Научная статья на тему 'Советские художественные фильмы 1920 - 1930-х годов о будущей войне с фашизмом и японским милитаризмом'

Советские художественные фильмы 1920 - 1930-х годов о будущей войне с фашизмом и японским милитаризмом Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3151
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ / НЕМОЙ ФИЛЬМ / ТАНКИ / САМОЛЕТЫ / ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ / ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / КАВАЛЕРИЯ / ОБРАЗ ВРАГА / ПОДВИГИ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ / THE ARTFILM / THE SILENTFILM / TANKS / PLANES / ANTIAIRCRAFT ARTILLERY / CHEMICAL WEAPONS / CAVALRY / IMAGE OF THE ENEMY / HEROISM OF THE SOVIET PEOPLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черниловский А. А.

В статье анализируется содержание советских художественных фильмов 1920 1930-х годов о будущей войне с фашизмом и японским милитаризмом, образ врага и описание будущих подвигов советских людей в этих фильмах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET FILMS OF THE 1920s - 1930s ABOUT THE FUTURE WAR AGAINST FASCISM AND JAPANESE MILITARISM

The article analyzes the content of Sovietfilms of the 1920s 1930s about the future war against fascism and Japanese militarism, the image of the enemy and the description offuture heroism of the Soviet people in these films.

Текст научной работы на тему «Советские художественные фильмы 1920 - 1930-х годов о будущей войне с фашизмом и японским милитаризмом»

УДК 94(47).084.6 ЧЕРНИЛОВСКИЙ A.A.

кандидат исторических наук, кафедра естественнонаучных, экономических и гуманитарных дисциплин, Карачевский филиал, Орловский государственный университет имени И,С. Тургенева E-mail, [email protected]

UDC 94(47).084.6

CHERNILO VSKYAA,

Candidate of Historical Sciences, Department of scientific, economic and humanities disciplines, Karachevsky branch of Orel State University named after I.S.Turgenev E-mail. [email protected]

СОВЕТСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ 1920 - 1930-Х ГОДОВ О БУДУЩЕЙ ВОЙНЕ С ФАШИЗМОМ И ЯПОНСКИМ МИЛИТАРИЗМОМ

SOVIET FILMS OF THE 1920s - 1930s ABOUT THE FUTURE WAR AGAINST FASCISM AND JAPANESE MILITARISM

В статье анализируется содержание советских художественных фильмов 1920 - 1930-х годов о будущей войне с фашизмом и японским милитаризмом, образ врага и описание будущих подвигов советских людей в этих фильмах.

Ключевые слова: художественный фильм, немой фильм, танки, самолеты, зенитная артиллерия, химическое оружие, кавалерия, образ врага, подвиги советских людей.

The article analyzes the content of Sovietfilms of the 1920s - 1930s about thefuture war againstfascism and Japanese militarism, the image of the enemy and the description offuture heroism of the Soviet people in these films.

Keywords: the artfilm, the silentfilm, tanks, planes, antiaircraft artillery, chemical weapons, cavalry, the image of the enemy, heroism of the Soviet people.

В 1920-х и особенно в 1930-х годах, в условиях приближения войны с фашизмом и с милитаристской Японией, в советском общественном сознании складывались определенные представления об этой будущей войне. О надвигающейся войне с фашистами в то время говорилось не только в книгах военных теоретиков и военных журналах, но и в произведениях художественной фантастической литературы, и даже в кинематографе. В межвоенный период в СССР был снят целый ряд художественных фильмов, посвященных будущему нападению фашистов на Советский Союз и победоносному отпору, который даст врагу Красная армия.

Разумеется, режиссеры художественных фильмов не ставили целью дать достоверный прогноз будущих событий, их картины выполняли пропагандистские и развлекательные функции. Тем не менее, эти фильмы оказали определенное влияние на общественное сознание советских людей.

Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы проанализировать воображаемые войны на советском экране в 1920 - 1930-х гг. Мы намерены охарактеризовать содержание советских фильмов о будущей войне, образ врага и подвиги советских людей в этих фильмах. Для решения этих задач нами, помимо фильмов о будущей войне, были использованы также фильмы о борьбе с фашистскими и японскими диверсантами. Задачи статьи ни в коей мере не включают искусствоведческий анализ кинокартин.

