В.Д. ЧЕРНЯК
(Российский государственный педагогический университет г. Санкт-Петербург, Россия)
УДК 811.161.1’ 373 ББК Ш141.2-3
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА В СПЕКТРЕ АССОЦИАЦИЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается ассоциативное поле «музыка» как один из значимых фрагментов лексикона языковой личности. На материале ассоциативных словарей и проведенного эксперимента описываются основные направления ассоциирования в структуре поля.
Ключевые слова. Ассоциативное поле, ассоциативный словарь, языковая личность, ассоциативный эксперимент, динамика лексикона.
Исследование многомерного портрета современной языковой личности остается актуальной задачей, которая может быть решена в результате описания различных фрагментов лексикона. Одним из них является музыка как часть современной культуры. «Русский ассоциативный словарь» [РАС 2002], как точный слепок ассоциативно-вербальной сети носителя языка, содержит «благодатный материал для изучения языковой картины мира русских, их духовных интересов и ценностей, культурноисторических предпосылок формирования современных общественных, нравственных, эстетических идеалов» [Караулов 2002: 777].
Ассоциативное поле (АП) «музыка» в РАС включает 101 реакцию; в обратном словаре реакция музыка отразилась в 559 статьях слов-стимулов, что говорит о значимости этой составляющей лексикона языковой личности. Музыка ассоциируется у носителя языка прежде всего с тем, что обогащает его внутренний мир (8—И: души, для души, внутри; И—8 облагораживает), с человеческими чувствами и отношениями (8— любовь, любви, любима, люблю, венчальная; И—8: для двоих, свадьба). Музыка - это отдых, спокойствие, развлечение, увлечение, хобби.
Отчетливо выделяются в АП доминанты ассоциирования, представленные лексико-семантическими группами «музыкальные инструменты» (пианино, роялъ, гитара, скрипка, труба, волынка, орган, баян, барабан, горн), «музыкальные термины и понятия» (аккорд, ритм, звук, тема, мотив, скрипичный ключ, тон, темп, гармония). Значимыми для лексикона современника оказываются ассоциации, связанные с «технической» стороной восприятия музыки (магнитофон, кассета, пленка, пластинка, диск, радио и т.п.). В языковом сознании усредненной языковой личности достаточно четко представлены различные направления и жанры музыки. Классическая музыка вербализуется в ассоциатах классическая, классика, органная, старая, старинная, в антропонимах Бах, Бетховен, Верди, Чайковский, Штраус. Заметное место в АП занимают элементы, указывающие на современный этап развития музыкальной культуры: рок /рок-н-ролл, металл, поп, эстрада, Алиса, Metal-lica и ряд других.
Примечательно, что все названные составляющие структуры АП выделяются и в созданном саратовскими лингвистами «Русском ассоциативном словаре», представляющем ассоциативные реакции школьников I-XI классов, [РАС 2011]. Это чрезвычайно ценное издание дает богатый материал для изучения находящейся в процессе становления языковой личности современника. Поскольку в словаре реакции школьников разных возрастных групп представлены раздельно, можно проследить изменения в лексиконе личности по мере накопления жизненного опыта: если у младших школьников ассоциации обусловлены, в первую очередь, школьной программой музыкального образования, то по мере взросления все большее место занимают ассоциации, отражающие индивидуальные предпочтения, в том числе интерес школьников к современной музыке: рок, рэп, группа, Prodigy, Queen и т.п.
Для более углубленного исследования того, как социокультурный феномен «современная музыка» представлен в языковом сознании молодежи, был проведен свободный ассо-
циативный эксперимент1. В нем участвовали 64 человека - от 16 до 25 лет. В качестве стимулов респондентам были предложены слова джаз, рок-музыка, поп-музыка как ключевые слова современной музыкальной культуры. На предложенные стимулы испытуемые могли давать не одну, а несколько реакций (далее они выделены курсивом). Рассмотрим для примера АП «джаз». В центре поля находятся наиболее характерные для данного направления музыкальные инструменты - прежде всего, это саксофон (наибольшее число ассоциаций) и труба (на периферии - гитара, контрабас), имена известных американских джазовых музыкантов - Луи Армстронг, Фрэнк Синатра, Чарли Паркер. На периферии, представленной низкочастотными и единичными реакциями, - имена джазовой певицы Эллы Фицжералъд, трубача-виртуоза Диззи Гиллеспи, тромбониста и руководителя свингового оркестра Глена Миллера, певицы Ларисы Долиной, джазового басиста и виолончелиста Рона Картера, английского актера и пианиста Хъю Лори и ряда других музыкантов. На происхождение джаза указывают такие частотные реакции, как негр/негры, Америка, афроамериканцы, Африка, Латинская Америка, Новый Орлеан, США, чернокожий человек, чернокожие музыканты, чернокожие. В АП актуализируются основные, связанные с джазом музыкальные понятия и термины - ритм, импровизация, гармония, аккорды с добавлениями, мелодика, пониженные и повышенные ступени, пулъсация, свинг, триоли, окказиональные особый вокал, тянучестъ, а также другие музыкальные стили и жанры -блюз, латина. Ассоциативно слово джаз связывается у носителей языка с другими видами искусства, такими как мюзикл («Чикаго»), кинематография (филъм «В джазе толъко девушки», «Принцесса и лягушка»). Целый ряд ассоциаций погружает в социокультурный контекст, в котором существует современная музыка. Так, послушать джаз можно в петербургском
1 Эксперимент был проведен К. Д. Жуковой и описан в выполненной под нашим руководством магистерской диссертации «Лексическое представление социокультурного феномена «современная музыка» в словарях и текстах» (СПб., 2013).
