Научная статья на тему 'Современная государственная политика по противодействию коррупции: основные направления и перспективы'

Современная государственная политика по противодействию коррупции: основные направления и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3422
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дунаев А. В., Молотков С. Н., Трифонов Ю. Н.

В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации современной государственной политики по противодействию коррупции в органах государственной власти. Обозначены имеющиеся риски и проблемы, намечены некоторые пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дунаев А. В., Молотков С. Н., Трифонов Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN STATE POLICY OF COUNTERACTION THE CORRUPTION: THE MAIN DIRECTIONS AND PROSPECTS

It was considered the main directions and particularity of the implementation of the modern state policy of counteraction the corruption in public authorities in this article. It was marked the existing risks and problems, and it was planned a some ways of their solutions.

Текст научной работы на тему «Современная государственная политика по противодействию коррупции: основные направления и перспективы»

Дунаев А. В.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г. Тамбов Молотков С. Н.

к.и.н.

Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов Трифонов Ю. Н.

к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов

СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации современной государственной политики по противодействию коррупции в органах государственной власти. Обозначены имеющиеся риски и проблемы, намечены некоторые пути их решения.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственная политика по противодействию коррупции.

Dunaev A. V.

Student of RANEPA, Tambov Molotkov S. N. Candidate of historical sciences

RANEPA Tambov Trifonov Y. N.

Candidate оf philosophical sciences, associate professor

RANEPA Tambov

THE MODERN STATE POLICY OF COUNTERACTION THE CORRUPTION: THE MAIN DIRECTIONS AND PROSPECTS

Abstract: It was considered the main directions and particularity of the implementation of the modern state policy of counteraction the corruption in public authorities in this article. It was marked the existing risks and problems, and it was planned a some ways of their solutions.

Keywords: corruption, counteraction the corruption, the state policy of counteraction the corruption.

Коррупция, проникшая во все жизненно важные структуры российского общества, подавляет стимулы социально-экономического развития, размывает политические ценности и отравляет духовно -нравственную атмосферу. Будучи фактически встроенной в систему государственного управления, коррупция разлагает и дискредитирует власть, и, как следствие, приводит к утрате доверия к ней со стороны граждан и общества. Именно поэтому необходима научно обоснованная и методологически выверенная государственная политика по противодействию коррупции.

Государственная политика противодействия коррупции, по мнению Н.А. Любкиной, включает систему взаимосвязанных и взаимодополняющих мер, объединённых одной целью, в достижении которой участвуют государственные, общественные, политические, профессиональные, творческие и иные органы и организации [4, с. 60]. Н.В. Мамитова определяет антикоррупционную политику как научно обоснованную, последовательную, скоординированную и системную деятельность институтов государства и гражданского общества, связанную с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению. Данная деятельность также направлена на развитие антикоррупционного сознания и на укрепление законности [5, с. 88].

К числу важнейших элементов государственной антикоррупционной политики относится комплекс мер организационного, экономического,

правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, показывающих негативное отношение государства к коррупции и направленных на искоренение ее причин [6, с. 9]. На этот счёт Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года подчеркнул, что «борьба с коррупцией - это не шоу, она требует профессионализма, серьёзности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества» [11].

За последние годы в нашей стране создана необходимая организационно-правовая основа противодействия коррупции, которая постоянно уточняется, развивается и совершенствуется [8, с. 108]. Об этом, в частности, свидетельствует принятие ряда Федеральных законов и Указов Президента РФ, направленных на совершенствование механизмов противодействия коррупции в системе органов публичной власти. Однако в ходе проводимой государственной политики по противодействию коррупции пока не решены поставленные задачи. Многочисленные коррупционные преступления, совершённые, в том числе, представителями высшего эшелона политической власти, свидетельствуют о глубине и системности данной проблемы.

Общепризнано, что коррупция порождается совокупностью причин, среди которых выделяются экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, исторические и иные факторы. В литературе на этот счёт справедливо обращается внимание на то, что уровень и масштабы коррупционных правонарушений зависят от экономического уклада, сложившейся социальной структуры общества, действующего политико-правового режима, духовно-нравственной атмосферы и других не менее значимых факторов общественной жизни [13, с.85].

При этом все причины коррупции связаны, так или иначе, с несовершенным механизмом функционирования государственной власти. Так, в Национальном плане противодействия коррупции было определено,

что коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства [9]. При этом коррупция наиболее опасна именно в деятельности органов государственной власти. Она возникает в тех сферах, где государственные гражданские служащие реализуют организационные, исполнительно -распорядительные, контрольно-надзорные, юрисдикционные, а также разрешительные полномочия [1, с.5].

