современная государственная финансовая политика Великобритании, инструменты ее реализации
н. с. шмиюль,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: avt896112@ yandex.ru Финансовая академия при Правительстве РФ
В статье анализируются принципы и задачи современной государственной финансовой политики Великобритании, рассматриваются основные инструменты ее реализации, показываются влияние на финансовую политику национальных особенностей развития экономики, стадии экономического цикла, политика партии, находящейся у власти. В рамках статьи рассматривается структура доходов и расходов государственного бюджета Великобритании, определяются перспективные направления ее оптимизации в соответствии с приоритетными направлениями государственной финансовой политики.
Ключевые слова: финансовая политика, государственный бюджет, доходы, расходы, дефицит бюджета, структура, государственный долг.
В современных условиях экономика Великобритании, как и большинство экономик ведущих европейских государств, переживает кризис, который традиционно проявляется в сокращении товарооборота, уменьшении инвестиционной активности частного бизнеса и домохозяйств, снижении платежеспособного спроса населения, доходов частного и государственного секторов экономики, росте безработицы и других показателях, отражающих экономический спад. Британские ученые-экономисты отмечают, что экономика государства находится в слишком сильной зависимости от роста ограниченного числа ее секторов и развития отдельных регионов страны. В данных обстоятельствах государственная финансовая политика нового коалиционного правительства и финансовый механизм ее реализации призваны преодолеть существующий экономический дисбаланс, добиться качественного улучшения
состояния британской экономики и финансовой системы1.
Реализация долгосрочных целей государственной финансовой политики Великобритании обусловливает необходимость пересмотра и изменения налоговых и бюджетных2 методов воздействия на государственный и частный секторы экономики и социальную сферу, отдельных инструментов государственного регулирования, а также изменение механизма управления государственными финансами, современное состояние которых можно охарактеризовать как кризисное.
Новому коалиционному правительству во главе с премьер-министром Дэвидом Кэмероном3 в «наследство» от лейбористского правительства достался дефицитный государственный бюджет, обусловленный постоянно растущей в течение последних лет нахождения у власти либерального правительства величиной государственных расходов при недостаточном аккумулировании денежных средств в
1 Здесь под финансовой системой понимается совокупность финансовых институтов и финансовых рынков, связанных с перераспределением денежных средств между участниками финансовых операций.
2 Под бюджетными методами воздействия на экономику и социальную сферу понимаются различные формы государственных расходов, государственные гарантии и т. п. методы, непосредственно связанные с государственными расходами, управлением государственным сектором экономики, реализацией социальных гарантий гражданам страны.
3 Как известно, в начале мая 2010 г. прошли очередные
выборы в парламент Великобритании, по итогам которых по-
беду одержали консерваторы (тори). Однако незначительный
перевес голосов в пользу консерваторов не позволил им самостоятельно сформировать правительство, которое в настоящее время представляет собой коалицию тори с либеральными демократами.
доходную часть бюджета, а также падением объема частных инвестиций в экономику Великобритании. Согласно данным ОЭСР4, к 2007 г. Великобритания имела наибольший структурный дефицит государственного бюджета среди стран Большой семерки ^7). Текущий дефицит по счетам правительства в 2007 г. составлял 2,75 % ВВП, при этом надежды правительства по его сокращению были связаны с ростом на 2,25 % объема торговли финансовыми услугами. В то же время в период с 1997 по 2007 г. государственное потребление (а фактически государственные расходы) выросло с 18 до 21 % ВВП при падении объема частных инвестиций в экономику страны с 11,75 до 10 % ВВП. Рецессия экономики Великобритании, усугубленная мировым финансовым кризисом, обострила несбалансированность развития секторов экономики, территорий страны и государственного бюджета: к 2009 г. объем государственного потребления вырос до 23,5 % ВВП, а размер инвестиций сократился на 25 % по сравнению с их лучшим показателем и составил 8,25 % ВВП. В настоящее время дефицит государственного бюджета Великобритании продолжает расти, что, в свою очередь, приводит к росту государственных заимствований: согласно данным Казначейства Великобритании, на 4 фунта стерлингов расходов британского правительства приходится 1 фунт стерлингов заимствований.
Следует также отметить, что предыдущим правительством были отменены два фискальных правила5, регулирующих до 2008 г. государственные заимствования и величину государственного долга, что также в определенной мере предопределило резкий рост величины дефицита государственного бюджета и размера государственного долга Великобритании. В предыдущем 2009/10 финансовом году Казначейство Великобритании прогнозировало, что дефицит бюджета Великобритании достигнет 175 млрд фунтов стерлингов, что составит более 9 % ВВП, а государственный долг по итогам года ожидался в размере 59 % ВВП, а фактически, по данным МВФ, его размер был равен 68,2 % ВВП. На данное время величина бюджетного дефицита государственного бюджета Великобритании составляет 156 млрд фунтов стерлингов6 и, по прогнозным оценкам ряда ведущих рейтинговых агентств, в
4 OECD Economic Outlook № 87. OECD, May 2010.
5 К фискальным правилам относятся: золотое правило, в соответствии с которым государственные займы должны осуществляться только на инвестиционные цели и инвестиционное правило, устанавливающее, что государственный долг должен составлять не более 40 % ВВП.