Самым первым советским фильмом о будущей войне

с фашизмом была немая картина 1925 г. «Наполеон-газ» [12]. В то время, в середине 1920-х гг., в Советском Союзе еще не было четкого понимания термина «фашизм», зачастую фашизм отождествлялся с любым антикоммунизмом. При таком подходе фашистским государством оказывались даже США. В фильме Америкой правит фашистская организация, которая сочетает символику Ку-Клукс-Клана и германских национал-социалистов, белые балахоны со свастикой. Эта организация является частью мировой антикоммунистической лиги, объединяющей реакционеров разных стран. Американские фашисты принимают на службу корсиканского изобретателя Наполеона Гелимера, создавшего всесжигающий газ.

США нападают на СССР, американская авиация, в которой служат русские белоэмигранты и которая вооружена химическими бомбами с всесжигающим газом, совершает налет на Ленинград. Однако жители города организованно уходят в убежища, советские зенитчики и летчики успешно громят врага. Сохранившаяся часть фильма заканчивается картиной победоносной атаки красной кавалерии.

В 1936 г. вышел фильм «Родина зовет» [11] - вероятно, первый фильм, посвященный войне СССР с фашистской Германией. Действие фильма начинается 27-го июня, а через несколько дней Германия без объявления войны нападает на СССР. Эскадра фашистских бомбардировщиков с химическими бомбами пытается атаковать объекты в советском тылу, но уничтожа-

© Черниловский A.A. © Chernilovsky A.A.

ется советской авиацией. Лишь один бомбардировщик смог прорваться к советскому авиационному заводу и сбросить химические бомбы, от которых погиб один ребенок. Между тем Красная армия разворачивается и переходит в успешное наступление.

Завязывается новое воздушное сражение, в котором советская авиация вновь громит фашистскую и завоевывает господство в воздухе, что дает возможность осуществить высадку воздушного десанта в тылу противника.

В 1930-х гг. получила популярность концепция итальянского генерала Джулио Дуэ, считавшего, что исход войны отныне будет решаться огромными армадами тяжелых бомбардировщиков, налетами на города и заводы [1]. Некоторые советские художественные произведения и фильмы представляли собой иллюстрацию этой теории.

В 1938 г. вышел фильм «Глубокий рейд» [5], представлявший собой экранизацию повести Николая Шпанова «Первый удар» [3]. Действие начинается в советском городе N. недалеко от западной границы. Германия нападает на СССР без объявления войны, фашистский дирижабль совершает налет на советский город, но уничтожается.

Вслед за этим с советских аэродромов поднимается огромная эскадра тяжелых бомбардировщиков, построенная в полном соответствии с теорией Дуэ. Вместо Варшавы, Берлина и Нюрнберга, которые в книге выступают целями советских бомбардировщиков, в фильме фигурируют вымышленные города, но в остальном фильм соответствует книге. Советские самолеты успешно преодолевают вражескую систему ПВО, разрушают военные заводы и огромную гидроэлектростанцию, потоки воды заливают городские улицы. Советские летчики успешно возвращаются на свои аэродромы, фильм оканчивается картиной победоносного наступления Красной армии на земле. В заключительных сценах представлены не только огонь советских гаубиц, атакующие пехотные цепи и танки БТ, но и идущая в атаку кавалерийская лава, что, конечно, было бы невозможно в реальности.

В том же, 1938 г., на советские экраны вышел фильм «На границе» [9], являющийся экранизацией романа Петра Андреевича Павленко «На Востоке» [2]. В этом фильме показана и будущая война с Японией. Впрочем, ей посвящен лишь конец фильма, где изображена неудачная попытка японцев переправиться через пограничную реку. Советские пограничники уничтожают их метким огнем, а затем добивают штыковой атакой. Заканчивается фильм тем. что советские войска идут в победное наступление, а японские солдаты в панике разбегаются. В этом фильме также показано огромное техническое превосходство Красной армии над противником, тучи самолетов, идущие сквозь тайгу танки БТ, но одновременно зритель видит сабельную атаку красной кавалерии и скачущие тачанки.

