ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
%
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 796 5667 А. Ю. БЛИЗНЕВСКИЙ
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
СОВРЕМЕННАЯ НОРМАТИВНОПРАВОВАЯ БАЗА СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА____________________________________________
В статье рассматривается федеральный Закон «О физической культуре и спорте» и на его основе анализируется нормативно-правовая база спортивно-оздоровительной отрасли. Определены базовые федеральные нормативные акты, которыми должны руководствоваться органы управления физической культурой и спортом в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, отраслевой закон, нормативно-правовая база, Всероссийский реестр видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация.
Актуальность. Правовое обеспечение любой отрасли, отраженное в законодательстве РФ, имеет первостепенное значение для организации ее управления, функционирования и финансирования. Целью преобразований нормативно-правовой базы сферы физической культуры и спорта является создание эффективного механизма реализации социального потенциала спортивной отрасли, а также укрепления позиций отечественного спорта на мировой арене.
Как известно, высшую юридическую силу имеют законы — нормативные правовые акты (письменные официальные документы), принимаемые органами законодательной власти или непосредственно народом путем референдума. Нормативные правовые
акты могут устанавливать, изменять или отменять нормы права. Комплекс таких актов представляет собой систему законодательства. Первое место среди них, безусловно, занимает Конституция РФ. Следующие по значимости кодифицированные акты — кодексы, обеспечивающие обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений. Затем законы по различным сферам деятельности [1].
К последней группе относится принятый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее Закон) от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ, который утратил действие вместо вступившего в силу 30 марта 2008 г. нового варианта аналогичного Закона от 04.12.2007 № 329-Ф3 [2]. Поэтому
развитие нормативно-правовой базы физической культуры и спорта на основе данного отраслевого Закона является сегодня особо актуальным.
Методика исследования. На основании проведенного анализа архивных материалов, исторических фактов, текущих нормативно-правовых документов Минспорттуризма РФ сравнительно-аналитическим методом и ранжированием определен перечень наиболее важных документов для управления спортивной отраслью.
Результаты и их обсуждение. Отраслевой Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» явился важнейшим этапом формирования государственной политики в сфере физической культуры и спорта. В нем сформулированы основные понятия и принципы государственной политики в отрасли, компетенция субъектов физкультурно-спортивного движения как элементов единой системы при реализации этой политики, отражены цели и задачи принятия закона и другие значимые положения. Законодательство о физической культуре и спорте (статья 3) основывается на принципах:
— обеспечения права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
— сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
— обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
— единства нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации.
Для реализации этих принципов, согласно статье 21 Закона, виды спорта, развиваемые на территории Российской Федерации, должны пройти процедуру признания, на основании приказа Минспорттуризма России [3]. Для этого вид спорта должен соответствовать целям физической культуры и спорта (включая спорт высших достижений), в частности способствовать физическому и интеллектуальному развитию способностей человека, совершенствованию его двигательной активности и формированию здорового образа жизни. Кроме этого, основанием для признания является наличие отличительных признаков, к которым относятся правила вида спорта, среда занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование, а также регулярное проведение соревнований. Наименование вновь заявляемого вида спорта должно отличаться от уже признанных видов.
Вид спорта не может быть признан, если соревнования по нему не являются спортивными (нет участия человека, отсутствует состязательность), правилами не создаются равные условия для участников спортивных соревнований, допускается жестокость по отношению к сопернику, неуважительное отношение к зрителям. Не допускаются также любые проявления, унижающие честь и достоинство личности, пропаганда насилия и жестокости, социальной, расовой, национальной, религиозной и иной нетерпимости. Условиями проведения тренировочного процесса и правилами соревнований не должно создаваться угрозы жизни и здоровью занимающихся.
При выполнении всех этих условий вид спорта может быть признан Минспорттуризмом России, что оформляется соответствующим приказом. После
процедуры признания вида спорта, его спортивные дисциплины включаются во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС). Это федеральная информационная система, содержащая зафиксированные на материальном и электронном носителях сведения о видах спорта и их спортивных дисциплинах. ВРВС создан в 2003 г. с целью совершенствования статистической отчетности в спортивной отрасли, а также систематизации культивируемых на территории РФ видов спорта и входящих в них спортивных дисциплин. Для этого каждой спортивной дисциплине по видам спорта присваивается свой номер-код, состоящий из 11 знаков. Знаки отражают характеристики вида спорта и его отдельных дисциплин: сезонность — летний, зимний, внесезонный; характер — игровой, неигровой; распространение — степень международного и всероссийского признания; категории занимающихся — мужчины, женщины, юниоры, юниорки, юноши, девушки, все.
Порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта, порядок его ведения определяются Правительством Российской Федерации. Только по видам спорта, включенным в ВРВС, учреждения среднего и высшего профессионального образования в установленном порядке получают право готовить специалистов, а спортивные учреждения — открывать отделения.
ВРВС ведется на государственном языке Российской Федерации и состоит из четырех разделов. Первый раздел включает виды спорта, которые на данный момент в текущем порядке только завершили процедуру признания и находятся в стадии присвоения им номеров-кодов вида спорта и его спортивных дисциплин. Второй раздел включает полностью оформленные виды спорта и развиваемые на уровне, не ниже общероссийского, то есть получившие развитие более чем в половине субъектов Российской Федерации. Если вид спорта по сложности и другим особенностям не имеет возможности культивироваться более чем в половине субъектов РФ, то специальным решением Минспорттуризма он может быть также включен во второй раздел. Третий раздел включает национальные виды спорта, культивируемые в каком-либо субъекте РФ. Четвертый — военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта, являющиеся ведомственными видами спорта. На 1 июля 2010 г. первый раздел включал 5 видов спорта, второй — 117, третий — 5 и четвертый — 15.
Анализ ВРВС показывает, что второй раздел является основным в работе Минспорттуризма, так как именно он включает виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне. Эти виды спорта по степени международной распространенности можно разделить на несколько групп, согласно их номеров-кодов (табл. 1). Согласно данным табл. 1, сегодня в Российской Федерации культивируется 52 вида спорта, часть спортивных дисциплин которых представлены в программах игр Олимпиады (39 видов спорта) и Зимних Олимпийских игр (13 видов спорта). Кроме них еще 20 видов спорта получили признание Международного Олимпийского комитета и их спортивные дисциплины решением заседания сессии МОК могут включаться в программы Олимпийских игр в будущем.
Всероссийский реестр видов спорта периодически подвергается изменениям. Виды спорта из первого раздела после проведения всех процедур утверждения и присвоения номеров-кодов переводятся во второй раздел. Напротив, если в результате развития вид
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Группы видов спорта общероссийского уровня ВРВС по степени международной распространенности (данные на 1 июля 2010 г.)
Группы видов спорта и цифра кода, отражающая степень распространенности Сезонность, характеристика и количество по позициям в группе Количество видов спорта в группе
1 Имеют спортивное международное объединение, получили признание МОК и включены в олимпийскую программу хххххххбххх летний Неигровой 25 52
Игровой п
зимний Неигровой 8
Игровой 2
внесезонный Неигровой 6
Игровой -
2 Имеют спортивное международное объединение, получили признание МОК X X XXX XX 5х XX Летний Неигровой 8 20
Игровой 6
неигр,-1- игр. дисциплины 1
Зимний Игровой 1
внесезонный Неигровой 3
неигр. + игр. дисциплины 1
3 Имеют спортивное международное объединение ххххххх4ххх Летний Неигровой 21 31
Игровой 4
Зимний неигр. + игр. дисциплины 1
внесезонный неигровой 5
4 Имеют всероссийское физкультурно-спортивное объединение, получили развитие только в Российской Федерации хххххххЗххх Летний неигровой 3 7
Игровой 3
внесезонный не игровой 1
5 Виды спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеют спортивное международное объединение ххххххх? XXX Летний Игровой 2 6
неигр. + игр. дисциплины 1
внесезонный неигр.-1- игр. дисциплины 3
спорта перестал соответствовать требованиям ВРВС, то он может быть исключен из него. Основанием для исключения может явиться отсутствие официальных всероссийских соревнований в течение двух лет, снижение числа субъектов, культивирующих вид спорта, ниже допустимого уровня, отмена решения о признании соответствующего вида спорта по причине представления документов, содержащих недостоверную или искаженную информацию. Исключены могут быть также отдельные дисциплины вида спорта, если они не включаются в программу официальных соревнований.
По каждому виду спорта, включенному в ВРВС, разрабатываются и утверждаются в Минспортту-ризме РФ правила соревнований. В правилах соревнований по виду спорта отражаются: предмет и суть соревновательной деятельности; требования к месту соревнований и оборудованию; характер и система проведения соревнований; условия обеспечения справедливости соревнований и определения результатов; требования к допуску участников в зависимости от уровня соревнований. Правила по виду спорта разрабатываются с учетом и на основе соответствующих международных правил. Они действуют на всей территории Российской Федерации, обязательны для спортсменов, тренеров, представителей команд судей и организаторов соревнований, а также для всех лиц, работающих со спортсменами.
