ключевые слова: классический танец, методика преподавания, методы обучения, технология обучения, педагогическая технология.
В зависимости от поставленных целей обучения и возрастных особенностей учеников преподаватель классического танца может для себя определить наиболее эффективные методы обучения. Выбор эффективного метода обучения классическому танцу - актуальный вопрос хореографии.
Несмотря на многообразие существующих методов обучения, педагогу необходимо постоянно контролировать обучающее действие методов и в зависимости от предъявляемых к ним требований, преобразовывать их. Педагогические методы должны стать внутренним способом организации учебного процесса [1, с. 469.].
Известно, что процесс обучения непосредственно связан с организацией познавательной деятельности учащихся, задача осуществления которой обусловливает необходимость рассмотреть его методологические основы. Выбор форм и методов обучения вытекает из общей методологии педагогического процесса. В философии слово «методология» означает систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение о самой системе.
В хореографическом искусстве метод можно представить как совокупность приемов и способов построения познавательной деятельности. Например, способ достижения точности исполнения движений, - это метод обучения классическому танцу. В преподавании классического танца в основном применяется объяснение и показ, который несет очень важную функцию. Причем современный педагог классического танца должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий.
Являясь основой всех видов танцевальных искусств, на сегодняшний день классический танец имеет годами отработанную систему, способствующую овладению этой дисциплиной. Ни один урок классического танца не обходится без чёткой методики проведения урока и его планирования.
В младших классах все новые движения нужно показывать подробно, замедленно, как бы по складам, по несколько раз, до полного их усвоения учащимися и, разумеется, подтверждать устными пояснениями. Показ комбинированных заданий в младших классах также необходим, но проводится он уже в обычном темпе, без предварительных повторений, и запоминаться должен с одного раза. Это обязательное правило, оно очень трудное, но очень хорошо развивает зрительную, а точнее хореографическую, память ученика. Изучение классического танца - процесс сложный, требующий от учащихся и педагога постоянного труда, внимания, памяти, воли. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства.
Несмотря на то, что сам классический танец имеет свою четкую методику, в целом в хореографии (в классическом танце, в частности) специальных методов преподавания нет, и педагогу необходимо адаптировать имеющиеся методы обучения с целью выявления наиболее эффективных. Конечно, классический танец развивается; методика обучения совершенствуется, растет техника танца.
В правилах школы классического танца сконденсирован огромный многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и зафиксированный в учебниках. Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, преподавателю необходимо каждый раз учитывать многие особенности. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс [2, с. 256.].
Главная задача педагога в первые годы обучения классическому танцу заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и движений, предусмотренных программой, развить у учеников интерес к классическому танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца.
Необходимо также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение к занятиям, чтобы они могли более активно работать на уроке и знали, на что особенно важно обращать внимание в том или ином упражнении. Выбор метода зависит не только от поставленных целей обучения, но и от возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Творческая индивидуальность учащегося начинает обретать свою самостоятельность с первых шагов обучения. Её рост идет вместе с развитием техники движения, в неразрывном единстве с ней. Ежедневные уроки приобщают будущего артиста балета к художественной природе танца. Сознание его осваивает первые каноны движения, проникается законами
ритма, динамики, пластики, жеста, музыкальности. Отсюда естественное стремление ученика ввести в исполнительскую технику (пусть даже самую элементарную) свое чувство пластики движения, позы и музыки, что является уже процессом творческим, а не механическим. Если это так, значит, соблюдение строжайших правил техники движения должно стать для ученика началом воспитания его творческой индивидуальности, ее свободного проявления в учебном процессе.
Осознанность процесса обучения зависит от интенсивности нагрузки, цельности требований в течение всего занятия. Насыщенность экзерсиса удерживает внимание, мобилизует на преодоление трудностей процесса обучения. Систематичность и последовательность требует глубокого осмысления логики системы в содержании усваиваемых знаний. Так, повтор предыдущего задания с последовательным усложнением даёт осознание возможных ошибок, рекомендации для их исправления, учета особенностей физического строения разных индивидуумов.
