УДК 94(470)+741.5
Барбасова В. В.
СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В КАРИКАТУРАХ ЖУРНАЛА «КРОКОДИЛ» 1941-1945гг.
Статья посвящена образам тружеников тыла в иллюстрациях журнала «Крокодил» за 1941-1945 гг. Карикатура как юмористический, сатирический рисунок является ценным историческим источником, ориентированным на актуальность и злободневность. Понимаемая в широком смысле, как изображение, жанр графики, в котором сознательно создается комический эффект, она неизбежно отражает актуальную для современников тематику, ее типическое видение. Статья посвящена идеологической работе с населением СССР через карикатуру, как художественное средство пропаганды духовного единства народа. В статье рассмотрены динамика тематики по годам, типичные положительные и отрицательные образы, специфика их отражения через узнаваемую художественную символику.
Ключевые слова: СССР, Великая Отечественная война, карикатура, идеология, искусство.
Карикатуру или юмористический рисунок можно рассматривать с разных сторон, например — психологической (юмор придает силы, укрепляет веру в правоту общего дела, создает чувство общности и идентичности); социальной — включенность различных слоев населения в общий труд; художественной — приемы, направленные на наиболее эффективное воздействие на зрителя и читателя; политической — место карикатуры в пропаганде и ее включенность в советскую идеологию.
«Само слово карикатура — от итальянского сапсаге — означает нагружать, преувеличивать. Карикатура — это гротескные портреты, но как жанр — это критическое тенденциозное преувеличение, с целью высвечивания негативных сторон, высмеивание определенных лиц или целых явлений»1.
Особенность карикатуры как жанра живописи заключается в том, что он опирается не только на эстетические компоненты, но и запускает цепочку ассоциаций-образов, которые
1 Сивцева А. В. Взаимодействие компонентов карикатуры как креолизованного текста при достижении комического эффекта // Евразийский союз ученых. 2014. № 5-4 (5). С. 70-71.
81
зашифрованы автором так, что являются понятными читателю, включенному в определенную культуру — национальную, политическую, субкультуру определенных социальных страт. «Художественный образ является неотъемлемым свойством искусства, он исторически развивается вместе с ним, трансформируется под влиянием жанровых и стилевых особенностей разных видов искусства. Он есть выражение духовного мира автора, соединенное с изображением реальных, фантастических или символических феноменов бытия. Содержание художественного образа раскрывает динамический творческий процесс — диалог зрителя и автора в ходе восприятия произведения искусства»2.
Журнал «Крокодил» вырос из «Рабочей газеты» — органа ЦК ВКП(б), издававшегося с 1922 г. Уже тогда стало ясно, что юмор и карикатура — лаконичная, острая, актуальная — являются доходчивым и привлекающим внимание читателя приемом политической и идеологической работы. Редакцией журнала принимается решение о необходимости выпуска отдельного юмористического приложения. В августе 1922 г. это приложение получило название «Крокодил». После закрытия в 1930 г. «Рабочей газеты», «Крокодил» перешел к издательству «Правда». Журнал быстро приобретает популярность в городской рабочей среде, к 1923 г. он достигает тиража в 150 тыс. экземпляров — невиданной по тем временам цифры для изданий подобного рода3. В довоенный период основные темы журнала были посвящены не только хозяйственному развитию страны, первым пятилеткам, государственному займу, но и бытовым проблемам: некачественным товарам, жалобам на плохую работу почты, столовых, прачечных, перебоям с транспортом, коммунальным ссорам. Поначалу сатира на зарубежный образ жизни, европейскую и мировую политику занимает относительно небольшой объем — 2-3 страницы из
2 Кривенькая Е. С. Особенности формирования художественного образа в карикатуре // Вестк Вщебскага дзяржаунага утвератэта. 2009. № 3 (53). С. 114.
3 Никулин И. О. «Журнал «Крокодил» как бренд советской сатиры». Актуальные проблемы рекламы и связей с общественностью: концепции, техники, технологии // Материалы I Международной научно-практической конференции, Анапа, 26-28 мая 2016 года. Анапа, 2016. С. 109.
16. Значительное внимание в течение 1930-х гг. уделяется антифашистским карикатурам.
С началом Великой Отечественной войны тематика журнала меняется — теперь основную часть журнала занимает сатира на гитлеровскую Германию, ее политических союзников, политиков государств-агрессоров. «Крокодил» оперативно реагирует на изменение ситуации на фронте, отражает новые, военные реалии в тылу.
29 июня 1941 г. Советом народных комиссаров СССР была издана Директива № П 509 «Партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков»4. Эта директива определила актуальные задачи тыла: организовать всестороннюю помощь действующей армии, обеспечить организованное проведение мобилизации запасных, обеспечить снабжение армии всем необходимым, быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым предоставлением под госпитали больниц, школ, клубов, учреждений, укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие истребительным батальонам». Тыл должен был стать органичной частью единства, которое только и может противостоять сильному врагу. В связи с этим становилась особенно важной идеологическая работа с населением.
Пропаганда и агитация велась по многим направлениям — в том числе серьезное внимание уделялось изобразительному искусству. В эту работу оперативно включился журнал «Крокодил».
4 Директива Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) № П 509 партийным и советским организациям прифронтовых областей. 29 июня 1941 г. [Электорнный ресурс]: URL: http://docs.historyrus-sia.org/ru/nodes/178310-direktiva-sovnarkoma-soyuza-ssr-i-tsk-vkp-b-p-509-partiynym-i-sovetskim-organizatsiyam-prifrontovyh-oblastey-29-iyu-nya-1941-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 06.07.21.).
В годы Великой Отечественной войны тематику журнала, посвященную положению в тылу, можно условно разбить на две большие группы: рисунки, носящие характер сатиры, обличения недостатков, и рисунки, направленные на создание позитивного образа труженика тыла и подтверждение идеи единства тыла и фронта. За годы войны с июня 1941 по май 1945 г. было выпущено 179 номеров журнала тиражом от 271 000 до 100 000 экземпляров.
