УДК 81’27
ББК Ш100.621 ГСНТИ
Е. А. Нахимова А. П. Чудинов
Екатеринбург, Россия СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВОПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ
Аннотация. Рецензия на монографию Н. В. Ва-генляйтнер и Л. Б. Никитиной «Языковой образ политика по данным российских печатных СМИ начала ХХ1 века», изданную в Омском государственном педагогическом университете (2014 г.). Монография выполнена в рамках Омской школы лингвистической персонологии, ориентированной на исследование образа человека в языковой картине мира и ее частных дискурсивных вариантах. По сути представлено первое монографическое исследование, посвященное языковому образу политика в аспекте взаимодействия публицистического и политического дискурсов. Анализируется языковой образ-концепт «политик», представлена его иерархическая структура, включающая профессионально-деловые, интеллектуально-речевые, моральноправовые качества и внешние проявления.
Ключевые слова: лингвистическая персоноло-гия; языковой образ политика; политическая лингвистика; медиалингвистика; портретная индивидуализация; портретная агитация; характеризация политика.
16.21.27 Код ВАК 10.02.19; 10.02.01
E. A. Nakhimova A. P. Chudinov
Ekaterinburg, Russia
CONTEMPORARY LINGUISTIC PERSONOLOGY
Abstract. A review of the monograph “Linguistic Image of a Politician According to the XXIst Century Russian Printed Press” by N.V. Vagenleitner and L. B. Nikitina published in Omsk State Pedagogical University (2014). The monograph follows the traditions of Omsk school of linguistic personology, which aims to research the image of a person in the language world picture and its particular discursive variants. This is the first monograph devoted to the linguistic image of a politician in the aspect of interaction of mass media and political discourses. The linguistic image-concept “politician ” is analyzed, the hierarchic structure is presented including professional, intellectual and verbal, moral qualities and their manifestation in the language.
Key words: linguistic personology; linguistic image of a politician; political linguistics; media linguistics; portrait individualization; portrait agitation; characterization of a politician.
Сведения об авторе: Нахимова Елена Анатольевна, доктор филологических наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).
About the author: Nakhimova Elena Anatolievna, Doctor of Philology, Professor of the Chair of Advertising and PR.
Place of employment: Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26. e-mail: [email protected]._______________________________________________
About the author: Chudinov Anatoliy Proko-pievich, Doctor of Philology, Professor, Vice-Rector for Academic and Innovative Activities.
Сведения об авторе: Чудинов Анатолий
Прокопьевич, доктор филологических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).
Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, оф. 219. e-mail: ap [email protected]._______________________________________________________
Place of employment: Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
Исследовательское внимание к человеку политическому, характерное для ряда гуманитарных наук (история, философия, политология, социология и др.), отражает непреходящий интерес к феномену власти и ее субъектам. Современная политическая лингвистика с опорой на идеи междисциплинарности и комплементаризма плодотворно изучает специфику политического дискурса, речевое поведение политических персон, содержательный аспект политических тек-
стов, процессы и результаты метафориза-ции мира политики.
Достижения как политической лингвистики, так и антропоцентристской семантики создали весомые предпосылки для специального комплексного исследования образа политика как объекта языковой концептуализации и одного из фрагментов современной русской языковой картины мира.
Рассматриваемая монография [Ваген-ляйтнер, Никитина 2014] продолжает лучшие
Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда: проект 14-04-00268 «Политическая лингвистика: проблематика, методология, аспекты исследования и перспективы развития научного направления».
© Нахимова Е. А., Чудинов А. П., 2014
традиции Омской школы лингвистической персонологии — научного направления, ориентированного на исследования образа человека в языковой картине мира и ее частных дискурсивных вариантах, на разноаспектное описание «глобального образа человека» [Никитина 2004; Одинцова 1994; Орлова 2005 и др.].
Н. В. Вагенляйтнер и Л. Б. Никитина сосредоточились на изучении языкового образа политика. При таком подходе идеи и методы современной политической лингвистики органично сочетаются с традиционными подходами к исследованию языка массовой коммуникации, а методология антро-поцентристской семантики, ориентированной на системное и многоаспектное описание образа человека в языке, получает свое дальнейшее развитие. Это по существу первое монографическое исследование, посвященное языковому образу политика в аспекте взаимодействия публицистического и политического дискурса.
