УДК 81'42 DOI: 10.30982/2077-5911-2019-40-2-176-185
СОВРЕМЕННАЯ АРТ-РЕЦЕНЗИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ АРТ-СОЗНАНИЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КУЛЬТУРЫ (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)
Груздева Маргарита Михайловна
преподаватель кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
125009 Москва, ул. Моховая, 9.
В статье речь идет о стилистических особенностях театральной и кинорецензии, являющихся тематическими разновидностями арт-рецензии и отражающих специфику современного арт-сознания постмодернистской культуры. В работе рассматривается жанр арт-рецензии как результат медийной конвергентности, медиатизации и трансформации жанра традиционной рецензии. Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия языка массмедиа, современной культуры, общественного сознания и арт-сознания. Для исследования специфики современного арт-сознания сквозь призму языка материалов СМИ большое значение имеет аспект связи языкового сознания с арт-сознанием. Цель данной статьи - кратко раскрыть феномен арт-сознания эпохи и обосновать специфику арт-сознания в качестве фактора, влияющего на стилистику современной арт-рецензии. В статье рассматриваются языковые средства, формирующие и отражающие определенное восприятие искусства, а также способствующие формированию эстетической картины мира, трансляции эстетических и этических ценностей. Рецензии на фильмы и спектакли демонстрируют полифонию эстетических оценок, которые позволяют проанализировать особенности современного арт-сознания, зафиксированного в языке. Для решения проблемы применена комплексная методика с междисциплинарным подходом, одним из основных методов является дискурс-анализ. В статье анализируются театральные и кинорецензии, основная часть которых опубликована в российских СМИ в 2015-2018 гг. Анализ материала демонстрирует, что язык арт-ре-цензии отражает следующие особенности современного арт-сознания: стремление к развлекательности, к перформативности и эпатажу (что способствует активному применению аттрактивных речевых средств), ироническое восприятие действительности, противоречивость эстетических оценок, вариативность интерпретаций смыслов искусства, контаминацию эстетических категорий. Кроме того, язык арт-рецензий отражает полемику о статусе человеческих и культурных ценностей.
Ключевые слова: арт-рецензия, театральная рецензия, кинорецензия, арт-созна-ние, языковое сознание, эстетическая картина мира
Введение
Проблема взаимоотношения языка, культуры и общества, а также проблема отражения современного арт-сознания в языке массмедиа являются значимым полем исследования, важным для выявления ценностных установок общества и для обоснования значимости культуроформирующей функции СМИ. В современном мире огромное влияние на формирование социокультурных ценностей оказывают массмедиа. И.В. Анненкова отмечает, что, интерпретируя текущую действительность, или прецедентные феномены, или топосы культуры, журналистика тем самым вольно или невольно повышает
ценность этих интерпретативов и формирует их ценностные характеристики в сознании адресата [Анненкова 2011: 89]. Эту тенденцию характеризует двунаправленность процесса, так как воздействие массмедиа на аудиторию взаимосвязано с влиянием самого общества на содержание и язык материалов СМИ.
Жанр арт-рецензии, широко представленный в современной арт-журналистике, представляет большой интерес в связи со спецификой тем и языковых средств, необходимых для успешного функционирования материала. По определению А.А. Сидякиной, арт-журналистика - это регулярная и систематическая информационно-аналитическая деятельность по освещению в СМИ событий и явлений искусства и художественной жизни (в том числе театральной, литературной, музыкальной, кинематографической и т.д.) с использованием всех жанров и форм подачи материала, при наличии оценочности и компетентного критического суждения [Сидякина 2012: 125].
Язык арт-журналистики не только становится показателем качества материалов, но и демонстрирует основные тенденции, касающиеся арт-сознания эпохи. При анализе языковых процессов, происходящих в области арт-журналистики, важно учитывать взаимосвязь языкового сознания с арт-сознанием.
В настоящее время отсутствует единое мнение по поводу включения художественной критики в медийный дискурс. К критике обычно относят специализированные публикации об искусстве, адресованные экспертному сообществу, профессиональной аудитории, в то время как арт-журналистика считается ориентированной на широкую аудиторию. Однако из-за разных факторов все чаще наблюдается процесс размывания границ между художественной критикой и арт-журналистикой.