К особенностям рисунков 1941 г., посвященных труженикам тыла, в отличие от более распространенной в эти годы карикатуры политической, можно отнести отсутствие явного карикатурного контекста. Нет повода для насмешки, острой критики — рисунки посвящены единству тыла и фронта, трудовым подвигам, важности и уборки хлеба, и поимки диверсантов («Посадка на три точки», рис. К. Елисеева, «Крокодил», 1941, №135, «Трудодни колхозников-партизан», рис. М. Черем-ных, «Крокодил» 1941, №176). Юмористический момент часто содержится не столько в художественных приемах, сколько в забавных подписях. Наличие насыщенного текстового материала (до пяти подписей к одному рисунку) — частый прием советского юмористического рисунка. Нередко используется название, эпиграф, включаются диалоги героев изображения в форме прямой речи. При этом сам рисунок может не нести явного сатирического или юмористического смысла.
В отношении художественных приемов, используемых художниками журнала «Крокодил», можно отметить следующее: художники стремятся к максимальной ясности, доходчивости, что достигается лаконичностью образов. Это обусловлено не только стремлением к выражению однозначной трактовки, но и особенностями полиграфии журнала, который выходил на дешевой бумаге всего в двух-трех цветах, что резко снижало качество печати. Перед художниками-карикатуристами ставились вполне конкретные задачи: поднять дух советского народа, внушить мысль о неизбежной победе над врагом, сплотить страну.
В отличие от плаката, броского, убедительного, предназначенного, прежде всего, для вывешивания на уличных стендах и в учреждениях, обращающегося к зрителям в массе,
5 Крокодил. 1941. № 13. С. 4.
6 Крокодил. 1941. № 17. С. 1.
карикатура направлена на отдельного читающего. Человеку важно разделить смех с товарищем и единомышленником: «Что ты сделал для фронта?», — говорит плакат, и зритель задает этот вопрос себе. Но когда человек смеется над незадачливым диверсантом, радуется удачному каламбуру, узнает знакомые образы, ему хочется разделить эти чувства, что создает ощущение сопричастности к общему, значительному делу. Смех снижает страх, дает силы, убеждает в правильности общего дела, создает чувство единства. Фашисту — носителю зла противостоит советский человек — здоровый, бодрый, находчивый, вооруженный знанием: «Наше дело правое — враг будет разбит!»
В посвящении одному из ведущих карикатуристов «Крокодила» Борису Ефимову журналист, критик и историк В. Полонский писал: «Карикатура казнит смехом. А от смеха не спасает ничто — ни миллионная армия, ни наемные перья, ни каменные стены. Оттого-то искусство карикатуры — могучее искусство. Карикатура — как и плакат — орудие борьбы»7. В самом первом военном, июньском номере «Крокодила» 1941 г. сатирический рассказ Г. Рыклина начинается словами: «убийцы не умеют смеяться. убийцы боятся смеха», а заканчивается фразами «Смех — острое оружие. Потому что он отражает настроение народов. А это настроение — против Гитлера и его приспешников, против фашистов»8. Смех был способом не утратить себя, свою человечность, смех стал синонимом и символом добра и справедливости. Журнал «Крокодил», выходивший в издательстве «Правда», официальном политическом издательстве СССР, говорил не только от лица художников, журналистов, писателей, но и от лица государства.
В годы Великой Отечественной войны в редакции «Крокодила» трудились такие выдающиеся художники, как Ку-крыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), Г. Вальк, А. Каневский, Б. Ефимов, Л. Генч, М. Черемных, Н. Радлов, Ю. Ганф, Л. Бродаты, В. Горяев и многие другие.
Каким видели художники советского человека в тылу? Кто относится к главным персонажам? Это, как правило, старик, женщина, ребенок. На в рисунках «Крокодила» они активные труженики, поддерживающие фронт по мере сил, те,
7 Ефимов Б. Мой век. М., 1998. С. 32.
8 Рыклин Г. Смех в подполье // Крокодил. 1941. № 12. С. 2.
кто вносит свою долю в победу. Читатель военных номеров журнала видел их у станков и на тракторе, выполняющими план и жертвующими накопления в Фонд обороны, противостоящими диверсантам и собирающими подарки на фронт. Все для фронта — и кисеты, и варежки, и сало из своего хозяйства, и продукция военных заводов, как это было изображено на карикатуре Б. Фридкина 1942 г. «Каждому — свое»9, представленной группой из 4 рисунков, три из которых изображают отдыхающих солдат, получающих подарки из тыла. Подписи: «Октябрьский подарок пионерки Маруси Ивановой попал к снайперу Ивану Петровичу Сидорову», «Подарок мужа и жены Федотовых попал к разведчику Семену Григорьевичу Сергеенко», «Подарок семьи Поленовых попал к артиллеристу Федору Григорьевичу Панкратову». Четвертый рисунок подчеркнуто динамично и карикатурно изображает снаряды, попадающие в гротескные фигуры бегущих фашистов с подписью «Подарок девушек Н-ского завода попал в Карла Мюллера, Вильгельма Брауна и многих других фрицев».
На страницах журнала «Крокодил» старики архетипич-ны и патриархальны, они выступают как трансляторы опыта, народной мудрости. Несмотря на подчеркнутый пожилой возраст, старики также стремятся внести свой вклад в дело обороны: на рисунке Л. Генча «Наше гостеприимство»10 старик-сторож (кепка, «козья ножка», борода, ружье за плечами) обращается к двум мальчикам:
— Слыхали, ребята: на наше поле упали с неба диверсанты.
— А что с ними стало?
— Отправили обратно на небо.
Необычным является обращение к преемственности опыта Первой мировой войны (найден только один рисунок подобной тематики) — А. Каневский «Старые счеты»11. Старик-казак с шашкой на боку рассказывает красноармейцам-освободителям: «Сегодня я зарубил двести пятидесятого немца!» — «Когда же ты успел столько?» — «Двести сорок в 1915 году и сегодня десять!» Рисунок интересен еще и тем, что это не отклик на текущие событие, а своего рода жизнеутверждающий
9 Крокодил. 1942. № 40. С. 3.
10 Крокодил. 1941. № 18. С. 2.
11 Крокодил. 1942. № 30. С. 7.
прогноз: хатки и колодец читаются как символы южных районов СССР, но их освобождение начинается только в 1943 г.
С 1943 г. старик, как правило, выступает жертвователем на нужды фронта, что выражается обычно в покупке военной техники: самолета12 или танка13. Интересное продолжение этой темы появляется в 1945 г. в рисунке К. Елисеева (рис. 1) «По сезону»14.