6 Дмитриева О. Взялись за фунт лихо: Британия перешла в режим строжайшей экономии //Рос. газ. М., 2010. 22 июня.
текущем финансовом году государственный долг страны сможет достичь 70 % ВВП.
Приведенные данные показывают, что финансовая политика предыдущего лейбористского правительства по сбалансированию государственного бюджета Великобритании основывалась на росте долговых обязательств государства в условиях снижения налоговых поступлений в бюджет и реализации мер по борьбе с кризисом и стабилизации банковской системы. Подтверждением этого вывода также служат основные показатели доходов и расходов государственного бюджета на 2009—2010 гг. (рис. 1 и рис. 2) 7, которые отражают структуру государственных финансов8 в последний год правления либерального правительства во главе с Гордоном Брауном, обусловленную необходимостью реализации задач проводимой лейбористами государственной финансовой политики.
Далее рассмотрим основные положения финансовой политики лейбористов в 2009/10 финансовом году9. В соответствии с положениями предбюджет-ного доклада правительства10 основной акцент в ходе проведения государственной финансовой политики предполагалось сделать на государственной поддержке бизнес-сообщества и домохозяйств и создании условий для возврата к стабильному экономическому росту (бюджет 2009/10 финансового года был назван «Строим будущее Великобритании»). Среди основных задач государственной финансовой политики правительства лейбористов на 2009/10 финансовый год и среднесрочную перспективу можно выделить следующие:
• поддержание общей макроэкономической стабильности в целях восстановления экономического роста;
7 Все данные о составе и структуре государственных доходов и расходов Великобритании, использованные в данных рисунках и в дальнейшем материале данной статьи, взяты на сайте Казначейства Великобритании. URL: http//www.hm-tresury.gov.uk.
8 Под государственными финансами понимаются правительственные счета, отражающие налоговые поступления, государственные расходы, заимствования и долговые обязательства (определение взято из Словаря терминов Казначейства Великобритании на сайте Казначейства Великобритании. URL: http//www.hm-treasury.gov.uk).
9 Бюджетный год в Англии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.
10 Как известно, после составления правительством проекта государственного бюджета основные предложения по бюджету оглашаются в Палате Общин, где канцлер Казначейства Великобритании выступает с предбюджетным докладом. Далее с тронной речью в Палате Лордов выступает Королева, которая должна подтвердить финансовые требования правительства и озвучить основные направления государственной финансовой политики на планируемый финансовый год и перспективу.
Рис. 1. Структура расходов государственного бюджета Великобритании на 2009/10 финансовый год
• обеспечение финансовой стабильности путем реализации ряда мер, направленных на оздоровление финансового рынка;
• поддержка частного бизнеса в целях увеличения поступлений денежных средств в частный сектор экономики уже в краткосрочном периоде и сохранения конкурентоспособности британских товаров и услуг на мировом рынке;
• оказание помощи населению в части обеспечения занятости, оказание поддержки потенциальным инвесторам (сберегателям), предоставление помощи семьям с детьми, поддержка пенсионеров и престарелых домовладельцев;
• улучшение качества предоставления государственных услуг населению, в том числе путем дальнейшего инвестирования бюджетных средств в сферу первоочередных государственных услуг при условии строгого соблюдения принципа «value for money», т. е. качество предоставляемой услуги должно соответствовать сумме средств, потраченных на ее получение;
• государственная финансовая поддержка охраны окружающей среды, в том числе связанная с глобальным потеплением климата, включающая создание первых в мире бюджетов по выбросам в атмосферу углекислого газа и реализацию мер по стимулированию использования производств и видов энергии, основанных на пониженном содержании углерода. Реализация всех перечисленных задач требовала от правительства Гордона Брауна осуществления значительных государственных расходов. Согласно данным Казначейства Великобритании, в 2009/10 финансовом году государственные расходы были
запланированы в размере 671 млрд фунтов стерлингов, в то время как государственные доходы — в сумме 496 млрд фунтов стерлин-гов11. Таким образом, планировалось, что бюджетный дефицит составит 175 млрд фунтов стерлингов, или более 9 % ВВП. Однако фактически дефицит государственного бюджета оказался выше запланированной величины и составил 11 % ВВП12.
