Научная статья на тему 'Современная характеристика правовых основ политико-правовых отношений личности и государства в Российской Федерации'

Современная характеристика правовых основ политико-правовых отношений личности и государства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2682
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / СВОБОДА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСТВО / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / PERSONALITY / STATE / FREEDOM / JUSTICE / CITIZEN / CITIZENSHIP / RIGHTS / DUTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волконский Юрий Константинович

Данная статья освещает правовые основы политико-правовых отношений личности и государства в Российской Федерации, в ней рассматриваются такие понятия как свобода и справедливость, особое внимание уделяется правам и обязанностям граждан в цепочке «личность государство». Автор отмечает, что для обеспечения и эффективной деятельности личности и государства в пределах политико-правовых связей определяющим является сочетание правовых, духовных и гуманистических усилий. Подчеркивается изменение содержания политико-правовых связей личности и государства в пользу все большего расширения деятельности личности в сфере гражданского общества по мере его развития. В связи с укреплением российской государственности и повышением значения правового регулирования возникает, как отмечено в статье, необходимость в комплексном исследовании политико-правовых связей личности и государства, детальном изучении их правовых и нравственных основ, правовой формализации прав и обязанностей личности как важнейшего условия их политической реализации, а также вопросов правового обеспечения и гарантий государственной защиты прав и свобод личности в Российской Федерации, направленном на расширение представления о политико-правовых взаимосвязях личности и российского федеративного государства на основе учета тенденций развития их политико-правовых связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern characteristics of the legal framework for political and legal relationship between the individual and the state in the Russian Federation

This article covers the legal framework for political and legal relationship between the individual and the state in the Russian Federation, it also considers such concepts as freedom and justice. Special attention in the article is paid to the rights and responsibilities of citizens in the chain of “identity state”. The author notes that, in order to ensure effective activities of the individual and the state within the political-legal relations, what is the determining factor is the combination of legal, spiritual and humanistic endeavours. He emphasises the change in the content of political-legal relations of the individual and the state in favour of more expansion of personality in the sphere of civil society as it develops. In connection with the strengthening of the Russian statehood and the increasing significance of legal regulation, what arises, as noted in the article, is the need for a comprehensive study of political and legal relations of the individual and the state, a detailed study of their legal and moral foundations, the legal formalisation of rights and obligations of the individual as the most important political conditions for their implementation, as well as issues of legal security and guarantees of state protection of rights and freedoms in the Russian Federation, aimed at expanding understanding of political and legal relationships of the individual and of the Russian Federal state on the basis of trends in the development of their political and legal ties.

Текст научной работы на тему «Современная характеристика правовых основ политико-правовых отношений личности и государства в Российской Федерации»

УДК 340.12

Волконский Юрий Константинович

кандидат юридических наук Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского

[email protected]

СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данная статья освещает правовые основы политико-правовых отношений личности и государства в Российской Федерации, в ней рассматриваются такие понятия как свобода и справедливость, особое внимание уделяется правам и обязанностям граждан в цепочке «личность - государство». Автор отмечает, что для обеспечения и эффективной деятельности личности и государства в пределах политико-правовых связей определяющим является сочетание правовых, духовных и гуманистических усилий. Подчеркивается изменение содержания политико-правовых связей личности и государства в пользу все большего расширения деятельности личности в сфере гражданского общества по мере его развития.

В связи с укреплением российской государственности и повышением значения правового регулирования возникает, как отмечено в статье, необходимость в комплексном исследовании политико-правовых связей личности и государства, детальном изучении их правовых и нравственных основ, правовой формализации прав и обязанностей личности как важнейшего условия их политической реализации, а также вопросов правового обеспечения и гарантий государственной защиты прав и свобод личности в Российской Федерации, направленном на расширение представления о политико-правовых взаимосвязях личности и российского федеративного государства на основе учета тенденций развития их политико-правовых связей.

Ключевые слова: личность, государство, свобода, справедливость, гражданин, гражданство, права, обязанности.

Общепризнанным является, что правовые отношения - это отношения, урегулированные правом и охраняемые государством, субъекты которых обладают субъективными правами и юридическими обязанностями, для возникновения которых необходимы юридические факты [4, с. 38].

Политическими же отношениями считаются отношения, связанные с процессом подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Многие ученые считают, что «политика как область - это совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие собственную политику, т.е. свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение». Как бы там ни было, политические отношения -это «совокупность», личности же, «которые борются», - это субъекты политических отношений [12, с. 13].