Образ женщины разнообразнее. Она предстает перед нами как старушка-мать, женщина среднего возраста и молодая активная девушка.
Старуха, как и старик, наделена узнаваемыми народными, патриархальными атрибутами — платок, плотно охватывающий голову, душегрейка, тулуп (Н. Семенов, «Посылка на фронт», подпись: «Дорогой Ванюша! Посылаем тебе сало, пироги, табачок, мед и танк»15). Патриархальность образа подчеркивается и тем, что типичная старуха — заодно со стариком, но выступает его фоном.
Женщина в рисунках «Крокодила» изображается в момент активного труда, его атрибутами могут быть как лопата, так и комбайн. Сравним рисунки Б. Клинча «В освобожденном городе»16 (рис. 2) и М. Черемных «Весенняя страда»17 (рис. 3). Здесь происходит преображение образа — на первом рисунке женщина неопределенного возраста ближе к традиционной народной трактовке (платок, тулуп), на втором — к современному, советскому образу: одежда носит характер рабочей униформы — платок заменен на косынку, на девушке, которая широко улыбается танкисту, рабочий комбинезон. Здесь есть явная отсылка к тематике советского изобразительного искусства 1920-1930 гг. — труд «новой женщины».
Место мужчины в годы войны было на фронте. И хотя немало мужчин трудилось на заводах, в стереотипном представлении мужчина — это фронтовик. Возможно, поэтому мужчин-работников тыла в позитивном ключе на рисунках «Крокодила» изображено немного.
12 Бродаты Л. Дистанция огромного размера // Крокодил. 1943. № 2. С. 1.
13 Баженов А. Жесткий характер // Крокодил. 1943. № 2. С. 4.
14 Крокодил. 1945 № 19. С. 3.
15 Крокодил. 1943. № 4. С. 6.
16 Крокодил. 1942. № 6.
17 Крокодил. 1944. № 15.
Как правило, это колхозник, желающий поддержать фронт материально «Сбережения колхозников — расход фрицев»18 (рис. 4). Труд рабочего на заводе часто рассматривается параллельно фронту19. Здесь звучит тема преемственности — отец борется за победу у станка, сын — на фронте с винтовкой в руках. Не всегда рисунок является основным — иногда он лишь иллюстрация к тексту. На рисунке Л. Брода-ты «Котельный цех»20 стоящие спиной к зрителю двое мужчин с портфелями (администрация? Инженеры?) смотрят на рабочих возле танков, стоящих в ряд. Рисунок не несет практически никакого эмоционального посыла, весь смысл в подписи:
— Эх, хороши детали!
— Какие?
— Вот эти, к новым «котлам» для фрицев.
Вторичность иллюстрации по отношению к тексту-подписи также является распространенным приемом для журнала «Крокодил». Иногда к рисунку может быть до 5 подписей: эпиграф-цитата или эпиграф-отсылка к конкретному событию, заголовок, подпись, диалоги героев, стихотворение.
Типичный рабочий в изображениях художников «Крокодила» одет в рубашку с засученными рукавами (работает не спустя рукава!), мешковатые брюки и кепку. По возрасту рабочий, как правило, относится к пожилым и выступает в роли наставника, беседующего с молодым и передовым работником. Возраст подчеркивается очками, возможно это должно было читаться как некая интеллигентность советского рабочего, его внимательность к деталям и ум.
Очень необычен рисунок Л. Бродаты «Жди меня» — здесь на фронте мама, а отец заботится о детях21. На рисунке отец — худощавый, в очках, «явный интеллигент», готовит обед для детей — мальчика и девочки. Почтальон протягивает им письмо: «От мамы, с фронта!»
Труд подростков, хотя был реальностью, отражен достаточно скудно: найден всего один рисунок на эту тему22. На рисунке К. Елисеева на фоне доски показателей — взрослый
18 Крокодил. 1943. № 2.
19 Крокодил. 1941. № 14. С. 2; Крокодил. 1942. № 42. С. 3.
20 Крокодил. 1944. № 15-16. С. 7.
21 Крокодил. 1944. № 7. С. 7.
22 Крокодил. 1942. № 33. С. 5.
рабочий с сигаретой и подросток, одетый как взрослый. Подпись:
— А ты, Степа, все такой же маленький, совсем не растешь
— Как не расту? А ты посмотри на доску: за одну только неделю вырос на 62 процента.
По мере изменения ситуации на фронте меняется тематика рисунков. В восемнадцати номерах журнала «Крокодил», относящихся к июню-декабрю 1941 г. тылу посвящены всего 15 рисунков, и это неудивительно, напряженная обстановка на фронте является более актуальной, основная масса текста и иллюстраций журнала посвящена политической карикатуре. Из 15 рисунков 13 носят характер оптимистичный, направлены на создание бодрого, уверенного образа советского работника. Работа в тылу приравнивается к боевой обстановке: на рисунке А. Каневского «Отцы и дети»23 отец получает письмо от сына: «Дорогой отец, сегодня наше подразделение уничтожило на три танка больше, чем вчера», а сын-солдат читает письмо отца: «Дорогой сын, сегодня наш цех выпустил на три танка больше, чем вчера».
Особой темой 1941 г. является борьба с диверсантами. В 1942 г. она будет представлена один раз и далее не используется. Ей посвящены 5 рисунков, где бдительность проявляют не только колхозники, убирающие «по два фашистских парашютиста с га»24, но и сообразительные школьники, отправляющие хитрого диверсанта-шпиона, спрашивающего, где завод, по адресу отдела милиции25. Эта тема была явным отражением Директивы НКВД СССР и НКГБ СССР № 257/207 об усилении борьбы с диверсантами, забрасываемыми противником в тыловые районы Советского Союза от 11 июля 1941 г26. Предполагалось, что в тылу будут созданы истребительные
23 Крокодил. 1941. № 14. С. 2.
24 Евган Е. Борьба с саранчой // Крокодил. 1941. № 14. С. 4.
25 Козлинский В. Точный адрес // Крокодил. 1941. № 15. С. 7.
