Научная статья на тему 'Современная детская игровая субкультура и моделирование социальных отношений'

Современная детская игровая субкультура и моделирование социальных отношений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1341
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / КУЛЬТУРА / ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / ИГРА / ТРАДИЦИЯ / ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / CHILDREN'S SUBCULTURE / CHILDREN'S FOLKLORE / CHILDHOOD / CULTURE / GAME / TRADITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Басенкова Л. В.

Данная статья посвящена детской субкультуре. Детская субкультура - автономное целостное образование внутри культуры взрослых - представляет различные возрастные группы, социальные слои, регионы, неформальные объединения и пр. Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена уходит своими корнями в глубокую древность. С развитием человеческого общества произошел переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых - к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern children's game subculture and modelling of social relations

This article is about children's subculture. Children's subculture autonomous integral formation inside the culture of adult represents different age classes, social layers, regions, nonformal associations and etc. The appearance of children's subculture as integral historical cultural phenomenon exits by its roots to remote antiquity. With the development of human society there was a transition from the straight imitation working, everyday and ritual actions of adult to the game as the special unproductive form of activity, because of which is accomplished control of the personal behavior of a child, his orientation in the senses of the human activity and relations.

Текст научной работы на тему «Современная детская игровая субкультура и моделирование социальных отношений»

3. Бэкон Ф. Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царстве человека): сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1977. С. 18-33. Здесь и далее ссылки на труды Бэкона даются по этому изданию.

4. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского. Киев, 1994. С. 8.

5. Боянус С. К. Средневековый театр // Очерки по истории европейского театра. Петербург: ACADEMIA, 1923. С. 62.

6. Там же. С. 28.

7. Там же. С. 87.

8. Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.: Пушкинский Дом, 2007. С. 500-591.

9. Океанский В. П. Апокалипсис присутствия. Барочное сооружение или настольная книга по филологической герменевтике. Иваново-Шуя: Ивкино-сервис, 2004. С. 48.

10. Жигулин Е. В. Источниковедение театра святителя Димитрия Ростовского // История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 139-145.

11. Театр Димитрия Ростовского // http://mystu-dies.narod.ru/another/collection/d_theatre.htm

12. Мурьянов М. Ф. Время (понятие и слово). История книжной культуры России. Очерки. Ч. 1 / сост. и вступ. сл. Т. А. Исаченко. СПб.: Мiръ. 2007. С. 314-315.

УДК 316.723

А. В. Басенкоба

СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ИГРОВАЯ СУБКУЛЬТУРА И МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Данная статья посвящена детской субкультуре. Детская субкультура - автономное целостное образование внутри культуры взрослых - представляет различные возрастные группы, социальные слои, регионы, неформальные объединения и пр. Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена уходит своими корнями в глубокую древность. С развитием человеческого общества произошел переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых - к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений.

This article is about children's subculture. Children's subculture - autonomous integral formation inside the culture of adult - represents different age classes, social layers, regions, nonformal associations and etc. The appearance of children's subculture as integral historical cultural phenomenon exits by its roots to remote antiquity. With the development of human society there was a transition from the straight imitation working, everyday and ritual actions of adult - to the game as the special unproductive form of activity, because of which is accomplished control of the personal behavior of a child, his orientation in the senses of the human activity and relations.

Ключевые слова: детство, культура, детская субкультура, игра, традиция, детский фольклор.

Keywords: childhood, culture, children's subculture, game, tradition, children's folklore.

Детство как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве некоего мира, обладающего некоторой автономией и психологической ценностью, в романтической просветительской литературе. В культурологических исследованиях детство стало самостоятельным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной из центральных тем изучения. С 30-х гг. XX в. детство становится важнейшей функциональной частью в исследовании культурных систем самых различных народов.

Детство - это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. Преобразуя окружающую действительность, ребенок тем самым формирует и воспроизводит важ-

© Басенкова Л. В., 2009

Басенкова Л. В. Современная детская игровая субкультура.

нейшее культурное качество человека в создании идеальных сущностей.

Важную роль в эмоциональной выразительности играют глаза ребенка. При достаточном внимании к ребенку в его глазах можно прочитать массу оттенков и значений, ответы на все вопросы, поставленные родителями, а также просьбы и эмоциональную оценку наличной ситуации: одобрение, несогласие, радость, печаль, удивление, внимание и т. д. Сложнейшей формой вопроса и ответа является улыбка ребенка, одна из первых форм эмоционального общения, чистая и непосредственная. Ребенок улыбается всем лицом, и особенно глазами. Улыбка - важнейшая форма эмоционального и невербального общения детей со взрослыми.

Детская игровая субкультура - это тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Его составляют традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.); детский фольклор (считалки, дразнилки, заклич-ки, сказки, страшилки, загадки); детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места); детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки); детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории- небылицы); детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.); детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»); наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды). Основные культурные ценности детской субкультуры передаются, реконструируются из поколения в поколение сверстников, носителем этих ценностей, как правило, является исключительно детское сообщество. Детская субкультура оказывает влияние на конструирование индивидуального детства, становление личности, формирование ценностей и норм, таким образом являясь одним из механизмов поддержания конструкта детства и выполняя важнейшую функцию предъявления образцов конструирования.