Наиболее известным советским довоенным фильмом о будущей войне с фашистской Германией является фильм 1938 г. «Если завтра война» [7]. По своему содер-

жанию он ничем не отличается от произведений, перечисленных выше. В нем изображена война 19... года. Немецкие фашисты без объявления войны нападают на СССР, имея задачей поход на Москву, но одни только советские пограничные заставы успешно отражают их атаку. Фашистская авиация совершает налет на советский город недалеко от границы, сбрасывает несколько бомб, но советские истребители и зенитная артиллерия ее уничтожают.

Вслед за этим советская авиация совершает успешный рейд на тылы противника, бомбы уничтожают его аэродромы, зенитные батареи, мосты и железнодорожные составы. Красная армия переходит границу, фашисты тщетно пытаются ее остановить. Им не помогает даже массовое применение химического оружия. Создатели фильма всячески стремились показать огромную техническую мощь Красной армии, зритель видит массы дальних бомбардировщиков, танков БТ. тяжелую артиллерию на гусеничных лафетах, но при этом в фильме происходят штыковые атаки с рукопашной схваткой и кавалерийские бои на саблях.

В конце фильма в Германии начинается пролетарская революция, народ выходит на баррикады. На экране появляется надпись: «Так может начаться война, которая приведет к гибели капиталистический мир».

В 1939 г. на советские экраны вышел художественный фильм «Эскадрилья № 5» [13]. Его сценарий также списан с повести Шпанова. Действие фильма происходит в первый день будущей войны СССР с Германией на Киевском направлении.

В фильме фашисты начинают войну внезапным нападением в 2.00. Их танковая колонна переходит советскую границу, но советские пограничники уничтожают эту колонну некими инженерными минами с дистанционным управлением. Советская разведка знала о времени нападения, поэтому советские бомбардировочные эскадрильи были заблаговременно подняты в воздух и опередили немецкую авиацию. Хотя немецкая авиация была перебазирована на запасные аэродромы, советская разведка об этом знала, и фашистские самолеты уничтожаются, не успев подняться в воздух.

На обратном пути советские бомбардировщики атакованы немецкими истребителями, взлетевшими из подземных ангаров. Но техническое превосходство советской авиации подавляющее, поэтому немцы теряют восемнадцать своих машин, сбив лишь два советских самолета. Фильм заканчивается высадкой советского воздушного десанта, который захватывает немецкий укрепрайон и берет в плен немецкого генерала.

Еще одним советским фильмом о будущей войне с фашистской Германией была картина 1939 г. «Танкисты» [12].

В этом фильме гитлеровцы также без объявления войны нападают на Советский Союз, открыв войну воздушным нападением. Однако командующий немецкой армией генерал фон Бюллер решает в начале войны заманить войска красных на свою территорию и разгромить их как армию Самсонова в 1914 г.

Советская авиация успешно отражает налет, сбив более тридцати вражеских самолетов, после чего Красная армия переходит границу. Расчеты немецкого командования оказываются несостоятельными: советские танки БТ обходят врага с фланга по направлению, которые немцы считали непроходимым. В отчаянии немецкий командующий применяет химическое оружие и приказывает своей артиллерии стрелять, не считаясь с возможностью попадания в собственные окопы, но все это не может остановить советские танки. Фильм оканчивается разгромом фашистских войск, пленением их командующего фон Бюллера, его начальника штаба и присматривавшего за ними личного представителя Гитлера.

Кроме перечисленных нами, в СССР в этот период был снят еще целый ряд фильмов о будущей войне, но, к сожалению, эти фильмы не сохранились. К числу таких несохранившихся фильмов о будущей войне относятся, например, «Высота 88,5» (1931), «Возможно, завтра» (1932) и некоторые другие.

После подписания 23 августа 1939 года договора о ненападении с Германией создание фильмов о будущей войне с фашизмом прекратилось.