На диаграмме (рис. 1) показано, что в структуре государственных расходов Великобритании преобладали социальные статьи расходов (социальная защита, социальное обслуживание, здравоохранение и образование), составляющие в целом более 60 % общего объема расходов, из них наибольший удельный вес занимали расходы на финансирование программ, предусмотренных системой социальной защиты населения. Также значительной по величине статьей расходов государственного бюджета являлись расходы на оборону (5,7 %). Можно отметить, что рост расходов государственного бюджета в определенной степени был обусловлен политикой лейбористской партии, в основе которой лежат два основных принципа социал-демократии: во-первых, вмешательство государства в экономические отношения и, во-вторых, выравнивание стартовых возможностей благодаря государственному перераспределению благ и поддержанию социально незащищенных групп граждан. Практическая реализация этих принципов возможна только путем перераспределения большого объема средств через государственный бюджет.
В структуре доходов государственного бюджета Великобритании на 2009/10 финансовый год традиционно больший удельный вес составляли налоговые доходы, среди которых наибольшую долю занимали прямые налоги: подоходный налог, доля
11 В тексте статьи понятия «государственные доходы» и «государственные расходы» используются как синонимы доходов и расходов государственного бюджета Великобритании, поскольку фактически рассматривается состав и структура доходов и расходов консолидированного бюджета, включающего и местные финансы.
12 URL: http//www.vedomosti.ru/finance/news/2010/ 06/22/1043363.
которого в общем объеме доходов государственного бюджета в 2009/10 финансовом году составила более 28 % (41 млрд фунтов стерлингов) и корпоративный налог — свыше 7 % (35 млрд фунтов стерлингов). На втором месте по объему аккумулируемых средств в государственный бюджет Великобритании находились косвенные налоги. Так, в 2009/10 финансовом году на долю НДС и акцизов приходилось 12,8 и 8,8 % соответственно, что также свидетельствует об их фискальной значимости. Следует отметить и значительный удельный вес в структуре государственных доходов взносов в национальную систему страхования, составляющих почти 20 % (98 млрд фунтов стерлингов).
Однако, несмотря на значительный объем средств, аккумулируемых в государственный бюджет в 2009/10 финансовом году, государственных доходов в условиях стагнации экономики Великобритании оказалось недостаточно, чтобы финансировать запланированные расходы, что, в конечном итоге, привело к дальнейшему росту величины бюджетного дефицита и государственного долга Великобритании. Неудовлетворительное состояние государственных финансов стало одной из причин поражения Лейбористской партии на очередных выборах в парламент. Таким образом, избиратели выразили свое недовольство проводимой государственной финансовой политикой, что, в конечном итоге, привело к победе с минимальным перевесом оппозиционной Консервативной партии и созданию нового коалиционного консервативно-лейбористского правительства во главе с лидером консерваторов Дэвидом Кэмероном.
Таким образом, современная финансовая политика Великобритании строится с учетом прогнозируемых тенденций развития мирового хозяйства, внутренних социально-экономических проблем, а также политики политической партии, находящейся у власти. В сложившейся ситуации сокращение бюджетного дефицита является главным приоритетом в деятельности правительства, при этом предполагается осуществить переход от модели развития экономики, основанной на росте долговых обязательств государства к экономике, развивающейся на основе сбережений, инвестиций
Рис. 2. Структура доходов государственного бюджета Великобритании на 2009/10 финансовый год
и экспорта при значительном сокращении объема государственных расходов.
Основные направления государственной финансовой политики Великобритании, проводимой в настоящее время правительством страны, определены в предбюджетном докладе канцлера Казначейства Великобритании. В этом документе, ежегодно подготавливаемом правительством и подлежащим официальному опубликованию, оценивается ход реализации экономической, в том числе и финансовой политики государства, даются прогнозы состояния государственных финансов на планируемый финансовый год и на перспективу, дается характеристика основных показателей государственного бюджета Великобритании.
В предбюджетном докладе 2010 г. представлен 5-летний план восстановления британской экономики, обоснованы показатели государственного бюджета на 2010/11 финансовый год, определены их прогнозные величины на предстоящий финансовый год и перспективу, провозглашены основные принципы деятельности нового кабинета министров: ответственность, свобода и справедливость и показано, каким образом эти принципы реализуются в современной финансовой политике Великобритании.
В предбюджетном докладе канцлера Казначейства предусматривается, что ответственность в деятельности правительства Великобритании, прежде всего, должна проявляться в политике сокращения бюджетного дефицита и государственного долга. Такая политика нацелена на восстановление доверия к государственным финансам, в том числе со стороны национальных и иностранных инвесторов, и на укрепление кредитного рейтинга
68
Финансы и кредит
Таблица 1
Основные показатели состояния британской экономики в зависимости от финансовой политики правящей политической партии
Основные финансовые показатели Финансовая политика либерального правительства Гордона Брауна Финансовая политика коалиционного правительства Дэвида Кэмерона
Чистые заимствования государственного сектора 4 % ВВП в год (в течение ближайших 5 лет) и > 5 % ВВП в последующие 6 лет Сокращение до 1,1 % ВВП в 2015-2016 гг.