Понятие арт-рецензии периодически встречается в качестве обозначения рецензии на разнообразные продукты художественной деятельности, однако при этом отсутствует четкая дефиниция термина. В нашем понимании арт-рецензия - это не просто рецензия, посвященная искусству, но также это результат медийной конвергентности, медиатизации и сопутствующей трансформации жанра традиционной рецензии. Таким образом, арт-рецензия, широко представленная в современной арт-журналистике, приобретает все большую полифункциональность и выполняет следующие функции: информативную, аналитическую, оценочную, культуроформирующую, воздействующую, аттрактивную, рекламную и развлекательную. Тематика арт-рецензий в современных массмедиа очень разнообразна и связана с литературой, театром, кино, музыкой, выставками, фестивалями и т.д.
Благодаря рассмотрению проблемы отражения арт-сознания в языке рецензий представляется возможным проследить соотношение феноменов «язык - человек - общество», а также рассмотреть некоторые особенности формирования эстетической картины мира.
Теория вопроса
Поставленная проблема отражения арт-сознания в стилистике арт-рецензий имеет большое значение в связи с актуальностью темы взаимодействия языка СМИ и современной культуры, а также в связи с проблемой воздействия на аудиторию и формирования общественного мнения. По словам Л.Г. Кайды, рецензия - жанр, воздействие которого на читателя зависит от многих факторов. Рецензент выражает свое эстетическое чувство, совсем не обязательно совпадающее с эстетическим «я» режиссера-постановщика [Кайда 2016: 113]. В журналистском тексте эстетическая стратегия тесно переплетается с этической составляющей, усиливается риторической направленностью речи и эссеистическим пафосом личностного «я» [Кайда 2016: 113].
Для исследования специфики современного арт-сознания сквозь призму языка материалов СМИ большое значение имеет аспект связи языкового сознания с арт-со-знанием. В.В. Красных пишет, что языковое сознание - это один из аспектов сознания человека, та «ипостась» сознания, которая связана с речевой деятельностью личности, а языковая картина мира - мир в зеркале языка; вторичный, идеальный мир в языковой плоти; совокупность знаний о мире, закрепленных в языке [Красных 2012: 124].
Художественное сознание - это форма общественного сознания, отражающая эстетическое отношение человека к миру в аспекте эстетических категорий прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Реалии и условия общественной жизни, специфика конкретной эстетической культуры становятся факторами, влияющими на трансформацию художественного сознания разных эпох. По мнению Н.С. Пичко, художественное сознание выступает как системное ценностное представление в сложившейся социокультурной ситуации понимания и отражения в эстетических категориях мира, общества, человека [Пичко 2015: 58].
Мы используем термин «арт-сознание» в качестве синонима термина «художественное сознание», но первый представляется предпочтительным в контексте современной арт-журналистики, а также с учетом применения термина «арт-сознание» в работе В.В. Бычкова о современной эстетике [Бычков 2005: 3-38].
В связи с полифункциональностью арт-рецензий важно проследить особенности реализации в текстах рецензий различных авторских интенций, так как «эстетические авторские стратегии - живые категории, подверженные веяниям времени и социальным условиям, и выбор их зависит от многих факторов» [Кайда 2016: 126]. Существует мнение, что во всяком критическом отклике на спектакль читатель встречается с индивидуальным восприятием автора, а через него с культурными приметами, в том числе - вкусами и предубеждениями эпохи [Таршис 2011: 165]. Отметим, что такая особенность критики характерна для рецензий не только на театральные постановки, но и на фильмы, литературу, музыку и т.д.
В свое время еще Л.С. Выготский писал, что искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, потому что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни [Выготский 2017: 405]. Однако современные театр и кинематограф все чаще лишаются гуманистического содержания и прекращают нести миссию гармонизации жизни человека, важную для искусства. В современной художественной культуре нередко возникает тенденция к дегуманизации искусства, когда категория возвышенного стирается, а категория низменного, наоборот, выходит на первый план. В.В. Бычков в работе «Проблемы и "болевые точки" современной эстетики» так характеризует арт-сознание современности: «Сознательно отказавшись от основных принципов классического эстетического опыта - прекрасного, возвышенного, трагического, миметизма, идеализации и т.п. - как излишне патетических и не коррелирующих с современным состоянием человеческого существования, нонклассика акцентирует внимание на маргинальных для классической эстетики принципах игры, иронизма, безобразного, понимая их в качестве базовых принципов инновационного арт-сознания современности» [Бычков 2005: 27]. Эпоха постмодернизма трансформирует понимание категорий прекрасного и возвышенного, которые, по Ю. Кристевой, являются результатом метафизического опыта абсурда, ситуации депрессии и меланхолии [цит. по: Тарасов 2009: 184].