26 Директива НКВД СССР и НКГБ СССР № 257/207 об усилении борьбы с диверсантами, забрасываемыми противником в тыловые районы Советского Союза. 11 июля 1941 г. [Электорнный ресурс]: URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/178360-direktiva-nkvd-sssr-i-nkgb-sssr-257-207-ob-usilenii-borby-s-diversantami-zabrasyvae-mymi-protivnikom-v-tylovye-rayony-sovetskogo-soyuza-11-iyulya-1941-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 06.07.2021.).
батальоны, в которые проходил набор «коммунистов, комсомольцев и советско-колхозного актива»27. В помощь им должны были быть приданы сторожа будок, бригад, пастухи и т. д.
Собственно карикатурой, посвященной положению в тылу, эти рисунки называть не совсем верно — карикатура подразумевает сатиру, высмеивание недостатков. В этих рисунках, скорее, проявлен юмор, направленный на снижение страха пред врагом — хитрым, коварным, но бессильным против сплоченного народа. В журналах 1941 г. таких рисунков, которые можно однозначно отнести к карикатуре, всего два за авторством Кукрыниксов: «Болтуны»28 (рис. 5) и «Специалист по уху, горлу, носу»29.
1942 г., не менее напряженный на фронте, также не дает большого материала по теме советского тыла: из 48 номеров ему посвящено всего 18 рисунков, при этом пропорция карикатур по отношению к позитивным образам меняется: на 10 положительных образов трудящихся приходится 8 сатирических. Положительные образы продолжают тематику взаимодействия тыла и фронта, но к ним добавляются рисунки, вдохновляющие на восстановление освобожденной территории: на рисунке Б. Клинча «В освобожденном городе» радостная молодая женщина призывает «Город очистили, теперь надо очищать город!»30.
В образах негативных предстает человеческая глупость, которая, быть может, смешна в мирное время, но в годы войны является преступлением: в карикатурах Л. Бродаты «Кстати, о болтунах»31 и Н. Радлова «Исполнительная жена»32
27 Из постановления бюро Мечетинского райкома ВКП(б) «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника на территории Мечетинского района». 26 июня 1941 г. // ЦДНИРО. Ф. P-67. Оп. 1. Д. 323. Л. 1. [Электорнный ресурс]: URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/223883-iz-postanovleniya-by-uro-mechetmskogo-raykoma-vkp-b-o-meropriyatiyah-po-borbe-s-para-shyutnymi-desantami-i-diversantami-protivnika-na-territorii-mechetin-skogo-rayona-26-iyunya-1941-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 06.07.2021).
28 Крокодил. 1941. № 13. С. 3.
29 Крокодил. 1941. № 28. С. 8.
30 Крокодил. 1942. № 6. С. 6.
31 Крокодил. 1942. № 23. С. 1.
32 Крокодил. 1942. № 24. С. 8.
обыватели готовы выболтать первому встречному данные о военном заводе.
С сентября 1942 г. журнал впервые обращается к бытовым темам, где так называемые «хозяйственники» предстают демагогами, очковтирателями и растратчиками. В № 33 за 1942 г. таким антигероям посвящена целая страница под общим названием «Кстати об экономии»33. Рисунки Ю. Ганфа изображают хозяйственника, который сэкономит 50 % топлива, так как остальное украли, длинную вереницу служебных машин, на которых прибыли чиновники на доклад по экономии горючего, и цикл картинок под общим названием «Табель о рангах, или кривая роста экономии электроэнергии», где на первой под огромным плакатом сидит с погасшей свечкой уборщица, а на последней в лучах 300-ваттных светильников под крохотной табличкой «Экономьте электроэнергию» сидит «сам зав».
Создается впечатление, что для административно-хозяйственных работников ничего не изменилось — в то время, как советский народ сражается на фронте и ведет бой за производство и урожай в тылу, они продолжают сидеть под пыльной пальмой за обширными столами, уставленными теми же графинами, чернильными приборами, уютными лампами, только к обычным лозунгам, «украшающим» стены добавляется приписка «.. .теперь война!»34 (рис. 6).
В 1943 г. тема тыла представлена наиболее широко: на 36 номеров (по нумерации — 48, так как несколько номеров выходили сдвоенными) 49 рисунков, из которых положительных, оптимистичных — всего 8, на которых повторяются сюжеты жертвования колхозниками личных средств в фонд обороны, например, на рисунке Л. Бродаты «Дистанция огромного размера» типичный условный старик-колхозник, при котором такая же типичная старуха, говорит: «Раньше был безлошадным, а теперь самолет покупаю». Рисунок работает сразу на несколько направлений — это и бескорыстие народа, и единство фронта и тыла, и образ такой богатой и могучей страны, в которой «простой старик» может на скопленные средства, полученные за трудодни, купить для фронта самолет! Трудно сказать, почему «Крокодил» не использует тему пожертвова-
33 Крокодил. 1942. № 33. С. 5.
34 Крокодил. 1942. № 45. С. 7.
ний в Фонд обороны до 1943 г. Датой создания Фонда считается 1 августа 1941 г., когда, в ответ на письмо коллектива завода «Красный пролетарий» с почином ежемесячных пожертвований заработной платы за один рабочий день в фонд обороны35 в газете «Правда» появляется статья «Фонд обороны — новое проявление советского патриотизма»36. Тем не менее, рисунки 1943 г. не преувеличивают масштабы пожертвований, случаи, когда рядовые граждане действительно жертвовали значительные суммы на создание боевой техники, были известны. И. С. Левин, бывший директором Саратовского авиационного завода вспоминает, что первый именной самолет появился на Сталинградском фронте в 1942 г.: «В первых числах ноября 1942 г. к нам на завод приехал секретарь обкома партии П. Т. Комаров с группой колхозников из колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района. Они собрали 150 тысяч рублей в фонд обороны и попросили продать им самолет в подарок защитникам Сталинграда. Обком партии поддержал инициативу колхозников. «Покупателям» показали самолеты и стали обсуждать, кому вручить их самолет.
Во время пребывания на фронте я познакомился с командиром 291-го истребительного авиационного полка Героем Советского Союза майором В. И. Шишкиным. Мне очень понравился невысокого роста, коренастый, скромный русский парень. Запомнились беседы с В. И. Шишкиным о боевых качествах наших «яков» и его пожелания. Я предложил делегатам передать самолет В. И. Шишкину. Все согласились.