Структурный дефицит государственного бюджета 1,6 % ВВП (текущий) и 2,8 % ВВП (в 2014/15 финансовом году) Дефицит будет ликвидирован к 2014/15 финансовому году; с 2015/16 финансового года прогнозируется профицит государственного бюджета в размере 0,8 % ВВП
Государственный долг 68,2 % ВВП (2009/10 финансовый год) max 70,3 % ВВП (в 2013/14 финансовом году), затем долг сократится до 67,4 % (в 2015/16 финансовом году)
Источник: таблица составлена автором на основе материалов, представленных на сайте Казначейства Великобритании. URL: http// www.hm-treasury.gov.uk.
страны. В прогнозе состояния государственных финансов, представленном Управлением бюджетного контроля (Office for Budget Responsibility), на основе сравнительной оценки отдельных финансовых показателей экономики Великобритании рассмотрены перспективы ее развития при условии реализации финансовой политики, проводимой предыдущим, либеральным правительством во главе с экс премьер-министром Гордоном Брауном и новым коалиционным, либерально-консервативным правительством Дэвида Кэмерона (табл. 1).
Финансовая политика либерального правительства, основанная на росте объемов государственных заимствований, могла привести экономику Великобритании к еще более глубокой стагнации или депрессии, отражающейся, в том числе, в росте показателей дефицита государственного бюджета и государственного долга Великобритании (см. табл. 1). Данная политика могла бы подорвать позиции страны на мировом рынке товаров и услуг, отрицательно повлиять на инвестиционный климат, понизить кредитный рейтинг страны и, в конечном итоге, затруднить восстановление британской экономики после кризиса. В то же время ожидается, что в результате проведения финансовой политики новым правительством к 2014—2015 гг. будет ликвидирован структурный дефи -цит страны, существенно сокращены объемы чистых заимствований государственного сектора экономики и размер государственного долга.
В целях снижения уровня бюджетного дефицита новое правительство Великобритании предполагает реализовать ряд мер, среди которых первоочередными являются: • пересмотр и сокращение объема государственных расходов по каждому министерству в целях существенного снижения общего объема государственных расходов и жесткого контроля за
распределением государственных финансов. В рамках этих мер в течение следующих четырех лет минимум на 25 % будут сокращены расходы бюджетов по отдельным ведомствам. Так, до конца июля 2010 г. практически все министерства должны будут подготовить два плана сокращения расходов по своим бюджетам: на 20 и на 40 %. При этом, по данным Казначейства Великобритании, максимальное сокращение расходов по каждому министерству планируется не более чем на 30 %, а избежать сокращения своих бюджетов смогут лишь министерство обороны и министерство здравоохранения13;
• активное привлечение к оценке состояния государственных финансов и эффективности реализуемой финансовой политики недавно созданного Управления бюджетного контроля (Office for Budget Responsibility);
• сокращение текущих расходов14 на 30 млрд фунтов стерлингов в год к 2014—2015 гг.15;
13 Дмитриева О. Смета в конце туннеля //Рос. газ. 2010. 07 июня.
14 В Великобритании действует система непрерывного планирования государственных расходов, определяемых по каждому министерству и агентству. Все расходы делятся на два блока:
а) «лимитные расходы», находящиеся под прямым контролем соответствующих министерств и образующие устойчивую часть расходов. Этот бюджет утверждается на три года, причем формируются раздельные бюджеты по текущим и капитальным затратам. Министерства могут переносить остатки неизрасходованных средств на последующие периоды без ограничений;
б) «ежегодно утверждаемые расходы» (по социальным выплатам и пенсиям государственным служащим и т. п.). Они планируются осенью каждого года и затем еще раз пересматриваются весной, непосредственно перед началом финансового года. Дополнительные средства, если в них возникает потребность, могут поступить из Казначейства Великобритании.
15 Окончательное распределение расходов по министерствам
и на социальные цели будут установлены 20.10.2010 в Обзоре расходов, подготовленном Казначейством Великобритании.
• увеличение с 04.01.2011 ставки НДС (Value Added Tax) по основной группе товаров с 17,5 до 20 %, при этом ставка НДС на такие товары, как продукты питания, детская одежда и периодические издания, останется нулевой. Правительство Великобритании подсчитало, что в результате повышения ставки НДС ежегодно в государственный бюджет будет поступать дополнительно 13 млрд фунтов стерлингов. При этом был сделан расчет распределения дополнительной налоговой нагрузки на потребителей товаров и услуг в зависимости от их уровня доходов: самым бедным 10 % населения повышение налога обойдется в 50 фунтов стерлингов в год; самым богатым 10 % населения — в 850 фунтов стерлингов в год. Налоговая нагрузка в среднем на человека составит 320 фунтов стерлингов16;
• повышение ставки налога на страховую премию, уплачиваемую страховыми компаниями и страховыми брокерами (Insurance Premium Tax) с 6 до 20 %.
