Научная статья на тему 'Современная поэзия Азербайджана'

Современная поэзия Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
278
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ / БАЯТЫ / ГОШМА / ГЯРАЙЛЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдулгасанлы Т.

Абдулгасанли Т. Сучасна Поезія Азербайджану / Т. Абдулгасанли // Вчені записки Таврійського національного університету імені В. І. Вернадського. Серія «Філологія. Соціальні комунікації». 2012. Т. 25 (64), № 3, ч. 1. С. 366-371.У сучасній поезії періоду Незалежності зустрічаються звернення поетів до баяти, гошма, гярайли, тесніфи, дейіщме, аги, охшама, колискових та інших зразків поетичного жанру, які відкривають великіможливості для точного вираження ідеї твору. У статті автор обмежується розбором характерних особливостей цих жанрів на основі творів деяких авторів.Ключові слова: поезія, період незалежності, баяти, гошма, гярайли //

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Notes of TauridaV. I. Vernadsky National University. Series: Philology. Social communications. 2012. Vol. 25 (64), No 3, part 1. P. 366-371.Abdulgasanly T. Contemporary poetry of Azerbaijan / T. AbdulgasanlyIn the poetry of independence period we can observe poetic examples created in genres of bayati, gerayli, tejnis and so on, which different writers referred to. It is connected by the creation of great possibilities for the clear pronounce of mentions and works, wrote in national method.Key words: poetry, independence period, bayati, gerayli, tejnis

Текст научной работы на тему «Современная поэзия Азербайджана»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 25 (64). № 3, ч. 1. 2012 г. С. 366-371.

УДК 821.512.162

СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА

Абдулгасанлы Т.

Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку, Азербайджан

В современной поэзии периода Независимости встречается обращение поэтов к баяты, гошма, гярайлы, теснифам, дейищме, агы, охшама, колыбельным и к другим образцам поэтического жанра, которые открывают большие возможности для точного выражения идеи произведения. В статье автор ограничивается разбором характерных особенностей этих жанров на основе произведений некоторых авторов.

Ключевые слова: поэзия, период независимости, баяты, гошма, гярайлы

Постановка проблемы. Среди поэтических примеров, возникших в поэзии 1991-2005 годов, больше всего внимания привлекают баяты, гошма, герайлы, тедж-нис, дейишме, агы, охшама, колыбельная, песня и другие стихотворные формы. К жанру баяты обращались разные поэты. Образцы, созданные в жанре баяты, встречаются в творчестве поэтов как старшего, так и среднего литературного поколения, а также молодых поэтов. «В баяты, относящихся к лирическому жанру, воспеваются мысли и чувства человека о жизни и обществе, привязанность к родине, любовь и красота. Для этого жанра очень характерны такие мотивы как краткое философское обобщение, всеобщая печаль, любовные страдания, тоска по возлюбленной, предательство соперника».

«В баяты пределы объема более компактны, поэтому создание в его малых структурных объемах четких поэтических образов, удачных средств художественного изображения, привлекательных стилистических оттенков требует большого мастерства». «Баяты, являющиеся совершенными образцами искусства, органически связаны с укладом жизни народа, с его бытом. Когда читаем этот стихотворный отрывок, перед глазами как картины оживают дни, как радости, так и печали всенародной. Читаешь и воспринимаешь строки, с первого взгляда кажущиеся нам обычными, и удивляешься их внутренней динамике, точности смысла». Этим определениям, четко выражающим жанровые оттенки баяты, следует добавить только то, что в упрощении и совершенствовании нашего литературного языка воздействие и возможности этого жанра ни с чем сравнить невозможно.

В исследованиях встречаются и иные, в некоторой степени отличные взгляды на жанр баяты. По мнению ряда исследователей, «их жанровая дифференциация представляется слабой, так как они являются относительно замкнутой и традиционной художественной формой. На самом деле, разделение баяты на отличающиеся по своей сути жанровые типы представляется достаточно относительным».

В современной поэзии к жанру баяты в своем творчестве обращались Бахтияр Вахабзаде, Халил Рза Улутюрк, Мамед Араз, Фикрет Садыг, Габил, Мамед Исмаил, Мамед Аслан, Нусрет Кесеменли, Кемаля Агаева и др. Конечно, здесь из-за невоз-

можности наблюдения за творчеством тех поэтов, представляется более правомерным обращение к характерным особенностям жанра.

