Издательский портфель
УДК 101.1:316 ББК 60.0
Е.А. Волкова
Современная отечественная историография этнософии
В статье рассматривается становление и развитие этнософии. Отражены социально-культурные и исторические истоки появления научной дисциплины, отмечена актуальность исследований в области этнософии в рамках многонационального государства. Этнософия во многом является ответом на тенденции к унификации искусства и всеобщей глобализации, что приводит не только к упрощению, но и к вырождению многих национальных культур. Подобные тенденции были отмечены учеными еще в начале XX в., однако научное оформление этнософские исследования получили лишь недавно, когда выделились в полноценную академическую отрасль. Автор старается проследить как менялся взгляд на этнософию, какие подходы использовали исследователи в попытке определить границы данной науки.
Ключевые слова: историография, этнософия, антиглобализм, социокультурная феноменология, миф, мифологическое сознание, русская философия
Становление новой научной дисциплины - это долгий процесс, который, как правило, не зависит от воли одного исследователя. Новое направление в науке является результатом исторического развития научного знания, когда выясняется, что существующие дисциплины не способны адекватно описать и объяснить явления, с которыми сталкиваются исследователи. Так, например, было с социологией, когда революционные события во Франции в конце XVIII в. и вызванные ими войны показали, что социальные науки того времени оказались неспособны предвидеть и объяснить массовые социальные процессы. Тогда О. Конт предложил проект новой позитивной науки об обществе, которую назвал социологией. Слово «социология» было нео-
© Волкова Е.А., 2022
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00018, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена).
логизмом и споры о необходимости нового термина продолжались практически до конца XIX столетия. Сейчас мы можем констатировать формирование новой научной дисциплины - этнософии.
На примере этнософии любопытно отметить, что тенденции к унификации искусства вызвали совершенно противоположный результат. Не видя возможности найти основы для роста в массовой культуре, малые народы стали все чаще обращаться к истокам, отмечая в них благодатную почву для формирования национальной идентичности. Вероятно, повышенный интерес к этнософии также можно связать с непринятием нравственных идеалов современного мира. Художественное творчество, история, верования, мифология -часть духовного и социального устройства малых народов, которое зачастую в корне отличается от доминирующего европоцентризма. Антиглобализм является важной чертой этнософии, как уже было сказано, данная дисциплина является в некотором смысле ответом на навязанный мультикультурализм. В России исследования этноса особенно актуальны, знания об интеллектуальном наследии народов многонациональной страны помогут лучше понять их ментальность, а значит избежать конфликтов и противоречий. Обращаясь к историческому опыту Австро-Венгрии и Османской империи, мы видим, что недостаточное понимание психологии наций, входящих в состав государства, может иметь плачевные, а порой и по-настоящему трагические последствия.
Термин «этнософия» появился раньше самой науки. Предметная сфера этнософии еще не имеет четкого определения, что дает обширное поле для фантазии исследователей. Вариативность в попытках утвердить границы весьма велика. Первое упоминание этнософии относится к 1926 г., когда основоположник евразийства Н.С. Трубецкой использовать его в 1926 г. в одном из писем Р.О. Якобсону. Н.С. Трубецкой полагал, что различные стороны культуры не только связаны между собой, но и развиваются, так сказать, параллельно, в одном направлении. Проследить сходство в развитии различных сторон жизни и культуры, по его мысли, должна новая наука, которую он и предложил назвать этнософией. Н.С. Трубецкой писал своему адресату, что
.. .нужна какая-то особая наука, стоящая вне литературы, политики и т. д. и занимающаяся исключительно синтетическим изучением параллелизма эволюции отдельных сторон жизни. этот вопрос должна решать уже не лингвистика, а какая-то другая наука, скажем, «этнософия» [Jakobson 1975, p. 98].