Следующий принцип деятельности нового правительства Великобритании — принцип свободы, прежде всего в сфере деловой активности, предполагает всестороннюю поддержку предпринимательства и частного бизнеса. В предбюд-жетном докладе Казначейства Великобритании указывается, что долгосрочный экономический рост должен основываться на восстановлении и сохранении лидирующих позиций Великобритании в производстве и экспорте ряда товаров и услуг, обеспечении благоприятного инвестиционного климата на базе развития частного сектора экономики. Также отмечается, что все формы бизнеса, функционирующие в каждом регионе страны, должны иметь необходимые условия для роста.
Для реализации указанного принципа правительство Великобритании предполагает сформировать необходимую бизнес-среду, которая будет поддерживать деловую активность частного бизнеса на должном уровне для повышения конкурентоспособности английских товаров и услуг на мировом рынке. Формирование такой бизнес-среды предполагается осуществить путем сокращения налогового бремени на частный бизнес, стимулирования создания новых рабочих мест в частном секторе экономики и создания благоприятных условий для осуществления инвестиций в экономику Великобритании, в том числе реализуя следующие меры:
16Минаев С. Оброком по Европам //Коммерсантъ Власть. 2010. № 27(880).
• снижение ставки корпоративного налога с 28 до 24 %, которое предполагается провести за четыре финансовых года, начиная с апреля 2011 г., что обеспечит в Великобритании самую низкую ставку корпоративного налога среди стран Большой семерки (G7) и одну из самых низких ставок среди стран Большой двадцатки (G20);
• снижение ставки корпоративного налога для предприятий с прибылью до 300 тыс. фунтов стерлингов с 21 до 20 % с апреля 2011 г.17;
• увеличение минимального налогооблагаемого дохода, с которого работодатель уплачивает взносы в систему Национального страхования, на 21 фунт стерлингов в неделю18;
• освобождение владельцев созданных за пределами Большого Лондона предприятий от уплаты взносов в систему Национального страхования на сумму до 5 тыс. фунтов стерлингов за первых 10 нанятых работников;
• кредитование малого бизнеса, для которого коммерческий кредит является недоступным, через Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Великобритании (Enterprise Finance Guarantee, EFG). Предполагается, что до 31.03.2011 Фонд будет увеличен на 200 млн фунтов стерлингов для поддержки дополнительного кредитования малого бизнеса на сумму 700 млн фунтов стерлингов.
В предбюджетном докладе правительства особо отмечается, что бремя по сокращению бюджетного дефицита должно быть общим, но в то же время намечаемые сокращения бюджетных расходов, изменения в налоговой системе, сокращение рабочих мест в государственном секторе экономики не должны ухудшить уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения. Реализуя принцип справедливости в ходе осуществления проводимой финансовой политики, правительство подготовило пакет мер для смягчения неблагоприятного воздействия запланированных мероприятий на слабо защищенные слои общества, который включает:
• введение с января 2011 г. нового налога на коммерческие банки, основанного на банковской отчетности, в размере 0,04 % величины активов банков, что позволит дополнительно мобилизовать в государственный бюджет Великобри-
17 Предыдущее правительство лейбористов предполагало увеличить эту ставку до 22 %.
18 В 2009/10 финансовом году минимальный налогооблагаемый доход, с которого работодатель уплачивал взносы в систему Национального страхования, составлял 106 фунтов стерлингов.
тании 2 млрд фунтов стерлингов19. Являясь, по сути, источником возврата государственных ресурсов, выделенных правительством в 20082009 гг. для стабилизации работы банковского сектора в результате мирового финансового кризиса, предполагается, что данный налог будет способствовать снижению рисков в банковской системе и повышению качества работы банковского сектора в целом20;
• дальнейшее регулирование размеров бонусов, выплачиваемых работникам банков. В декабре 2009 г. правительство объявило о введении единовременного налога в размере 50 % от общей суммы бонуса, превышающей 25 тыс. фунтов стерлингов. Предполагается, что государственная политика по ограничению размеров бонусов сотрудникам банков будет проводиться и в дальнейшем;
• увеличение ставки налога на прирост капитала (capital gains tax) для налогоплательщиков, уплачивающих налог по повышенной ставке, с 18 до 28 %; в то же время предполагается увеличение необлагаемого минимума по данному налогу для предпринимателей с 2 до 5 млн фунтов стерлингов;
• проведение реформы системы социального обеспечения, сделав ее более доступной и справедливой: предполагается, во-первых, пересмотреть категории получателей социальных пособий, повысить адресность предоставления жилищных пособий, пособий по инвалидности и налоговых кредитов наиболее нуждающимся слоям населения и, во-вторых, перейти с апреля 2011 г. на индексацию пособий, налоговых кредитов и государственных пенсий в соответствии с ростом индекса потребительских цен21;
• замораживание на три года размера пособия на ребенка, выплачиваемого в рамках государственного социального страхования. Правительство предусматривает с апреля 2011 г. сокращение количества получателей данного пособия, право на которое будут иметь домохозяйства с доходом не выше 40 тыс. фунтов стерлингов в год; в последующие годы данный
19 URL: http//www. vedomosti. ru/finance/ news/2010/06/22/1043363.
20 Однако уже сегодня многие экономисты и аналитики отмечают возможность как переложения дополнительных затрат банков, связанных с введением нового налога, на заемщиков, так и роста ставок по кредитам, что в конечном итоге может отрицательно сказаться на восстановлении темпов роста объемов инвестиций и потребления.
