Научная статья на тему 'Совместная творческая деятельность академика живописи Е. Е. Лансере и художника Х. Мусаясула в Республике Дагестан'

Совместная творческая деятельность академика живописи Е. Е. Лансере и художника Х. Мусаясула в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
276
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСАЕВ ХАЛИЛБЕК / Е. Е. ЛАНСЕРЕ / КАВКАЗСКИЙ ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / ТАНГ-ЧОЛПАН / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУРСЫ / ВЫСТАВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мусаев Джафар Омарович, Гасанов Магомед Раджабович

Статья раскрывает малоизвестные страницы из жизни и творчества известного дагестанского художника Халилбека Мусаясула. Сотворческую деятельность художника Халилбека с академиком живописи Е. Е. Лансере. Исторические факты и события, происходившие в годы Первой мировой и гражданской войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мусаев Джафар Омарович, Гасанов Магомед Раджабович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совместная творческая деятельность академика живописи Е. Е. Лансере и художника Х. Мусаясула в Республике Дагестан»

Общественные и гуманитарные науки

9

• ••

ние на своей земле "Новой болгарской армии?" А для освобождения Белграда и вообще для выполнения операции по освобождению Югославии собиралась группа войск 3-го и левого крыла 2-го Украинского фронтов при координации действий советских, болгарских и югославских войск. Здесь необходимо внести ясность в вопрос о Югославии, где часть территории была в руках у фашистов вместе со столицей. Идея боевого единства группировки войск была обсуждена и одобрена всеми участниками для ведения борьбы против общего врага.

Начались ожесточенные бои на подступах к Белграду. Штурм города был проведен без бомбовых и артиллерийских ударов в целях сохранения города и его зданий, а также для уменьшения количества жертв среди мирного населения. Многие дома и кварталы Белграда по нескольку раз переходили из рук в руки. Было очевидно, что жители Белграда понима-

ли освободителей и просто боготворили воинов.

Необходимо отметить, что борьба с карателями, подготовленными фашистской Германией, была сложной, требующей много сил и смекалки. В этой связи, советским спецназовцам приходилось долго задерживаться в Югославии и на Балканах в общей сложности для выполнения спецзаданий, командования почти до конца Отечественной войны. А задачи, поставленные руководством, требовали своего безошибочного решения и выполнения.

Итак, война с заклятым врагом подошла к концу. Победа нашего народа в мае 1945-го года над фашизмом состоялась. Золотыми буквами в летопись истории человечества навсегда вписана дата 9-го Мая 1945-го года.

Для продолжения воинской службы наше подразделение спецназа было переведено в Закарпатскую Украину.

Статья поступила в редакцию 25.03.2015 г.

УДК 929

СОВМЕСТНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКАДЕМИКА ЖИВОПИСИ Е. Е. ЛАНСЕРЕ И ХУДОЖНИКА Х. МУСАЯСУЛА В ДАГЕСТАНЕ

THE JOINT CREATIVE WORK OF ACADEMICIAN OF PAINTING E. E. LANCERAY AND ARTIST Kh. MUSAYASUL IN THE DAGESTAN

© 2015 Мусаев Д. О., Гасанов М. Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Musaev D. O., Gasanov M. R.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Статья раскрывает малоизвестные страницы из жизни и творчества известного дагестанского художника Халилбека Мусаясула, сотворческую деятельность художника Халилбека с академиком живописи Е. Е. Лансере, исторические факты и события, происходившие в годы Первой мировой и гражданской войны.

Abstract. The authors of the article reveal the little-known pages from the life and work of Khalilbek Musaya-sul, the famous Dagestan artist, co-creative artistic activity of Khalilbek the artist with E. E. Lanceray, the academician of painting, historical facts and events that took place during the First World and Civil wars.

Rezjume. Stat'ja raskryvaet maloizvestnye stranicy iz zhizni i tvorchestva izvestnogo dagestanskogo hudozhnika Halilbeka Musajasula, sotvorcheskuju dejatel'nost' hudozhnika Halilbeka s akademikom zhivopisi E. E. Lansere, istoricheskie fakty i sobytija, proishodivshie v gody Pervoj mirovoj i grazhdanskoj vojny.