Фильмы о будущей войне создавали в массовом сознании определенный образ врага - фашизма и японского милитаризма. Немецко-фашистская армия в советских фильмах того времени выглядит несколько иначе, чем в послевоенных фильмах, она скорее напоминает армии Первой мировой войны или Белую армию. Форма, в которую одеты фашисты, не похожа на реальную военную форму Вермахта, а в фильме «Если завтра война» немецкая армия вообще одета в форму французского образца. К германским генералам в этих фильмах обращаются «Ваше превосходительство». Ни в одном из перечисленных нами советских фильмов не упоминаются СС, абвер или гестапо, в фильме «Эскадрилья № 5» немецко-фашистские спецслужбы называются термином «контрразведка». Даже фашистская свастика в фильмах «Наполеон-газ» и «Родина зовет» имеет совсем другую форму, чем та, которую использовали гитлеровцы, в фильме «Если завтра война» на немецких танках нарисована финская свастика. При этом в некоторых советских фильмах того времени нацистская символика изображена вполне адекватной реальности. Так, еще в 1925 г. в СССР вышел на экраны фантастический боевик «Луч смерти» [8], где фашистские шпионы используют именно гитлеровскую свастику. Вполне реалистично изображены свастика и форма СС и в фильме-боевике 1937 года «Граница на замке» [6], посвященном борьбе советских пограничников в Белоруссии с немецко-фашистскими диверсантами (впрочем, действие этого фильма происходит на советско-германской границе, которой в 1937 году просто не существовало). Гитлер ни в одном из использованных нами фильмов не действует, даже упоминается лишь в фильме «Танкисты» [12], где он назван не по имени, а «верховным правителем».

В советских фильмах 1930-х гг. немцы при нападе-

нии на СССР постоянно говорят, что они ждали этого дня с 1918 года, но при этом оказываются совершенно неготовыми к войне. Немецкая армия вооружена устаревшим вооружением. Это особенно заметно в фильме «Эскадрилья № 5» [13], где у немецкой авиации нет ни радиосвязи, ни телефонной связи, приказы командования передаются курьерами на мотоциклах; на вооружении у немцев в этом фильме есть лишь истребители времен Первой мировой войны, не способные противостоять советским самолетам. В фильме «Танкисты» у немецких пехотинцев нет никаких противотанковых средств, они бессильны даже против обездвиженного танка БТ и безуспешно пытаются поджечь его, обложив соломой.

Немцев в этих картинах шокирует огромное техническое превосходство Красной армии. Так, в фильме «Глубокий рейд» [5] экипаж фашистского дирижабля, сбрасывавшего химические бомбы на советский приграничный город, перед гибелью успевает изумиться, что советским истребителям доступна высота в 13 километров. В финале фильма «Если завтра война» [7] пленный немецкий генерал, видя в небе огромную армаду советских тяжелых бомбардировщиков, восклицает «Да сколько же их?!», на что красноармеец отвечает ему «Вы думали мы нищи, а у нас их тыщи»

Не меньшей оказывается на экране слабость врага в тайной войне по сравнению с советской разведкой. В упомянутом нами фильме «Граница на замке» офицер немецкой разведки, инструктируя агента перед заброской на территорию Советского С окна, говорит: «Мы потерпели поражение от советской разведки» [6]. В «Эскадрилье №5» [13] начальник немецкой контрразведки уверяет генерала, что большевики не могут узнать о времени нападения на СССР, в то время как советская разведка уже знает об этом.

Японцы также переполнены злобы к Советскому Союзу и захватнических планов. Так, в фильме «Аэроград» диверсант-самурай, схваченный советским охотником, кричит: «Я ненавижу твой край, я ненавижу твоя нация... Вся большая Азия будет моя... от моря и до Байкала» [4]. Но японцы также оказываются совершенно неготовыми к войне. В фильме «На границе» у японцев есть артиллерия, у советских пограничников -лишь стрелковое оружие, но пограничники их побеждают. расстреляв из винтовок артиллерийскую прислугу и пулеметные расчеты. Ни танков, ни авиации у японцев нет, они разбегаются, лишь только начинают падать советские бомбы.

Враг хитер, но его хитрость бессильна против военного искусства советского командования, против находчивости советских солдат В фильме «Танкисты» [12] взятый в плен немецкий генерал спрашивает у красноармейцев. как им удалось преодолеть непроходимый овраг (танки БТ спускались с обрыва на тросах), на что победители отвечают ему: «Если надо, советские танки летают».

Враги трусливы и предпочитают смерти советский плен. В «Аэрограде» японский диверсант, пытавший-

ся поднять восстание старообрядцев против Советской власти, будучи схвачен советскими людьми, пытается, но не решается совершить харакири и его берут живьем; в «Танкистах» немецкий генерал и его начальник штаба решают поступить как русский генерал Самсонов в 1914 году, но не могут решиться нажать на курки пистолетов, и красноармейцы берут их в плен.

