О.Н. Олейникова
совместные программы высшего образования как фактор интернационализации и повышения эффективности программ
рассмотрены основные характеристики совместных программ высшего образования в контексте процессов интернационализации в ситуации глобализации, формирования и развития общества, основанного на знаниях. рассмотрен понятийный аппарат, методические и организационные параметры проектирования
педагогика и психология
педагогика высшей школы
и опыт реализации совместных программ. особое внимание уделено их типологии и обеспечению качества присуждаемых дипломов и степеней.
Ключевые слова: совместные программы, двойные дипломы, обеспечение качества, интернационализация, результаты обучения.
В настоящее время системы образования переживают переломный момент, который определяется тенденциями мирового развития и сформировавшимся к концу XX в. потенциалом внутренних изменений. XXI в. характеризуется принципиально новой экономикой, основной на знаниях, что неизбежно оказывает влияние на развитие систем образования. Новые исторические условия определяются глобализацией экономики, убыстрением темпа технологических изменений, быстрым ростом и развитием информационных и коммуникационных технологий и, как следствие, быстрым темпом социальных перемен в общей ситуации растущей неопределенности.
В современном глобальном мире вопросы международного сотрудничества и взаимодействия становятся объективной реальностью и приобретают новое качество, получившее название интернационализации. На уровне систем образования интернационализация - это объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем образования на основе общих целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия. Следует отметить, что традиционное участие в международной деятельности является наиболее простым, обыденным уровнем интернационализации. На более высоком уровне интернационализация в сфере образования может рассматриваться как процесс системной интеграции международной составляющей в образовательный процесс.
За последние 30 лет интернационализация в сфере образования в мире достигла беспрецедентных масштабов. В этом контексте повышается роль международных проектов и программ, в ходе которых достигаются конкретные результаты по разработке каких-либо инновационных моделей, образовательных программ, вырабатывается общее понятийное поле, выявляются нелинейные зависимости состояния образования от различных культурных, социальных, экономических и политических факторов.
Интернационализация образования преследует различные цели, такие как: рост финансовых поступлений за счет привлечения иностранных студентов на платное обучение; обеспечение сопоставимости дипломов, степеней и квалификаций; развитие академической мобильности; повышение качества образования за счет участия студентов и преподавателей
в международном процессе обмена знаниями и технологиями и др. [4]. В настоящей статье будет рассмотрена одна ипостась интернационализации - один из путей обеспечения сопоставимости дипломов и степеней.
В интернационализации высшего образования нельзя не отметить роль Болонского процесса, направленного на формирование общеевропейского пространства высшего образования. Также следует подчеркнуть, что в последние годы интернационализация стала одним из приоритетов развития высшего образования в нашей стране. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» создает новые возможности для реализации международных совместных программ [2]. В настоящее время количество программ международного сотрудничества, включая совместные программы, приводящие к присуждению двойных дипломов, является одним из показателей инновационной деятельности российских университетов. Согласно проведенным опросам, 85% российских университетов признают необходимость таких совместных программ [3].
В целом можно предположить, что в рамках интернационализации в системе высшего образования актуализируются следующие ее свойства:
- качество как соответствие запросам различных категорий потребителей, в том числе работодателей / бизнеса;
- международная сопоставимость квалификаций трех циклов высшего образования;
- повышение роли вузов в обществе и в развитии обучения в течение всей жизни (преодоление внутренней замкнутости).
одновременно необходимо отметить, что международная сопоставимость квалификаций является как заданным свойством, так и целью и вектором развития программ высшего образования. одним из форматов достижения сопоставимости являются совместные образовательные программы.
Актуальность разработки и реализации совместных программ, таким образом, диктуется задачами интернационализации. И не только этим, но и глобальной конкуренцией на рынке высшего образования, формированием международных стандартов качества образования, задачами обеспечения его непрерывности и диверсификации, индивидуализации образовательных траекторий, возникновением новых образовательных технологий, обусловленных развитием информационных и коммуникационных технологий.