Ключевые слова: Мусаев Халилбек, Е. Е. Лансере, Кавказский театр военных действий, Танг-Чолпан, художественные курсы, выставка.

Keywords: Musaev Khalilbek, E. E. Lanceray, Caucasian battlefield, Tang-Cholpan, art courses, exhibition.

Kljuchevye slova: Musaev Halilbeсk, E. E. Lansere, Kavkazskij teatr voennyh dejstvij, Tang-Cholpan, hudozhestvennye kursy, vystavka.

10

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

В 1914 году из-за войны между Германией и Россией студент 1 курса Мюнхенской Королевской академии живописи, подданный России семнадцатилетний юноша Халилбек Мусаев в числе других россиян, которые работали и учились в Германии, был задержан, арестован и депортирован на Родину. На пароходе, огибая Европу, Халилбек прибыл в северный город Архангельск и оттуда в Дагестан.

Конец 1914 г. и 1915 г. Халилбек провел в родовом доме в селении Чох Гунибского округа, нередко, посещая родных в Кумухе, рисуя односельчан. Весь 1916 г. и первые три месяца 1917 г. Халилбек провёл на Кавказском театре военных действий Первой мировой войны.

Мы не располагаем достаточными сведениями о том, как Х. Мусаев оказался на фронте, но сравнительный анализ сохранившихся материалов позволяет судить о том, что он был в передовых частях наступающей русской армии.

В числе картин Халилбека, привезенных из США, имеется небольшая зарисовка с надписью «Помощник начальника девятого передового санитарного батальона Х. Мусаев, город Эрзиджан». Летом 1916 г. русская армия провела успешную эрзиджанскую наступательную операцию, которая завершилась взятием турецкого города Эрзиджан - конечный пункт продвижения русской армии на Кавказском театре военных действий. Это еще раз подтверждает, что Х. Мусаев был в числе передовых частей русской армии.

В своей повести «Страна последних рыцарей» Халилбек пишет, что «весть о состоявшемся 15 марта 1917 г. отречении царя от престола дошла через несколько дней и до Эрзи-джана в Месопотамии, где я работал в девятой русской миссии Красного Креста. Повсеместное тихое волнение переросло сразу в шумное движение, до сих пор объединенное стало разъединяться, военная присяга отменялась, дисциплина распустилась, а турки стали постоянно и беспрепятственно наступать на русские позиции. В поездах, идущих на Тифлис, можно было увидеть лишь изношенные мундиры и серые шапки, появились красные флаги, повсюду раздавались революционные рабочие песни. Воздух был наполнен ненавистью и предчувствием беды, пахло кровью. Солдаты холодно и презрительно смотрели на своих начальников. Если они еще здоровались с ними, то выглядели при этом очень нагло и неприлично со своими самокрутками в зубах. Маска вежливости спала, а из-под нее выглядывала угрожающая гримаса черни. Из-за всей этой ситуации меня все больше тянуло домой. Я надел черкеску и отныне принадлежал только своей родине» [5].

В дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой имеются графические работы Халилбека «Курд», «Мальчик из Еникея», «Портрет солдата», «Ешар-бек из с. Чолах-су» и «Базар в Эрзеруме», сделанные в Турции и датированные 1916 годом.

К началу лета 1917 г. Халилбек в городе Те-мир-Хан-Шура: ведет уроки изобразительного

искусства в реальном училище, работает ху-дожником-оформителем в типографии М.-М. Мавраева, участвует в организации «Театрального и литературного общества дагестанских мусульман», а главное в создании и издании совместно с Т. Бейболатовым и З. Батыр-мурзаевым литературно-иллюстрированного, общественно-политического, дагестанского

журнала «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда»). Х. Мусаев являлся постоянным художественным редактором журнала [1 ].