Однако в евразийской теории этнософия как самостоятельная дисциплина (даже на правах термина) не получила дальнейшего обоснования. Впрочем, стремление Трубецкого ввести этнософскую пробле-
матику в научный оборот вполне объяснимо. Вопросы экономики и производства заботили общества куда больше культуры. Этнософия виделась ученому шансом снизить фиксацию на техногенной тематике, а также сохранить и преумножить знания о малых народах, история и культура которых оказались под угрозой забвения. В данном контексте уместно вспомнить и известного русского слависта В.И. Ламанского, в трудах которого евразийство берет свое начало. Он полагал, что развитие государства возможно исключительно за счет осознания своей культурной идентичности. Примерно одновременно с Н.С. Трубецким в советской России были сформулированы концепции, которые не менее точно сформулировали задачи и методы современной этнософии, не используя, правда, этого термина. Прежде всего, здесь надо назвать работы А.Ф. Лосева по философии мифа и Д.К. Зеленина по сибирской этнографии, в частности по сибирскому шаманизму. Одна из работ Д.К. Зеленина в первоначальной редакции даже называлась «Философия сибирского шаманизма». Разными путями и с разными обоснованиями, но оба исследователя приходят к выводу, что мифологическое мышление является своего рода архетипическим основанием человеческого сознания. Для многих народов миф является не просто частью культурного и исторического наследия, он предстает «живым организмом», крепко связанным с реальностью.
В последние годы термин «этнософия» активно используется философом В.В. Ванчуговым. В монографии «Русская философия конца XIX - начала ХХ века и американские мыслители "золотого века": Главные направления теоретического взаимодействия» (2002), курсе «Этнософия: образы наций в русской философской мысли» и ряде статей [Ванчугов 2009; Ванчугов 2010]) он определяет этнософию как «философию народа», основу которой составляют размышления о «сущности народа». Цель подобных рассуждений состоит в определении преимуществ и недостатков народа (нации) в интеллектуальной сфере, составлении коллективного психологического портрета, выявлении роли народа во всемирной истории. Этнософия видится В.В. Ванчугову попыткой выявить «сущность народа», выделить философскую составляющую его характера. В связи с этим он употребляет выражение «этнософические портреты». Хотя этнософия в своем возможном облачении, уточняет В.В. Ванчугов, выступает как парафилософия, но иногда ее выводы получают более высокий статус, чем более привычные рациональные умозаключения. Здесь можно наблюдать как чистые формы работы сознания, так и образное проявление бессознательного в ситуации столкновения с иным мыслящим существом (народом, этносом). Несмотря на странность некоторых суждений философов одного народа о другом, в совокупности они все же являются ценным источником, эмпирической базой для такой
формы знания, которую помимо «этнософии» можно назвать философским страноведением или философским регионоведением.
В этом же смысле термин «этнософия» употребляют новосибирские исследователи Ю.В. Попков и Е.А. Тюгашев, рассматривающие этнософию как социокультурную феноменологию, т. е. анализ культуры через ее проявления в жизни нации и описание характера народа, привязанное прежде всего к особенностям условий его природно-климатического развития. «Этнософия - это область философской мысли, в которой осуществляется рефлексия этносоциальной жизни», - пишут они [Тюгашев 2015, с. 11]. Примером этнософского подхода могут служить реконструкции характера и психологического образа народа, давно сошедшего и исторической сцены и недоступного непосредственному наблюдению, например, шумеров [Тюгашев 2021].
К особой области «софийных дисциплин» относит этнософию М. Эпштейн, противопоставляя ее этнографии как дисциплине «ло-госной». Если этнография, полагает он, описывает этносы, их генезис, историю и культуру, а этнология исследует структуру их обычаев, традиций, ритуалов, то этнософия раскрывает связь всех элементов этой структуры с мистериально-сакральным центром и пафосом национальной жизни. Этнософия изучает преимущественно высокоразвитые общества, где религиозное содержание выступает в свернутом, потенциальном виде, в отличие от этнологии, нацеленной на изучение обрядовой структуры примитивных обществ, религиозное содержание которой выступает эксплицитно. Одна из задач этносо-фии - выявить в повседневной, мирской, бытовой, профессиональной, культурной жизни манифестацию бессознательно-сакральных структур, а также определить место каждого этноса в общей эволюции общечеловеческой культуры. К предшественникам этнософии М. Эпштейн относит И.Г. Гердера, О. Шпенглера, а в отечественной науке - Н.Я. Данилевского, Л.Н. Гумилева и Г.Д. Гачева [Эпштейн 2001; Эпштейн 2004] (см. об Эпштейне: [Малинов, Налдониова 2018; Рыбас 2018]). Развивая мысль М. Эпштейна, уместно предположить, что эт-нософия в то же время демонстрирует, как со временем человечество деградирует, стремясь к упрощению. Общество опускается все ниже, забывая метафизические основы онтологически важных вещей, излишне концентрируясь на материальных ценностях. Если не обратить свои силы к дальнейшему развитию самобытности, в будущем этно-софия может потерять «пищу» для исследований, поскольку национальная идентичность окажется окончательно стерта.
