№ 316
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Ноябрь
2008
ИСТОРИЯ
УДК 547
И.Г. Аюшиева
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ МОНГОЛИИ -ПОПЫТКА ПРЕОДОЛЕНИЯ БУФЕРНОГО ХАРАКТЕРА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Рассматривается становление теоретической базы современной внешней политики Монголии. Раскрывается суть концепции национальной безопасности и внешней политики, а также проблема «третьего соседа» во внешнеполитическом курсе современной Монголии.
Современный мир как никогда ранее взаимосвязан и взаимозависим, внешняя среда оказывает значительное влияние на любой субъект международных отношений, однако для некоторых так называемых «малых» стран оно оказывается определяющим для внутреннего развития. К таковым, без сомнения, можно отнести Монголию, чья история, особенно в ХХ в., была насыщена драматическими событиями и кардинальными поворотами, но практически всегда определялась её географическим положением. Местонахождение между двумя великими соседями, многократно превосходящими её территориально и по численности населения, исторически сформировало непреходящую взаимосвязь внешних геополитических факторов и судеб монгольской государственности на протяжении последних веков.
В Новое время территория Монголии стала объектом столкновения двух земледельческих цивилизаций -русской и китайской, что в конечном итоге привело к утрате Монголией своей государственности. Процесс создания самой протяженной в мире границы между Российской и Цинской империями был длительным по времени и трагичным в своей истории, во всяком случае для монгольского мира. Долгое время между двумя империями существовали неразграниченные земли, так называемый лимитроф, в который входила и Монголия. В XVII в. для Монголии наступил исторический период, который, с точки зрения теории локальных цивилизаций и концепции лимитрофа, можно охарактеризовать как съедание лимитрофа. Монголия оказалась пограничной зоной между осваивавшими Сибирь русскими и создававшим вокруг себя буферную зону Китаем. С этого времени Монголия становится объектом соперничества двух империй, история которого была продолжительна по времени и в итоге привела к созданию новой монгольской государственности в период революционных преобразований в России и активного революционного процесса в Китае, гражданских и мировых войн. Определившийся после Второй мировой войны международный статус монгольской государственности не изменил её зависимости от старшего союзника, и страна продолжала развиваться в формате советских идеологических представлений.
В конце ХХ в. с кардинальным изменением политической картины мира, крушением старых геополитических структур и формированием новых постсоциали-стическое пространство начало активно реформироваться, что нашло свое выражение в переходе к рыноч-
ным отношениям, смене моделей общественного развития, а также в корректировке внешней политики. Не стала на этом пути исключением и Монголия.
Не будучи самостоятельной в своей внешней политике на протяжении долгого времени и оказавшись предоставленной самой себе в конце 1980-х гг., Монголия была вынуждена искать новые векторы своей внешней политики, которые нашли отражение в концепции национальной безопасности и внешнеполитической концепции.
На начальном этапе демократических преобразований Монголии необходимо было преодолеть оторванность от мировых процессов; урегулировать отношения с двумя великими соседями - Россией и Китаем; построить совершенно новую внешнеполитическую доктрину, ориентированную не на одну страну, а на ведущие страны мира, и в основе своей имеющую национальные, а не идеологические приоритеты.
Основополагающие идеи внешнеполитического курса новой Монголии были заложены в Программу действий первого коалиционного правительства осенью 1990 г. Задачи внешней политики были сформулированы следующим образом:
- полное использование внешних факторов для углубления перестройки и продвижения социальноэкономического развития страны;
- соблюдение принципа равноправия и взаимной выгоды;
- открытая внешняя политика;
- определение объема и форм сотрудничества, исходя из критериев эффективности;
- погашение внешних займов в короткие сроки за счет доходов, получаемых в ходе использования кредитов;
- предоставление льгот иностранным инвесторам;
- выбор проектов сотрудничества на конкурсной основе;
- создание специальной таможенной зоны и консигнационных складов;
- предоставление гарантий зарубежным инвесторам;
- обеспечение условий для перевода их прибылей за рубеж [1. С. 64].
Из правительственной Программы видно, что в ней заложен прагматизм как основополагающий принцип стратегии и тактики политики Монголии. На базе этой Программы была составлена и утверждена правительством программа деятельности Министерства иностранных дел, в которой была выдвинута задача ис-
пользования внешнего фактора «для углубления перестройки и продвижения социально-экономического развития страны». Общие критерии определения национальных интересов, которыми страна должна руководствоваться во внешней политике, были сформулированы в новой Конституции Монголии, где говорилось, что специфические внутренние и внешние условия развития страны формируют базис для определения объектов, приоритетов и принципов внешней политики государства.