Очевидно, что постмодернизм (с характерным для него смешением стилей и жанров) кардинально изменил как само искусство, так и его восприятие, и, соответственно, язык критики.
Критика продолжает оказывать влияние на аудиторию, но в особом направлении, так как значительную роль начинает играть рекламная функция материалов. При этом культуроформирующая функция арт-рецензии, как и аналитическая, встречается все реже.
Анализ материала
Арт-рецензия представляет собой актуальный объект для исследования современного арт-сознания в том числе благодаря присущей данному жанру высокой степени оценочности. Это связано во многом с тем, что оценка посредством критического анализа предполагает вовлечение в диалогическо-рефлексивный процесс читателей (зрителей) [Саенкова 2014: 290]. Театральные и кинорецензии - тематические разновидности арт-рецензии. Кино и театр - синтетические виды искусства, а рецензии на фильмы и спектакли демонстрируют полифонию различных эстетических оценок, позволяющих проанализировать некоторые особенности современного арт-сознания, зафиксированного в языке. Автор рецензии, помимо анализа работы режиссера и актеров, может ставить своей задачей сравнить литературный первоисточник с экранизацией или театральной постановкой, а также оценить музыкальное, визуальное оформление спектакля или фильма и т.д.
Язык арт-рецензий не только отражает особенности арт-сознания времени, но также способствует формированию эстетической картины мира. Искусство, как и его восприятие, зависит от эпохи в целом: от вкусов и предпочтений аудитории, общественных настроений, явлений социальной жизни, исторических, политических событий. Л.Г. Кайда пишет о новом поле исследования проблемы «читатель - авторский подтекст»: «Надо вычитать не только эстетическую оценку рецензируемого журналистом спектакля, но и понять принципы восприятия его в контексте времени [Кайда 2013: 123].
И.В. Анненкова рассматривает такое явление, как «гедонистический текст», задача которого - вызвать эмоции, доставить наслаждение, развлечь, испугать или шокировать. Ведущими чертами гедонистического текста являются индивидуализм, глум-ливость и десакрализация [Анненкова 2011: 195]. Е.Е. Пронина в своей работе пишет, что глумление не изначальное качество гедонистического текста, а свойство специальное, привносимое сознательно для достижения манипулятивных эффектов [Пронина 2003: 172]. По мнению В.И. Шаховского, в результате преобразований, происходящих в языковом пространстве, изменяется характер эмоциональной коммуникации в межличностной, групповой и институциональной сферах. Все сложней становится выражать свои позитивные чувства, но появляются все новые и новые средства для обозначения негативных эмоций и отрицательных явлений, порождения эмоционально отрицательных сообщений и целых текстов [Шаховский 2014: 19].
Язык арт-рецензий отражает дискурсивные процессы, происходящие в массме-диа. Стратегии десакрализации, культурного шока, гедонизации воплощаются и в этом, некогда рафинированном, сугубо интеллектуальном художественно-аналитическом жанре. Снижение культурно-речевого статуса и театрального, и кинопродукта, и самой рецензии в современных СМИ можно проследить уже на уровне лексики.
Язык рецензий отражает процессы, происходящие в театре и кино, поэтому показательно, что среди оценочной лексики часто употребляется лексема «шок». И надо очень постараться, чтобы увидеть здесь нечто эпатирующее и шокирующее после того, что мы видим в повседневной жизни [Электронный ресурс: URL: https:// rg.ru/2017/12/10/reg-cfo/v-bolshom-teatre-sostoialas-premera-nureeva.html (Дата обращения: 16.08.2018)].