С целью семантического моделирования образа человека политического авторы проанализировали тексты российских центральных и региональных печатных СМИ начала нынешнего столетия (2000—2013 гг.), которые изобилуют разнообразными характеристиками политических деятелей. Названные темпоральные рамки характеризуются относительной стабильностью и открытостью политической ситуации в России, поспособствовавшими активной позиции СМИ по отношению к происходящим в стране политическим процессам и субъектам политической деятельности, что обеспечивает адекватность языкового представления политических персон реалиям общественной жизни.
Н. В. Вагенляйтнер и Л. Б. Никитина обосновывают целесообразность избранного метода семантического моделирования, отмечая его ориентацию на комплексный подход к объекту изучения. Этот метод предопределил анализ исследуемого феномена в разных аспектах: лексико-синтаксическом, семанти-ко-синтаксическом, прагмастилистическом, а результатом его реализации стало представление языкового образа человека-поли-тика по данным современных печатных СМИ как сложного семантического конструкта, имеющего разноуровневую языковую структуру и ярко выраженную экстралингвистиче-скую обусловленность.
Авторами подробно описано лексикосемантическое пространство образа-концепта «политик», представленное наименованиями, отражающими характерную для общественной жизни современной России динамичность политической жизни, сменяемость
ее политических лидеров, изменение их статуса (семантическая триада «бывший — настоящий — будущий»): бывший (экс-) министр образования, будущий премьер, вчерашний единоросс и т. д.; наименованиями, конкретизирующими «тип» политического деятеля, его функции и переходные ипостаси: политический менеджер, политик-хозяйственник, полулиберал и т. д. Отдельное внимание уделяется наименованиям с диффузным значением, актуализирующим свой смысловой потенциал в контексте, например: чиновник — это а) находящийся на государственной службе член политической партии; б) «чистый» исполнитель, лишенный политических пристрастий; в) бюрократ, демонстрирующий пренебрежение к нуждам людей в угоду формальностям. Исследователями установлено, что наименования человека политического в современных СМИ носят по преимуществу неоценочный характер; среди оценочных преобладают отрицательно-оценочные, являющиеся результатом метафоризации и языковой игры (например, политическая проститутка, всласть имущие и др.).
Предпринятое авторами монографии детальное описание доминантных структурносемантических моделей характеризации политических лидеров позволило показать характерную для современных российских СМИ смысловую насыщенность языкового образа политика. В частности, отмечается, что политик предстает исполнителем разнообразных действий, профессиональных и так называемых общечеловеческих (ср.: управляет городским хозяйством, разрабатывает закон, выполняет наказы избирателей — читает книги, воспитывает детей, разводится с женой); ему присущи самые разные признаки-характеристики, как непосредственно связанные с политической деятельностью (позиция по тому или иному общественно-политическому вопросу, выступление, посвященное изложению этой позиции, и т. д.), так и косвенно определяющие политическое лицо субъекта (личностные качества, черты характера, различные человеческие проявления).
Выделяя из возможного разнообразия сущностных признаков и функций человека («человек внешний», «человек эмоциональный», «человек разумный», «человек говорящий», «человек этический») один сегмент — «человек политический» — и рассматривая его как фрагмент русской языковой картины мира, Н. В. Вагенляйтнер и Л. Б. Никитина показывают, что исследуемый языковой образ-концепт «политик», в свою очередь, также сегментирован и представляет собой ие-
рархическую структуру, составленную из элементов портрета политика: его профессионально-деловых, интеллектуально-речевых, морально-нравственных качеств и разнообразных внешних проявлений.
Принципиально важным является для исследователей установление корреляции между языковыми субобразами человека в пределах семантико-концептуального пространства «человек политический» и взаимообусловленности семантических доминант языкового образа-концепта «политик», и, в конечном счете, построение иерархической структуры исследуемого феномена. Иерархию данного образа-концепта помогают осмыслить рассмотренные в монографии оппозиции образов «внутренний — внешний политик», «идеальный — реальный политик».