Итак, главный элемент правовых отношений -это субъективные права и юридические обязанности субъектов правовых отношений. Главным элементом политических отношений являются нормативно закрепленные субъективные политические права и политические обязанности субъектов конкретных политических отношений. Когда речь идет о политико-правовых отношениях, то имеют в виду политические отношения, непосредственно связанные с правовыми, а в некоторой степени - значение политического фактора в реализации правовых отношений. В смысловую нагрузку политико-правовых отношений вкладывается более широкое содержание - политические отношения, имеющие правовые основы и воздействующие на широкий спектр не только правовых отношений.

Понятие «политико-правовые основы» теснейшим образом связано с правовыми отношениями, но имеет полностью самостоятельное значение. Точное понятие «политико-правовые основы» означает политическое и правовое обеспечение чего-либо (политического процесса, взаимосвязи политических субъектов, конкретного политического института, процесса и т.д.). Логико-системный анализ позволяет сделать вывод, что центральным для содержания рассмотренных понятий являются «политика» и «правовые отношения» [11, с. 22].

Закрепляя то или иное правовое (гражданское) состояние личности, государство юридически определяет её положение как субъекта права. Человек не становится субъектом права сам по себе, он признаётся таковым законами государства. Это означает на деле, что государство юридически признаёт за ним определённые социальные свободы, которые служат необходимым условием его участия в правовых связях и отношениях.

В.А. Затонский полагает, что для нормального функционирования связки «гражданское общество - государство» необходимы субъекты, отличающиеся такими качествами, как способность и реальная возможность делать политический выбор, основанный на чувстве собственного достоинства граждан; мужество, готовность встать на защиту ценностей свободного общества; гражданская ответственность; понимание своих естественных неотчуждаемых прав, реальная возможность их осуществления [6, с. 12]. Таким образом, на смену отношениям «человек - государство» приходит новая связь «личность - гражданское общество - государство»; происходит повышение уровня правосознания и правовой активности гражданина [10, с. 7].

© Волконский Ю.К., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2016

189

Гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Именно в общественной деятельности проявляется политическая ценность личности, которая охраняется государством посредством юридических норм. Государство заинтересовано в росте политической активности личности, но не на основе обыденного сознания, а на основе юридических, правовых норм, источником которых является правовая идеология.

И, следовательно, общество выходит на новый этап своего развития, выдвигая на первый план независимую активную личность и ее права, обнаруживая тесную взаимосвязь теории государства и политико-правовой практики как составных частей реального общественного развития.

Личность, как член общественного объединения, обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уставом. Она может состоять членом нескольких общественных объединений.

Вполне обоснованно полагать, что взаимоотношения населения с государством на уровне правосознания проявляются на уровне обыденного сознания и реализуются силой общественного мнения, а взаимодействия на уровне юридических актов - силой государственного принуждения. Широкая общественность в основной массе чаще всего входит во взаимоотношения с государством в соответствии и в порядке, установленном юридическими актами, но, так или иначе, во взаимосвязи с государством находятся все. Прежде всего, потому, что государство является гарантом механизма правового регулирования, генеральным субъектом в правоприменительной деятельности.

Формами привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции Российской Федерации). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Однако эта форма находится в стадии становления, и, как отмечает М.И. Абдулаев, «.. .Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей..., а финансирование производится из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом» [1, с. 79]. Интересно суждение А.В. Смирнова о том, что глобальная паутина Интернета позволит «выкатить» на всеобщее обозрение любой из процессов в режиме реального времени, она же позволит любому члену общества выступить судьей; жюри присяжных - весь народ [7, с. 3].

Как отмечается в литературе, право на судебную защиту носит особый характер [5, с. 302]. Это наиболее действенный способ защиты нарушенных или оспариваемых прав, в том числе от по-

сягательств со стороны самого государства и муниципальных образований [8, с. 24]. Такая роль судов как независимых органов власти обусловлена принципом разделения властей в качестве общей политической гарантии прав в демократическом правовом государстве.

Построение принципов гражданского общества и формирования устойчивых политико-правовых связей общества и государства невозможно без соблюдения принципа справедливости.

Реализация принципа справедливости призвана обеспечить равенство участников процесса перед законом и правоприменительным органом, индивидуализацию правовых санкций с учетом характера совершенного деяния и личностных свойств правонарушителя, правильное сочетание реализуемых в правоприменении норм закона и нравственности. Принцип справедливости предполагает определенную степень свободы личности. Права и свободы человека - наиболее выразительный критерий состояния отношений личности и государства. Поэтому основное внимание необходимо обращать на правовое закрепление свободы личности и гражданина. Научная классификация этих частей позволяет выделить следующие виды свободы личности: 1) свобода беспрепятственного передвижения; 2) свобода частной жизни; 3) свобода семейной жизни; 4) свобода располагать своим достоянием [13, с. 36].