В рамках международного дискурса в области совместных программ высшего образования сформирован основной понятийный аппарат. Так, двойная степень / двойной диплом понимается как квалификация высшего образования, присуждаемая минимум двумя или более вузами или
педагогика и психология
педагогика высшей школы
другими структурами по присуждению квалификаций, на основе образовательной программы, разработанной и/или реализованной вузами совместно [10]. Совместная программа понимается как программа, реализуемая совместно различными вузами независимо от присуждаемой степени (бакалавр, магистр, доктор) [1].
Как показывает анализ имеющейся практики, совместная степень может присуждаться в формате: совместного диплома/сертификата, который выдается в дополнение к национальному диплому; совместного диплома, присуждаемого вузами, реализующими соответствующую программу обучения, без выдачи национального диплома для признания успешного завершения программы; национальных дипломов, официально выдаваемых в качестве документов о признании совместной квалификации.
Так, например, в документах Британского Агентства обеспечения качества высшего образования содержится следующая типология национальных дипломов, присуждаемых по завершении совместных программ двух вузов (вуза А и вуза В): один общий диплом от имени одного вуза-участника (А либо В); два диплома (один от А и один от В); совместный диплом (от АВ).
Следует подчеркнуть, что третий тип дипломов - единый совместный диплом - это самый сложный с точки зрения правовых аспектов и потому наиболее редко встречающийся формат, поскольку он требует наличия не просто договоренностей между вузами, реализующими совместную образовательную программу, но и межгосударственных соглашений.
Что касается самих совместных образовательных программ, к настоящему моменту сложилась следующая их типология:
- программы, имеющие идентичную структуру во всех вузах-участни-ках (идентичные курсы/модули, общие методы, экзаменационные процедуры);
- программы, имеющие общие базовые модули, но - разные специализации (в зависимости от особенностей вуза);
- программы, в которых курсы/модули в программах вузов-партнеров взаимно дополняют друг друга в рамках согласованного учебного плана.
В целом каждый из этих типов имеет как преимущества, так и недостатки. Явные плюсы первого типа - это гибкость с точки зрения мобильности студентов и обмена преподавателями. Однако при этом сама мобильность теряет смысл из-за идентичности программы. Из всех реализуемых в Европе совместных программ только около одной десятой программ имеет идентичную структуру в каждом университете-партнере. Как правило, это программы в формате франшизы.
Второй тип образовательных программ обеспечивает синергию уникального опыта каждого вуза-участника, что позволяет сформировать у студентов в каждом из университетов-партнеров группы компетенций, взаимно дополняющих друг друга. К минусам можно отнести угрозу узкой специализации партнерских вузов, что может препятствовать плодотворному сотрудничеству преподавателей.
В настоящее время большинство совместных программ следует второй модели, т.е. основа образовательной программы или ее начального этапа является общей для всех партнеров с точки зрения структуры и содержания, одновременно каждый партнер дополняет ее собственными курсами, которых нет в другом университете. Такие программы составляют около 60% всех совместных программ в странах ЕС [6]. Как показывает практика, этот тип программ является наиболее плодотворным, поскольку в нем максимально задействованы сильные стороны вузов-участников (научные школы, уникальное оборудование, лаборатории, профессура и т.д.).
Третий тип программ является вариантом второго типа. Такие программы составляют около трети совместных образовательных программ и чаще всего реализуются при участии стран, не являющихся членами ЕС. Как правило, этот тип программ характерен для завершающего этапа программ второго цикла (5-й или 6-й год обучения).
При всем внутреннем многообразии совместных образовательных программ они характеризуются инвариантными заданными свойствами. Центральным из них являются результаты обучения, которые обеспечивают возможность непротиворечивого и согласованного проектирования совместных программ, их структуры и содержания. Результаты обучения должны совместно проектироваться всеми вузами-участниками / партнерами как для программы в целом, так и для каждого модуля. Следующим заданным свойством является полное и автоматическое признание партнерами периодов обучения и экзаменов в другом вузе, что также возможно сделать только на основе результатов обучения. К другим заданным свойствам можно отнести: мобильность студентов и преподавателей (в том числе - практика на зарубежных предприятиях); совместные модели управления реализацией программ и мобильностью студентов и преподавателей; общие учебные и методические материалы; общую систему обеспечения качества (использование зачетных единиц ЕСТ^. мониторинг, оценка).