Мы связались по телефону с командующим 16-й воздушной армией генералом С. И. Руденко, передали ему просьбу колхозников. Генерал сразу оценил значение этого факта и обещал через два дня прислать на завод Шишкина. На борту самолета по желанию «покупателей» была сделана надпись: «Майору Шишкину от колхозников колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района Саратовской области».
35 Обращение краснопролетарцев // Правда. 1941. № 210 (8618). 31 июля [Электорнный ресурс]: URL: http://mpgu.su/wp-content/ uploads/2020/05/Правда-№-210-от-31.07.1941.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
36 Фонд обороны — новое проявление советского патриотизма // Правда. 1941. № 221 (8619). 1 августа [Электорнный ресурс]: URL: http//mpgu.su/wp-content/uploads/2020/05/Правда-№-211-от-1.08.1941. pdf (дата обращения: 06.07.2021).
Как и обещал генерал Руденко, майор Шишкин прибыл на завод. Его уже ждали представители колхоза, руководители областных и городских организаций. В сборочном цехе и на аэродроме возникали стихийные митинги. Теплые, дружеские напутствия, крепкие мужские объятия... Самолет облетан, укомплектован, готов к бою. Сделав круг над аэродромом, покачав на прощание крыльями, он взял курс на фронт»37.
41 рисунок резко критической, сатирической направленности посвящен абсолютно бытовым сюжетам. Коренной перелом в ходе военных действий, начало освобождения оккупированных территорий СССР, переход стратегической инициативы к советским войскам понемногу снимает напряженность неизвестности. Жизнь берет свое. Карикатуристы нещадно высмеивают такие бытовые неурядицы, как постоянно опаздывающие, переполненные трамваи, замерзшие бани, плохо работающие бытовые службы. Вина всегда возлагается на недобросовестного хозяйственника, управдома, работника ЖЭКа, который свою плохую работу списывает на то, что идет война, да еще и стыдит «чересчур требовательных» граждан: в цикле рисунков Б. Ефимова интеллигентная пара обращается к управдому по поводу протекающей крыши, но в ответ управдом их укоряет: «Находитесь в глубоком тылу и такие претензии!»; просит починить лифт — получает отповедь: «На фронте вообще лифтов нет, и ничего, обходятся!», робкая просьба, раз канализация не работает, починить хотя бы «крантик» натыкается на суровое: «На фронте вообще слово такое забыто: «крантик»! Рекой пользуются. И ничего, героически воюют!»
Образ «ответственного работника» также имеет типические, узнаваемые черты: в отличие от положительного героя журнала «Крокодил», отрицательный всегда имеет отталкивающую внешность — чрезмерную полноту или худобу, сутулость, длинный нос. Одежда персонажей-мужчин тоже всегда четко атрибутируется с уровнем управления и объемом полномочий — хозяйственники, управдомы одеты в тулупы, ушанки и сапоги-бурки, бюрократы-волокитчики — в костюмах по моде, мелкая бюрократическая сошка в неаккуратных довоенных блузах-толстовках, с расхлябанным портфелем
37 Левин И. С. Грозные годы. Саратов, 1984. С. 30.
93
подмышкой 8 (рис. 7). Именно в отрицательных персонажах прослеживается идеологическая установка на то, что человек здоровый нравственно, красив и здоров физически. В женских отрицательных образах излишняя декоративность одежды — украшения, рюши, каблуки противопоставлены скромной, рациональной одежде женщин-тружениц.
В 1943 г. карикатура часто становится иллюстрацией к рубрике «Не герои нашего времени», в которой рисунок сопровождает сатирические стихи (автором которых являлся В. Лебедев-Кумач). Такими антигероями становятся хамы, спекулянты, расхитители, шофер, промышляющий «левыми» рейсами, бесполезные дамочки на службе, сплетницы и даже легкомысленные школьницы.
1944 г. (48 номеров) представлен 31 рисунком, из которых 11 являются позитивными, а 20 — критическими. Критика, представленная, как и в журналах «Крокодил» 1943 г., темой бытовых неурядиц, получает развитие: 5 рисунков посвящены культурному досугу. Ругают репертуар театра за отсутствие современных пьес39 и за «беззубые» пьесы, учреждения культуры — за нехватку билетов в кино и на спектакли40. Безусловно, на тематику оказали влияние и общая усталость от войны, и желание скорее вернуться к довоенной, полнокровной, культурной жизни. Эту тягу к красоте, женственности, радости отражает рисунок М. Черемных «Счастливого пути!»41 (рис. 8). Уже никто ни осудит ни каблучки, ни помаду, ни кокетливые часики и воротнички у работниц. Победа близко!
Несколько рисунков в № 9-10 за 1944 г., в значительной мере посвященном освобождению Ленинграда, изображают прогон пленных немцев по улицам освобожденного города:
38 Фридкин Б. Бацилла и ее распространители // Крокодил. 1943. № 18-19. С. 7; Бродаты Л. Для престижа // Крокодил. 1943. № 1819. С. 7; Фридкин Б. Как работники коммунального отдела Орского металлургического комбината проявляют заботу о семьях фронтовиков // Крокодил. 1943. № 8-9. С. 7; Елисеев К. Хозяйственник у врача // Крокодил. 1943. № 46-47. С. 6.
39 Ганф Ю. Иллюстрация к статье худрука // Крокодил. 1944. № 2. С. 7.
40 Семенов И. Размышления у театрального подъезда // Крокодил. 1944. № 15-16. С. 6.
41 Крокодил. 1944. № 39-40. С. 4.
Л. Бродаты «На Аничковом мосту. Конокрадов прогнали»42, А. Пахомов «Оживленное движение на Невском проспекте»43.
В рисунках 1944 г., посвященных тылу, предчувствуется завершение войны, в них много радости и уверенности в скорой победе.
В 1945 г. к периоду Великой Отечественной войны относятся 12 номеров. Эмоциональный накал карикатур, посвященных быту, снижен. Многие зарисовки уже не клеймят, а журят и подтрунивают над лентяями, болтунами и разгильдяями. Все мысли о мирном времени — на рисунке К. Елисеева пожилые колхозник и колхозница беседуют на фоне летнего берега реки, где у лодки стоят девушка и молодой мужчина в форме:
— Когда кончится война, Трофим, поженим твоего сержанта на моем ефрейторе!..44
Трудовым подвигам посвящены всего два рисунка: «Сталинград в строю» Б. Ефимова45 и М. Черемных «Всякому овощу свое место»46 (рис. 9).
