Научная статья на тему 'Современная модель высшего образования в историко-региональном измерении: исторический опыт и проблемы реформирования'

Современная модель высшего образования в историко-региональном измерении: исторический опыт и проблемы реформирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / HIGHER EDUCATION / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL REVOLUTION / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / STRATEGIC RESOURCE / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннахметов И. Д.

В статье рассматриваются региональные аспекты исторического опыта формирования и развития модели высшего образования. Выявлены трудности, которые испытывает в настоящее время региональное высшее образование. Обобщен опыт модернизации казанских университетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern model of higher education in historical and regional dimension: his-torical experience and reform issues

The article deals with the regional aspects historical experience of the formation and development of the model of higher education. The difficulties experienced by currently regional higher education. Summed up the experience of modernization of Kazan University

Текст научной работы на тему «Современная модель высшего образования в историко-региональном измерении: исторический опыт и проблемы реформирования»

УДК 378

ИД.Миннахметов

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИКО-РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ.

В статье рассматриваются региональные аспекты исторического опыта формирования и развития модели высшего образования. Выявлены трудности, которые испытывает в настоящее время региональное высшее образование. Обобщен опыт модернизации казанских университетов.

Ключевые слова: высшее образование, научно-техническая революция, региональная инновационная система, стратегический ресурс, национальный исследовательский университет.

I.Minnakhmetov. THE MODERN MODEL OF HIGHER EDUCATION IN HISTORICAL AND REGIONAL DIMENSION: HISTORICAL EXPERIENCE AND REFORM ISSUES.

The article deals with the regional aspects historical experience of the formation and development of the model of higher education. The difficulties experienced by currently regional higher education. Summed up the experience of modernization of Kazan University.

Keywords: higher education, scientific and technological revolution, the regional innovation system, a strategic resource, a national research university.

Традиции отечественной высшей школы восходят к середине XVIII - началу XIX вв., когда университеты, организованные в соответствии с немецкой моделью, стали центрами организации и управления учебным процессом сети светских учебных заведений разного уровня. Относительно медленно, но увеличивалось число вузов [1, с.254]. Особое место в системе вузов занимал Казанский императорский университет. Его социокультурная роль менялась под воздействием динамичных этнокультурных и социально-экономических процессов, происходивших на рубеже XIX-XX вв.

Система высшей школы, сформированная в дореволюционное время, долго оставалось традиционной по историческому типу. Основные изменения носили структурный, организационный характер. В силу известных причин сфера образования стала подвергаться вторжению политического и идеологического факторов.

Революция и гражданская война нанесли огромный ущерб не только цивилизации России в целом, но и высшему образованию как одной из ее сфер. Гибель и эмиграция кадров высшей квалификации, специалистов различного профиля сменились периодом выживания системы в условиях тотального планирования, администрирования из центра, жесткого партийного и государственного контроля.

Многие преподаватели Казанского университета в годы гражданской войны ушли с армией Комуча в Сибирь, основав там Иркутский университет. Оставшиеся в Казани старые ученые вытеснялись «красной» профессурой. Преобразования проводились в рамках реорганизации всей системы народного просвещения, начиная от создания дошкольных учреждений и кончая борьбой за завоевание высшей школы [2, с.223].

Уже в годы гражданской войны появились новые типы учебных заведений. Общая тенденция развития системы высшей школы в 1920-е гг. состояла в том, что место прежних форм образования все большее место в ней занимали политехнические институты. В Казани политехнический институт создан в 1919 г. За ним последовала организация института сельского хозяйства и лесоводства. На базе Казанского учительского института был организован педагогический. В 1922 г. был организован Институт советского строительства [2, с.230].

Однако пик активной организации вузов пришелся на конец 1920-х-начало 1930-х гг. Сказалась необходимость в специалистах народного хозяйства, которая особенно остро дала о себе знать в начале 1930-х гг., в связи с начавшейся индустриализацией страны, и набиравшей обороты первой пятилетки. В 1930 г. создан Казанский химико-технологический институт, и Казанский институт коммунального хозяйства (впоследствии инженерно-строительный институт), на базе политехнического института и индустриального техникума - институт инженеров народного хозяйства (с 1952 - институт инженеров-строителей нефтяной промышленности). В 1932 г. создан авиационный институт, кроме того, а в 1930-м году возник энергетический институт. Медицинский факультет Казанского университета с его клиниками в начале 30-х гг. образовали самостоятельный институт. Если до 1917 г. в Казани насчитывалось 3 высших учебных заведения: университет, ветеринарный институт, Высшие женские курсы, то в 1940/41 учебном году в республике насчитывалось 14 высших учебных заведений с 12 тысячами студентов [3, с.164].