21 В настоящее время применяется индекс розничных цен.
лимит будет пересматриваться с тем, чтобы основными получателями данного пособия стали семьи с низким уровнем доходов;
• замораживание на два года заработной платы в государственном секторе экономики, при этом данная мера не будет распространяться на 1,7 млн государственных служащих, зарабатывающих менее 21 тыс. фунтов стерлингов в год;
• изучение системы пенсионного обеспечения государственных служащих в целях изыскания возможностей сокращения расходов на пенсионное обеспечение и последующего изменения соответствующих показателей в бюджете на планируемый финансовый год;
• проведение переговоров с муниципальными органами власти о замораживании ставки местного налога (council tax) 22 в 2011/12 финансовом году.
Реализуя одну из целей финансовой политики правительства Великобритании «вознаграждать тех, кто упорно трудится, и сохранять ответственность за будущее», в государственном бюджете на 2011-2012 гг. и на период до 2015 г. предполагается предусмотреть:
• увеличение необлагаемого минимума по подоходному налогу (Personal Income Tax) для налогоплательщиков до 65 лет (до 1 тыс. фунтов стерлингов) в апреле 2011 г. В результате реализации этой меры 880 тыс. налогоплательщиков будут освобождены от уплаты данного налога;
• индексацию базовой государственной пенсии: при этом индексация будет проводиться в апреле 2011 г. в соответствии с ростом одного из показателей, который к этому моменту времени будет иметь наибольшее значение: заработная плата или цены на товары и услуги. В результате реализации перечисленных мероприятий в налоговой системе, системе социального обеспечения, а также мер, направленных на сокращение бюджетного дефицита государственного бюджета Великобритании, предполагается, что к 2014-2015 гг. в государственный бюджет будет аккумулироваться дополнительно 40 млрд фунтов стерлингов ежегодно (табл. 2), в том числе:
• 32 млрд фунтов стерлингов в год за счет сокращения расходов государственного бюджета, в том числе 30 млрд фунтов стерлингов в год
22 Местный (муниципальный) налог был введен в 1993 г., объектом налогообложения является недвижимое имущество (оно делится на 8 категорий), находящееся в собственности или в аренде налогоплательщика. Налог взимается ежемесячно исходя из рыночной стоимости недвижимости.
Таблица 2
Дополнительные поступления в государственный бюджет Великобритании в результате проведения новой финансовой политики в 2010-2015 гг., млн фунтов стерлингов
Проводимые мероприятия 2010-2011 гг. 2011-2012 гг. 2012-2013 гг. 2013-2014 гг. 2014-2015 гг.
Изменения в налоговой системе +2,830 +6,255 +6,950 +8,515 +8,230
Сокращение расходов государственного +5,245 +8,855 +17,300 +23,820 +31,940
бюджета, всего
В том числе:
— сокращение текущих расходов +3,465 +6,835 + 15,230 +21,700 +29,780
— сокращение капитальных расходов + 1,780 +2,020 +2,070 +2,120 +2,160
— проведение мер в сфере социаль- +385 +2,010 +4,710 +8,150 + 11,040
ного обеспечения в общем объеме
расходов
Итого все мероприятия +8,075 +15,110 +24250 +32,335 +40,170
Сбережение средств в результате со- - -820 +1,030 +1,810 +3,020
кращения платежей по обслуживанию
государственного долга
Итого все мероприятия, не включая +8,075 + 15,930 +23,220 +30,525 +37,150
суммы уменьшения платежей по обслужи-
ванию государственного долга
за счет уменьшения текущих расходов государственного бюджета Великобритании, из них 11 млрд фунтов стерлингов — в результате реформы системы социального обеспечения; • 8 млрд фунтов стерлингов в год за счет увеличения налоговых ставок по налогу на добавленную стоимость и налогу на страховую премию, уплачиваемую страховыми компаниями и страховыми брокерами.
Все проводимые мероприятия по мобилизации дополнительных средств в государственный бюджет Великобритании условно делятся на две основные группы: в первую группу включены меры в области налогообложения частного бизнеса и граждан; вторую группу составляют мероприятия по сокращению государственных расходов (табл. 2). В последней группе особо выделены меры, связанные с реализацией реформы в сфере социального обеспечения, поскольку предполагается, что их роль в дополнительном аккумулировании денежных средств в государственный бюджет будет постоянно возрастать. На основе приведенных данных можно рассчитать, что к 2014/15 финансовому году за счет проведения реформы социального обеспечения граждан будет мобилизовано 34,6 % общего объема дополнительно поступающих средств в результате сокращения государственных расходов. Следует отметить, что предусмотренные меры сбалансирования государственного бюджета в части сокращения объема государственной социальной помощи населению, уменьшения количества рабочих мест и замораживания заработной платы в государственном секторе экономики являются весьма непопулярными. Тем не менее их использование
правительством Великобритании свидетельствует о серьезном кризисе экономики государства и необходимости применения чрезвычайных мер по ее восстановлению, которые (в некоторой степени) нашли отражение в структуре доходов и расходов государственного бюджета Великобритании на 2010/11 финансовый год.