Роль нравственности во взаимосвязях личности и государства хорошо прослеживается через рассмотрение сущности норм морали и их связей с нормами права. Моральные нормы определяют правила поведения границами добра и зла, то есть в основе моральной нормы лежит противопоставление представления о добре и зле, а также о честном и бесчестном, более того - верховенство добра над злом, честного над бесчестным. Моральные нормы реализуются посредством общественного осуждения поведения, причиняющего людям зло, а также средствами духовного давления. К последним относится чувство долга, понятия чести и достоинства, моральные обязанности. Для личности нередко честь дороже жизни.

Например, исторически, на основе предписаний моральных норм, сложилась обязанность у народов гор, степей и пустынь предоставлять ночлег и пищу путнику. Другим примером может служить единое понимание у всех народов долга заботиться о старших, уважать человеческое достоинство в другом и сохранять его в самом себе. За нарушение моральных норм ответственность наступает не от имени государства, она не имеет материальной основы. Она наступает от имени общества и поддерживается общественным одобрением или осуждением в форме похвалы или презрения (например, не вступать в брачные отношения с близкими родственниками и др.).

190

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 1, 2016

В Российской Федерации органичное сочетание свободы и ответственности граждан является необходимой предпосылкой нормального функционирования государственных и общественных институтов; соблюдения законности и правопорядка; повышения общей и политической культуры; эффективной борьбы с преступностью, бюрократизмом. Провозглашая права и свободы личности, демократическое государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами.

Государство обеспечивает безопасность через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Они же являются ведущими субъектами политико-правовых отношений, что подтверждает анализ этих отношений. В систему органов, защищающих права и свободы человека, входят судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, институт Уполномоченного по правам человека и др. Государство обеспечивает защиту личности, её прав и свобод на территории Российской Федерации, а за её пределами оно гарантирует личности защиту и покровительство.

Принимая на себя обязательства по обеспечению свободы личности, государство имеет право требовать от граждан правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан с юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно решить важнейшие исторические политические задачи. Поэтому общество через систему органов государства формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав и свобод граждан и выполнения ими своих обязанностей [9, с. 4]. Более пристальное исследование политико-правовых основ связей личности и государства объясняется, несомненно, тем, что право является основой и содержанием отношений государства и личности. Однако немалое место в этих отношениях занимает нравственность, нравственные нормы. Это при всем том, что в современной российской политико-правовой действительности отдельные политики и государство в практике своих взаимоотношений нередко выходят за пределы правового пространства.

Рассматривая сущность отношений личности в обществе, необходимо изучить ее через развитие и осуществление прав и обязанностей. Общеизвестно, что нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав, - это аксиома юриспруденции.

Принцип взаимной ответственности государства и личности, выраженный в правовом статусе, наиболее убедительно раскрывает особенность по-

ложения личности в демократическом обществе, реальность и гарантированность ее прав [3, с. 21]. Демократическое государство берет на себя ответственность за правильное, научно обоснованное закрепление в законодательстве того объема свободы личности, который соответствует достигнутому этапу общественного развития, позволяющему создать соответствующую систему гарантий, призванную реализовать права и свободы граждан, предусматривающую в этих целях государственный механизм по восстановлению нарушенного права и применению санкций к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей. Если бы свободе личности не соответствовали обязанности государства, его социальная ответственность, то эти права и свободы носили бы лишь декларативный характер. Взаимная ответственность государства и общества, а также личности и государства, общества и личности - это важнейший гуманистический и демократический принцип построения демократического правового государства. Такой же точки зрения придерживается большинство авторов [2, с. 19].

Из вышесказанного можно заключить, что положение человека в демократическом государстве отличается от его положения в недемократическом, тоталитарном государстве высокой степенью организованности общества, его активной политической позицией, умением отстаивать свои жизненно важные интересы, гармонично взаимодействуя с государством. Доминирующее влияние личности во взаимосвязях с государством определяется тем, что личность является ведущим элементом гражданского общества и политической системы. В то же время взаимоотношения, связи личности и государства осуществляются в пределах их правовых основ.

Библиографический список

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. -СПб.: Питер, 2003. - 397 с.