Поэтому для ликвидации (минимизации) коррупции, как социального зла, необходимо принимать меры по устранению ее причин. А это возможно лишь в результате продуманной и эффективной государственной политики в данном направлении. Антикоррупционная работа должна строиться на упреждении, на создании атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения. На этот счет В.В. Путин заявил, что «мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной» [12].

На заседании Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 26 января 2016 года Президент РФ В.В. Путин отметил, что «принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые помогают выявить коррупционные схемы на любом уровне. Среди приоритетных направлений - повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере. Необходимо совершенствовать работу структур, которые контролируют расходование бюджетных средств» [3]. Планомерность и системность реализации государственной политики по противодействию коррупции в настоящее время обеспечивается посредством исполнения соответствующих поручений, прописанных в Указе Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг.» [2, с.14].

Мероприятия данного Национального плана направлены на решение следующих основных задач:

- совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

- совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;

- повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов РФ, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах РФ;

- повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;

- повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям [10].

Считаем, что на основе Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы должны быть разработаны соответствующие

документы в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании. Для достижения поставленных задач необходимо, в частности, более интенсивно внедрять антикоррупционные образовательно-просветительские и рекламные программы, кампании, обеспечить максимальную открытость и гласность при осуществлении антикоррупционной политики [7, с.23].

Особый акцент следует сделать на духовно-нравственных барьерах любым проявлениям коррупционной аномии. Роль моральных факторов, явно недооцененных в последние годы, необходимо повышать. В связи с этим следует уделить пристальное внимание укреплению нравственных основ антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих. Этому способствует такое направление внедрения антикоррупционных кадровых технологий на государственной службе, как обязательное проведение мониторинга этического климата в государственных органах, позволяющего определить уровень влияния на ценностные установки и поведение государственных служащих [14, с.108].

Таким образом, государственная антикоррупционная политика должна быть нацелена на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию.

Список литературы

1. Агеев, В.Н. Правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы Российской Федерации / В.Н. Агеев // Административное и муниципальное право. 2012. № 9. С5-9.

2. Агеева, Е.А. Реализация государственной антикоррупционной политики в дополнительном профессиональном образовании гражданских служащих / Е.А.Агеева, В.А. Тимченко // Вестник экспертного совета. 2016. № 3 (7). С. 14-19.

3. Заседание Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 26 января 2016 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа:Ы1р://кгет1т.т^еПз/соипс^/Ьу-соипсП/12/51207 (дата обращения -17.02.2017).

4. Любкина, Н.А. Антикоррупционная политика российского государства в современных условиях / Н.А. Любкина // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 1. С. 60-65.

5. Мамитова, Н.В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции / Н.В. Мамитова // Право и современные государства. 2015. № 2. С. 88-93.

6. Михайлов, В.И. Современный этап государственной политики Российской Федерации по противодействию коррупции и задачи по её научному обеспечению / В.И. Михайлов // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: Сборник трудов по итогам Всероссийской научной конференции. Редколлегия: ответственный редактор В.Н. Руденко, редакторы К.В. Киселев, Е.А. Степанова, В.В. Эмих. - М., 2014. С. 9-15.

7. Молотков, С.Н. Система противодействия коррупции в современной России: результаты и перспективы развития / С.Н. Молотков // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2015. № 1 (09). С. 19-23.

8. Молотков, С.Н. Об ограничениях, связанных с прохождением гражданской и муниципальной службы в целях противодействия коррупции / С.Н. Молотков, Ю.Н. Трифонов // Электронный научный журнал «Современное общество и власть». 2016. № 1 (7). С. 108-118. URL: http:// gmana-gement.ru.

9. Национальный план противодействия коррупции, утвержден Президентом РФ от 31.07.2008 г. № Пр-1568 // Российская газета. 2008, 5 августа. - № 164.

10. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 // Российская газета. 2016, 4 апреля.

11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года // Российская газета. 2016, 2 декабря.

12. Путин, В.В. Демократия и качество государства / В.В. Путин // Известия. 2012, 6 февраля.

13. Трифонов, Ю.Н. Как излечить госслужбу от коррупции: некоторые рецепты от историков и философов / Ю.Н. Трифонов // Управление и общество: современная модель взаимодействия: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (30 марта 2016 г.) / под общей ред. О.Н. Андреевой, С.И. Волкова, А.А. Головиной, И.А.Тишкиной. -Тамбов: Изд-во Чеснокова А.В., 2016. С.84-87.

14. Трифонов, Ю.Н. Институт конфликта интересов на государственной гражданской службе: моральный выбор и правовые последствия / Ю.Н.Трифонов, И.А. Хабаров // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. [Сетевое электронное издание, ISSN 2221-7703]. 2013. № 2 (05). URL: http ://www.политуправление .рф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.