В качестве оценки в материалах о современном театре и кино распространено понятие «пошлости»: Гламурно-пошлая киношка с претензией на голливудский шик не обладает столь разрушительной силой [Электронный ресурс: URL: http: //zavtra.ru/ blogs/uragan_matil_da (Дата обращения: 12.08.2018)]. Также, когда речь идет о коммерческом, развлекательном кино, частотной оценкой, акцентирующей плохое качество, является выражение «фастфудный фильм», «фастфудное кино»: В кинотеатрах очень много фастфудного кино, кино для подростков и аудитории, близкой к этому возрасту по уровню сознания [Электронный ресурс: URL: https: //rg.ru/2018/05/31/pochemu-iurij-grymov-znakomilsia-s-devushkami-v-tretiakovke.html (Дата обращения: 20.07.2018)].
Современное арт-сознание зачастую характеризует преклонение перед тем, что успешно, эксклюзивно, модно, является хитом и т.д. Поэтому в тексты арт-рецензий проникает много рекламной лексики (хит, суперзвезда, тренд, бренд, эксклюзивный и т.п.).
В некоторых случаях эта лексика приобретает ироническое звучание: Только скандал вокруг «Нуреева» не позволил премьере «Снегурочки» возглавить хит-парад продукций Большого театра [Электронный ресурс: URL: http://zavtra.ru/blogs/pod_ krishej_russkogo_repertuara (Дата обращения: 20.08.2018)].
Эстетические категории трагического и комического «размываются» как в самом искусстве, так и в критическом тексте, который, несмотря на свою «вторичность», призван вовлекать читателя в эстетическое осмысление действительности. В современном театре и кинематографе часто преобладают ирония, сарказм, стеб, что связано с дегуманизацией искусства. То же самое проецируется и в тексты рецензий. Приведем мнение журналиста Андрея Максимова о распространении стеба в театральной и общественной жизни: Думаю, когда-нибудь потомки назовут наше время «эпоха большого стеба». Иронизировать и стебаться можно нынче надо всем. Девиз времени: «Не надо меня грузить, я не айфон!» [Электронный ресурс: URL: https://rg.ru/2017/01/15/maksimov-rimas-tuminas-prizyvaet-igrat-dlia-teatralnyh-angelov.html (Дата обращения: 14.09.2018)].
В связи с темой выражения иронии и стеба отметим также частотное использование в театральных и кинорецензиях заимствованных лексем «троллить», «троллинг»: Троллинг большой формы<...>Рощин, похоже, троллит в своем спектакле представителей самых разных театральных направлений [Электронный ресурс: URL:http:// oteatre.info/trolling-bolshoj-formy/. (Дата обращения: 10.09)]. Если отбросить рациональные соображения, которые помогли выбрать датой релиза именно первое июня, то можно почувствовать тонкие вибрации троллинга [Электронный ресурс: URL: http://seance.ru/ blog/nelyubov-review/ (Дата обращения: 6.08.2018)].
Травестирование эстетического начала влечет за собой не только снижение культуры речи, но и утрату статуса традиционных ценностей, принятых в обществе норм, в том числе норм языковых. Демократизация публицистического стиля привела к распространению разговорной, сниженной лексики, сленга. Зачастую разговорная лексика используется для реализации аттрактивной функции рецензии, для выражения иронии или же для имитации мнения «простого человека», приближенного к аудитории: Отдельный и, пожалуй, главный респект авторам режиссерской концепции (Московский комсомолец, 4.03.2015). Говоря молодежным слэнгом, а он моментами проскальзывает в спектакле Богомолова, Чебутыкин-Семчев - «бомба» [Электронный ресурс: URL: http://vm.ru/news/ 498957.html (Дата обращения: 24.08.2018)].
Ирония (на грани со стебом) является одним из самых распространенных оценочных и аттрактивных средств.
Распространенным становится обозначение ситуации творческого соперничества, конкуренции как «баттла» по аналогии с «рэп-баттлами»: В этот же день состоится одноименная премьера Богомолова. Дело пахнет прямо-таки, как говорят молодые, баттлом [Электронный ресурс: URL: https:// iz.ru/749295/vladimir-borisov/ strastoliubtcy-i-slastoterptcy (Дата обращения: 02.09.2018)].