В текущем финансовом году (2010—2011 гг.), несмотря на указанные отрицательные меры социального характера по сокращению дефицита государственного бюджета Великобритании, в структуре расходов государственного бюджета на 2010/11 финансовый год социальные расходы по-прежнему занимают приоритетное место (рис. 3):
— расходы на социальную защиту населения запланированы в сумме 194 млрд фунтов стерлингов (27,8 % от общего объема расходов бюджета);
— расходы на социальное обслуживание — 32 млрд фунтов стерлингов (4,6 % от общего объема расходов бюджета);
— расходы на здравоохранение — 122 млрд фунтов стерлингов (17,5 % от общего объема расходов бюджета);
— расходы на образование — 89 млрд фунтов стерлингов (12,8 % от общего объема расходов бюджета).
Среди других видов расходов государственного бюджета на 2010/11 финансовый год наибольший удельный вес занимают расходы на оборону, запланированные в сумме 40 млрд фунтов стерлингов (5,7 % от общего объема расходов бюджета) и расходы на обслуживание государственного долга — 44 млрд фунтов стерлингов (6,3 % от общего объема расходов бюджета).
Рис. 3. Структура расходов государственного бюджета Великобритании на 2010/11 финансовый год
Рис. 4. Структура доходов государственного бюджета Великобритании на 2010/11 финансовый год
В текущем финансовом году государственный бюджет Великобритании имеет значительный дефицит в размере 149 млрд фунтов стерлингов. Таким образом, более 21 % расходов государственного бюджета финансируются за счет привлечения средств в результате осуществления государственных заимствований на финансовом рынке, что является следствием аккумулирования недостаточного объема налоговых и неналоговых доходов в доходной части бюджета.
Характеризуя структуру доходов государственного бюджета Великобритании на 2010/11 финансовый год, нужно отметить, что, как и в предыдущем финансовом году, более 2/3 общей суммы доходов планируется мобилизовать за счет пяти наиболее фискально значимых налогов. К ним относятся: подоходный налог, который запланиро-
ван в сумме 150 млрд фунтов стерлингов (27,4 % от общего объема доходов бюджета); взносы в систему социального страхования — 99 млрд фунтов стерлингов (18,1 % от общего объема доходов бюджета); НДС - 81 млрд фунтов стерлингов (14,9 % от общего объема доходов бюджета); акцизы — 46 млрд фунтов стерлингов (8,4 % от общего объема доходов бюджета); корпоративный налог — 43 млрд фунтов стерлингов (7,8 % от общего объема доходов бюджета) (рис. 4).
Остальные виды налоговых и неналоговых доходов имеют относительно невысокую долю в структуре доходов государственного бюджета на 2010/11 финансовый год.
Сравнительный анализ структуры доходов и расходов государственного бюджета Великобритании за последний год работы лейбористского правительства и первый год функционирования нового коалиционного правительства показывает, что декларируемые в текущем финансовом году меры правительства Великобритании по сокращению дефицита государственного бюджета пока еще незначительно повлияли на изменение доли соответствующих видов доходов и расходов государственного бюджета в их общем объеме (табл. 3).
Наибольшие структурные изменения по сравнению с предыдущим финансовым годом произошли в доходной части государственного бюджета Великобритании (см. табл. 3). Предполагается, что увеличение с января 2011 г. ставки НДС на 2,5 п. п. повысит более чем на 2 % долю этого налога в общем объеме доходов. В результате реализации ряда мер по стимулированию деловой активности вырастут поступления средств по корпоративному налогу (на 0,7 %), на 1 % увеличатся поступления от прочих доходов. В то же время ожидается уменьшение на 1,8 % поступлений от взносов в систему государственного
Таблица 3
Динамика показателей государственного бюджета Великобритании в 2009-2011 гг.