Казанский университет, взрастив в своем «гнезде» «птенцов», которые, оперившись, превратились в самостоятельные вузы, сам в 1929 г. остался только с одним факультетом. Но он продолжал влиять на процесс вузовского строительства не только в республике, но во всем регионе Поволжья. В появлении Чувашского, Марийского, Мордовского, Удмуртского, а также Ульяновского университетов - неизмеримо высока роль alma-mater.

Однако во второй половине 1930-х гг. старые университеты были реабилитированы. Возникла серия высших школ. Изменилась география подготовки специалистов-выпускников Казанского университета,

ориентированных на подъем Татарской республики. Изменилось и содержание отношений региона и университета [4, с.37].

Советский социальный эксперимент сопровождался радикальными переменами принципов и форм организации высшего образования. Одним из элементов новой системы была централизация, партийно-государственный контроль, классовые приоритеты и высокая степень вмешательства государства в социальную жизнь [5, с.424]. Социальные структуры на региональном уровне развивались и функционировали в условиях жесткой вертикали управления и доминированием промышленно-отраслевого фактора.

Очередной этап в развитии высшего образования наблюдается в 1960-1980-х гг. в связи с наступлением эпохи научно-технической революции. Одним из ведущих факторов ускоренного развития базовых отраслей экономики и решения проблем НТР стало высшее образование. Изменились не только количественные параметры системы подготовки кадров для «революционных» отраслей промышленности, но и качество образования. В обществе росло осознание роли высшего технического и классического университетского образования в меняющемся мире.

Когда говорят о научно-технической революции, то в первую очередь подразумевают именно процесс интеграции науки и производства. Однако было бы неправильно все сводить только к этой первой составляющей современной НТР. Во-вторых, понятие «научно-техническая революция» включает в себя революцию в подготовке кадров и во всей системе образования. Новая техника и технология требуют нового работника - более культурного и образованного, гибко приспосабливающегося к техническим нововведениям, высокодисциплинированного, имеющего навыки коллективного труда, что является характерной чертой новых технических систем [6, с.258]. В результате в эру НТР наблюдается развитие существующих учебных заведений, открываются новые вузы, филиалы иногородних вузов, таких как Московский энергетический институт, Ленинградский институт культуры имени Н.К.Крупской. Впоследствии упомянутые филиалы были преобразованы в самостоятельные казанские институты, развернувшие работу по подготовке необходимых для Поволжья специалистов [2, с.354].

В период 1960-1980-х гг. по параметрам числа вузовских специалистов советская система лидировала, была «впереди планеты всей» и по числу студентов на 10000 жителей, и по числу вузов, и по палитре и спектру профилей обучения. В 1990 г. вузы функционировали во всех республиках, краях и областях РСФСР. В Среднем Поволжье бесспорная пальма образовательного первенства на уровне высшей школы принадлежала Казани и Татарии [7, с.5]. Это было обусловлено экономическим ростом республики, ставшей центром развития нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, химической, авиационной, машиностроительной отраслей.

С середины 1980-х гг. при сохраняющейся системе государственного заказа на выпускников вузов в эту сферу вторгаются новые социокультурные, социально-экономические реалии. Они развивались на фоне резкого возрастания расходов на образование в мире.

Основными направлениями перестройки вузов в 1985-1991гг. были широко продекларированные демократизация, гуманизация, гласность, нацеленные на превращение студента в центральную фигуру учебного процесса, с тем, чтобы помочь ему раскрыть духовный и психологический потенциал. Однако перестройка не помогла преодолеть отчужденность учителя и ученика, преподавателя и студента. Они не стали партнерами в учебном процессе [8, с.14].

Своеобразным манифестом перехода на новую модель общецивилизационного развития служит концепция устойчивого развития, разработанная под эгидой ООН. В контексте этой суперпрограммы образованию отводится роль одного из двигателей: образование и просвещение, как признано Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), призваны превратить концепцию устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества1. Это ставит новые задачи перед сферой национального образования государств мира, многие из которых интегрированы в европейскую систему университетского образования. Россия находится в процессе такой интеграции.