По мнению Н.В. Уфимцевой, качественная структура языкового сознания русских претерпела весьма существенные изменения. Сознание русских из «монологического» стало «полилогом», в нем обнаруживается множественность подходов, позиций, оценок, что создает основу для обмена разным содержанием и служит залогом, по М.М. Бахтину, возможности развития, создания нового содержания [Уфимцева 2011: 233]. Тенденции современного искусства связаны как с максимальным «упрощением», доступностью материала, так и, напротив, с альтернативным явлением - акцентацией интеллектуальности, элитарности произведений. Лексика, связанная с эстетической категорией возвышенного, используется в арт-рецензиях, несмотря на процессы активного распространения сниженной лексики.
В материалах арт-журналистики метафоризация и образность речи является очень существенным аспектом. По мнению Дж. Лакоффа и М. Джонсона, метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны» [Лакофф, Джонсон 1990: 389-390]. Таким образом, метафоры также могут отражать процессы, касающиеся арт-сознания времени и восприятия искусства.
Метафорический образ, как оценочное средство, может содержать характеристику фильма: Мир «Льда» - параллельная реальность, состоящая из покрытых сладким вареньем глупостей [Электронный ресурс: URL: https://rg.ru/2018/02/11/melodrama-led-nasmeshka-nad-zdravym-smyslom.html (Дата обращения: 10.08.2018)]. А может характеризовать саму действительность через оценку постановки: говоря о противоречивой постановке К. Богомолова, рецензент акцентирует ее «беспощадность», подразумевая злободневность, а также жесткость подачи материала: Спектакль Богомолова - краткий, талантливый и беспощадный, как скальпель хирурга [Электронный ресурс: URL: http://vm.ru/news/498957.html (Дата обращения: 4.09.2018)].
Многочисленные метафорические образы в текстах рецензий демонстрируют, что эстетические категории прекрасного и возвышенного сохраняют свое значение, несмотря на сложные процессы в искусстве и культуре, поэтому критики нередко создают поэтические, художественные образы, оценивая игру актеров: Кроме Ивана Воротня-ка все исполнители играют по нескольку ролей, набрасывая их точными графичными штрихами. Главный же герой Горького - Карамора - портрет маслом, с рембрантов-ской светотенью и недосказанностью [Электронный ресурс: URL: http://www.teatral-online.ru/news/21759/(Дата обращения: 16.08.2018)].
В то же время при анализе постмодернистской постановки рецензент нередко сам создает метафорические образы с постмодернистской эстетикой. Так, в следующем примере автор акцентирует идею уничтожения красоты, характерную для многих постмодернистских произведений: Все кончилось плохо. Красоту с хрустом сожрали «челюсти Времени». Бесчувствие восторжествовало, к общей радости создателей спектакля и продвинутых зрителей [Электронный ресурс: URL: http:// www.mk.ru/ culture/2018/05/24/rezhisser-bogomolov-potrenirovalsya-na-ubitykh-det^akh.html (Дата обращения: 27.08.2018)].
Анализируя радикальные трактовки классики, авторы нередко используют и метафорические образы с употреблением агрессивной и военной лексики, что делает
оценку более жесткой. Таким образом, жесткость и категоричность выражения мыслей, характерные для современного сознания, проявляются и в таком эстетском жанре, как арт-рецензия. В театральных рецензиях часто встречаются метафоры подобного типа: «пьеса искромсана, взорвана», «авторская эстетика убита»: Шекспировская пьеса искромсана, перелопачена и взорвана изнутри (Театр, № 13-14, 2013).
Депрессивное мировосприятие, идея безнадежности становятся очень значимыми для постмодернистского искусства и для арт-сознания эпохи, что отражается в интонациях и лексическом наполнении многих театральных и кинорецензий. В постмодернистском мире человек не воспринимается как личность, проблемы дегуманизации становятся актуальными как для искусства, так и для медиа. Анализируя эту проблему, В.В. Славкин замечает: «Если сейчас попытаться сформулировать наполнение концепта «человек», опираясь на журналистские тексты, то, к сожалению, на абсолютной периферии окажутся слова, отражающие духовность, порядочность, нравственную красоту человека (а не индивидуума). <...> Создается впечатление, что средствам массовой информации интересны те проявления человека, которые могут быть востребованы, прежде всего, в потребительском плане. Происходит «консьюмеризация» отношения к личности [Славкин 2010: 8].