Показатели государственного бюджета Великобритании 2009/10 финансовый год 2010/11 финансовый год Прирост (+), сокращение (-)доли в общем объеме
Сумма, млрд фунтов стерлингов В % Сумма, млрд фунтов стерлингов В %
Доходы бюджета В том числе: 496 100 548 100
—подоходный налог 141 28,3 150 27,4 -0,9
— взносы в систему государственного социального страхования 98 19,9 99 18,1 -1,8
— акцизы 44 8,8 46 8,4 -0,4
— корпоративный налог 35 7,1 43 7.8 +0,7
- НДС 64 12,8 81 14,9 +2,1
— налог на коммерческую недвижимость 24 4,8 25 4,5 -0,3
- муниципальный налог 25 4,9 25 4,5 -0,3
— прочие доходы* 67 13,4 79 14,4 + 1,0
Расходы бюджета В том числе: 671 100 697 100
— социальная защита** 189 28,1 194 27,8 -0,3
— социальное обслуживание 31 4,6 32 4,6 -
— здравоохранение 119 17,7 122 17,5 -0,2
— транспорт 23 3,4 22 3,2 -0,2
— образование 88 13,1 89 12,8 -0,3
— оборона 38 5,7 40 5,7 -
— промышленность, сельское хозяйство и занятость населения 20 3,0 20 2,9 -0,1
— жилищное строительство и охрана окружающей среды 29 4,3 27 3,9 -0,4
— поддержание безопасности и правопорядка 35 5,2 35 5,0 -0,2
— расходы по обслуживанию государственного долга 28 4,2 44 6,3 + 2,1
— иные расходы*** 72 10,7 73 10,4 - 0,3
* К прочим доходам относятся налог на прирост капитала, гербовый сбор, сборы с владельцев транспортных средств и другие налоговые и неналоговые доходы (в состав последних включаются дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам, принадлежащим органам государственной власти и государственным кредитам).
** Здесь под социальной защитой понимается финансирование мероприятий, предусмотренных национальной системой социального страхования граждан Великобритании.
*** В состав иных расходов включаются государственные расходы на оказание услуг населению, в том числе международные услуги, расходы на культуру, отдых и религию, расходы по государственному пенсионному обеспечению и прочие расходы.
социального страхования, что вызвано сокращением числа рабочих мест, в том числе в государственном секторе экономики23, а также введением налоговых льгот по уплате социальных взносов для отдельных категорий работодателей.
В структуре расходной части государственного бюджета Великобритании на 2010/11 финансовый год наибольший рост, почти на 60 % в абсолютном
23 Если следовать оптимистичным прогнозам состояния рынка трудовых ресурсов в государственном секторе экономики, то в течение ближайших пяти лет работы могут лишиться около 600 тыс. государственных служащих, а в пессимистичных оценках эта цифра достигает 1,3 млн чел. Однако премьер-министр Дэвид Кэмерон утверждает, что уволенные государственные служащие смогут найти себе работу в частном секторе, где к 2015 г., по оценкам правительства, должно быть создано 2,5 млн дополнительных рабочих мест.
выражении, имеют расходы на обслуживание государственного долга. Остальные виды расходов государственного бюджета, несмотря на жесткую политику правительства по уменьшению величины государственных расходов, сократятся в пределах 0,3-0,4 % по сравнению с предыдущим финансовым годом. Очевидно, что основные меры государственной финансовой политики в этой области будут реализовываться начиная с 2011/12 финансового года.
Таким образом, рассмотрев основные принципы, задачи и инструменты реализации современной государственной финансовой политики Великобритании, следует отметить, что новое правительство выбрало достаточно нестандартные и в определенные степени «шоковые» меры выхода из
кризиса, призванные стабилизировать экономику государства и обеспечить ее рост в будущем. Как известно, традиционной государственной финансовой политикой на стадии экономического спада и депрессии (стагнации) является стабилизационная (стимулирующая) политика, которая подразумевает стимулирование деловой активности экономических субъектов путем снижения налоговой нагрузки и увеличения государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики. Обычно в кризисных условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке.
Но современная государственная финансовая политика Великобритании нацелена на использование иного механизма восстановления британской экономики. Отчасти это объясняется тем, что новое коалиционное правительство унаследовало от предыдущего правительства значительный бюджетный дефицит и государственный долг, что изначально ставит под сомнение успешность и эффективность осуществления государственных заимствований в ближайшей перспективе. Кроме того, мировой финансовый кризис и кризис финансового рынка Великобритании также делают невозможным в настоящее время эффективно привлечь допол-
нительные средства в государственный бюджет и аккумулировать дополнительные инвестиции в экономику страны.
В сложившихся условиях для стабилизации экономики Великобритании правительство Дэвида Кэмерона выбрало путь по значительному сокращению государственных расходов, замораживанию ряда программ в системе социального обеспечения, увеличению налогообложения так называемого «среднего класса» и населения с высоким уровнем доходов, а также отдельных участников финансового рынка (банков, страховых компаний), чья коммерческая деятельность связана с повышенными финансовыми рисками. Новое коалиционное правительство считает, что только такие меры способны стабилизировать экономику Великобритании и создать условия для ее роста в будущем. Насколько данная государственная финансовая политика и предусмотренный механизм ее реализации будут успешны, как всегда, покажет время.
Список литературы
1. URL: http://www. hm-treasury.gov.ru.
2. URL: http://www.vedomosti.ru.
3. URL: http://www.kommersant.ru.