Национальное образование - стратегический ресурс развития государств. В этой связи было бы ошибкой механически копировать зарубежный опыт. Европейская модель дает социальные сбои, производя массу выпускников, которые не находят себя на рынке труда. Американская модель образования во многом существует за счет притока иммигрантов и студентов из других стран. России необходимо выстроить систему образования, которая опережала бы мировое развитие и определяла его направления [9, с.79-80].

В современной науке выделяют несколько моделей университетов: модель университета мирового уровня, массовая («рыночная») модель, двухуровневая модель сетевого взаимодействия, виртуальная модель с сильным фильтром на выходе (приемные экзамены) и академия. Кросс-культурный анализ выделяет две модели высшего образования - атлантическую (США, Великобритания, Ирландия) и континентальную (Нидерланды, Германия, Швейцария), хотя в последнее время принципиальная разница между ними

1 В 1993 г. ЮНЕСКО создала специальную «Международную комиссию по образованию для ХХ! века»

уменьшается. Университет первой модели функционирует в соответствии с логикой экономической целесообразности, во второй модели преобладает государственный заказ и логика социального воспроизводства.

Уровень образования населения страны, а он определяет конкурентоспособность на международной арене, у России невысок. Доля людей с высшим образованием в России составляет 18%, в то время как доля такого сектора населения в начале двадцать первого века в Японии, Корее, Финляндии доля перешагнула 50% [10]. Если на рубеже 1950-х на образование в мире тратилось 10% ВВП, в начале 1970-х - 7%, то современные индустриальные страны вкладывают в образование около 6%, а Россия - около 3% [11, 12].

В республике Татарстан за период 1993-1997 произошло сокращение набора студентов инженерных специальностей по таким фундаментальным направлениям, как авиационная и ракетная техника - 50%, сельское хозяйство - 40%, химическая технология - 48%, электронная техника, радиотехника и связь - 65%, информатика и вычислительная техника [7, с.80].

В сфере высшего образования РТ новые перспективы наметились в связи с преобразованием КГТУ (КАИ) и КГТУ (КХТИ) в национальные исследовательские университеты, а КГУ - в Казанский (Приволжский) федеральный университет. Следует отметить их возрастающую степень ориентации на решение реальных проблем развития региона. Тенденция растущей смычки деятельности вузов с профильными структурами региона характерна и гуманитарным университетам. Она, например, характерна и Казанскому государственному университету культуры и искусств, выстроившему эффективную кластерную систему «школа - культпросвет - училище - вуз - учреждения культуры». Таким образом, служение обществу становится служением развитию территории. Вузы превращаются в стратегический ресурс развития регионов, а социально-предпринимательский университет - в реальность.

В эру массового потребления часто можно услышать упреки в адрес классических университетов с их просветительскими установками: такую модель университета уличают в медлительности административных решений, приверженности подготовке специальностей, утративших актуальность и востребованность в обществе и экономике, неумении коммерциализировать интеллектуальную продукцию и т.п. В отличие от развитых стран мира, где университеты участвуют в привлечении своих ресурсов для укрепления материальной базы через оказание образовательных, информационных и просветительских услуг обществу, для развития новых форм образовательной деятельности, в России нет традиций «прямой» ориентировки учебных заведений, на оказание интеллектуальных услуг запросам рынка, бизнеса и регионального сообщества.

Но в духе времени постиндустриализма образование становится все более прагматичным, соотнесенным с волной рыночной востребованности, что связано с усилением креативности и фундаментальности в деле подготовки специалистов. С этим связана необходимость «регионализации университетов, их более активной включенности и интегрированности в социальную, экономическую и культурную жизнь регионов [13].

Системным компонентом деятельности вуза региональной модели является интеграции науки и образования, координация действий которых имеет свою традицию. Конечная цель интеграции современной науки и образования - обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития региональной инновационной системы на основе эффективного функционирования научно-образовательных структур, создания перспективных инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов.

При всех новациях и перестройках системы высшего образования в новом режиме взаимодействия субъектов образования, государства и регионов основными параметрами, влияющими на осуществление интеграции науки и образования, остаются уровень «продвинутости» образовательной среды самих преподавателей и студентов. В этой сфере у России накоплен огромный и ценный опыт, требующий изучения и применения.