Если кинематограф традиционно предоставляет аудитории немало фильмов с «хеппи-эндом», то в современных спектаклях все реже реализуется компенсаторная функция, то есть искусство как утешение, предлагающее катарсисное сопереживание. Постмодернистские постановки часто не оставляют надежды, декларируя идею разрушения и пессимистического восприятия мира. Подобные идеи преобладают и в современном артхаусном, фестивальном кино. В связи с этим критики нередко полемизируют с режиссерами, используя различную лексику философского дискурса для эстетической и этической оценки. Гуманистическая концепция сохраняет свою значимость для искусства и общества, что отражается в материалах арт-журналистики о театре и кино. В российских СМИ много дискуссий на тему надежды и ее отсутствия вызвали премьеры фильмов А. Звягинцева «Нелюбовь» и Б. Хлебникова «Аритмия»: У Звягинцева - пессимизм, помноженный на авторское высокомерие и технический перфекционизм, у Хлебникова - вроде бы неказистый реализм, однако с мощной метафорической подкладкой [Электронный ресурс: URL: https://rg.ru/2017/11/02/boris-hlebnikov-aritmiia-nachinalas-kak-televizionnyj-proekt.html (Дата обращения: 10.08.2018)]. Нашлось немало людей, которые объявили фильм слишком добрым и душеспасительным - мол, благостная сказка для интеллигенции с задорным хеппи-эндом [Электронный ресурс: URL: https:// rg.ru/2017 11/02/boris-hlebnikov-aritmiia-nachinalas-kak-televizionnyj-proekt.html (Дата обращения: 17.08.2018)]. Интересно отметить, что лексемы «добрый», «доброта» достаточно часто используются в рецензиях на фильмы и спектакли, причем сами понятия во многих случаях акцентируются как что-то особенное и непривычное для нашей современной реальности и противопоставляются «чернушности» и жестокости: Для меня принципиально важно: Козловский снял доброе кино. Кто-то когда-то решил, что правда в кино только тогда настоящая, когда она чернушная. Почему так? Козловский снял картину о том, что доброта, если она бескорыстна, в конце концов побеждает [Электронный ресурс: URL: https:// rg.ru/2018/05/06/andrej-maksimov-ob-otnoshenii-k-rezhisserskomu-debiutu-danily-kozlovskogo.html (Дата обращения: 14.09.2018)].
Выводы
Наше исследование особенностей современного арт-сознания сквозь призму языка медиатекста показало, что стилистика современной арт-рецензии отражает про-
цессы, происходящие, с одной стороны, в языке СМИ, а с другой - в сфере культуры, общественного сознания и языкового сознания. Языковое сознание оказывается взаимосвязанным с арт-сознанием и находит свое отражение в стилистике материалов массмедиа. Кроме того, на примере языка арт-рецензий можно наблюдать некоторые особенности формирования эстетической картины мира, трансляции эстетических и этических ценностей. Оценочность, присущая жанру рецензии, способствует более наглядному проявлению в тексте специфики арт-сознания эпохи.
Дискретность, разорванность постмодернистского сознания отражает и жанр арт-рецензии. Стремление к развлекательности, к перформативности и эпатажу (что способствует активному применению аттрактивных речевых средств), ироническое восприятие действительности, противоречивость эстетических оценок, вариативность интерпретаций смыслов искусства, контаминация основных эстетических категорий -все это черты арт-сознания постмодернистской культуры, проявляющегося в том числе и в языке театральной и кинорецензии (тематических разновидностей арт-рецензии). Идея безнадежности, пессимизма, постулируемая во многих современных постановках и фильмах, отражается в определенном выборе лексики, в стилистике арт-рецензий, формирующих депрессивную эстетическую картину мира, однако интересно проследить обратную тенденцию, связанную с полемикой по поводу статуса национально-ар-хетипических, социокультурных ценностей европейской и русской культуры. Таким образом, арт-рецензии на фильмы и спектакли демонстрируют множественность эстетических и этических оценок, которые позволяют проанализировать некоторые особенности современного арт-сознания, зафиксированного в языке.