Все эти методы и принципы складывались в течение долгого времени под влиянием выдающихся педагогов и различных школ преподавания, которые и определили методы и принципы обучения классическому танцу.
Методика проведения уроков классического танца складывается из структуры урока, его длительности, принципа составления комбинаций, условий для проведения занятий, оценочной деятельности.
Изучение основ классического танца представляет собой сложный процесс, требующий от учащихся постоянного труда, внимания, памяти, воли. Поэтому в зависимости от того, насколько точно преподаватель сможет донести принцип того или иного движения, зависит четкость исполнения.
Конечно, классический танец развивается, методика его преподавания совершенствуется, техника танца растет. В частности, существуют новые, основанные на современных принципах биомеханики, приемы обучения вращениям и прыжкам. При этом стоит отметить, что сама система преподавания классического танца не должна рассматриваться как неизменная, раз и навсегда установленная. Опираясь на имеющийся опыт, педагогические методы обучения классическому танцу должны корректироваться практикой педагога.
На сегодняшний день, сложившуюся в педагогике классического танца методологию обучения правильнее всего будет назвать «обучение через деятельность». Но так как классический танец является дисциплиной с очень глубокими традициями, то любые современные нововведения могут быть не сразу приняты преподавательским составом хореографического учебного заведения.
В последнее время при обучении классическому танцу используется много современных технологий. Например, модернизированная цифро-
вая видеотехника. Просматривая кинофильмы, кинофрагменты из балетов классического наследия и современного репертуара, учащиеся знакомятся с творчеством крупнейших мастеров русского и зарубежного балета. Видеозаписи уроков классического танца применяют для лучшего усвоения пройденного материала. Во время таких просмотров преподаватель совместно с учащимися проводит методический анализ исполнения движений. Это могут быть также просмотры уроков других классов, старших курсов или государственных экзаменов, концертов профессиональной практики.
Известно, что разучивание движений на уроках хореографических дисциплин сильно отличается от процесса обучения, где учащиеся получают только теоретические знания. Если при усвоении теоретических знаний важна логика и логическое мышление, то при изучении движений у учащихся также должны быть еще развиты дополнительные виды самоконтроля.
В современной педагогике классического танца подробно разработана техника и методика исполнения движений экзерсиса у станка, на середине зала, а также техника исполнения прыжков и вращений. Правила исполнения этих движений считаются незыблемым законом. Порядок изучения этих движений, как и цели на каждом году обучения, определены программой дисциплины «Классический танец».
Следует отметить, что программа обучения классическому танцу в хореографических училищах в последние годы заметно усложнилась. Например, учащиеся первого года обучения выполняли движения экзерсиса только на целой стопе. Сегодняшние изменения в программе обучения классическому танцу требуют исполнения ряда движений экзерсиса у станка на полупальцах уже на первом году обучения. Соответственно выполнение программы требует от учащихся дополнительных усилий, а от преподавателей, в свою очередь, введения новых педагогических технологий в учебный процесс.
При этом важно помнить, что научить классическому танцу, опираясь на информацию по методике преподавания, изложенную исключительно в учебниках, невозможно. Существуют сугубо исполнительские моменты, которые невозможно описать в методических разработках [4, с. 428].
Такие опытные мастера балета, как Владимир Дмитриевич Тихомиров и Асаф Михайлович Мессерер, всегда выступали за преемственность в балетном театре. Они считали, что любую партию в балетном театре можно передать из поколения в поколение только через показ и объяснение, какие бы учебники и методические пособия не были написаны по правилам исполнения балетных движений [3, с. 400].
Современный преподаватель классического танца должен всегда помнить о возрастных особенностях физиологии опорно-двигательного аппарата детей 10-11 лет. Они заключаются в том, что в костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало мине-
ральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечносвязочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны возникновение плоскостопия, деформации скелета, развитие асимметричности тела и конечностей. Поэтому необходимо уделять особое внимание организации использования физических нагрузок на уроках классического танца.