В рисунках и карикатурах журнала «Крокодил» военного времени отразился огромный пласт культуры советской страны. Карикатура, сатирический или юмористический рисунок всегда отражают типичные, узнаваемые черты быта, отношений, идеологических установок. Безусловно, карикатура отражала и исторические изменения: ход военных действий, освобождение советских территорий, изменение идеологических установок. Остается открытым вопрос — насколько соответствовало это видение действительности, особенно в образах положительных, или же эти герои также воспринимались неким идеалом здорового советского человека труда. Тем не менее в условиях войны с врагом карикатура решала важнейшие задачи — рождала чувство причастности к великому делу победы, давала ощущение народного единства, поднимала настроение и давала надежду.
42 Крокодил. 1944. № 9-10. С. 5.
43 Крокодил. 1944. № 9-10. С. 3.
44 Елисеев К. Послевоенная проблема. // Крокодил. 1945. № 1516. С. 5.
45 Крокодил. 1945. № 9. С. 2.
46 Крокодил. 1945. № 15-16. С. 4.
Источники и литература
Баженов А. Жесткий характер // Крокодил. 1943. № 2. С. 4.
Бродаты Л. Для престижа // Крокодил. 1943. № 18-19. С. 7.
Бродаты Л. Дистанция огромного размера // Крокодил. 1943. № 2.С. 1.
Бродаты Л. Жди меня // Крокодил. 1944. № 7. С. 7.
Бродаты Л. Котельный цех // Крокодил. 1944. № 15-16. С. 7.
Бродаты Л. Кстати, о болтунах // Крокодил. 1942. № 23. С. 1.
Бродаты Л. На Аничковом мосту. Конокрадов прогнали // Крокодил. 1944. № 39-40. С. 4.
Вальк Г. Отцы и дети // Крокодил. 1942. № 42. С. 3.
Ганф Ю. Кстати об экономии // Крокодил. 1942. № 33. С. 5.
Генч Л. Наше гостеприимство // Крокодил. 1941. № 18. С. 2.
Директива НКВД СССР и НКГБ СССР № 257/207 об усилении борьбы с диверсантами, забрасываемыми противником в тыловые районы Советского Союза. 11 июля 1941 г. [Электорнный ресурс]: URL: http://docs.historyrussia. org/ru/nodes/178360-direktiva-nkvd-sssr-i-nkgb-sssr-257-207-ob-usilenii-borby-s-diversantami-zabrasyvaemymi-protivnikom-v-tylovye-rayony-sovetskogo-soyuza-11-iyulya-1941-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 06.07.2021.).
Директива Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) № П 509 партийным и советским организациям прифронтовых областей. 29 июня 1941 г. [Электорнный ресурс]: URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/178310-direktiva-sovnarkoma-soyuza-ssr-i-tsk-vkp-b-p-509-partiynym-i-sovetskim-organizatsiyam-prifrontovyh-oblastey-29-iyunya-1941-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 06.07.21.).
Евган Е. Борьба с саранчой // Крокодил. 1941. № 14. С. 4.
Елисеев К. А ты, Степа, не растешь! // Крокодил. 1942. № 33. С. 5.
Елисеев К. По сезону // Крокодил. 1945. № 19. С. 3.
Елисеев К. Посадка на три точки // Крокодил. 1941. № 13. С. 4.
Елисеев К. Послевоенная проблема. // Крокодил. 1945. № 1516. С. 5.
Елисеев К. Хозяйственник у врача // Крокодил. 1943. № 46-47. С. 6.
Ефимов Б. Е. Мой век. М., 1998.
Ефимов Б. Сталинград в строю // Крокодил. 1945. № 9. С. 2.
Из постановления бюро Мечетинского райкома ВКП(б) «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника на территории Мечетин-ского района». 26 июня 1941 г. // цДнИРО. Ф. P-67. Оп. 1. Д. 323. Л. 1. [Электорнный ресурс]: URL: http://docs. historyrussia.org/ru/nodes/223883-iz-postanovleniya-byuro-mechetmskogo-raykoma-vkp-b-o-meropriyatiyah-po-borbe-s-parashyutnymi-desantami-i-diversantami-protivnika-na--territorii-mechetinskogo-rayona-26-iyunya-1941-g#mode/ inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 06.07.2021).
Каневский А. Иван Иванович Иванов перестроился на военный лад// Крокодил. 1942. № 45. С. 7.
Каневский А. Отцы и дети // Крокодил. 1941. № 14. С. 2.
Каневский А. Старые счеты // Крокодил. 1942. № 30. С. 7.
Клинч Б. В освобожденном городе // Крокодил. 1942. № 6. С. 6.
Козлинский В. Точный адрес // Крокодил. 1941. № 15. С. 7.
Кривенькая Е. С. Особенности формирования художественного образа в карикатуре // Весшк Вщебскага дзяржаунага утвератэта. 2009. № 3 (53). С. 114-119.
Кукрыниксы. Специалист по уху, горлу, носу // Крокодил. 1941. № 28. С. 8.
Кукрыниксы. Болтуны // Крокодил. 1941. № 13. С. 3.
Левин И. С. Грозные годы. Саратов, 1984.
Никулин И. О. Журнал «Крокодил» как бренд советской сатиры // Актуальные проблемы рекламы и связей с общественностью: концепции, техники, технологии: материалы I международной научно-практической конференции, Анапа, 26-28 мая 2016 года. Анапа, 2016. С. 108-113.
Пахомов А. Оживленное движение на Невском проспекте // Крокодил. 1944. № 9-10. С. 3.
Обращение краснопролетарцев // Правда. 1941. № 210 (8618). 31 июля [Электорнный ресурс]: URL: http://mpgu.su/wp-content/uploads/2020/05/Правда-№-210-от-31.07.1941.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
Радлов Н. Исполнительная жена // Крокодил. 1942. № 24. С. 8.
Рыклин Г. Смех в подполье // Крокодил. 1941. № 12. С. 2.
Семенов И. Посылка на фронт // Крокодил. 1943. № 4. С. 6.
Семенов И. Размышления у театрального подъезда // Крокодил. 1944. № 15-16. С. 6.