Халилбек пишет, что «приехав в Темир-Хан-Шуру, несколько моих друзей и я основали в рамках отечественного движения журнал, который в память о наших освободительных войнах должен был всем кавказцам напомнить и указывать на их общую задачу: достижение и утверждение самостоятельности. Мы дали ему прекрасное и оптимистическое название «Танг Чолпан» в честь утренней звезды, путеводной звезды пастухов, которая многообещающе светит им в горах. Нам действительно казалось, что над нашей землей взошло новое, сверкающее созвездие, а наша жизнь наполнилась страстным ожиданием и ощущением внутреннего подъема...» [6].

В декабре 1917 г. в г. Темир-Хан-Шуру по приглашению общественно-политического деятеля, социалиста М.-М. Хизроева приезжает известный художник, академик Е. Е. Лансере, который вместе с семьей жил и работал в областном центре до конца 1919 г. По всей вероятности молодого художника познакомил с маститым академиком сам М.-М. Хизроев. Это знакомство не могло не состояться, так как на то были объективные причины, которые сближали их. И Е. Е. Лансере и Х. Мусаев были активными участниками Кавказкого театра военных действий. В 1914-1915 гг. Е. Е. Лансере был на кавказском фронте военным художественным корреспондентом. А то, что Халилбек был студентом Мюнхенской Королевской академии живописи для Е. Е. Лансере много значило.

Кроме того Халилбек входил в круг общения Д. Коркмасова, М. Дахадаева, М. М. Хизро-ева, А. А. Тахо-годи, У. Буйнакского, С. Габиева и д. р.

С самого начала совместная деятельность Е. Е. Лансере и Х. Мусаясул стала многогранной и плодотворной. В журнале «Танг-Чолпан» с десятого номера печатаются разнообразные по тематике графические работы Е. Е. Лансере.

В рубрике «Местная жизнь» газеты «Дагестан» была опубликована статья, в которой говорилось: «.В ближайшем будущем у нас в Т.-Х.-Шуре, предполагается открытие курсов по рисованию живописи под руководством академика Е. Е. Лансере и студента Мюнхенской Академии художников Х. Мусаева. В программу занятий входят рисование с гипса и живой натуры, лепка, начиная с простейших форм и вплоть до сложных орнаментов и голов с натуры; живопись акварелью, темпера и масляными красками с цветов, фруктов, драпировок, а также портреты, изложение общих приемов композиции - стилизация растений, краткие понятия о стилях, плакаты.

Общественные и гуманитарные науки

11

• ••

Все эти занятия предложено вести одновременно в связи со степенью подготовленности занимающихся. Раз в неделю будут лекции по истории искусств и краткий курс теории перспективы. Занятия - каждый день, кроме воскресений от 5 до 7 часов вечера в здании женской гимназии. Плата помесячная - 30 руб.

Предварительная запись желающих поступить, открыта в помещении редакции газеты «Дагестан» (Аргутинская, Статистический комитет, напротив гостиницы «Париж»), взнос же платы при начале занятий. При достаточном числе записавшихся начало занятий последует в двадцатых числах (старого стиля) текущего месяца» [3].

В статье «К открытию вечерних художественных курсов» газета «Дагестан» писала, что «...в то время, когда культура везде гибнет и разрушается варварски, когда газеты и журналы закрыты, а литераторы в тюрьмах ждут строгого суда, в это данное время в нашем глухом углу расцветает, как бы протестуя, культурный цветок точно повеяло чем-то новым, радостным, одним словом, струей культурного воздуха». Автор статьи далее сообщает, что «...Х. Мусаев, свой дагестанец, рожденный в среде наших гор. Если он еще не создал себе имени, то в этом вина не столько его таланта, а времени. Война выгнала его из Мюнхена и прервала его работу над своим талантом, несомненно, ярким» [4].

В своей книге «Темирболат Бейболатов» А.-К. Ю. Абдуллатипов утверждает, что по стилю изложения, по идейной направленности данная статья принадлежит перу Т. Бейболатова, близкого друга и соратника Х. Мусаева.

Слушателями курса были ставшие позже известным художником М.-А. Джемал и скульптором Х. Аскар-Сарыджа. Курсы пользовались большой популярностью у одаренной молодежи. Е. Е. Лансере и Х. Мусаясул старались прививать своим ученикам любовь к реалистическому рисунку. Работу курсов можно считать началом подготовки профессиональных кадров

в области национального художественного искусства Дагестана.