Система обеспечения качества образовательной программы является наиболее сложным вопросом при проектировании и реализации совместных программ из-за различий в регулировании качества высшего образования на национальном уровне в странах-участниках программ.
педагогика и психология
педагогика высшей школы
Центральным вопросом обеспечения качества является оценка, т.е. измерение качества, которое должно проектироваться и реализовываться в терминах успеваемости, т.е., по мере достижения результатов обучения, в установленных контрольных точках (ex-post - что?), в терминах оценки достижений (рейтинг) (ex-post - как?), установления количественных показателей в формате зачетных единиц, измеряющих трудозатраты (exante - сколько?). Важно отметить, что в рамках обеспечения качества особое внимание уделяется текущей оценке как инструменту непрерывного совершенствования качества достижений студентов.
При проектировании совместных образовательных программ и систем обеспечения их качества не менее важное значение придается использованию зачетных единиц, которые определяются исходя из результатов обучения, согласованных всеми сторонами. при проектировании зачетных единиц, как правило, используется методическое руководство, разработанное в рамках Болонского процесса [7]. Также подлежит согласованию и содержание Европейского приложения к диплому.
Помимо этого при проектировании совместных образовательных программ подлежат согласованию входные квалификации (компетенции поступающих на программу, которые могут отличаться в различных странах). Согласование входных квалификаций важно для формирования структуры программы и отбора содержания, необходимого для достижения требуемых результатов обучения. В идеале, должны быть согласованы и требования к приему студентов.
Также необходимо согласовать студенческую мобильность и мобильность преподавателей. Следует подчеркнуть, что студенческая мобильность включает в себя не только семестры обучения в зарубежном вузе-партнере, но и выполнение проекта в рамках стажировки на предприятии и написание выпускной работы (диссертации).
Важно подчеркнуть, что формирование совместных программ - это не произвольный выбор данной деятельности и не простое выполнение необходимого алгоритма. Это часть вузовской стратегии развития в части международного сотрудничества. Таким образом, важнейшим условием успешности совместной программы является наличие стратегии, на основании которой принимается решение о тематике совместных программ.
После определения тематики начинается отбор зарубежных вузов-пар-тнеров и изучение их систем высшего образования (на национальном и институциональном уровне). Это важно для понимания нормативного регулирования высшего образования в стране-партнере, принятой там системы управления качеством и других, важных для проектирования и реализации программы вопросов.
И только после этого целесообразно начинать само сотрудничество по разработке совместной программы, куда входит разработка и согласование всех необходимых компонентов. Эти компоненты включают в себя: распределение зачетных единиц; формирование системы обеспечения качества, включая положение об экзаменах и совместных экзаменационных комиссиях, график совместных устных экзаменов, идентичные сроки проведения экзаменов в каждом из вузов; учебные и методические материалы; тематику самостоятельной работы студентов и др.
Важно подчеркнуть, что на всех этапах проектирования и реализации совместной образовательной программы необходимо обеспечить учет культурных особенностей и различий, различий в организационной культуре в вузах, участвующих в совместной образовательной программе.
помимо проектирования самой образовательной программы не менее важными задачами является создание инфраструктуры, обеспечивающей «систему жизнедеятельности» совместной программы, и подготовка необходимых специалистов соответствующего профиля.
В систему жизнедеятельности, помимо инфраструктурных параметров, входит разработка учебных материалов на иностранном языке (как правило, на английском), учреждение службы поддержки иностранных студентов и преподавателей, процедуры получения виз и регистрации, ознакомление участников мобильности с традициями и особенностями проживания в стране обучения.
Для этого нужны соответствующие специалисты, обладающие требуемыми компетенциями (такими как, например, способность работать в мультикультурной среде, знание иностранных языков, управленческие компетенции), наличие соответствующих штатных единиц в вузе, включая такие позиции, как директор курсов / директор модуля в каждом вузе.