баре «Шляпа», в джазовой филармонии (костюмы и вечерние платья, смокинг), в ресторане. Джаз вызывает веселье, восторг, волнение, дарит наслаждение, создает особую атмосферу, настроение. Интересно, что джаз, с одной стороны, ассоциируется у участников эксперимента с молодостью, модой, а с другой, - вызывает реакции прошлый век, Советский союз, старомодное. С ассоциацией Советский союз семантически связана и реакция запретное, отражающая историю развития отечественного джаза.
Если в АП «джаз» основными музыкальными инструментами, ассоциативно связанными с данным направлением, оказались саксофон и труба, то в центре АП «рок-музыка» представлены гитара, электрогитара, а также барабаны, ударные, бас-гитара. Значимой составляющей поля являются номинации музыкальных групп и исполнителей: Виктор Цой, «Кино», «Король и шут» (сокращенно «Киш»), «Сплин», Арбенина, Би-2, БГ, Земфира, «Кипелов», «Наутилус», «Пикник», «Пилот», «Чиж и Со», «Чичерина»; «Deep Purple», «Aerosmith», «Rammstein», «Pink Floyd», Майкл Джексон, Курт Кобейн. Рок-музыка ассоциируется у носителей языка с концертами, фестивалями, клубами и стадионами. B поле попало название одного из ежегодных общероссийских рок-фестивалей - «Нашествие», а также названия концертных залов, где чаще всего в Санкт-Петербурге проводятся выступления рок-исполнителей: «Ледовый», «Юбилейный». Любопытно, что если в поле «джаз» на периферии оказались слова кофе, шампанское, то рок-музыка ассоциативно связывается у носителей языка с алкоголем, наркотиками и сигаретами. Отсюда понятыми оказываются реакции беспредел, буйство, крики, подворотни. Среди эмоциональных состояний, вызванных рок-музыкой, - драйв, зажиг, отрыв, радость. Заметное место в АП «рок-музыка» занимают ассоциации, отражающие внешний вид исполнителей и их поклонников, социокультурную природу рок-музыки: борьба за свободу, свобода, несогласие, протест, андеграунд. Рок-музыка - это громко, громкость, шум, грохот. Отношение к рок-музыке выражается в разнонаправленных реакциях - идеальная музыка, классная и металл лучше, говно, жесткая, тяжело, тяжесть. Bозpастную
аудиторию рока определяют ассоциации молодежь, юность и ностальгия по юности.
Широкий спектр ассоциаций представляет и поле «поп-музыка»: Майкл Джексон, Бритни Спирс, Мадонна, Леди Гага, Джастин Бибер Максим; Руки вверх, Дима Билан, Виагра, Глюкоза, Катя Лель, Киркоров, Ласковый май, Мираж, Тату. Показательна реакция-суждение: зарубежная поп-музыка хороша, в России качественной поп-музыки практически нет. АП вербализует представления языковой личности о внешнем виде рок-музыкантов и их поклонников (длинные кудрявые волосы у мужчин, волосатые мужчины, длинные волосы, махание длинными волосами, кожаная одежда, кожа, кожаные штаны, кожаные куртки, косухи, бандана, серебряные кольца, цепи, футболки с надписями) и внешности поп-исполнителей и их фанатов (блондинка / блондинки, девочки в коротких юбочках и с глубоким декольте, глубокие вырезы и короткие юбки, женщина легкого поведения, мажорный зализанный денди, поющие кукушки, блеск, блестки, стразы, бриллианты). Поклонник поп-музыки предстает как обыватель, это, прежде всего, маленькие девочки, гламурные девочки-подростки; она ориентирована на массовое сознание, массовость, массы, является бизнесом, коммерцией, пропагандируется телевидением (телевизор / ТВ, муз ТВ, Ру ТВ). Поп-музыка в описываемом АП предстает как нечто искусственное (искусственность и недоверие, фонограмма). Об отсутствии смысла в поп-музыке красноречиво говорят реакции бессмысленность и беспощадность для мозга, бессмысленные тексты, давящая на мозг, мало смысла, незамысловатая, тыц-тыц-тыц, два притопа - три прихлопа. Негативное отношение к поп-музыке отражают ассоциации розовые сопли, дешевизна, занудство, монотонность, одноразовость, отсутствие интереса, после нее хочется спать, пошлость, примитив, пустота, пу-стотрепство. Поп-музыка - это развлечение, отвлечение. Оценивая аксиологический аспект ассоциаций, нельзя не отметить, что участники эксперимента - в основном студенты, что определяет культурный уровень испытуемых и систему их оценок.
Таким образом, исследование даже небольшого фрагмента лексикона, осуществленное на основе ассоциативных экспери-
Психолингвистика в образовании
ментов, представляет выразительные черты языкового портрета современника, уровень его культурной грамотности, систему ценностей. Такие описания, являясь своеобразной хроникой языковой жизни, дают ценный материал для мониторинга изменений в языковом сознании.
ЛИТЕРАТУРА
Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь: в 2 т. Т. 2: От реакции к стимулу. -М., 2002.
Русский ассоциативный словарь: в 2 т. - М., 2002.
Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников 1-Х1 классов: в 2 т. - Саратов, 2011.
© Черняк В.Д., 2013