2. Азми Д.М. Теория структурного строения системы права: традиции и новации // Гражданин и право. - М.: Новая правовая культура. - 2011. -№ 7. - С. 15-21.

3. Басик В.П. Эволюция правового статуса личности и его отражение в российской правовой науке // Правоведение. - 2005. - № 1. - С. 21-35.

4. Гущина Н.А. Стимулирующая политика государства и права // Право и политика. Научный юридический журнал. - 2011. - № 2. - С. 38-39.

5. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. - М.: Городец, 1997. - 320 с.

6. Затонский В.А. Гражданское общество и государство: противостояние или партнерство? // Конституционное и муниципальное право. -2007. - № 16. - С. 12.

7. Колоколов Н.А. Уголовная юстиция: связь времен // Уголовное судопроизводство. - 2010. -№ 4. - С. 2-3.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 1, 2016

191

8. Медведев С.М. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в механизме обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан // Адвокат. - 2009. -№ 8. - С. 24.

9. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ. Авторский коллектив Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Руко-вод. В.Г. Вишняков // Журнал российского права. -2005. - № 2. - С. 3-32.

10. Парасюк Е.А. Категория «гражданское общество» в современной юридической науке // Российская юстиция. - 2009. - № 7. - С. 7-9.

11. Пресняков М.В. Конституционная интерпретация принципа справедливости // Гражданин и право. - 2011. - № 12. - С. 8-22.

12. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект-пресс, 2011. - 477 с.

13. Скурко Е.В. О гарантиях прав человека в мультикультурном контексте современной России // Гражданин и право. - 2011. - № 9. - С. 34-41.

УДК 342.5

Злобина Екатерина Александровна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации [email protected]

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В настоящей статье рассматривается один из наиболее актуальных и наиболее разрабатываемых в правовой сфере вопросов - вопрос оценки эффективности функционирования системы органов государственной власти, связанный непосредственно с проблемой повышения государственной эффективности в целом. Актуальность указанной проблемы обусловлена повышенным интересом со стороны руководства государства к вопросу эффективности деятельности системы власти и отсутствием единых общепризнанных подходов к ее решению, поскольку большинство современных методик оценки применяют значительное число критериев, стремясь тем самым максимально включить всю совокупность факторов, влияющих на эффективность системы власти. В настоящей статье представлены критерии оценки эффективности системы государственной власти, позволяющие исследовать не только производительность деятельности органов государственной власти, но и качество производимых работ, сложность и своевременность выполнения возложенных задач, а также показатели полученного результата (эффекта) и показатели непосредственного процесса деятельности системы органов государственной власти во всех сферах общественной жизни. Предлагаемые критерии оценки представляют собой систему, следовательно, только комплексное использование критериев, представленных в настоящей статье, позволит получить объективные данные о работе системы власти и ее органов.

Ключевые слова: эффективность, оценка эффективности и ее критерии, эффективность системы органов государственной власти.

Вопросы стабильного развития государства и общества посредством функционирования эффективной системы государственной власти в Российской Федерации стали в настоящее время одними из наиболее актуальных и разрабатываемых в отечественной правовой науке. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена отсутствием единых общепризнанных подходов к ее решению: большинство современных методик применяют значительное число критериев, стремясь, тем самым, максимально включить в оценку всю совокупность факторов, влияющих на эффективность государственной власти. Кроме того, актуальность названной проблемы обусловлена кумулятивным эффектом следующих факторов: развитием неоинституционального подхода к вопросу государственной власти; возникновением новых теорий в науке государственного управления; необходимостью устойчивого развития государства при изменении политического и экономического курса; потребностью эффективного государства как способа реализации власти.

Проблема повышения эффективности функционирования системы органов государственной власти непосредственно связана с проблемой разработки новых и адекватных методик оценки, учитывающих современные реалии и сформировавшийся международный опыт в данной сфере. Формирование новых методик следует проводить с учетом двойственной природы государства, во-первых, оно является регулятором и поставщиком общественных благ и обеспечивает нормативно-правовое регулирование общественной жизни, во-вторых, состояние самого государства определяется его способностью к самоорганизации, возможностью разрабатывать и достигать цели, взаимодействовать с обществом. Следовательно, оценка системы органов государственной власти с точки зрения первой позиции сосредотачивается на конечном результате деятельности государства; во втором случае - интерес перенесен непосредственно на процесс деятельности. При этом вопросом, вызывающим трудности при разработке комплексной системы показателей, при ориенти-

192

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 1, 2016

© Злобина Е.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.