С рядом программных работ по этнософии выступал известный африканист В.Р. Арсеньев (1949-2010) [Арсеньев 1996; Арсеньев 2006a; Арсеньев 2006b; Арсеньев 2008]. Он определял этнософию как специфическое направление этнографии и других гуманитарных наук, возникшее с целью преодолеть концептуальный кризис, связанный с
постмодернистской фазой, характерной для современной цивилизации, потерей целостного восприятия мира, образования множества частных наук об обществе, опирающихся на эвристически исчерпавшие себя методологические приемы. Методологическим ориентиром «этнософии», на его взгляд, выступает стремление к синтезу философии как науки о методе и об общих основаниях Мира с этнографией как наукой о культуре и обществе. В.Р. Арсеньев уточнял, что этносо-фия - дисциплина переходного периода, периода кризиса целостного видения мира. В то же самое время этнософия призвана преодолеть европоцентристский взгляд на мир и вызванные им научные установки. Необходимой составляющей этнософского подхода, по мысли В.Р. Арсеньева, должны стать полевые исследования конкретных национальных и региональных культур. Сам В.Р. Арсеньев в своих выводах опирался на многолетние исследования культуры африканского народа бамбара [Арсеньев 1997; Арсеньев 2011].
Еще одно направление толкования и применения этнософии идет от философии мифа А.Ф. Лосева. Оно обращает внимание на мифологическое основы как современной жизни, так и мышления. В первую очередь этнософия сосредоточивается здесь на выявлении мифологических основ региональной философии. Таковой, например, может быть «алтайская философия» [Малинов 2013е, с. 203-207]. В последние годы появилась серия исследований, описывающих и анализирующих как раз этнополитическую мифологию, получившую распространение на Алтае, и связанные с ней интеллектуальные и культурные практики [Ворочай 2014; Кукушкина 2017; Малинов 2013а; Мали-нов 2013b; Малинов 2013с; Малинов 2013d]. Общество давно перешло от «мифа» к «логосу», исключив мифологическое сознание из возможных элементов основ мироустройства. Однако для многих народов, в том числе для упомянутых алтайцев, элементы мифа усматриваются в повседневных вещах, с которыми мы сталкиваемся на постоянной основе. Это часть ментальности, особенность национального характера и мировоззрения. В древности мифология была ключом к пониманию существующего миропорядка, за неимением научных данных люди стремились найти объяснение вещам странным и порой пугающим. Благодаря мифам люди «общались» с окружающим миром и идентифицировали себя в нем. В XXI в. достаточно источников информации для характеристики явлений. Специфика мифов изменилась, но значимость осталась прежней. Теперь мифологическое сознание влияет на формирование поведенческих паттернов, ведет к трансформациям в социальной жизни.
Необходимо отметить, что включение в тезаурус философии нового термина - этнософия - обогащает саму русскую философию, делает этнософию «частью современного философского мышления» [Русская философия 2017]. Этнософия существенно расширяет как
предметное пространство философии, так и ее интерпретационные возможности, позволяет описывать и анализировать социокультурные явления, которые до этого не становились предметом изучения специальной научной дисциплины. На примере изучения алтайской этнософии, в частности, видно, насколько мифология укоренена в жизни и сознании современного человека, что мифологию нельзя считать пережитком архаической эпохи; в форме этнософии она входит в сознание современного человека.
Литература
Арсеньев 1996 - Арсеньев В.Р. Альтернативы будущего. СПб., 1996. 38 с.
Арсеньев 2006a - Арсеньев В.Р. Манифест этнософии // Общество. Среда. Развитие. 2006. № 1. С. 36-44.