В стихах Фикрета Садыга, создающего интересные образцы баяты, нашло свое серьезное художественное воплощение дух и ритм нашего времени. Более открыто это чувствуется в одних из баяты, написанных на фоне путешествия поэта в Ирак: Мосты Багдада, С далеких времен, Тешат стариков, Дарят старость младенцам.

Баяты, написанные в последние годы Кемалей Агаевой, открыто демонстрируют новые по своему содержанию оттенки этого жанра. В этом отношении представляет интерес цикл «Баяты шехидов», вошедший в книгу автора «Удивляюсь Богу». Эти баяты, посвященные памяти шехидов, пожертвовавших собой во имя независимости Азербайджана, отличаются глубоким содержанием, языковыми и стилистическими особенностями, силой воздействия и воплощения.

Среди поэтических образцов 1991-2005-х годов заслуживают внимания поэтические произведения, написанные в жанре герайлы. В отличие от герайлы, создаваемых в традиционной форме, художественные образцы этого периода прежде всего выделяются новизной в содержательном плане. Герайлы, «являющиеся одной из наиболее распространенных лирических форм устного азербайджанского стихотворчества», как правило, «создаются в слоговой форме; затрагивают темы красоты, любви, природы, дружбы и отличаются простотой, сладкоязычием. Состоят из нескольких строф (количество строф - 3, 5, 7...). В каждой строфе содержатся 4 восьмисложные строки. Система рифмовки соответствует формам в жанре гошма». В литературно-эстетической мысли на фоне художественных образцов современного периода встречаются и другие оценки, характеризующие поэтику жанра: «Герайлы -игривая и лаконичная форма - отличается от гошмы количеством слогов - их 8. Ге-райлы делится на строфы, рифмуется как гошма, пишется в ритме слога».

Герайлы встречается и среди жанров, к которым в своем творчестве в последние годы обращается народный поэт Азербайджана Бахтияр Вагабзаде. Принадлежащие перу поэта такие герайлы, как «Хочу быть обманутым», «Гадалка», «Мост далек от речки», «Как отцовское добро» и др. привлекают внимание глубиной содержания, философским духом и формально-эстетическими особенностями.

Герайлы народного поэта Габиля своим художественным совершенством также занимают особое место в ряду соответствующих образцов литературной эпохи. Эти герайлы привлекают внимание прежде всего с точки зрения художественного выражения насущных проблем современности. Например, герайлы поэта «Не привыкайте к палаткам» написаны как обращение к беженцам, изгнанным армянскими дашнаками из Нагорного Карабаха и приютившимся в палатках.

Ряд оригинальных и неповторимых образцов жанра герайлы в поэзии 19912005-х годов принадлежит перу Рамиза Ровшана. Значительная часть стихотворений, вошедших в книги поэта «Крылья бабочки» и «Дыхание», состоит из герайлы. Такие герайлы Рамиза Ровшана как «Падает», «Половина первого ночи», «Что выше Бога?», «Последнее дыхание», «Дамам, проходящим мимо», «Уйдет», «Свеча», «Не посмотрит», «Горе», «Слово», «Выходит», «И этот стих я порвал и выбросил», «Стена», «На эту стену камней не хватило», «Я - одинокий остров», «Лодка», «Ко-

367

гда мир перед глазами», «Дорога» могут быть охарактеризованы как неповторимые, читаемые, новаторские образцы жанра.

Одним из авторов, последовательно обращающихся к жанру герайлы в поэзии 1991-2005-х годов, является Фикрет Садыг. Часть стихов в книге Фикрета Садыга «Между работой и домом» собрана в разделе под названием «Герайлы». В этих стихах, охватывающих более сорока поэтических примеров, автор постарался создать ценные, неповторимые и художественно совершенные образцы жанра. Среди них наиболее характерными представляются такие герайлы как «Плачь», «Когда обижаешься на весь свет», «Есть», «Сон», «Человек», «Меня», «Идет», «Нет», «Колесо фортуны», «Старость», «Лунная ночь», «Сам себе» и др. Одни из герайлы Фикрет Садыг назвал «Герайлы, посвященные герайлы». Здесь поэт старается в художественной форме отразить свою привязанность к жанру герайлы, раскрыть его выразительные возможности:

Герайлы, по душе вы мне, Словно земля золотая. Вы точно как плодородный, Щедрый сад.