Результатом плодотворной совместной деятельности Е. Е. Лансере и Х. Мусаясул была организация ими первой художественной выставки в городе Темир-Хан-Шура. По этому случаю газета «Дагестан» сообщала читателям, что «.в десятых числах текущего месяца в течение 3-5 дней известный петроградский художник Е. Е. Лансере и художник Х. Мусаев устраивают выставку своих картин и рисунков, исполненных главным образом здесь в Шуре. Х. Мусаев, кроме того, выставляет ряд рисунков, сделанных им во время его пребывания в Турции на фронте. Это будет едва ли не первая выставка картин в Темир-Хан-Шуре» [2]. Выставка отражала современную национальную действительность, способствовала приобщению местного населения к различным формам изобразительного искусства, возрождению интереса у дагестанцев к художественному творчеству.

У потомков Е. Е. Лансере хранится акварель «Художник Халил Мусаев из Чоха» (Центральный Дагестан, 23 февраль 1921 г.), нарисованный Е. Е. Лансере. Из Дагестана Е. Е. Лансере уехал в конце 1919 года и обосновался в городе Тифлисе, работая профессором Закавказской Академии художеств. По всей видимости, портрет нарисован в Грузии, когда в конце 1921 года в Тифлис прибыл Халилбек, направляющийся в Германию для продолжения учебы.

Двухлетнее творческое сотрудничество с «известнейшим художником, признанным корифеем книжной и журнальной иллюстрации не могло не побудить молодого художника мобилизовать свои творческие возможности и показать на что он способен...» [7]. Близкое общение с одним из «мироискусников» Е. Е. Лансере, конечно же, не прошло бесследно. Оно ускорило желание Халилбека продолжить прерванное не по его вине обучение в академии. В начале 1922 года Х. Мусаев при содействии Ф. Рубо восстановлен в число студентов академии, несмотря на семилетний перерыв.

Литература

1. Абдулатипов А.-К. Ю. Темирболат Бийболатов. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1995. С. 57. 2. Ахульго, 2002. № 1.

С. 45. 3. Дагестан, № 10 от 22 ноября 1918. 4. Дагестан, № 15 от 22 декабря 1918. 5. Мусаясул Х. Страна по-

следних рыцарей Махачкала: Изд-во «Юпитер», 1999. С. 191-192. 6. Мусаясул Х. Страна последних рыцарей. Махачкала: Изд-во «Юпитер», 1999. С. 194-195. 7. Тахнаева П. Халил Мусаев: жизнь на третьем берегу. «Бизнес-Успех», 2009, № 5. С. 16-19.

References

1. Abdulatipov A.-K. Yu. Temirbolat Biybolatov. Makhachkala: Dag, book publishing. 1995, P. 57. 2. "Akhulgo", 2002, # 1. P. 45. 3. "Dagestan", # 10, November, 22, 1918. 4. "Dagestan", # 15, December, 22, 1918. 5. Musayasul Kh. Country

of last knights. Makhachkala: “Jupiter" Publishing, 1999, P. 191-192. 6. Musayasul Kh. Country of last knights. Ma-

khachkala: “Jupiter" Publishing, 1999, P. 194-195. 7. Takhnaeva P. Khalil Musaev: life on the third coast."Business Success", 2009, # 5. P. 16-19.

Literatura

1. Abdulatipov A.-K. Ju. Temirbolat Bijbolatov. Mahachkala: Dag. kn. izd-vo, 1995. S. 57. 2. Ahul'go, 2002. № 1. S. 45.

3. Dagestan, № 10 ot 22 nojabrja 1918. 4. Dagestan, № 15 ot 22 dekabrja 1918. 5. Musajasul H. Strana poslednih rycarej Mahachkala: Izd-vo «Jupiter», 1999. S. 191-192. 6. Musajasul H. Strana poslednih rycarej. Mahachkala: Izd-vo «Jupiter», 1999. S. 194-195. 7. Tahnaeva P. Halil Musaev: zhizn' na tret'em beregu. «Biznes-Uspeh», 2009, № 5. S. 16-19.

Статья поступила в редакцию 12.02.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.