Европейская ассоциация университетов сформулировала десять «золотых» правил создания программ двойных дипломов, а именно, необходимо:
- точно знать, зачем создается программа (на основе проведения анализа потребностей);
- тщательно выбирать партнера;
- совместно определять цели программы и результаты обучения студентов;
- заручиться поддержкой всего коллектива в университетах-партнерах, а не только узкого круга преподавателей, задействованных в конкретной совместной программе;
- сформировать необходимый академический и административный потенциал;
педагогика и психология
педагогика высшей школы
- обеспечить устойчивое финансирование совместной программы;
- обеспечить доступность и прозрачность информации о совместной программе для студентов;
- заранее организовать и спланировать совместную работу с партнерами;
- определить языковую политику;
- определить сферы ответственности каждого партнера [6].
Другими словами, совместные программы требуют тщательной подготовки и планирования. При принятии решения об их разработке необходимо реалистично оценить собственные ресурсы и возможные выгоды от реализации совместной программы, а также четко оценить возможные риски. В целом успешность таких программ зависит от опыта международного сотрудничества вуза, четкой ориентации на интернационализацию, мотивации всего коллектива на реализацию программ, желания находить решение возникающих проблем.
А проблемы не могут не возникать, поскольку в разных национальных системах высшего образования программы имеют разное наименование, различаются направления подготовки, во многих зарубежных странах нет в явной форме образовательных стандартов высшего образования, и во всех странах практикуются разные подходы к обеспечению качества. Это методические проблемы.
помимо них существуют и другие проблемы, такие, в частности, как финансирование. Естественно, что стоимость совместных программ намного выше стоимости традиционных, поскольку их обязательным компонентом является мобильность, а также они требуют, как указывалось выше, и значительных инфраструктурных расходов и расходов на формирование компетенций по реализации совместных программ и управлению ими у преподавателей и управленческого/административного персонала вуза.
Тем не менее, при продуманном подходе выгоды от реализации совместных образовательных программ высшего образования очевидны. Их можно обобщить, как:
- повышение конкурентоспособности вузов-участников совместных образовательных программ за счет повышения престижа вузов (международная деятельность, как правило, напрямую связана с престижем вуза, привлечением студентов и преподавателей);
- создание в вузах-участниках в процессе реализации совместных образовательных программ «точек роста», которые трансформируют деятельность университета в целом (в части использования современных методик, модернизации содержания, реализации научных проектов,
модернизации организации и содержания учебной и исследовательской деятельности вуза);
- формирование общеевропейского понимания качества образования за счет использования таких инструментов, как Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в общеевропейском пространстве высшего образования (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area), использование системы зачетных единиц (European Credit Transfer and Accumulation System - ECTS) и др.;
- развитие инфраструктуры университета, поскольку прием на обучение иностранных студентов неизбежно требует обновления кампуса, библиотеки, лабораторий - в целом всей инфраструктуры вуза;
- формирование новых компетенций у преподавательского состава и у административного аппарата, таких как компетенции в области иностранных языков, мультикультурные компетенции, управленческие компетенции, связанные с развитием студенческих служб поддержки иностранных студентов и преподавателей в период мобильности;
- расширение объема и модернизация знаний и умений студентов за счет того, что модули изучаются в нескольких вузах;
- расширение возможностей освоения студентами международных компетенций;
- «брендинговый» эффект.
Именно потому, что выгоды совместных программ очевидны, вузам следует идти на обоснованный риск по их реализации и на все связанные с этим дополнительные затраты. Имеющийся опыт совместных программ в России является подтверждением этого.
Как известно, первые попытки реализации совместных программ отмечены еще до подписания Россией Болонской Декларации в 2001 г. После подписания Россией Болонской декларации наблюдается усиление интереса к совместным программам благодаря проектам программы Tempus, направленным на создание сопоставимых и сравнимых совместных программ. Успешный опыт реализации совместных программ, разработанных в рамках Tempus, наблюдается в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, где отмечается высокий уровень процессов интернационализации и общий режим благоприятствования международной деятельности.