Источники и литература

1.Иванов А.Е. Высшая школа России в конце 19-начале ХХ в. - М.,1991.

2.История Казани. Книга II. - Казань, 1991.

3.История Татарской АССР. - Казань,1973.

4.Вишленкова Е.А. Казанский университет и регион: между регионализмом и специализацией / / Университеты, культурное развитие и региональная самобытность: Сбор. докладов и материалов / Международный семинар (9-10 апреля 2008 г.). - Казань, 2008.

5.Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб.пособие. - М.: Юрайт, 2001.

6.Медведев В.А Политическая экономия. - М.: Финансы и статистика 1990.

7.Идиатуллин А.В. Развитие высшего образования в

1. Ivanov А.Е. Vysshaja shkola Rossii V копсе 19-пясМе НН V. - М.,1991.

2. Могуа Kazani. Kniga II. - Kazan', 1991.

3. Могда Tatarskoj ASSR. - Kazan',1973.

4. Vishlenkova Е.А. Kazanskij ип^еге^ i region: mezhdu regionalizmom i specializaciej // Universitety, киГШтое razvitie i regional'naja samobytnost': Sbor. dokladov i materialov / Mezhdunarodnyj seminar (9-10 aprelja 2008 g.). - Kazan', 2008.

5. Georgieva Т^. Russkaja киГШга: istorija i sovremennost': Ucheb.posobie. - М.: Jurajt, 2001.

6. Medvedev V.A. Politicheskaja jekonomija. - М.: Finansy i statistika 1990.

7. Idiatullin А.^ Razvitie vysshego obrazovanija V

контексте исторических и социокультурных процессов на рубеже ХХ-ХХ1 вв. - Казань, 2007.

8.Народное образование в условиях перестройки (по материалам всесоюзных исследований). Социологические очерки. - М., 1990.

9.Торкунов А.В. Университеты как стратегический ресурс России // Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное и мировое развитие. - Казань, 2011.

10. Белоцерковский А.В. Региональные университеты в системе образования России // Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. -Режим

доступа:Ы1р://www.akvobr.ru/regionalnye_universitety_v_sist eme_obra-zovania_rossii.html

11. ЮНЕСКО - «Образование для всех». ОДВ. - 2006. -14 января. - №01(02).

12. Моисеева Н.А Национальная модель образования в контексте глобализации // Электронное научное издание «Вестник РГАЗУ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. rgazu. ru/ db/vestnic /2008(3)/ gum _nauki / 48.htm

13. Зинина О.В., Антамошкина О.И. Современные проблемы интеграции вузовской науки в производство // Проблемы современной аграрной науки: Материалы межд. заочн. науч. конф. (15 октября 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: / / www.kgau. ru/new/all/konferenc/05/

kontekste istoricheskih i sociokul'turnyh processov na rubezhe HH-HHI vv. - Kazan', 2007.

8. Narodnoe obrazovanie v uslovijah perestrojki (po materialam vsesojuznyh issledovanij). Sociologicheskie ocherki. - M., 1990.

9. Torkunov A.V. Universitety kak strategicheskij resurs Rossii // Vysshaja shkola v HHI veke: usilenie vlijanija na nacional'noe i mirovoe razvitie. - Kazan', 2011.

10. Belocerkovskij A.V. Regional'nye universitety v sisteme obrazovanija Rossii // Akkreditacija v obrazovanii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim

dostupa:http://www.akvobr.ru/regionalnye_universitety_v_sist eme_obra-zovania_rossii.html

11. JuNESKO - «Obrazovanie dlja vseh». ODV. - 2006. - 14 janvarja. - №01(02).

12. Moiseeva N.A. Nacional'naja model' obrazovanija v kontekste globalizacii // Jelektronnoe nauchnoe izdanie «Vestnik RGAZU». [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rgazu.ru/db/vestnic/2008(3)/gum _nauki/48.htm

13. Zinina O.V., Antamoshkina O.I. Sovremennye problemy integracii vuzovskoj nauki v proizvodstvo // Problemy sovremennoj agrarnoj nauki: Materialy mezhd. zaochn. nauch. konf. (15 oktjabrja 2012 g.) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kgau.ru/new/all/konferenc/05/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.