Вражескую страну изнутри раздирают классовые противоречия. В «Эскадрилье № 5» [13] в немецкой армии множество коммунистов, которые устраивают диверсии в тылу у фашистов, а фильм «Если завтра война» заканчивается революцией в Германии, которую пролетариат поднимает при известиях о победоносном наступлении Красной армии [7].

На экране советские люди проявляют массовый героизм. Мирные жители мужественно встречают известие о нападении на Советский Союз, организованно идут в укрытия при воздушном налете. В фильме «Если завтра война» показан патриотический подъем по всей стране, массовый уход добровольцев на фронт из всех союзных республик [7].

Красноармеец способен в одиночку сражаться с целой толпой врагов и нанести им урон. Так. в фильме «Если завтра война» советский пограничник в ночь внезапного нападения Германии на СССР, послав напарника за подкреплением, в одиночку обороняет целую переправу [7].

Советские люди в довоенных фильмах физически сильны, выносливы. Даже советские женщины и дети могут голыми руками сражаться с противником: так в фильме «На границе» две женщины в рукопашной схватке убивают несколько японских солдат, а в фильме «Граница на замке» колхозница задерживает бывшего кулака, который служит немцам.

Советские люди, попав в плен к врагу, героически держатся на допросе, демонстрируя презрение к смерти. Так поступает в фильме «На границе» советская женщина, схваченная японцами, говорит японскому

офицеру, требующему указать дорогу к мосту: «Язык себе откушу, не скажу» [9].

Советские люди мужественно переносят гибель родных. В фильме «Родина зовет» от сброшенной фашистским самолетом химической бомбы погибает советский ребенок. Но его отец-летчик и бабушка, секретарь парткома завода, продолжают исполнять свой долг. В воздушном бою отец встречает и уничтожает тот самый вражеский самолет, который сбросил бомбу [11].

Даже оказавшись в тылу врага, советские воины думают о продолжении борьбы. В «Эскадрилье № 5» сбитые в воздушном бою советские летчики Гришин и Нестеров выбрасываются с парашютами в 150 километрах от границы. При помощи немецких коммунистов они овладевают документами и формой немецких офицеров, проникают в немецкий укрепрайон, наводят на него советские бомбардировщики, а потом, захватив немецкий самолет, возвращаются к своим [13].

Экипаж подбитого советского самолета, имея возможность совершить посадку и спастись, предпочитает пожертвовать собой, направив машину на наземную цель. Так поступают советские летчики в фильме «Глубокий рейд», где они совершают таран немецкого подземного аэродрома [7].

Советские воины в этих фильмах проявляют гуманность по отношению к мирному населению вражеской страны. Так. в «Танкистах» советский танк спешит со срочным донесением к командованию, но увидев играющего на дороге немецкого ребенка, экипаж, чтобы не задавить его, направляет машину в стену дома [12].

Подводя итог, можно сказать, что советский кинематограф межвоенного периода формировал в общественном сознании образ будущей легкой победы над фашизмом, войны малой кровью на чужой территории, надежды на пролетарскую революцию в тылу врага. Этим к какой-то мере объясняется тот шок, который вызвали у советских людей поражения в начальный период Великой Отечественной войны.

Библиографический список

1. ДуэД. Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны. / Д. Дуэ. Пер. с итальянского. М.: Воениздат, 1936. изд. 2-е. 607 с.

2. Павленко ПЛ. На востоке. M.-JL: Детиздат, 1937. 380 с.

3. ШпановН.Н. Первый удар: повесть о будущей войне. /H.H. Шпанов. М.: Воениздат, 1939. 136 с.

4. Аэроград [Видеозапись] / реж. А.П. Довженко; в ролях: С.Д. Столяров, Н.С. Табунасов, C.B. Шагайда; Украинфильм, Мосфильм. - Фильм вышел на экраны в 1935 г.

5. Глубокий рейд [Видеозапись] / реж. П.П. Малахов; в ролях: Н. Головин, Г. Любимов, Е. Строева; Мостехфильм. - Фильм вышел на экраны в 1938 г.

6. Граница на замке [Видеозапись] / реж. В.Н. Журавлев, К.А. Когтев; в ролях: Градополов К.В., Нассонов К.А., Свашенко С.А.; Союздетфильм. - Фильм вышел на экраны в 1937 г.