По мнению Фикрета Садыга, герайлы, похожие на «знакомую и привычную» «для ашугов и поэтов» «комнату с четырьмя углами», «с открытыми окнами и дверями» и «со светлыми стенами и потолком», являющиеся «зеркалом добра и зла», пахнущие «как свежие листья», представляется основой поэзии. Стихотворение поэта «Герайлы, посвященные герайлы», содержащее оригинальные поэтические раздумья и состоящее из пяти строф, завершается следующими строками:

Ты и ритмична, и слажена, Ты как бойкий юнец, и как мудрый старик. В тебе всего несколько строф, А выглядишь как высокая гора!

Народный поэт Азербайджана Сабир Рустамханлы в послесловии под названием «Поэт света и доброты», написанном к книге Фикрета Садыга «Жизнь, которую я ожидал», так подытоживает свои размышления о жанре герайлы в современной поэзии: «На самом же деле линия герайлы нашей поэзии никогда не прерывалась. Просто изменились средства изображения. Разрушилась целостная система воспитания и веры, связывающая образов и символов герайлы Юниса Имры, Бурханадди-на, Хатаи... В те времена, веря в Бога, ощутив условия становления его крупицей, шли к Богу, смотрели на смерть как на начало иной жизни и, честно прожив под светом божественной любви, приобретали это право. Сегодня молятся, не веря в бога, живя как крупинка не его, а дьявола, не осознавая смерть и единение, не ведая, к кому и куда идут, кого и что умоляют».

Заслуживает внимание и ряд теджнисов рассматриваемого периода. Особенно характерны теджнисы Музаффара Шукюр Меджхула, опубликованные в журнале «Азербайджан». Теджнисы поэта, начинающиеся со строк «Слезы льются, растет горе», «Что это за сад...», «Почернел от улыбки рока», «Все, что заработал от жизни», дают богатый материал для выявления, насколько был удачен жанр в поэзии времен независимости.

368

Я - Меджхул, погорел за каждую травку степи, Стал дарящим огонь поленом, сгорел. Сгорел огнем земли огней, В любви к отчизне я - пепел, пепел!

По своему содержанию и форме вызывает интерес теджнис «Что поделать» представителя среднего поколения поэзии Сабира Сарвана, начинающийся со строки «Была да ушла возлюбленная душа». Он по языку изложения не сильно отличается от классических теджнисов, написанных в стиле народного стиха, и воспринимается как нечто целостное и завершенное.

В поэзии периода независимости встречаются также образцы, написанные в жанре дейишме. В этих образцах, не очень-то популярных в последние годы, отразились общественно-политические и духовно-нравственные проблемы эпохи. Среди созданных художественных образцов вызывают интерес стихотворение Залимхана Ягуба «Не перекликайся с Сонмез» (имеется в виду Керим Мешрутечи Сонмез из Южного Азербайджана), стихотворения поэта-литературоведа Шамиля Замана «Дейишме» (с поэтом Ахмедом Седерекли) и «Это стихосложение с Агасаном Бадалзаде».

В поэзии 1991-2005-х годов привлекают внимание в первую очередь по структурно- содержательной новизне поэтические образцы, созданные в жанре агы (плачь). Образцы, написанные в этот период, наряду с сохранением традиционных свойств жанра, обогатились некоторыми новыми оттенками. «Один из видов азербайджанского устного народного стихосложения; лирико-драматическая импровизация, связанная со смертью и бедствием. Здесь все содержание и весь дух бывают печальными и грустными. В устной народной литературе является отражением мар-сии (причитания), имеющей место в письменной литературе... Агы, названные сагу в тюркской литературе до принятия Ислама, читались с целью чтить память, вспоминать умершего. Имеются также образцы, посвященные исчезнувшему навсегда возлюбленному, а также сочиняемые в связи с природным бедствием, землетрясением, пожаром, губительной эпидемией».

В литературе описываемого периода Халил Рза Улутюрк, Фикрет Садыг, За-лимхан Ягуб и другие мастера слова писали стихотворения в жанре агы.

В поэзии периода независимости создан ряд интересных, оригинальных поэтических образцов и в жанре лайла (колыбельная).

Если не учесть традиционные колыбельные, написанные для детей, целый ряд стихотворений, сочиненных в этом жанре, заслуживают внимания своеобразными особенностями. Это своеобразие обусловлено богатством общественно-политических мотивов в новых образцах данного жанра, соответствующих времени.