Арсеньев 2006b - Арсеньев В.Р. Основные понятия этнософии // Манифестация. Учебно-теоретический журнал «Ленинградской школы африканистики». 2006. № 7а. 94 с.
Арсеньев 2008 - Арсеньев В.Р. Базовые понятия этнософии. Подступы к формированию мировоззренческой альтернативы // Общество. Среда. Развитие. 2008. № 1. С. 100-116.
Арсеньев, Бамбара 1997 - Арсеньев В.Р. Бамбара: люди в переходной экономике. СПб., 1997. 257 с.
Арсеньев, Бамбара 2011 - Арсеньев В.Р. Бамбара: культурная среда и овеществленный мир западно-суданского этноса в коллекциях МАЭ РАН. СПб.: МАЭ РАН, 2011. 474 с.
Ванчугов 2009 - Ванчугов В.В. «Этнософия»: ретроспективный анализ в прагматическом аспекте будущего // Наука. Философия. Общество: Материалы V Российского философского конгресса. Том II. Новосибирск: Параллель, 2009. С. 514-515.
Ванчугов 2010 - Ванчугов В.В. Всеединство в этнософическом аспекте: образы европейских народов в русской философской мысли // Соловьёвские исследования. Вып. 1 (25). 2010. С. 131-143.
Ворочай 2014 - Ворочай В.В. Преемственность и традиционализм в алтайской культуре // Studia Culturae. 2014. № 22. С. 79-86.
Кукушкина 2017 - Кукушкина Е.Н. Этнософский аспект «алтайской философии» // Вече. 2017. № 29. С. 316-323.
Малинов 2013a - Малинов А.В. Современная «алтайская хронология». Этно-софские заметки // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 179. С. 99-106.
Малинов 2013b - Малинов А.В. На пути к этнософии // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехниче-
ского университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 184. С. 155-162.
Малинов 2013c - Малинов А.В. Этнософия и археософия Алтая // Studia culturae. 2013. № 18. С. 121-136.
Малинов 2013d - Малинов А.В. Этнософская утопия «алтайской философии» // Вече. 2013. Вып. 25. С. 126-140.
Малинов 2013е - Малинов А.В. Русская философия: исследования, история, историография. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2013.
Малинов 2014 - Малинов А.В. Экология культуры алтайской этнософии // Studia culturae. 2014. № 22. С. 107-115.
Малинов, Налдониова 2018 - Малинов А., Налдониова Л. Смыслотворение. Размышления над книгой М.Н. Эпштейна «Проективный словарь гуманитарных наук» // Философский полилог. 2018. № 2. С. 145-158. DOI: https:// 10.31119/phlog.2018.4.7
Русская философия 2017 - Русская философия в современном мире: контексты актуальности. Материалы «круглого стола». Участники: Б.И. Пружи-нин, С.И. Дудник, А.А. Грякалов, А.А. Ермичев, К.Г. Исупов, В.М. Кам-нев, Н.В. Кузнецов, А.В. Малинов, И.Д. Осипов, В.В. Савчук, Е.Г. Соколов, Т.Г. Щедрина // Вопросы философии. 2017. № 4. С. 116-138.
Рыбас 2018 - Рыбас А.Е. Жить и мыслить в пределах возможного. О «Проективном словаре» М.Н. Эпштейна // Философский полилог. 2018. № 2. С. 159-188. DOI: https://10.31119/phlog.2018.4.8
Тюгашев 2015 - Тюгашев Е.А. Этнософия П.А. Сорокина и феноменология евразийской культуры // Наследие. 2015. № 1 (6). С. 8-17.
Тюгашев 2021 - Тюгашев Е.А. Этнософия шумеров // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Философия. 2021. № 4 (9). С. 75-82.
Эпштейн 2001 - Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб., 2001. 334 с.
Эпштейн 2004 - Эпштейн М.Н. Технософия и другие «софии» // Эпштейн М.Н. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М., 2004. С. 783-785.
Jakobson 1975 - Jakobson R.O. N.S. Trubetzkoy's Letters and Notes. The Hague; Paris, 1975. 508 p.