Литература
Анненкова И.В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2011. 391 с.
Бычков В.В. Проблемы и «болевые точки» современной эстетики // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. М., 2005. С.3-38.
Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука-Аттикус, 2017. 448 с.
Кайда Л.Г. Интермедиальное пространство композиции. М.: Флинта: Наука, 2013. 184 с.
Кайда Л.Г. Эстетический императив интермедиального текста: лингвофилософ-ская концепция композиционной поэтики. М.: Флинта: Наука, 2016.128 с.
Красных В.В. Основы психолингвистики: Лекционный курс. М.: Гнозис, 2012.
333 с.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 387-415.
Пичко Н.С. Художественное сознание как универсум // Ярославский педагогический вестник. 2015. №1. Том 1 (Культурология). С. 56-60.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. гос. унта, 2003. 320 с.
Саенкова Л.П. Вариативность подходов к классификации жанров в журналистике и кинокритике // Слова у кантэксце часу: да 85-годдзя прафесара А.I.Наркевiча: зб. навук. прац / пад агул. рэд. В.1. 1учанкава. - У 2-х т. Т.1. Мшск: Выд. цэнтр БДУ, 2014. С. 286-293.
Сидякина А.А. Художественно-просветительские периодические издания (арт-журналистика) // Журналистика сферы досуга: учебное пособие под общ. ред. Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой. СПб.: Высш. школа журн. и масс. коммуникаций, 2012. С. 123-131.
Славкин В.В.Человек - это звучит...? // МедиаТренды. 2010. № 11(16). С.8.
Тарасов А.Н. Теория деконструкции как философско-теоретическая основа эстетики постмодернизма // Философия и общество. 2009. № 1 (53). С.174-187.
Таршис Н.А. Театральная критика и театроведение // Введение в театроведение: учебное пособие / отв. ред. Ю.М. Барбой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2011. С. 161-170.
Шаховский В.И. Эмотивная лингвоэкология: комплексный подход к изучению языка, речевой деятельности и человека // Вопросы психолингвистики. 2014. № 1 (19). С. 13-21.
Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М.: Институт языкознания РАН, 2011. 252 с.
THE MODERN ART-REVIEW AS REFLECTION OF ART-CONSCIOUSNESS OF POSTMODERN CULTURE (TO THE QUESTION)
Margarita M. Gruzdeva
Teacher, Department of Russian Language Stylistics, Faculty of Journalism,
Lomonosov Moscow State University.
125009 Moscow, Mokhovaya Street, 9.
This article deals with stylistic peculiarities of theatre and cinema reviews which are thematic varieties of art-review and reflect specificity of modern art-consciousness. The art-review genre is analyzed in the study as a result of media convergence, mediatization andtransformation of traditional genre review. The article is devoted to the actual problem of the interaction of the mass-media language, modern culture, social consciousness and art-consciousness. The studyof modern art-consciousness through the prism of the language of mass-media materials has a great importance as the language consciousness is interconnected with art-consciousness. The aim of the article is to disclose in brief the phenomenon of art-consciousness and to ground its influence on the stylistics of modern art-reviews. Language means which form and reflect certain perception of art and also contribute to the formation of aesthetic view of the world, transmission of aesthetic and ethical valuesareconsidered in the article. The film and performance reviews show the polyphony of different aesthetic values which allow to analyze certain peculiarities of modern art-consciousness which is fixed in the language.
The complex method with interdisciplinary approach is used to solve the problem. One of the main methods is discourse analysis. The article analyzes theatre and cinema reviews published mainly in Russian mass-media in 2015-2018.
The analysis of the material shows that the language of art-reviews reflects the following peculiarities of modern art-consciousness: desire to entertainment, performativity and epatage which promote the active use of attractive language means, ironic perception of reality, controversy of aesthetic values, varieties of interpretation of the implication of art, contamination of the main aesthetic categories. Besides the language of art-reviews reflects the controversy in society about the status of human and cultural values.
Keywords: art-review, theatre review, cinema review, art-consciousness, language consciousness, aesthetic picture of the world
References
Annenkova I.V. Mediadiskurs XXI veka. Lingvofilosofskij aspect yazyka SMI [Mediadiscourse of the XXI century. Linguophilosophical aspect of the mass media language]. M.: Moscow State University press, 2011. 391s. (In Russian).