Привлекает внимание с точки зрения обогащения поэтики жанра стихотворение «Лейла», входящее в книгу Фикрета Садыга «Черно-белые стихи». В отличие от традиционных колыбельных, здесь поэт старается в оригинальной форме отразить отцовскую любовь к своему сыну. В общем настрое стихотворения «Лайла» продолжают жить те или иные оттенки жанра.

В поэзии периода независимости одним из привлекательных жанров являются песни. В последние годы этот жанр, недостаточно популярный в поэзии былых времен, обогатился весьма интересными образцами. Заслуживают внимания поэтиче-

369

ские образцы, сочиненные в этом жанре такими поэтами как Бахтияр Вагабзаде, Нусрет Кесеменли, Сабир Рустамханлы, Чингиз Алиоглу, Вугар Ахмед и др.

Стихотворение Сабира Рустамханлы «Не спрашивай, каково мне» привлекает внимание как один из оригинальных и неповторимых образцов песенного жанра.

Земля моя ранена, народ мой ранен, Цветы мои ранены. Я беженец, я переселенец -Не спрашивай, каково мне! Обними меня -Не спрашивай, каково мне!

В числе художественных образцов, написанных в последние годы в жанре песни, стихотворение Чингиза Алиоглу «Недоконченная песня» также отличается по своей форме подхода к художественному объекту, дополнения поэтических особенностей жанра новыми оттенками.

Может, больше не встретимся,

Кто знает, что случится.

Попрощаемся с любовью,

Давай в последний раз попрощаемся!

Те счастливые дни улетели

Как перелетные птицы.

Завяли и больше не оживут

Розы, выращенные нами.

Как видно, присущие песенному жанру такие поэтические особенности как текучесть, гармоничность и простота нашли свое проявление в стихотворении Чингиза Алиоглу «Недоконченная песня».

Выводы и перспективы. Нет сомнения в том, что обращение нашей поэзии к словесной, песенней памяти народа - к баяты, теджнисам, агы, колыбельным и другим жанрам народного творчества сегодня представляется достаточно актуальным и значимым, ибо обогащает поэзию новым содержанием.

Литература

1. Бахлул Абдулла Баятыларым / Абдулла Бахлул. - Баку : Озан, 2006. - 132 с.

2. Бахлул Абдулла Баяты Буйнуза / Абдулла Бахлул. - Баку : Озан, 2007. - 124 с.

3. Вугар Ахмед Мои песни / Ахмед Вугар. - Баку : Араз, 2002. - 464 с.

4. Алиоглы Чингиз Геометрия души / Алиоглы Чингиз. - Баку : Гапп-полиграф.

5. Кесеменли Нусрат Избранные сочинения / Кесеменли Нусрат. - Баку : Шарг-Гарб, 2004. - 256 с.

6. Ровшан Рамиз Дыхание. Книга книг / Ровшан Рамиз. - Баку : Ганун. - 760 с.

370

Абдулгасанли Т. Сучасна Поезiя Азербайджану / Т. Абдулгасанли // Вчет записки Тавршсько-го национального унiверситету iMeHi В. I. Вернадського. Серiя «Фшологш. Соцiальнi комунжацп». -2012. - Т. 25 (64), № 3, ч. 1. - С. 366-371.

У сучаснш поезй перюду Незалежностi зустрiчаються звернення поетав до баяти, гошма, гярайли, тeснiфи, дейщме, аги, охшама, колискових та iнших зразкiв поетичного жанру, яш вiдкривають вeликi мoжливoстi для точного вираження вде1 твору. У статл автор обмежуеться розбором характерних осо-бливостей цих жанрш на oснoвi творш деяких авторш.

Kro40Bi слова: поезш, пeрioд незалежносп, баяти, гошма, гярайли // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2012. - Vol. 25 (64), No 3, part 1. - P. 366-371.

Abdulgasanly T. Contemporary poetry of Azerbaijan / T. Abdulgasanly

In the poetry of independence period we can observe poetic examples created in genres of bayati, gerayli, tejnis and so on, which different writers referred to. It is connected by the creation of great possibilities for the clear pronounce of mentions and works, wrote in national method.

Key words: poetry, independence period, bayati, gerayli, tejnis

Поступила в редакцию 03.09.2012 г.

371

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.