Для совершенствования системы спортивных соревнований и стимулирования в занятиях спортом в России утверждены спортивные разряды и спортивные звания по видам спорта, сформированные в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК). Впервые единая спортивная классификация
была разработана в СССР в 1935 г. на основе уже существующих к тому времени спортивных классификаций по отдельным видам спорта, и в дальнейшем постоянно менялась, включая новые виды спорта. Начиная с 1949 г. этот документ стал утверждаться на четырехлетний период. В ЕВСК могут быть включены виды спорта только из ВРВС.
Положение о Единой всероссийской спортивной классификации содержит требования и нормы, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих званий и разрядов [4]. Результаты соревнований могут быть учтены для присвоения спортивных званий или разрядов только при выполнении двух условий — соответствующего уровню соревнований представительства участников и квалификационного уровня судейства. В частности, при проведении международных соревнований (чемпионатов, кубков и первенств мира) должно быть представительство участников из 35 стран в летних видах спорта, и из 15 стран — в зимних видах спорта. При проведении соревнований всероссийского уровня необходимо участие спортсменов из не менее половины числа субъектов РФ, развивающих указанный вид спорта. Что касается уровня судейства, то при проведении соревнований наличие судей соответствующей категории строго регламентировано и отражено в ЕВСК для каждого вида спорта и уровня соревнований. Порядок присвоения квалификационных категорий спортивных судей и содержание квалификационных требований для них установлены в «Положении о спортивных судьях» [5]. Согласно ЕВСК, в Российской Федерации установлены три спортивных звания, и семь спортивных разрядов, согласно «Положенияо спортивных судьях» — пять судейских
Спортивные звания, спортивные разряды и квалификационные категории спортивных судей, установленные в Российской Федерации
Правоустанавливающие документы во исполнение п.5, п.6 статьи 22 Федерального закона от 04.12.2007 №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Положение о Единой всероссийской спортивной классификации. Утверждено приказом Минспорттуризма №48 от 21.11.2008 г. Положение о спортивных судьях. Утверждено приказом Минспорттуризма №56 27.11.2008 г.
Спортивные звания Спортивные разряды Квалификационные категории спортивных судей
1) мастер спорта России международного класса; 2) мастер спорта России; 3) гроссмейстер России, 1) кандидат в мастера спорта; 2) первый спортивный разряд; 3) второй спортивный разряд; 4) третий спортивный разряд; 5) первый юношеский спортивный разряд; 6) второй юношеский спортивный разряд; 7) третий юношеский спортивный разряд. 1) спортивный судья всероссийской категории; 2) спортивный судья первой категории; 3) спортивный судья второй категории; 4) спортивный судья третьей категории; 5) юный спортивный судья.
категорий (табл. 2). К примеру, для присвоения спортивного звания «мастер спорта России» (МС) на соответствующих соревнованиях необходимо участие в главной судейской коллегии не менее трех судей всероссийской категории, спортивного разряда кандидат в мастера спорта (КМС) — не менее двух судей всероссийской категории. Действие квалификационной категории спортивного судьи, присвоенной в одном из видов спорта, не распространяется на другие виды спорта.
Для спортсменов, являющихся призерами Олимпийских игр, а также чемпионов мира и Европы, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, установлено почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта России». Впервые почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта» было установлено 27 мая 1934 г. постановлением ЦИК СССР. Положение о присвоении почетных спортивных званий утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Б табл. 3 отражена статистика присвоения спортивных званий в Российской Федерации за годы нового тысячелетия.
Все официальные физкультурные мероприятия и спортивные соревнования, проводимые на международном, всероссийском, региональном и муниципальном уровнях систематизированы посредством календарных планов проведения физкультурных и спортивных мероприятий соответствующего уровня.
Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (ЕКП) — это федеральный документ, определяющий перечень указанных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации и курируемый федеральными органами исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта. Он включает также перечень спортивных мероприятий в целях подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации к международным спортивным мероприятиям.
Физкультурные и спортивные мероприятия включаются в ЕКП с учетом особенностей отдельных ви-
дов спорта. Условия приема заявок на проведение соревнований от субъектов РФ, процедура утверждения и порядок финансирования соответственно нормам расходов на проведение мероприятий ЕКП за счет средств федерального бюджета производится до начала соответствующего календарного года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [6].
ЕКП состоит из двух частей — физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, каждая из которых имеет свои группы. Физкультурные мероприятия проводятся:
а) среди детей и учащейся молодежи;
б) среди лиц средних и старших возрастных групп населения;
в) среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Спортивные мероприятия разделены на две группы:
а) спортивные соревнования и учебно-тренировочные сборы по видам спорта;
6} спортивные соревнования, проводимые одновременно по нескольким видам спорта.
