кадровые ресурсы в профессиональном образовании
УДК/UDC: 378.046.4
В. Я. Синенко, член-корреспондент Российской академии наук, доктор педагогических наук, профессор, ректор государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификациии переподготовки работников образования»
Vasiliy Sinenko, Corresponding Member of Russian Academy of Science, Doctor of Pedagogics, Professor, Rector of the State Budgetary Academic Organization of Additional Professional Education in Novosibirsk Region Novosibirsk Institute of Skills Level Improvement and Retraining of Educational Personnel
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ PRESENT-DAY MODEL OF SKILLS LEVEL IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL PERSONNEL
В статье представлен актуальный взгляд на современную модель повышения квалификации работников образования. Подробно описаны составляющие модели и принципы работы в их рамках.
The article provides a fresh view of present-day model of skills level improvement of educational personnel. In detail are described the composite clusters of the model and principles of their framework.
Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, педагогические работники.
Key Words: skills level improvement, professional retraining, pedagogical personnel.
Кардинальные социально-экономические изменения в Российском образовании с необходимостью требуют ощутимых качественных изменений в росте профессионализма любого работника образования, а уж школьного учителя - в первую очередь.
В связи с этим серьёзные изменения должны произойти в деятельности учреждений дополнительного педагогического образования (ДПО), обеспечивающих профессиональный рост работников образовательной сферы. Результатом деятельности ДПО должны стать сформированные у учителя востребованные социумом профессиональные компетентности, а для этого должна быть предложена соответствующая модель системы повышения квалификации.
Предлагается многоаспектная модель (см. рис. 1), основными характеристиками которой являются следующие положения:
1. Обеспечение возможности работнику образования самому выбирать свою траекторию профессионального роста;
2. Наличие системы постоянной профессиональной связи работников образования, повышающих квалификацию, друг с другом и организаторами повышения квалификации;
3. Ориентация базовых профессиональных компетентностей учителя (и руководителя образовательного учреждения) на основные направления модернизации Российского образования;
4. Непрерывность деятельности работника образования по своему профессиональному росту.
Первое положение для своей реализации предусматривает следующие два составных кластера:
1. Модульный (нормативно-правовой, социально-экономический, здоровьесберегающий, институциональномедийный, предметно-технологический, маркетинговый).
2. Проектно-организационный (национальная рамка квалификации, рейперные точки для роста профессионализма с соответствующим содержанием и организационными формами, система самооценки уровня профессионализма).
Второе положение предполагает такие кластеры как диссеминационный (линейный, перекрёстный, предваряющий реализацию проекта профессионального роста, сопутствующий, заключительный), контрольно-рефлексивный (анализ и самоанализ изменений в профессиональном росте, контроль, самоконтроль и корректировка процесса профессионального роста, оценка и самооценка изменений в профессионализме работника образования).
Третье положение включает экономическую, нормативную, правовую, информационную, психолого-педагоги-ческую, предметно-технологическую, культурно-эстетическую и другие профессиональные компетентности. Каждая из компетентностей представляет многоэлементный кластер.
Наконец, четвёртое положение модели с необходимостью реализуется путём таких элементов как самооценка своего профессионализма, общественная аттестация, общественный смотр мастерства работника образования, поощрительные мероприятия деятельности работника образования.
Я § ° * S S' * 1 НЕПРЕРЫВНОСТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ Третье положение
ego КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ модели
* 1s Средства реализации модели
I. Самооценка / I. Экономический
профессионализма / II. Нормативный
II. Общественная / III. Правовой
аттестация / IV. Информационный
III. Общественный смотр / V. Психолого-педагогический
мастерства / VI. Предметно-
IV. Поощрительные Организационные / технологический
мероприятия / VII. Культурно-
V. Самообразование / эстетический
bQ VI. Перспективное /
проектирование роста /
Cm профессионализма /
W /
H I. МОДУЛЬНЫЙ о Q I. Диссеминационный КЛАСТЕРЫ
О Нормативно-правовой S и о> CD Линейный, перекрёстный,
Социально-экономический о § я Я о предваряющий,
< Здоровьесберегающий Є Работник CD ^ Л ^ CD & сопутствующий,
Институционально-медийный о ч образования нч CD п о Я Н заключительный
Предметно-технологический о к У. М ^ м II. Контрольно-рефлексивный
Маркетинге вый а Н 1—1 Анализ и самоанализ
II. Проектно- профессионального роста
организационный V Контроль и самоконтроль
Национальная рамка Корректировка процесса
квалификации \ профессионального роста
Рейперные точки для роста Оценка и самооценка
профессионализма профессионального роста
Система самооценки уровня \
профессионализма Экономические
о о Й я її 1 Он §5 к САМООПРЕДЕЛЕНИЕ \ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Второе положение
w о о с g S к \ модели
Рис. 1. Современная модель повышения квалификации работника образования
HUMAN RESOURCE IN PROFESSIONAL EDUCA TION
КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
рис. 2 Этапы работы над профессионализмом учителя
Ведущей технологией является трёхэтапная, циклическая технология повышения квалификации работника образования. На её трёх этапах (см. рис. 2) чётко отражается вся рассмотренная выше модель, а её повторение на более высоком уровне (т.е. цикличность) обеспечивает непрерывность работы учителя над своим профессионализмом.
Действительно, на первом этапе на основе уровне-вой рамки квалификации учитель определяет уровень своей квалификации. Для повышения квалификации он составляет проект роста своего профессионализма (цель, задачи, содержание (модуль), ожидаемые результаты, место и время обучения, методы отслеживания изменений своего профессионализма). В ходе второго этапа осуществляется постоянный самоанализ деятельности и корректировка. Здесь же идёт обмен опытом в его многообразных формах.
На третьем этапе осуществляется рефлексия всей деятельности в ходе второго этапа повышения квалификации, обязательная система мастер-классов для своих коллег в методическом объединении, выявление проблемных мест в своём профессионализме и путей решения этих проблем.
Успешная реализация предлагаемой модели может быть осуществлена в случае решения следующих задач:
- отработка критериев оценки профессионализма работников образования;
- выявление способов определения работником образования своего уровня профессионализма;
- разработка технологии составления учителем проекта повышения уровня своего профессионализма;
- определение оптимального сочетания выбора модулей повышения квалификации (содержания), времени на освоение модуля, мест обучения, периодичности обучения с целью накопления необходимого ресурса для получения соответствующего документа о повышении квалификации;
- отработка самооценки и корректировки своей деятельности;
- выявление оптимальных путей рефлексии своей пос-лекурсовой деятельности, комплекса мероприятий по дис-семинации своего опыта и банка данных проблемных вопросов своего профессионализма.
Параллельно с указанными выше задачами:
- уточнить содержание и структуру указанных модулей и повышения квалификации;
- уточнить объекты и критерии для оценки качества образования.