Детская субкультура выполняет ряд других социальных функций, не осуществляемых или осуществляемых в недостаточной мере формальными социальными институтами:

- интеграции в детское сообщество путем представления неформальных правил поведения;

- регуляции взаимодействий между детьми разного возраста, между полами;

- адаптации в случае дополнения формальной организации детей;

- удержания образца через трансляцию норм и собственное воспроизводство;

- целедостижения, когда с помощью ее удовлетворяются потребности в признании, завоевании статуса, отличного от обязательных, формальных обязанностей ученика, ребенка в семье;

- социального контроля самого детского сообщества над сохранением детства через средства ожидания, признания, отчуждения, остракизма и т. п., но не через прямое принуждение.

Посредством субкультуры удовлетворяются потребности детей

- в изоляции от взрослых;

- близости, интимности за пределами семьи;

- самостоятельности;

- отстранении от групп ровесников, чуждых по духу, интересам;

- участии в социальных изменениях.

Остановимся на некоторых формах детской

субкультуры. Это прежде всего игры, влияние которых в процессе социализации трудно переоценить. Игра имеет большое значение для жизни ребенка. У детей дошкольного и младшего школьного возраста игры являются ведущим типом деятельности, в которой складывается и совершенствуется управление поведением, в том числе и социальным. Важнейшее значение приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К ним относятся такие традиционные для России игры, как «Лапта», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Жмурки», «Бояре» и многие другие.

Некоторые исконно детские игры вошли в детскую субкультуру, будучи до того элементами карнавальной, игровой или ритуальной культуры взрослых. Такова, к примеру, игра «Жмурки», которая у славян восходит к языческому погребальному обряду. Черты собственно игры она обрела сначала в забавах молодежи и лишь в 60-х гг. XIX в. перешла в детскую игровую традицию.

Традиционная игра - не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире.

Творческая, пристрастная переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких, как различные жанры детского фольклора; к ним, в частности, относятся считалки («Аты-баты, шли солдаты, аты-баты -на базар...», «На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты есть такой?..», «Вышел месяц из тумана...» и др.) и другие формы жеребьевки; дразнилки

(именные - для мальчиков и девочек типа «Андрей-воробей, не гоняй голубей...»), а также дразнилки, высмеивающие детские недостатки и проступки: ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность, благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания своих членов. Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной словесной форме.

Жанр считалки является уникальным, не имеющим аналогов во взрослом фольклоре, и представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную прелюдию к игре, необходимый ее атрибут и культурно оформленную реализацию параигровых отношений. Именно благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры и обогащается репертуар традиционных текстов.

Детский фольклор - одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение и имеющих важное значение в регулировании игровой и коммуникативной деятельности детей [1].

Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку - дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте - приобретение психологической независимости от взрослых и отстаивание своей позиции.

Содержание отдельных компонентов детской субкультуры может меняться в зависимости от возрастных характеристик детей; например, если до 8-10 лет в детских сообществах наблюдаются преимущественно стихотворные жанры фольклора и правового быта, то в 11-13 лет в общении между детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания. В 14-17 лет - это песни, пародии, анекдоты, «черный юмор» как особые средства приобретения социального статуса среди сверстников и удовлетворения потребности подростков в коммуникации, а также в приобретении стиля поведения, моды. Передача всего богатства содержания детской субкультуры происходит непосредственно «из уст в уста» в условиях неформального общения на игровых площадках, в летних лагерях, санаториях, больницах. Лишь к концу периода детства, наряду с устными, появляются письменные тексты - пе-

сенники, девичьи альбомы, «гадалки», сборники анекдотов [2]. Одна из важнейших черт детской субкультуры - наличие собственного языка общения между детьми, отличающегося особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью.

В процессе коммуникации дети придумывают «тайные языки», недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых. Все эти ухищрения, иногда довольно наивные, необходимы детям для создания покрова романтической таинственности и свидетельствуют о стремлении к ав-тономизации детской субкультуры [3].

В отличие от взрослого, ребенок свободно экспериментирует с языковым материалом, чувствует скрытую энергию слова; подобно поэтам, дети «снимают» с родного языка закостенелые напластования и ищут первозданные его смыслы, делая слово живым и предметным, пластичным и вбирающим все возможные оттенки значения.

Еще одна важная черта детской субкультуры -табуирование личных имен в детских сообществах и наделение сверстников прозвищами и кличками. Прозвища представляют собой своеобразное проявление самого содержания детской субкультуры и богатый материал для уяснения механизмов функционирования детских сообществ в онто- и социогенезе.

Анализируя игры, обычно выделяют игры физические, в которых результат определяется моторной активностью; игры-стратегии, детерминируемые выбором возможных способов действия; и игры случая, удачи, когда итог зависит от каких-либо неконтролируемых обстоятельств.

На играх в детстве лежит многообразная функциональная нагрузка. Одна из важнейших функций игры у детей - компенсаторная. В играх реализуется и одновременно контролируется поведение. В игре дети овладевают многими навыками. Это касается форм общения со сверстниками (отношение дети-дети во всем многообразии), овладения первыми формами трудовой деятельности. Именно в игре дети копируют и воспроизводят мир взрослых.

Огромное значение игры имеют для развития фантазии и воображения.

Примечания

1. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 12-34.

2. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. М.: Яуза: Эксмо: Лепта Книга, 2006. С. 34-290.

3. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 89-233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.