С точки зрения предметных областей совместные образовательные программы в рамках проектов Темпус распределяются следующим образом: экономика и управление (101), инженерные науки (80), гуманитарные науки (31), естественные науки (12). 20% совместных программ относятся к уровню бакалавра, 9% - к специалитету, 65% - к уровню магистратуры, 6% - аспирантуры.
педагогика и психология
педагогика высшей школы
Тем не менее, совместные программы уровня бакалавра и магистра составляют только 23% программ международного сотрудничества вузов-участников Tempus и только около 2% от общего числа реализуемых вузами программ [3]. Да и то, совместными программами они могут быть названы с определенной натяжкой, поскольку далеко не в полной мере отвечают указанным выше требованиям совместным программам. В целом и в Европейском Союзе таких программ «в чисто виде» еще единицы, поскольку их реализация весьма дорогостояща из-за встроенной долгосрочной мобильности и нерешенности нормативно-правовых вопросов, включая вопросы обеспечения качества.
Сущностные различия между совместными программами в странах ЕС и в России представлены в таблице 1.
Таблица 1
Совместные образовательные программы в России и странах ЕС
ЕС Россия
Совместная разработка и утверждение учебного плана и образовательной программы В большинстве случаев имеется интегрированный учебный план
Студенты из одного университета изучают часть программы в универси-тете-партнере Чаще всего наблюдается только мобильность из вузов РФ в вузы ЕС
Мобильность студентов в университе-тах-партнерах имеет равную продолжительность Ассиметричная физическая и виртуальная мобильность российских студентов
Результаты обучения в вузе-партнере признаются автоматически на основе действующих в институтах-партнерах обшдх принципов и стандартов обеспечения качества Зависит от договоренностей с партнерами в каждом конкретном случае. Не всегда отмечается автоматическое признание результатов обучения.
Преподаватели каждого вуза преподают в институтах-партнерах Ассиметричная мобильность преподавателей
В этой связи можно определить большой задел на будущее в части реализации совместных образовательных программ. Ключевым вопросом является определение направлений подготовки для разработки программ. Не менее важно сформировать полноценную нормативную и методическую базу для реализации совместных образовательных программ.
Также было бы целесообразно сформировать сеть информационных структур по вопросам совместных программ высшего образования и интегрировать их в действующую европейскую сеть для информацион-
ной поддержки межуниверситетского сотрудничества и академической мобильности.
Библиографический список
1. Глоссарий терминов. European Consortium for accreditation. URL: http:// www.ecaconsortium.net/ecapedia/European_Consortium_for_Accreditation_in_ higher_education (дата обращения: 12.12.2013).
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Ст. 105.
3. Исследование программ двойных дипломов между университетами стран ЕС и России. (Analysis of double degree programmes between EU and Russian HEIs. Final report), ноябрь 2010 г. URL: http://www.vstu.ru/files/webmaster/ page/1958/analiz_programm_dvoynyh_diplomov_mezhdu_es_i_rf.doc (дата обращения: 12.12.2013).
4. Олейникова О.Н. Интернационализация высшего образования в Российской Федерации - вклад программы Темпус // Вестник Тверского государственного университета. 2011. № 26. С. 8-15.
5. Conclusions and recommendations. Conference on Master-level-Degrees. Helsinki, March 14-15, 2003. Helsinki, 2003.
6. Developing Joint Masters Programmes for Europe. Results of EUA Joint Masters Project. Brussels, European University Association, 2004-2006.
7. ECTS Users Guide. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, European Communities, 2009.
8. Guidelines for Quality Enhancement in European Joint Master Programmes. Brussels, European University Association, 2006.
9. Joint and Double Degree Programs: An Emerging Model for Transatlantic Exchange. NY, 2009.
10. Recommendation on the Recognition of Joint Degrees. The Committee of the Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education in the European Region, Strasburg, 9 June 2004. URL: https://wcd.coe. int/com.instranet.InstraServlet?command=com.instranet.CmdBlobGet&Instran etImage=320284&SecMode=1&DocId=822138&Usage=2 (дата обращения: 12.12.2013).
11. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area, European Association for Quality Assurance in Higher Education. Helsinki, 2005.
педагогика и психология