7. Если завтра война [Видеозапись] / реж. Г.С. Берёзко, Е.Л. Дзиган и др.; в ролях: В.В. Санаев, И.И. Федорова; Мосфильм. - Фильм вышел на экраны в 1938 г.

8. Луч смерти [Видеозапись] / реж. Лев Владимирович Кулешов; в ролях: В.И. Пудовкин, С.П. Комаров, A.C. Хохлова; 1-я фабрика Госкино. - Фильм вьплел на экраны в 1925 г.

9. На границе [Видеозапись] / реж. А.Г. Иванов; в ролях: H.A. Крючков, Е.А. Тяпкина, З.А. Федорова; Ленфильм. - Фильм вышел на экраны в 1938 г.

10. Наполеон-газ [Видеозапись] / реж. С.А. Тимошенко; в ролях: Е.А. Боронихин, О. Спирова, И.Н. Таланов; Севзапкино. -Фильм вышел на экраны в 1925 г.

11. Родина зовет [Видеозапись] / реж. A.B. Мачерет; в ролях: М.Н. Кедров, Е.П. Мельникова, A.B. Попова; Мосфильм. -Фильм вышел на экраны в 1936 г.

12. Танкисты [Видеозапись] / реж. З.М. Драпкин; в ролях: А.Г. Кулаков, В.В. Меркурьев, В.Я. Чобур; Ленфильм. - Фильм вышел на экраны в 1939 г.

13. Эскадрилья № 5 [Видеозапись] / реж. A.M. Роом; в ролях: Б.А. Безгин, Н.И. Гарин; Киевская киностудия. - Фильм вышел на экраны в 1939 г.

References

1. Done D. Air supremacy. A collection of writings on issues of the air war. Trans. Italian. M.: Military Publishing, 1936. the 2-nd. 607 p.

2. Pavlenko P. A. In the East. / P. A. Pavlenko. M.-L.: Detizdat, 1937. 380 p.

3. Pavlenko P. A. In the East. / P. A. Pavlenko. M.-L.: Detizdat, 1937. 380 p.

4. Aerograd [Videorecording] / dir. A. P. Dovzhenko; in roles: S. D. Stolyarov, N. S. Tabunov, S. V. Shagaida; Ukrainfilm Studio, Mosfilm Studio. - The film was released in 1935

5. Deep Raid [Videorecording] / dir. P. P. Malakhov; in roles: N. Golovin, G. Lyubimov, E. Stroeva; Mostehfilm. - The film was released in 1938

6. The border on the lock [Videorecording] / dir. V. N. Zhuravlev, K. A. Kogtev; starring: Gradopolov К. V., Nassonov K. A., Svashenko S. A.; Soyuzdetfilm. - The film was released in 1937.

7. If tomorrow the war is [Videorecording] / dir. G. S. Beriozko, E. L. Dzigan,and etc.; in roles: V. V. Sanaev, 1.1. Fedorova; Mosfilm.

- The film was released in 1938

8. Death ray [Videorecording] / dir. Lev Vladimirovich Kuleshov; in roles: V. I. Pudovkin, S. P. Komarov, A. S. Khokhlova; the 1-st factory of Goskino. - The film was released in 1925

9. On the border [Videorecording] / dir. A. G. Ivanov; in roles: N.A. Kryuchkov, E. A. Tyapkina, Z. A. Fedorova; Lenfilm. - The film was released in 1938

10. Napoleon-gas [Videorecording] / dir. A. S. Timoshenko; in roles: E. A. Boronikhm,0. Spirova, I. N. Talanov; Sevzapkino. - The film was released in 1925

11. The Motherland is calling [Videorecording] / dir. A. V. Macheret; starring: M. N. Kedrov, E. P. Melnikova, A.V. Popova; Mosfilm.

- The film was released in 1936

12. The Tankers [Videorecording] / dir. Z. M. Drapkin; in roles: A. G. Kulakov, V. V. Merkurev, V. Ya. Chobur; Lenfilm. - The film was released in 1939

13. The SquadronNo. 5 [Videorecording] / dir. A. M. Room; in roles: B. A. Bezgin,N. I. Garin; Kiev Studio. - The film was released in 1939

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.