Сивцева А. В. Взаимодействие компонентов карикатуры как креолизованного текста при достижении комического эффекта // Евразийский союз ученых. 2014. № 5-4 (5). С. 70-71. Фонд обороны — новое проявление советского патриотизма // Правда. 1941. № 221 (8619). 1 августа [Электорнный ресурс]: URL: http://mpgu.su/wp-content/uploads/2020/05/ Правда-№-211-от-1.08.1941.pdf (дата обращения: 06.07.2021). Фридкин Б. Бацилла и ее распространители // Крокодил. 1943. № 18-19. С. 7.
Фридкин Б. Каждому — свое // Крокодил. 1942. № 40. С. 3. Фридкин Б. Как работники коммунального отдела Орского металлургического комбината проявляют заботу о семьях фронтовиков // Крокодил. 1943. № 8-9. С. 7. Фридкин Б. Приход и расход // Крокодил. 1943. № 2. С. 5. Черемных М. Весенняя страда // Крокодил. 1944. № 15. С. 3. Черемных М. Счастливого пути! // Крокодил. 1944. № 39-40. С. 4.
Черемных М. Табель о рангах, или Всякому овощу свое место
// Крокодил. 1945. № 15-16. С. 4. Черемных М. Трудодни колхозников-партизан // Крокодил.
1941. № 17. С. 1. Черемных М. Убрать без потерь // Крокодил. 1941. № 14. С. 2.
Барбасова Вера Владимировна, преподаватель колледжа бизнеса и технологий (Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия); эл. почта: [email protected].
The Soviet Homefront as Depicted in Krokodil's Cartoons (1941-1945)
The paper focuses on cartoons published in Krokodil — a humour magazine issued between 1922 and 2008 by Pravda — depicting civilian life in the USSR during the war on the WWII's Eastern Front (1941-1945).
The research is based on a selection of drawings created by various Soviet cartoonists, including the three 'Kukryniksy' (M. Kupriyanov, P. Krylov, and N. Sokolov), as well as G. Valk, A. Kanevsky, B. Yefimov, L. Gench, M. Cheremnykh, N. Radlov, Y. Ganf, L. Brodaty, V. Goryaev, etc.
In the 1941-1945 cartoons, visuals often played a less significant role than text, whether it be a title, an epigraph, a dialogue or a reference to a specific event.
The author examines typical heroes and villains of WWII-era cartoons, including old men, workers, and women, who were usually represented as mothers or members of the workforce. Each typical character is revealed through their recognisable attributes. Having
reviewed 179 issues of Krokodil published between 1941 and 1945, the author found a distinct trend. In 1941-1942, cartoons were mainly aimed to convey positive images of civilians working in cities and rural areas in support of the war effort. Fighting against German infiltrators was another relevant topic at that time.
In 1943-1945, cartoonists started to poke fun at everyday problems, as they criticised constraints on transport, poor state of public bathhouses, lack of new plays in theatres or wrong actions of officials and utility services. The positive side was mainly represented by donations to the Defense Fund, labour achievements, and prospect of victory.
Therefore, the author concludes that the Soviet cartoons of 19431945 reflected changes in the military situation, public mood, and political and ideological narratives, thus being a valuable historical source.
Key words: USSR, Great Patriotic War, cartoon, ideology, art.
Vera Barbasova, Lecturer at the College of Business and Technology (St. Petersburg State University of Economics; Saint Petersburg, Russia); e-mail: [email protected].
References
Bazhenov A. Zhestkij harakter // Krokodil. 1943. № 2. S. 4.
Brodaty L. Dlja prestizha // Krokodil. 1943. № 18-19. S. 7.
Brodaty L. Distancija ogromnogo razmera // Krokodil. 1943. № 2. S. 1.
Brodaty L. Zhdi menja // Krokodil. 1944. № 7. S. 7.
Brodaty L. Kotel'nyj ceh // Krokodil. 1944. № 15-16. S. 7.
Brodaty L. Kstati, o boltunah // Krokodil. 1942. № 23. S. 1.
Brodaty L. Na Anichkovom mostu. Konokradov prognali // Krokodil.
1944. № 39-40. S. 4. Val'k G. Otcy i deti // Krokodil. 1942. № 42. S. 3. Ganf Ju. Kstati ob jekonomii // Krokodil. 1942. № 33. S. 5. Gench L. Nashe gostepriimstvo // Krokodil. 1941. № 18. S. 2. Direktiva NKVD SSSR i NKGB SSSR № 257/207 ob usilenii bor'by s diversantami, zabrasyvaemymi protivnikom v tylovye rajony Sovetsk-ogo Sojuza. 11 ijulja 1941 g. [Jelektornnyj resurs]: URL: http://docs. historyrussia.org/ru/nodes/178360-direktiva-nkvd-sssr-i-nkgb-sssr-257-207-ob-usilenii-borby-s-diversantami-zabrasyvaemymi-protivnikom-v-tylovye-rayony-sovetskogo-soyuza-11-iyulya-1941-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 (data obrashhenija: 06.07.2021.). Direktiva Sovnarkoma Sojuza SSR i CK VKP(b) № P 509 partijnym i sovets-kim organizacijam prifrontovyh oblastej. 29 ijunja 1941 g. [Jelektornnyj resurs]: URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/178310-direk-tiva-sovnarkoma-soyuza-ssr-i-tsk-vkp-b-p-509-partiynym-i-sovets-kim-organizatsiyam-prifrontovyh-oblastey-29-iyunya-1941-g#mode/ inspect/page/1/zoom/4 (data obrashhenija: 06.07.21.). Evgan E. Bor'ba s saranchoj // Krokodil. 1941. № 14. S. 4.
Eliseev K. A ty, Stepa, ne rastesh'! // Krokodil. 1942. № 33. S. 5.
Eliseev K. Po sezonu // Krokodil. 1945. № 19. S. 3.
Eliseev K. Posadka na tri tochki // Krokodil. 1941. № 13. S. 4.
Eliseev K. Poslevoennaja problema... // Krokodil. 1945. № 15-16. S. 5.
Eliseev K. Hozjajstvennik u vracha // Krokodil. 1943. № 46-47. S. 6.
Efimov B. E. Moj vek. M., 1998.
Efimov B. Stalingrad v stroju // Krokodil. 1945. № 9. S. 2.