На следующем этапе внешняя политика Монголии была направлена на активизацию сотрудничества с такими влиятельными и экономически мощными государствами, как США, Япония, Южная Корея, Европейский Союз при сохранении курса на поддержку дружественных и взаимновыгодных политических связей с Россией и Китаем.
Последовательная внешняя политика страны связана с принятием новой Конституции Монголии 13 января 1992 г. [2], согласно которой Монголия должна придерживаться универсально признанных норм и принципов международного права и проводить миролюбивую внешнюю политику и не должна выполнять те международные договоры и соглашения, которые противоречат её основному закону. Последующая корректировка внешней политики Монголии связана в первую очередь с новыми подходами к проблемам национальной безопасности, которые были определены в двух программных документах Монгольского парламента, первый из которых представлен Концепцией национальной безопасности Монголии [3], другой - Концепцией внешней политики Монголии [4]. Впервые в истории Монголии были разработаны, приняты и опубликованы научно обоснованные доктрины национальной безопасности, внешней и военной политики страны. Они обрели в Монголии общее признание, поскольку отразили политические и геоэкономические проблемы национальной безопасности и задачи по их решению, т.е. вполне соответствовали как международным тенденциям развития мира, так и возможностям страны использовать внешний фактор в своих собственных национальных интересах.
В Концепции национальной безопасности (КНБ) Монголии, прежде всего, определены её основные направления:
- безопасность существования страны;
- безопасность общественного строя и государственного устройства;
- безопасность прав и свобод граждан;
- экономическая безопасность;
- научно-технологическая безопасность;
- информационная безопасность;
- безопасность Монгольской цивилизации;
- безопасность населения, его генетического фонда.
Примечательно, что в этом документе провозглашена идеологическая основа обеспечения национальной безопасности, названная национальным патриотизмом, сформулировано такое понятие, как жизненные национальные интересы Монголии - обеспечение существования Монгольского народа и его цивилизации, территориальной целостности, государственной независимости и суверенитета страны, нерушимости
границ, относительной экономической независимости, устойчивой экологии и национального единства. В целом же «национальная безопасность» означает положение, гарантирующее и обеспечивающее коренные интересы Монголии, благоприятные внешние и внутренние условия развития. В Концепции национальной безопасности представлен перечень потенциальных внешних угроз, свидетельствующих о том, что Монголия не исключает возможность попыток со стороны внешнего мира угрожать ее суверенитету и благополучию. В их числе:
- совершение или угроза совершения вооруженной агрессии против Монголии со стороны любого государства или других сил;
- проведение политики, направленной на насильственное изменение государственной независимости, на подрыв национального единства Монгольского народа;
- препятствование свободному общению с другими государствами в соответствии с нормами международного права и оказание давления;
- организация и ведение террористической, диверсионной и разведывательной деятельности против Монголии и её граждан, а также провокация и содействие деятельности подобного рода;
- попытки посильно отстаивать идеи и интересы в Монголии и решать спорные вопросы посредством силовых методов;
- возникновение в мире, регионах и субрегионах противоречий, кризисов и вызовов, способных повлиять на Монголию и вовлечь ее в войну;
- нанесение вреда экономике Монголии, покушение на совершение государственного переворота, использование страны в качестве плацдарма для нажима и действий, направленных против других стран;
- изменение государственных границ, незаконный переход границы, нарушение пограничного режима;
- вовлечение в борьбу, столкновения и противоречия между приграничными странами, причинение ущерба в результате их внутренних противоречий и кризисов;
- массовый исход иммигрантов из соседних стран;
- возникновение природных и экологических бедствий, появление и распространение острых эпидемий.
Концепция внешней политики Монголии (КВП) во многом повторяет содержание КНБ, что свидетельствует об их органической взаимосвязи: с точки зрения внешней политики первый документ в основном касается определения внешней безопасности Монголии, а второй - путей, направлений и методов достижения целей, поставленных в КНБ.
Политические реформы в Монголии привели к коренному пересмотру принципов, целей, задач и приоритетов международного сотрудничества. Основу Концепции внешней политики составляют пять статей, в которых последовательно рассматриваются стратегия и тактика МНР на международной арене и задачи внешней политики в таких областях, как политика, экономика, наука и техника, культура и т.д.