Любое физкультурное мероприятие или спортивное соревнование, включенное в ЕКП, проводится в соответствии с положении (регламентом) о соревнованиях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [7]. Положение о физкультурном мероприятии, утвержденное его организаторами, представляется в Минспорггуризм не позднее, чем за три месяца до проведения мероприятия. Проект Положения о спортивных соревнованиях по виду спорта должно быть представлено в Минспорттуризм РФ не позднее 31 мая предшествующего года для зимних видов спорта и 31 июля предшествующего года для летних видов спорта.
Нормативно-правовая база спортивной отрасли страны находится в состоянии постоянного развития и совершенствования. В частности, только в 2009 г. было принято 39 разных официальных государственных документов (изменения и дополнения в федеральные законы, указы, распоряжения, постановления, поручения), которые направлены на правовое регулирование дальнейшего развития физической культуры
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
Статистика присвоения спортивных званий и почетного спортивного звания в Российской Федерации в 2001-2009 гг.
год присвоения почетное звание ЗМС (чел.) спортивное звание МСМК (чел.) спортивное звание МС (чел.)
2001 127 789 5910
2002 138 685 4 978
2003 212 957 6 104
2004 127 654 5 444
2005 159 991 6 586
2006 175 630 5 143
2007 149 719 6 401
2008 209 573 4 734
2009 146 435 4 523
и спорта РФ. Она развивается как на федеральном уровне, так и на региональном. На основании Федерального закона «О физической культуре и спорте» аналогичные региональные законы вступили в силу в 57 субъектах РФ, Более того, в некоторых из них такие законы появились раньше федерального — в Республике Карелия в 1994 г., в Республике Башкортостан в 1994 г., в Республике Адыгея в 1995 г. Цели и задачи этих законов направлены на содействие органов государственной власти развитию физической культуры и спорта па территории конкретных субъеков РФ с учетом их численности населения, этно-конфес-сионального состава, экономического потенциала. Ведь РФ как федеративное государство имеет в своих регионах разный уровень этих показателей.
Выводы. Таким образом, вполне обоснованно ддя успешной реализации государственной социальной политики в спортивной отрасли разрабатывается и утверждается значительное количество официальных правительственных и президентских документов. Сегодня законом, устанавливающим экономические, организационные и социальные основы государственной политики в спортивно-оздоровительной отрасли, является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», состоящий из 8 глав, которые включают 43 статьи.
Из множества нормативных документов и подзаконных актов основополагающими являются: федеральная информационная система, содержащая сведения о видах спорта и их спортивных дисциплинах — Всероссийский реестр видов спорта; разработанные и утвержденые правила соревнований по каждому виду спорта, отражающие все его особенности и систему проведения соревнований; Единая всероссийская спортивная классификация для утверждения спортивных разрядов и спортивных званий по видам спорта; Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также положения (регламенты) их проведения. Эти нормативные документы для спортивно-оздоровительной отрасли выпущены в форме приказов Минспорттуризма России.
Библиографический список
рования отрасли на рубеже веков: документы и материалы (1999 — 2002 годы) [Текст] / П. А. Рожков. — М.: Советский спорт, 2002. — 1040с. - ШЭИ5-85009-776-7.
2. Федеральный закон от 04,12.2007 № 329-ФЭ «О физической культурен спорте в Российской Федерации» // Российскаягазета. — 2007. — 8декабря;2008. — 25 июля, 30 декабря; 2009, — 13мая,21 июля, 27 ноября, 22 декабря; 2010. — 30 июля.
3. Порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин ивключенияихво Всероссийский реест р видов спорта и порядок его ведения, утверждённый приказом Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации от02.02.2009 № 20 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2009. — № 16. — 20 апреля; 2010. — № 26. -26 июня.
4. Положение о Единой всероссийской спортивной классификации, утверждённой приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от21.11.2008, № 48 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2009. — №7. — 16 февраля.
5. Положение о спортивных судьях, утверждённое приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 21.1 1.2008, № 56//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. -№ 8. — 23 февраля.
6. Порядок включения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утверждённый приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 08.05.2009, N2 289 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2009. — №34. — 24 августа.
7. Общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, утверждённые приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 08,05.2009, № 290 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. — №30. — 27 июля.
БЛИЗНЕБСКИЙ Александр Юрьевич, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, помощник проректора по безопасности и кадрам. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
1. Рожков, П. А. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта. Реализация стратегии реформи-
Статья поступила в редакцию 01.09.2010 г. © А. Ю, Близневский