Bychkov V.V. Problemy i «bolevye tochki» sovremennoj estetiki [Problems and "pain spots" of modern aesthetics] // Estetika: Vchera. Segodnya. Vsegda [Aesthetics: Yesterday. Today. Forever]. M., 2005. Vol. 1. S. 3-38. (In Russian).
Kajda L.G. Intermedial'noe prostranstvo kompozicii [The Intermedial Space of Composition]. M.: Flinta: Nauka, 2013. 184 s. (In Russian).
Kajda L.G. Esteticheskij imperative intermedial'nogo teksta: lingvofilosofskaya koncepciya kompozicionnoj poetiki [The aesthetic imperative InterMedia text: linguistics and philosophy concept of compositional poetics]. M.: Flinta: Nauka, 2016. 128 s. (In Russian).
Krasnyh V.V. Osnovy psiholingvistiki: Lekcionnyj kurs [Fundamentals of psycholinguistics: the lecture course]. M.:Gnozis, 2012. 333 s. (In Russian).
Lakoff G., Johnson M. Metafory, kotorymi my zhivyom [Metaphors We Live] // Teoriya metafory [Metaphor theory]. M.: Progress, 1990. S. 387-415. (In Russian).
Pichko N.S. Khudozhestvennoe soznanije kak universum [Artistic Consciousness as Universe] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl pedagogical bulletin]. 2015. №1, Volume 1 (Cultorology). S. 56-60. (In Russian).
Pronina E.E. Psikhologiya zhurnalistskogo tvorchestva [Psychology of journalistic creativity]. M.:Moscow State University press, 2003. 320 s. (In Russian).
Saenkova L.P. Variativnost' podhodov k klassifikacii zhanrov v zhurnalistike I kinokritike [Variability of approaches to genre classification injournalism and film criticism] // Word in the context of time: to the 85th anniversary of Professor A. I. Narkevich: compilation of scientific works / under the general editorship of V. I. Ivchenkov. Vol. 1. Minsk, 2014. S. 286-293. (In Russian).
Shakhovskiy V.I. Emotivnaya lingvoekologiya: kompleksnyj podhod k izucheniyu yazyka, rechevoj deyateFnosti I cheloveka [Emotive lingua-ecology: the complex approach to the study of language, speech activity and a human being] // Voprosy psiholingvistiki [Journal of psycholinguistics]. 2014. № 1 (19). P. 13-21. (In Russian).
Sidyakina A.A. Khudozhestvenno-prosvetitelskiye periodicheskiye izdaniya (art-zhurnalistika) [Artistic and educational periodicals (art-journalism)] // Zhurnalistika sfery dosuga: uchebnoe posobie [Journalism of entertainment sphere: Textbook] / under the general editorship of L.R. Duskaeva, N.S. Czvetova. Saint-Petersburg: Higher School of Journalism and Mass Communications, 2012. S. 123-131. (In Russian).
Slavkin V.V. Chelovek - eto zvuchit...? [What does the word "man" sound?] // Mediatrendy [MediaTrends]. 2010. № 11(16). S. 8. (In Russian).
Tarasov A.N. Teoriya dekonstrukcii kak filosofsko-teoreticheskaya osnova estetiki postmodernizma [The theory of deconstruction as philosophical theoretical basis for the postmodernism aesthetics] //Filosofiya I obshchestvo [Philosophy and society]. 2009. № 1 (53). S.174-187. (In Russian).
Tarshis N.A. TeatraTnaya kritika I teatrovedenie [Theatre criticism and theatre studies] //Vvedenie v teatrovedenie: uchebnoe posobie [Introduction to theatre studies: Textbook]. Saint-Petersburg, 2011. S. 161-170. (In Russian).
Ufimtseva N.V. Yazykovoe soznanie: dinamika I variativnost' [Language Consciousness: dynamics and variability]. M.: Institute of Linguistics (RAS), 2011. 252 s. (In Russian).
Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva [Psychology of Art]. Saint-Petersburg: Azbuka-Attikus, 2017. 448 s. (In Russian).