Задачи внешней политики заключаются в следующем: во-первых, средствами дипломатии защищать безопасность страны и ее национальные интересы; во-вторых, создавать благоприятные внешние условия для
обеспечения экономического развития и научнотехнического прогресса.
В КНБ ставится вопрос о взаимоотношениях малых и крупных государств, что для Монголии особенно актуально. Осознавая свою уязвимость в плане внешней безопасности, Монголия, согласно рассматриваемому документу, должна рассчитывать на помощь и поддержку великих держав. Но при этом считает: необходимо проводить открытую, неприсоединительную, широко диверсифицированную внешнюю политику.
Документ рекомендует несколько направлений внешней политики в качестве приоритетных. На первое место выдвинулось сотрудничество с двумя соседними государствами - Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В этом заключается основное отличие новой концепции от прежней внешнеполитической доктрины МНР, предусматривавшей опору страны только на одно соседнее государство - Советский Союз. В соответствии КНБ и КВП, Монголия должна «...отдавать наивысший приоритет вопросу отношений с двумя соседними странами и придерживаться принципа сбалансированных отношений с ними. Поддержание сбалансированных взаимоотношений не означает сохранение равной дистанции от них или занятие идентичных позиций по всем вопросам, но эта политика означает укрепление доверия и развитие всесторонних добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества с ними обеими. В отношениях с этими странами необходимое внимание должно уделяться их политике в отношении национальных интересов Монголии, прежде всего ее жизненно важных интересов. Политика невовлеченности и нейтралитета должна проводиться в отношении споров между двумя соседями, если эти споры не влияют на жизненно важные национальные интересы Монголии» [5].
На втором месте приоритетных направлений внешнеполитического курса Монголии - курс на сотрудниче-
ство с высокоразвитыми странами - США, Японией, Южной Кореей, странами ЕС. Пытаясь уравновесить взаимосвязь с Россией и Китаем, с одной стороны, Монголия приступила к поиску «третьей силы», на которую она в случае чрезвычайных событий могла бы опереться. Из Концепции вытекает, что такая «третья сила» может быть комплексной, т.е. сформулированной поддержкой и помощью нескольких государств. В Новейшее время эта идея была, по-видимому, впервые сформулирована в высказываниях бывшего госсекретаря США Д. Бейкера во время его двукратных визитов в Монголию в начале 1990-х гг., подчеркнувшего, что США могут стать «третьим соседом» Монголии. Хотя, по мнению иркутского монголоведа Е.И. Лиштованного, эта тема звучала еще на заре становления новой монгольской государственности: «В те далекие 1920-е гг. Япония, США и страны Европы, конкурируя между собой, пытались утвердиться на монгольском рынке, что, безусловно, приводило и к политическому влиянию. Фактически тогда и обозначилась столь модная сегодня среди монгольских и зарубежных теоретиков и практиков от политики тема «третьего соседа» [6].
В современной КНБ число таких соседей значительно расширено: в нее входят Япония, Южная Корея, страны ЕС, страны СНГ и др. Премьер-министр Монголии Н. Энхбаяр (ныне президент Монголии) во время своего визита в США в ноябре 2001 г. достаточно широко трактовал данное понятие и сам термин. США и Европейский Союз рассматривались в качестве «соседа» в стратегическом плане, Япония и Республика Корея - в экономическом, а Индия - в культурном и цивилизационном [6]. Как видно, сама Монголия старается проводить равновесную политику, не отдавая предпочтение какой-либо одной стороне. Многоликий «третий сосед» для нее, несомненно, выгоден, а внешняя среда вокруг страны наиболее благоприятна за последние несколько столетий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Яскина Г.С. Монголия и внешний мир. М.: Институт востоковедения РАН, 2002.
2. Монгол Улсын Ундэсэн Хууль. Режим доступа: http://www.parl.gov.mn
3. Концепция национальной безопасности Монголии. Режим доступа: http://www.asiapacific.narod.ru
4. Concept of Mongolia’s Foreign Policy, 2000. Режим доступа: http://www.mongolia-foreign-polycy.net/index.php?moduls=3
5. Концепция национальной безопасности Монголии. Режим доступа: http://www.asiapacific.narod.ru
6. Лиштованный Е.И. Современные геополитические тенденции и Монголия. Режим доступа: http://www.irkutsk.iriss.ru/pub/bgca/8.html Статья представлена научной редакцией «История» 10 апреля 2008 г.