Iz postanovlenija bjuro Mechetinskogo rajkoma VKP(b) «O meroprijati-jah po bor'be s parashjutnymi desantami i diversantami protivnika na territorii Mechetinskogo rajona». 26 ijunja 1941 g. // CDNIRO. F. P-67. Op. 1. D. 323. L. 1. [Jelektornnyj resurs]: URL: http://docs. historyrussia.org/ru/nodes/223883-iz-postanovleniya-byuro-meche-tinskogo-raykoma-vkp-b-o-meropriyatiyah-po-borbe-s-parashyut-nymi-desantami-i-diversantami-protivnika-na-territorii-mechetinsk-ogo-rayona-26-iyunya-1941-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 (data obrashhenija: 06.07.2021).
Kanevskij A. Ivan Ivanovich Ivanov perestroilsja na voennyj lad // Krokodil. 1942. № 45. S. 7.
Kanevskij A. Otcy i deti // Krokodil. 1941. № 14. S. 2.
Kanevskij A. Starye schety // Krokodil. 1942. № 30. S. 7.
Klinch B. V osvobozhdennom gorode // Krokodil. 1942. № 6. S. 6.
Kozlinskij V. Tochnyj adres // Krokodil. 1941. № 15. S. 7.
Kriven'kaja E. S. Osobennosti formirovanija hudozhestvennogo obraza v karikature // Vesnik Vicebskaga dzjarzhaynaga universitjeta. 2009. № 3 (53). S. 114-119.
Kukryniksy. Specialist po uhu, gorlu, nosu // Krokodil. 1941. № 28. S. 8.
Kukryniksy. Boltuny // Krokodil. 1941. № 13. S. 3.
Levin I. S. Groznye gody. Saratov, 1984.
Nikulin I. O. Zhurnal «Krokodil» kak brend sovetskoj satiry // Aktual'nye problemy reklamy i svjazej s obshhestvennost'ju: koncepcii, tehniki, tehnologii: materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii, Anapa, 26-28 maja 2016 goda. Anapa, 2016. S. 108-113.
Pahomov A. Ozhivlennoe dvizhenie na Nevskom prospekte // Krokodil. 1944. № 9-10. S. 3.
Obrashhenie krasnoproletarcev // Pravda. 1941. № 210 (8618). 31 ijulja [Jelektornnyj resurs]: URL: http://mpgu.su/wp-content/ uploads/2020/05/Pravda-№-210-ot-31.07.1941.pdf (data obrashhenija: 06.07.2021).
Radlov N. Ispolnitel'naja zhena // Krokodil. 1942. № 24. S. 8.
Ryklin G. Smeh v podpol'e // Krokodil. 1941. № 12. S. 2.
Semenov I. Posylka na front // Krokodil. 1943. № 4. S. 6.
Semenov I. Razmyshlenija u teatral'nogo pod#ezda // Krokodil. 1944. № 15-16. S. 6.
Sivceva A. V. Vzaimodejstvie komponentov karikatury kak kreolizovannogo teksta pri dostizhenii komicheskogo jeffekta // Evrazijskij sojuz uchenyh. 2014. № 5-4 (5). S. 70-71.
Fond oborony — novoe projavlenie sovetskogo patriotizma // Pravda. 1941. № 221 (8619). 1 avgusta [Jelektornnyj resurs]: URL: http:// mpgu.su/wp-content/uploads/2020/05/Pravda-№-211-ot-1.08.1941. pdf (data obrashhenija: 06.07.2021). Fridkin B. Bacilla i ee rasprostraniteli // Krokodil. 1943. № 18-19. S. 7. Fridkin B. Kazhdomu — svoe // Krokodil. 1942. № 40. S. 3. Fridkin B. Kak rabotniki kommunal'nogo otdela Orskogo metallurgicheskogo kombinata projavljajut zabotu o sem'jah frontovikov // Krokodil. 1943. № 8-9. S. 7.
Fridkin B. Prihod i rashod // Krokodil. 1943. № 2. S. 5. Cheremnyh M. Vesennjaja strada // Krokodil. 1944. № 15. S. 3. Cheremnyh M. Schastlivogo puti! // Krokodil. 1944. № 39-40. S. 4. Cheremnyh M. Tabel' o rangah, ili Vsjakomu ovoshhu svoe mesto //
Krokodil. 1945. № 15-16. S. 4. Cheremnyh M. Trudodni kolhoznikov-partizan // Krokodil. 1941. № 17. S. 1.
Cheremnyh M. Ubrat' bez poter' // Krokodil. 1941. № 14. S. 2.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
ПО СЕЗОНУ
Рас. К. Emmi
— В прошлом году, Петя, мы тебе тяжёлый танк подарили, а теперь выбирай что-нибудь полегче — галстук, что ли...
Рис. 1. «По сезону» рис. К. Елисеева
В ОСВОБОЖДЕННОМ ГОРОДЕ
Рис. Б. К,тню
Годод »чистили, теперь надо очищать город.
Рис. 2. «В освобожденном городе» рис. Б. Клинча
ВЕСЕННЯЯ СТРАДА
• М-
Продолжайте, хлопцы, жать к колотить а мы тут будем мять.
Рис. 3. «Весенняя страда» рис. М. Черемных
ПРИХОД И РАСХОД
Рис, Б. Фридкина.
Сбережения копиимнког
Рлсисц <рр<ие*.
Рис. 4. «Приход и расход» рис. Б. Фридкина
Ивал Ивйнсвкч Иванов парвороился на военный лад.
Рис. 6. «Иван Иванович Иванов перестроился на военный лад» рис. А. Каневского
хозяйственник
у врача
Ряс, К. Елвйещэ*
— У вас неправильный обмен,
— Напротив, доктор! Я только цаднях очень удачно обменял патоку на цемент.
Рис. 7. «Хозяйственник у врача» рис. К. Елисеева
СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!
РЯ||, К. ЧЦМЙЫ!
Рис. 8. «Счастливого пути» рис. М. Черемных
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, или ВСЯКОМУ ОВОЩУ СВОЕ МЕСТО
— Запоили, Фроси; у овер-лейтни«та кы посадили луж, у полковника— *рек, 1 мнерал остаётся ни боба*.
Рис. 9. «Табель о рангах, или Всякому овощу свое место» рис. М. Черемных