Преподаватель должен помнить, что именно в возрасте 9-11 лет, то есть в возрасте учащихся младших классов, детям трудно в течение длительного времени сохранять вертикальную позу при стоянии, во время отработки поз классического танца. Причиной является то, что у детей указанного возраста тонус мышц-сгибателей превышает тонус мышц-разгибателей. При современных «спортивных требованиях» к классическому танцу, организм детей испытывает очень тяжелые нагрузки, это может неблагоприятно сказаться и на функциональных возможностях опорно-двигательного аппарата учащихся в будущем.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в системе преподавания классического танца на начальном этапе все более возрастает необходимость создания новых педагогических моделей обучения. Кроме того, необходимо развивать и внедрять современные педагогические технологии, соответствующие изменениям и требованиям сегодняшней системы образования.
Список литературы
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Просвещение, 2002.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2005.
3. Мессерер А.М. Уроки классического танца. М.: ВТО, 1967. С. 400.
4. Пестов П.А. Уроки классического танца. 1 курс. М.: Вся Россия,
1999.
Овчинникова Елена Викторовна, аспирант, e-ov2011@yandex.ru. Россия, Москва, Московская государственная академия хореографии.
MODERN PROGRAM AND METHODOLOGY OF CLASSICAL DANCE
TEACHING AT THE PRIMARY LEVEL OF CHOREOGRAPHIC ED UCATION
E.V. Ovchinnikova
The article covers the basics of teaching classical dance at the primary level of training taking into account modern requirements of the program. The author outlined the importance of modern techniques of teaching in choreographic colleges and introduction of
new pedagogical models of teaching of classical dance relevant requirements of today's education system.
Key words: classical dance, teaching methodology, methods of teaching, teaching techniques, educational technology.
Ovchinnikova Elena Viktorovna, post-graduate student, e-ov2011@mail.ru. Russia, Moscow, Moscow State Academy of Choreography.
УДК 796.8.612
РАЗВИТИЕ АЭРОБНО-АНАЭРОБНОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ СРЕДСТВАМИ ПРЫЖКОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
С.А. Пелипенко, В.Г.Пашинцев
Выявлено влияние прыжковой тренировки на дыхательную и сердечнососудистую системы дзюдоистов и определено их влияние на аэробно-анаэробную работоспособность.
Ключевые слова: общефизическая подготовка, аэробно-анаэробный компонент, выносливость, сердечно-сосудистая система, беговая нагрузка, бросковая нагрузка, интенсивность, жизненная ёмкость лёгких, бронхиальная проходимость, максимальная вентиляция лёгких, лёгочная мощность.
Соревновательная деятельность в дзюдо проходит в основном в гли-колитическом режиме энергообеспечения, что отражается на специальной работоспособности и соответственно на тренировочном процессе. Очень трудно подобрать упражнения, в которых сочеталась бы направленность нагрузки и работа опорно-двигательного аппарата спортсменов. Представленное средство развития специальной работоспособности дзюдоистов соответствует гликолитическому энергообеспечению и задействует весь мышечный аппарат дзюдоистов, принимающих участие в демонстрации технико-тактического мастерства [1,2,4,5,6].
Для определения влияния прыжковой нагрузки был проведён анализ изменения процентного соотношения частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе всего тренировочного процесса (рис.1). Эксперимент проходил на базе Московской ветеринарной академии, в исследовании приняли участие десять дзюдоистов с квалификацией первый разряд и кандидаты в мастера спорта. ЧСС определялась с помощью прибора Polar 650i и программного обеспечения Polar Precision Performance SW. Лактат крови определялся прибором Accutrend Lactate через пять минут после окончания работы. Спирометрические измерения определялись прибором Spirobank G (Италия) и компьютером Sonny PCG-FX 370 с программным обеспечением Winspiro PRO 1.1.7.