В монографии оригинально представлены гендерные аспекты образа политиков, в том числе существенные особенности представления женщин, добившихся политических успехов, а также оценки внешней привлекательности мужчин-политиков и того, в какой мере эта привлекательность способствует политическому успеху.
Авторы показывают, что вторжение современных СМИ в личный мир политиков разрушает традиционно свойственную власти дистанцированность. Исследование содержит многочисленные примеры повышенного внимания СМИ к внешним атрибутам политического деятеля (его гендерно обусловленным характеристикам, состоянию здоровья, одежде, предметам пользования и т. д.), что, по мнению авторов, способствует существенной трансформации представлений о незаурядности, избранности человека, приходящего во власть: политик предстает не только как часть механизма власти, но и как живой человек. В то же время наблюдения над тем, что современные СМИ нередко детально пишут о таких аспектах жизни политика, которые не имеют прямого отношения к его политической деятельности, приводят к размышлениям о правомерности вмешательства СМИ в частную жизнь политической персоны.
Описанные в монографии закономерности по существу «учат» политиков и их копирайтеров тому, какую информацию следует, а какую не следует делать общедоступной.
Заслуживает внимания модель идеального политика, созданная на основе анализа и сопоставления оценочных высказываний и высказываний, содержащих семантику долженствования. Исследователи показывают, как данная модель, регулярно воспроизводимая публицистами в период избира-
тельных кампаний, реализуется в речевом жанре портретной агитации.
Многочисленные частные наблюдения и выводы, сопровождающие представленный в монографии процесс семантического моделирования языкового образа политика по данным российских печатных СМИ начала ХХ1 в., позволили авторам определить специфику исследуемого феномена, которая, по их мнению, связана с наличием специальных лексических средств его репрезентации; с частотностью семантико-синтакси-ческих конструкций, в которых человек, занимающийся политикой, представлен как действующий субъект, а также конструкций с семантикой установления причинно-следственной связи между индивидуальными качествами политика и его действиями; с отраженными в газетных текстах смысловыми расхождениями представлений о поведенческих нормах, о морали и нравственности, внешней атрибутике человека-поли-тика и человека вне политики; с повышенной персонифицированностью и индивидуализи-рованностью портретных описаний; с запрограммированностью оценок, связанной с конкретной политической ситуацией или мероприятиями, касающимися выбора обществом политического курса; в целом с преобладанием отрицательно-оценочных смыслов.
Монография будет интересна и полезна широкому кругу специалистов. Лингвисты не оставят без внимания оригинальную и перспективную методику семантического моделирования языкового образа политика в печатных СМИ, которая может быть в дальнейшем усовершенствована и апробирована на новом языковом материале.
Результаты рецензируемого монографического исследования могут быть использованы при изучении политической и медийной коммуникации в системе профессионального филологического и политического образования, а его материалы могут найти применение в лексикографической практике при составлении специального словаря политического портретирования.
Специалисты по политической рекламе, политическим технологиям и связям с общественностью могут воспользоваться результатами исследования во время пиар-кампаний для формирования общественного мнения относительного того или иного общественного деятеля, для выработки конкретных предложений по улучшению речевого имиджа политика, стратегий и тактик его речевого поведения. Детальное осмысление лингвостилистических средств репрезентации политических лидеров в публицистике дополнит уже существующие описания мас-
совой коммуникации и одновременно поможет лучше понять факторы, определяющие представления о политических лидерах.
При характеристике перспективы дальнейшего исследования проблем политической лингвополитологии авторы справедливо отмечают важность сопоставительного исследования репрезентации образов политиков в различных национальных дискурсах и на различных исторических этапах развития общества, а также сопоставления закономерностей представления образов политика в различных средствах массовой информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вагенляйтнер Н. В., Никитина Л. Б. Языковой образ политика по данным российских печатных СМИ начала XXI века. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2014.
2. Никитина Л. Б. Категориальные семантические черты образа «homo sapiens» в русской языковой картине мира. — Омск, 2004.
3. Одинцова М. П. Человек как вселенная: образ «целого» и «части» в языковой картине мира // Человек. Культура. Слово: мифопоэтика древняя и современная. — Омск, 1994.
4. Орлова Н. В. Наивная этика: лингвистические модели (на материале современного русского языка). — Омск, 2005.